Классный час

Филиппова Екатерина Владимировна

Интересно и ребёнку, и учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podelis_ulybkoyu_svoey.docx19.16 КБ
Файл podelis_ulybkoyu_svoey_chast1.pptx2.96 МБ
Файл chast2.pptx2.66 МБ
Файл chast3.pptx1.86 МБ
Файл komi_promyslovyy_kalendar.docx22.23 КБ
Файл komi_kalendar.pptx2.47 МБ

Предварительный просмотр:

Классный  час  из  цикла

«Азбука  общения»

на  тему «Поделись  улыбкою  своей,

или  Несловесные (невербальные)  средства  общения

(мимика, жесты, телодвижения)» для 6-7 классов

Цель: 1. Познакомить  с  несловесными  средствами  общения;

           2. Научить  умению  поддерживать  доброжелательный  контакт  с  собеседником.

Форма проведения: информационно-этическая беседа с использованием презентации PowerPoint.

Оборудование: слайдовая  презентация PowerPoint; запись  песни «Улыбка».

- Сколько  языков  вы  знаете  или  изучаете? Сколько  бы  языков  вы ни  назвали, вы  даже  не  догадываетесь  о  том, что  знаете  ещё  один язык. Это  язык  жестов, мимики  и  телодвижений. Давайте  убедимся  в  этом. Определите  эмоциональное  состояние  человека  по  его  мимике. Мимика – это  движение  лицевых  мышц, выражающее  внутреннее  состояние  человека (слайды 2 с  изображением  людей  в  момент  удивления, гнева, печали, радости). А  теперь  дайте  согласие  без  слов  на  продолжение  нашего  разговора. Молодцы!

Давно  установлено, что  часто  слова  людей  не  соответствуют  тому, что  они  на  самом  деле  думают  и  чувствуют. По  мнению  психологов, поза, мимика, жесты  человека  несут  о  нём  около 80%  информации  и  только  20% - слова. Чтобы  разгадать  истинные  намерения  человека, нужно  овладеть  искусством  расшифровки  жестов  и  телодвижений, которые  являются  точными  показателями  внутреннего  состояния  человека, его  мыслей, эмоций, желаний.

Задание: попробуйте  определить  значение  некоторых  распространённых  телодвижений  и  жестов (показывает подготовленный  ученик).

1)Ваш  собеседник  барабанит  пальцами, значит  он (проявляет  нетерпение)      2)Руки, скрещённые  на  груди (вызов, осуждение);                                                          3)Трогает  или  потирает  нос (размышляет  над  чем-то, думает);                               4)Расхаживает  взад-вперёд (озабочен, нервничает);                                                         5)Сидит  нога  на  ногу, слегка  покачивает  ногой (скучает);                                        6)Поднял  правую  руку (просьба  человека  обратить  на  него  внимание);                             7)Встал  в  позу «руки  в  боки» (вызов) .                                                          

Давайте  рассмотрим  картины  Ф.П.Решетникова «Опять  двойка!» (слайд 3) и «Не  взяли  на  рыбалку»     К.Н. Успенской-Кологривовой          (слайд 4). Объясните, что  обозначают  жесты, мимика, поза  героев  этих  картин.

Многие  жесты  пришли  к  нам  из  глубокой  древности  и  имеют  свою  историю. Большой  палец, поднятый  вверх  или  опущенный  вниз  как  знак  одобрения  или  неодобрения, был  известен  ещё  древним  римлянам. Так  после  окончания  поединка  император  давал  знать, оставлять  жизнь  гладиаторам  или  нет (слайд 5). Есть  жесты  международные  и  понятны всем. Когда  мы  здороваемся, то  пожимаем  друг  другу  руки (слайд 6)      Палец, приставленный  к  губам, означает  молчание (слайд 7). Но  есть  жесты, которые  имеют  национальную  окраску. Если  мы  хотим  сказать  «нет» - мотаем  головой  влево-вправо. У болгар, наоборот, - кивок  головы. Арабы  поднимают  голову, говоря «нет», а чтобы  выразить  абсолютное  отрицание, кусают  ноготь  на  большом  пальце  правой  руки, а  затем  быстро  выбрасывают  руку  вперёд. Японцы  во  время  разговора  на  любую  тему  сохраняют  на  лице  застывшую  улыбку, традиционно  служащую  здесь  знаком  внимания, и  всячески  избегают  смотреть  в  глаза  собеседнику – это  считается  попросту  невежливым. В  результате  европейцы  нередко  склонны  обвинять  японцев  в  коварстве  и  неискренности (слайд  8).

В  мире  существует  совершенно  особый  язык  жестов, с  помощью  которого  можно  выразить  самые  сложные  психологические  переживания, мысли, чувства, показать  характер  героев  и  многое  другое. Это  язык  танцев (слайд 9). Каждый  индиец, начиная  с  юного  возраста, прекрасно  понимает  его. В  этом  языке  более  500  символов-понятий. Например, 26 (!) движений  глазных  яблок  и  век  призваны  продемонстрировать  чувства  и  эмоциональные  состояния. Так, взгляд  шрингара (брови  подняты,  зрачки  передвигаются  от  одного  угла  глаза  к  другому) выражает  любовь; взгляд  вира (сияющий, устремлённый  вперёд) – героизм.

Иногда  постичь  национальные  особенности  жестов, мимики  и  телодвижений  труднее, чем  сам  язык. Провалы  некоторых  разведчиков  порой  имели  только  одну  причину – невладение  системой  жестов, характерной  для  речевого  общения  в  данном  социальном  коллективе.

Жестикуляция  играет  разную  роль  в  речевом  общении  разных  народов. На  протяжении  часового  разговора  мексиканец  использует  жесты  180 раз, француз – 120, итальянец – 80, а  финн – всего 1 раз. Русские  довольно  сдержанны  в  проявлении  своих  чувств, поэтому  как признак  невоспитанности  расценивается  поведение  человека, который  активно  размахивает  руками  во  время  разговора. Подобно  неприличным  словам, существуют  неприличные  жесты, употреблять  которые – значит  грубо  нарушать  этические  нормы, принятые  в  обществе. Так, в  современной  культурной  русской  среде, например, не  принят  жест, свойственный  просторечию: поднятый  большой  палец  как  высокая  оценка  чего-нибудь «во!» (слайд  10).

Понаблюдайте  сами  за  собой. Речевое  поведение – это  зеркало, которое  отражает  уровень  воспитанности, внутренней  культуры  человека.

Одно  из  главных  требований  этикета – не  жалейте  улыбок! Посмотрите,  почти  всё  у  человека  предназначено  для  самого  себя: глаза – смотреть, ноги – ходить. Рот – поглощать  пищу, - всё  нужно  самому  себе, кроме  улыбки. Если  бы  не  зеркала,  вы  её  никогда  даже  бы  и  не  увидели. Улыбка  предназначена  другим  людям, чтобы  им  с  вами  было  хорошо, радостно  и  легко. Это  ужасно, если  за  10  дней  тебе  никто  не  улыбнулся  и  ты  никому  не  улыбнулся (слайды  11-21 под  песню «Улыбка»).

Давайте  и  мы  посмотрим  друг  на  друга  и  улыбнёмся, а  потом  поблагодарим  за  внимание,  похлопав  в  ладоши.

Использованная  литература:

1. Львова  С.И. «Позвольте  пригласить  вас…», или  речевой  этикет. Москва.Дрофа.2010.

2. Журнал «Вокруг  света» 2012 , №2.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ Поделись улыбкою своей, или Несловесные (невербальные) средства общения ” Часть 1

Слайд 3

Ф.П.Решетников «Опять двойка»

Слайд 4

К.Н. Успенская-Кологривова «Не взяли на рыбалку»

Слайд 5

Гладиаторские бои в Древнем Риме

Слайд 6

Рукопожатие

Слайд 7

Тссс …

Слайд 8

«Коварный» японец


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Язык танца

Слайд 2

Во!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Классный час

 «Коми промысловый календарь»

Цель: 1. Познакомить  учащихся с Коми промысловым календарем;

           2. Способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе.

Форма проведения: этический диалог

Оборудование: слайдовая  презентация PowerPoint, ватман, картинки с изображением животных, фломастеры, клей, ножницы.

Структурные компоненты

этического диалога

Смысловые характеристики структурных

компонентов этического диалога

1.Вывод школьников на проблему

Ребята, давайте сначала с вами поздороваемся. Поздороваемся с теми, кто сидит рядом с вами, возьмемся за руки и скажем: «Здравствуйте!». Теперь поздороваемся через одного человека: «Здравствуйте!». Затем попробуем через 2 человека. Молодцы! Сейчас через три человека. Получилось? Спасибо.

Меня зовут Екатерина Владимировна и мне очень приятно познакомиться с вами. Сегодня мы заглянем в прошлое Северного края – Коми края и узнаем, как  давным-давно жили эти люди, во что они верили, как считали дни, месяцы, годы. Интересно? Тогда, мы начинаем!

2.Построение логической цепочки развития мысли. Основным побудителем служат вопросы «почему?», «как вы думаете?». Последовательные, углубляющие проблему вопросы выстраивают пошаговую структуру цепочки, организуемый процесс напряжённого «думания»

Чтобы начать наше путешествие, вам надо отгадать загадку:

Есть в квартире молодец,

Математик и мудрец.

Постоянно, круглый год,

Точный счёт он дням ведёт.

(Календарь)

Как вы узнали, что речь идёт о календаре? Что такое календарь? Зачем нужен календарь?

Слово «календарь» происходит от латинского «календы» - так в Древнем Риме называли первые числа каждого месяца.

О чём можно узнать по календарю? Какие календари вы знаете? (На слайде презентации рассматриваем различные виды календарей: отрывной, перекидной, настенный, карманный …). Как вы думаете, всегда ли календари были такой формы? Какие были календари в древности? (Выслушиваем предположения ребят).

А вы когда-нибудь видели календарь в виде круга? Оказывается, в Коми крае существовал такой календарь. Как вы думаете, почему именно круг и что могло это означать? (Варианты ответов)

Живём в лесу, молимся колесу, говаривали встарь. Под огненным колесом подразумевали солнце.

3.Обращение к личности ребенка. Поворот «на себя» создаёт условия для углубления и осмысления школьниками своего личностного «я» в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни, стимулирует самоанализ. Самооценку и в связи с этим самосовершенст-вование.

Давайте представим, что мы все смелые охотники, живем в дремучем лесу, любим родную природу,  чистую речку. Любим гулять на свежем воздухе и наблюдать за поведением птиц и зверей. Мы очень внимательные и чуткие, мы знаем, что у каждого зверя свой характер, привычки.

И основываясь на наши знания, нам надо придумать свой собственный календарь, на котором были бы все животные, живущие в нашем лесу.

Для этого я предлагаю вам разделиться на 4 артели охотников и названия дадим по названию стихий:

I артель (племя) – БИ (или племя Огня);

II – ВА (артель Воды);

III – МУ (артель Земли);

IV – Сынод (артель Воздуха).

Каждая артель получает по одному ватману, набору фломастеров, картинок с изображением животных (но помните, что вы живете в лесу, на берегу реки) и клей. А теперь вооружитесь смекалкой, сообразительностью, фантазией и приступайте к работе. Через 5 минут мы посмотрим у кого, что получилось.

Теперь давайте сравним ваши календари.

Смотрим, сопоставляем, анализируем, задаем вопросы, делаем выводы.

Потом показываю коми промысловый календарь, выбираем, календарь какого племени подходит больше всего.

В 1975 году на берегу реки Вычегды, недалеко от села Сторожевск, нашли литое бронзовое кольцо с фигурками зверей. Известно, что коми народ были охотниками. Какие животные были изображены – мы с вами должны будем догадаться.

Рассмотрите рисунок кольца-календаря. Что вам кажется в нём необычным, удивительным? О чём хотите узнать?

На кольце изображено 9 фигурок животных (Это основные промысловые животные Коми края).

В охотничьей среде широко использовался особый охотничий язык (тайный, шифрованный), когда животные не назывались своими именами, а имели особые описательные названия. Угадайте, каких животных могли так называть. Почему?

 

Вöркань – лесная кошка - …  (рысь)

Сьöдбöж – чёрный хвост -…(горностай)

Сер – пятнышко - …     (куница)

Кузьбöж– длинный хвост –. ..  (лисица)

Лёк зверь – плохой зверь - … (волк)

Небыд кок – мягкая лапа - … (соболь)

Дзор – седой -…  ( медведь)

Кузь кок – длинная нога - …  (лось) 

Случаен ли был выбор зверей? С чем могло быть это связано? (Именно эти звери распространены в лесах, являются объектом промысла, с большинством из них связаны легенды и поверья).

4.Точка наивысшего напряжения как кульминация сопряжена с обращением к личности школьника, его жизненному и нравственному опыту. С необходимостью нравственного выбора в той или иной ситуации, жизненной коллизии, возникшей дилемме. Что и станет для него сущностной значимостью обсуждаемой проблемы.

Ребята, как вы думаете, почему у календаря два периода? Первый – когда у зверей начинался выводковый период, а второй - период промысловой охоты?

Как вы думаете, случаен ли выбор периода белки с 25 января по 21 февраля. (У коми охотников на этот период приходится этап массового беличьего промысла). А почему на лису не охотились в июне – июле?

Ребята, о чём вам говорит пословица «Зверя бьют – поры ждут»?

Вы согласны с выражением, что человек – это царь природы?

В какой то мере, он и ее хозяин. По вашему мнению, какой должен быть хозяин?

Ребята не забывайте о том, что человек должен заботиться обо всем том, что его окружает – это лес, вода, почва, растения, птицы, животные, это все – наша Родина.

5.Резюме диалога как смысловое заключение или переход к следующей проблеме. Данное резюме может быть выражено как открытый финал, побуждающий детей задуматься по поводу обсуждаемой проблемы. Этим финалом педагог побуждает детей к рефлексии и самоосмыслению, что стимулирует их нравственное развитие.

Итак, ребята, вы на уроке очень хорошо поработали. Мы нарисовали свой календарь и заселили его животными, которые живут в Коми Республике, разгадали загадки. Мы выяснили, как должен вести себя человек по отношению к природе. Что он должен делать?

И я хочу закончить урок стихотворением В. Орловой «Родное».

            Я узнал, что у меня

 Есть огромная родня.

И тропинка, и лесок,

В поле – каждый колосок,

Речка, небо надо мною –

          Это все мое, родное!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Филиппова Екатерина Владимировна Сыктывкар 2012 К оми промысловый календарь

Слайд 3

В Национальном музее Республики Коми хранится древний календарь коми охотников, который был обнаружен на берегу реки Вычегды Николаем Латкиным в 1975 году.

Слайд 4

На бронзовом кольце изображены 9 фигурок зверей: лиса, выдра, лось, росомаха, горностай, северный олень, медведь, куница и белка

Слайд 5

Розетка с насечками представляет изображение солнца, а другая, с гладкими краями – изображение луны. Календарь датирован I тыс. н.э.

Слайд 7

Период медведя начинается с 22 марта по 27 апреля. В конце марта — апреле медведи Северного Урала покидают берлогу. Из-за недостатка растительных кормов они в это время наиболее опасны 1 период

Слайд 8

Период оленя (28 апреля — 2 июня) как у домашнего, так и дикого северного оленя происходит отёл 2 период

Слайд 9

Период горностая на древнем коми календаре начинался с 3 июня и завершался 4 июля 3 период

Слайд 10

С 5 июля по 9 августа «хозяйкой» следующего периода календаря, завершающего промысловый сезон, является росомаха. 4 период

Слайд 11

Период лося – с 10 августа по 4 октября, происходит гон диких копытных 5 период

Слайд 12

Период выдры (5 ноября — 19 декабря) является самой продолжительной в промысловом календаре 6 период

Слайд 13

Период лисицы охватывал промежуток года с 20 декабря по 24 января и продолжал пушной сезон 7 период

Слайд 14

Период белки – с 25 января по 21 февраля . 8 период

Слайд 15

Завершал пушной сезон, а также охоту в целом, период куницы. Он длился с 22 февраля по 21 марта. 9 период