Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе
Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.
Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.
Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку
деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов
деятельности системы образования.
Основной предмет обсуждения в данном сборнике — итоговая оценка достижения планируемых результатов начального образования.
Приоритетность данной проблемы
естественна. Именно по результатам итоговой оценки принимается решение о готовности выпускников начальной школы к продолжению образования в основной школе. Эти результаты выступают и одной из важнейших составляющих при аттестации педагогов и учреждений начального общего образования; при оценке состояния и тенденций развития системы начального общего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Из чего складывается итоговая оценка? Как оценить, освоена ли система опорных знаний, без которых ученику будет трудно учиться в основной школе? Овладели ли выпускники начальной школы способами учебных действий, которые позволят им успешно осваивать основы наук? Как связаны планируемые результаты и система оценки их достижения? Как вообще предлагается строить систему оценки достижения требований стандарта? Но, конечно, главный вопрос: как разра батываются и используются измерители? На эти и другие вопросы отвечает данная книга.
В ней впервые даны измерители ко всем планируемым результатам по отдельным предметам начальной школы и междисциплинарным программам, которыми охватываются все эти предметы. В первой части рассматриваются задания по математике и русскому языку, а также задания на межпредметной основе для комплексной итоговой оценки сформированности универсальных учебных действий и навыков работы с информацией. Во второй части будут представлены измерители по
окружающему миру, литературному чтению и английскому языку, музыке и изобразительному искусству, технологии и физической культуре.
Представленная система заданий ориентирована в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. Впервые предлагаются комплексные итоговые работы, в основе которых лежат различные ситуации из реальной жизни.
Необходимо также отметить, что авторы уделяли специальное внимание использованию терминологии, закрепленной в опубликованной ранее Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и проекте федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Издательство «Просвещение» выпускает серию пособий для работников образовательных учреждений «Стандарты второго поколения», обеспечивающую успешных переход на новый федеральный стандарт общего образования