Экспериментируем вместе.

Исследовательская деятельность помогает ребенку обладать качествами: любознательность, активность, интересоваться новым, в неизвестном окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_eksperemintiruem_proekt_1.docx358.67 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа экспериментальной деятельности

«Экспериментируем вместе»

для детей 5 лет

на 2024-2025 учебный год




Программу составила

воспитатели:

Дьяченко И. Е.






г. Красноярск.

Пояснительная записка.

Актуальность:

Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для экспериментального и научного исследования окружающего мира.

Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в что то новое и неизвестное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, исследовать. В процессе исследования  идет обогащение памяти, воображения ребенка. Активизируются мыслительные процессы, так как возникает потребность совершать операции мыслительного анализа и синтеза, сравнения и классификации. Давать отчет об увиденном , формулировать обнаруженные закономерность и делать выводы стимулирующие развитие речи.

        Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности  - связать результаты с практической деятельностью детей уже имеющими знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологического воспитания. Безопасного поведения в окружающей среде. Ведущая идея программы заключается в формировании естественнонаучных представлений дошкольников.

Цель программы: Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей, через опытно-экспериментальную деятельность.

 Задачи программы.

 Развивающие: 

  • Развивать у детей познавательную активность в процессе экспериментирования.
  • Развивать преставления об основах физических явлениях: магнитное, земное притяжение, электричество, отражение и преломление света.
  • Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, любознательность.
  • Развивать интерес к поисковой деятельности.

Образовательные:

  • Знакомить ребенка с основными видами и характеристиками   движения и скорости направления.
  • Формировать умение детей видеть и выделять проблему эксперимента.
  • Формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  • Формировать умение у детей устанавливать причинно-следственные связи.
  • Формировать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента.

Воспитательные: 

  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасность при проведении эксперимента.
  • Воспитывать умение последовательность в действиях.
  • Воспитывать умение организовать свое рабочее место.

Формы работы:

- сбор материалов для занятий совместно с родителями и воспитателями.

- чтение художественной и научной литературы.

-тематические недели с использованием опытов и экспериментов.

  Методы:

- Опыт.

- Метод наблюдения.

- Игровые методы.

- Словесные методы.

- ИКТ

-Напоминание о последовательности работы.

-Мультимедийный .

Формы работы с детьми:

1.фронтальные.

2.групповые

3. индивидуальные

Планируемые результаты освоения программы:

  • Явления живой и неживой природы (солнце, воздух, вода, песок).
  • Правила охраны природы.
  • Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
  • Построение простейших гипотез.
  • Предвидеть последствия действий выполняемых впервые.
  • Представление о свойствах металла.
  • Выслушивать и выполнять инструкции.
  • Умение планировать работу и разделять между собой при коллективном труде.

Методическое обеспечение:

В группе должен быть уголок «детской лаборатории».

Приборы помощники: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости.

Природный материал, мох, семена, листья, ватные диски, ткани, бумага.

Пипетки, колбы, шарики, нитки, магниты, свечи, стекла, сито, зеркала. Соль, сахар, песок, глина.

        

Перспективный план работы.

Месяц

Тема, содержание работы

Решаемые цели и задачи

октябрь

Нюхаем, пробуем, трогаем.

Цель: закрепить представления детей об органах чувств  их назначении.

Почему все звучит

Цель: закрепить представления детей об правильности нанесения штриховки  простым карандашом. Развитие моторики рук при  нажатии на карандаш.

Осенние листья

Цель: Рассматривание осенних листьев разных  деревьях.

Разноцветные шарики

Цель: получить путем смешивания основных цветов (оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой) .

Ноябрь

Вода принимает форму

Цель: Выявлять, что вода принимает форму сосуда, в котором она налита.

Какие предметы могут плавать

Цель: Закрепить представления детей о плавучести  предметов, о том , что  плавучесть зависит не от формы, а от его тяжести. 

Вода

Цель: Выявить свойства воды (прозрачность, без запаха, имеет вес, состояние).

Что растворяется в воде

  Цель: Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных предметов

Декабрь

Взаимодействие снега с водой

   Цель: показать детям , лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде  быстрее,  что вода в холоде замерзает, и принимает форму емкости в которой находится.

Замершая вода

   Цель: выявить, что лед это твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Снег

 Цель: Дать детям представление о свойствах снега.

Цветные льдинки

    Цель: Дать представление детям о свойствах льда с краской.

Январь

Воздух работает

   Цель: Дать представление детям о том, что воздух может двигать предметы.

Как согреть руки

   Цель: выявить условия при которых предметы могут согреваться.

Радуга в стакане

Цель: Получить радугу в домашних условиях при помощи воды, сахара, красителей.

Февраль

Что отражается в зеркале

  Цель:  Познакомить детей с понятием отражение.

Свет повсюду

   Цель: Показать значение света, что является светом, естественные и искусственные источники света.

Свет и тень

  Цель: Показать детям способы использования различных материалов и инструментов для исследования тени.

Солнечные зайчики

   Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать.

Март

Дерево и его свойства

   Цель:  Познакомить детей со свойствами дерева. Развивать умение определять признаки, свойства.  

Необычные кораблики.

Цель: Познакомить детей со свойствами стеклянных предметов , развивать наблюдательность , любознательность, соблюдать правила безопасности при обращения с предметами.    

Удивительная соль

  Цель:  Познакомить детей со свойствами соли в природе, ее видами.

Песок

Цель: Выявить кок песок впитывает воду, сыпучесть и рыхлость.

Апрель

Каждому камешку свой домик

Цель: Камни по форме, размеру, цвету, особенностями поверхности.

Цветной песок

  Цель: Познакомить детей со способом изготовления цветного песка, научить пользоваться теркой.

Фонтанчики

 Цель: Развивать любознательность, создавать радостное настроение.

Веселая полоска

  Цель: Познакомить детей со свойствами бумаги.

Май

Волшебное сито

  Цель: Познакомить детей со способом отделения песка от камешек, мелкой крупы от крупинки с помощью сита.

Как развиваются растения

  Цель: Формировать у детей представление о растениях, влияние на них воды и солнца для их развития.

Огород на подоконнике

  Цель: Наблюдение за ростом растения.

Список литературы:

  1. Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. , -М.: ТЦ «СФЕРА»2005 г.

  1. Иванова А.И.  экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М, ТЦ Сфера, 2004 г .

  1. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет :тематическое планирование, рекомендации , конспекты занятий Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова – Волгоград: Учитель 2012 г..

  1. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М, А. Васильевой,  соответствующий Федеральным государственным требованиям.

  1. План - программа образовательно-воспитательной работы  в детском саду. Методическое пособие для воспитателей детского сада. СПб «Детство-пресс», 2004 г.

        

IMG-20241112-WA0021

IMG-20241112-WA0017

IMG-20241112-WA0016

IMG-20241112-WA0010