Система оценивания.
Система оценивания образовательных достижений учащихся.
Анализ и оценка качества образовательного процесса.
Под оценкой знаний, умений, навыков и достижений дидактика понимает процесс сравнения достигнутого обучающимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе.
Как процесс оценка знаний, умений, навыков и достижений обучающихся реализуется в ходе контроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenivaniya.docx | 6.3 КБ |
krit._ots._na_sayt.docx | 8.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания
Система оценивания образовательных достижений учащихся.
Анализ и оценка качества образовательного процесса.
Под оценкой знаний, умений, навыков и достижений дидактика понимает процесс сравнения достигнутого обучающимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе.
Как процесс оценка знаний, умений, навыков и достижений обучающихся реализуется в ходе контроля.
Определение уровня знаний обучающихся особенно важно ввиду того, что учебная деятельность в конечном итоге должна не просто дать человеку сумму знаний, умений и навыков, а сформировать её компетенции
Ключевыми являются следующие компетенции:
·академическая успеваемость;
·внеучебные достижения;
·развитие психических процессов;
·социально-значимый опыт
Диагностирование помогает рассматривать результаты в связи со способами их достижения, выявлять тенденции, динамику учебного процесса и его результатов. Диагностирование включает проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, прогнозирование дальнейших способов педагогического взаимодействия учителя и ученика .
Я рассматриваю диагностику предметной обученности как процесс сбора достоверной информации в неразрывной связи с коррекционной работой, полагая, что содержательно и технологически диагностика и коррекция не могут применяться отдельно друг от друга.
В школьном курсе изучения русского языка и литературы, обученность определяется как владение учеником системой заданных учебной программой знаний и умений, приобретенных за определенный период обучения. Обученность - это результат предшествующего обучения и условие успешности обучения в дальнейшем ..
Суть и содержание диагностики предметной обученности становится составляющей целостного педагогического мониторинга. Основные потребители информации о результатах образовательного процесса – все его участники: учителя, ученики и родители.
Педагогический мониторинг позволяет учителю русского языка и литературы при меньших затратах добиваться более значимых результатов, более высокого качества обученности. Это, в свою очередь, положительно влияет на профессиональное развитие учителя, приносит ему удовлетворение, повышает авторитет среди коллег и родителей.
Ученику мониторинг дает возможность отслеживать свой рейтинг, приобретать позитивную мотивацию, успешнее продвигаться к учебной цели. Родители же постоянно видят реальную картину достижений своего ребенка, получают достоверную оценку его учебной деятельности, участвуют в его развитии, т. к. информированы о психологических барьерах ребенка.
Диагностика предметной обученности по русскому языку и литературе проводится в несколько следующих этапов.
1. Входная диагностика знаний, умений и навыков.
Анализ минимума содержания образования и учебных программ по предмету показал, что сегодня классифицированы лишь знания и умения. Обобщенные показатели сформированности навыков совпадают с показателями сформированности умений. Диагностируемые ЗУНы классифицируются в той логической последовательности, в какой они изучаются.
1) Первоначальные (предварительные) знания, умения и навыки. Их диагностика проводится в начале учебного года для определения усвоенного в прошлом году, для выявления готовности ребенка к обучению в следующем классе.
2) Тематические. Диагностируются в процессе усвоения каждой темы.
3) Периодические. Диагностируются по разделу или значительной теме с целью определения качества усвоения взаимосвязей между структурными элементами учебного материала. Цель такой диагностики - систематизация и обобщение знаний.
4) Итоговые знания, умении и навыки, приобретенные на всех этапах образовательного процесса. Диагностика проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года для того, чтобы определить качество фактической обученности в соответствии с поставленной на этом этапе целью.
2. Подбор заданий для диагностических работ.
Инструментом детального и достоверного определения степени сформированности предметных навыков и умений являются тексты диагностических заданий (работ), составленные учителем. Как показал опыт, использовать для диагностики без предварительной экспертизы традиционные контрольные и проверочные задания, тесты, предлагаемые различными сборниками, которые издаются сегодня в большом количестве, невозможно, т. к. их содержание не позволяет в полном объеме выявить диагностируемые знания, умения и навыки детей. В диагностических заданиях следует учитывать степень сложности, рассчитывать время их выполнения. Они могут выполняться на одном уроке или на нескольких учебных занятиях.
Крайне важно, чтобы каждая диагностическая работа не превращалась в контрольную и не оценивалась традиционной отметкой, ведь важнейшие принципы диагностирования обученности – достоверность оценивания, систематичность, наглядность, гласность
Предварительный просмотр:
Критериальное оценивание на уроках в современной школе.
В последние годы одним из основных направлений моей методической деятельности является внедрение критериального оценивания в учебный процесс. За годы работы по этой системе, я пришла к выводу, что именно она позволит решить многие проблемы современного образования.
Ни для кого не секрет, что сейчас очень злободневным является вопрос объективной оценки знаний учащихся. Добиться эффективности можно если использовать в практике своей работы критериальное оценивание . Технология критериального оценивания как одна из современных методик обучения в принципе должна решить многие проблемы современного образования. На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков:
– отсутствуют четкие критерии оценки достижения результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
– педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на основе единых критериев достижения результатов каждым учеником;
– отметки, выставляемые учащимся, не дают четкой картины усвоения конкретных знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
– при выставлении итоговой оценки учитываются текущие оценки, что не является объективным оцениванием конечного результата обучения;
– отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует мотивации учащихся к обучению .
Необходимо уходить от этих недостатков оценивания, а ориентироваться на определенные критерии изучения той или иной темы учебного занятия.
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
В чём преимущества критериального оценивания:
- соответствует предметным учебным целям и не зависит от настроения учителя (способствует повышению объективности оценивания);
- предоставляет чётко сформулированные уровни достижения;
- делает оценивание более “прозрачным” и понятным для всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей);
- способствует развитию навыков самооценивания;
- воспитывает ответственность учащихся за результат своего труда;
- способствует росту мотивации к обучению;
- повышает качество образования.
Особенности критериального подхода:
- Оценка образовательных достижений учащихся становится открытой, более объективной, прозрачной;
- Способствует установлению доброжелательных отношений между участниками образовательного процесса;
- Появляется возможность рефлексии деятельности ученика;
- Ученик осмысливает результаты своей деятельности;
- Позволяет выделить отдельные элементы работы и оценивать их поэлементно.
- Позволяет повысить уровень обученности и качество знаний учащихся.
- Снижение школьной тревожности ученика.
Среди основных задач критериального оценивания можно выделить следующие задачи:
– определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;
– определение и отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;
– мотивирование учащихся на развитие умений и навыков широкого спектра для достижения ожидаемых результатов обучения;
– дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;
– обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления качества усвоения учебного материала и особенностей организации учебного процесса .
Нужно отметить, что при введении в учебный процесс технологии критериального оценивания нужно это условие непременно согласовывать между всеми учениками и родителями, так как сам процесс оценивания знания учащихся должен быть прозрачным для всех.
В зависимости от темы занятия, от уровня работы учеников, для каждого задания по тесту или письменной работы заранее оговариваются соответствующие баллы, имеется также шкала перевода баллов в оценки.
Исходя из этого определяются цели и задачи для учителя и ученика. Подбираются задания желательно не репродуктивного характера, а задания на классификацию, сериацию, работа с текстом и т.д. На основании этого выстраиваем критерии, доводим до учащихся. Составлением эталоны. На ря Основными составляющими данной технологии оценивания образовательных результатов обучающихся:
- развитие у обучающихся умений самоконтроля и самооценки;
- фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований;
- дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности.
Технология оценивания образовательных результатов направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности.
Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы.
Технология оценивания опирается на основные правила:
- «что оценивать?»
- «кто оценивает?»
- «когда оценивать?»
- «где фиксировать результаты?»
- «по каким критериям оценивать?»
И так что оценивать.
Результаты обучающегося − это действия или умения по применению знаний в ходе решения личностных, метапредметных или предметных задач. Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки, а решение полноценной задачи – оценки и отметки.
Первое правило «Оцениванию подлежат результаты − предметные, метапредметные». Главной задачей учителя несомненно должно стать создание условий способствующих стремлению к самообразованию, самопознанию личности, а также развитию мотивации достижения успеха. Одним из достоинств и преимуществ критериального оценивания является объективность, открытость, прозрачность новой системы технологии критериального оценивания, самое главное естественно – это стимулирующий потенциал для сохранения здоровья учеников и учителей .
Литература:
Абекова Ж.А., Оралбаев А.Б., Бердалиева М., Избасарова Ж.К. ТЕХНОЛОГИЯ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ, МЕТОДИКА ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-2. – С. 215-218;
Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения/В.И. Звонников, М.Б. Челышковская — М.: Академия, 2009 – 224с.
Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения. Практическое руководство для учителей