Главные вкладки
Формирование грамматического навыка употребления наклонения Сonditionnel présent у учащихся 8 класса средней школы на основе темы «Les loisirs»
В статье представлен комплекс грамматически направленных упражнений для формирования и совершенствования грамматического навыка употребления Сonditionnel présent на основе функционально ориентированного подхода в 8 классе средней школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование грамматического навыка употребления наклонения Сonditionnel présent у учащихся 8 класса средней школы на основе темы «Les loisirs»
В статье представлен комплекс грамматически направленных упражнений для формирования и совершенствования грамматического навыка употребления Сonditionnel présent на основе функционально ориентированного подхода в 8 классе средней школы.
Изучение иностранных языков составляют несколько аспектов. Одним из таких аспектов является грамматика. В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков. Усвоение грамматики вызывает много трудностей, которые усугубляются грамматическими терминами и правилами, и бесконечным числом исключений.
Что же такое грамматика? Известно, что понятие термина «грамматика» неоднозначно. Под грамматикой традиционно понимают:
1) грамматический строй языка,
2) науку о грамматическом строе языка,
3) нормативную описательную грамматику, т.е. свод правил и описаний грамматических явлений данного конкретного языка.
В последнее время термин «грамматика» получил иное толкование. Так, Г.Хельбиг, немецкий методист, выделяет три вида грамматики:
1) грамматика А: система правил, присущих самому языку, независимо от того, насколько она познана лингвистами и как она ими описана;
2) грамматика Б: научное лингвистическое описание системы правил грамматики, присущей языку, то есть отражение грамматике в лингвистике;
3) грамматика В: внутренне присущая говорящему и слушающему система правил, которая формируется в мозгу ученика при усвоении языка и которая лежит в основе владения соответствующим языком, то есть в основе умения продуцировать, понимать и исполнять в акте коммуникации правильные предложения и связные высказывания.
В программах общеобразовательных учреждений речь идёт о грамматике как грамматическом строе языка. Без овладения грамматикой в этом её значении не может быть правильно сформированного речевого общения, поэтому грамматика выступает как средство для понимания читаемых текстов и речи учителя и умения конструировать вопросы и ответы на иностранном языке. Грамматика – средство для развития правильных навыков речи и письма. Но этим не исчерпывается практическое значение изучения грамматики иностранного языка. Изучение грамматики иностранного языка помогает учащимся лучше разобраться в грамматическом строе родного языка, так как изучение иностранного языка строится на основе родного языка учащихся.
Как показывает практика, часто в школах преподавание грамматики ограничивается сухими таблицами, заучиванием конструкций, однотипными упражнениями, применяя которые учащийся не совсем убежден в практической пользе того, что он делает. Результаты нашего анализа выявили необходимость в обучающих упражнениях, направленных на коммуникацию.
Мы разработали свой комплекс упражнений для формирования грамматического навыка употребления наклонения Сonditionnel présent на основе изучаемой темы «Les loisirs» в 8 классе. В этой статье мы предлагаем некоторые упражнения, которые мы выстроили по степени нарастания трудности и согласно традиционному подразделению на языковые, условно-речевые и речевые упражнения.
Мы вывели следующий алгоритм для формирования наклонения Сonditionnel présent:
1. Повторение образования Futur simple и Imparfait. 2. Случаи употребления Сonditionnel présent. 3. Образование + вспоминаем, какие глаголы-исключения не спрягаются по общему правилу. 4. Упражнения на формирования навыка употребления Сonditionnel présent.
Для того чтобы понять образование наклонения Сonditionnel présent, сначала ученики вспоминают образование Futur simple, учитель обращает внимание, что такие глаголы, как aller, avoir, pouvoir, vouloir, être не спрягаются по общему правилу, затем учитель помогает учащимся вывести правило образования Сonditionnel présent: Инфинитив глагола + личные окончания Imparfait (ais, ais, ait, ions, iez, aient).
Сначала учащимся предлагаются формальные упражнения, целью которых являются усвоение грамматических фактов языка вне речевой ситуации и потребности выразить свои мысли, т.е. языковые упражнения.
Ученики выполняют упражнение для того, чтобы понять значение Сonditionnel présent.
1) Qu׳ est-ce que le Сonditionnel présent exprime dans les phrases suivantes? (Что выражает Сonditionnel présent в следующих фразах?)
1) Ah, si je pourrais regarder la télévision!
2) Si j׳ étais toi, j׳ irais au cinéma.
3) A mon avis, il souhaiterait visiter un musée.
4) A ta place, je visiterais un monument.
5) Nous voudrions aller en boîte.
6) Je voudrais acheter un bon livre sur Paris
et je le lirais.
7) Je vous conseillerais d׳ aller au théâtre.
8) A votre place, je lirais ce livre plus attentivement.
2) Du Futur simple au Conditionnel présent. Complétez par la forme correcte (Из Futur simple в Сonditionnel présent. Дополните, используя необходимую форму ).
aller я пойду = j ׳irai я пошел бы = j ׳irais
avoir у тебя будет = tu_______________ ты бы имел (а) = tu________________
pouvoir он сможет = il _________________ он смог бы = il ___________________
vouloir она захочет = elle ______________ она захотела бы = elle ______________
prendre мы возьмем =nous______________ мы бы взяли = nous________________
passer вы проведете = vous____________ вы бы провели = vous______________
être они будут = ils _________________ они были бы = ils _________________
aimer они полюбят = elles _____________ они полюбили бы = elles ___________
В условиях средней школы наиболее эффективными упражнениями для практического усвоения грамматического материала являются условно – речевые упражнения (УРУ):
1) имитативные условно-речевые упражнения, при выполнении которых ученик для выражения определенной мысли находит речевые единицы в нужных формах в реплике учителя (в РО) и использует их, не изменяя.
Мы знаем, что одно из значений Сonditionnel présent – это вежливая форма.
Vous êtes poli(s)? Lisez à deux. (Вы вежливые? Прочитайте по ролям.)
Où voudrais-tu te reposer ? | Je voudrais me reposer à Nice. |
Tu aimerais prendre quoi ? | J׳aimerais prendre le train. |
Avec qui tu souhaiterais voyager ? | Je souhaiterais voyager avec mes amis. |
Où tes amis iraient-ils ? | Mes amis iraient à Paris. |
Pourriez-vous nous aider ? | Oui, nous pourrions vous aider. |
Savez-vous répondre à livre fermé ?(Cможете ли вы ответить с закрытой книгой?)
Où voudrais-tu te reposer ? |
Tu aimerais prendre quoi ? |
Avec qui tu souhaiterais voyager ? |
Où tes amis iraient-ils ? |
Pourriez-vous nous aider ? |
2) подстановочные условно-речевые упражнения характеризуются тем, что в них происходит подстановка ЛЕ в структуру какой-либо грамматической формы;
1) Complétez les phrases. (Дополните предложения).
Modèle: Je ___________ regarder un documentaire (désirer). Je désirerais regarder un documentaire.
Il ___________ regarder un divertissement (aimer).
Nous ____________ de regarder une série (conseiller).
Elle ___________regarder un magazine (souhaiter).
Vous___________regarder un jeu (vouloir).
A ta place, je __________ un documentaire (regarder).
Ils_________voir un journal (préférer).
2) Dites autrement en employant les verbes suivants : (Cкажите по-другому, употребив следующие глаголы).
Exemple. Je désirerais regarder un film de science-fiction. - Je souhaiterais regarder un film de science-fiction.
1) Je regarderais un film d׳action.
2) Tu voudrais regarder un film de science-fiction.
3) Il conseillerait de regarder un film d׳aventures.
4) Nous désirerions regarder un film dramatique.
5) Vous souhaiteriez regarder un film documentaire.
6) A ta place, je regarderais un film pour enfants.
7) Ils aimeraient voir un grand film.
8)Tu ne regarderais jamais de grand film.
3) трансформационные условно-речевые упражнения предполагают определенную трансформацию реплики учителя (собеседника), что выражается в изменении порядка слов, падежа и т.п.
Composez des propositions à l׳ aide des mots suivants. Lisez-les et traduisez en russe. (Составьте предложения из заданных слов. Прочитайте и переведите на русский язык).
Modèle:Je de regarder conseillerais magazine (m). Je conseillerais de regarder un magazine.
1) souhaiterait il série (f) regarder. ______________________________________
2) téléfilm (m) elle voudrait regarder.____________________________________
3) nous voir documentaire (m) aimerions._________________________________
4) divertissement (m) à ta place regarderais je._____________________________
5) jamais jeu (m) vous ne regarderiez.____________________________________
6) regarder désireraient elles dessin animé (m).____________________________
7) regarderais je journal (m).___________________________________________
4) собственно репродуктивные условно-речевые упражнения предполагают полностью самостоятельное воспроизведение (репродукцию) в репликах учеников той грамматической формы, которая усвоена в предыдущих упражнениях.
Jouons à l ׳interprète (Поиграем в переводчика).
1. На твоем месте я бы посетил Париж.
2. На выходных ему бы хотелось посмотреть телевизор.
3. В эту субботу девочки пошли бы танцевать.
4. Мои родители посетили бы друзей (сходили бы в гости).
5. Мишель прогулялся бы по парку после уроков.
7. Я бы тебе советовал заниматься спортом.
8. Мы бы вам советовали провести каникулы в деревне.
Речевые (коммуникативные) упражнения: ситуативно обусловленные, коммуникативно мотивированные упражнения, направленные на употребление учащимися тренируемого материала в устной речи для выражения собственной мысли в связи с разнообразными стимулами и мотивами, позволяющими использовать иностранную речь как более или менее естественное средство общения.
Racontez ce que vous feriez pendant le week-end /les vacances/.
В конце обучения мы предложили ученикам игру, которая называется «Acrostiche». Сначала учитель записывает слово по вертикали на доске, например, имена Nicolas, Marc. Ученики должны найти для каждой буквы этого имени слово (существительное, глагол, прилагательное), которое начинается с этой буквы. Это слово должно соответствовать вкусам, увлечениям ученика.
Мы предложили ребятам мужское имя Marc. Ученики должны были написать глаголы в Сonditionnel présent, которые начинались бы с этой буквы и были бы связаны с изученной нами темой «Les loisirs».
Вот что из этого получилось:
M – onterais/ mangerais
A – imerais
R – egarderais
C – onseillerais (de)
Для более успешного применения разработанного комплекса упражнений необходимо учитывать некоторые рекомендации. Мы советуем обратить внимание на два момента:
1) количество предлагаемых упражнений на уроке; 2) последовательность их выполнения.
При этом рекомендуется учитывать условия обучения и возможности учеников, помня о дидактическом принципе «от простого к сложному», «от известного к неизвестному», т.е. основополагающие принципы дедукции.
Мы надеемся, что разработанный нами упражнения могут быть успешно использованы учителями французского языка в средних классах, а также на младших курсах языковых вузов.
Л.С. Мороз, старший преподаватель кафедры французского языка КГПИ. Е.В. Филиппова, студентка французского отделения французского отделения факультета иностранных языков КГПИ.
Pour vous aider :
un regret - сожаление
un désir - желание
un souhait - желание
une hypothèse - предположение
une demande polie – вежливая просьба
un conseil - совет
préférer, aimer, souhaiter, désirer, regarder, conseiller de, vouloir