Методические объединения

Протасенкова Наталья Владимировна

Выступления, вещание опыта, методическая копилка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности коррекционного обучения детей с ТНР в речевых классах общеобразовательной школы» Учитель – логопед высшей категории Протасенкова Наталья Владимировна

Слайд 2

Тяжёлые нарушения речи Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

Слайд 3

Теоретические аспекты коррекционного обучения детей с ТНР Специфическое усвоение русского языка; Р азвитие и формирование речевой коммуникации на уроках лингвистического цикла; Связь уроков русского языка с общеобразовательным развитием и воспитанием; Связь уроков русского языка с логопедическими занятиями.

Слайд 4

«От теории к практике » Цель коррекционного обучения детей с ТНР преодоление различных видов нарушений устной и письменной речи с одновременной организацией систематического прочного и сознательного усвоения детьми общеобразовательных знаний; психическое и физическое оздоровление детей, проводимое путем правильной организации всего режима и специальной коррекционно - воспитательной работы как в процессе классных занятий, так и во вне учебное время.

Слайд 5

Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР: Н епрерывность коррекционно-образовательного процесса; Комплексность сопровождения; Условия для развития ВПФ; Адаптация содержания учебных курсов; Варьирование организации учебного процесса; Индивидуальный темп обучения; Пошаговый м ониторинг успешности; Применение специальных методов, приёмов, средств; Профилактика социальной и школьной дезадаптации ; Психолого-педагогическое сопровождение семьи.

Слайд 6

Требования к АООП для обучающихся с ТНР вариант 5.1 Вариант 5.1 предназначается: для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи ( дислалия , легкая степень выраженности дизартрии, заикания, ринолалия ); для обучающихся с общим недоразвитием речи III речевого развития, нерезко выраженным общим недоразвитием речи IV уровня речевого развития различного генеза, у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтения и письма.

Слайд 7

Требования к АООП для обучающихся с ТНР вариант 5.2 Вариант 5.2 предусматривает два отделения : I отделение – для обучающихся с алалией , афазией , ринолалией , дизартрией и заиканием, имеющих общее недоразитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях . II отделение – для обучающихся с тяжёлой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи.

Слайд 8

ЗНАЮ ХОЧУ ЗНАТЬ УЗНАЛ

Слайд 9

Кластер - это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению материала.

Слайд 10

КЛАСТЕР №1 (АССОЦИАТИВНЫЙ) ТЕКСТ АВТОР СЮЖЕТ ДИАЛОГ МОНОЛОГ ТЕМА ПРИЗНАКИ ТЕКСТА ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ЗАГОЛОВОК ТИПЫ ТЕКСТА

Слайд 11

КЛАСТЕР №2 (ОСМЫСЛЕНИЕ) ПРИЗНАКИ ТЕКСТА ЕДИНСТВО ТЕМЫ СМЫСЛОВАЯ И ГРАММАТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ЗАКОНЧЕННОСТЬ НАЛИЧИЕ ГЛАВНОЙ МЫСЛИ ЛОГИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ ЧАСТЕЙ

Слайд 12

КЛАСТЕР №3 (СИСТЕМАТИЗИРОВАНИЕ) ТЕКСТ Вид текста Логическая связь частей Диалогический Тип текста Монологический Наличие главной мысли Признаки текста Единство темы Стиль текста Описание Повествование Рассуждение Публицистический Научный Разговорный Деловой Художественный

Слайд 13

Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк . Классический дидактический синквейн : 1 строка – тема синквейна , одно слово – существительное. 2 строка – два прилагательных, которые описывают свойство темы, его признаки. 3 строка – три глагола, рассказывающие о действиях темы. 4 строка - предложение из четырёх слов, выражающее личное отношение автора синквейна к теме. 5 строка – одно слово, выражающее суть темы. Итог.

Слайд 14

СИНКВЕЙН (ИТОГ ПО ТЕМЕ) ТЕКСТ АВТОРСКИЙ, СЮЖЕТНЫЙ ОПРЕДЕЛЯТЬ, РАССУЖДАТЬ, УЗНАВАТЬ УСЛОВИЕ ПЕРЕДАЧИ РАЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ ИНФОРМАЦИЯ

Слайд 15

Параллельная коррекционная работа Работа с текстом I Определите вид текста; Определите тип текста; Определите стиль текста; Выпишите из текста слова с чередующейся гласной в корне; Выпишите из текста слова с приставкой ПРИ- в значении неполного действия. Работа с текстом II Восстановите деформированный текст; Составьте план текста; Найдите синонимы, антонимы; Выпишите из текста слова с оглушением согласных; Объедини простые предложения в сложные, если это возможно.

Слайд 16

Главные умения: Умение формулировать вопросы; Находить главное в большом объёме учебного материала; Устанавливать причинно-следственные связи и логические связи; Строить умозаключения; Переходить от частного к общему; Проводить аналогии; Сравнивать и анализировать.



Предварительный просмотр:

«Особенности коррекционного обучения обучающихся с ТНР в речевых классах общеобразовательной школы»

Слайд №2

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

Коррекционное обучение детей с ТНР в речевых классах общеобразовательной школы – это, в первую очередь, теоретическое осмысление в решение целостного комплекса проблем, а именно: Слайд №3

1. Специфическое усвоение русского языка;

2. Развитие и формирование речевой коммуникации на уроках лингвистического цикла;

3. Связь уроков русского языка с общеобразовательным развитием и воспитанием;

4. Связь уроков русского языка с логопедическими занятиями.

Важнейшая цель коррекционного обучения детей с ТНР это: Слайд №4

- преодоление различных видов нарушений устной и письменной речи с одновременной организацией систематического прочного и сознательного

усвоения детьми общеобразовательных знаний;

- психическое и физическое оздоровление детей, проводимое путем правильной

организации всего режима и специальной коррекционно-воспитательной работы как в процессе классных занятий, так и во вне учебное время.

Дети, поступающие в нашу школу, имеют в основном сложный анамнез. Многие из них имеют синдром недостатка внимания, неврозы с поведенческим нарушением. Наши дети, имеют такие заключения, как ОНР разных уровней у ребёнка с дизартрией, ринолалией, выход из моторной алалии и т.д.

Есть дети с тяжёлыми формами речевой патологии,  таких детей в нашей школе не много, но они есть.  Устная речь этих детей характеризуется строгим ограничением активного словаря, стойкими аграмматизмами, несформированностью навыков связного высказывания, тяжелыми нарушениями общей разборчивости речи.

Учитывая все особенности детей с ТНР, возникают особые образовательные потребности данных обучающихся: Слайд №5

  • Непрерывность коррекционно-образовательного процесса;
  • Комплексность сопровождения;
  • Условия для развития ВПФ;
  • Адаптация содержания учебных курсов;
  • Варьирование организации учебного процесса;
  • Индивидуальный темп обучения;
  • Пошаговый мониторинг успешности;
  • Применение специальных методов, приёмов, средств;
  • Профилактика социальной и школьной дезадаптации;
  • Психолого-педагогическое сопровождение семьи.

Коррекционное обучение проходит по адаптированным общеобразовательным программам в специальных речевых классах. Согласно требованиям к АООП НОО и к АООП ООО для обучающихся с ТНР, и заключениям ТПМПК или ЦПМПК, обучение проводится в соответствии вариантам 5.1 или 5.2.для детей с ТНР. Оба варианта предполагают, что обучающиеся с ТНР получают образование, соответствующее по конечным достижениями с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но Вариант 5.2. предусматривает обучение в более пролонгированные сроки.

Вариант 5.1 предназначается:

  • для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия, легкая степень выраженности дизартрии, заикания, ринолалия);
  • для обучающихся  с общим недоразвитием речи III речевого развития, нерезко выраженным общим недоразвитием речи IV уровня речевого развития различного генеза, у которых имеются нарушения всех компонентов языка;
  • для обучающихся с нарушениями чтения и письма.

Вариант 5.2 предусматривает два отделения:

I отделение – для обучающихся с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, имеющих общее недоразитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях.

II отделение – для обучающихся с тяжёлой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи.

Учебный план и в том и в другом варианте включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область.

Коррекционно - развивающая область. Варианта 5.2  включает в себя следующие  коррекционные курсы: «Произношение», «Логопедическая ритмика», «Развитие речи».

Курс «Произношение» заменён на индивидуальные и подгрупповые занятия, на которых мы проводим коррекционную работу над звуковой стороной речи (первые два года обучения), и, далее, коррекционную работу над остальными компонентами речи, а также коррекцию письменной речи.

Курс «Логопедическая ритмика» направлен на решение оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Коррекционные задачи на логоритмических занятиях с обучающимися решаются в тесной связи с коррекцией поведения и личности ребенка на фоне речевой патологии. Уроки проходит у нас как в физкультурном зале, так и в классе.

Видеоролик «Логопедическая ритмика»

Курс «Развитие речи». Весь коррекционный курс включает в себя логопедическую работу по предупреждению и коррекции нарушений устной и письменной речи с одной стороны, и лингвистическую работу по формированию знаний о родном языке, а также умению применять изученные правила в собственной речевой деятельности, с другой стороны.

Учебная деятельность детей с ТНР отличается замедленным темпом восприятия учебной информации, сниженной работоспособностью. Ситуация длительного неуспеха в освоении  родного языка приводит не только к резкому снижению мотивации в преодолении  речевого недоразвития, но и ко всему процессу обучения в целом.

Наша важная задача обучения детей с ТНР – отбирать и комбинировать методы и приёмы обучения. Использование нетрадиционных форм работы помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей с ТНР на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объёме.

Хотелось бы поделиться с вами опытом применения нетрадиционных методов и приёмов обучения. Мы с ребятами 6 класса организовали проектно-исследовательскую деятельность, которая помогла повысить мотивацию и эффективно изучить запланированную тему. Наш проект был краткосрочным, рассчитанным на несколько уроков, но имел хорошую стартовую площадку для изучения такой объёмной темы, как «Текст»

Итак, в самом начале проекта мы определили цель и задачи, соответствующие изучению данной темы. Для этого мы воспользовались приёмом ЗХУ  - Знаю – Хочу знать – Узнал.

В основе метода лежит таблица из трёх колонок: Знаю – Хочу знать – Узнал. В первую колонку ребята записали то, что они УЖЕ знают по теме «Текст», во вторую колонку, с помощью наводящих вопросов и рассуждений,  записали то, что хотят узнать по этой теме. И третью колонку оставили на потом, которую заполнили по завершению изучаемой темы. Таки образом, мы как бы растормошили мысли по теме.

Далее, мы включили в работу приём «Кластер». 

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.

Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению материала.

На что ориентированно современное образование? На повышение самостоятельности ученика.

Кластер развивает умение формировать собственное мнение на основе опыта и наблюдений. Кроме того, способствует формированию умений работать не только самостоятельно, но и в команде, группе. А также активизирует учебную деятельность.

Этот приём можно использовать на трёх этапах урока или, как в нашем случае, на трёх этапах проектно-исследовательской деятельности.

Сейчас мы с вами попробуем оказаться на месте детей, для того, чтобы понять, как работают специальные приёмы.

1 этап  - стадия активизации . Его цель – воспроизведение уже имеющихся знаний по заданной теме, формирование ассоциативного ряда. Этим мы с вами сейчас и займёмся.

Раздать листочки и фломастеры.

Вывод: Итак, мы с вами задействовали сейчас свою память, активизировали мышление. И, заметьте, мы все были вовлечены в этот процесс. На этом этапе происходит актуализация знаний.

Посмотрим, что у нас получилось и, как это получилось у детей.

2 этап. Следующий этап – это осмысление. Этот этап характеризуется организацией работы с информацией. Это может быть работа с учебниками, книгами, интернет-источниками. Происходит анализ имеющихся факторов. Т.е. на этом этапе происходит поиск и переработка информации по заданной теме. А это ни что иное, как осмысление и открытие новых знаний.

Показ кластера учеников.

3 этап  - это рефлексия, стадия, когда полученные знания перерабатываются в ходе творческой деятельности, после чего делаются выводы. Т.е. происходит закрепление новых знаний.

Показ кластера учеников.

Далее, мы воспользовались таким приёмом, как СИНКВЕЙН.

Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.

Классический дидактический синквейн строится так. Давайте попробуем.

1 строка – тема синквейна, одно слово – существительное.

2 строка – два прилагательных, которые описывают свойство темы, его признаки.

3 строка – три глагола, рассказывающие о действиях темы.

4 строка - предложение из четырёх слов, выражающее личное отношение автора

                    синквейна к теме.

5 строка – одно слово, выражающее суть темы. Итог.

Главные умения, которые помогают сформировать эти два приёма.

  1. Умение формулировать вопросы;
  2. Находить главное в большом объёме учебного материала;
  3. Устанавливать причинно-следственные связи и логические связи;
  4. Строить умозаключения;
  5. Переходить от частного к общему;
  6. Проводить аналогии;
  7. Сравнивать и анализировать.

Вывод: Мотивирование ученика на учебную деятельность, развитие УУД, и реализация главной цели ФГОС – «Научить учиться».

Спасибо за внимание.

                       



Предварительный просмотр:

      Сл. титульный                                Кто не знает, куда направляется,

                                                         очень удивится, что попал не туда.

                                                                                                  Марк Твен

Сл.2. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Если раньше основным итогом образования было признание знаний, умений и навыков, то сейчас обучение понимается как процесс подготовки учащихся к реальной жизни. На выходе обучающийся должен быть готов занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Главный смысл разработки Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС) заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов.

В ФГОС раскрываются те универсальные учебные действия, которые должны формироваться у современного школьника, чтобы достичь главной цели образования по стандарту второго поколения, а именно научить ребенка учится. Достижение этой цели обеспечит успешную социализацию ребенка в общество.

Своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости на начальных этапах обучения, у детей младшего школьного возраста и соответствующая коррекционная работа могут уменьшить вероятность перерастания временных неудач в обучении в хроническую неуспеваемость. Это, в свою очередь, снижает возможность возникновения у ребенка нервно-психических, психосоматических расстройств как последствий стресса, связанного с отрицательными эмоциями и различных форм девиантного поведения. Трудности начального этапа обучения значительно снижают возможности успешной адаптации и последующего обучения ребенка в среднем звене. Неуспеваемость может привести к проблемам социализации, которая в свою очередь является одной из основных задач новых стандартов образования.

          Что понимать под умением учиться?

Умение учиться – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В рамках системно-деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности. Их сформированность является одной из составляющих успешности обучения в школе.

Достижение данной цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

           Сл.3                        Понятие УУД

УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая  культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

Итак, овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Концепция развития универсальных учебных действий, которая является составной частью Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС), признает целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.

 Основные виды универсальных учебных действий можно разделить на  четыре блока:      Сл.4

1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Коррекционно-развивающая работа учителя–логопеда общеобразовательной школы имеет большое значение в формировании УУД у детей, обучающихся на логопункте. Нужно лишь грамотно определить связь УУД с содержанием коррекционно-развивающей работы, соотнести с целями и задачами программы по коррекции и развитию отклонений речевого развития.

Сл.5. Формирование личностных учебных действий обеспечивает учащимся ценностно-смысловую ориентацию .Если провести связь между этим блоком УУД и коррекционно-развивающим обучением детей с проблемами в речевом развитии, можно найти, например, отражение этих действий в работе над формированием словесно-логического мышления, связной речью. Именно в начальных классах у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление, основанное на рассуждении и доказательстве. Работая с текстом, который носит воспитательный или познавательный характер, дети учатся соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами,  выделять нравственный аспект поведения.

    Сл.6.                              Сила не право

Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат Серёжа. Серёже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.

Миша побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и всё видел.

                                                                                 (К. Ушинский)

Сл.7.  Вопросы детям:

1.Почему плакала Таня?

2.Что сделал старший брат Серёжа? Дайте  оценку поступку Серёжи. А как бы вы поступили на месте Серёжи?

3.Как вы думаете, что мог сказать Мише отец?

4.Почему неправы оба мальчика?

5.Объясните заголовок рассказа.

Воплощая задачи этого блока, обеспечивается эффективная помощь школьникам в освоении образовательной программы, приобретается жизненный  опыт, который позволит научиться ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Высока роль мотивации учения  в формировании личностных УУД. Чтобы заинтересовать детей, сделать их обучение осознанным, нужно как можно чаще использовать различные игровые моменты, сюрпризы, новые современные технологии. Обучающийся должен научиться определять, какое значение для него имеет смысл учения.

Сл.8. Формирование регулятивных действий обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция.

Очень часто в работе с детьми, имеющими речевые недостатки, педагог сталкивается с неумением обучающихся принимать и понимать словесную или письменную инструкцию. Только озвучивания инструкции не достаточно. Для успешного выполнения любую инструкцию надо проанализировать. В этой работе помогает приём «Кто самый внимательный».

После озвучивания инструкции предлагается самому внимательному ученику её повторить, а затем задать вопросы всему классу. Если всё-таки кто-то испытывает трудность в понимании, необходимо ещё раз привлечь детей  пояснить некоторые вопросы, корректируя неточности объяснений. Тем самым решается задача концентрации внимания детей с самого начала озвучивания инструкции, и педагог  убеждается в том, что каждый ребёнок понял инструкцию правильно, а значит, получил руководство к действию.

Если раньше учитель сообщал учащимся тему урока, то теперь обучающиеся формулируют тему сами. Если раньше учитель формулировал и сообщал обучающимся, чему они должны научиться, то современный урок предполагает научить детей формулировать цели и задачи, определив границы знания и незнания. Это и есть целеполагание, которое является задачей формирования регулятивных учебных действий.

На практике это представляется так. Сл.9.

Логопед: Тему нашего логопедического занятия вы определите сами, если отгадаете загадки и ответите на вопросы.

Зимой лежал,                               Кто без брёвен

Весной в речку убежал.              Зимой мосты строит?

         (Снег)                                                    (Мороз)

Разрисованы лошадки,                   Часовщик, прищурив глаз, чинит ...

Словно школьные тетрадки.(часики) для нас.

           (Зебра)

Сл.10 Вопросы детям:

Какой первый звук в слове СНЕГ?(С)

А в слове МОРОЗ какой звук последний? (З)

В слове ЗЕБРА первый звук? (З')

А в слове ЧАСИКИ назовите третий звук. (С')

Кто из вас догадался, какова тема нашего урока?

Дети формулируют тему логопедического занятия.

Логопед: Ребята,  чему вы должны научиться на уроке?

  Детям предлагается алгоритм целеполагания в картинках Сл.11.

Сл.12. – Мы должны научиться чётко и правильно произносить звуки [з] – [с], [з'] – [с'].

– Мы должны научиться слышать и различать звуки [з] – [с], [з'] – [с'] среди других звуков.

– Мы должны научиться читать и писать слоги, слова с буквами З, С .

– Мы должны научиться составлять предложения с этими словами.

Логопед: А теперь я предлагаю вам составить план ваших действий по изучению нашей темы. Сл.13.

  1. Провести анализ артикуляции звуков.
  2. Дать характеристику звуков.
  3. Соотнести звуки с буквами (графический образ печатных и прописных букв).
  4. Различение звуков в ряду других звуков, в слогах, в словах и предложениях.
  5. Письмо и чтение изучаемых букв, а также слогов, слов, предложений с этими буквами.

Примеры алгоритмов. Сл.14, 15.

Далее учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль, формулируют затруднения и самостоятельно (или в сотрудничестве с учителем-логопедом) осуществляют коррекцию. Затем происходит оценка деятельности по её результатам. Это может быть и самооценивание, и оценивание результатов деятельности товарищей. Для оценки результатов детям  можно предложить алгоритм, опираясь на который, учащиеся учатся находить дисграфические и орфографические ошибки в словах, грамматические и смысловые ошибки в предложении. Научившись работать по предложенным алгоритмам, в дальнейшем дети учатся планировать и решать задачи самостоятельно.

Сл.16. Для развития навыка самооценивания рекомендуется применять метод «Лестница», где обозначены семь ступенек успеха. Обучающийся по окончании урока сам даёт оценку своих действий, определяя для себя ту или иную ступеньку. Надо не забывать, что у ребёнка может быть как адекватная, так и завышенная или заниженная самооценка. Этот метод позволяет  понять, насколько усвоен материал каждым учеником, что именно не понял тот или иной ученик, помогает  выработать правильную самооценку каждого обучающегося.

Сл.17. Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования, моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Как развивать познавательные УУД? Ответ очевиден: через поиск информации для выполнения учебных заданий.

Например,  детям предлагается таблица со словами-предметами и словами-признаками. . Сл.18.

Задание: Собери цепочку из каждого слова-предмета и слова-признака.

Не нужно пояснять, как выполнять это задание. Способы решения дети предлагают сами. Они должны сами решить, что для выполнения этого задания, надо определить, где слова-предметы, где слова-признаки предметов.  Для того, чтобы собрать цепочки,  надо подобрать вопросы для согласования по родам.

В сфере познавательных универсальных учебных действий дети должны научиться пользоваться знаково-символическими средствами, а также овладеть действием моделирования.

Например, составить самостоятельно рассказ с опорой на графический план. Сл.19

Однажды охотник пошёл в лес. Там ему встретился маленький, беззащитный медвежонок, которого он взял с собой в деревню. У хозяйки был петух-забияка. Петух увидел медвежонка и стал его клевать. Медвежонок бросился бежать и спрятался в собачью конуру.

Представленный пример – способ знакомства детей с правилами построения связного высказывания.

Дети учатся программировать смысловую структуру высказывания, устанавливать его связность и последовательность, отбирать языковые средства, необходимые для построения высказывания (передача содержания текста).

У детей, сознательно использующих внешние формы замещения и наглядного моделирования (условные обозначения, чертежи, схематичные рисунки-пиктограммы, картинные и рисуночные планы и т.п.), появляется возможность применить полученные речевые навыки в свободной речи.

Сл.20. Особое значение придается формированию коммуникативных учебных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.

     В данном контексте значимость логопедической работы в общеобразовательной школе как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении, трудно переоценить. При этом требуется и новая оценка роли школьных логопедов, и привнесение нового в содержание логопедической работы.

Речевая коммуникация происходит в рамках коммуникативной ситуации. Коммуникативная ситуация - это ситуация речевого общения двух и более людей.

К моменту поступления в школу ребёнок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. В психологии и педагогике развитию речи и общению в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание. Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это и побуждает разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования.

В рамках сложившейся системы обучения главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе можно считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи(приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

Рекомендуется формирование коммуникативного компонента УУД средствами игровых приёмов, которые можно использовать в процессе  группового логопедического занятия. Например, приём «Автобусная остановка».

Обучающиеся разбиваются на группы по два или три человека, каждая группа встаёт у своей парты с карточкой-заданием. Дружно выполняют его, выслушивая версии каждого участника. После выполнения задания группы передвигаются на место соперников и проверяют выполнение их заданий.  

 Таким образом, участники проходят все «автобусные остановки». Задания можно подбирать разные  в соответствии с темой занятия. Дети учатся приходить к общему решению совместной деятельности, учитывая мнения и позиции каждого.

Необходимо поощрять детей,  высказывающих свою точку зрения,  воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.

Организация поэтапной отработки универсальных учебных действий обеспечивает переход от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действия (сорегуляции с учителем и сверстниками) к самостоятельному выполнению (саморегуляции).

Сл.21 В чём отличие традиционного урока и урока современного типа?

Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения метапредметных (общеучебных) действий и умений, до настоящего времени серьезной широкомасштабной систематической работы по их внедрению в школьное обучение не производилось. Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте отклоняющегося поведения.

Концепция развития универсальных учебных действий для школьного образования рассматривает их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает их целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деятельность учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС начального образования Учитель-логопед МБОУ СШ №7 Н.В. Протасенкова г. Рославль

Слайд 2

общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Цель образования

Слайд 3

совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность , способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность . умение учиться , т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Понятие УУД

Слайд 4

Виды УУД Личностный Регулятивный Познавательный Коммуникативный

Слайд 5

внутренняя позиция; мотивация; нравственно-этическая оценка. Личностные УУД

Слайд 6

Сила не право Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала. Выбежал из дому старший брат Серёжа. Серёже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.Миша побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и всё видел. (К. Ушинский)

Слайд 7

Вопросы детям: 1.Почему плакала Таня? 2.Что сделал старший брат Серёжа? Дайте оценку поступку Серёжи. А как бы вы поступили на месте Серёжи? 3.Как вы думаете, что мог сказать Мише отец? 4.Почему неправы оба мальчика? 5.Объясните заголовок рассказа.

Слайд 8

целеполагание ; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция . Регулятивные УУД

Слайд 9

Логопед: Тему нашего логопедического занятия вы определите сами, если отгадаете загадки и ответите на вопросы. Зимой лежал, Кто без брёвен Весной в речку убежал. Зимой мосты строит? (Снег) (Мороз) Разрисованы лошадки, Часовщик, прищурив глаз, Словно школьные тетрадки. чинит ... (часики) для нас. (Зебра)

Слайд 10

Вопросы детям: Какой первый звук в слове СНЕГ? (С) А в слове МОРОЗ какой звук последний? (З) В слове ЗЕБРА первый звук? (З') А в слове ЧАСИКИ назовите третий звук. (С') Кто из вас догадался, какова тема нашего урока? Дети формулируют тему логопедического занятия.

Слайд 11

Логопед: Ребята, чему вы должны научиться на уроке? Детям предлагается алгоритм целеполагания в картинках. 1. 2. 3. и 4.

Слайд 12

Цели Мы должны научиться: чётко и правильно произносить звуки [ з ]-[с], [ з ’]-[ с ’]; слышать и различать звуки [ з ]-[с], [ з ’]-[ с ’]; читать и писать слоги, слова с буквами З, С; грамотно строить предложения.

Слайд 13

Логопед: А теперь я предлагаю вам составить план ваших действий по изучению нашей темы. Провести анализ артикуляции звуков. Дать характеристику звуков. Соотнести звуки с буквами (графический образ печатных и прописных букв). Различение звуков в ряду других звуков, в слогах, в словах и предложениях. Письмо и чтение изучаемых букв, а также слогов, слов, предложений с этими буквами

Слайд 14

Анализ артикуляции звука

Слайд 15

гласный или согласный глухой или звонкий мягкий или твёрдый Характеристика звука

Слайд 16

Лесенка успеха

Слайд 17

Познавательные УУД общеучебные логические постановка и решение проблем

Слайд 18

Солнце Морковь Снег Снежинки Мокрый, белый, пушистый, жёлтое, горячее, тёплое, холодный, яркое, круглое, сочная, треугольная, ласковое . Задание: Собери цепочку из каждого слова-предмета и слова-признака.

Слайд 19

Как петух напугал медвежонка

Слайд 20

УУД 5 2 4 3 1 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли управление поведением партнёра постановка вопросов разрешение конфликтов Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Слайд 21

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам ( самооценивание , оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей