Работа с одарёнными детьми
Задача учителя-словесника - способствовать развитию лингвистического мышления школьников, тем самым способствовать развитию интеллектуальных способностей детей, всестороннему развитию личности. Для этого необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать учащимся любовь к родному языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность. Программа «Юный филолог», реализуемая нами, призвана хотя бы частично, решить эту задачу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_yunyy_filolog.docx | 42.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Бурятия Муниципальное образование «Иволгинский район» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Сотниковская средняя общеобразовательная школа
Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» для учеников 5-11 классов
с. Сотниково, 2023 год
Программа внеурочной деятельности «Юный филолог»
Пояснительная записка
Задача учителя-словесника - способствовать развитию лингвистического мышления школьников, тем самым способствовать развитию интеллектуальных способностей детей, всестороннему развитию личности. Для этого необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать учащимся любовь к родному языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность. Программа «Юный филолог», реализуемая нами, призвана хотя бы частично, решить эту задачу.
Настоящая программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Она предполагает:
- формирование интереса к литературе, русскому языку, журналистике;
- овладение навыками написания отзывов, статей, стихотворений, рассказов, исследовательских работ и проектов, оформления газет;
- выявление индивидуальных особенностей учащихся;
- развитие творческих способностей детей;
- создание условий для профессионального самоопределения учащихся в выборе профиля обучения или сферы профессиональной деятельности.
Программа «Юный филолог» имеет социально-педагогическую направленность. Содержание программы позволит привлечь внимание обучаемых к различным социальным проблемам, поможет различным органам власти наладить связь с населением посредством юных журналистов и филологов, тем самым будут решаться такие важные государственные заказы в сфере образования, как патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание детей, профессиональное самоопределение школьников.
Благодаря занятиям в объединении «Юный филолог» учащиеся научатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, научатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу. Научатся оценивать события с нравственных позиций, приобретут навыки самоконтроля, станут более эрудированными и коммуникабельными людьми; повысится общий уровень культуры учащихся.
Новизна данной программы состоит в том, что дети на занятиях объединения смогут не только интересоваться литературой, русским языком, журналистикой, решать компьютерные задачи по речевому этикету, но и выполнять социальные проекты, заниматься исследовательской деятельностью, а также спланируют свою дальнейшую взрослую деятельность через проведение профессиональных проб.
Программа имеет практическую направленность. На занятиях большое внимание уделяется практическим и творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем научатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.
Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 11-17 лет и рассчитан на 3 года обучения.
Программа строится на основе интереса его членов. К каждому ребенку применяется индивидуальный подход.
Цели и задачи образовательного процесса
Цель программы «Юный филолог»:
-развить кругозор и мышление учащихся,
-обучить учащихся основам профессии журналиста, филолога, педагога.
Задачи:
-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
-способствовать развитию творческих способностей школьников;
- овладевать основными навыками журналистского мастерства;
- развивать литературные способности учащихся;
-развивать умения письменного изложения своих мыслей в форме написания очерков, статей, эссе репортажей, рассказов, стихотворений;
- воспитывать нравственные, морально-психологические и коммуникативные качества.
Организация учебного процесса
Программа состоит из трех модулей:
- модуль - «Юный словесник»,
- модуль - «Юный журналист»,
- модуль – «Интегративно-практический».
Целевая аудитория:
- год обучения: учащиеся 5-6 классов;
- год обучения: учащиеся 7-8 классов;
- год обучения: учащиеся 9-11 классов.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
-занимательность;
-научность;
-сознательность и активность;
-наглядность;
-доступность;
-связь теории с практикой;
-индивидуальный подход к учащимся;
-преемственность.
Создание ситуации успеха для каждого ребенка – один из главных принципов работы в объединении «Юный филолог».
Образовательные формы и методы
Обучение проводится в двух направлениях:
- усвоение теоретических знаний
- формирование практических навыков.
Виды деятельности:
- игровая;
- познавательная;
- проблемно-ценностное общение;
- художественное и театральное творчество;
- исследовательская деятельность,
- журналистская.
Отличительная особенность программы заключается в обучении детей основам работы журналиста, корректора, филолога, верстки газеты в совокупности с практическими мероприятиями по созданию газеты «Вестник Школьной страны» В программе предусмотрена разновидность «групповой технологии», в частности
«Технология работы с разновозрастной группой».
Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Обучающиеся 5-6 классов познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Каждый раздел обучения для обучающихся 7-8 классов заканчивается обобщающим занятием, тренинга, мониторинга, пресс конференции. Проведение занятий в 9-11 классах предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
Ожидаемые результаты
Обучаемый в объединении научится:
- Строить устное и письменное сообщение.
- Работать в различных жанрах публицистического стиля.
- Уметь общаться с отдельным человеком и аудиторией.
- Самостоятельно подготовить публикацию материалов в газете.
- Писать и публично защищать исследовательскую и проектную работу.
Обучаемый получит возможность научиться:
- Основам профессии журналиста, корректора, наборщика статей.
- Определять свои профессиональные интересы и склонности.
- Определять типичные ошибки при выборе дальнейшего профиля обучения или сферы профессиональной деятельности.
Оценка и контроль результатов освоения программы Формы подведения итогов по модулям:
- участие в конкурсах, конференциях, проектах различных уровней по направлению деятельности объединения;
- участие в презентации «Мои творческие успехи».
- беседа, контрольное задание, конкурс, наблюдение, презентация.
Форма подведения итогов реализации программы
Конкурс исследовательских и проектных, журналистских, творческих работ.
Учебно–тематический план
Разделы и темы | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | ||||||
Всего | Теория | Практика | Всего | Теория | Практика | Всего | Теория | Практика | |
Модуль 1. «Юный словесник»- 12 ч. | |||||||||
I. Лексикология | |||||||||
1. Живое слово В.Даля | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | |||
2.Этикетные формулы русского языка. Установленный порядок поведения | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | |||
3.Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки | 2 | 1 | 1 | ||||||
4.В руках умелых слово творит чудеса | 1 | 1 | |||||||
II. Орфография | |||||||||
1.Трудные случаи орфографии | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
III. Морфология | |||||||||
1.В художественной галерее: самостоятельные части речи | 2 | 1 | 1 | ||||||
2.В мире служебных частей речи | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | |||
3.Братство глагольное. Глагол, причастие, деепричастие. Особенности употребления частей речи и их правописание | 2 | 1 | 1 | ||||||
IV. Синтаксис и пунктуация | |||||||||
1.Сложные вопросы синтаксиса | 2 | 1 | 1 | ||||||
V.Культура речи | |||||||||
1.Речевое мастерство | 2 | 1 | 1 | ||||||
2. Жаргон, сленг, арго. Понятия, различия, типы. | 1 | 1 | |||||||
3.Речевой этикет. Формулы вежливости, | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
обращения | ||||||||||
4.Эффективное общение – условия, пути к достижению | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | |||||
ИТОГО: | 12 | 12 | 12 | |||||||
Модуль 2. «Юный журналист» - 12 ч. | ||||||||||
I. Зарисовка | ||||||||||
1.Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете | 2 | 1 | 1 | |||||||
II.Интервью | ||||||||||
1.Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью зарисовка, интервью- мнение, анкета, опрос | 3 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | ||||
2.Логика интервью. Моделирование ситуации | 3 | 1 | 2 | |||||||
3. Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения | 2 | 1 | 1 | |||||||
Ш.Репортаж | ||||||||||
1. Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | ||||
2.Событийный репортаж (оперативность, хронологичность) познавательный репортаж | 2 | 1 | 1 | |||||||
IV.Рецензия | ||||||||||
1.Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии | 3 | 1 | 2 | |||||||
2.Гранд-рецензии и мини-рецензии | 2 | 1 | 1 | |||||||
V.Статья | ||||||||||
1.Виды статей, трансформация жанра | 2 | 1 | 1 | |||||||
2. Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и | 2 | 1 | 1 |
управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая | |||||||||
VI.Комментарий, колонка | |||||||||
1.Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет | 3 | 1 | 2 | ||||||
2.Колонка, её принципиальное отличие от комментария | 3 | 1 | 2 | ||||||
ИТОГО: | 12 | 12 | 12 | ||||||
Модуль 3. «Интегративно-практический» - 10 ч | |||||||||
I.Проектно-исследовательская деятельность | |||||||||
1.Вводное занятие. С чего начать? Структура работы | 2 | 1 | 1 | ||||||
2.Оформление и защита работ | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
II.Социальное проектирование | |||||||||
1.Темы, которые нас волнуют. Выход в социум | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||
III.Экскурсионная деятельность | |||||||||
1.И дым Отчества нам сладок и приятен. | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||
2.Куда пойти учиться? Едем в ВУЗ | 1 | 1 | 1 | ||||||
IV. Профессиональное самоопределение | |||||||||
1.В мире профессий. Филолог. Журналист. Корректор. Наборщик. Редактор. Корреспондент. | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | ||
2. Проба пера | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | ||||
ИТОГО: | 10 | 10 | 10 | ||||||
ВСЕГО ПО КУРСУ: | 34 | 34 | 34 |
- Содержание программы
1 год обучения
Модуль 1. «Юный словесник» - 12 ч.
I раздел. Лексикология- 4ч. Живое слово В.Даля. Практикум. Лингвистические упражнения, игры. Продолжение разговора о словарном запасе человека.
Практикум. Путешествие по стране Этикета
II раздел. Орфография-2 ч. Правила и исключения из правил (Гласные в корне слова).
Творческая мастерская. Создание лингвистических сказок на основе орфографических правил.
III раздел. Морфология-2 ч. В художественной галерее: самостоятельные части речи.
Практикум. Ох, уж эти словечки!
IVраздел. Культура речи- 4 ч. Речевое мастерство. Как мы правильно говорить. Практикум. Пишем сказку. Речевой этикет. Формулы вежливости, обращения.
Практикум. Игра. Найди ошибку.
Модуль 2. «Юный журналист» -12 ч.
I раздел. Зарисовка-2 ч. Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.
Практикум. Подготовить пейзажную зарисовку.
II раздел. Интервью- 5 ч. Виды интервью.
Практикум. Интервью-сообщение, интервью-диалог. Интервью зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения.
Практикум. Пишем заметку на выбранную тему.
Ш раздел. Репортаж- 3 ч. Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Практикум. Отбор события для репортажа, предметная основа жанра.
Практикум. Пишем репортаж.
IV раздел. Статья- 2 ч. Виды статей, трансформация жанра.
Практикум. Пишем статью в журнал.
Модуль 3. «Интегративно-практический» - 10 ч.
I раздел. Проектно-исследовательская деятельность-3ч. Вводное занятие. С чего начать? Структура работы. Формулировка проблемы, гипотезы. Практикум. Защита работ.
II раздел. Социальное проектирование- 2 ч.
Практикум. Темы, которые нас волнуют. Выполнение брошюр, презентаций для раздачи жителям поселка Выход в социум. Проведение акции «Давайте делать добрые дела».
III раздел. Экскурсионная деятельность- 3 ч. Презентации. Знакомимся с городами Золотого кольца. «И дым Отчества нам сладок и приятен». Куда пойти учиться? Едем в ВУЗ.
IVраздел. Профессиональное самоопределение-2 ч. Презентация.
Путешествие в мире профессий.
Практикум. Знакомство с профессией журналиста, корректора, наборщика.
Экскурсия в типографию.
Результаты реализации программы 1 года обучения: Личностными результатами являются следующие умения:
- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
-осознавать, исследовать и оценивать людей, их слова и поступки с точки зрения общепринятых норм и жизненных ценностей;
-ориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках.
2 год обучения
Модуль 1. «Юный словесник» - 12 ч.
- раздел. Лексикология-4ч. Этикетные формулы русского языка.
Практикум. Установленный порядок поведения.
Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки.
Практикум. Давай пообщаемся. Какие слова ты используешь?
- раздел. Орфография-2 ч. Трудные случаи орфографии. Практикум. У нас в гостях братья ПРЕ и ПРИ.
- раздел. Морфология-4 ч. В мире служебных частей речи. Практикум. Различай! Братство глагольное. Глагол, причастие, деепричастие.
Практикум. Особенности употребления частей речи и их правописание.
IV. Культура речи-2ч.
Практикум. Речевое мастерство. Языковые нормы.
Практикум. Жаргон, сленг, арго. Понятия, различия, типы.
Модуль 2. «Юный журналист» - 12 ч.
I раздел. Интервью-3ч. Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью. Анкета, опрос.
Практикум. Берем интервью. Готовим вопросы по выбранной теме.
II раздел. Репортаж-3 ч. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра.
Практикум. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность).
Познавательный репортаж.
Ш раздел. Рецензия-3 ч. Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента.
Логический план рецензии.
Практикум. Гранд- рецензии. Мини-рецензии.
IV раздел. Комментарий, колонка – 3 ч. Комментарий как метод и жанр журналистики.
Практикум. Комментирование. Колонка газеты.
Модуль 3. «Интегративно-практический» -10 ч.
I раздел. Проектно-исследовательская деятельность-2ч. Структура работы.
Формулировка проблемы, гипотезы. Защита работ.
II раздел. Социальное проектирование- 2 ч. Практикум. Темы, которые нас волнуют. Выход в люди. Практикум. Проекты. «Поздравь ветерана
III раздел. Экскурсионная деятельность- 3 ч. Практикум. Темы, которые нас волнуют. Выполнение брошюр, презентаций для раздачи жителям поселка». Выход в социум. Проведение акции «Давайте делать добрые дела».
IVраздел. Профессиональное самоопределение-3 ч. Практикум. В мире профессий. Проба пера.
Результаты реализации программы 2 года обучения:
- формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом
-понимать чувства других людей и эмоционально откликаться на них;
-выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
-формировать эстетический вкус.
3 год обучения
Модуль 1. «Юный словесник» - 12 ч.
- раздел. Лексикология-3 ч. Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки. Средство речевой характеристики героя.
Практикум. В руках умелых слово творит чудеса. Работа по худ. тексту.
- раздел. Орфография-2.ч. Трудные случаи орфографии.
Практикум. Найди ошибку. Орфографическая грамотность.
- раздел. Морфология-2ч. В художественной галерее: самостоятельные части речи. Отличай самостоятельные от служебных.
Практикум. Переход из одной части речи в другую.
IVраздел. Культура речи-3 ч. Жаргон, сленг, арго. Понятия, различия, типы.
Эффективное общение – условия, пути к достижению.
Практикум. Деловая игра.
Модуль 2. «Юный журналист»-12 ч.
- раздел. Интервью-3ч. Логика интервью. Моделирование ситуации.
Практикум. Разработать план вопросов и провести интервью с творческой личностью. Разработать план вопросов и провести интервью с бизнесменом, деловым человеком
- раздел. Репортаж-2ч. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность).
Практикум. Записать познавательный репортаж.
Ш раздел. Рецензия-2ч. Гранд-рецензии и мини-рецензии.
Практикум. Написать рецензию.
IV раздел. Комментарий, колонка-2ч. Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи.
Практикум. Написать статью в газету. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая.
Модуль 3. «Интегративно-практический» -10 ч.
- раздел. Проектно-исследовательская деятельность-2ч. Защита исследовательских работ. Защита презентации
- раздел. Социальное проектирование-2ч. Темы, которые нас волнуют. Выход в люди. Проект, подготовленный для детей из реабилитационного центра.
- раздел. Экскурсионная деятельность-3ч. «И дым Отчества нам сладок и приятен». Поездки по Самаре. Едем в ВУЗ на конференцию. Посещаем занятия в ВУЗах в день открытых дверей.
- раздел. Профессиональное самоопределение-3ч. В мире профессий. Филолог. Журналист. Корректор. Наборщик. Редактор. Корреспондент и др. Пишем в журналы статьи, рассказы
Результаты реализации программы 3 года обучения:
- приобретение опыта самостоятельного социального действия:
-налаживать коммуникативные связи,
-уметь брать интервью у знакомых и незнакомых людей,
-уметь строить беседу, собирать материал для создания продукции.
Средства достижения этих результатов – тематический материал периодической печати, встречи с интересными людьми, экскурсии
IV.Методическое обеспечение программы
- Операционная система Windows XP.
- Текстовый редактор Microsoft Word.
- Программа обработки изображений Диспетчер рисунков Microsoft Office, Adobe PhotoShop.
- Издательская система Microsoft Office Publisher
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:
- текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
- взаимооценка обучающимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
- публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых).
Литература:
Для учителя:
- Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М.2001 г.
- Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
- Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1996.
- Гузеев В.В., Новожилова Н.В. Консультации: метод проектов/Педагогические технологии.2007. № 7.
- Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 кл.М.: Просвещение, 2009 г.
- Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М., 1993. 303 с.
- Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
- Методы журналистского творчества; под ред. Горохова В.М. М., 1982.
- Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.
- Русский язык. Программа для общеобразовательных учреждений.5-9 кл. Под ред. Е.Я.Шмелёвой. М.: « Вентана-Граф»2013г
Для учащихся:
- Откупщиков Ю.В.К истокам слова. Азбука-классика, 2005г.
- Панов М.В. Занимательная орфография.М.: Просвещение 2010 г.
- Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.