Проектные задачи в начальной школе
Проектная деятельность и проектные задачи
В последние годы в образовательном сообществе широко обсуждаются результаты международных исследований, в частности исследования PISA.
Однако в этом исследовании принимают участие школьники 15—16 лет, и поэтому у читателя может возникнуть закономерный вопрос: какое отношение это имеет к начальной школе? Попробуем с помощью цифр ответить на этот вопрос.
В 2000 г. Россия в исследовании PISA заняла 15-е место. Участники этого тестирования закончили начальную школу в 1994—1995 гг. В 2003 г. в этом же исследовании Россия занимает уже 32-е место. Участники тестирования закончили начальную школу в 1997—1998 гг. А в 2006 г. Россия на 37-м месте. Соответственно участники этого тестирования закончили начальную школу в 2000—2001 гг. Сопоставление полученных данных наводит нас на определенные размышления.
Начальная школа за последние 15 лет стала одним из самых инновационных направлений развития российского образования. В настоящее время в начальной школе параллельно существует более 15 учебно-методических комплектов, представляющих три образовательные системы начального образования (традиционную, систему Л. В. Занкова, систему Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова) 1.
При этом, судя по опросу учителей начальной школы, более 80% педагогов — приверженцы традиционной системы обучения, используют многократно переиздававшиеся учебно-методические комплекты по математике под редакцией М. И. Моро и по русскому языку Т. Г. Рамзаевой.
Указанные цифры провоцируют ряд вопросов:
— Почему чем больше вариативных учебников и инноваций в начальной школе, тем ниже результаты в международном исследовании PISA?
— А может быть, во всем «виновата» основная школа? Начальная школа все делает хорошо, а вот далее в 5—9 классах утрачивается весь потенциал, заложенный в первые четыре года школы.
— Почему при таком разнообразии учебников большинство педагогов начальной школы продолжают работать по одним и тем же учебникам?
Один из ответов на эти вопросы связан с продолжением ориентации начальной школы на традиционные знания, умения и навыки, несмотря на то, что во всех официальных документах Правительства РФ заявлены ориентиры на компетентностный подход в образовании.
Нельзя сказать, что эта проблема возникла только в последнее время. Еще в 1999 г. эксперты отмечали «беспомощность младших школьников в ситуациях, близких к реальным, оторванность полученных ими знаний от их повседневной жизни, недостатки в формировании общеучебных умений (умение провести анализ условия задачи, контроль своих действий, оценка полученных результатов)».
Спустя пять лет в рамках широкомасштабного эксперимента по модернизации образования эксперты вновь фиксируют: «Младшие школьники вполне успешно справляются с заданиями, проверяющими ЗУНы, и значительно хуже выполняют все те задания, верное решение которых зависит от уровня сформированности отдельных компонентов учебной деятельности — правильного понимания и четкого выполнения инструкции, понимания учебной задачи, самоконтроля… Общий вывод: учителя начальной школы пока с трудом переходят к ориентации на новые цели начального обучения, сформулированные в ходе модернизации образования: научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность. По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками». А как следствие результатов образования на выходе из начальной школы — неумение пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебно-практической ситуации.
Поэтому все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения 1.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Однако более тщательный анализ того, что обычно называют проектной деятельностью в начальной школе, выявил две крайности. Либо это механический перенос метода проектов в начальную школу из основной или старшей школы, либо простое присваивание названия «проект» всему, что только ни делается: самостоятельно решили несколько задач из учебника — «проект» и т. д.
С нашей точки зрения, полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи. Именно конструирование, решение таких задач и рассматривается в этой книге.
Основная цель книги — показать читателю, как с помощью построения системы проектных задач можно решать современные проблемы начального образования, в частности, осуществить переход на компетентностный подход в образовательном процессе, а также вооружить младших школьников средствами и способами будущей проектной деятельности в средней школе. Подчеркнем, что речь идет не об отдельных задачах, вкрапляемых в образовательный процесс, а именно об их системе, задающей узловые, реперные точки этого процесса.
Для того чтобы определить роль и место проектных задач в образовательном процессе, необходимо разобраться в том, как должно быть устроено образовательное пространство в начальной школе, каковы его структура и содержание. Этому посвящена первая глава книги о деятельностной педагогике. Без системных изменений в строении всего образовательного пространства новых образовательных результатов достичь практически невозможно (это демонстрирует нам традиционная практика последних десяти лет). Система решения проектных задач может дать определенные образовательные эффекты только в том случае, если работа школы будет строиться в идеологии и технологии деятельностной педагогики.
Во второй главе о проектной задаче рассматривается новый тип задач в начальной школе. В образовательной практике, как правило, используются в основном два типа задач: конкретно-практическая и учебная. Здесь мы рассмотрим специфику нового типа задач, их цели, формы, способы и место применения.
Третья глава об использовании проектных задач в образовательном процессе имеет исключительно практический характер. В ней рассматриваются конкретные примеры разработок и решения проектных задач на разных этапах начального образования.
В книге представлены разные типы проектных задач, технология их конструирования, методика их решения, система оценивания и формы предъявления учебных достижений как результатов решения проектных задач в рамках специально деятельностно организованного образовательного пространства начальной школы.
Основная идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования. По нашей гипотезе, овладение основами этого способа в начальной школе 1 поможет учащимся в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную (учебно-проектную) деятельность как ведущую в подростковой школе 2. Таким образом, проектные задачи в начальной школе могут стать прообразом будущей проектной деятельности подростков.
В то же время решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому (компетентностному) уровню усвоения программного содержания собственно начальной школы.
Надеемся, что эта книга не оставит вас равнодушными, возможно, вызовет дискуссии, что станет началом разговора о том, как приблизить реально начальную школу к решению современных задач образования.
Издательство «Просвещение» выпускает серию пособий для работников образовательных учреждений «Стандарты второго поколения», обеспечивающую успешных переход на новый федеральный стандарт общего образования