Экспериментируем вместе.
Исследовательская деятельность помогает ребенку обладать качествами: любознательность, активность, интересоваться новым, в неизвестном окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_eksperemintiruem_proekt_1.docx | 358.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа экспериментальной деятельности
«Экспериментируем вместе»
для детей 5 лет
на 2024-2025 учебный год
Программу составила
воспитатели:
Дьяченко И. Е.
г. Красноярск.
Пояснительная записка.
Актуальность:
Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для экспериментального и научного исследования окружающего мира.
Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в что то новое и неизвестное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, исследовать. В процессе исследования идет обогащение памяти, воображения ребенка. Активизируются мыслительные процессы, так как возникает потребность совершать операции мыслительного анализа и синтеза, сравнения и классификации. Давать отчет об увиденном , формулировать обнаруженные закономерность и делать выводы стимулирующие развитие речи.
Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности - связать результаты с практической деятельностью детей уже имеющими знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологического воспитания. Безопасного поведения в окружающей среде. Ведущая идея программы заключается в формировании естественнонаучных представлений дошкольников.
Цель программы: Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей, через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи программы.
Развивающие:
- Развивать у детей познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Развивать преставления об основах физических явлениях: магнитное, земное притяжение, электричество, отражение и преломление света.
- Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, любознательность.
- Развивать интерес к поисковой деятельности.
Образовательные:
- Знакомить ребенка с основными видами и характеристиками движения и скорости направления.
- Формировать умение детей видеть и выделять проблему эксперимента.
- Формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
- Формировать умение у детей устанавливать причинно-следственные связи.
- Формировать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
Воспитательные:
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасность при проведении эксперимента.
- Воспитывать умение последовательность в действиях.
- Воспитывать умение организовать свое рабочее место.
Формы работы:
- сбор материалов для занятий совместно с родителями и воспитателями.
- чтение художественной и научной литературы.
-тематические недели с использованием опытов и экспериментов.
Методы:
- Опыт.
- Метод наблюдения.
- Игровые методы.
- Словесные методы.
- ИКТ
-Напоминание о последовательности работы.
-Мультимедийный .
Формы работы с детьми:
1.фронтальные.
2.групповые
3. индивидуальные
Планируемые результаты освоения программы:
- Явления живой и неживой природы (солнце, воздух, вода, песок).
- Правила охраны природы.
- Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
- Построение простейших гипотез.
- Предвидеть последствия действий выполняемых впервые.
- Представление о свойствах металла.
- Выслушивать и выполнять инструкции.
- Умение планировать работу и разделять между собой при коллективном труде.
Методическое обеспечение:
В группе должен быть уголок «детской лаборатории».
Приборы помощники: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости.
Природный материал, мох, семена, листья, ватные диски, ткани, бумага.
Пипетки, колбы, шарики, нитки, магниты, свечи, стекла, сито, зеркала. Соль, сахар, песок, глина.
Перспективный план работы.
Месяц | Тема, содержание работы | Решаемые цели и задачи |
октябрь | Нюхаем, пробуем, трогаем. | Цель: закрепить представления детей об органах чувств их назначении. |
Почему все звучит | Цель: закрепить представления детей об правильности нанесения штриховки простым карандашом. Развитие моторики рук при нажатии на карандаш. | |
Осенние листья | Цель: Рассматривание осенних листьев разных деревьях. | |
Разноцветные шарики | Цель: получить путем смешивания основных цветов (оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой) . | |
Ноябрь | Вода принимает форму | Цель: Выявлять, что вода принимает форму сосуда, в котором она налита. |
Какие предметы могут плавать | Цель: Закрепить представления детей о плавучести предметов, о том , что плавучесть зависит не от формы, а от его тяжести. | |
Вода | Цель: Выявить свойства воды (прозрачность, без запаха, имеет вес, состояние). | |
Что растворяется в воде | Цель: Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных предметов | |
Декабрь | Взаимодействие снега с водой | Цель: показать детям , лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде быстрее, что вода в холоде замерзает, и принимает форму емкости в которой находится. |
Замершая вода | Цель: выявить, что лед это твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. | |
Снег | Цель: Дать детям представление о свойствах снега. | |
Цветные льдинки | Цель: Дать представление детям о свойствах льда с краской. | |
Январь | Воздух работает | Цель: Дать представление детям о том, что воздух может двигать предметы. |
Как согреть руки | Цель: выявить условия при которых предметы могут согреваться. | |
Радуга в стакане | Цель: Получить радугу в домашних условиях при помощи воды, сахара, красителей. | |
Февраль | Что отражается в зеркале | Цель: Познакомить детей с понятием отражение. |
Свет повсюду | Цель: Показать значение света, что является светом, естественные и искусственные источники света. | |
Свет и тень | Цель: Показать детям способы использования различных материалов и инструментов для исследования тени. | |
Солнечные зайчики | Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать. | |
Март | Дерево и его свойства | Цель: Познакомить детей со свойствами дерева. Развивать умение определять признаки, свойства. |
Необычные кораблики. | Цель: Познакомить детей со свойствами стеклянных предметов , развивать наблюдательность , любознательность, соблюдать правила безопасности при обращения с предметами. | |
Удивительная соль | Цель: Познакомить детей со свойствами соли в природе, ее видами. | |
Песок | Цель: Выявить кок песок впитывает воду, сыпучесть и рыхлость. | |
Апрель | Каждому камешку свой домик | Цель: Камни по форме, размеру, цвету, особенностями поверхности. |
Цветной песок | Цель: Познакомить детей со способом изготовления цветного песка, научить пользоваться теркой. | |
Фонтанчики | Цель: Развивать любознательность, создавать радостное настроение. | |
Веселая полоска | Цель: Познакомить детей со свойствами бумаги. | |
Май | Волшебное сито | Цель: Познакомить детей со способом отделения песка от камешек, мелкой крупы от крупинки с помощью сита. |
Как развиваются растения | Цель: Формировать у детей представление о растениях, влияние на них воды и солнца для их развития. | |
Огород на подоконнике | Цель: Наблюдение за ростом растения. |
Список литературы:
- Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. , -М.: ТЦ «СФЕРА»2005 г.
- Иванова А.И. экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М, ТЦ Сфера, 2004 г .
- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет :тематическое планирование, рекомендации , конспекты занятий Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова – Волгоград: Учитель 2012 г..
- «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М, А. Васильевой, соответствующий Федеральным государственным требованиям.
- План - программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. Методическое пособие для воспитателей детского сада. СПб «Детство-пресс», 2004 г.