Технологии.
Педагогические образовательные технологии.
Аналитическое описание технологий, форм, методов и средств
В своей работе для реализации познавательной и творческой активности школьников, а также для достижения целей своей образовательной деятельности в учебном процессе использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования: технологию проблемного обучения, разноуровнего обучения, блочно-модульную технологию, здоровьесберегающую.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii.docx | 74.65 КБ |
krit._ots._na_sayt.docx | 8.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии
Педагогические образовательные технологии.
Аналитическое описание технологий, форм, методов и средств
В своей работе для реализации познавательной и творческой активности школьников, а также для достижения целей своей образовательной деятельности в учебном процессе использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования: технологию проблемного обучения, разноуровнего обучения, блочно-модульную технологию, здоровьесберегающую.
Метод проектов возник в начале ХХ века и был разработан американским педагогом У. Килпатриком. В этот период времени умы педагогов и философов были направлены на то, чтобы найти способы и пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять эти знания на практике. Поэтому основной целью метода проектных технологий становится предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей.
Основными требованиями к использованию проектных технологий являются:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы.
4. Структурирование содержательной части проекта;
5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Чтобы решить проблему, заложенную в проекте, учащимся требуется умение овладеть большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями.
Должны уметь работать с информацией, выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать, делать обобщения, выводы.
Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе. На проблемных уроках я использую мультимедийные презентации не только как иллюстративный материал для активизации внимания учащихся современными средствами, но и как возможность прийти к открытиям на уроках более легко и свободно. Использую демонстрацию мультимедийных презентаций на следующих этапах: актуализации знаний, открытия новых знаний. Все это повышает результативность обучения: повышается интерес к учебе; обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения; не допускается переутомления на уроке; обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика; развитие речи, логического мышления; развитие личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предметам; вырабатывается активная позиция детей.
Необходимость введения в образовательную практику уровневой дифференциации обусловлена тем, что в условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. В такой ситуации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более, что он является часто недостижимым для многих школьников. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом.
Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к его усвоению.
Цель технологии уровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.
Данная технология позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся при планировании их работы на уроке. Построенный на разноуровневом обучении образовательный процесс отличается несколькими особенностями: опережающим характером обучения, модульным содержанием образования, многовариантностью и гибкостью форм, методов и средств обучения.
Организация такого обучения происходит на основе открытости требований в обучении, знании познавательных интересов и особенностей психических процессов у детей школьного возраста. Учащимся предоставляется право и возможность выбора уровня усвоения: минимального, базового и творческого (повышенного). Осуществляется принцип: «возьми столько, сколько можешь и хочешь, но не меньше обязательного». При этом отношения «учитель-ученик» претерпевают глубокие изменения: ученик все больше становится субъектом учения, а учитель - консультантом, партнером, между ними устанавливаются договорные отношения. Сущность уровневого обучения заключается в создании условий, обеспечивающих включение каждого ученика в работу в соответствии с уровнем его развития (уровней обученности и восприимчивости к обучению). Уровень развития и обученности ученика определяется с помощью диагностических тестов. По мнению В.В.Гузеева, сторонника трехуровневой дифференциации, оптимально выделение трех уровней обученности учащихся:
1 уровень - стартовый, или минимальный. Вскрывает самое главное, фундаментальное, и в то же время самое простое в каждой теме, предоставляет обязательный минимум, который позволяет создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений. Выполнение учащимися заданий этого уровня отвечает минимальным установкам образовательного стандарта.
Если учащиеся, ориентируясь в учебном материале по случайным признакам (узнавание, припоминание) выбирают задания репродуктивного характера, решают шаблонные, многократно повторяющиеся, ранее разобранные задачи, то за выполнение таких заданий им ставят отметку «удовлетворительно».
2 уровень - базовый, или общий. Расширяет материал 1 уровня, доказывает, иллюстрирует и конкретизирует основное знание, показывает применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной. Требует глубокого знания системы понятий, умения решать проблемные ситуации в рамках курса.
учащиеся могут воспользоваться способом получения тех или иных фактов, ориентируясь на локальные признаки, присущие группам сходных объектов и проводя соответствующий анализ фактов, решают задачи, которые можно расчленить на подзадачи с явно выраженным типом связи, то получают отметку «хорошо».
3 уровень - продвинутый. Существенно углубляет материал, дает его логическое обоснование, открывает перспективы творческого применения. Данный уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе. Требует умения решать проблемы в рамках курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора программы действий.
Если учащиеся интересуются предметом, знают больше остальных, могут находить свой способ решения задач; способны переносить знания в нестандартные и незнакомые новые ситуации, выполняя задания, то они получают отметку «отлично».
При систематическом использовании методики уровневого обучения ученики могут переходить с одного уровня на другой, более высокий.
Технология разноуровневого обучения может использоваться учителем на разных этапах урока (освоение нового учебного материала, закрепление знаний, творческое их применение), на уроках разного типа, для самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Чаще всего я использую разноуровневые задания на этапе закрепления знаний, тогда как такие задания, на мой взгляд, наиболее эффективны именно на уроках первого типа при изучении нового материала. В процессе самостоятельного изучения нового материала ученик, работая на выбранном уровне, выполняет ряд заданий, которые формируют у него один важный, я бы даже сказала, главный компонент учебной компетенции: ученик усваивает алгоритм деятельности, направленной на то, чтобы сделать собственное маленькое научное открытие в виде правила, закономерности и т.д. И пусть это правило уже давно сформулировано и напечатано в учебнике. Пусть! Главное – это неповторимое чувство открытия, собственной успешности, возникшее в этот момент в душе ученика. Сегодня он понял, как делаются открытия, а значит завтра, возможно, сделает своё уникальное открытие.
Данная технология позволяет отслеживать результаты каждого ученика и фиксировать полученные данные , применять разноуровневые учебные задания для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики, а также предлагается индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся. Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников – на повышенном уровне.
Под развивающим обучением понимается активно - деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно - иллюстративному типу.
Развивающее обучение является очень эффективным так как охватывает разные аспекты:
- учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума;
- опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных личности;
- расценивает ребенка как полноценного субъекта деятельности;
- направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности;
Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.
Определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от актуальной и недоступной зоны - задача, которая решается пока только на интуитивном уровне, зависящем от опыта и мастерства учителя.
Общее развитие есть появление во всех сферах психики - ума, воли, чувств ученика, когда каждое новообразование становится плодом взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в целом. В процессе обучения возникают не знания, умения и навыки, а их психологический эквивалент - когнитивные (познавательные) структуры. Именно когнитивные структуры развиваются с возрастом в процессе обучения, т.к. это относительно стабильные, компактные, обобщенно-смысловые представления знаний, способов их получения и использования, хранящиеся в долговременной памяти. Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности он овладел в ходе предыдущего обучения, каковы психологические особенности этого процесса и степень осмысления учащимися собственной деятельности.
Для выявления и отслеживания уровня общего развития школьника Л.B. Занков предложил следующие показатели:
- наблюдательность - исходное основание для развития многих важных психических функций;
- отвлеченное мышление - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение;
- практические действия - умение создать материальный объект.
Ученые исходят из того, что развивающий характер обучения связан прежде всего с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний. Основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения - это постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи.
Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию, но решение ее состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебная задача решается путем выполнения определенных действий:
- принятие от преподавателя или самостоятельная постановка учебной задачи;
- преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
- моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;
- преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;
- построение системы частных задач, решаемых общим способом;
- контроль за выполнением предыдущих действий;
- оценка усвоения общего способа как результат решения данной учебной задачи.
Технология развивающего обучения предполагает иной характер оценки учебной деятельности. Качество и объем выполненной учеником работы оценивается с точки зрения субъективных возможностей ученика. Иными словами, оценка отражает персональное развитие учащегося, совершенство его учебной деятельности. Если учащийся работает на пределе своих возможностей, он заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого учащегося это весьма посредственный результат.
Задача преподавателя - не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить в ученике инстинкт познания, самосовершенствования.
Мне очень нравится технология блочно-модульного обучения, так как она помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты своего труда, т.е. помогает научить учиться.
Блочно-модульная технология соответствует тем целям и задачам, которые изложены в концепции модернизации содержания общего образования.
В выборе технологии модульного обучения привлекательным для меня стало и то, что данная технология базируется на деятельностном и личностно ориентированном подходе, опирается на теорию развивающего обучения. Модульное занятие позволяет использовать весь арсенал методов и форм обучения, накопленных школьной практикой, т.к. модульное обучение является интегративной технологией.
Применение блочно-модульной технологии предполагает:
- опережающее изучение теоретического материала укрупненного блоками-модулями;
- алгоритмизацию учебной деятельности;
- поуровневую индивидуализацию обучающей деятельности;
- дальнейшее успешное самообразование;
- перевод учителя из режима информирования в режим консультирования и управления учебной деятельностью ученика.
Ребята учатся работать самостоятельно, учатся целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю, учатся общаться и помогать друг другу. Эффективность обучения будет намного выше, если ученик сможет овладевать знаниями сам, а учитель управлять этим процессом - мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Мотивация обучения повышает интерес к предмету.
Важным условием перехода на модульное обучение считаю умение школьников работать самостоятельно. Только в этом случае модульные уроки будут проходить эффективно. Поэтому в своей работе использую элементы модульной технологии при изучении отдельных тем школьного курса, формируя у них тем самым навыки самостоятельной работы.
Убедилась в том, что первые уроки по модульной технологии лучше проводить на уроках систематизации и обобщения. Если эта работа понравится и пойдёт гладко, можно использовать модули и при изучении нового материала
Свои уроки строю разнообразно, учитывая индивидуальные особенности обучающихся. По мере возможности на каждом уроке стараюсь использовать наглядные пособия (таблицы, схемы, картины, карточки). Знание правил, выполнение письменных работ проверяются систематически.
Учу ребят комплексному анализу текста. Начальный этап работы над анализом текста проводим коллективно. Этот вид работы начинается с заданий, связанных с речевым развитием: выразительное чтение, определение темы и идеи, составление плана, затем даются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки.
Большое значение уделяю урокам развития речи, так как именно там проходит большая подготовительная работа для написания сочинения, составления связного рассказа.
В обеспечении прочных и осознанных знаний большую роль играет систематически организованный контроль (самостоятельная работа, графический диктант, индивидуально-дифференцированный, фронтальный опрос, контрольная работа), который приучает обучающихся к регулярной работе. Слежу, чтобы они правильно и логично выражали свои мысли, выделяли главное, контролировали свою работу. Использую диагностические средства: педагогическое наблюдение, статистический анализ текущей итоговой успеваемости.
На моих уроках создана обстановка доброжелательности, открытости, взаимного доверия и уважения.
Также хочу остановиться на некоторых методах и приемах развития творческих способностей учащихся, которые использую в своей работе.
На уроках литературы это может быть лекция - сообщение нового материала и выразительное чтение и рассказ учителя (элементы беседы, риторические вопросы, работа над планом и записью лекции, использование наглядности); беседа - анализ произведения (умелая постановка вопросов, вводное и заключительное слово учителя);самостоятельная работа учащихся - устные доклады и письменные сочинения (предварительная работа над планом, помощь учителя). Творческое чтение, целью которого является активизация художественного восприятия. При этом используются следующие приемы: выразительное чтение, комментированное чтение, беседа, творческое задание, создание проблемных ситуаций. Виды деятельности учеников - чтение, заучивание, слушание, составление плана. Эвристический метод, предполагающий поиск учащимися ответа на вопросы. Приемы - построение системы вопросов, заданий, создание проблемных ситуаций. Виды деятельности учеников - подбор художественного материала, пересказ с элементами анализа, анализ эпизода, образа, составление плана.
Исследовательский. Цель - развить умение самостоятельного анализа литературного произведения. Приемы - постановка проблемных вопросов, формирование исследовательских заданий, составление списка литературы по проблеме. Виды деятельности учеников - самостоятельный анализ части или целого художественного произведения, сопоставление и оценка разных видов интерпретаций текста.
Репродуктивный - подача знаний в готовом виде, проблемный способ изложения. Приемы - лекция, самостоятельная работа с литературой. Виды деятельности учеников - запись плана или конспекта, работа по учебнику, подготовка доклада.
Школьникам очень нравится метод художественной интерпретации, когда ученик становится чтецом-интерпретатором, а учитель - режиссером. Его я использую как при изучении драматических так и небольших по объему или отрывков из эпических произведений.
Передо мной как учителем-словесником стоит задача – воспитать не просто читателя, а читателя думающего, умеющего выразить своё отношение, анализировать, творчески мыслить. Для этого я использую самые разнообразные формы работы.
Детям нравится игра. Важно только, исходя из цели урока, найти ту форму игры, которая органично впишется в урок. Это, например, игра, основанная на соревновании, игра, выявляющая чуткость к слову, инсценирование, диалог, словесное рисование. Слово – главный инструмент учителя, поэтому стараюсь учить детей быть внимательными к слову. Обогащению словарного запаса способствует изучение в 5 классе темы «Пословицы и поговорки». Задача – научить воспринимать образность пословиц и поговорок, научить применять их в речи. Здесь же применяю игровые моменты. Ребятам раздаю карточки с пословицами, в которых они должны назвать пропущенные слова, чтобы закончить пословицу. Эти игры помогают показать, что многие пословицы имеют ритм, рифму и перейти к заданиям: предлагается определить темы пословиц, а к отдельной придумать или вспомнить случай, рассказать о нём так, чтобы употребление пословицы было уместно. Так создаются условия для развития образной речи, освоение понятия о сюжете для развития детского творчества. Подобную работу провожу при изучении «Фразеологизмы» по русскому языку.
интересно проходит игра «Переводчики», которую провожу при изучении произведений, в которых много диалектных слов. ( произведения Н.В.Гоголя, П П. Бажова, Н.С. Лескова). Детям предлагается заменить диалектные слова общеупотребительными.
Например: Схватив казака за чуприну, он достал нагайку. В карманах его обнаружилось несколько головок цыбули и три бульбы.(« Майская ночь или утопленница) Одна из задач уроков литературы – помочь учащимся уяснить функцию различных изобразительных средств, овладеть ими на практике. Для этого использую упражнения для осознания ключевых понятий словесного рисования: - найдите в тексте художественного произведения эпитеты (сравнения, метафоры, худ.детали); - подберите эпитеты, (сравнения, метафоры) к заданному слову (например, море, лес, небо), подчеркнув его своеобразие. - составьте предложение с заданным эпитетом (метафорой, сравнением). - прослушав стихи, прозу, музыку, рассмотрев пейзажную зарисовку, выразите свои чувства, используя подходящие эпитеты, сравнения, метафоры. благодаря такому приёму учащиеся постигают возможности слов.
Увлекаясь только ходом событий, часто дети не видят и не умеют оценить роли детали в художественном тексте. Задержать внимание на деталях помогают элементы игры. Например, учащиеся должны по репликам действующих героев о других персонажах догадаться,о ком идёт речь. Воображение, мышление развивается, когда они рассказывают о тех героях произведений, которых автор упоминает, но не описывает.
Также игра может помочь дать представление о строении художественного произведения. Это, например, игра с иллюстрациями. Дети самостоятельно готовят рисунки к сказкам, рассказывают о них, а слушающие должны определить, к какому эпизоду сделан рисунок. С большим интересом ребята выполняют такое задание: предлагается несколько иллюстраций художников или рисунков самих ребят по определённому произведению, а им необходимо разложить по порядку. Эта работа даёт наглядное представление о композиции, развивает речь. Рассказ с изменением лица позволяет понять,насколько полно представляет ученик героя, выявить отношение к нему. Близки этому приёму и этюды – импровизации, когда ученик домысливает действия, сочиняет на основе внимательного чтения отдельные эпизоды. Такие задания требуют творческой деятельности, перевоплощения.
Чтобы отработать отдельные умения словесного рисования, применяю упражнения микросочинения. Предлагаю составить несколько предложений на заданную тему
В старших классах при обучении анализу художественного текста останавливаюсь на различных его аспектах. При анализе поэтического текста уделяю особое внимание фонетическому, лексическому, синтаксическому, стилистическому и синтетическому уровням. Если это прозаический текст, то школьники учатся его анализировать, опираясь на исторический контекст, идейно-художественное единство произведения, концептуальный уровень, архитектонику, композицию, хронотоп, субъектную организацию повествования.
Я остановилась на некоторых формах работы, которые использую, чтобы развивать самостоятельность мышления и воображение учеников, пробуждать их фантазию, создавать на уроке условия для творческого самовыражения каждого ученика.
Современное общество ориентируется на здоровую личность, способную к нетрадиционному решению проблемных ситуаций, умеющую гибко менять стратегию и тактику своего поведения с учетом возникающих изменений, способную прогнозировать последствия своих действий и нести за них ответственность. Поэтому одним из важнейших условий обучения школьников, благотворно влияющих на формирование у них положительного отношения к учёбе и познавательный интерес является применение здоровьесберегающих технологий. Стараюсь уроки организовать так, чтобы ребята работали с увлечением, не замечали усталости. Уделяю внимание оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Для этого меняю виды деятельности на уроке (работа с учебником, работа в тетрадях, у доски, устные ответы и т.д.), слежу за формированием осанки у учащихся. На физкультминутках использую считалки, рифмовки, песни, фонетические игры, фонетическую зарядку (повторение за учителем в различных формах: сидя, стоя, с поднятием рук вверх, с движением); звукоподражательные игры.
В процессе обучения ученик испытывает умственную, динамическую и статическую нагрузку, которая связана с необходимостью длительное время удерживать вынужденное положение тела. Поэтому в содержание каждого урока я стараюсь включать 3-минутные физкультурные паузы на 20-25 минуте, когда падает эффективность работы. Занятия проводятся в кабинете русского языка и литературы. Освещённость и оснащённость кабинета соответствует нормам САНПиНа. Применяю данные технологии и в воспитательной деятельности учащихся школы и класса: а именно, в приобщении учащихся к здоровому образу жизни. В результате снимается напряженность, эмоциональный дискомфорт, происходит восстановление тонуса, активности, что способствует восстановлению работоспособности и интереса к предмету.
Предварительный просмотр:
Критериальное оценивание на уроках в современной школе.
В последние годы одним из основных направлений моей методической деятельности является внедрение критериального оценивания в учебный процесс. За годы работы по этой системе, я пришла к выводу, что именно она позволит решить многие проблемы современного образования.
Ни для кого не секрет, что сейчас очень злободневным является вопрос объективной оценки знаний учащихся. Добиться эффективности можно если использовать в практике своей работы критериальное оценивание . Технология критериального оценивания как одна из современных методик обучения в принципе должна решить многие проблемы современного образования. На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков:
– отсутствуют четкие критерии оценки достижения результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
– педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на основе единых критериев достижения результатов каждым учеником;
– отметки, выставляемые учащимся, не дают четкой картины усвоения конкретных знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
– при выставлении итоговой оценки учитываются текущие оценки, что не является объективным оцениванием конечного результата обучения;
– отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует мотивации учащихся к обучению .
Необходимо уходить от этих недостатков оценивания, а ориентироваться на определенные критерии изучения той или иной темы учебного занятия.
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
В чём преимущества критериального оценивания:
- соответствует предметным учебным целям и не зависит от настроения учителя (способствует повышению объективности оценивания);
- предоставляет чётко сформулированные уровни достижения;
- делает оценивание более “прозрачным” и понятным для всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей);
- способствует развитию навыков самооценивания;
- воспитывает ответственность учащихся за результат своего труда;
- способствует росту мотивации к обучению;
- повышает качество образования.
Особенности критериального подхода:
- Оценка образовательных достижений учащихся становится открытой, более объективной, прозрачной;
- Способствует установлению доброжелательных отношений между участниками образовательного процесса;
- Появляется возможность рефлексии деятельности ученика;
- Ученик осмысливает результаты своей деятельности;
- Позволяет выделить отдельные элементы работы и оценивать их поэлементно.
- Позволяет повысить уровень обученности и качество знаний учащихся.
- Снижение школьной тревожности ученика.
Среди основных задач критериального оценивания можно выделить следующие задачи:
– определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;
– определение и отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;
– мотивирование учащихся на развитие умений и навыков широкого спектра для достижения ожидаемых результатов обучения;
– дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;
– обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления качества усвоения учебного материала и особенностей организации учебного процесса .
Нужно отметить, что при введении в учебный процесс технологии критериального оценивания нужно это условие непременно согласовывать между всеми учениками и родителями, так как сам процесс оценивания знания учащихся должен быть прозрачным для всех.
В зависимости от темы занятия, от уровня работы учеников, для каждого задания по тесту или письменной работы заранее оговариваются соответствующие баллы, имеется также шкала перевода баллов в оценки.
Исходя из этого определяются цели и задачи для учителя и ученика. Подбираются задания желательно не репродуктивного характера, а задания на классификацию, сериацию, работа с текстом и т.д. На основании этого выстраиваем критерии, доводим до учащихся. Составлением эталоны. На ря Основными составляющими данной технологии оценивания образовательных результатов обучающихся:
- развитие у обучающихся умений самоконтроля и самооценки;
- фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований;
- дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности.
Технология оценивания образовательных результатов направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности.
Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы.
Технология оценивания опирается на основные правила:
- «что оценивать?»
- «кто оценивает?»
- «когда оценивать?»
- «где фиксировать результаты?»
- «по каким критериям оценивать?»
И так что оценивать.
Результаты обучающегося − это действия или умения по применению знаний в ходе решения личностных, метапредметных или предметных задач. Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки, а решение полноценной задачи – оценки и отметки.
Первое правило «Оцениванию подлежат результаты − предметные, метапредметные». Главной задачей учителя несомненно должно стать создание условий способствующих стремлению к самообразованию, самопознанию личности, а также развитию мотивации достижения успеха. Одним из достоинств и преимуществ критериального оценивания является объективность, открытость, прозрачность новой системы технологии критериального оценивания, самое главное естественно – это стимулирующий потенциал для сохранения здоровья учеников и учителей .
Литература:
Абекова Ж.А., Оралбаев А.Б., Бердалиева М., Избасарова Ж.К. ТЕХНОЛОГИЯ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ, МЕТОДИКА ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-2. – С. 215-218;
Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения/В.И. Звонников, М.Б. Челышковская — М.: Академия, 2009 – 224с.
Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения. Практическое руководство для учителей