Дополнительная образовательная программа "Резьба по дереву"
Программа рецензирована доктором педагогических наук, профессором А.Л. Бугаёвой, предусматривает формирование у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Программа содержит:
- пояснительную записку;
- учебно-тематический план;
- содержание программы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Салымская средняя общеобразовательная школа №1»
(НРМОБУ «Салымская СОШ №1»)
Приложение к дополнительной общеобразовательной
программе, утверждённой приказом № 5559-0 от 28.08.2019г.
Дополнительная общеобразовательная программа
общекультурного направления
«Резьба по дереву»
Автор-составитель:
Фаталиев Замедин Фаталиевич,
учитель технологии,
высшая квалификационная категория
Рассчитана на детей 11-17 лет
Срок реализации программы: 1 год
с.п. Салым
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Направленность. Дополнительная образовательная программа «Резьба по дереву» ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда и ознакомление с одним из видов народного искусства -резьбой по дереву. Программа направлена на овладение воспитанниками основных приемов и способов изготовления изделий из древесины.
Программа является прикладной и носит практико-ориентированный характер.
Актуальность программы заключается в следующем:
- позволяет раскрыть таланты учащихся;
- в процессе освоения данной программы воспитанники получают начальные знания, навыки, умения в профессиональной деятельности, остро востребованной на рынке труда;
- у детей формируются личностные качества(ответственность, организованность, аккуратность и т.п.),необходимые в любом виде деятельности.
На протяжении всей истории человека искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Сохранение традиции преёмственности поколении, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.
Содержание предлагаемой программы по обучению учащихся 5 классов резьбе по дереву, изготовление художественные изделий из древесины направленно на воспитание художественной культуры школьника, развития интереса к народному творчеству его традиции и наследию. Знания полученные в программе формируют у учащихся эстетически вкус и дают необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т.е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору.
Цель: раскрытие творческого потенциала и развитие нравственно - личностных качеств воспитанников через формирование ключевых компетенций и специальных навыков обработки древесины
Задачи (для данного года обучения):
Обучающие:
- Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта.
- Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;
- Научить работать различными инструментами, приспособлениями.
Развивающие:
- Развивать художественно – творческие способности учащихся.
- Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности.
Воспитательные:
- Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края, приобщить детей к истокам народной культуры.
- Пробуждать интерес и к новым, современным направлениям народного творчества.
Отличительные особенности программы :программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно-прикладном творчестве,делает акцент на предоставлении обучаемым свободы выбора и самостоятельность в сфере его трудовой деятельности.Программа учитывает нарастание творческих возможностей детей.
Деятельность обучающихся в кружке направлена не только на формирование навыков ручного труда, но и на развитие созидательной, творческой личности ребенка и строится на следующих принципах:
- систематичности и последовательности;
- доступности;
- наглядности
- междисциплинарного подхода;
- уникальности;
- успеха;
- гуманности.
Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2018/2019 учебном году. (I-группа)
Общий срок реализации исходной программы (количество лет) | 1 |
Год обучения (первый, второй и т.д.) | первый |
Возраст воспитанников | 11-17 лет |
Количество воспитанников в группе в текущем учебном году | 10 |
Количество часов в неделю | 2 |
Общее количество часов в год | 68 |
Форма занятий | теоретические, практические, итоговые |
Режим занятий | 1 раз в неделю по 2 часа с обязательным 10-минутным перерывом |
Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2018/2019 учебном году. (II-группа)
Общий срок реализации исходной программы (количество лет) | 1 |
Год обучения (первый, второй и т.д.) | первый |
Возраст воспитанников | 11-17 лет |
Количество воспитанников в группе в текущем учебном году | 10 |
Количество часов в неделю | 2 |
Общее количество часов в год | 68 |
Форма занятий | теоретические,практические,итоговые |
Режим занятий | 1раз в неделю по 2 часа с обязательным 10-минутным перерывом |
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
дети должны:
знать:
- Виды пород древесины, их свойства;
- Способы соединения деталей;
- Назначение ручных инструментов;
- Назначение отделки древесины;
- Понятия контура и силуэта;
- Свойства фанеры, её разновидности;
- Структуру ДСП и оргалита;
- Правила безопасности работы с ручными инструментами;
уметь:
- Работать с ручными инструментами;
- Переводить рисунок через копировальную бумагу по шаблону;
- Работать с чертежными инструментами;
- Работать с технологиями по сборке и обработке изделий красками и лаками;
Критерии и показатели оценки знаний, умений и навыков воспитанников:
Прямые:
- теоретический уровень знаний;
- степень овладения рабочими приемами при работе с инструментами и приспособлениями;
- применение полученных знаний на практике;
- соблюдение технических и технологических требований;
- качество изготовления изделия- по внешнему виду готового изделия;
- изготовление изделия в установленные нормы времени;
- соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
Косвенные:
- экономия материалов;
- желание трудиться;
- познавательная активность и творческий подход;
- самостоятельность;
- партнерские отношения при совместной работе.
Формы подведения итогов реализации программы:
- зачет;
- тестирование;
- защита творческих проектов;
- коллективные и персональные выставки изделий учащихся;
- участие в конкурсах, фестивалях, творческих мастерских различного уровня.
Учебно-тематический планна 2018-2019учебный год (I-группа)
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
Теоретическая часть | Практическая часть | Всего часов | ||
1. | Вводноезанятие. | 2 | 2 | |
2 | Особенностиконтурнойрезьбы. | 2 | 4 | 6 |
3 | Декоративный язык контурной резьбы по тонированномуКомпозиция анималистического характера. | 2 | 6 | 8 |
4 | Художественные и технологические особенности геометрической(трехгранно- выемчатой)резьбы. Исходныеэлементыгеометрическойрезьбы. | 2 | 8 | 10 |
5 | Орнамент геометрического характера из изученных элементов. Работа по образцам. | 2 | 10 | 12 |
6 | Пластина с декоративной композицией из растительных элементов или анималистического характера (сочетание контурной и геометрической резьбы на темном или светлом фоне). | 2 | 12 | 14 |
7 | Использование утилитарного изделия (строганного, долбленного или точенного) с резной заставкой(вид резьбы по выбору учащегося). | 2 | 12 | 14 |
8 | Заключительное (итоговое )занятие. | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 14 | 54 | 68 |
Календарно-тематическое планирование на 2018-2019 учебный год.(I-группа)
№п.п | Дата по плану | Дата по факту | Раздел программы,тема | Всего часов | количество часов | |
практика | теория | |||||
Вводное занятие.-2 | ||||||
1 | 05.09 | Исторические корни развития деревянного зодчества и резьбы по дереву. Правила техники безопасности при работе с острыми и режущими предметами. Правилаподготовкирабочегоместадлярезьбыподереву. | 1 | 1 | ||
2 | 05.09 | Исторические корни развития деревянного зодчества и резьбы по дереву. Правила техники безопасности при работе с острыми и режущими предметами. Правилаподготовкирабочегоместадлярезьбыподереву | 1 | 1 | ||
Особенностиконтурнойрезьбы.-6 | ||||||
3 | 12.09 | Особенности контурной резьбы. Симметрия в декоративной орнаментальнойкомпозиции. | 1 | 1 | ||
4 | 12.09 | Особенности контурной резьбы. Симметрия в декоративной орнаментальнойкомпозиции. | 1 | |||
5 | 19.09 | Этапывыполненияконтурнойкомпозиции. | 1 | 1 | ||
6 | 19.09 | Этапывыполненияконтурнойкомпозиции. | 1 | 1 | ||
7 | 26.09 | Изготовление строганной основы под резную композицию по размерамобразца. | 1 | 1 | ||
8 | 26.09 | Изготовление строганной основы под резную композицию по размерамобразца. | ||||
Декоративный язык контурной резьбы по тонированному фону. Композицияанималистическогохарактера.-8 | ||||||
9 | 03.10 | Технология тонирования ипрозрачной отделки деревяннойповерхности. | 1 | 1 | ||
10 | 03.10 | Технология тонирования ипрозрачной отделки деревяннойповерхности. | 1 | |||
11 | 10.10 | Подготовкаосновы. | 1 | 1 | ||
12 | 10.10 | Подготовкаосновы. | 1 | 1 | ||
13 | 17.10 | Переводрисунканаоснову. | 1 | 1 | ||
14 | 17.10 | Переводрисунканаоснову. | 1 | 1 | ||
15 | 24.10 | Исполнение резьбы (резьба на темном фоне). | 1 | 1 | ||
16 | 24.10 | Исполнение резьбы (резьба на темном фоне). | 1 | 1 | ||
Художественные и технологические особенности геометрической(трехгранно- выемчатой)резьбы.Исходные элементы геометрической резьбы.-10 | ||||||
17 | 07.11 | Декоративные и технологическиеособенности геометрическойрезьбы. | 1 | 1 | ||
18 | 07.11 | Декоративные и технологическиеособенности геометрическойрезьбы. | 1 | 1 | ||
19 | 14.11 | Элементы геометрической резьбы. Порядок их разметки и последовательность выполнения. | 1 | 1 | ||
20 | 14.11 | Элементы геометрической резьбы. Порядок их разметки и последовательность выполнения. | 1 | 1 | ||
21 | 21.11 | Подготовка деревянной основы подэлементы геометрическойрезьбы. | 1 | 1 | ||
22 | 21.11 | Подготовка деревянной основы подэлементы геометрическойрезьбы. | 1 | 1 | ||
23 | 28.11 | Разметка основы для геометрическойрезьбы. | 1 | 1 | ||
24 | 28.11 | Разметка основы для геометрическойрезьбы. | 1 | 1 | ||
25 | 05.12 | Использование резьбы(оборотная сторона дощечки). | 1 | 1 | ||
26 | 05.12 | Использование резьбы(оборотная сторона дощечки). | 1 | 1 | ||
Орнамент геометрического характера из изученных элементов.Работа по образцам.-12 | ||||||
27 | 12.12 | Приемы использования одного, несколько элементов вузоре. | 1 | 1 | ||
28 | 12.12 | Приемы использования одного, несколько элементов вузоре. | 1 | 1 | ||
29 | 19.12 | Подготовка основы для резьбы на крышке шкатулки. | 1 | 1 | ||
30 | 19.12 | Подготовка основы для резьбы на крышке шкатулки. | 1 | 1 | ||
31 | 26.12 | Разметкагеометрическогоорнамента. | 1 | 1 | ||
32 | 26.12 | Разметкагеометрическогоорнамента. | 1 | 1 | ||
33 | 16.01 | Резьба трехгранных выемок ПравилаТБ | 1 | 1 | ||
34 | 16.01 | Резьба трехгранных выемок ПравилаТБ | 1 | 1 | ||
35 | 23.01 | Резьба трехгранных выемок с углублениемв центре(сияние). Правила ТБ | 1 | 1 | ||
36 | 23.01 | Резьба трехгранных выемок с углублениемв центре(сияние). Правила ТБ | 1 | 1 | ||
37 | 30.01 | Резьба четырехгранных выемок. ПравилаТБ. | 1 | 1 | ||
38 | 30.01 | Резьба четырехгранных выемок. ПравилаТБ. | 1 | 1 | ||
Пластина с декоративной композицией из растительных элементов или анималистического характера (сочетание контурной и геометрической резьбы на темном или светлом фоне).-14 | ||||||
39 | 06.02 | Особенности декоративной трактовкиобразца. Способы отделки резнойповерхности.изделия. | 1 | 1 | ||
40 | 06.02 | Особенности декоративной трактовкиобразца. Способы отделки резнойповерхности.изделия. | 1 | |||
41 | 13.02 | Подготовка деревянной основы длярезьбы | 1 | 1 | ||
42 | 13.02 | Подготовка деревянной основы длярезьбы | 1 | 1 | ||
43 | 20.02 | Зарисовка животных, птиц, листьев,цветов. | 1 | 1 | ||
44 | 20.02 | Зарисовка животных, птиц, листьев,цветов. | 1 | 1 | ||
45 | 27.02 | Декоративная переработка образцов под сочетание контурной и геометрическойрезьбы. | 1 | 1 | ||
46 | 27.02 | Декоративная переработка образцов под сочетание контурной и геометрическойрезьбы. | 1 | 1 | ||
47 | 06.03 | Резьба равнобедренных трехгранных выемокс углублением в вершине(уголков). | 1 | 1 | ||
48 | 06.03 | Резьба равнобедренных трехгранных выемокс углублением в вершине(уголков). | 1 | 1 | ||
49 | 13.03 | Резьба равносторонних трехгранных выемок с углублением вцентре. | 1 | 1 | ||
50 | 13.03 | Резьба равносторонних трехгранных выемок с углублением вцентре. | 1 | 1 | ||
51 | 20.03 | Отделкаизделия. | 1 | 1 | ||
52 | 20.03 | Отделкаизделия. | 11 | |||
Использование утилитарного изделия (строганного, долбленного или точенного) с резной заставкой(вид резьбы по выбору учащегося).-14 | ||||||
53 | 03.04 | Учет функционального назначения предмета иего связь с декором. Разработка резнойзаставки. | 1 | 1 | ||
54 | 03.04 | Учет функционального назначения предмета иего связь с декором. Разработка резнойзаставки. | 1 | |||
55 | 10.04 | Токарный станок СТД-120, управление. ПравилаТБ. | 1 | 1 | ||
56 | 10.04 | Токарный станок СТД-120, управление. ПравилаТБ. | 1 | 1 | ||
57 | 17.04 | Точениефасоннойповерхности(ваза). | 1 | 1 | ||
58 | 17.04 | Точениефасоннойповерхности(ваза). | 1 | 1 | ||
59 | 24.04 | Точениевнутреннейповерхности. | 1 | 1 | ||
60 | 24.04 | Точениевнутреннейповерхности. | 1 | 1 | ||
61 | 08.05 | Разметка орнамента нацилиндрической поверхности | 1 | 1 | ||
62 | 08.05 | Разметка орнамента нацилиндрической поверхности | 1 | 1 | ||
63 | 15.05 | Приемы резьбы на цилиндрических поверхностях. ПравилаТБ. | 1 | 1 | ||
64 | 15.05 | Приемы резьбы на цилиндрических поверхностях. ПравилаТБ. | ||||
65 | 22.05 | Резьба скобчатых порезок. ПравилаТБ | 1 | 1 | ||
66 | 22.05 | Резьба скобчатых порезок. ПравилаТБ | ||||
Заключительное (итоговое )занятие.-2 | ||||||
67 | 29.05 | Подведение итогов работы резьбы подереву.Выставка работучащихся. | 1 | 1 | ||
68 | 29.05 | Подведение итогов работы резьбы подереву.Выставка работучащихся. | 1 | 1 |
Содержание курса.
I год обучения.
Тема 1.Вводное занятие.
Беседа о народном декоративном искусстве, его видах: резьба и роспись по дереву, художественная обработка кости и металла. Показ цветных иллюстраций и фотографий с изображением произведений народного искусства. Знакомство с творчеством резчиков по дереву народов России.
Тема 2. Особенности контурной резьбы
Знакомство с природной текстуры древесины (срез в трѐх направлениях). Значение расположения и характера расположения волокондревесины при создании резьбы. Свойства хвойных и лиственных пород древесины по твѐрдости. Недостатки древесины. Влажность и сушка.
Тема 3.Декоративный язык контурной резьбы по тонированномуКомпозиция анималистического характера.
Рабочее место резчика по дереву и его оборудование. Инструменты для резьбы по дереву.Подготовка рабочего места резчика в зависимости от характера выполняемых работ. Демонстрация инструментов для резьбы по дереву, ознакомление с правилами их пользования. Практическая работа Ознакомление с рабочим местом резчика и его оснащением. Изучение правил по технике безопасности. Выбор инструмента для различных видов резьбы. Способы хранения инструментов для резьбы. Прави-ла безопасности при работе с инструментом.
Тема 4.Художественные и технологические особенности геометрической(трехгранно- выемчатой)резьбы.
Исходные элементы геометрической резьбы.
Знакомство с художественными и техническими приѐмами геометрической резьбы по дереву.Рассказ о художественных изделиях из дерева, украшенных геометрической резьбой. Демонстрация образцов народного искусства. Практическая работа. Начальные приѐмы геометрической резьбы. Приѐмы резьбы параллельных линий вдоль волокон. Приѐмы резьбы «сетки». Приѐмы резьбы «шашек». Создание вариантов композиций освоенных приѐмов на дощечках. Правила техники безопасной ра-боты с режущими инструментами. Один из видов геометрической резьбы – трѐхгранно-выемчатая резьба. Еѐ художественные и техниче-скиеприѐмы. Элементы трехгранно-выемчатой резьбы (треугольник, глазок, треугольник с зубчиком, фонарик, кубик, соты, клин, эле-менты «сияние», ромб).Приѐмы резьбы равнобедренных треугольников. Узор «трехстороннее сияние со срезкой, узор «розетка с сияни-ем». Приѐмы резьбы узора и трехгранно-выемчатое «четырехстороннее сияние». Выполнение узоров «кличик», «змейка», «витейка», «бусы», «ѐлочка»,» «сколышек», «чешуйка», «шишки», «лесенки», «кубики», «решѐтка». Создание на дощечках вариантов узоров, образуемых из технических приѐмов трехгранно-выемчатой резьбы. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Тема 5. Орнамент геометрического характера из изученных элементов. Работа по образцам.
Создание несложных композиций узоров геометрической резьбы на бумаге и перевод созданных рисунков на изделия из дерева.Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление центра) в резьбе наличников окон, в украшении бытовой утвари.Практическая работа. Создание эскизов геометрических узоров для оформления разделочной доски, крышки, коробочки, пенала. Пере-вод узоров геометрического орнамента на поверхность изделий из дерева при помощи кальки, копировальной бумаги, карандаша.
Тема 6.Пластина с декоративной композицией из растительных элементов или анималистического характера (сочетание контурной и геометрической резьбы на темном или светлом фоне).
Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из дерева. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.Практическая работа. Выполнение в технике геометрической резьбы орнаментальных композиций на разделочных досках, крышках коробочек и пеналов.
Тема 7.Использование утилитарного изделия (строганного, долбленного или точенного) с резной заставкой(вид резьбы по выбору учащегося).
Выполнение композиций по мотивам геометрической резьбы в материале.Перенос рисунков готовых композиций на полуфабрикаты, изготовленные на уроках технологии учащимися. Практическая работа. Выполнение в материале композиций геометрической резьбы. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Тема 8.Заключительное (итоговое )занятие.
Заключительное занятие.Обсуждение с учащимися успешности освоения геометрической резьбы. Демонстрация выполненных работ.
Учебно-тематический планна 2018-2019учебный год (II-группа)
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
Теоретическая часть | Практическая часть | Всего часов | ||
1. | Вводноезанятие. | 2 | 2 | |
2 | Декоративные и технологические особенности заоваленной резьбы. Инструменты. Материалы. Приемыработы. | 2 | 4 | 6 |
3 | Растительные мотивы в заоваленной резьбе. Резьбаподушечнымфоном. | 2 | 6 | 8 |
4 | Анималистические композиции(на плоских поверхностях). Резьба с подобраннымфоном. | 2 | 20 | 22 |
5 | Исполнение резного рельефа на точеных или долбленых изделиях. | 2 | 26 | 28 |
6 | Заключительноезанятие. | 1 | 1 | 2 |
ИТОГО: | 11 | 57 | 68 |
Календарно-тематическое планирование на 2018-2019 учебный год.(II-группа)
№п.п | Дата по плану | Дата по факту | Раздел программы,тема | Всего часов | количество часов | |
практика | теория | |||||
Вводное занятие.-2 | ||||||
01.09 | Подведение итогов работы резьбы подереву.Выставка работучащихся. | 1 | - | 1 | ||
01.09 | Подведение итогов работы резьбы подереву.Выставка работучащихся. | 1 | 1 | |||
Декоративные и технологические особенности заоваленнойрезьбы.Инструменты. Материалы. Приемы работы.-6 | ||||||
08.09 | Ознакомление с декоративным языком заоваленнойрезьбы. | 1 | 1 | |||
08.09 | Ознакомление с декоративным языком заоваленнойрезьбы. | 1 | 1 | |||
15.09 | Приемы работы полукруглыми стамесками, косымножом. | 1 | 1 | |||
15.09 | Приемы работы полукруглыми стамесками, косымножом. | 1 | 1 | |||
22.09 | Выполнение резного заоваленногорельефа простейшейгирлянды. | 1 | 1 | |||
22.09 | Выполнение резного заоваленногорельефа простейшейгирлянды. | 1 | 1 | |||
Растительные мотивы в заоваленнойрезьбе.Резьба подушечным фоном.-8 | ||||||
29.09 | Ознакомление с резнымикомпозициями растительного характера в кудринской резьбе. Декоративная особенность построения растительныхузоров. | 1 | 1 | |||
29.09 | Ознакомление с резнымикомпозициями растительного характера в кудринской резьбе. Декоративная особенность построения растительныхузоров. | 1 | 1 | |||
06.10 | Техника исполнения резьбы сподушечным фоном | 1 | 1 | |||
06.10 | Техника исполнения резьбы сподушечным фоном | |||||
13.10 | Изготовление резной композициис растительнымимотивами. | 1 | 1 | |||
13.10 | Изготовление резной композициис растительнымимотивами. | 1 | 1 | |||
20.10 | Отделкаизделия. | 1 | 1 | |||
20.10 | Отделкаизделия. | 1 | 1 | |||
Анималистические композиции(на плоских поверхностях).Резьба с подобранным фоном.-22 | ||||||
27.10 | Столярные операции по изготовлению основы декоративногопредмета. | 1 | 1 | |||
27.10 | Столярные операции по изготовлению основы декоративногопредмета. | 1 | 1 | |||
10.11 | Примеры анималистическихкомпозиций(с изображением птиц, рыб, зверей)в творчестве мастеров кудринской резьбы. Приемы введения таких изображений в резной растительныйорнамент. | 1 | 1 | |||
10.11 | Примеры анималистическихкомпозиций(с изображением птиц, рыб, зверей)в творчестве мастеров кудринской резьбы. Приемы введения таких изображений в резной растительныйорнамент. | 1 | 1 | |||
17.11 | Особенности резьбы с подобраннымфоном. | 1 | 1 | |||
17.11 | Особенности резьбы с подобраннымфоном. | 1 | 1 | |||
24.11 | Виды инструмента. Заточка и правка инструмента. | 1 | 1 | |||
24.11 | Виды инструмента. Заточка и правка инструмента | 1 | 1 | |||
01.12 | Приемы обработки выбранного(удаленного)фона. | 1 | 1 | |||
01.12 | Приемы обработки выбранного(удаленного)фона. | 1 | 1 | |||
08.12 | Способыотделкирезнойповерхности. | 1 | 1 | |||
08.12 | Способыотделкирезнойповерхности. | 1 | 1 | |||
15.12 | Столярная подготовка изделия. Разметка строгание ипиление(шкатулка). | 1 | 1 | |||
15.12 | Столярная подготовка изделия. Разметка строгание ипиление(шкатулка). | 1 | 1 | |||
22.12 | Столярная подготовка изделия. Разметка строгание ипиление(шкатулка). | 1 | 1 | |||
22.12 | Столярная подготовка изделия. Разметка строгание ипиление(шкатулка). | 1 | 1 | |||
12.01 | Сборка. Нанесениеорнамента. | 1 | ||||
12.01 | Сборка. Нанесениеорнамента. | 1 | ||||
19.01 | Декорирование поверхностишкатулки заоваленной резьбой. | 1 | ||||
19.01 | Декорирование поверхностишкатулки заоваленной резьбой. | |||||
26.01 | Отделка изделия лакокрасочными материалами. | |||||
26.01 | Отделка изделия лакокрасочными материалами. | |||||
Исполнение резного рельефа на точеных или долбленых изделиях.-28 | ||||||
02.02 | Столярные и токарные операции по подготовке основ декорируемого изделия. Приемы безопасной работы. | |||||
02.02 | Столярные и токарные операции по подготовке основ декорируемого изделия. Приемы безопасной работы. | |||||
09.02 | Ознакомление с разными композициями на точеных или долбленых изделиях(чаши, блюда, тарелки, ковши, черпаки). | |||||
09.02 | Ознакомление с разными композициями на точеных или долбленых изделиях(чаши, блюда, тарелки, ковши, черпаки). | |||||
16.02 | Особенности перевода рисунка и исполнение резьбы на криволинейных поверхностях. | |||||
16.02 | Особенности перевода рисунка и исполнение резьбы на криволинейных поверхностях. | |||||
02.03 | Точение тарелки на токарном станке. | |||||
02.03 | Точение тарелки на токарном станке. | |||||
09.03 | Точение тарелки на токарном станке. | |||||
09.03 | Точение тарелки на токарном станке. | |||||
16.03 | Нанесение орнамента на поверхность тарелки. | |||||
16.03 | Нанесение орнамента на поверхность тарелки. | |||||
23.03 | Декорирование тарелки заоваленной резьбой | |||||
23.03 | Декорирование тарелки заоваленной резьбой | |||||
06.04 | Декорирование тарелки заоваленной резьбой | |||||
06.04 | Декорирование тарелки заоваленной резьбой | |||||
13.04 | Обработка изделия наждачной бумагой. | |||||
13.04 | Обработка изделия наждачной бумагой. | |||||
20.04 | Отделка изделия лакокрасочными материалами. Разметка долбленного изделия. Изготовление поверхности кудринской резьбой. | |||||
20.04 | Отделка изделия лакокрасочными материалами. Разметка долбленного изделия. Изготовление поверхности кудринской резьбой. | |||||
27.04 | Нанесение орнамента на поверхность изделия. | |||||
27.04 | Нанесение орнамента на поверхность изделия. | |||||
04.05 | Нанесение орнамента на поверхность изделия. | |||||
04.05 | Нанесение орнамента на поверхность изделия. | |||||
11.05 | Декорирование поверхности кудринской резьбой. | |||||
11.05 | Декорирование поверхности кудринской резьбой. | |||||
18.05 | Отделка изделия. | |||||
18.05 | Отделка изделия. | |||||
Заключительное занятие.-2 | ||||||
25.05 | Подведение итогов работы резьбы по дереву.Выставка работ учащихся. | |||||
25.05 | Подведение итогов работы резьбы по дереву.Выставка работ учащихся. |
Содержание курса.
II год обучения.
Тема 1 . Вводное занятие.
Беседа с учащимися о произведениях народного творчества в стиле резьба по дереву. Зарисовка учащимися образцов изделий резьбы по дереву. Различные виды зарисовок: быстрый набросок и длительная проработка. Материалы, используемые при создании зарисовок.
Тема 2.Декоративные и технологические особенности заоваленной резьбы.
Инструменты. Материалы. Приемы работы.
Постановка перед учащимися разных задач при копировании народных образцов орнаментов. Образцы для копирования –геометрической резьбы средней сложности на бытовых предметах.Практическая работа. Выполнение зарисовок с народных образцов.
Тема 3.Растительные мотивы в заоваленной резьбе.
Резьба подушечным фоном.
Создание собственных композиций резьбы по дереву в технике скобчатой и контурной резьбы. На основе зарисовок узоров геометрической резьбы учащиеся разрабатывают эскизы собственных композиций типа «сияние», «розетки» для оформления декоративных панно, шкатулок и коробок резных форм и размеров.Практическая работа. Выполнение эскизов композиций типа «сияние», «розетка» для оформления панно, шкатулок и коробок каран-дашом на бумаге.
Тема 4. Анималистические композиции(на плоских поверхностях).
Резьба с подобранным фоном.
Перенос рисунков готовых композиций на полуфабрикаты, полученные в школе на уроках технологии и изготовленных на кружке: раз-делочные доски, крышки шкатулок, доски декоративного панно.
Практическая работа. Выполнение в материале композиций геометрической резьбы. Правила техники безопасности при работе с р е-жущими инструментами.
Тема 5.Исполнение резного рельефа на точеных или долбленых изделиях.
Резьба по дереву «Татьянка»Художественные и технические особенности плоскорельефной резьбы с заовалеными контуром, с подушечным и подобранным фоном.Современное направление резьбы резьба «Татьянка».История возникновения промысла. Мотивы орнамента, характерные для абрамцево-кудринской резьбы. Выбор древесины и инструмен-тов для создания плоскорельефной резьбы с заоваленым контуром и резьбы с подушечным фоном.Практическая работа. Резьба с заоваленым контуром. Выполнение надощечка узора «розетка» в технике заоваленого контура. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами. Тема 2 Рабочее место резчика. Правила безопасности работы при резьбе «Татьянка». Резьба по дереву «Татьянка» с растительным элементами.Практическая работа. Перевод рисунка (фрагмент растительного рисунка) на учебную доску и выполнение плоскорельефной резьбы на учебной доске.
Тема 6. Заключительное занятие.
Организация выставки работ учащихся.Показ иллюстраций, фотографий с изображениями различных экспозиций произведений декоративно-прикладного искусства на выстав-ках. Обсуждение с учащимися вариантов экспозиции выставки учебных бот в школе.
Программа рассчитана на практический и теоретический этап.В теоретическом этапе раскрывается тесная связь между природой традицией жизнью народа и его историей. На теоретический этап отводится не более 25% учебного времени. Теоретический этап тесно связан с практическим этапом и включает в себе историю развития резьбу по древесины, виды резьбы, развитие и устройство техники, правило техники безопасности. Практически этап предлагает приобретение учащимися навыков и умений по изготовлению изделий на основе знаний полученных при теоретическом обучении и закрепление знании полученных на уроках технологии. Последовательность ознакомления учащихся с разными приёмами и техникой обработкой материалов зависит от особенности изделия.Программа предусматривает последовательное усложнение задания, которое предстоит выполнить учащихся. В процессе решения творческих задач учащие получают знания по технологии изготовлении разных изделии из дерева их отделке, сведения об инструментах для резьбы. Так же составной частью является копирование образцов работ резьбы по дереву в экспозициях.
Методическое обеспечение программы.
Формы проведения занятий:
- теоретические: лекции, беседы, рассказы,показ презентаций, просмотр видероликов;
- практические:консультирование, показ образца, выполнение работы по образцу, выполнение работы по технологической карте, планирование и выполнение работы самостоятельно;
- итоговые: выставки, творческие отчеты.
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса:
-рассказ,
-объяснение, устный и письменный инструктаж, демонстрация, самостоятельные наблюдения учащихся, упражнения, дизайн – анализ, метод проектов.
Основное место в освоении учащимися знаний и умений отводится практическому методу, направленное, прежде всего на непосредственное познание действительности. Так, на первоначальном этапе обучения могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной рабочей позы, умению держать инструмент, по координации движений. По мере углубления учащихся в работу следует приучать их самостоятельно анализировать ее ход и проводить необходимую корректировку.
Отдельно следует сказать о проектном методе, связанном с планированием и осуществлением определенной практической деятельности. Это чаще всего связано с работой над выбранным самим учащимся изделием. Для этого потребуются значительные затраты учебного времени, поскольку предполагает максимум самостоятельности и активности самого школьника. Но зато приобретаемые при этом знания и умения носят более осознанный характер.
Формы подведения итогов по теме,разделу:
- зачет;
- тестирование;
- защита творческих проектов;
- коллективные и персональные выставки изделий учащихся;
- участие в конкурсах, фестивалях, творческих мастерских различного уровня.
Литература.
Для педагога:
1.Афанасьев А.Ф. Домовая резьба(альбом орнаментов)- М.: Народное творчество,2001
2.Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба-М.: Нива России ,1993
3.Дементьев С.В.Резьба по дереву.-М.:Издательский дом МСП,2000
4.Дубровин И.И. Домашний умелец.-Тверь: ЭКСМО-Пресс,2001
Для обучающихся:
1.Выпиливание лобзиком/Сост.Рыженко В.И./-М.:Траст пресс,1999
2.Изделия из шпона/ Сост.Пономаренко Т.В./-С.Пб.:Корона принт,1999
Рихвк Э.В. Мастерим из древесины.-М.:Просвещение,1998
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодёжной политики Нефтеюганского района
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное
бюджетное учреждение
«Салымская средняя общеобразовательная школа № 1»
Утверждаю:
Директор НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»
М.В. Жердев
31 августа 2024 года
Дополнительная образовательная программа
технического направления
«Юный техник»
Автор-составитель:
Фаталиев Замедин Фаталиевич
учитель технологии
высшая категория
Рассчитана на детей 11-12 лет
Срок реализации программы: 1 год
п. Салым
2024 - 2025 учебный год
Пояснительная записка
Программа «Юный техник» имеет техническое направление.
Актуальность программы
Радиоуправляемый моделизм – один из самых динамичных и интересных видов моделизма. Популярность радиоуправляемых моделей, как у нас в стране, так и за рубежом, заключается в сочетании технического творчества с увлекательной спортивной борьбой на соревнованиях различного уровня. Появление на отечественном рынке большого количества аппаратуры радиоуправления, а так же материалов и инструментов для изготовления моделей, производства ведущих мировых модельных фирм позволяет легко оснастить обучающихся всем необходимым. Значительный зрительный эффект от запуска радиоуправляемых моделей способствует популяризации этого вида моделизма и позволяет постоянно развивать массовость, ограничением представляются только высокие первоначальные затраты.
Для подростков, занимающихся радиоуправляемыми моделями, представляется уникальная возможность приобщиться к техническому творчеству и одновременно реализовать себя в спорте, без ограничений по физическим и возрастным данным.
Занятия модельными видами спорта позволяют на практике применять основные знания, полученные в школе. Дополнительные знания в области радиоуправляемых моделей носят развивающий характер, стимулируют рост интеллекта, создают возможность профориентации обучающихся в технической области.
Пока профессиональное дистанционное управление объектами занимает довольно узкую область человеческой деятельности. Однако использование дистанционно-управляемых аппаратов во всём мире неуклонно возрастает. Одновременно возрастает и потребность в операторах дистанционного управления, поэтому с уверенностью можно прогнозировать появление специальности «дистанционное управление объектами» как самостоятельной профессии с системой обучения, подготовки и переподготовки кадров, а так же рост потребности в этой специальности.
Модели радиоуправляемых классов, представляют из себя очень сложные в техническом плане конструкции, для создания которых нужны навыки конструирования, знания в области электро- и радиотехники, умение пользоваться различными приборами, знание состава и свойств материалов и методов их обработки. Создавая модель, обучающийся приобретает теоретические знания и практический опыт, учится технологически грамотно решать вопросы проектирования и изготовления моделей.
Весь комплекс умений, навыков и знаний, приобретённых в результате занятий, помогает обучающимся правильно выбрать свою будущую профессию. Наряду с профессиональной ориентацией, занятия моделизмом позволяют подросткам совершенствовать свои физические и морально-психологические качества с помощью тренировок и участия в соревнованиях различного уровня.
Отличительные особенности программы
Тренировочные занятия носят досуговый и развивающий характер.
Предмет изучения:
- простейшие радиоуправляемые авиамодели с электродвигателем
- правила проведения соревнований по авиамодельному спорту
Программа предполагает изучение следующих разделов:
- основы конструирования и технологии изготовления моделей;
- основы аэродинамики;
- основы управления и эксплуатации моделей;
- спортивно-тренировочная работа.
Адресат программы
Программа разработана для детей 11-12 лет.
Набор обучающихся в группу – свободный.
Число обучающихся по программе – от 10 до 15 человек
Объем и срок освоения программы
Общее количество 68 часов в год
Это обусловлено относительной простотой конструкции предполагаемых к освоению моделей и их высокими лётными качествами, позволяющими в достаточно короткий срок изготовить модели и научиться ими управлять.
Режим, периодичность и продолжительность занятий
Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 2 часа, продолжительность занятий – 40 минут.
Форма обучения – очная
Особенности организации образовательной программы в рамках программы
Занятия по программе могут проходить как в традиционной, так и в нетрадиционной форме.
Формы организации занятий:
-комбинированные занятия, на которых сочетается получение новых знаний и закрепление основных навыков работы с инструментами, приборами и оборудованием;
-занятие-практикум предполагает только практическую деятельность по освоению и совершенствованию приёмов работы;
-занятия-тренировки – на них отрабатываются приёмы управления моделями;
-занятия-соревнования – на них совершенствуются навыки управления моделями в реальной спортивной ситуации, приобретается соревновательный опыт;
-контрольные занятия проводятся периодически, в соответствии с учебно-тематическим планом и позволяют отслеживать результаты усвоения программы;
-досуговые занятия носят развивающий характер, преследуют реализацию воспитательных задач (дни здоровья, походы, конкурсно-игровые программы и развлекательные мероприятия клуба).
Учебный план предполагает индивидуальные занятия с обучающимися, это связано с тем, что процесс изготовления моделей у каждого обучающегося может занимать разное время
Уровень усвоения программы – общекультурный (ознакомительный уровень)
Тип программы – модифицированная, разработанная на основе типовых программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, техническое творчество «Кружок авиамоделирование»,-М.: «Просвещение», 1988.
Цель программы – развитие творческих способностей и личности моделиста на основе использования учебно-тренировочного комплекса в условиях позитивного межличностного общения.
Основные задачи программы:
Обучающиеся (предметные)
- развитие интереса обучающихся к занятиям техническими видами спорта;
- овладение основами проектирования, конструирования, изготовления и дистанционного управления радиоуправляемыми моделями;
- практическое расширение и закрепление обучающимися знаний по основам, аэродинамики и технологии обработки различных материалов, используемых в авиамоделизме;
- развитие спортивно-технического мастерства моделистов.
Метапредметные:
- выявление и развитие природных задатков и способностей подростков, проявляющих интерес к спортивному моделизму;
- формирование и развитие потребностей в самообразовании и самосовершенствовании.
Личностные:
- воспитание позитивных личностных качеств моделистов: целеустремлённости, воли, умения общаться и взаимодействовать в группе;
- формирование культуры общения в коллективе, навыков здорового образа жизни.
Планируемые результаты
Обучающиеся будут знать:
- основные элементы конструкции радиоуправляемых авиамоделей
- блочный состав и принципы действия аппаратуры радиоуправления
- безопасные приёмы работы с инструментами и правила ТБ при проведении запусков радиоуправляемых авиамоделей
- требования правил по авиамодельному спорту
уметь:
- самостоятельно и аккуратно работать
- разрабатывать и изготавливать детали и узлы простейших радиоуправляемых авиамоделей
- собирать, настраивать и производить необходимое техническое обслуживание и ремонт радиоуправляемой авиамодели
- работать на персональном компьютере с компьютерными тренажёрами
- управлять радиоуправляемой моделью самолёта
Результат развития личностной сферы обучающихся
-выработка устойчивого интереса к занятиям техническими видами спорта
- развитие самостоятельности, аккуратности, трудолюбия
- развитие интереса к профессии в области спортивного моделизма и к смежным профессиям.
Учебно-тематический план
Содержание темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практические работы | |
Вводное занятие История развития авиамоделизма. Цели и задачи на учебный год. Правила техники безопасности Безопасные приёмы работы с инструментами | 2 | ||
Подъёмная сила. | 2 | 1 | |
Крыло и его характеристики. | 2 | ||
Силы, действующие на самолёт в полёте. | 2 | 2 | |
Знакомство с компьютерным тренажёром. | 2 | 2 | |
Запуск программы, органы управления, настройка. | 2 | 2 | |
Типы и классы радиоуправляемых авиамоделей. | 2 | 2 | |
Требования к моделям. | 2 | 2 | |
Основные узлы самолёта и модели. | 2 | 2 | |
Органы управления радиоуправляемой модели самолёта | 2 | 2 | |
Основные блоки аппаратуры управления | 2 | 2 | |
Подготовка чертежей | 2 | 2 | |
Подготовка материалов | 2 | 2 | |
Изготовление деталей и элементов самолёта. | 2 | 2 | |
Изготовление шпангоутов | 2 | 2 | |
Изготовление стрингеров Изготовление боковин | 2 | 2 | |
Сборка фюзеляжа | 2 | 2 | |
Изготовление стабилизатора | 2 | 2 | |
Изготовление киля | 2 | 2 | |
Изготовление нервюр крыла | 2 | 2 | |
Изготовление лонжеронов | 2 | 2 | |
Изготовление обшивки | 2 | 2 | |
Изготовление элеронов | 2 | 2 | |
Сборка крыла | 2 | 2 | |
Сборка планера модели самолёта: | 2 | 2 | |
Монтаж стабилизатора | 2 | 2 | |
Монтаж крыла | 2 | 2 | |
Монтаж рулевых поверхностей | 2 | 2 | |
Отделка модели | 2 | 2 | |
Монтаж силовой установки | 2 | 2 | |
Монтаж сервоприводов | 2 | 2 | |
Регулировка системы управления | 2 | 2 | |
Пробные запуски | 2 | 2 | |
Индивидуальные занятия | 2 | 2 | |
Всего часов: | |||
Итого: | 68 |
Календарно-тематический план
№п/п | Дата по плану
| Дата по факту | Содержание темы | Количество часов | ||||||
Всего | Теория | Практические работы | ||||||||
Вводное занятие-2 | ||||||||||
1 | Вводное занятие История развития авиамоделизма. Цели и задачи на учебный год. Правила техники безопасности Безопасные приёмы работы с инструментами | 2 | ||||||||
Основы аэродинамики-10 | ||||||||||
2 | Подъёмная сила. | 1 | 1 | |||||||
3 | Крыло и его характеристики. | 2 | ||||||||
4 | Силы, действующие на самолёт в полёте. | 2 | ||||||||
5 | Знакомство с компьютерным тренажёром. | 2 | ||||||||
6 | Запуск программы, органы управления, настройка. | 2 | ||||||||
Простейшие радиоуправляемые модели самолётов-56 | ||||||||||
7 | Типы и классы радиоуправляемых авиамоделей. | 2 | ||||||||
8 | Требования к моделям. | 2 | ||||||||
9 | Основные узлы самолёта и модели. | 2 | ||||||||
10 | Органы управления радиоуправляемой модели самолёта | 2 | ||||||||
11 | Основные блоки аппаратуры управления | 2 | ||||||||
12 | Подготовка чертежей | 2 | ||||||||
13 | Подготовка материалов | 2 | ||||||||
14 | Изготовление деталей и элементов самолёта. | 2 | ||||||||
15 | Изготовление шпангоутов | 2 | ||||||||
16 | Изготовление стрингеров Изготовление боковин | 2 | ||||||||
17 | Сборка фюзеляжа | 2 | ||||||||
18 | Изготовление стабилизатора | 2 | ||||||||
19 | Изготовление киля | 2 | ||||||||
20 | Изготовление нервюр крыла | 2 | ||||||||
21 | Изготовление лонжеронов | 2 | ||||||||
22 | Изготовление обшивки | 2 | ||||||||
23 | Изготовление элеронов | 2 | ||||||||
24 | Сборка крыла | 2 | ||||||||
25 | Сборка планера модели самолёта: | 2 | ||||||||
26 | Монтаж стабилизатора | 2 | ||||||||
27 | Монтаж крыла | 2 | ||||||||
28 | Монтаж рулевых поверхностей | 2 | ||||||||
29 | Отделка модели | 2 | ||||||||
30 | Монтаж силовой установки | 2 | ||||||||
31 | Монтаж сервоприводов | 2 | ||||||||
32 | Регулировка системы управления | 2 | ||||||||
33 | Пробные запуски | 2 | ||||||||
34 | Индивидуальные занятия | 2 | ||||||||
Всего часов: | 5 | 29 | ||||||||
Итого: | 68 |
Содержание учебного плана
Введение.
История развития авиамоделизма. Состояние авиамодельной техники на современном этапе. Мировые производители оборудования и комплектующих для занятия авиамоделизмом.
Цели, задачи и содержание работы в предстоящем учебном году.
Требования техники безопасности при работе в мастерской, «Правила поведения детей на занятиях», «Инструкция по соблюдению правил дорожного движения для обучающихся.»
Практическая часть
Знакомство с инструментами и материалами, постоянно используемыми в моделизме. Безопасные приёмы работы.
Основы аэродинамики.
Воздух и его основные свойства. От чего зависит сопротивление воздуха. Почему и как возникает подъёмная сила, закон Бернулли. Крыло и его характеристики: профиль, размах, хорда, форма крыла в плане, удлинение, угол атаки и установочный угол. Устойчивость и управляемость самолёта, от чего они зависят. Центр тяжести самолёта.
Практическая часть
Знакомство с компьютерным тренажёром (симулятором). Запуск программы, знакомство с органами управления и настройками. Практическое знакомство с тем, как влияют на характер полёта виртуальной модели те или иные изменения в настройках и аэродинамической схеме самолёта. Опрос/результат тренажера
Простейшие радиоуправляемые модели самолётов.
Основные классы радиоуправляемых авиамоделей:
пилотажные, гоночные, копии, планера, модели воздушного боя. Их разновидности и подклассы. Технические требования к моделям различных классов, их отличия и чем это обусловлено.
Пилотажные модели классов F3A и F3P, их сходство и их различия.
Опрос
Основные узлы самолёта и модели.
Фюзеляж, крыло, стабилизатор, киль, шасси, винтомоторная группа. Варианты аэродинамических схем самолёта: моноплан, биплан, «летающее крыло», «утка» и т.д.
Варианты винтомоторной группы: с тянущим винтом, с толкающим винтом, с электродвигателем, с ДВС
Основные органы управления самолёта: руль высоты, руль направления, элероны. Основные принципы действия управляющих поверхностей.
Аппаратура управления.
Основные блоки: передатчик, приёмник, сервоприводы.
Передатчики, разновидности пультов управления, диапазоны частот, каналы передачи. Назначение джойстиков и переключателей. Источники питания и зарядные устройства.
Приёмники, разновидности, сменные кварцы, схема подключения каналов, источники питания.
Сервоприводы (рулевые машинки), их разновидности, характеристики, схемы подключения, варианты подсоединения рулевых тяг.
Электродвигатели, их разновидности, составные части, характеристики.
Регуляторы хода, разновидности, характеристики, схемы подключения.
Ходовые аккумуляторы, их виды, характеристики, особенности эксплуатации.
Опрос/результат тренажера
Практическая часть
Изготовление простейшей радиоуправляемой модели самолёта с электродвигателем согласно 3 разделу учебно-тематического плана занятий. Индивидуальные занятия
Готовая работа
Отработка элементов комплекса С-11 на компьютерном тренажёре.
Тренировка комплекса С-11 на тренировочных запусках.
Регулировка, обслуживание, апгрейд и ремонт модели в процессе эксплуатации.
Участие в квалификационных клубных соревнованиях.
Подготовка и участие в городских и областных соревнованиях. Индивидуальные занятия.
Опрос/результат тренажера
Промежуточная аттестация за 1 полугодие и итоговая аттестация за год
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
- спортивно-техническая база клуба;
- мастерская на 8 рабочих мест;
- станочное оборудование;
- напильники, лобзики, рубанки, ножи, наждачная бумага и т.д.
- наборы слесарно-монтажного инструмента (пассатижи, отвёртки, гаечные ключи и т.д.) – 3 шт.;
- расходные материалы: бальза, фанера, рейки, пенопласт, скотч, клеи, композитные материалы и пр.;
- аппаратура радиоуправления – 8 комплектов;
- зарядно-разрядное устройство – 3 шт.;
- расходное модельное оборудование:
литий-полимерные аккумуляторы – по 3 шт. на чел.;
сервоприводы – по 4 шт. на чел.;
бесколекторные электродвигатели с регуляторами – по 1 компл. на чел.;
- компьютер с двух-ядерным процессором и выше и с мощной видеокартой – 1шт.;
- монитор 19 дюймов и больше -1 шт.
- интерфейсный кабель подключения передатчика к компьютерному тренажёру – 1 шт.;
- лазерный принтер – 1 шт.
Информационное обеспечение
- аудио, видео, фото, интернет источники
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, конкурс, отчет полугодовалый и годовой (мониторинг), портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, соревнование, фестиваль.
Образовательный процесс по программе ведется в очной форме
Методы обучения и воспитания, использующиеся на занятиях:
- словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частичнопоисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный
- убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.
Формы организации занятий:
-комбинированные занятия, на которых сочетается получение новых знаний и закрепление основных навыков работы с инструментами, приборами и оборудованием;
-занятие-практикум предполагает только практическую деятельность по освоению и совершенствованию приёмов работы;
-занятия-тренировки – на них отрабатываются приёмы управления моделями;
-занятия-соревнования – на них совершенствуются навыки управления моделями в реальной спортивной ситуации, приобретается соревновательный опыт;
-контрольные занятия проводятся периодически, в соответствии с учебно-тематическим планом и позволяют отслеживать результаты усвоения программы;
-досуговые занятия носят развивающий характер, преследуют реализацию воспитательных задач (дни здоровья, походы, конкурсно-игровые программы и развлекательные мероприятия клуба).
Педагогические технологии, использующиеся в образовательном процессе: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология модульного обучения, технология блочномодульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология портфолио, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия
1 этап – организационный (подготовка детей к работе на занятии)
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2 этап – основной
Содержание этапа могут выступать следующие:
1 Усвоение новых знаний и способов действии - обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения, активизация познавательной деятельность обучающихся.
2. Первичная проверка понимания - установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция, применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.
3 Закрепление знаний и способов действуй - применение тренировочных упражнений, заданий, выполняемые обучающимися самостоятельно.
- Обобщение и систематизация знаний. - формирование целостного представления знаний по теме.
3 этап – итоговый, контрольный - выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция, анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы, рефлкексия занятия.
Дидактические материалы, использующиеся на занятиях – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, чертежи, задания, упражнения, образцы моделей.
Список литературы для педагогов.
- Сборник программ лауреатов VII всероссийского конкурса. Выпуск 1. Номинация «Научно-техническая». Москва 2007
- Программа для внеклассных учреждений и общеобразовательных школ. /Техническое творчество учащихся/ Просвещение, 1988