Методическая копилка учителя
У каждого педагога есть своя «Методическая копилка», в которой хранятся различные разработки, конспекты, карточки и другие педагогические находки, раскрывающие конкретные идеи, приемы, методы, технологии, средства обучения и воспитания, созданные или усовершенствованные тем или иным автором и способствующие эффективности учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_lyubov_v_romane_i.s._turgeneva.docx | 26.95 КБ |
literaturno-muzykalnaya_gostinaya.docx | 19.9 КБ |
priemy_formiruyushchego_otsenivaniya.docx | 413.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Любовь в романе И.С. Тургенева
«Отцы и дети»
технологическая карта урока литературы в 10 классе
Предметная область: литература
Класс: 10
Тема урока: Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Тип урока: урок изучения нового материала
Место урока в ТП: по теме «И.С.Тургенев. Творчество писателя» -8 часов (5 урок).
Цель урока: рассмотреть различные проявления любви на примере героев романа
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- продолжить формирование умения анализировать текст, аргументированно доказывать собственное мнение;
- развивать речь, критическое мышление, кругозор учащихся;
- воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1. совершенствовать умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы;
2. совершенствовать умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
1. показать сюжетные линии, связанные с темой любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», углубить идейно эмоциональное восприятие художественного произведения, способствовать глубокому проникновению в мир мыслей и чувств героев;
2. анализировать характеры героев, поступки, особенности речи, противоречивость характеров, взаимоотношения с другими персонажами.
Оборудование урока (текст романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», компьютер, экран, проектор, презентация к уроку).
Технологии урока: элементы технологии «деятельностного метода», проблемного обучения, технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, приёмы развития функциональной грамотности «Мудрые совы», «Мировое кафе».
Способ организации деятельности учащихся на уроке: исследование, дискуссия.
Формы организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Формы контроля на уроке: самоконтроль, обучающий контроль.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ этапа п п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. | Организационный. | Эмоциональный настрой. Мотивация. | Подготовиться к уроку | Р: учиться основам саморегуляции эмоциональных состояний |
2. | Определение темы урока. | -Я хочу вам прочитать одно письмо: «…Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих, чем те, которые относятся к Вам… мне приятно ощущать в себе после семи лет все то же глубокое, истинное, неизменное чувство, посвященное Вам; сознание это действует на меня благодетельно и проникновенно, как яркий луч солнца; видно мне суждено счастье, если я заслужил, чтобы отблеск Вашей жизни смешивался с моей! Пока живу, буду стараться быть достойным такого счастья; я стал уважать себя с тех пор, как ношу в себе это сокровище… Надеюсь, что Вам доставит удовольствие чтение этих строк…,а теперь позвольте мне упасть к Вашим ногам». -Кто автор этого письма? Кому оно могло быть адресовано? -Догадались, какова тема урока? -Да, вы правы. Мы несколько уроков изучаем роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» и сегодня поговорим о любви. Эпиграфом к уроку станут слова самого писателя: “Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев) (слайд). | Размышляют об авторстве письма , адресате, логически соотнося с материалом предыдущих уроков. -Письмо И. Тургенева Полине Виардо (слайд). - Любовь в романе «Отцы и дети». | Позн.: выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. Л: формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. |
3. | Актуализация опорных знаний. Самооценка. | - Проведем небольшую разминку. Перед вами вопросы по содержанию романа. Ваша задача-определить правильный вариант из предложенных. (Слайды) -А сейчас каждый из вас оценит свои знания по предложенным критериям в листе самооценки за это задание. | Ученики отвечают на поставленные вопросы. Самооценка. | Л: формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. Р: уметь оценивать выполнение учебной задачи; владеть приемами самооценки. |
Целеполагание | - Ребята, а что для вас любовь? (Показать слайд со словами-ассоциациями). - Какие цели Вы поставите для себя на этом уроке по данной теме? -Давайте вернёмся к роману. Какие виды любовных отношений между мужчиной и женщиной показывает нам Тургенев? (опора на предыдущий слайд). -Я с вами согласна. Докажем эти формулы любви на примерах из произведения. Попытаемся выяснить, смогли ли герои романа «Отцы и дети» достойно пройти испытание любовью и всегда ли любовь – это благо. | Ответы учеников. - Узнать какие виды любви мы наблюдаем в произведении между парами? Ученики называют пары и соотносят с опорным словом. Слайд: Любовь=испытание? Любовь=наваждение? Любовь=уважение? Любовь=дружба? | Р: уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; устанавливать целевые приоритеты. Позн: осознавать познавательную задачу, уметь сформулировать проблему, аргументировать её актуальность; давать определение понятиям. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с одноклассниками. | |
Изучение нового материала. прием «Мудрые совы». Самооценка. Физминутка Приём «Worldcafe» («Мировое кафе»), Самооценка. | -Для решения этих проблем я предлагаю поработать в группах. Чтобы было вам удобнее, я выбираю экспертов для каждой группы (имена ребят). Предлагаю в ходе обсуждения отношений между героями, имена которых написаны на карточках (показать), выбрать и доказать одну из формул (слайд с формулами). Время- 3 минуты. -Я прошу каждого из вас оценить свой вклад в обсуждение вопроса в группе в листе самооценки. Спасибо! -Встали все! Небольшая зарядка для глаз. - Я прошу экспертов остаться на местах. А группы ребят переходят за соседние столики. Эксперты должны познакомить пришедших к ним ребят с точкой зрения команды. Задача ребят- опровергнуть или дополнить суждение эксперта. Время 2 минуты. - Время закончено. Эксперты остаются на своих местах, остальные ребята переходят за другие столики. И вновь эксперты доказывают, а ребята дополняют или вносят исправления в слова эксперта. Время 2 минуты. - Закончили. Я попрошу команды вернуться на свои места. Эксперты, расскажите ребятам о том, какую помощь вам оказали ваши одноклассники. Время 1 минута. - Оцените свой вклад в обсуждении вопроса в других командах. (листы самооценки) | Групповая работа. Ученики характеризуют отношения предложенной пары. Самооценка. Следят за движущимся предметом. Переход членов группы за соседние столики. Работа в новой группе. Переход учеников в новые группы. Ученики возвращаются за свои столики. Эксперты знакомят членов группы с полученной от других ребят информацией. | Р: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей; владеть приемами самооценки. Позн.: организовать поисковое чтение и показать умение структурировать текст; проводить наблюдение под руководством учителя; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. К: формировать компетенции осмысленного чтения и адекватного восприятия; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия. Л: проявлять коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной учебно-исследовательской, творческой деятельности; формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; проявлять готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание. | |
6. | Закрепление. Организация обратной связи Взаимооценка | -А сейчас вернемся к проблемам (вернуть слайд с формулами). Любовь-это испытание? Пара каких героев нам доказывает это? -Как вы думаете, существуют ли подобные отношения в современном мире? Счастлив ли человек от такой любви? - Переходим к следующей формуле «Любовь=наваждение?» Чья пара подтверждает это? -Какие вопросы вы можете задать этой группе? - «Любовь=уважение?» … -«Любовь=дружба?» … -Уважаемые эксперты! Кто из одноклассников вам больше всего помог? -Молодцы, ребята! | Выступление эксперта 1 группы. Остальные ученики слушают, дополняют и готовят вопросы. Задают вопросы. Эксперты и группа отвечают на вопросы одноклассников и учителя. Эксперты оценивают работу одноклассников, совместно с учителем комментируют и выставляют отметки. | К: отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра; формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога. Л: проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре. Р: уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи; владеть приемами взаимооценки. |
7. | Подведение итогов урока. Актуальность романа. Самооценка | -Роман был написан в 19в. Как вы думаете, если бы Тургенев писал роман в наши дни, какие герои могли бы исчезнуть? (все бы остались) - Вот поэтому роман изучается и в наше время, а тему любви мы рассматриваем сегодня на уроке. В рассмотренных историях любви подчёркивается основная идея произведения: любовь торжествует над всеми сухими теориями, ведь, по словам Тургенева, «только ею, только любовью держится и движется жизнь». -Оцените свою работу сегодня на уроке. | Выдвигают свои предположения. Приходят к мнению, что все рассмотренные виды любви существуют во все времена. Каждый лик любви достоин внимания и уважения, т.к. проявление настоящей любви прекрасно. По мнению автора, любовь – это всегда благо, но особенно – если она взаимная. Самооценка. | Р: уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи; владеть приемами самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Позн: формулировать собственное отношение к произведениям литературы, давать им оценку. Л:формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками |
8. | Рефлексия. | -Предлагаю вам выбрать слово, которое ближе вам для определения понятия любви. Карточки у вас на столах. (Раскрываю створки доски) – В ходе нашего обсуждения у нас выросло Дерево Любви. Добавим свои слова-ассоциации. -Я хочу вам пожелать настоящей взаимной любви. Благодарю вас за урок! | Выбирают. Ученики прикрепляют к дереву выбранные карточки. | Р: уметь выполнять задание в соответствии с поставленной задачей. Л: совершенствовать духовно-нравственные качества личности, формировать уважение к личности, доброжелательное отношения к окружающим. |
9. | Домашнее задание на слайде. | РЭШ Урок 14 Практические задания. | записывают домашнее задание, |
Приложение 1.
Лист самооценки ____________________________________________
____________________________________(фамилия, имя)
1 этап Ответы на вопросы теста. | 8б - 5 6-7 б – 4 4-5 б – 3 1-3 б - 2 | Самооценка |
2 этап - Участвовал(а) ли я в обсуждении вопросов в своей группе? | 5 бал.- работал хорошо; 4 бал. - скорее, хорошо; 3 бал. - скорее, плохо; 2 бал. - плохо, не умею. | |
3 этап - Участвовал(а) ли я в обсуждении вопросов в других группах? | 5 бал.- работал хорошо; 4 бал. - скорее, хорошо; 3 бал. - скорее, плохо; 2 бал. - плохо, не умею. | |
ИТОГО (Моя оценка за урок) | Я доволен своей работой. Я мог бы лучше работать. Мне было трудно (укажите причину). |
Приложение 2.
Карточка для работы в группах
1 группа:
Базаров – Одинцова.
Вопросы для обсуждения:
1.Охарактеризуйте отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа.
2. Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевны Одинцовой?
3. Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.
4. Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, и меняется ли его отношение к ней?
5. Какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему?
2 группа:
Павел Петрович – княгиня Р.
Вопросы для обсуждения
1. Какой была жизнь Павла Петровича до встречи с княгиней Р.?
2. Как сложилась их любовные отношения?
3. Что подарил Павел Петрович княгине Р. и что символизировал этот подарок?
4. Проведите параллель с любовными отношениями Базарова и сделайте вывод.
5. Подберите эпитеты, характеризующие эти отношения.
3 группа:
Николай Петрович – Фенечка.
Вопросы для обсуждения
1. Как в жизнь Николая Петровича вошла Фенечка? (гл.8)
2. Её характер? Какая она? Что ценит в жизни? (гл.5)
3. Есть ли разница в отношении Николая Петровича к первой жене и к Фенечке? (гл.1, конец 8 гл.)
4. Сравните эти отношения с отношениями Базаровой – Одинцовой.
5. Подберите эпитеты, характеризующие эти отношения.
4 группа:
Аркадий – Катя.
1. «Вы ему чужой… он хищный, а мы с вами ручные». Что этим хотела сказать Катя?
2. Охарактеризуйте этих молодых людей.
3. Катя и Анна Одинцовы. Общее и различия?
4. Почему у этой любви есть будущее?
5. Подберите эпитеты, характеризующие эти отношения.
Предварительный просмотр:
Литературно - музыкальная гостиная
«Язык сердца и души»
Цель:
Воспитание интереса к творчеству поэтов-бардов, любви к музыке, желания стать исполнителем собственных песен.
Задачи:
знакомство с историей развития авторской песни;
развитие творческих способностей учащихся;
формирование и воспитание художественного вкуса у подрастающего поколения;
совершенствование исполнительского мастерства учащихся;
выявление лучших творческих коллективов.
Методы и приемы:
беседа;
рассказ;
исполнение песен;
просмотр фотографий, презентаций, видеороликов.
Наглядность и ТСО:
- ноутбук;
- проектор;
- инструментальные установки;
- оформление стенда с фотографиями бардов
Форма: музыкальная гостиная.
Оформление: гитара, пластинки, книги, нотные сборники, портреты бардов.
1 этап:
На сцене компания, которая слушает Инстасамку.
Приходят ребята с гитарой, садятся, играют и поют песню Б. Гребенщикова «Город золотой».
Другие ребята, услышав песню под гитару, подходят к ним, наслаждаются музыкой.
Ученик 1 спрашивает:
-Что это за песня?
Ученик 2:
- Это песня Бориса Гребенщикова «Город золотой». Может кто-то слышал об этом музыканте?
Другие ребята:
-Что-то слышали.
-А у меня родители пели её.
Ученик 3:
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович - российский рок-музыкант, поэт и автор песен. В 1972 году вместе с барабанщиком Анатолием Гуницким создал группу «Аквариум». Со второй половины 1980-х гг. «Аквариум» получил всесоюзную известность благодаря выступлениям по телевидению и выпуску виниловых альбомов. Группа широко гастролировала по стране, о ней много писала пресса.
Ученик 4:
Песня «Под небом голубым», также известная как «Рай», «Город золотой» или просто «Город» – произведение абсолютно уникальное.
Одни считают песню «Город золотой» красивой музыкальной сказкой, другие – описанием рая таким, каким его может увидеть человек. Обе версии объединяет одно – чистота и «волшебность», которыми будто светится каждая нота этого удивительного произведения.
БГ говорит, что творчество для него – не самовыражение, а выражение чего-то, что проходит сквозь него. «Я пишу не то, что хочется, а то, что у меня получается».
Ученик 1:
- Как интересно.
Ученик 2:
-Тогда давайте мы познакомим вас с бардовской песней.
Ведущий. Сегодня мы пришли сюда, чтобы поговорить об авторской песне и о тех людях, которые дарили и продолжают дарить нам свое искусство. Их называют по-разному: авторы-исполнители, поэты-барды, барды. Их творчество тоже не имеет одного названия.
Ведущий. Что же такое авторская песня? Часто можно слышать такие определения, как авторская песня, самодеятельная песня или бардовская песня.
Ведущий. Мы считаем, что это не так уж и важно, потому что главное – не в названии, а в содержании.
Ведущий. Ничто так не сближает исполнителя со слушателем, как живая музыка, как задушевная поэзия, звучащая под нехитрые переливы гитары.
Ведущий. Авторская песня…создают их такие же люди, как мы с вами: чуть-чуть наивные, верящие в добро, ищущие справедливости...
Ведущий. Мы решили обратиться к творчеству 5ти поэтов – бардов: Юрия Визбора, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Бориса Гребенщикова и Виктора Цоя.
В отечественной культуре нашего времени бардовская песня появилась в 50- е годы 20 века. Приобрела огромную популярность среди населения СССР в 60-70-ые годы.
Ученик 1:
- О чем же поют барды?
Ученик 2:
- О том, что наболело, о том, что волновало и тревожило. Бардовская песня- живая песня. Она спрашивает, советует, печалится и веселится.
Исполнитель бардовской песни должен донести прежде всего смысл песни, ее чувства. Донести красиво, изящно. Доходчиво. Если эстрадная песня создана для телодвижения, этому способствует ритмичная музыка, световые эффекты, простые тексты, то бардовская песня чаще всего- для души. Этому способствует мягкий аккомпанемент гитары, доверительная интонация исполнителя, хороший уровень стихов.
Бардовские песни называли студенческими или туристическими. Молодежь заметила и похвалила первые песни Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Владимира Высоцкого, многие песни тех лет и сейчас популярны.
Юрий Визбор. Родился 1934 году. Его называли “романтиком строгого века”. Кто, как не романтик, мог так написать:
Как просто, черт возьми,
С себя стряхнуть болото,
До солнца долететь
И возродиться вновь.
Юрий Визбор – личность в нашем искусстве значительная и на удивление многогранная. За свою жизнь он испытал себя во многом: был учителем, горнолыжником, киноартистом и даже лётчиком, писал рассказы, повести, стихи и песни. Каким же был Юрий Визбор?
Визбор любил родину, её поля, леса, реки, горы. Любил людей: рабочих, колхозников, студентов, водителей. Для них писал и пел он свои песни.
После Визбора в авторскую песню вошел Булат Окуджава. Даже не после, а почти одновременно – в начале 60-х. И сразу же зазвучал везде. В мире его песен – его судьба. В 37-м, когда ему было только 13, репрессии отняли у него отца. Спасаясь, сам Булат едет в Тбилиси, тем самым теряя своего второго друга – Арбат. Тот Арбат, о котором он позже напишет:
Ах, Арбат мой, Арбат!
Ты мое призвание.
Ведущий. А потом – война. И он девятиклассником идет на фронт. Окопы, землянки, 2 тяжелых ранения.
Ведущий. И, наконец, 9 мая, в день его рождения, долгожданная Победа. Но тяжесть боев и горечь утрат останется с ним навсегда. И в 60-х, издавая свою первую книгу, и в 70-х, записывая первые пластинки, он будет писать о войне…
Послушайте одну из песен Б. Окуджавы в исполнении коллектива 9го класса.
Владимир Высоцкий. Поэт, актер.
Как умел, так и жил. Как он жил? Стремительно, неистово, самоотречённо. Он шел по жизни размашисто и верно, преодолевая все препятствия. Его девиз таков:
И в мире нет таких вершин,
Что взять нельзя.
Он жил так, как хотел. И никогда не делал того, чего не любил.
Владимир Высоцкий обладал удивительной способностью: писать о том, чего не пережил, с такой психологической достоверностью, будто с ним это было на самом деле. До сих пор многие уверены в том, что он неоднократно покорял вершины гор, что он спускался в подводной лодке на дно океана, что он воевал.
Песни Владимира Высоцкого были популярны в 60- 80 годы, поют их и сейчас.
Коллектив 5 «Б» класса представит вам свой вариант песни Владимира Высоцкого «Утренняя гимнастика».
Итак, на рубеже 50-60-х годов в России распространилась «песенная поэзия». Полутора десятилетиями позже по соседству с ней возникла рок-поэзия. Между ними не столь уж просто провести границу. принадлежность к року определяется не словами и не музыкой, а общим отношением к жизни. Как считают многие, в самой основе рок-поэзии лежит убеждение: мир по своей природе жесток и бесчеловечен. Характерные для рок-музыки визжащие, скрежещущие и воющие звуки оправданы тем, что это – крик человека, вброшенного в лишенный Бога мир.
Судьба следующего барда также очень трагична. Его смерть стала настоящим шоком для фанатов и поклонников. До сих пор на его могилу и место, где разбилась его машина, сотнями приходят люди со всех уголков нашей большой страны.
Поняли, о ком идет речь? Верно, о Викторе Цое.
Трудно найти человека, который не слышал бы песни Виктора Цоя и не пел бы их в компании под гитару. Давайте вспомним музыканта, обратившись к поэтике его текстов.
Песни В. Цоя актуальны и сегодня, звучат современно, во многом это зависит от смысла, который заложен в его стихах, значит, своеобразие его художественного метода оправдало себя, и проблемы, поднятые в его поэзии, всегда будут понятны и интересны.
Он не только человек, который «умудрился» появиться «в нужное время, в нужном месте», но он и человек, который единственным словом, с ансамблем музыки, сумел повести за собой советского человека.
«Мягкое кресло» никуда не уйдет, ведь жизнь – это движение. Нужно не бояться «опалиться лучами звезды по имени Солнце», а «порядковый номер на рукаве» превратить в Имя, достойное самого себя.
Сколько людей, столько и нужно песен. Все мы такие разные: то, что увидит один, не поймет другой. Каждому свое, и каждому времени и настроению - своя песня.
Наша встреча с авторской песней подошла к концу. Я думаю, для тех, кто впервые слушал песни бардов, она стала маленьким музыкальным открытием, людям старшего поколения напомнила годы юности.
Мне приходилось слышать в наши дни
От молодых людей такое мнение:
Ну что те барды? – старые они
И устарели их стихотворения.
Вам, старикам, нас не дано понять.
И будущее – лишь за нашей музыкой,
А вам - под ваши песни доживать,
Понятий и морали старой узники.
Ах, как они неправы, вот печаль!
Как много в своей жизни потеряли!
И мне их жаль, мне искренне их жаль,
Что волшебства той песни не узнали.
Ведущий: А время мчит стремительно и всё, что было дорого
На место отведённое всегда расставит жизнь.
И всё-таки, как здорово, и всё-таки как здорово,
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
И сейчас предлагаю всем вместе исполнить песню Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» под аккомпанемент гитар.
Предварительный просмотр:
Приемы формирующего оценивания
Под формирующим оцениванием понимается оценивание прогресса ученика в достижении образовательных результатов в процессе обучения ,проводимое совместно учителем и учеником, с целью определения текущего состояния обученности школьника, путей его перспективного развития, мотивирования его на дальнейшее обучение, совместное планирование учителем и учеником новых образовательных целей и путей их достижения.
группа приемов | прием | описание | |||||||||||
Сочинение. | Эссе. | Одноминутное эссе | Написание | различных | видов | письменных работ, | |||||||
Заметка | отражающих | процесс | понимания | обучающимися | |||||||||
Карты приложения | изученного материала. Проводится по итогам изучения | ||||||||||||
тем, разделов, блоков и т.д. Форма работы – | письменная, | ||||||||||||
Недельный отчет | индивидуальная | ||||||||||||
Высказывания | Индекс- карточки | Составление высказываний, рассуждений обучающимися, | |||||||||||
построенных таким образом, чтобы выявить проблемы в | |||||||||||||
Квадраты | освоении материала. Проводится по итогам изучения | ||||||||||||
материала, выполнения упражнений, тестов и т.д. Форма | |||||||||||||
Речевые образцы | работы устная, индивидуальная | ||||||||||||
Измерение температуры | |||||||||||||
Метапознавательное интервью | |||||||||||||
Топ -3 | |||||||||||||
Правильные вопросы | |||||||||||||
Ученик - репортер | |||||||||||||
Матрицы. | Матрица запоминания | Заполнение | обучающимися таблиц, карт понятий, | ||||||||||
Алгоритмы. | составление алгоритмов по итогам освоения материала. | ||||||||||||
Рассуждение по алгоритму | Форма работы письменная, индивидуальнаяили | ||||||||||||
Карты | групповая | ||||||||||||
Таблица | Аффективный | опросник | Заполнение | учителем | таблиц | оценивания | различных | ||||||
оценивания | ( опросник отношений) | предметных и метапредметных результатов обучающихся, | |||||||||||
выполняемое в ходе работы учащихся над проектом, | |||||||||||||
Матрица наблюдений | исследовательской работой и т.д. Форма работы | ||||||||||||
письменная, выполняется учителем | |||||||||||||
Сигналы | Сигналы рукой | Светофор | Подача | обучающимися | различных | сигналов, | |||||||
свидетельствующих об уровне понимания объясняемого | |||||||||||||
Карточки Умная зарядка | материала. Форма работы устная, групповая | ||||||||||||
Ученик в | роли | Вопросы | для | тестов | Выполнение учениками роли учителя – объяснение | ||||||||
учителя | Две | звезды | и | желание | материала, помощь одноклассникам, проверка работ, | ||||||||
Поиск | ошибки | составление | тестов. Форма работы устная и письменная, | ||||||||||
Упрощение | индивидуальная или групповая. | ||||||||||||
Если бы я был учителем | |||||||||||||
Классификация ошибок | |||||||||||||
Сравнение с образцом | |||||||||||||
Перевод | Перевод информации | Перевод одного вида информации в другой | ( таблицы, | ||||||||||
информации | схемы, тексты, графики, рисунки и т.д.) Форма работы | ||||||||||||
устная или письменная, индивидуальная или групповая |
6
Классификация приемов формирующего оценивания по объекту оценивания
характеристика | процесс изучения нового | понимание изученного материала | процесс размышления | результаты суммативного | |
материала | тестирования | ||||
Что | процесс понимания | понимание изученного материала | процесс размышления, | результат выполнения тестов, | |
оценивается? | обучающимися нового материала | который привел | контрольных заданий и других | ||
в процессе его преподавания | обучающегося к | работ, проводимых с целью | |||
учителем | определенному результату | суммативного тестирования | |||
С какой целью | определить трудности, которые | определить трудности, которые | избежать случайных | проанализировать задания | |
проводится | возникли у обучающихся в ходе | возникли у обучающихся в освоении | правильных ответов | суммативного тестирования с | |
оценивание? | объяснения учителем нового | темы ( блока, раздела, параграфа и | ( полученных угадыванием, | целью определения их сложности | |
материала. По итогам оценивания | т.д.). По итогам оценивания учитель | списыванием ) с целью поиска | для обучающихся, | ||
учитель может принять решение | может принять решение о | ошибок в рассуждениях | проанализировать ошибки и | ||
об изменении скорости урока, | дополнительном повторении, | учащихся, которые привели к | определить пути их исправления | ||
повторном объяснении нового | отработке, тренировочных | неправильным ответам, и их | |||
материала, дополнительной его | упражнениях, работе учащихся в | исправления | |||
отработке и т.д. | парах и т.д. | ||||
Когда | в течение всего урока, по мере | по итогам прохождения темы, как | в любое время, когда | после получения результатов | |
проводится | объяснения нового материала | правило, перед проведением | необходимо оценить процесс | суммативного оценивания | |
оценивание? | суммативного оценивания | достижения результата | |||
«Светофор» | «Одноминутное эссе» | «Рассуждение по алгоритму» | «Топ-3» | ||
«Сигналы рукой» | «Цепочка заметок» | «Метапознавательное | «Вопросы для тестов» | ||
интервью» | |||||
«Речевые образцы» | «Карты приложений» | «Классификация ошибок» | |||
«Измерение температуры» | «Недельный отчет» | «Правильные вопросы» | «Сравнение с образцом» | ||
«Карточки» | «Индекс карточки» | «Поиск ошибки» | «Доска помощи» | ||
«Умная зарядка» | «Квадраты» | «Упрощение» | |||
«Речевые образцы» | «Если бы я был учителем» | ||||
«Ученик- репортер» | «Речевые образцы» | ||||
«Матрица запоминания» | «Матрица наблюдений» | ||||
«Аффективный опросник» | «Уточнение с помощью | ||||
вопроса «Почему?» | |||||
«Две звезды и желание» | |||||
«Вопросы для тестов» | |||||
«Поиск ошибки» | |||||
«Упрощение» | |||||
«Если бы я был учителем» | |||||
«Перевод информации» | |||||
«Матрица наблюдений» | |||||
«Доска помощи» | |||||
7
Примеры использования на уроке приемов формирующего оценивания
Формирующее оценивание призвано вовлечь учащегося в осмысление своего процесса обучения. С этой целью можно предложить учащимся ответить на вопросы по результатам изучения темы:
-добился ли я улучшения результатов в изучении темы?
-почему это произошло? (не произошло?)
-что мне осталось непонятным?
-предпринял ли я какие-либо действия для ликвидации того, что осталось для меня непонятным?
Или
Что ты главное узнал сегодня на уроке?
Какой материал остался для тебя непонятным?
Это может быть одноминутное эссе или отчет, выполненный в конце урока или изучения темы.
Интервью
Или интервью, которое он может дать учителю после проведения урока. В рамках реализации деятельности КОУЧа такие интервью мы берем у 3 типов учащихся – разного уровня способностей.
Рубрики
Рубрики обеспечивают приемлемый путь для взаимодействия с учениками и совместной выработки учебных целей и критериев их достижения.
Рубрики – это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. Обычно их используют при письменном оценивании и устных презентациях.
Но они могут применяться для оценивания любых форм учебных достижений. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов. При использовании в классе рубрики обеспечивают объективный внешний стандарт, с которым сравниваются различные достижения разных учеников.
Цели оценивания
·Повысить достоверность количественного оценивания письменных заданий и устных презентаций.
·Представить цели и ожидаемые достижения в четком однозначном виде.
·Представить стандарты оценивания или балльные оценки и соотнести их с достижением учебных целей.
·Вовлечь учеников в критическое оценивание собственных работ
8
Рубрики применимы к различным формам оценивания:
короткие письменные пробы, эссе,
выставка плакатов, устные презентации, листы исследований,
недельные домашние задания, карты понятий.
Шкала может быть пяти-, трех-, однобалльной, когда средний адекватный уровень оценивается в 3 балла, или пяти, четырех-, трехбалльной. Главное, чтобы критерии для оценки были ясными и понятными.
варианты
Роль учеников:
·Полезно включить учеников в диалог по поводу критериев, используемых в рубрике.
·Ученикам можно предложить выработать критерии для определенного оценивания. Когда они описывают критерии, определяющие их собственные достижения, то часто увереннее достигают установленных стандартов.
Ученики используют рубрики, выполняя различные проверочные задания, такие, как экзаменационные и классные письменные работы, выполнение исследования, подготовка листа исследования. Рубрики позволяют оценить в баллах различные задания и тесты. Эти баллы аккумулируются и определяют рейтинг ученика на определенном этапе.
Ключевой стратегией, обеспечивающей улучшение для всех учеников, является рассмотрение работ парами, входящими в группы сотрудничества.
Значение формирующего оценивания, которое обеспечивают рубрики, весьма велико. Классные письменные работы служат обратной связью, которая дает информацию о природе заданий и вопросов, поставленных перед учениками. На основе рубрик выде-ляются такие компоненты вопросов и заданий, которые делают возможным инсайт, открывающий сильные и слабые стороны учеников.
Рубрики ученика по теме «Главные члены предложений»
критерий успеха | высокий | выше среднего | средний | ниже среднего | низкий |
уровень | уровень | уровень | |||
Умение определять, чем | Я безошибочно | Я определил, | Я определил, | Я определил, | Я определил, |
выражено подлежащее | определил, чем | чем выражены | чем выражены | чем выражены | чем выражены |
выражены | подлежащие, | подлежащие, | подлежащие, | подлежащие, но | |
подлежащие | но допустил 1 | но допустил 2 | но допустил 3 | допустил более | |
ошибку | ошибки | ошибки | 3 ошибок | ||
Умение различать типы | Я безошибочно | Я допустил 1 | Я допустил 2 | Я допустил 3 | Я допустил |
сказуемых | определил типы | ошибку в | ошибки в | ошибки в | более 3 ошибок |
сказуемых | определении | определении | определении | в определении | |
типов | типов | типов | типов | ||
сказуемого | сказуемого | сказуемого | сказуемого | ||
Умение применять при | Я безошибочно | Я допустил 1 | Я допустил 2 | Я допустил 3 | Я допустил |
письме правило | выполнил это | ошибку | ошибки | ошибки | более 3 ошибок |
постановки тире между | задание | ||||
подлежащим и | |||||
сказуемым |
9
РЕЧЕВЫЕ ОБРАЗЦЫ.
Это выражения, подсказки, помогающие строить ответ. Например, речевой образец при обучении построении мини – сочинения «Мой любимый герой русских народных сказок».
Мой любимый герой русской сказки
- меня много любимых героев сказок. Но больше всего мне нравится …. Он встречается ( в одной , во многих сказках). В сказке____ он __ (кратко пересказать события, связанные с героем).
Главный герой мне нравится, потому что _____.
Мне бы очень хотелось почитать о нем и другие сказки.
Интересным примером является прием ТОП -3. Он заключается в том, что после выполнения контрольной работы, теста, творческой работы учащихся просят выбрать три самых трудных вопроса и устно объяснить , почему они были самыми трудными. И почему он смог ( или не смог) выполнить их правильно. Посредством оценки учителя, взаимооценки и самооценки мы сможем оценить предметные и метапредметные результаты обучения.
Особенно эффективно обратная связь прослеживается, когда ученик выступает в роли учителя.
Это может быть объяснение материала, помощь одноклассникам, проверка работ, составление тестов.
Суть приема «Две звезды и желание» заключается в том, что учитель предлагает проверить работы одноклассников. В своих комментариях обучающиеся не оценивают работы, а определяют и указывают на 2 положительных момента – 2 звезды и на 1 момент, который заслуживает доработки – желание.
1
КАРТЫ ПОНЯТИЙ
Зачем нужны | Карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть |
«общую картину» предмета или отдельной темы. | |
Что это такое | Это диаграмма, состоящая из узловых точек ( каждая из которых помечена |
определенным понятием), связанных прямыми линиями. Узловые точки- | |
понятия расположены на разных иерархических уровнях, соответствующих | |
движению от наиболее общих к конкретным специальным понятиям. | |
Описание
Карта понятий представляет собой двумерную иерархически организованную сетевую
диаграмму, которая отражает структуру знаний в определенной предметной области, какой ее
видит ученик, преподаватель или эксперт. Карта состоит из названий
понятий, помещенных в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может:
·проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы;
·проверить уровень понимания учеников и возникшее у них ложное толкование понятий; ·оценить сложность установленных учеником структурных взаимосвязей.
Помимо этого, преподаватели часто используют карту понятий для собственной подготовки к
занятиям либо как графический органайзер во время урока, а также для того, чтобы
подтолкнуть учеников к рефлексии своих знаний. Составление карты
понятий может стать хорошим основанием для совместной работы в группах сотрудничества,
расширяющей пространство понимания предмета для каждого из партнеров
Цели оценивания
Исследовать, насколько хорошо ученики понимают то, как связаны понятия внутри данного предмета и какова природа возникающих у них ошибочных понятий, а также как процесс понимания развивается с течением времени возможности и ограничения
Карты понятий создают удобную возможность наглядно представить структуру
концептуальных знаний, хранящуюся в долговременной памяти. В результате преподаватель может судить о том, насколько хорошо ученики охватывают «целостную картину» (широкую панораму) предмета.
Цели с точки зрения обучения:
1
·изучение терминов, фактов и понятий данного предмета;
·организация информации в точные категории;
·синтез и интеграция информации, понятий, идей;
·видение «широкой панорамы» и связей между отдельными понятиями;
·креативное мышление в данном предмете;
·расширение возможностей долговременной памяти и усвоение новых знаний;
·развитие сложных мыслительных навыков, стратегий и привычек; ·эффективное использование графических иллюстраций.
Использование
Глобальные карты понятий, разработанные опытным преподавателем или командой, могут существенно прояснить основные понятия и их взаимосвязи.
Инструмент преподавания. Преподаватель может представить экспертную или эталонную карту понятий на уроке, чтобы показать основные понятия и их взаимосвязи. Преподаватель может постоянно ссылаться на эту карту, показывая классу, как разрастается сеть понятий, и фокусируя на ней преподавание.
Учебный инструмент. Надо предложить ученикам составить свою собственную карту понятий, покрывающую какой-либо раздел курса, изученного на уроке или изложенного в учебнике.
Пошаговая инструкция
·Начните с понятия, которое хорошо знакомо всем ученикам, например, «автомобиль», «стул», «пища».
·Пусть ученики напишут еще 10 понятий, которые ассоциируются у них с этим основным (например, для «пищи» это будет: «овощи», «мясо», «молоко», «бифштекс»…).
·Попросите учеников ранжировать эти 10 понятий от наиболее общего и охватывающего к наименее общему или от наиболее важного к наименее важному. Этот этап потребует нескольких минут.
·Попросите учеников написать наиболее общее или наиболее важное понятие вверху листа бумаги и взять его в рамку или в кружок. Работать при этом лучше карандашом, а не ручкой. ·Далее ученики должны связать понятия попарно, пару за парой, нарисовав линии (линки) от одного понятия к другому и подписав их. Например, морковь – витамин А, над линией-связкой надо написать «содержит»; мясо – железо, над связкой – «служит источником». Этот процесс надо продолжать, пока на листе не появятся все понятия.
·Надо дать ученикам время (20–30 минут). Важно, чтобы они сделали как можно больше ссылок и построили несколько иерархических уровней. Следует специально подчеркнуть, что нужно построить связи между понятиями, находящимися в одной части карты, и понятиями,
1
расположенными в других ее частях.
·В то время как ученики работают, учитель должен ходить по классу, помогая им, но не давая указаний. Надо напомнить ученикам, что карта понятий – это самостоятельная форма представления собственных знаний и понимания предмета, что те детали, которые они внесут от себя, не обязательно должны быть научно точными и что есть много путей для того, чтобы показать, что они знают. Надо поддерживать креативность и подчеркивать, что единственно правильного ответа не существует.
·Надо показать ученикам, что карты могут весьма помочь им в учебе. Они позволяют кратко и концентрированно представить основное содержание многих страниц учебника.
- Надо собрать карты и сделать их обзор, но не выставлять за них отметки. Важно внести предложения, как можно исправить или усовершенствовать карты.
·Надо вернуть ученикам их карты и предложить еще раз их обдумать. Хорошо использовать цветные карандаши и делать каждую новую итерацию карты другим цветом так, чтобы учащиеся могли проследить, как со временем меняются их представления.
Одну карту понятий можно использовать в ходе нескольких курсов, и хорошо, чтобы ученик
- дополнял, исправлял, реорганизовывал или начинал делать новую по собственной инициативе.
Варианты использования
- Составление карт в группе. Чтобы поддержать учеников и придать им смелости в рефлексии собственных знаний, надо предложить им выполнять картирование в группах по
3–4 человека. Это упражнение обычно дает детям весьма богатый и полезный опыт обсуждения, аргументирования и защиты своей позиции. В результате они прикладывают очень серьезные усилия, чтобы договориться о значении научных понятий, попытаться расширить свое понимание (как это делают ученые) или зафиксировать разные точки зрения. Результат этого процесса – обмен и взаимное обогащение идеями, которые к тому же становятся очевидными для учителя.
Заполнение карт.
Преподаватель предварительно строит карту понятий, а затем убирает все подписи в рамках
(т.е. собственно названия понятий), сохраняя подписанные связи-линки. Затем
учеников просят подписать пустые рамки так, чтобы вся структура, изображенная на карте,
приобрела смысл.
Выборочное заполнение карты понятий. Возможно сделать карту и убрать часть понятий из рамок – примерно 1/3. Извлеченные из карты понятия надо поместить в пронумерованный список, приложенный к карте, для того чтобы ученики выбрали нужные и вставили их в соответствующие рамки. Оценивать выполнение этого задания можно по проценту
1
правильных ответов.
Карта для выборочных понятий. Можно приготовить список из 10–20 понятий и попросить учеников построить карту, используя только эти термины. Акцент здесь делается на установлении взаимосвязей и постепенном усложнении тех структурных конструкций, которые могут построить ученики, опираясь на свои знания в данной области.
Выпуклые
четырехугольники
Параллельность сторон | |||||
Параллелограмм | Трапеция | ||||
Углы | Стороны и углы | Стороны | Углы | ||
Стороны | Прямоугольна | ||||
Прямоугольни | Квадрат | Равнобед- | |||
к | ренная | я | |||
Свойства | Ромб | ||||
Стороны | Диагонал | ||||
Углы | Диагонал | и равные | |||
равны | |||||
прямые | и равные | Угол | |||
Углы при | |||||
основании | прямой | ||||
Стороны | Диагонали - | ||||
равны | биссектрисы | ||||
Диагонали | |||||
перпендикулярн |
1
Методика «Карта понятий»
Методика работы над картой понятия
Начиная работать с данной методикой, следует сфокусироваться преимущественно на качественных аспектах карт, выполненных учениками, отражающих точность и глубину их знаний.
1
Учитель может задать себе следующие вопросы:
·Зафиксированы ли наиболее важные понятия?
·Соответствуют ли линки между понятиями, представленными на карте, научному знанию?
·Выстроено ли достаточное число иерархических уровней и взаимных соотнесений?
·Есть ли свидетельства того, что у ученика возникло неверное понимание и ошибочные понятия?
·Как выполненные учениками карты меняются через несколько дней или недель?
Если преподаватель и ученики приобрели опыт работы с картами, можно попробовать применить для их количественного оценивания одну или несколько оценочных рубрик.
- наиболее распространенной схеме оценивания 1 балл дается за каждую корректную связь между двумя соседними понятиями;
5 баллов – за каждый правильно установленный иерархический уровень,
10 – за каждую содержательную и точную связь понятий из разных частей карты (сквозной линк) и
1 балл – за каждый пример.
В учебной литературе можно найти аргументы За и против карт понятий
- Помогают ученикам сфокусировать внимание на «широкой панораме» предмета,
поэтому они уделяют значительно больше времени концептуальному пониманию, а не механическому заучиванию.
-Помогают школьникам и преподавателям устанавливать существенные связи между понятиями.
-Обеспечивают ученикам доступную и простую возможность представить графически свои знания и таким образом поделиться ими с соучениками и преподавателями.
·Помимо того, что они выполняют роль средства оценивания, помогают детям научиться учиться, а также служат средством для совершенствования курса и являются графическими органайзерами до его начала, по ходу и после завершения. Тем не менее у этого метода есть и негативные аспекты:
·Сравнивать карты, выполненные разными учениками, довольно трудно.
·Оценивание карт может потребовать значительного времени.
·Ученики, имеющую привычку к механическому заучиванию и вербальным знаниям, испытывают очень серьезные трудности, сталкиваясь с картированием.
·Картирование – это сложное когнитивное задание, требующее подготовки и упражнения.
1
РЕЗЮМЕ
Технология формирующего оценивания позволяет соотнести оценочную деятельность педагога и ученика. Учитель и ученик в таком случае выступают как равнозначные субъекты оценочной деятельности, что делает оценивание формирующим.
Что это значит? ФО в первую очередь формирует рефлексивную составляющую личности, как ученика, так и учителя. Рефлексивность – качество личности ученика, позволяющее понимать границы своего незнания и определять средства для его восполнения, понимать себя как инициатора учения. Рефлексивность педагога позволяет ему осознавать собственные личностные и профессиональные ресурсы сопровождения и организации учебной деятельности детей и подростков.
ФО переводит оценку в школе из инструмента наказания – поощрения в инструмент САМОРАЗВИТИЯ.
Основные черты ФО:
- Центрировано на ученике. Это оценивание фокусирует внимание учителя и ученика на отслеживании и улучшении учения. Оно дает учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение.
- Разносторонне результативно. Посколько оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия учащихся. Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растет их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей,
стремящихся помочь им стать успешными в учебе.
В чем преимущества внутриклассного оценивания?
Для учителей:
·обеспечивает компактную обратную связь на тех этапах учебного процесса, когда
возможна его коррекция;
·с меньшими временными затратами дает информацию о процессе учения, чем
стандартные тесты, контрольные работы и др.;
·помогает установить хороший контакт с детьми и повышает эффективность
преподавания и обучения;
·позволяет увидеть преподавание как формирующийся процесс, который развивается с
помощью обратной связи.
Для учеников:
·позволяет наблюдать процесс собственного учения;
·снимает чувство анонимности, незамеченности преподавателем, особенно часто возникающее у детей;
1
·подтверждает то, что преподаватель заботится о том, как происходит учение;
·показывает, когда необходимо изменить приемы работы,
скорректировать свой учебный стиль. Оценивание может помочь школьникам «стать
более эффективными, самооценивающими и самонаправляющими учащимися»
- чем перспектива внутриклассного оценивания? Перспектива использования техник внутриклассного оценивания состоит в том, чтобы сделать их средством, позволяющим определить, как учитель и ученики продвигаются к реализации поставленных учебных целей. Такое оценивание поможет учителю ответить на следующие вопросы:
·В какой степени мои ученики достигли поставленных целей? ·Как распределить время урока для текущей темы?
·Могу ли я вести эту тему более эффективным образом?
·Какие части курса ученики считают наиболее существенными?
·Как я могу изменить этот курс, когда буду вести его в следующий раз? ·Какие отметки можно поставить ученикам?
Ученикам оценивание дает ответы на другие вопросы:
·Знаю ли я, что преподаватель считает наиболее важным?
·Освоил ли я материал курса?
·Как я могу улучшить свой способ обучения?
·Какую отметку я получаю за данный курс?
Все это делает внутриклассное оценивание инструментом развития учебного процесса.
Формирующее оценивание – это эффективная инновационная технология, которая позволяет, применив широкий ассортимент простых техник, получить от учеников оперативную обратную связь относительно того, как они учатся. И этот процесс должен быть обязательно положительным, потому что наша цель - воспитать успешную личность.
И пусть все ваши ученики, независимо от того, какие у них успехи – большие или малые – будут у вас любимыми.