Проектная деятельность школьников
Практически во всех заслуживающих внимания публикациях об образовании и нормативных документах обсуждаются такие новации, как деятельностный характер организации образования, компетентностный подход, наконец, проектная деятельность школьников.
Поиск в Интернете показывает, что нет ни одного школьного сайта, где не упоминалась бы проектная деятельность школьников. То же касается и вузовских сайтов, не говоря уже о бизнес-образовании и тренингах.
В Концепции модернизации общего образования до 2010 г. написано: «Базовое звено образования — общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.— М., 2002.— С. 10).
Выделенный нами курсивом фрагмент текста является ключевым в контексте этой книги. Целостная система универсальных (или общеучебных) знаний и умений не может появиться иначе, чем в ситуации разрешения надпредметных проблем, в опыте самостоятельной деятельности, а это и есть проектирование. Интуитивно все, кто сегодня связан с образованием, понимают, что проектная деятельность школьников предполагает их активность в образовательном процессе, а без активности ребенка образование невозможно. В то же время, что это за деятельность, деятельность ли это, что ее мотивирует, кто ее субъект, к каким результатам она приводит, как измерить этот результат, об этом, к сожалению, пишут очень мало или не пишут вовсе.
Данная книга ставит именно эти вопросы. Именно ставит, поскольку мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией: есть название «проектная деятельность» (или
«проект», «проектирование», «метод проектов»), есть реальная, причем довольно развитая, образовательная практика, в которой школьники осуществляют проектную деятельность. Но как связано первое и второе — неясно.
Мы попытаемся ответить, с какого класса школы или с какого возраста школьников можно, а главное, нужно вводить в проектную деятельность? Или: есть архитектурное проектирование, но как оно связано с проектной деятельностью школьников?
Самое простое было бы сказать, тем более во введении к книге с названием «Проектная деятельность школьников», что ответам на эти вопросы и посвящена данная книга, что было бы слишком самонадеянно, тем более что в сфере образования нет прописных истин. Как бы мы ни определили термин «проект», все равно кто-то с ним не согласится. И прекрасно! Потому что нельзя более не замечать очевидных вопросов и несуразностей.
В одном из положений о проектной деятельности на школьном сайте сформулированы такие требования к проектам семиклассников, что кандидатские диссертации могут получить максимально один балл из трех возможных. И еще там сказано, что семиклассники могут выполнять (правда, под руководством педагога) персональный проект продолжительностью в год. Это действительно так? Кто-то согласится, а кто-то начнет спорить.
Книга, которая перед вами,— приглашение к обсуждению. Мы хотим обсудить проектную деятельность школьников с самых разных сторон. Фактически мы пытаемся разглядеть то, что называют проектной деятельностью, и выделить в ней важные, ключевые черты и характеристики. Как и учебная, проектная деятельность бесконечно разнообразна, противоречива и многогранна. Она может возникать и на уроке, и во внеклассной работе, на материале физики или биологии, русского языка или истории — везде. Достаточно этого?
Трудно сказать. Нельзя дать определение, потому что определения в сфере практики — дело неблагодарное.
А что можно? Что вообще можно сказать о проектной деятельности? Можно, и этот прием реализован в книге, посмотреть на происхождение проектной деятельности — в культуре и в образовании, можно найти ее прототипы в естественной жизни детей, можно найти ее место в логике детского развития. Можно, наконец, подумать о том, как проектная деятельность может возникать в конкретной школе. Но нельзя, и это тоже необходимо сказать заранее, дать прямые предписания. Нельзя создать работающую без сбоев методику обучения проектной деятельности.
Такова наша принципиальная позиция, и мы постараемся обосновать ее в книге. Поэтому данная книга не подойдет тем, кто ищет однозначных, понятных и прямых рекомендаций.
Эта книга написана для учителя. Хотя многое, о чем здесь написано, обычно обсуждается не в учительской среде. А к учителю обращаются, когда дискуссии уже завершены и выводы сделаны. Обращаются с советами и рекомендациями. У нас таких рекомендаций, к сожалению, нет. Нет потому, что дискуссия, кажется, еще не начиналась, хотя всем уже вроде бы все понятно. И главное, потому, что, как только начинаются рекомендации по поводу проектной деятельности, сама проектная деятельность прекращается.
Практически все, о чем написано в этой книге, реально существует в практике современного российского образования. Где-то полнее, где-то лишь в виде отдельных начинаний отдельных учителей. Мне удалось познакомиться с этой практикой в ходе нескольких проектов, руководителем которых на протяжении последних пяти
лет был А. Г. Каспржак. Ему и моим коллегам по этим проектам, особенно педагогам Красноярской гимназии «Универс», я выражаю искреннюю признательность.
И наконец, прежде чем начать разговаривать о проектировании подробно и обстоятельно, можно остановиться и прочитать написанное подростком.
Вот что написала Дуня Б. (14 лет).
«Я хотела бы понять... Понять — значит сделать внятным, прозрачным, объяснимым. Но мы, изучая мир по школьным учебникам, зачастую так и не приближаемся к его пониманию. Точнее, у нас возникают иллюзии понимания, но очень скоро эти иллюзии опровергаются собственным жизненным опытом. И тогда видишь, что понимание не может прийти извне, а может быть только твоим собственным.
Понимание нельзя выучить или усвоить — его можно только выстрадать. И начинается путь понимания только со своих собственных вопросов, со своих собственных нестыковок с миром и с собой».
Издательство «Просвещение» выпускает серию пособий для работников образовательных учреждений «Стандарты второго поколения», обеспечивающую успешных переход на новый федеральный стандарт общего образования