Работа с одарёнными детьми

Задача учителя-словесника - способствовать развитию лингвистического мышления школьников, тем самым способствовать развитию интеллектуальных способностей детей, всестороннему развитию личности. Для этого необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать учащимся любовь к родному языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность. Программа «Юный филолог», реализуемая нами, призвана хотя бы частично, решить эту задачу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunyy_filolog.docx42.46 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО  ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                                                                         Министерство образования и науки Республики Бурятия                                                                     Муниципальное образование «Иволгинский район»                                                                            Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение                                                        Сотниковская средняя общеобразовательная школа

        

Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» для учеников 5-11 классов

с. Сотниково, 2023 год

Программа внеурочной деятельности «Юный филолог»

Пояснительная записка

Задача учителя-словесника - способствовать развитию лингвистического мышления школьников, тем самым способствовать развитию интеллектуальных способностей детей, всестороннему развитию личности. Для этого необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать учащимся любовь к родному языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность. Программа «Юный филолог», реализуемая нами, призвана хотя бы частично, решить эту задачу.

Настоящая программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Она предполагает:

  • формирование интереса к литературе, русскому языку, журналистике;
  • овладение навыками написания отзывов, статей, стихотворений, рассказов, исследовательских работ и проектов, оформления газет;
  • выявление индивидуальных особенностей учащихся;
  • развитие творческих способностей детей;
  • создание условий для профессионального самоопределения учащихся в выборе профиля обучения или сферы профессиональной деятельности.

Программа «Юный филолог» имеет социально-педагогическую направленность. Содержание программы позволит привлечь внимание обучаемых к различным социальным проблемам, поможет различным органам власти наладить связь с населением посредством юных журналистов и филологов, тем самым будут решаться такие важные государственные заказы в сфере образования, как патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание детей, профессиональное самоопределение школьников.

Благодаря занятиям в объединении «Юный филолог» учащиеся научатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, научатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу. Научатся оценивать события с нравственных позиций, приобретут навыки самоконтроля, станут более эрудированными и коммуникабельными людьми; повысится общий уровень культуры учащихся.

Новизна данной программы состоит в том, что дети на занятиях объединения смогут не только интересоваться литературой, русским языком, журналистикой, решать компьютерные задачи по речевому этикету, но и выполнять социальные проекты, заниматься исследовательской деятельностью, а также спланируют свою дальнейшую взрослую деятельность через проведение профессиональных проб.

Программа имеет практическую направленность. На занятиях большое внимание уделяется практическим и творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем научатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.

Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 11-17 лет и рассчитан на 3 года обучения.

Программа строится на основе интереса его членов. К каждому ребенку применяется индивидуальный подход.

Цели и задачи образовательного процесса

Цель программы «Юный филолог»:

-развить кругозор и мышление учащихся,

-обучить учащихся основам профессии журналиста, филолога, педагога.

Задачи:

-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить        практические        навыки        в        построении        устных        и        письменных высказываниях;

-способствовать развитию творческих способностей школьников;

  • овладевать основными навыками журналистского мастерства;
  • развивать литературные способности учащихся;

-развивать умения письменного изложения своих мыслей в форме написания очерков, статей, эссе репортажей, рассказов, стихотворений;

  • воспитывать нравственные, морально-психологические и коммуникативные качества.

Организация учебного процесса

Программа состоит из трех модулей:

  1. модуль - «Юный словесник»,
  2. модуль - «Юный журналист»,
  3. модуль – «Интегративно-практический».

Целевая аудитория:

  1. год обучения: учащиеся 5-6 классов;
  2. год обучения: учащиеся 7-8 классов;
  3. год обучения: учащиеся 9-11 классов.

Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

-занимательность;

-научность;

-сознательность и активность;

-наглядность;

-доступность;

-связь теории с практикой;

-индивидуальный подход к учащимся;

-преемственность.

Создание ситуации успеха для каждого ребенка – один из главных принципов работы в объединении «Юный филолог».

Образовательные формы и методы

Обучение проводится в двух направлениях:

  • усвоение теоретических знаний
  • формирование практических навыков.

Виды деятельности:

  • игровая;
  • познавательная;
  • проблемно-ценностное общение;
  • художественное и театральное творчество;
  • исследовательская деятельность,
  • журналистская.

Отличительная        особенность        программы        заключается        в        обучении        детей основам работы журналиста, корректора, филолога, верстки газеты в совокупности с практическими мероприятиями по созданию газеты «Вестник Школьной страны» В программе предусмотрена разновидность «групповой технологии», в частности

«Технология работы с разновозрастной группой».

Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Обучающиеся 5-6 классов познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Каждый раздел обучения для обучающихся 7-8 классов заканчивается обобщающим занятием, тренинга, мониторинга, пресс конференции. Проведение занятий в 9-11 классах предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.

Ожидаемые результаты

Обучаемый в объединении научится:

  1. Строить устное и письменное сообщение.
  2. Работать в различных жанрах публицистического стиля.
  3. Уметь общаться с отдельным человеком и аудиторией.
  4. Самостоятельно подготовить публикацию материалов в газете.
  5. Писать и публично защищать исследовательскую и проектную работу.

Обучаемый получит возможность научиться:

  1. Основам профессии журналиста, корректора, наборщика статей.
  2. Определять свои профессиональные интересы и склонности.
  3. Определять типичные ошибки при выборе дальнейшего профиля обучения или сферы профессиональной деятельности.

Оценка и контроль результатов освоения программы Формы подведения итогов по модулям:

  • участие в конкурсах, конференциях, проектах        различных уровней по направлению деятельности объединения;
  • участие в презентации «Мои творческие успехи».
  • беседа, контрольное задание, конкурс, наблюдение, презентация.

Форма подведения итогов реализации программы

Конкурс исследовательских и проектных, журналистских, творческих работ.

  1. Учебно–тематический план

Разделы и темы

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Всего

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

Модуль 1. «Юный словесник»- 12 ч.

I. Лексикология

1. Живое слово В.Даля

2

1

1

2

1

1

2.Этикетные        формулы русского                языка.

Установленный

порядок поведения

2

1

1

2

1

1

3.Терминологическая лексика как наиболее

существенный признак языка науки

2

1

1

4.В руках умелых слово творит чудеса

1

1

II. Орфография

1.Трудные        случаи орфографии

2

1

1

2

1

1

2

1

1

III. Морфология

1.В        художественной галерее:

самостоятельные части речи

2

1

1

2.В        мире        служебных частей речи

2

1

1

2

1

1

3.Братство глагольное. Глагол, причастие, деепричастие.

Особенности

употребления        частей речи и их правописание

2

1

1

IV. Синтаксис и пунктуация

1.Сложные        вопросы синтаксиса

2

1

1

V.Культура речи

1.Речевое мастерство

2

1

1

2. Жаргон, сленг, арго.

Понятия,        различия, типы.

1

1

3.Речевой        этикет.

Формулы        вежливости,

2

1

1

1

1

обращения

4.Эффективное общение        –        условия, пути к достижению

1

1

2

1

1

ИТОГО:

12

12

12

Модуль 2. «Юный журналист» - 12 ч.

I. Зарисовка

1.Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете

2

1

1

II.Интервью

1.Интервью                        как универсальный        метод получения информации. Виды        интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью

зарисовка,        интервью- мнение, анкета, опрос

3

2

1

3

1

2

2.Логика        интервью. Моделирование

ситуации

3

1

2

3.        Заметка                - простейшая        форма

оперативного газетного сообщения

2

1

1

Ш.Репортаж

1. Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий        отбора события для репортажа, предметная         основа

жанра

3

1

2

3

1

2

2.Событийный репортаж (оперативность,

хронологичность) познавательный

репортаж

2

1

1

IV.Рецензия

1.Предмет                рецензии. Цели        и                задачи

рецензента. Логический план рецензии

3

1

2

2.Гранд-рецензии        и мини-рецензии

2

1

1

V.Статья

1.Виды        статей, трансформация жанра

2

1

1

2. Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых

процессов, ситуаций, явлений        и

2

1

1

управляющих        ими закономерностей.

Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая,

историческая

VI.Комментарий, колонка

1.Комментарий                как метод        и        жанр журналистики.         Цель комментирования, предмет

3

1

2

2.Колонка,        её принципиальное

отличие        от

комментария

3

1

2

ИТОГО:

12

12

12

Модуль 3. «Интегративно-практический» - 10 ч

I.Проектно-исследовательская деятельность

1.Вводное занятие. С

чего начать? Структура работы

2

1

1

2.Оформление и защита работ

1

1

2

1

1

2

2

II.Социальное проектирование

1.Темы,        которые        нас

волнуют.        Выход        в социум

2

2

2

2

2

2

III.Экскурсионная деятельность

1.И дым Отчества нам сладок и приятен.

3

1

2

2

2

2

2

2.Куда пойти учиться? Едем в ВУЗ

1

1

1

IV. Профессиональное самоопределение

1.В мире профессий. Филолог. Журналист. Корректор. Наборщик. Редактор.

Корреспондент.

2

1

1

2

1

1

1

2. Проба пера

2

1

1

2

2

ИТОГО:

10

10

10

ВСЕГО ПО КУРСУ:

34

34

34

  1. Содержание программы

1 год обучения

Модуль 1. «Юный словесник» - 12 ч.

I раздел. Лексикология- 4ч. Живое слово В.Даля. Практикум. Лингвистические упражнения, игры. Продолжение разговора о словарном запасе человека.

Практикум. Путешествие по стране Этикета

II раздел. Орфография-2 ч. Правила и исключения из правил (Гласные в корне слова).

Творческая мастерская. Создание лингвистических сказок на основе орфографических правил.

III раздел. Морфология-2 ч. В художественной галерее: самостоятельные части речи.

Практикум. Ох, уж эти словечки!

IVраздел. Культура речи- 4 ч. Речевое мастерство. Как мы правильно говорить. Практикум. Пишем сказку. Речевой этикет. Формулы вежливости, обращения.

Практикум. Игра. Найди ошибку.

Модуль 2. «Юный журналист» -12 ч.

I раздел. Зарисовка-2 ч. Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.

Практикум. Подготовить пейзажную зарисовку.

II раздел. Интервью- 5 ч. Виды интервью.

Практикум. Интервью-сообщение, интервью-диалог. Интервью зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения.

Практикум. Пишем заметку на выбранную тему.

Ш раздел. Репортаж- 3 ч. Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Практикум. Отбор события для репортажа, предметная основа жанра.

Практикум. Пишем репортаж.

IV раздел. Статья- 2 ч. Виды статей, трансформация жанра.

Практикум. Пишем статью в журнал.

Модуль 3. «Интегративно-практический» - 10 ч.

I раздел. Проектно-исследовательская деятельность-3ч. Вводное занятие. С чего начать? Структура работы. Формулировка проблемы, гипотезы. Практикум. Защита        работ.

II раздел. Социальное проектирование- 2 ч.

Практикум. Темы, которые нас волнуют. Выполнение брошюр, презентаций для раздачи жителям поселка Выход в социум. Проведение акции «Давайте делать добрые дела».

III раздел. Экскурсионная деятельность- 3 ч. Презентации. Знакомимся с городами Золотого кольца. «И дым Отчества нам сладок и приятен». Куда пойти учиться? Едем в ВУЗ.

IVраздел.  Профессиональное   самоопределение-2   ч.   Презентация.

Путешествие в мире профессий.

Практикум. Знакомство с профессией        журналиста, корректора, наборщика.

Экскурсия в типографию.

Результаты реализации программы 1 года обучения: Личностными результатами являются следующие умения:

  • приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

-осознавать, исследовать и оценивать людей, их слова и поступки с точки зрения общепринятых норм и жизненных ценностей;

-ориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках.

2 год обучения

Модуль 1. «Юный словесник» - 12 ч.

  1. раздел. Лексикология-4ч. Этикетные формулы русского языка.

Практикум. Установленный порядок поведения.

Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки.

Практикум. Давай пообщаемся. Какие слова ты используешь?

  1. раздел. Орфография-2 ч. Трудные случаи орфографии. Практикум. У нас в гостях братья ПРЕ и ПРИ.
  2. раздел. Морфология-4 ч. В мире служебных частей речи. Практикум. Различай! Братство глагольное. Глагол, причастие, деепричастие.

Практикум. Особенности употребления частей речи и их правописание.

IV. Культура речи-2ч.

Практикум. Речевое мастерство. Языковые нормы.

Практикум. Жаргон, сленг, арго. Понятия, различия, типы.

Модуль 2. «Юный журналист» - 12 ч.

I        раздел.        Интервью-3ч.        Интервью как        универсальный        метод        получения информации. Виды интервью. Анкета, опрос.

Практикум. Берем интервью. Готовим вопросы по выбранной теме.

II раздел. Репортаж-3 ч. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра.

Практикум.        Событийный        репортаж        (оперативность,        хронологичность).

Познавательный репортаж.

Ш раздел. Рецензия-3 ч. Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента.

Логический план рецензии.

Практикум. Гранд- рецензии. Мини-рецензии.

IV раздел. Комментарий, колонка – 3 ч. Комментарий как метод и жанр журналистики.

Практикум. Комментирование. Колонка газеты.

Модуль 3. «Интегративно-практический» -10 ч.

I раздел. Проектно-исследовательская деятельность-2ч. Структура работы.

Формулировка проблемы, гипотезы. Защита работ.

II раздел. Социальное проектирование- 2 ч. Практикум. Темы, которые нас волнуют. Выход в люди. Практикум. Проекты. «Поздравь ветерана

III раздел. Экскурсионная деятельность- 3 ч. Практикум. Темы, которые нас волнуют. Выполнение брошюр, презентаций для раздачи жителям поселка». Выход в социум. Проведение акции «Давайте делать добрые дела».

IVраздел. Профессиональное самоопределение-3 ч. Практикум. В мире профессий. Проба пера.

Результаты реализации программы 2 года обучения:

  • формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом

-понимать чувства других людей и эмоционально откликаться на них;

-выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

-формировать эстетический вкус.

3 год обучения

Модуль 1. «Юный словесник» - 12 ч.

  1. раздел.        Лексикология-3        ч.        Терминологическая        лексика        как        наиболее существенный признак языка науки. Средство речевой характеристики героя.

Практикум. В руках умелых слово творит чудеса. Работа по худ. тексту.

  1. раздел. Орфография-2.ч. Трудные случаи орфографии.

Практикум. Найди ошибку. Орфографическая грамотность.

  1. раздел. Морфология-2ч. В художественной галерее: самостоятельные части речи. Отличай самостоятельные от служебных.

Практикум. Переход из одной части речи в другую.

IVраздел. Культура речи-3 ч. Жаргон, сленг, арго. Понятия, различия, типы.

Эффективное общение – условия, пути к достижению.

Практикум. Деловая игра.

Модуль 2. «Юный журналист»-12 ч.

  1. раздел. Интервью-3ч. Логика интервью. Моделирование ситуации.

Практикум. Разработать план вопросов и провести интервью с творческой личностью. Разработать план вопросов и провести интервью с бизнесменом, деловым человеком

  1. раздел. Репортаж-2ч. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность).

Практикум. Записать познавательный репортаж.

Ш раздел. Рецензия-2ч. Гранд-рецензии и мини-рецензии.

Практикум. Написать рецензию.

IV раздел. Комментарий, колонка-2ч. Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи.

Практикум. Написать статью в газету. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая.

Модуль 3. «Интегративно-практический» -10 ч.

  1. раздел. Проектно-исследовательская деятельность-2ч. Защита исследовательских работ. Защита презентации
  2. раздел. Социальное проектирование-2ч. Темы, которые нас волнуют. Выход в люди. Проект, подготовленный для детей из реабилитационного центра.
  3. раздел. Экскурсионная деятельность-3ч. «И дым Отчества нам сладок и приятен». Поездки по Самаре. Едем в ВУЗ на конференцию. Посещаем занятия в ВУЗах в день открытых дверей.
  4. раздел. Профессиональное самоопределение-3ч. В мире профессий. Филолог. Журналист. Корректор. Наборщик. Редактор. Корреспондент и др. Пишем в журналы статьи, рассказы

Результаты реализации программы 3 года обучения:

  • приобретение опыта самостоятельного социального действия:

-налаживать коммуникативные связи,

-уметь брать интервью у знакомых и незнакомых людей,

-уметь строить беседу, собирать материал для создания продукции.

Средства достижения этих результатов – тематический материал периодической печати, встречи с интересными людьми, экскурсии

IV.Методическое обеспечение программы

  1. Операционная система Windows XP.
  2. Текстовый редактор Microsoft Word.
  3. Программа обработки изображений Диспетчер рисунков Microsoft Office, Adobe PhotoShop.
  4. Издательская система Microsoft Office Publisher

Проверка        достигаемых        учениками        образовательных        результатов производится в следующих формах:

  1. текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
  2. взаимооценка обучающимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
  3. публичная        защита        выполненных        учащимися        творческих        работ (индивидуальных и групповых).

Литература:

Для учителя:

  1. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М.2001 г.
  2. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
  3. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1996.
  4. Гузеев        В.В.,        Новожилова        Н.В.        Консультации:        метод проектов/Педагогические технологии.2007. № 7.
  5. Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 кл.М.: Просвещение, 2009 г.
  6. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М., 1993. 303 с.
  7. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
  8. Методы журналистского творчества; под ред. Горохова В.М. М., 1982.
  9. Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.
  10. Русский язык. Программа для общеобразовательных учреждений.5-9 кл. Под ред. Е.Я.Шмелёвой. М.: « Вентана-Граф»2013г

Для учащихся:

  1. Откупщиков Ю.В.К истокам слова. Азбука-классика, 2005г.
  2. Панов М.В. Занимательная орфография.М.: Просвещение 2010 г.
  3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.