Занятия

НОД важнейшее составляющее режима дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по Лепке  в старшей  группе.

По теме «Ложка - Чудо-хохлома».

Форма взаимодействия: групповая, подгрупповая.

Цель: изготовление ложки «Чудо-хохлома» в технике пластилинография.

Задачи:

1. Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами.

2. Обучать детей оформлять объемную плоскость, элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».

3. Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки.

4. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Методы и приемы:

- Наглядный (образец готовой работы, образцы посуды, иллюстрации с элементами хохломской росписи, презентация).

- Словесный (художественное слово, рассказ педагога).

- Практическая (самостоятельное выполнение работы).

Материал для занятия:

Шаблон ложки на плотном картоне. Пластилин, доски для лепки, ножи.

                                      Ход занятия:

  1. Основная часть.

Дети стоят полукругом в игровой зоне.

     Перед ними воспитатель в русском народном праздничном костюме.

       Рядом стол с разнообразной посудой хохломских мастеров (ложки, чаши, кружки и т.д).

Воспитатель:

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовет!

На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

Что душа твоя желает -

Все на ярмарке найдешь!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдешь!

Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Народ собирается -

Наша ярмарка открывается!

Воспитатель:

Ребята, сегодня в нашей  группе открывается ярмарка. А вы знаете, что это такое? Ответы детей. 

Воспитатель:

Ярмарка — это большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно время с увеселениями, развлечениями. На ярмарку приезжают что-нибудь купить или продать свой товар. Ярмарка – это всегда праздник, поэтому на ярмарку всегда надевали праздничные наряды, чтобы себя показать и других посмотреть.

На ярмарке всегда много разнообразных товаров на любой вкус. Каждый мастер расхваливает свои изделия, а особенно старается продавец

Чудо - посуды, которая переливается на солнце, будто золотая:

На мой товар полюбуйтесь,

Только не торгуйтесь!

Ложки золоченые, узоры крученые!

Налетайте, налетайте,

Покупайте, покупайте!

Нет изделий краше

Хохломы нашей!

Воспитатель:

Ребята  посмотрите, как хороша посуда, украшенная хохломской росписью (демонстрирует посуду). А хотели бы вы узнать, где родилась эта роспись? Итак,  давайте посмотрим и послушаем (Презентация «Чудо-хохлома»). 

В старину люди ели из деревянной посуды. А в торговом селе Хохлома Нижегородского Заволжья искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, а из нее выглядывает ягодка: смородина, рябина, малина и клубника, или диковинные цветы и птицы. Рисовали Хохлому красными, зелеными, черными и золотистыми красками.

Как волшебница – жар-птица

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива

Гостю рада от души.

Кубки, чаши и ковши,

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Воспитатель:

А ярмарка в самом разгаре, вот уже и песни слышны, а веселые Скоморохи зазывают народ покататься на карусели.

Физкультминутка «Карусели».

Еле-еле-еле-еле

Закружились карусели

(дети начинают медленно двигаться)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом

(темп речи и движения ускоряется)

Побежали, побежали,

Побежали, побежали,

Тише, тише, не спешите.

(темп замедляется)

Карусель ос-та-но-ви-те.

(все остановились)

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

(все кланяются друг другу).

2. Практическая часть.

Педагог: Вот и мы с вами побывали на ярмарке, повеселились, людей посмотрели, себя показали. Но возвращаются обычно с ярмарки не с пустыми руками, а с товарами и подарками. Вот и мы с вами с ярмарки привезем хохломскую ложку. А распишем мы ее не красками, а при помощи пластилина.

Технология выполнения элементов:

Травинки. Тонкие колбаски зеленого (желтого) цвета со сплющенным (заостренным) внешним кончиком.

Завиток. Раскатать тонкую колбаску из зеленого (желтого) пластилина, одним концом прикрепить к основной веточке, постепенно заворачивая другой край колбаски по кругу.

Листики. Раскатать зеленую колбаску, нарезать ее на равные части, сплющить у каждой кончики с обеих сторон, закрепить на поверхности, прижав к основе. При помощи стеки нарисовать на листиках прожилки.

Клубника. Раскатать шарик красного цвета, слегка нажать на него, чтобы получилась лепешечка, слегка сплющить ягоду с одной стороны, приложить к веточке и зафиксировать на поверхности стаканчика около основной веточки. Раскатать тонкие колбаски из зеленого пластилина, разделить стекой на четыре части: из трех выложить на широкой части ягоды чашелистики, четвертая соединяет ягоду с основной веточкой. Накатать очень маленькие желтые горошины (или заменить желтым бисером) — семена, произвольно раскидать по ягодке.

Смородина. Раскатать колбаску красного (черного) цвета, разделить стекой на части, из которых раскатать пальчиком маленькие шарики — ягоды. Из зеленого пластилина сделать тонкую колбаску, закрепить одним краем с основной веточкой и по обе стороны расположить парные ягодки и одну на конце веточки.

Рябина. Раскатать две тонкие колбаски желтого цвета и выложить из одной длинную веточку рябины. Другую колбаску разделить стекой на равные части и выложить из них под основной веточкой силуэт грозди. Раскатать колбаску из пластилина красного цвета, стекой разделить на мелкие части, из которых скатать шарики — ягоды, прикрепить на веточку-гроздь. Раскатать длинную зеленую (или любого другого цвета) колбаску, разделить на столбики и выложить из них сложный листик рябины (у каждого листика имеется пара, и только один верхний листик пары не имеет).

Цветы. Из белого пластилина раскатать колбаску, разделить ее на пять частей, из которых накатать шарики. Расположить лепестки-шарики около серединки, слегка расплющивая на поверхности. Серединку потом заполнить желтым бисером.

Самостоятельное выполнение работы.

Воспитатель:

Ребята вы все такие молодцы, у  вас получились замечательные ложки в стиле Хохлома, выполненное необычным способом. Думаю, что ваши работы тоже пользовались бы спросом на ярмарке. Спасибо вам, ребята!



Предварительный просмотр:

Занятие в старшей группе по ФЭМП по теме «Играем и считаем».

Программное содержание:
Задачи:
Образовательные:
закрепить счет в пределах 10;
умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа;
уметь различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине;
закреплять знания названий геометрических фигур;
закрепить умение ориентироваться в пространстве;
умение составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательные:
воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.

Материалы и оборудование:
- детское лото (геометрические фигуры)
- карточки-схемы животных (звери, птицы)
- набор геометрических фигур
- фонограмма «Звуки весеннего леса»
Дидактическая игра «Геометрическая мозаика», «Школа зверей и птиц».

Предварительная работа:
- игры с магнитной мозаикой,
- игры в детское геометрическое лото,
- игры на ориентировку в пространстве.

Ход НОД:

Организационный момент.

Воспитатель:

Мы построим ровный круг,

Справа друг и слева друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель:

Дети  внимание, внимание в нашу группу принесли  телеграмму. Послушайте, я прочту:
Дорогие ребята!
Срочно приходите
Срочно помогите.

Научите наших зверей и птиц
Правильно считать и называть геометрические фигуры.
Воспитатель:

Ну что ребята поможем?

- Нам надо спешить. Для этого надо выбрать самый быстрый транспорт.
- На каком транспорте можно добраться? (машина, автобус, самолет)
- А я предлагаю поехать на сказочном транспорте.
- Пусть это будут наши стульчики.
- Посмотрите стульчики необычные, волшебные, они нас быстро довезут до леса.

Все сели удобно, закрыли глазки, надо сказать волшебные слова: «Один, два, три стульчик мой лети!» (дети проговаривают, музыка звучит)
- Дети мы летим, светит солнышко, проплывают белые пушистые облака, дует легкий ветерок. Ну, вот мы и прилетели.
Откройте глаза.
- А вот и лес. Лесная школа.
Но сейчас классы пустые. Послушайте, что я вам расскажу.
Птицы и звери в лесу спокойно жили
И друг с другом все дружили.
Днём играли в чехарду,
Заблудились в лесу.

Класс найти они не могут.

 Просят помощи у нас
Дидактическая игра «Школа зверей и птиц»
У каждого ребенка карточка-схема «звери», «птицы». Детям необходимо помочь животным найти свой класс в Лесной школе. На одном столе картинка зверя, на другом – птицы.

По команде дети занимают места за столами в соответствии схем-карточек. Мы помогли зверям и птицам занять свои классы.

Воспитатель:

Послушайте внимательно загадки о геометрических фигурах.

Загадки о геометрических фигурах:
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура.
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).

Он похожий на яйцо._ Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).

Три угла. Три стороны.
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник)

Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня ... (квадрат).

Чуть приплюснутый квадрат.
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? (Ромб).
Физкультминутка.
Беличья зарядка.
В лесной глуши на елке
Жили-были два бельчонка. (Потянуться.)
Жили дружно, не тужили. И с зарядкою дружили. (Прыжки на двух ногах.)
Вставали рано поутру,
Изображали кенгуру: (Руки поднести к ушам.)
За уши лапками хватались.
И вправо-влево наклонялись. (Наклоны в стороны.)
Дружно хлопали в ладошки (Хлопки в ладоши.)
И тянулись, словно кошки. (Круговые движения руками, потянуться.)
Ножками топали, (Ходьба на месте с притопом.)
Глазками хлопали, (Поморгать глазами.)
Головками крутили, (Повороты головы в стороны.)
Друг за другом вслед ходили. (Ходьба на месте)
Воспитатель:

А теперь продолжаем нашу работу, присели за столы, поучим наших зверей красиво писать в тетрадках (сели все удобно, спина к спинке стула, тетрадку наискосок, возьмите правильно карандаш, конец карандаша должен смотреть в плечо).
Работа в тетрадях:
Ребята  выполняет штриховку на листах.

Воспитатель:

Закрепление счета в пределах 10.

 Игра найди соседей!
Воспитатель:

Приготовьте свои ручки. (Пальчиковая гимнастика)
Пляска зайчиков.
Вышли зайки погулять, (шагаем пальчиками по ножкам)
Свои лапки поразмять.
Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем пальчиками по ножкам)
Свои лапки поразмять.
Ой-ой-ой, какой мороз! (обнимаем себя двумя руками) Отморозить можно нос (трем носик)
Прыг-скок, прыг-скок, Отморозить можно нос! (прыгаем пальчиками по ножкам) Стали зайки танцевать, Свои лапки согревать, (пляшем пальчиками) Прыг-скок, прыг-скок, Свои лапки согревать! (прыгаем пальчиками по ножкам).

Итог:
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Звери и птицы смогли понять, какие бывают геометрические фигуры. А нам пора возвращаться домой в детский сад. Садитесь на наши стульчики, полетим, закроем глазки. (Волшебные слова: «один, два, три стульчик мой лети»).
Ребята, что вам понравилось? С какими геометрическими фигурами мы сегодня играли?