лучший ресурс 2023

Иванова- Климова Наталья Игоревна

карты проппа

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon polozenie-k104.pdf514.25 КБ
Файл karty_proppa.pptx1.06 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Карты Проппа Автор Иванова Наталья Игоревна Воспитатель, МА ДОУ № 46 Краснотурьинск 2023

Слайд 2

Немного биографии. Владимир Яковлевич Пропп был известным филологом, фольклористом. Он занимался изучением русских народных сказок, так же он является основоположником сравнительно-типологического метода в фольклористике, одним из основоположников современной теории текста. Современные структуралисты считают Владимира Яковлевича Проппа одним из своих предшественников.

Слайд 3

Как появились карты Проппа? В ходе своей работы Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 28 функций. Эти функции можно представить в виде схем (карт). При помощи карт ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчит ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки.

Слайд 4

Цель: Развитие монологической речи и стимуляция развития диалога.

Слайд 5

Этапы работы с картами Проппа

Слайд 6

Первый этап Знакомим детей с жанром литературного произведения – сказкой. Выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки. Изготавливаем вместе с детьми сами карты. Таким образом, дети лучше запоминают функции сказки, т. к. при совместном обсуждении они сами решают, как их обозначить.

Слайд 7

Второй этап Игры с детьми, которые помогут освоить карты. « Волшебные имена» «Кто на свете всех злее (милее, умнее)?» «Хороший-плохой »

Слайд 8

«Что в дороге пригодится?» «Волшебные или чудесные вещи»

Слайд 9

Третий этап Чтение сказки и сопровождение ее выкладыванием карт. Пример: «Кот, петух и лиса». В лесу в маленькой избушке жили- были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя- петушок оставался дом стеречь. Собирается кот на охоту и говорит петушку: - Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит.

Слайд 10

Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Выгляни в окошко — Дам тебе горошку. Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок испугался, закричал: — Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик- братик, выручи меня. Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал её, отнял петушка и принёс его домой. С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается.

Слайд 11

Четвертый этап Предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на карты Проппа

Слайд 12

Пятый этап На пятом этапе происходит самая интересная работа - дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа. Можно сочинить сказку опираясь, на схематические изображения, но не все дети принимают абстракцию, им могут помочь сюжетные картинки, которые должны находиться в коробочках или в панно, которые можно перемещать по группе в любой из центров. На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами.

Слайд 13

Образцы карт Проппа

Слайд 15

Значение карт Проппа . 1.Жили-были . Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»). 2 . Особое обстоятельство («умер отец», «солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»). 3. Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы »). 4 . Нарушение запрета ( персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).

Слайд 16

5.Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен ). 6 . Встреча с дарителем . 7 . Способ достижения цели (это может быть полет на ковре- самолете, использование меча- кладенца и т.п.). 8 . Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко ). 9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании). 10 . Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее «симпатичные» персонажи).

Слайд 17

11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния). 12 . Даритель испытывает героя . И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень. 13 . Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно ). 14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем). 15 . Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру). 16 . Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой - со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты ). 17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости ). 18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет - кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

Слайд 18

19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что). 20 . Герой исполняет задание (а как же иначе?). 21 . Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше ). 22 . Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе). 23 . Героя не узнают до ма (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления). 24 . Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги). 25 . Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц ). 26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета) 27 . Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу). 28 . Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).

Слайд 19

Спасибо За Внимание!