Рабочая программа кружка «Экология и оригами» для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)
Программа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
ПРИНЯТНО: УТВЕРЖДЕНО:
педагогическим советом ______ _______________________________
от _________________________ _______________________________
протокол ___________________ _______________________________
Рабочая программа кружка
«Экология и оригами» для детей старшего дошкольного возраста
(5 – 7 лет)
(составлена на основе методических пособий:.«Школа оригами» С. Соколова. «Театр оригами» С Соколова, М.: Изд-во Эксмо; 2003г. «Оригами» С.В.Кирсанова Детство-пресс Санкт-Петербург, 365 моделей оригами Айрис Пресс Т. Сержантова., Чудесные поделки из бумаги З.Богатырева. М.Просвещение 1992г..
Воспитатели: Ардисламова Э.К.
г. Нефтеюганск 2022-2026гг.
№ | Содержание | Страница |
1 | Содержание | 2 |
2 | Паспорт программы | 3 |
3 | Пояснительная записка | 4 |
3,1 | Цели и задачи реализации программы | 7 |
3.2 | Планируемые результаты | 8 |
3.3 | Объем образовательной нагрузки | 8 |
4 | Содержание программы «Экология и оригами» | 8 |
5 | Организационно педагогические условия | 18 |
5.1 | Учебный план | 18 |
5.2 | Расписание занятий | 18 |
5.3 | Календарный учебный график | 18 |
5.4 | Программно методическое обеспечение | 19 |
6 | Педагогическая диагностика оценки индивидуального развития воспитанников | 20 |
7 | Список литературы | 20 |
Приложение | 21 |
2. Паспорт программы
Наименование программы | Программа «Экология и оригами» для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет |
Основание для разработки программы | -Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012 года -Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 года №706 «Об утверждении правил оказания дополнительных платных образовательных услуг» -постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12. 2010 №164 «Об утверждении «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15.05.2013 г; Методические пособия: «Школа оригами» С. Соколова. «Театр оригами» С. Соколова, М.: Изд-во Эксмо; 2003г. «Оригами» С.В.Кирсанова Детство-пресс Санкт-Петербург, «365 моделей оригами» Айрис Пресс Т. Сержантова., Чудесные поделки из бумаги З.Богатырева. М.Просвещение 1992г. |
Заказчики программы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная», родители (законные представители) |
Цель программы | Всестороннее интеллектуальное, эстетическое и экологическое развитие дошкольников и повышение эффективности их обучения в школе через овладение дошкольниками элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги |
Составитель программы | Ардисламова Э.К - воспитатель группы старшего дошкольного возраста для детей от 5 до 7 лет |
Задачи программы | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Срок реализации | 2 года |
3. Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБОУ СОШ №5, в соответствии ФГОС дошкольного образования. Рабочая программа обеспечивает всестороннее интеллектуальное, эстетическое и экологическое развитие старших дошкольников и повышение эффективности их обучения в школе через овладение дошкольниками элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий: «Школа оригами» С. Соколова. «Театр оригами» С Соколова, М.: Изд-во Эксмо; 2003г. «Оригами» С.В.Кирсанова Детство-пресс Санкт-Петербург, 365 моделей оригами Айрис Пресс Т. Сержантова., Чудесные поделки из бумаги З.Богатырева. М.Просвещение 1992г.
Основным направлением Программы «Экология и оригами»
Существуют различные авторские программы обучения оригами в школе и программы, связанные с экологией и окружающем миром. Данная программа включает в себя компонент экологии, а также оригами. Тесное переплетение нескольких областей интересов. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе и взаимосвязях в ней. Поэтому ее следует рассматривать как мощный стимул для интеллектуального, эстетического и экологического развития дошкольников, так как в ней предусмотрено проведение бесед с детьми не только о возникновении бумаги, но и о том, почему бумагу надо беречь в процессе выполнения практических работ.
Отличительной особенностью данной программы является ее направленность, в первую очередь, не на развитие творческих способностей вообще, а на исследовательскую мыслительную деятельность отдельно взятого индивида, но в группе единомышленников.
Кроме того, программа предусматривает создание проектов и их защиту.
Настоящая программа описывает курс подготовки по бумажной пластике и оригами для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Актуальность дополнительной образовательной программы «Экология и оригами» заключается в том, что творческий процесс в оригами не долог, за небольшой промежуток времени дети могут увидеть результаты своего труда. И это особенно привлекательно для дошкольников. А бумага для детей – это доступный и универсальный материал. Главной отличительной чертой дополнительной образовательной программы является то, что она основывается на комплексном подходе к обучению дошкольников, помогает связать между собой занятия по оригами с другими традиционными дисциплинами дошкольного учреждения, объединяя их одним сюжетом, одной темой. Это делает занятия оригами более интересными и содержательными.
Практическую значимость дополнительной образовательной программы определяет деятельность, на которой чаще используется репродуктивный метод обучения, т. е. подробный показ детям способов действия, работа по образцу педагога. Деятельность оригами благоприятно воздействуют на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения. У дошкольников развивается координация движений пальцев и кистей рук, что позволяет им быстрее овладеть письмом. Такая форма работы с детьми помогает развивать у детей абстрактное и образное мышление, логику, воображение, улучшает глазомер, умение действовать по правилам точно и аккуратно. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. В изобразительной деятельности (по рисованию, лепке, аппликации) у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, можно отметить, что дети любят играть с игрушками, сделанными своими руками. Образовательная деятельность оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей, и подготовке руки к обучению навыкам письма в школе. Практика убедительно доказывает, что графический навык у ребенка при поступлении в школу не достаточно сформирован. Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, но также от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений.
Принципы и подходы к формированию Программы.
Программа предусматривает распределение материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют возрасту детей, что гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип повторения умений и навыков - один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок
Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков,.
Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
Принцип успешности заключается в том, что воспитанник получает задания, которые он способен успешно выполнить.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется творческая личность
Принцип взаимодействия детского сада и семьи преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации творческих способностей ребенка
Принцип результативности предполагает получение положительного результата развития творческих способностей ребенка Принципы взаимодействия с детьми:
Ребенок сам - молодец, у него - все получается, возникающие трудности - преодолимы;
Постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
Исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
Сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;
Каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.
Формы обучения
Программа предполагает работу с детьми в форме совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В процессе работы ПДОУ используются различные формы совместной деятельности: традиционные, игровые. Каждая деятельность включает теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми.
Методы, используемые в деятельности оригами
словесные (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.)
наглядные (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ – выполнение педагогом, работа по образцу и др.)
объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию).
репродуктивный – (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
частично – поисковый (участие детей в коллективном поиске, решения поставленной задачи совместно с педагогом).
исследовательский (экспериментальный) (самостоятельная творческая работа детей).
практические (выполнение работ по картам и схемам и др.)
В основе которых лежит способ организации занятий:
Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
Групповой (организация работы в подгруппах, парах).
Индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий).
3.1 Цель и задачи программы
Цель программы: всестороннее интеллектуальное, эстетическое и экологическое развитие дошкольников и повышение эффективности их обучения в школе через овладение дошкольниками элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи
Обучающие:
- расширить знания об окружающем мире, природе;
- формирование культуры поведения в природе;
- знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы;
- обучение различным приемам работы с бумагой;
Развивающие:
- способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);
- развивать творческое воображение, познавательные возможности детей;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы;
- прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;
- воспитание интереса к искусству оригами;
- научить экономному и разумному использованию бумаги;
- учить самоанализу и умению оценить чужие успехи;
- расширение коммуникативных способностей детей;
3.2. Планируемые результаты
В результате реализации дополнительной образовательной программы «Экология и оригами» воспитанник овладеет комплексом определенных знаний и умений, приобретут навыки изготовления предметов техникой оригами.
Ожидаемые результаты.
У детей:
сформированы умения использования различных приемов работы с бумагой
сформированы основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
сформированы умения создавать изделия оригами;
сформированы умения создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы составление альбома лучших работ, создание театра оригами и проведение выставок детских работ
3.3.Объем образовательной нагрузки
Срок реализации программы – 2 года. Реализация программы осуществляется в соответствии с целями и задачами в дополнительной образовательной программе «Оригами и экология». Программа рассчитана на 1 занятие в неделю продолжительностью 25-30 минут. Всего 56 занятий. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности. Количество детей – 10 -12 человек.
Предусматривается 2 этапа работы:
· 1) – с детьми 5-6 лет (старшая группа);
· 2) – с детьми 6-7 лет (подготовительная к школе группа).
4. Содержание программы
Содержание дополнительной образовательной программы «Экология и оригами» рассчитано на два год обучения (с 3 недели сентября по апрель). На каждом виде деятельности используется дополнительный материал: аудиозаписи, стихи, загадки, сведения о растительном, подводном мире, птицах, насекомых, цветах, дидактические игры и т.д.
Каждая деятельность включает теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми.
1. подготовка к деятельности
2. введение в тему занятия (загадки, стихи…)
3. показ образца;
4. рассматривание образца и анализ;
5. практическая часть
6. показ педагогом процесса изготовления работы;
7. самостоятельное изготовление детьми работы;
8. оформление образца
9. анализ работ детей.
Обучение искусству оригами начинается со «школы оригами» – с базовых форм. База – простая сложенная форма, которая может быть развита во множество различных фигурок, как плоских, так и объемных. Для успешного овладения детьми старшего дошкольного возраста искусства оригами необходимо познакомить их с основными базовыми формами – «треугольником», «дверь», «книжка», «воздушный змей». Изучив технику складывания данной базовой формы, можно приступать к изготовлению самих изделий. Занимаясь по программе «Экология и оригами», дети развивают способности к конструкторскому творчеству и умение принимать нестандартные решения: из одаренного этими качествами малыша может вырасти скульптор, архитектор, инженер – конструктор. Чем бы ни занимался впоследствии ребенок, увлеченный оригами, это будет интересный человек, принимающий нестандартные решения.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по рисованию
Содержание программы предусматривает распределение материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют возрасту детей, что гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Дополнительная платная образовательная услуга предполагает работу с детьми в форме совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В процессе работы ПДОУ используются различные формы совместной деятельности: традиционные, игровые. Каждая деятельность включает теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми.
Методы, используемые в образовательной деятельности оригами
словесные (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.)
наглядные (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ – выполнение педагогом, работа по образцу и др.)
объяснительно-иллюстративные (дети воспринимают и усваивают готовую информацию).
репродуктивные – (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
частично – поисковые (участие детей в коллективном поиске, решения поставленной задачи совместно с педагогом).
исследовательские(экспериментальный) (самостоятельная творческая работа детей).
практические (выполнение работ по картам и схемам и др.)
В основе которых лежит способ организации занятий:
- Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
- Групповой (организация работы в подгруппах, парах).
- Индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий).
Перспективный план кружковой работы «Экология и оригами» на старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Неделя |
Тема | Программные задачи |
1 занятия октябрь | Введение в экологию. Что такое оригами. страну. | Познакомить с новым свойством бумаги – сминаемостью. Развивать конструктивное мышление, сообразительность. Заинтересовать детей работой с бумагой. Познакомить детей с новым видом искусства «оригами»; с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. |
2 занятия октябрь | Знакомство с условными знаками и приёмами оригами. | Познакомить детей с разнообразными свойствами бумаги, ее видами. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность. Познакомить детей с основными приёмами складывания бумаги. Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещать стороны и углы, придерживать совмещенные стороны рукой, проглаживать линию сгиба. |
3 занятия октябрь | Бумага. Учимся складывать и резать. | Познакомить основными приёмами складывания бумаги. Учить детей складывать квадрат пополам, по диагонали, совмещать стороны и углы, придерживать совмещенные стороны рукой, проглаживать линию сгиба. |
4 занятия октябрь | Знакомство со свойствами бумаги, ее видами. | Познакомить детей с разнообразными свойствами бумаги, ее видами. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность. |
5 занятие ноябрь | Знакомство с основными приёмами складывания бумаги (прямоугольник). | Познакомить детей с основными приёмами складывания бумаги. Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещать стороны и углы, придерживать совмещенные стороны рукой, проглаживать линию сгиба. |
6 занятие ноябрь | Знакомство с основными приёмами складывания бумаги (квадрат). | Познакомить основными приёмами складывания бумаги. Учить детей складывать квадрат пополам, по диагонали, совмещать стороны и углы, придерживать совмещенные стороны рукой, проглаживать линию сгиба. |
7 занятие ноябрь | Знакомство с основными приёмами складывания бумаги. | Продолжать учить детей складывать квадрат (пополам, по диагонали), прямоугольник (пополам), совмещать стороны и углы, придерживать совмещенные стороны, углы рукой, проглаживать линию сгиба, соединять углы с линией сгиба. |
8 занятие ноябрь | Базовая форма «Треугольник» «Собачка». «Кошка». | Продолжать учить детей создавать образ из б.ф. «треугольник», дополнять поделку готовыми деталями, делающими образ более выразительным. Создавать радостное настроение, желание работать. Продолжать знакомить детей со сказочными героями, развивать желание мастерить поделки в стиле оригами. Учить работать по словесной инструкции педагога, использовать готовые фигурки в театрализованном представлении. Развивать мелкую моторику рук, внимание. Воспитывать терпение, старание. |
9 занятие декабрь | Базовая форма «Дверь». «Снежинка». | Познакомить детей с новой базовой формой «дверь». Учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке. |
10занятие декабрь | Базовая форма «Треугольник». Мой любимый сказочный герой «гномик». | Продолжать учить детей создавать образ из б.ф. «треугольник», работать по словесной инструкции педагога. Формировать умение дополнять поделку готовыми деталями, делающими образ более выразительным. Создавать радостное настроение, желание работать. |
11 занятие декабрь | «Елочка». | Учить детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник. Учить составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали. Воспитывать аккуратность в работе с клеем. |
12 занятие декабрь | Базовая форма «Конфетка». «Новогодняя открытка». Снеговик (сгибание углов квадрата). | Продолжить работу с квадратом, используя прием оригами. Учить загибать верхнюю раскрывшуюся сторону к вертикальной стороне треугольника. Развивать мелкую моторику, внимание. Приучать детей аккуратно делать поделки из бумаги. Воспитывать удовольствие и радость от созданной подделки. |
13 занятие январь | Базовая форма «Треугольник». «Голубь». «Сова». | Продолжать знакомить с базовой формой «треугольник». Учить следовать устной инструкции. Уточнить знания детей о свойствах бумаги. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес и желание делать разнообразные поделки из бумаги. |
14 занятие январь | Составление цветочной композиции. | Продолжать учить детей создавать образ из б.ф. «треугольник», работать по словесной инструкции педагога. Формировать умение дополнять поделку готовыми деталями, делающими образ более выразительным. Создавать радостное настроение, желание работать. |
15 занятие январь | Базовая форма «Квадрат». «Синица и снегирь». Создание композиции «Птицы в лесу». | Продолжать учить детей складывать квадрат по диагонали, придерживать совмещенные углы рукой, проглаживать линию сгиба, делать надрезы. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей сохранять правильную осанку во время занятий. Создавать хорошее настроение в ожидании новогоднего праздника. Воспитывать желание беречь природу. |
16 занятие январь | Базовая форма « Двойной квадрат». «Дикие животные». | Продолжить работу с квадратом, используя прием оригами. Учить правильно, сгибать лист, проглаживать линии сгиба. Развивать мелкую моторику, внимание. Приучать детей аккуратно делать поделки из бумаги. Воспитывать, терпение, старание. |
17 занятие февраль | Базовая форма «Треугольник». «Лисенок». | Учить детей создавать образ из б.ф. «треугольник», выразительно оформлять поделку; работать по словесной инструкции педагога. Развивать мелкую моторику, внимание. Приучать детей аккуратно делать поделки из бумаги. Воспитывать желание и интерес делать сказочных героев и Сюрпризный момент, вопросы, работа по словесной инструкции; использование поделки в театрализованном 11 использовать их в играх и театрализованных представлениях. |
18 занятие февраль | Базовая форма треугольник. «Заяц». «Волк». | Продолжать учить детей складывать квадрат по диагонали, придерживать совмещенные углы рукой, проглаживать линию сгиба, делать надрез по прямой линии. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей сохранять правильную осанку во время занятий. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и ее результата. |
19 занятие февраль | Композиция « Яхта», По морям, по волнам «Кораблик». | Продолжить работу с квадратом, используя прием оригами. Учить работать по линиям сгиба, загибать сторону вверх. Развивать мелкую моторику, внимание. Приучать детей аккуратно делать поделки из бумаги. Воспитывать, настойчивость, старание. |
20 занятие февраль | Базовая форма «Дверь». «Два домика». | Учить детей складывать прямоугольный Лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. Используя базовую форму «книжечка», изготовить дом. |
21 занятие март | «Милая мамочка мама моя» (открытка – цветок) (б.ф.треугольник). | Познакомить детей с вариантом художественного оформления. Закреплять навыки складывания б.ф. «треугольник». работать по словесной инструкции педагога. Развивать, мелкую моторику рук, аккуратность. Вызвать желание сделать подделку к празднику «8 марта» Воспитывать любовь и уважение к близкому человеку, стремление сделать маме приятное. |
22 занятие март | «Кто-кто в теремочке живет» | Закрепить знания и представление детей о диких животных. Развивать умение рассматривать созданные фигурки животных приемом оригами, отмечать их выразительность. Развитие и формирование внимания, координации в работе зрительного двигательного слухового анализатора. Воспитывать интерес к работе, желание сделать игрушку. |
23 занятие март | «Лягушка» (б.ф. треугольник). | Закреплять складывание фигурок из б.ф «треугольник». Учить сгибать боковые острые углы навстречу друг к другу и отгибание их в стороны. Развивать мелкую моторику рук, внимание. Создать радостное настроение, желание заниматься оригами. |
24 занятие март | «Гусь» (б.ф.треугольник) | Закреплять навыки складывания поделки из б.ф. «треугольник». Учить отгибать стороны (частично) к середине, выделять шею, клюв и загибать в сторону хвост. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Создать радостное настроение во время работы. |
26 занятие апрель | «Клюющая птица» (б.ф. треугольник) | Продолжить работу с квадратом, используя прием оригами. Учить работать по линиям сгиба, загибать боковые углы сверху к середине. Развивать мелкую моторику, внимание. Совершенствовать умение работать с бумагой. Приучать детей аккуратно делать поделки из бумаги. Воспитывать настойчивость, старание. |
27 занятие апрель | «Золотая рыбка» (сгибание квадрата пополам). | Продолжать учить детей складывать квадрат пополам, придерживать совмещенные углы рукой, загибать и отгибать углы на себя и от себя, проглаживать линию сгиба. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей сохранять правильную осанку во время занятий. Воспитывать удовольствие и радость от созданной подделки. |
28 занятие апрель | . «Самолет - истребитель» | Закрепить умения детей складывать знакомые базовые формы; делать заготовки для создания поздравительной открытки. Совершенствовать навыки работы с бумагой, развивать глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины – своим отцам и дедам, побуждать делать им приятное. |
Перспективный план кружковой работы «Экология и оригами» в подготовительной к школе группе (6-7 лет)
Неделя |
Тема | Программные задачи |
1 занятия октябрь | Введение в экологию. Что такое оригами. страну. Стр.34 Оригами С.Кирсанова 2. С.Кирсанова Оригами стр.36 | Познакомить с новым свойством бумаги – сминаемостью. Развивать конструктивное мышление, сообразительность. Заинтересовать детей работой с бумагой. Познакомить детей с новым видом искусства «оригами»; с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги |
2 занятия октябрь | Дом (С.Соколова «Школа оригами» стр. 21) 52 | Учить по словесному объяснению сгибать лист квадрата углами к центру. Учить детей складывать знакомые базовые формы, следуя словесному указанию воспитателя, делать ровные сгибы |
3 занятия октябрь | Квадрат – основная фигура оригами. Молчаливые соседи. Котенок. Щенок. | (С.Соколова «Школа оригами» стр. 29) (С.Соколова «Школа оригами» стр. 31) Создавать работу из двух базовых форм «треугольник» и «воздушный змей» Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. |
4 занятия октябрь | Пернатые друзья. Простые базовые формы оригами. Курочка. Петушок стр.37, 40 Театр оригами | Учить складывать динамическую модель – птицу. Продолжать учить делать четкие правильные сгибы, выполнять внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали |
5 занятия ноябрь | О чем шепчут деревья. Базовая форма «Треугольник». Елочка. стр.10 С.Соколова Школа оригами Стр.50 Кирсанова Оригами | Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить преобразовывать базовую форму в поделку. Закреплять навыки выполнения базовой формы «треугольник» продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы. Складывать квадрат по диагонали |
6 занятия ноябрь | О чем шепчут деревья. Дуб. Липа. Береза. стр.78 С. Кирсанова Оригами | Закреплять знания о технике оригами, учить делать правильные, четкие сгибы. Расширять знания о деревьях. Учить складывать грибы по пооперационным картам, сгибать квадратный лист в разных направлениях. Продолжать учить делать правильные, четкие сгибы. Развивать творческие способности уверенность в своих сила |
7 занятия ноябрь | Загадки животного мира. Базовая форма «Лягушка». стр. 198 Театр оригами С.Соколова | Создавать композицию из деталей, изготовленных из квадратов со сложенными вершинами боковых углов к середине Закреплять умение сгибать квадрат в разных направлениях, хорошо проглаживая линии сгиба |
8 занятия ноябрь | Загадки животного мира. .Лисичка – сестричка (С.Соколова «Школа оригами» стр. 34) | Создавать работу из двух базовых форм «треугольник» и «воздушный змей» Учить складывать динамическую модель – птицу Продолжать учить делать четкие правильные сгибы, выполнять внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали. Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. |
9 занятия декабрь | Гофрированное яблоко стр. 137. Школа оригами С.Соколова Кораблик стр.121 «Оригами» С.В. Кирсанова | Закрепить умение делать поделку взяв за основу базовую форму «книжка», закреплять умение сгибать квадрат в разных направлениях. Развивать умение делать точные аккуратные сгибы. Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность. Закреплять умение складывать бумагу гармошкой, перегибать заготовку пополам, склеивать спереди и сзади. Развивать умение делать точные и аккуратные сгибы, уверенность в своих силах и способностях. Учить складывать кораблик, используя пооперационную карту. Закреплять умение складывать базовую форму «треугольник», точно совмещая углы и стороны. Развивать уверенность в своих силах. |
10 занятия декабрь | Разнообразие цветочного мира. Садовые цветы. Чудесные превращения бумажного листа. Ромашка. (С.Соколова «Школа оригами» стр. 65) Луговые цветы (С.Соколова «Школа оригами» стр. 73) | Учить детей составлять цветок из сложенных листов способом «книжечка», и опущенных углов прямоугольника по диагонали Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка, создавать общую композицию |
11 занятия декабрь | Разнообразие цветочного мира. Тюльпан. Астра. Оригами. 54., стр. 122 С. Соколова Школа Оригами | Учить изготавливать объемные поделки – цветок тюльпана. Закреплять умения складывать базовую форму «двойной треугольник», следовать устным объяснениям. Развивать умение делать аккуратные сгибы. Воспитывать усидчивость, радость. Учить изготавливать гвоздику, следуя словесному указанию, развивать пространственное воображение, мелкую моторику |
12 занятия декабрь | Человек – часть живой природы. Русская красавица. Мальчик. (С.Соколова «Школа оригами» стр. 84; 88) | Учить детей создавать из базовой формы «книжечка» Учить детей складывать из знакомых базовых форм фигуры человека, следуя словесному указанию воспитателя. Закреплять умение детей сгибать бумагу в разных направлениях. Развивать навыки точных, аккуратных сгибов. |
13 занятия январь | Человек – часть живой природы. Дед Мороз и Снегурочка. | Разбор инструкционных карт для изготовления сказочных персонажей. |
14 занятия январь | Охрана природы. Японские журавлики. | Экологическая катастрофа. Ядерный взрыв в Японии. Легенда о 1000 журавликах. Журавлик – символ японского оригами. Изготовление журавлика с помощью базовой формы «Птица» с обратными складками. |
15 занятия январь | Секреты неживой природы. Модуль. Снежинка. | Беседа «Что такое снег и лед». Знакомство с модулем. Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модуль. Знакомство с инструкционной картой для складывания различных форм снежинок. |
16 занятия февраль | Петушок-золотой гребешок (С.Соколова «Школа оригами» стр. 23) | Викторина «Домашние птицы». Сказка «Петушок и бобовое зернышко». Складывание заготовки пополам по диагонали. Способы складывания хвоста |
17 занятия февраль | Охрана природы. Красная Книга. Животные, занесенную в Красную Книгу. | Продолжение знакомства с представителями животного мира, занесенными в Красную Книгу ХМАО-ЮГРЫ. с помощью инструкционных карт |
18 занятия февраль | Загадки животного мира. Коллективное пано «Зоопарк». | Составление коллективной композиции «Зоопарк» из таких моделей животных, как лиса, волк, белка, павлин, лебедь и др. (по желанию детей). |
19 занятия февраль | Охрана природы. Базовая форма «Рыба». Голубой кит. стр.38 Чудеса из бумаги | Создать из базовой формы «треугольник» путем составления целого из частей |
20 занятия март | Разнообразие цветочного мира. Букет для мамы и бабушки в технике оригами. | Оформление букета из объемных бумажных цветов в технике оригами. |
21 занятия март | Загадки животного мира. «Мир насекомых». «Бабочки и цветы» | Выполнения коллективной композиции «Бабочки и цветы». Повторение базовой формы «Двойной треугольник»: загибание острых углов к средней линии. Изготовление бабочки по схеме. |
22 занятия март | Пернатые друзья. Базовая форма «Птица». Композиция «Закат над лебединым озером». | Знакомство с базовой формой «Птица». Практическая самостоятельная работа. Коллективное составление композиции «Закат солнца над лебединым озером». |
23 занятия март | Секреты неживой природы. Звездочки. Ракета. Луноход. | Продолжить работу с квадратом, используя прием оригами. Учить правильно, сгибать лист, проглаживать линии сгиба, загибать углы вниз. Развивать мелкую моторику, внимание. Приучать детей аккуратно делать поделки из бумаги. Воспитывать, настойчивость, старание. |
24 занятия апрель | Экологическая викторина «Земля – наш общий дом». | |
25 занятия апрель | Создания коллективного проекта-книжки «На дворе | Оформление книга детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей |
26 занятия апрель | Создание проекта – книжки «Лесные жители». | Развивать умение делать точные и аккуратные сгибы, уверенность в своих силах и способностях. Создавать образ из базовой формы «треугольник |
27занятия апрель | По сказке «Колобок» Чудеса из бумаги | Учить детей складывать бумагу по словесному указанию воспитателя. Используя базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей животных сказки. Используя новую базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей снеговика соединять их в определённой последовательности, используя аппликацию, следуя словесному указанию воспитателя |
28 занятия | Защита проекта. Итоговое занятие. | Занимательное игровое занятие «На свете все важны – и мушки, и слоны» |
5. Организационно педагогические условия
5.1 Учебный план
Количество занятий в неделю/месяц / в год | Количество часов в неделю/месяц (мин) | Форма проведения | |
5-6 лет | 6-7 лет | ||
1/4/28 | 25 минут /нед. 100 мин.(1 ч. 40 мин.)/ мес. 700 мин./ (12 часов)/ год | 30 минут /нед. 120 мин.(2 ч.)/ мес. 840 мин/ (14 часов)/год | групповая |
5.2 Расписание занятий
День недели | Время проведения |
пятница | 15.30 |
5.3. Программно-методическое обеспечение
Наименование программы | На основании какой программы разработана и утверждена и рекомендована |
Программа «Экология и оригами» для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) | Методических пособий: :. «Школа оригами» С. Соколова. «Театр оригами» С Соколова, М.: Изд-во Эксмо; 2003г. «Оригами» С.В.Кирсанова Детство-пресс Санкт-Петербург, 365 моделей оригами Айрис Пресс Т. Сержантова., Чудесные поделки из бумаги З.Богатырева. М.Просвещение 1992г |
5.4. Педагогическая диагностика
Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики используются для решения образовательной задачи: индивидуализации образования
1.График проведения 1-2 неделя сентября. 3-4 неделя апреля
Педагогическое обследование проводится с использованием методик Парамоной Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И. Полученные данные заносятся в комплексную диагностическую карту и оцениваются по трехбалльной шкале. Инструментарий для обследования (Диагностические задания)
Задание №1 Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам. Педагог предлагает ребенку сложить лист пополам. Задание №2 Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист по диагонали. Педагог предлагает ребенку сложить лист по диагонали.
Задание № 3 Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг). Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».
№ п/п | Ф.И.ребенка | Знание основных базовых форм. (название и складывание их) | Сгибание углов квадрата и прямоугольника в разных направлениях | Изготовление поделок по образцу | Создание творческих композиций | Оформление самостоятельно поделки мелкими деталями | Точность и аккуратность в выполнении работы | Количество баллов | Средний балл | Общий уровень | |||||||||
С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | ||
1 | |||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||
8 |
Итого:
Высокий уровень (в) – (средний балл от 2,6-3)
Средний уровень (с) – (средний балл от 1,6 -2)
Низкий уровень (н) – (средний балл от 1-1,5)
6. Материально-техническое обеспечение
Условия реализации программы Предметно-пространственная среда содействует развитию совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка, свободной самостоятельной деятельности детей. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. В образовательной деятельности используются столы, мультимедийное оборудование, иллюстрации к занятиям, карты – схемы, подборка художественной литературы, музыкальная фонотека. Для художественно-творческой деятельности детей имеется:
- раздаточный материал и инструменты:
- бумага, различного цвета и структуры;
- ножницы с тупыми концами;
- клей или клей-карандаш;
- салфетки: бумажная, тканевая;
- клеенка для аппликативной обработки оригами;
- кисти;
- линейка;
- ватман;
- карандаши, фломастеры;
- краски (гуашь, акварель);
- банки для воды.
- образовательный комплекс (пооперационные карты, схемы и т.д.).
7. Список литературы
1. С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Учебник СПб.; Издательский дом «Литература,» 2001 – 208с. 2. С. Соколова Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с. 3. С. Соколова Театр оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с. 4. З.А. Богатеева «Чудесные поделки из бумаги» М.: Просвещение, 1992г 5.С.В. Кирсанова «Оригами» Детство пресс Санкт-Петербург 2013 6. Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. – «Гном-Пресс», 2005. 7. Мусиенко С. И., Бутылкина Г. В. Оригами в детском саду. – «Линка-Пресс», 2010. 8. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996. 9 Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Игрушки из бумаги. – СПб, «Литера» 1997. 10. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Оригами. Зоопарк в кармане. – СПб, «Химия», 1994. 11. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Оригами в вашем доме. – М, «Легкая пром-ность», 1995. 12 Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Цветущий сад оригами. – СПб, «Химия», 1995. 13 Коротеев И. А. Оригами для малышей. – М, «Просвещение», 1996. 14 Сержантова Т. Б. 365 моделей оригами. – М, «Айрис Пресс», 2005. 15. Соколова С. В. Сказки из бумаги. – СПб, «Валерии СПб» «Сфинкс СПб», 1998. 16 Соколова С. В. Игрушки-оригамушки. – СПб, «Химия», 1997. 17.365 моделей оригами Айрис Пресс Т. Сержантова.
Приложение
Базовые формы
В оригами существует около 10 базовых форм, служащих основами для множества разных фигурок. Таким образом, в пособии различные фигурки имеют общее начало работы – одинаковые первые действия, приводящие к определенной заготовке.
Книжечка.
Согните квадрат пополам, совмещая противоположные стороны.
Дверь.
- Согните квадрат пополам, совмещая противоположные стороны.
- Разогните и снова согните к середине квадрата.
Треугольник (Косынка).
Согните квадрат пополам, совмещая два противоположных угла.
Воздушный змей (Мороженое).
- Перегните квадрат: согните, совмещая два противоположных угла, затем разогните.
- Опустите верхние стороны к линии перегиба.
Блин.
- Равносторонний лист бумаги дважды сложите по диагонали, наметив пересекающиеся линии;
- каждый угол сложите в направлении центра листа, соприкасаясь «носом» с другими тремя.
Дом.
- Квадратный лист дважды сложите пополам, наметив линии;
- разверните лист;
- боковые стороны квадрата сложите к средней намеченной линии;
- верхние слои бумаги раскройте вправо и влево, а затем расплющите.
Двойной квадрат.
- Перегните квадрат по средним линиям и переверните его.
- Перегните по двум диагоналям и снова переверните квадрат.
- Надавите в центр и соберите все четыре уголка вместе, сгибая бумагу по намеченным линиям.
Двойной треугольник.
- Согните квадрат «книжкой», совмещая противоположные стороны.
- Согните прямоугольник, совмещая короткие стороны.
- Раскройте «карман» и расплющите его, вытягивая в сторону нижний угол первого слоя бумаги.
- Переверните работу.
- Раскройте и расплющите второй «карман».
- На месте центра квадрата появляется угол, называемый глухим, так как из него нет выхода.
Птица.
- выполните базовую форму оригами «Треугольник»;
- сложите заготовку «долиной» вправо, а верхний слой отогните «горой» влево;
- заготовку переверните;
- согните заготовку вправо «долиной» и влево «горой». Все углы сложите к центру;
- разогните углы;
- раскройте заготовку, отгибая на себя ее верхний слой;
- полученную основу переверните. Наметьте новые складки и раскройте их, отгибая верхний слой на себя.
Лягушка.
- выполните базовую форму «Квадрат»;
- с каждой стороны наметьте линии путем отворота бумаги влево к центру заготовки. Расплющите;
- повторите операцию с другой стороны заготовки;
- по указанным линиям произведите отворот вправо и расплющивание;
- повторите действие с обратной стороны;
- наметьте новые складки;
- верхние боковые стороны уложите к середине, а после этого выполните нижнюю складку «долина»;
8. повторите операцию с другой стороны заготовки;
9. работу перелистните и повторите с другой стороны точно такое же складывание.
Катамаран.
- наметьте на листе четыре линии: две по диагонали, две крестообразно;
- все углы сложите к центру, а затем разверните обратно;
- сложите к центру стороны, выполните две складки «долины»;
- каждый угол вытяните изнутри.
Рыба.
1. квадратный лист бумаги сложите по диагонали;
2. полученную базовую форму в виде треугольника распрямите;
3. боковые стороны квадрата сложите к диагональной линии;
4. верните лист в исходное состояние. Повторите действия на противоположном уголке;
5. наметив все диагонали, изделие сложите по указанным на рисунке линиям.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 «Многопрофильная»
Мастер –класс
«Изготовление животных из сказок народов севера в технике оригами (сложенной гармошкой)»
Ардисламова Э.К., воспитатель
г.Нефтеюганск
2022г.
Мастер –класс
«Изготовление животных из сказок народов севера в технике оригами (сложенной гармошкой)»
Простой листок бумаги,
Но в опытных руках
Он может обернуться
Жар-птицей в облаках.
Он может стать зверушкой,
Причудливым цветком,
Забавною игрушкой,
Усатым мотыльком…
Волшебное занятье
Для рук и для ума,
И мира восприятье - Чудесная страна!
Фантазии подвластны
Бумажные листы
- Для дома и в подарок,
И просто для игры.
Но главное богатство,
Что красоту творя,
Простой листок поможет
Создать тебе себя!
Н. А. Колесова
Прежде чем начать мастер –класс я хотела сказать, что моя теме самообразования «Оригами как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста». Поэтому я немного расскажу про работу, которую провожу с детьми среднего дошкольного возраста по теме самообразования.
Чтобы человек мог заполнить свободное время интересным и содержательным делом, нужно с раннего детства развивать у него стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, культурным ценностям. Донести до ребенка это можно разными способами и создание тряпичных кукол, и тестопластика, а также техника оригами. Оригами используют различные группы людей. Художники используют оригами, как способ выразиться творчески. Ученые, архитекторы и математики исследуют геометрию оригами для красоты или для практических применений. Врачи и преподаватели используют оригами, чтобы помочь их пациентам поправится от болезни или в целях обучения и коррекции ЗРР и ЗПР.
Фридрих Фребель предложил использовать складывание из бумаги как метод для объяснения детям простых правил геометрии. Он советовал детям заниматься оригами, чтобы сначала понять геометрию с помощью пальцев, а затем – умом. Элементы складывания в стиле оригами находят место даже в космических технологиях.
В средней группе в своей работе я тоже использую один из видов оригами – складывание бумаги гармошкой, а в старших группах оригами. (Слайд 2)
Цель: создание поделок с помощью художественного складывания «гармошкой», а также развитие фантазии и творческого потенциала детей.
Задачи: (Слайд 3)
*Продолжать знакомить детей с новым способом создания образов из бумаги, сложенной «гармошкой».
*Совершенствовать изобразительные умения, учить передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное расположение.
*Воспитывать самостоятельность, инициативность и уверенность в себе.
(слайд 4-14)
Для детей младшего и среднего возраста, «веерная» техника оказалась доступная и интересная. Она развивает у детей точность движений пальцев рук, совершенствует мелкую моторику, концентрацию внимания, умение сосредоточиться, стимулирует развитие памяти, умение следовать устным инструкциям, развивает пространственное воображение, художественный вкус и творческие способности, воспитывает аккуратность.
Работая с бумагой, формируются у детей навыки элементарного бытового труда. Приготовить и убрать за собой своё рабочее место.
Очень часто работают дети в парах и подгруппами. В процессе продуктивной деятельности повышается умственная активность, любознательность, самостоятельность инициатива.
В процессе работы дети помогают друг другу, а также берут инициативу на себя. Если у ребенка что-то хорошо получается, он учит других, вступая в роль учителя.
С целью поддержки детской инициативы заранее подготавливаю малоактивного ребенка, чтобы он тоже мог выступить в роли учителя и научить других детей. В итоге развивается взаимовыручка, взаимопомощь и дети с удовольствием помогают друг другу. У детей формируется такое качество, как умение доводить дело до конца. При изготовлении какой – либо поделки даю дополнительные сведения об этом предмете. (слайд 15-19)
Изготовленные изделия должны иметь общественно-полезное назначение, то есть. возможность его использовать для игры, украшений, дополнений к костюму, для театрализации и в качестве подарка.
В работе используются разные приемы складывания гармошки. Все изделия изготавливаются постепенно от простого к сложному. Первая поделка с детьми это был веер, который они научились изготавливать самостоятельно. Затем мы сложили два веера и разных листов бумаги и перевязали атласной лентой, и у нас получился разноцветный веер. (Слайд 20-46)
Складывать бумагу гармошкой можно из разных геометрических форм: из прямоугольника (ёжик, зонтик, рыбка) из квадрата (крылья бабочки, бантик) из треугольника (листики, цветочки, ёлочка) из круга (лепесток для цветов, зверюшки на шпажке).
В заключении хочется сказать, что складывание бумаги гармошкой с детства доступный способ гофрировки бумаги, скрывающий в себе большие возможности. Изготовление поделок и игрушек таким способом доступно даже детям. Начиная с дошкольного возраста, дети могут усвоить складывание простейших поделок. Огромное число людей складывают бумагу просто, потому, что это весело. Дети очень любят мастерить своими руками, и с гордостью говорят: «Я это сделал сам».
Наше учреждение в течении 2 месяцев работала над познавательно– творческим проектом
«Край родной - навек любимый» посвященный 90- летию со дня образования ХМАО-Югре». Тема под проекта: «Растительный и животный мир нашего края».
Одна из недель была «Писатели о природе и животных - детям» / «Звери и птицы – герои сказок коренных жителей Югры».
Наша Родина - Ханты-Мансийский автономный округ. Знакомство с фольклором ханты и манси помогда нам расширить представление об окружающем мире, проникнуть в загадочные души этих народностей, научиться трепетно относиться к их уникальной культуре.
Фольклор ханты и манси связан с системой верований, с потребностями людей, с их повседневной жизнью. В устном народном творчестве ханты и манси наблюдается взаимодействие пяти сфер. Это человек, мир духов, стихии природы, животный и растительный мир.
Особое значение в произведениях ханты и манси приобретают взаимоотношения человека и природы. Поклонение природе - характерная черта их культуры. Уроки, которые преподносят сказки коренных жителей, воистину неоценимы:
1) Будь милостив ко всему живому, бери у природы лишь самое необходимое.
2) Чти заветы предков, трудись в поте лица, не отступай перед трудностями.
3) Не совершай дурных поступков.
Сказки близки и понятны детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано.
Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию, развитию речи, проявлению любознательности, стремление к познанию нового. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. У ребенка появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты и просто обожают простые и ясные спектакли со смешным сюжетом, с давно знакомыми персонажами и благополучным концом. Простой кукольный театр можно организовать из подручных средств
А сейчас уважаемые коллеги, по прослушайте хантейскую сказку «Черника», а потом мы с вами изготовим главного героя сказки для театрализованной деятельности.
Лиса является одним из любимых персонажей сказок и рассказов о животных, хитрая и коварная, плутовка и обманщица, как только не называют ее писатели и рассказчики. Очень интересно читать сказки, в которых главной героиней является лиса, ведь ее поступки учат ребят, как нельзя поступать, нельзя обманывать и хитрить, ведь добро рано или поздно все равно победит.
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс для детей старшей группы по изготовлению композиции из цветной бумаги, сложенной гармошкой «Лисенок»
Для изготовления композиции мне понадобились: цветная двусторонняя бумага оранжевого цвета, клей карандаш, ножницы, линейка, простой карандаш, пластиковые глаза для игрушек, ножницы.
- Изготовление головы
Как сделать круги из бумаги "гармошкой". Берем большой прямоугольный лист бумаги оранжевого цвета и делим на 4 маленьких прямоугольника. Положите перед собой один лист прямоугольника и с узкой его стороны начинайте делать гармошку, делая равные сгибы вперед и назад.
Когда получилась полностью гофрированная бумага, нужно ее сложить пополам и хорошо пригладить пальцем линии сгиба. Дальше плоскости между двумя секторами намазывают клеем ПВА и соединяют между собой для приклеивания. Подержите несколько секунд, плотно придавив две половинки вместе, чтобы клей схватился. После отпускания получится первый сектор будущей поделки.
2.Изготовление туловища
Положите перед собой один лист и с узкой его стороны начинайте делать гармошку, ширина складок которой не больше сантиметра.
Когда получилась полностью гофрированная бумага, нужно ее сложить пополам и хорошо пригладить пальцем линии сгиба. Дальше плоскости между двумя секторами намазывают клеем ПВА и соединяют между собой для приклеивания. Это получилось туловище лисы.
3.Изготовление хвоста и ушей
1. Чтобы сделать хвост и уши каплевидной формы, нужно подготовить треугольники. Воспользуйтесь ножницами, нарежьте подготовленную вами бумагу на квадраты. Затем каждый квадрат разрежьте пополам.
2. Каждый подготовленный треугольник начинайте складывать в виде гармошки. Обработайте в первую очередь широкое основание треугольника и продвигайтесь к прямому углу, пока не дойдете до конца. У вас получится деталь со складками, которая будет сохранять треугольную форму.
3. Сделайте 3 гармошки 1 большую (хвост), 2 маленькие (уши)
4. Согните каждую полученную гармошку пополам так, чтобы сложенная узкая часть осталась снаружи, постарайтесь, чтобы бумага запомнила форму. Центральную точку постарайтесь найти точно, чтобы 2 стороны идеально сошлись вверху.
5. Центральную часть промажьте клеем и придавите. Дождитесь, пока клей высохнет. После этого расправьте листики. У вас получатся красивые объемные поделки.
4.Завершающие детали лисички из бумаги, сложенной в гармошку.
Нарисуйте и вырежьте следующие простые составляющие лисички: Оранжевую мордочку; Черный носик; Если нет двигающихся или в виде наклеек глаз, вырежьте их из белой бумаги и нарисуйте зрачок черным фломастером; По желанию, две лапки. Соедините детали между собой и приклейте.
Наша композиция «Лисенок» готова! Спасибо всем за внимание! Желаю удачи и творческих успехов!