МАГИСТРАТУРА
Задания для магистратуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПР №1 Развитие навыка планирования публикационной активности | 15.02 КБ |
ПР №3 Технологии планирования и организации научной работы | 76.93 КБ |
ПР№4 Библиографическая культура исследователя | 32.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Название журнала | Его индексация (РИНЦ, ВАК, другое) | Периодичность издания (сколько раз в год) | Число статей в одном выпуске | Число страниц в выпуске | Условия публикации (платно, бесплатно, стоимость) | Сайт журнала |
Азимут научных исследований: педагогика и психология | РИНЦ, ВАК | 4 | 90 | 395 | Платная публикация стоимость 4940 рублей | |
Вектор науки тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология | РИНЦ, ВАК | 4 | 10 | 70 | Публикация в журнале бесплатная для всех авторов | https://vektornaukipedagogika.ru/index.php/Ped |
Вестник педагогических инноваций | РИНЦ, ВАК | 4 | 15 | 150 | Учредитель | |
Народное образование | РИНЦ, ВАК | 10 | 24 | 160 | Подписка | http://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie |
Образовательный вестник сознание | РИНЦ, ВАК | 12 | 20 | 120 | Учредитель | https://e-pubmed.org |
Открытое и дистанционное образование | РИНЦ, ВАК | 4 | 8 | 70 | Учредитель | http://journals.tsu.ru/ou/ |
Предварительный просмотр:
1. На каких основаниях базируются технологии планирования и организации научной работы?
Прежде чем браться за работу, надо всю се продумать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов.
А. Гастев, «русский Тейлор»
Планирование в сфере науки представляет собой процесс выбора целей, фундаментальных и приоритетных прикладных направлений научных исследований и разработок с учетом потребностей общества. Важнейшей целью планирования является также определение материальных, финансовых кадровых ресурсов и возможностей для обеспечения развития инновационного процесса и эффективного функционирования науки.
Планирование научных исследований в широком смысле слова - это разработка и установление руководством вуза, научно-исследовательского учреждения системы, руководителем темы, ответственным исполнителем и, наконец, каждым исследователем количественных показателей проведения научного исследования, в котором определяются сроки, материальные ресурсы и предполагаемые к достижению результаты, как в текущем периоде, так и на перспективу.
Принципами планирования научных исследований являются:
1. Комплексность планирования. План исследования должен содержать все необходимые взаимосвязанные и взаимозависимые этапы и элементы исследовательской работы, базирующиеся на единой цели исследования.
План конкретизирует цели НИР и мероприятия по достижению этих целей. Деятельность участвующих в исполнении темы исследователей и организаций на каждом этапе должна быть согласована. Требование комплексности зачастую называют системностью планирования.
Принцип комплексности предполагает также декомпозицию общих (перспективных) и частных (текущих) планов, их увязку, соответствующую детализацию планов различных уровней руководства исследованием.
2. Реальность планирования. План исследования должен учитывать фактические возможности исполнителей по его проведению, реальные сроки завершения этапов и выполнения отдельных мероприятий исследования, а также возможности заказчика по его материальному и финансовому обеспечению. Это предполагает обязательность резервов различных видов: времени, материально-технических и финансовых ресурсов, которые необходимы для компенсации неопределенности условий и результатов научного исследования. Чем меньше проработанность, больше неопределенность темы и научной гипотезы, тем больше вероятность возникновения непредвиденных ситуаций и, соответственно, тем большие резервы времени и средств должны закладываться в план выполнения НИР. Наибольшие резервы должны предусматриваться в планах поисковых и фундаментальных исследований.
При планировании необходимо исходить из реальных, а не желаемых затрат времени. Такой пессимистический взгляд отражен в знаменитых законах Мерфи. В частности, одно из шутливых правил гласит: «Чтобы определить, сколько времени потребует работа, возьмите время, которое, по-вашему, на нее необходимо, умножьте на два и замените единицы измерения на единицы более высокого порядка». Так, мы выделяем два дня на одночасовую работу.
- 3. Преемственность планирования. Этот принцип вытекает из необходимости увязки плана предстоящего исследования с ранее выполненными исследованиями. Принцип преемственности проявляется в необходимости создания единой системы планов исследований, выполняемых в рамках отрасли, НИУ, вуза, их научных подразделений (отдела, кафедры, лаборатории и др.). Принцип преемственности особенно актуален для исследований, ориентированных на развитие (совершенствование) существующей системы знаний.
- 4. Адаптивность плана - это его способность к быстрой корректировке, приспособлению к меняющимся условиям выполнения научного исследования. Этот принцип вытекает из вероятностной природы научной гипотезы и возможности сс изменения в ходе исследования, а также вероятностного характера собственно процесса исследования, возможности различного рода ошибок и заблуждений. Практика научно-исследовательской работы свидетельствует о том, что отклонения от плановых сроков и запланированных размеров средств, выделенных на НИОКР, неизбежны. Зачастую эти отклонения настолько существенны, что ставят под угрозу срыва своевременное достижение целей исследования. Чтобы нс срывать своевременного достижения целей исследования, планы должны корректироваться в соответствии с реально складывающейся обстановкой. Свойство адаптивности неразрывно связано с принципом реальности плана: оно невозможно без резервов, следовательно, чтобы план выполнения НИР обладал адаптивностью, он должен быть реальным.
- 5. Информационная достаточность и неизбыточность планов. План должен иметь всю необходимую информацию для исполнителей НИР, соисполнителей и заказчика. Но при этом следует избегать дублирования сведений в одном плане, равно как и неоднозначного (противоречивого) толкования одной и той же информации. В то же время в документах разных уровней руководства научно-исследовательской работой дублирование плановых показателей неизбежно. В первую очередь, дублирование обязательно по таким данным, как исполнители НИР, сроки выполнения этапов, представление документов, объем финансирования и т. п. Это вполне согласуется с принципом комплексности планирования.
Принцип достаточности и неизбыточности информации в планах НИР обладает внутренним противоречием. Достаточность предполагает наличие в плане информации, необходимой номенклатуры и объема, без которых выполнение исследования будет затруднено либо невозможно. С этих позиций возникает стремление повысить информативность плана, включив в него как можно больше сведений. Напротив, неизбыточность предполагает, что излишние и дублирующие друг друга сведения затрудняют работу ученого, отвлекая его внимание от чисто исследовательской работы.
Предварительная программа исследования определяет его задачу, общее содержание и народнохозяйственное значение, его замысел, принцип решения задачи, методику, объем работ и сроки выполнения. В составлении программы должны участвовать все научные работники, которые в перспективе примут участие в исследовании.
Состав плановых документов и их содержание зависят от вида научного исследования. Естественно, план фундаментального поискового исследования и план диссертационной работы будут различаться весьма существенно. В общем виде план исследования представляет собой комплекс документов, отрабатываемых на разных стадиях научного исследования.
Состав плановых документов может быть следующим:
- - перспективный план выполнения НИР;
- - задание на НИР или НИОКР;
- - технические задания исполнителям (соисполнителям);
- - рабочие программы выполнения исследования;
- - договор на выполнение научно-исследовательской работы;
- - текущие (рабочие) планы выполнения НИР.
План научного исследования должен быть составлен в удобной форме и содержать следующие данные:
- - тему, цель и задачи исследования;
- - этапы выполнения исследования и их исполнителей;
- - виды работ (мероприятия), осуществляемые в рамках каждого этапа;
- - сроки выполнения этапов, проведения семинаров и совещаний исполнителей;
- - объемы финансирования НИР в целом и ее отдельных этапов;
- - отметки о выполнении мероприятий и другие необходимые данные.
План должен иметь юридическую силу, т. е. должен быть согласован с исполнителями, соисполнителями, подписан ими, руководителем темы, ответственным исполнителем и утвержден заказчиком. Подпись заказчика, как правило, скрепляется печатью организации. План составляется в нескольких экземплярах. Их количество определяется исходя из необходимости предоставления по одному экземпляру заказчику, руководителю темы и ответственному исполнителю, головному исполнителю и соисполнителям.
В плане рекомендуется отдельно отображать теоретические, экспериментальные и опытно-конструкторскис работы. Отдельными пунктами следует показывать также обсуждение результатов по этапам и итоговые результаты; оформление отчета и его утверждение заказчиком темы.
Исследование обычно выполняется по следующей схеме: вначале определяются его общие контуры, а затем прорабатываются детали. Поэтому планы подразделяются на перспективные и текущие.
Графическое отображение технологии научных исследований получило название «Технологическая карта научных исследований».
2. Как применение таких технологий способствует большей эффективности научных исследований?
Научное исследование начинается с разработки его программы. От научной обоснованности этого документа в значительной мере зависят результаты исследования. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу осуществляемых исследователем процедур (сбора, обработки и анализа информации) и включает:
- определение проблемы, объекта и предмета исследования;
- предварительный системный анализ объекта исследования;
- характеристику цели и задач исследования;
- интерпретацию основных понятий;
- формулирование рабочих гипотез;
- определение стратегического плана исследования;
- составление плана выборки;
- описание методов сбора данных;
- описание схемы анализа данных.
Результаты, которые могут нести НИР:
- справочный результат. Когда в результате исследовательской работы были получены данные по конкретным процедурам или материалам.
- научный результат. Когда в результате исследовательской работы была подтверждена или опровергнута какая-то теория. Теория может выступать в виде полученной формулы или математические модели, позволяющие получать аналитические результаты с высокой степенью сходимости с реальным экспериментом;
- методический результат. Когда в результате исследований были выведены оптимальные методики проведения исследований, экспериментов, выполнения работ. Оптимальные методики могут вырабатываться как вторичный продукт при разработке рациональных методов подтверждения теории.
Под экономической эффективностью научных исследований в целом понимают снижение затрат общественного и живого труда на производство продукции в той отрасли, где внедряют законченные научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки (НИР и ОКР). Основные виды эффективности научных исследований:
1) экономическая эффективность — рост национального дохода, повышение производительности труда, качества продукции, снижение затрат на научные исследования;
2) укрепление обороноспособности страны;
3) социально-экономическая эффективность — ликвидация тяжелого труда, улучшение санитарно-гигиенических условий труда, очистка окружающей среды и т. д;
4) престиж отечественной науки.
Технологии планирования и проведений НИ позволяют правильно сформулировать цели и задачи, определить необходимые ресурсы и добиться максимального результата
- На сегодняшний день существуют следующие аспекты модернизации системы выполнения научных работ:
- Повсеместное использование персональных компьютеров и сети Интернет, для доступа к справочной информации;
- Большое количество накопленных научных отчетов, существующих в печатном виде;
- Использование достижений различных отраслей при создании инновационной техники;
- Развитый рынок материалов и услуг, позволяющий реализовать практически любой поисковый эксперимент с небольшими затратами, до открытия полномасштабной НИР.
3. Какие технологии планирования и организации научной работы представляются Вам наиболее эффективными?
Технология — от греческих слов techn (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических…)».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (из толкового словаря)
. Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и преподаватели. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.
К современным педагогическим технологиям относятся:
1. Личностно-ориентированные технологии обучения:
а. Технология педагогических мастерских
б. Технология обучения как учебного исследования
в. Технология коллективной мыследеятельности (КМД)
г. Технология эвристического обучения
д. Метод проектов
е. Вероятностное образование (А. Лобок)
ж. Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),
з. "Школа диалога культур - " ШДК" (В.С. Библер),
и. Гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (Ш.А. Амонашвили),
к. Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин),
л. Дизайн-педагогика.
2. Предметно-ориентированные технологии обучения
а. Технология постановки цели
б. Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
в. Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко
г. Технология концентрированного обучения
д. Модульное обучение.
3. Информационные технологии.
а. ИКТ
б. Технологии дистанционного обучения
4. Технологии оценивания достижений обучающихся
а. Технология "Портфолио"
б. Безотметочное обучение
в. Рейтинговые технологии
5. Интерактивные технологии
а. Технология «Развитие критического мышления»
б. Технология проведения дискуссий
в. Технология «Дебаты»
г. Тренинговые технологии
Главная цель любого исследования - установление истины через «наблюдение» за объектом, по возможности без вмешательства в его «внутреннюю жизнь».
4.Каким образом использование изученных технологий планирования и организации научной работы будет способствовать написанию Вашей магистерской диссертации?
Изученный материал позволит организовать работу над магистерской диссертацией рационально, четко определить этапы работы и пути достижения поставленных в работе целей. Позволит рационально распределить время и правильно организовать работу с литературой, поставить эксперимент и обработать его результаты. Сделать выводы на основе полученных материалов.
Предварительный просмотр:
2.1. Что такое библиографическая культура?
Библиографическая культура – это особый вид культуры, отражающий взаимодействие общества и личности с библиографической информацией. В реальности она предстает на уровнях общества и личности.
Библиографическая культура, показатель достигнутого на данном историч. этапе уровня развития библиографии: обеспеченности обществ. потребностей библиографич. информацией, качества составления и издания библиографических пособий, распространённости библиографич. знаний в обществе. Наиболее полное удовлетворение потребностей общества в библиографич. информации достигается посредством развития таких осн. видов библиографии, как государственная (национальная), научно-вспомогательная, рекомендательная, издательско-книготорговая, и создания дифференцированной по читательскому и целевому назначению системы библиографич. пособий. Высокое качество пособий обеспечивается применением научно обоснованных принципов и методов, разрабатываемых теорией и методикой библиографии, соблюдением определённых правил и норм их составления и публикации. Важнейшим элементом Б. к. является также умение читателей находить и использовать нужные им библиографич. пособия.
Библиографическая культура рассматривается как особый феномен культуры, как показатель степени распространенности библиографических знаний в обществе, способный побуждать, развивать и удовлетворять информационные потребности средствами библиографии. Библиографическая культура сложилась и функционирует в широком поле смежных разновидностей культуры, таких как коммуникативная, лексическая, культура чтения, методологическая, мировоззренческая, культура мышления, нравственная, информационно-правовая, культура использования современных информационных технологий.
2.2. Какова роль библиографической культуры в культуре исследователя?
Научное исследование принято рассматривать как деятельность по получению «научных знаний. Основная цель исследования - установить то общее, что присуще, казалось бы, разным явлениям, в многообразии, кажущемся хаосе и нагромождении фактов установить зависимости и тенденции. Развитию науки свойственен кумулятивный характер. На каждом историческом этапе она суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения и каждый результат науки входит неотъемлемой частью в ее общий фонд, он не перечеркивается последующими успехами познания, а лишь переосмысливается и уточняется.
Тесная связь библиографической деятельности с научным исследованием (как коллективном, так и индивидуальным) осознана научной общественностью давно и не подвергается сомнению. В сфере науки документирующая функция играет глобальную роль. Во-первых, отдельные ветви науки существуют и функционируют исключительно в виде текстов, в форме документов. Это - практически все гуманитарные науки, задача которых осознание, проникновение в сущность социальных процессов, а результатом - является создание текста. Способность к распространению в обществе этих знаний осуществляется с помощью документов: монографии, статьи, диссертации, депонированной рукописи и т.д. Кроме того, документы сами становятся объектом изучения гуманитарных наук, поскольку опосредованно несут в себе отражение социальных процессов и явлений.
Документы также участвуют в промежуточных процессах научного . исследования: информируют об аналогичных и смежных исследованиях, фиксируют промежуточные результаты (в форме научных отчетов, тезисов докладов). Результаты научной деятельности фиксируются в диссертациях, научных отчетах, статьях, технической и технологической документации. Таким образом, начальный, промежуточный и конечный результат научной деятельности немыслим без документальной фиксации. В среде науки документы являются одновременно объектом изучения, вспомогательным средством, способствующем оптимальному ведению исследования, и его конечным результатом.
Подтверждая этот вывод, Д.Д. Иванов пишет: «Любой исследователь, поскольку он знаком с литературой, занимается ее «собиранием», то есть библиографической работой. Эта работа выражается в разных формах, от простых записей в записной книжке до систематического ведения картотек. Дело, однако, не в форме, а в том, что библиографический элемент присущ исследовательской работе или, выражаясь заумным языком, библиографическая работа имманентна науке».
«Библиография, - далее пишет Д.Д. Иванов, - возникла и развивалась не только в связи с наукой, и сейчас она служит не только науке. Но в развитии библиографии была и есть струя, которая внутренне, интимно связана с наукой, которая вытекает из науки и постоянно питается ее потребностями. Она является самостоятельной деятельностью, но по своей природе она то же самое, что библиографическая работа отдельного исследователя, библиографическая работа как обязательный элемент исследовательского процесса. Внутренняя связь научной библиографии с наукой выражается в том, что библиография, хоть и выделившаяся в самостоятельное явление, дифференцируется в соответствии с потребностями науки, с тем, какую роль она играет в исследовательской работе» (66, с. 293). Таким образом, библиография рассматривает науку как сферу деятельности, нуждающуюся в качественном обеспечении библиографической продукцией, в библиографическом обслуживании.
В свою очередь, наука рассматривает библиографию с точки зрения возможностей, которыми она обладает, для помощи в научных исследованиях, использует так называемый библиографический метод.
Несмотря на то, что библиографический метод используется в научных исследованиях традиционно, но осознание и определение его статуса как общенаучного принадлежит М.Г. Вохрышевой. В качестве генетически исходного для библиографического метода М.Г. Вохрышева называет метод библиографического свертывания документов. Смысл его заключается в том, что всякий документ может быть представлен в иной, более экономной знаковой, системе (например, в форме библиографической записи), которая способствует всестороннему и рациональному использованию документов. В своих рассуждениях она опирается на мнение Ю.С. Зубова, который убедительно показал, каким образом библиография включена в исторический процесс развития знания, и сделал вывод о том, что «библиография в целом является специфическим (свернутым) отражением документального знания в целом».
Определение библиографического метода как общенаучного позволяет включить его в арсенал научно-познавательных методов, используемых во всех без исключения областях научных исследований. Из определения академика А.Е. Ферсмана следует, что наука держится теми тесными связями, которые она умеет устанавливать с соседними дисциплинами, умелым заимствованием чужих методов, продуманным внедрением своих завоеваний и своих методов в другие науки.
В чем же сущность его общенаучности? М.Г. Вохрышева считает, что она заключается в исследовании степени изученности проблемы, отраженной в различных формах фиксирования информации. Библиографический метод определяет структуру познавательной деятельности, направляя применение в ней библиографических средств на получение содержательного знания о предмете.
«Всякое научное исследование, - пишет она, - характеризуется наличием познавательной задачи, которая означает, что в системе знаний о предмете есть пробелы. Предварительная задача включает в себя осмысление проблемной ситуации и установку на ее решение. Но, кроме того, она включает и определение границ между достигнутым уровнем знания в исследовании проблемы и незнанием, что в полной мере может быть осуществлено в процессе выявления и освоения имеющейся информации о предмете. Поскольку знания зафиксированы главным образом в различного рода документах, исследование степени изученности проблемы проводится через ориентацию в этих документах с применением библиографических средств .- путем использования и параллельного создания источников библиографической информации. Таким образом, библиографическая ориентация выступает своеобразным методом разграничения сфер изученного и непознанного. Метод библиографической ориентации (то что мы называем библиографическим методом) представляет собой систему приемов и правил, обеспечивая возможность быстро и правильно разобраться во всем многообразии фиксированных источников информации, выбрать нужные, найти кратчайшие пути для оценки сложившейся информационной ситуации, определить основные направления изучения литературы. Овладение этим методом дает ученому ощущение информационной комфортности».
2.3. Как организуется библиографический поиск (библиографическая эвристика)?
Термин «библиографический поиск» в отечественной профессиональной литературе используется с 1970-х гг. До этого времени применялся термин «библиографическое разыскание», который является исторически первоначальным. Библиографическое разыскание воспринималось не столько как процесс, сколько как неотъемлемая часть научно-исследовательской деятельности.
Библиографическая эвристика – это дисциплина, разрабатывающая историю, теорию и методику информационного поиска, который связан с поиском неизвестных ранее документов, недостающих библиографических сведений, также с различными техническими действиями библиографического обслуживания.
Методы библиографического поиска.
Как правило, содержание и функции методов скрываются в глубинах подсознания. Библиограф не всегда способен дать полный отчет о том, как он осуществляет библиографический поиск. Для успешного поиска недостаточно знать, где искать информацию, необходимо знать, как ее искать, т.е. владеть методикой поиска. Метод от греч. methodos – путь, способ исследования.
На первоначальном этапе изучения методов библиографического поиска (конец 20-х-60-е гг. XX в.) исследователи выделяли три основных метода в СБО: выборочный, ограниченно сплошной, сплошной. Ограниченно сплошной – подразумевает просмотр выделенной в составе справочно-библиографического фонда группы источников, т.е. раздела фонда. Выборочный – предполагает просмотр библиографических источников, отобранных из общего массива на основании субъективного признака. Сплошной метод применяется, когда необходимо произвести полистный просмотр конкретного библиографического источника.
В 80-х гг. вышла работа А.А. Гречихина «Библиографическая эвристика», в которой автор описывает как методы библиографического поиска – интуитивный, типологический, индуктивный, дедуктивный.
«В процессе поиска литературы необходимо использовать все возможное разнообразие ограничений, т.е. в любом случае комплексно, всесторонне определяя, конкретизируя исходную задачу поиска. Важно отметить, что даже для использования таких элементарных методов, как сплошной и выборочный, требуется предварительно определенная творческая, мыслительная работа. Это и привело к обращению в процессе поиска литературы к методам более рационального характера - интуитивному и типологическому (рецептурному)».
Интуитивный метод – применительно к задаче библиографического поиска интуитивный метод еще недостаточно изучен, а точнее, не всегда целенаправленно осознан. Интуитивный метод большое значение имеет для фактографического поиска. Его роль может быть существенной и в случаях документального поиска.
Типологический, или рецептурный метод - первым опытом его разработки был подход А.Г. Фомина, основанный на типизации всех возможных задач информационного поиска. В результате все многообразие их было обобщено в определенную совокупность типовых задач. Использование их позволило для каждого конкретного информационного поиска намечать определенный путь и документальные средства (пособия, источники) решения, т.е. дать своего рода модель, рецепт решения этой поисковой задачи.
Оптимальной типовой моделью для разработки различных «рецептов» информационного, в частности библиографического поиска, в настоящее время является библиографическое описание, которое представляет собой совокупность сведений о документе (его части или группе документов), дающих возможность идентифицировать документ, получить представление о его содержании, читательском назначении, объеме, справочном аппарате и т.д. Основное назначение библиографического описания - идентифицировать данное издание в системе других. Все элементы библиографического описания дают начало для установления и использования различного рода заранее фиксированных схем (рецептов) в процессе информационного поиска.
Методы эвристики взаимосвязаны с методами логики, такими как индуктивный и дедуктивный.
Индуктивный метод - один из методов установления причинных связей между явлениями. Проявляется он в логике рассуждения библиографа. Библиограф от выявления отдельный фактов, пособий, переходит к составлению общего, более полного списка по данной теме.
Дедуктивный метод – метод мышления, когда мысль выводится логическим путем. Для поиска документов узкой тематической направленности привлекаются источники широкого отраслевого охвата.
Помимо охарактеризованных А.А. Гречихиным методов, в библиографическом поиске используются и другие общедисциплинарные логические методы: аналитико-синтетический, идеализации, ассоциации и актуализации, инверсии, категоризации и др.
Аналитико-синтетический метод – выделение значимых элементов библиографического запроса (поисковых детерминаторов), их анализ, терминологическая обработка.
Метод идеализации – объектом поиска выступает не сам документ, а его идеальный поисковый образ – мысленное представление о документе, отвечающее определенным поисковым характеристикам.
Ассоциация и актуализация – восстановление и выбор той информации об осуществленных ранее библиографических поисках, которая по ряду признаков имеет сходство с возникшей библиографической проблемой и может подсказать путь ее решения.
Инверсия – выделение и перемещение элементов библиографического описания, изменение порядка слов и словосочетаний, перестановка букв в слове. Этот метод применяется при уточняющих справках. Например, если требуемое издание по фамилией автора в каталоге отсутствует, мы проверяем его наличие под заглавием, так как по ошибке на первое место в описании может быть вынесена фамилия автора статьи в сборнике. Этот метод применяется также, если фамилия автора искажена в результате замены одной буквы другой.
Категоризация – отнесение объекта библиографического поиска к некоторой группе документов по какому-либо признаку. Например, роль определяющего признака может играть заглавие документа. Заглавие определяет тип книги, ее читательское назначение – Еськова, Н. А. Популярная и занимательная филология. – 2-е изд., испр. – Москва : Флинта : Наука, 2005. – 175 с. Заглавие помогает отличать статью от книги – заглавия частей часто начинаются со слов «К вопросу о…», «Некоторые вопросы…», «Некоторые проблемы…». Если заглавие имеет следующую форму: «Курс…», «Очерки…», то это вероятнее всего книга. Заглавие определяет тип издания: собрание сочинений; сборник трудов; избранное.
Последний метод библиографического поиска, который мы рассмотри – это метод поиска по библиографическим ссылкам. Возможность его использования заключается и в самом характере литературы, состоящей из определенной взаимосвязи фактов, произведений, документов и изданий. В случае использования рациональных и интуитивных методов поиска мы пытаемся как бы вероятностным, гипотетическим путем выявить эту взаимосвязь и установить искомые факты и источники. Главная особенность метода поиска по библиографическим ссылкам в том состоит, что здесь используется не гипотетическая, а реальная взаимосвязь литературы в процессе ее естественно исторического развития. Каждое новое литературное произведение - это в известной степени анализ, оценка и обобщение социальной информации, уже имеющейся в литературе. Специфической формой отражения указанной взаимосвязи, преемственности литературного развития и является библиографическая ссылка (сноска). В общем библиографическая ссылка представляет собой разновидность библиографического описания используемого, цитируемого или упоминаемого литературного произведения (издания), его части, определенной совокупности изданий. Такая библиографическая ссылка (описание) может быть приведена или в самом (основном) тексте литературного произведения (внутритекстовая ссылка), или в подстрочном (внизу страницы подстрочная ссылка) и затекстовом примечании (в конце основного текста - затекстовая ссылка), или частично в основном тексте, а частично в подстрочном (затекстовом) примечании, или в прикнижном (пристатейном) списке использованной (рекомендованной) литературы.
Важно, что в процессе информационного поиска наличие библиографических ссылок дает нам на первом этапе следующие возможности. Во-первых, ограничиться одним известным или найденным источником по интересующему нас вопросу. Используя систему приведенных в нем библиографических ссылок, мы можем затем установить определенный ряд источников. Этот ряд, как мы знаем, может быть уже в самом первоисточнике оформлен в виде библиографического списка (указателя, обзора). Теперь, последовательно изучая систему библиографических ссылок в каждом из указанных в этом списке источников, мы ретроспективно определяем искомую литературу вопроса. Основное требование - исходить в процессе поиска, по возможности, из новейшего издания. Во-вторых, можно ограничиться одним известным или найденным списком (указателем) искомой литературы вопроса, публикуемым в критико-библиографических отделах периодических изданий, в информационных, справочно-энциклопедических и других изданиях, составляемых в библиотеках и т.д. Наконец, в-третьих, можно исходить не из библиографической ссылки (списка) в целом, а из отдельных известных элементов ее. Например, известен автор книги по интересующему нас вопросу. Тогда, пользуясь алфавитным каталогом библиотеки, именными вспомогательными указателями к информационным изданиям (на пример, к изданиям государственной библиографии), к отдельным книгам, биобиблиографическим словарям, энциклопедиям и т.п., мы устанавливаем другие издания данного автора. Затем по системе библиографических осадок этих изданий находим издания других авторов по интересующему нас вопросу и т.д.
Поиск по библиографическим ссылкам я использовала при подготовке настоящего доклада.
В условиях современного бурного роста потока информации значение метода поиска по библиографическим ссылкам особенно возрастает. Для облегчения такого поиска разработан и выпускается специальный вид библиографических пособий - указатель цитированной литературы. В нашей стране функции такого указателя в определенной мере выполняет ежегодник «Библиографические пособия России». В нем помимо информации об отдельно изданных библиографических указателях (списках, обзорах), библиографических периодических изданиях, сообщаются также данные о наиболее крупных внутрикнижных и внутрижурнальных библиографических указателях (списках, обзорах), прикнижных и пристатейных библиографических списках. Последние с помощью именного указателя ежегодника можно использовать при поиске в качестве указателя цитированной литературы. В любом случае метод поиска литературы по библиографическим ссылкам - один из самых практичных и доступных для каждого библиографа.
2.4. Что такое библиографическая информация?
Понятие библиографи́ческой информа́ции было разработано О. П. Коршуновым в рамках его документографической концепции библиографии. Библиографическая информация определяется как «…по определённым правилам организованная информация о документах, содействующая реализации соответствий между документами и их потребителями».
О. П. Коршунов выделяет три функции библиографической информации в системе «документ — потребитель»: поисковую, коммуникативную, оценочную.
Формами существования библиографической информации выступают:
- библиографическое сообщение,
- библиографическая запись,
- библиографическое описание,
- библиографическое пособие.
Стандартизация этих форм, в первую очередь библиографического описания, — важная задача библиографии.
2.5. Почему библиографическая культура рассматривается как критерий зрелости исследователя?
Способность изучать различные виды культурных объектов в разных контекстах и взаимосвязях, критически анализировать информационные ресурсы по тематике исследования и самостоятельно представлять результаты исследований, свободное владение методами обработки, анализа и синтеза научной информации – это ключевые компетенции современного исследователя, без которых невозможно формирование критического и системного мышления ученого.
Задание 1. Составьте поисковый запрос по ключевым словам "библиографические менеджеры". Представьте в табличной форме информацию не менее, чем о 5 библиографических менеджерах:
Название библиографического менеджера | Краткое описание | Преимущества | Недостатки | |||
это менеджер библиографических списков и баз данных, который позволяет пользователям создавать собственную базу данных, импортируя ссылки из текстовых файлов или баз данных, имеющихся в Интернете. | RefWorks при импорте библиографичесикх описаний автоматически создает указатели авторов, дескрипторов и периодических изданий, так что для поиска нужно лишь выбрать («щелкнуть») нужное слово. При помощи команды «Быстрый поиск» (Quick Search) можно осуществить поиск по всем полям для наиболее полного поиска или сузить поиск в рамках специальных терминов и полей при помощи команды «Продвинутый поиск» (Advanced Search). В течение 30 дней предоставляется возможность бесплатного использования. | Платная программа | ||||
EndNote (Платформа EndNote Online) | Система управления библиографической информацией, применяемая для управления ссылками и библиографией. Бесплатный пакет предоставляется в онлайн версии программы – EndNote Online. | Создание библиотеки EndNote позволяет: |
| |||
Zotero | Библиографический менеджер, который подходит как для индивидуальной, так и коллективной работы, для облачного хранения полных текстов статей в личной или коллективной библиотеке. Zotero является персональным приложением для реферирования, выполненным в виде плагина к Firefox или Chrome. | Zotero позволит:
| Zotero не позволяет создавать ни свои типы источников (вообще), ни своего стиля цитирования | |||
программа для организации ссылок, примечаний по исследованиям, автоматического создания ссылок и автоматического создания библиографических списков, поиска и получения библиографических данных в Интернете, а также размещения библиографических баз данных в сети. Biblioscape — программа, созданная для того, чтобы помочь исследователям коллекционировать и управлять библиографическими данными. В программе нет встроенного почтового клиента, зато имеются средства доступа к онлайновым научным ресурсам, база данных для ссылок на литературу и даже встроенный текстовый редактор для подготовки научных текстов. Biblioscape также позволяет вести заметки, составлять расписание и т.д. | -Захват сносок из интернета, |
| ||||
Mendeley | Бесплатный универсальный библиографический менеджер и академическая социальная сеть. Кроме стандартного функционала библиографического менеджера Mendeley позволяет находить по спискам литературы коллег, которые цитируют те же источники | Mendeley позволяет: • Загружать статьи непосредственно с таких платформ, как Science Direct. |
|