Профессиональное развитие
Важной составляющей каждого учителя является обобщение и распространение образцов своей педагогической деятельности. Чтобы обучать детей сетевому взаимодействию с целью развития творческого потенциала школьников, сама, как Учитель, стараюсь активно участвовать в различных сетевых образовательных проектах, педагогических сообществах, конференциях, конкурсах, форумах, блогах. Слова: «Обучая- самосовершенствуйся!» - считаю своим девизом!
Участвовала в 1 Краевом чемпионате по функциональной грамотности и метапредметным компетенциям для педагогических работников Красноярского края "ПолиГрам- 2022" (07.12.22); профессиональном конкурсе "Учитель года -2024 г.; на уровне района представила практику открытости по работе с родителями в рамках профессионального обучающего сообщества "МыВместе"; участвовала в менжрайонной педагогической конференции "Инновационный опыт - основа системных изменений".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практикум конституция с ответами.
1 группа заданий . Содержание Конституции.
Задание: 1. Укажите, из каких частей (глав, статей) состоит Конституция?
2. Изучив главу 1, продолжи предложения: 1. РФ есть демократическое ___ государства с______ __ формой правления. 3. Человек, его ____ являются___высшей ценностью______________________________________________. 3. Носителем ____суверинитета________________ и единственным источником __власти__________________________ в РФ является _____ 4. _____________ РФ распространяется на всю ее территорию. 5. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе __разделения властей ________________________________________________________________________________________________________________________ ___. 6. Государственную власть в РФ осуществляют __ ________________________.
7. В Российской Федерации признаются политическое __
8. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых _______________
9. Российская Федерация _
10. Конституция Российской Федерации имеет__
Информация: Преамбула – это вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.
2 группа заданий. Права граждан. Задание: 1. Изучите 2 главу «Права и свободы человека и гражданина».
2. Заполните таблицу.
Содержание прав. Номера статей Конституции
Например:
1. Право на жизнь, ст. 20 КРФ 2.
Социально- экономические права
Например: 1. право частной собственности и право, т.е. владения, распоряжения и пользования своим имуществом (ст. 35, 36 Конституции РФ),
Культурные права – обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности.
3 группа заданий .
Задание: 1. Изучите главу 3,заполните схему, укажите количество субъектов РФ: република край
2. Найдите ответы на вопросы:
Типы субъектов РФ 1.Что включает в себя территория Российской Федерации? _________________2. Какой язык является государственным на территории РФ?______русский язык_________________________________ 3. Что является денежной единицей в Российской Федерации является____рубль ______________________________ 4.Что могут создавать федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий?___________могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. 5. Кто обеспечивает в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации? президент______________________________________________________________________________________________________________ _________________4 группа. Президент РФ. Задание: 1. Изучите главу 4, определите основные полномочия президента, заполните схему: Президент РФ 5 группа. Федеральное Собрание Задание: 1. Изучите главу 5, заполните схему. Федеральное собрание 2. Продолжи предложения. 1. В Совет Федерации входят: _________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Государственная Дума состоит_________________________________________________________________________________________________ 3. Государственная Дума избирается сроком ______________________________________________________________________________________ 4. Депутатом Государственной Думы может быть избран _____________________________________________________________________________ 5. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают ______________________________________________________________ 6. Федеральное Собрание является_______________________________________________________________________________________________ 7. Совет Федерации избирает____________________________________________________________________________________________________ 8. Государственная Дума избирает________________________________________________________________________________________________ 9. Федеральные законы принимаются______________________________________________________________________________________________ 10. Федеральный конституционный закон считается принятым,_______________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________
6 группа. Правительство РФ. Задание: 1. Изучите главу 6 и заполните таблицу. Вопросы: Какую власть осуществляют? Каков состав правительства? Ответы Кем назначается Председатель правительства? Каковы основные функции Председателя правительства? Когда правительство слагает свои полномочия? Кем принимается отставка правительства?
1)
137статей, 9 глав
2. федеративное правовое____с республиканской
3.права ___________ и ______свободы многонациональный народ_
4. Суверенитет________
5. на законодательную, исполнительную и судебную
6. Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Рф, суды РФ
7. многообразие, многопартийность
8. направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Рф
9. светское государство__
10. _высшую юридическую силу, прямое действие и премяняется на всей территории РФ
Часть 2
2. Право на охрану гос-вом достоинства личности, ст. 21 КРФ 3. 4. . Право на неприкосновенность личности, ст. 22. Право на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телеграфных и телефонных переговоров, ст. 23 и 24. Право на неприкосновенность жилища, ст. 25. Право определять и указывать свою нац. принадлежность, пользоваться родным языком, ст. 26 Право на свободу передвижения, ст. 27(I) Свобода совести и свобода вероисповедания, ст. 28. 5. 6. 7. 8. Права Гражданские (личные) права Политические права 1)право на свободу мысли, ст29 п.1 2)право беспрепятственно придерживаться своих мнений,ст 29 п.3 3)право получать и распространять информацию,ст 29 п.4 4)право печати и информации,ст29 п.5 5)право на объединения,ст 30 п.1 6)право бесприпятсвенно вступать в какое – либо объединение или пребывания в нем,ст31п2 7)право на мирные собрания,ст 31 п.1 8)право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей,ст 32 п.1 9)право избирать и быть избранными и др.,ст32 п.2 10)право равного доступа к государственной службе,ст 32п.4 11)право участвовать в отправлении правосудия ,ст32 п.5 12)право обращения ,ст33 п.1 _
Социальные права
− 2. право наследования (ст. 35 Конституции РФ), − 3. свобода предпринимательской деятельности – т.е. разрешенной законной деятельности, сопряженной с риском направленной на извлечение прибыли (ст. 34 Конституции РФ), − 4. свобода промысленности и торговли – отсуствие внетрунних барьеров для обмена товаров и движения денежных средств (ст. Конституции РФ) −5. право на труд – т.е. право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию (ст. 37 Конституции РФ), −6. право на равное вознаграждения за равный труд, 7. право на забастовки, −8. право на безопасные условия труда (ст. 37 Конституции РФ), −9. право на отдых (ст. 37 Конституции РФ), 10. право на достаточный жизненный уровень, включая питание, жилищные условия, одежду, право на непрерывное улучшение условий жизни, 11 право на жилище, на его предоставления отдельным категориям граждан (ст. 40 Конституции РФ), −12. на наивысший достижимый уровень здоровья, его здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ), − право на охрану и поддержку семьи, материнства, детства (ст. 38 Конституции РФ), 13. право на получение социального обеспечения по старости, ивалидности, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и т.д. (ст. 39 Конституции РФ). Культурные права 1. право на творчество (ст. 10); 2. право на личную культурную самобытность (ст. 11); 3. право на приобщение к культурным ценностям (ст. 12); 4. право на гуманитарное и художественное образование; 5. право собственности в области культуры (ст. 14); 6. право создавать организации, учреждения и предприятия в области культуры (ст. 15); 7. право создавать общественные объединения в области культуры (ст. 16); 8. право вывозить за границу результаты своей творческой деятельности (ст. 17); 9. право на культурную деятельность в зарубежных странах (ст. 18); 10. право на сохранение и развитие культурно- национальной самобытности народов и иных этнических общностей (ст. 20); 11. 12. право на культурно-национальную автономию (ст. 21). К социально-экономическим правам сотрудников органов внутренних дел относятся также предусмотренные Законом Российской Федерации «О милиции» право на установку телефона, предоставление детям сотрудников милиции мест в детских дошкольных учреждениях (ст. 31), а также право на бесплатный проезд (ст. 32). Информация: Система прав человека и гражданина, закрепленная в Конституции РФ ∙ Гражданские (личные) права- принадлежат человеку как биосоциальному существу. ∙ Политические права – обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны. ∙ Социально-экономические права – обеспечивают благосостояние и достойный уровень жизни. ∙
3 группа
1 территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними
Предварительный просмотр:
Конкурсные испытания первого (отборочного) этапа Конкурса
Конкурсное испытание «Описание урока»
Фамилия, имя, отчество автора | Ануфриева Людмила Александровна | |||||||||||||||||||||
Место работы | МКОУ Никольская СОШ | |||||||||||||||||||||
Должность | Учитель истории и обществознания | |||||||||||||||||||||
Класс | 9 | |||||||||||||||||||||
Предмет | обществознание | |||||||||||||||||||||
Тема урока/занятия | Семья и ее функции | |||||||||||||||||||||
Место урока в теме и в программе по предмету | Данный урок разработан на основе Конструктора рабочих программ, поурочного планирования и является шестым по теме «Человек в системе социальных отношений» | |||||||||||||||||||||
Ключевая идея урока в формате проблемного вопроса | Проблемный вопрос – В чем секрет семейного счастья? Нахождение ответа на проблемный вопрос реализуется через беседу, дискуссию и выполнение заданий При поиске ответа используются элементы таких технологий, как здоровьесберегающей, технологии критического мыления, диалоговая, методики КУЗ. | |||||||||||||||||||||
Цель (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет: знать: уметь (сможет продемонстрировать): | К концу урока каждый ученик будет знать: - целостное представление о семье, браке - функции семьи Уметь: - объяснять ключевые слова «семья», «семейные ценности», «брак»; - уметь выделять основания заключения брака, роль семьи в жизни каждого человека. | |||||||||||||||||||||
Инструменты и критерии/показатели/индикаторы оценки достижения запанированных результатов: | К инструментам, с помощью которых можно проверить достижение запланированных результатов, относятся: Задание 1: Выберите верные суждения о семье и ее функциях в современном обществе и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Появлению семьи способствовало возникновение государства. 2. В современном обществе семья остается главной производственной ячейкой. 3. Одной из функций семьи является психологическая и эмоциональная поддержка членами семьи друг друга 4. Функции семьи как социального института меняются с изменением условий общественного развития. 5. Семья — единственный социальный институт, осуществляющий социализацию подрастающего поколения. Верный ответ: 3,4 (2 бб) Критерии/показатели/индикаторы оценки достижения запланированных результатов: (при совпадении в определении ставиться 1 балл на каждый критерий) Задание 2 (работа в парах) - Что для вас семья? Каждый на листочках напишет одно слово –признак семьи и прикрепит их на доске. Посмотрите, что у нас получилось и попробуйте в парах сформулировать понятие, что же такое семья. А теперь, давайте сравним со словарным определением: Семья как малая группа – это основанная на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных, взаимопомощью и взаимной ответственностью. (мак – 6 бб) Задание 3 (работа в группах) Изучите ст.ст. 12-14 Семейного кодекса РФ и назовите условия заключения брака. (Приложение 2.) Статья 12 Условия заключения брака 1 Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. 2 Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса. Статья 13 Брачный возраст 1 Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. 2 При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации. Статья 14 Обстоятельства, препятствующие заключению брака Не допускается заключение брака между: лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами); усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства. Ответы учащихся: - Достижение совершеннолетия; - Обоюдное согласие вступающих в брак; - Отсутствие других браков; - Отсутствие близких родственных связей; - Дееспособность вступающих в брак (Мак- 5 бб, на каждый правильный ответ) Задание 4 (самостоятельно) Давайте проведем небольшое исследование. Перед вами таблицы с функциями семьи и их определением, а также фрагменты текстов. (приложение3 ) попробуем распределить функции семьи по таблице.
. Примеры: (в таблицу записать только цифры)
МАК – 6 бб Закрепление: Задание 5 .ТЕСТ по теме «СЕМЬЯ» 1. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это 1) род 3) семья 2) сословие 4) элита 2. Семья в отличие от других малых групп характеризуется 1) высокой политической активностью 2) общими увлечениями 3) профессиональным ростом 3. Женщины главенствовали: 1) при матриархате 2) при патриархате 4. Выберите правильное утверждение 1) в истории общества существовали разные виды семьи 2) семейные отношения нормами права не регулируются 3) современная семья включает всех родственников 4) семейные отношения нормами морали не регулируются 5. Сын оказывает материальную помощь проживающей вместе с ним матери, которая получает пенсию по инвалидности. В этом проявляется функция семьи 1) экономическая 3) эмоционально-психологическая 2) досуговая 4) социально- статусовая 6. К функциям семьи относится 1) социализация личности 2) определение минимального размера оплаты труда 3) установление системы школьного образования 4) определение размеров коммунальных платежей Мак – 6 бб Задание 6 (работа в группе) Ответьте на проблемный вопрос, продолжив предложения: (одно предложение на группу) 1. Семья нужна каждому человеку, потому что… 2. Главная семейная ценность – это… 3. Семья не может существовать без… | |||||||||||||||||||||
Организационно-педагогические условия проведения урока | Урок начинается с эмоциональной, психологической и мотивационной подготовки обучающихся к усвоению изучаемого материала. «Погружение» в тему урока происходит через притчу о семье и осмысление понятий. На данном этапе ребята определяют тему урока и формулируют проблемный вопрос: «В чем секрет семейного счастья ?» (формируемые компетенции у обучающихся: регулятивные - самостоятельно формулируют тему и задачи урока после предварительного обсуждения; коммуникативные - высказывают собственное мнение; слушают друг друга). На этапе актуализации знаний рассматривается вопрос об этимологии слова «семья». Ребята пишут признаки семьи, затем дают собственное определение понятию и сравнивают его со словарем (формируемые компетенции у обучающихся: познавательные - проявляют умение систематизировать работать с информацией). При осмыслении материала обучающиеся определяют условия заключения брака, определяют функции семьи, работают в парах, группах на основе решения различных заданий. Деление на группы происходит с целью научить ребят делиться своими идеями, сотрудничать и вырабатывать общую точку зрения, учиться налаживать контакт друг с другом. Задания для изучения нового материала: - изучение статей Семейного Кодекса РФ (позволяет определить основные условия заключения брака); - словарная работа (информационный блок) о семье, браке как надёжной основе нашей жизни; - мини-исследование: где обучающиеся, работая по таблице, изучают функции семьи, затем приведенные примеры распределяют в соответствии с этими функциями - словарная работа (информационный блок) функции семьи; -на этапе закрепления ребятам предлагается тест, а также неоконченные предложения по теме «Семья», с помощью которого ребята отвечают на проблемный вопрос урока, обобщают и делают выводы, высказывают свою точку зрения по теме урока (групповая работа). Формируемые компетенции у обучающихся: познавательные - проявляют умение работать с информацией; регулятивные - проводят взаимопроверку; ценностно-смысловая компетенция - выбор значимых ценностей и овладение определенной системой знаний; социальная компетенция - открытие рефлексивного мира собственного «Я», способность действовать в социуме с учётом позиций других людей. На этапе рефлексии обучающимся предлагается прикрепить сердечки с теми понятиями, которые ближе обучающимся:
Формируемые компетенции у обучающихся: регулятивные - оценивание своей работы; коммуникативные - высказывают собственное мнение; личностные - самоопределение, корректировка личности. Итогом урока является ответ на проблемный вопрос: | |||||||||||||||||||||
Перечень дидактических материалов | Презентация «Семья и ее функции» Притча «Две семьи» (приложение 1) Рабочий лист с заданиями 1-5 Раздаточный материал | |||||||||||||||||||||
Оснащение урока | Компьютер, проектор, доска, магниты, раздаточный материал для обучающихся, ручки, фломастеры. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Притча «Две семьи»
В одном маленьком городе жили по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорились, обвиняя друг друга, а другие – души не чаяли друг в друге.
Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:
«Сходи, посмотри, как у них так получается, что все гладко да тихо».
Пришел тот к соседям, зашел тихонечко и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку поет и порядок в доме наводит. Красивую дорогую вазу как раз от пыли протирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что она вот-вот упадет.
Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, она упала и разбилась.
«Что будет то?» – думает сосед.
- Прости , дорогой. Я виновата. Так небрежно поставила ее на стол.
- Что ты , милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну, да ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
- Ну, что так долго? Посмотрел?
- Да!
-Ну и как там у них?
- У них – все виноваты.
А вот у нас - все правы!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рабочий лист для учащихся
Ученик ____________________________________Класс____________
Дата_____________
Тема урока__________________________________________________
Задание 1: Выберите верные суждения о семье и ее функциях в современном обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Появлению семьи способствовало возникновение государства.
2. В современном обществе семья остается главной производственной ячейкой.
3. Одной из функций семьи является психологическая и эмоциональная поддержка членами семьи друг друга
4. Функции семьи как социального института меняются с изменением условий общественного развития.
5. Семья — единственный социальный институт, осуществляющий социализацию подрастающего поколения.
Ответ: _________
MAX (2 бб)
Баллы:________
Задание 2
- Что для вас семья? Каждый на листочках напишет одно слово –признак семьи и прикрепит их на доске.
Посмотрите, что у нас получилось и попробуйте в парах сформулировать понятие, что же такое семья.
Семья – это ___________________________________________________________________
MAX- 6 бб
Баллы:___________
Задание 3 (работа в группах)
Изучите ст.ст. 12-14 Семейного кодекса РФ и назовите условия заключения брака.
Статья 12 Условия заключения брака
1 Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и
женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
2 Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14
настоящего Кодекса.
Статья 13 Брачный возраст
1 Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.
2 При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту
жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить
вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.
Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом
особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет,
могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.
Статья 14 Обстоятельства, препятствующие заключению брака
Не допускается заключение брака между:
лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии
(родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и
неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);
усыновителями и усыновленными;
лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие
психического расстройства.
Ответы:
1. _____________________________________________________
2. _____________________________________________________
3. _____________________________________________________
4. _____________________________________________________
5. _____________________________________________________
MAX- 5 бб
Баллы:_______
Задание 4 (самостоятельная работа)
Перед вами таблицы с функциями семьи и их определением, а также фрагменты текстов. Распределите функции семьи по таблице (в таблицу записать только цифру).
Функции семьи | ЕЕ сущность | Примеры |
1.Репродуктивная | Биологическое воспроизводство человека | |
2.Социально-статусная | Передача ребенку статуса семьи | |
3.Экономическая и хозйственно-бытовая | Ведение домашнего хозяйства, уход за детьми, престарелыми членами семьи | |
4.Эмоциаональная | Оказание психологической поддержки членам семьи | |
5.Функция сексуального регулирования | Упорядочивание сексуальных потребностей | |
6.Функция социализации детей | Формирование индивида как личности |
Примеры: (в таблицу записать только цифры)
- Каждое утро отец вместе с сыном делает зарядку. И если раньше в течение ряда лет отец вставал первым и будил сына, то теперь сын просыпается самостоятельно и нередко будит отца. Какую функцию семьи иллюстрирует эта ситуация?
- Мать с отцом распределили в семье обязанности, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление пищи, стирка белья, уборка, приобретение продуктов. При этом некоторые посильные обязанности достались детям. Какую функцию семьи иллюстрирует эта ситуация?
- В зимние выходные дни вся семья выходит на лыжные прогулки. И младшему трехлетнему сыну приобрели детские лыжи и стали брать его с собой. Какую функцию семьи иллюстрирует эта ситуация?
- Отец много времени проводит в гараже с машиной: меняет масло, подкачивает колеса, заменяет вышедшие из строя детали новыми… Дети сначала просто наблюдали за его работой, потом понемногу стали помогать. Какую функцию семьи иллюстрирует эта ситуация?
- Бабушка по вечерам читает внукам книжки. Закончит читать, усмехнется да и расскажет что-то, на что натолкнула книжка, из своей жизни. Дети так привыкли к этим вечерам, что, даже научившись читать самостоятельно, просят бабушку почитать и рассказать что-либо. Какую функцию семьи иллюстрирует эта ситуация?
- В семье родился третий ребенок. Мать с отцом убеждены, что это не предел. Какую функцию семьи иллюстрирует эта ситуация?
MAX – 6 бб
Баллы:______
Задание 4
.ТЕСТ по теме «СЕМЬЯ»
1. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это
1) род 3) семья
2) сословие 4) элита
2. Семья в отличие от других малых групп характеризуется
1) высокой политической активностью
2) общими увлечениями
3) профессиональным ростом
3. Женщины главенствовали:
1) при матриархате 2) при патриархате
4. Выберите правильное утверждение
1) в истории общества существовали разные виды семьи
2) семейные отношения нормами права не регулируются
3) современная семья включает всех родственников
4) семейные отношения нормами морали не регулируются
5. Сын оказывает материальную помощь проживающей вместе с ним матери, которая получает пенсию по инвалидности. В этом проявляется функция семьи
1) экономическая 3) эмоционально-психологическая
2) досуговая 4) социально- статусовая
6. К функциям семьи относится
1) социализация личности
2) определение минимального размера оплаты труда
3) установление системы школьного образования
4) определение размеров коммунальных платежей
Ответы: MAX – 6 бб
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Итоговые баллы: 25 баллов за выполнение заданий + дополнительно по 1 баллу за правильный устный ответ и выступление от группы (4 балла). Итого: 29 бб
«5» - 24-29 бб
«4» - 18-23 бб
«3» - 13-17 бб
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Закончить предложения (работа в группах – по одному предложению на группу):
1. Семья нужна каждому человеку, потому что…
2. Главная семейная ценность – это…
3. Семья не может существовать без…
Предварительный просмотр:
Практическое занятие НОУ «Вега»
Тема: Постановка цели и задач исследования
Цели:
- Создать условия для исследовательской деятельности учащихся;
- Развивать интеллектуальные умения: анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать; практические умения;
- Развивать внимание, речь учащихся, коммуникативные навывки
При отборе содержания в основе были поставлены следующие принципы и подходы:
- Принцип практиче6ской направленности. Слушатели на практике отрабатывают правильность постановки цели и задач исследования
- Принцип последовательности.
- Принцип преемственности. Передача опыта старших школьников младшим.
Оборудование:
Мультимедиа презентация, карточки-памятки для учащихся
Ход занятия
I Орг.момент
| Ребята, сегодня мы продолжим работу НОУ «Вега», но занятие у нас необычное – у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их. Прежде чем начать работу, я хочу предложить вам выполнить упражнение, которое называется «Дотянись до звезд» «Встаньте и закройте глаза. Сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на небо и выберите для себя какую-нибудь самую яркую звезду, которая связывается у вас с вашей с самой важной мечтой, с вашей целью. Теперь откройте глаза и попытайтесь дотянуться до своей звезды, тянитесь изо всех сил! Снимите ее с неба и бережно положите к себе на стол. Теперь выберите еще одну звезду, которая также символизирует вашу цель. Представьте ее и дотянитесь, снимите ее с неба.» - Ребята, я дала это упражнение не случайно, а для того, чтобы вы смогли определить тему нашего занятия. Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего занятия? - Правильно. Тема нашего занятия – это постановка цели и задач исследования. - мне нужна будет ваша помощь и поддержка. И для того, чтобы продолжить наше занятие вы сами должны определить цели, что вы хотите узнать , чему научиться . |
.II. Постановка целей урока | - нужно повторить теорию: что такое цели и задачи исследования; - привести конкретные примеры на основе исследовательских работ учащихся нашего НОУ; - на практике самостоятельно отработать навыки постановки цели и задач исследования. |
III Теоретическая часть | Презентация ( выступление Сарамковой Кристины – учащийся 10 класса) |
IV Практическая часть |
- Ребята, все согласны с тем, как Артем с Васей поставили цель исследования, сформулировали задачи. Если согласны, то объясните. Если нет , то тоже попробуйте объяснить.
|
V Рефлексия |
Предварительный просмотр:
История – 6 класс
Задание 1
Внимательно прочитайте параграф 14 учебника. Заполните одну ветку схемы «Северо-Восточная Русь».
Задание 2
Развитие Владимиро-Суздальского княжества
Прочитайте п.14 и заполните таблицу
Князья и годы правления | Внешняя политика (оборона, походы, договоры) | Внутренняя политика (реформы и преобразования) |
Задание 2
Развитие Владимиро-Суздальского княжества
Прочитайте п.14 и заполните таблицу
Князья и годы правления | Внешняя политика (оборона, походы, договоры) | Внутренняя политика (реформы и преобразования) |
Задание 2
Развитие Владимиро-Суздальского княжества
Прочитайте п.14 и заполните таблицу
Князья и годы правления | Внешняя политика (оборона, походы, договоры) | Внутренняя политика (реформы и преобразования) |
Задание 2
Развитие Владимиро-Суздальского княжества
Прочитайте п.14 и заполните таблицу
Князья и годы правления | Внешняя политика (оборона, походы, договоры) | Внутренняя политика (реформы и преобразования) |
Предварительный просмотр:
Индивидуально-образовательный маршрут как средство формирования УУД на занятиях в РВГ
Уважаемые коллеги, в условиях подготовки к введению ФГОС основного общего образования каждая школа ищет наиболее приемлемые и эффективные пути достижения планируемых результатов. Стандартом предъявляются очень серьёзные образовательные результаты. С одной стороны, кажется, что многие из них нам понятны и мы уже работаем на них, с другой - понимаем, что наше представление о планируемых результатах очень поверхностное. Изучая и анализируя планируемые результаты, которые предъявляются в Стандарте, мы поняли, что уже на этапе подготовки к введению Стандарта можно организовать деятельность, которая будет способствовать пониманию и достижению некоторых видов планируемых результатов. Так возникла идея построения системы работы по формированию метапредметных и личностных УУД.
Коллеги, давайте вспомним и о том, что одной из основных специфик образовательной программы основного общего образования является идея индивидуализации образовательного процесса, предусматривающая построение индивидуальной образовательной траектории учащимися.
Наша МКОУ Никольская СОШ – небольшая, в ней обучается всего 55 учащихся. И как принято сейчас говорить – сельская, малокомплектная.
Преимущества малокомплектной школы:
- глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика;
- большие возможности совместной работы с семьёй;
- а главное - индивидуальное обучение в классах с пятью, тремя, а то и с одним учеником, поэтому мы стали применять обучение по ИОМ.
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональная траектория освоения содержания образования на избранном уровне через осуществление различных видов деятельности, выбор которых обусловлен индивидуальными особенностями обучающихся.
Результатом проектирования ИОМ становится выбор линии (т.е пути) движения учащегося к поставленной цели через проектирование и реализацию индивидуального плана.
ИОМ призван обеспечить мотивацию обучения, умение ставить цель, планировать свою деятельность, оценивать и контролировать себя, умение слушать и слышать собеседника, взаимодействовать с окружающими, прогнозировать и проводить рефлексию, развивать самосознание учащегося.
Это и есть метапредметные и личностные результаты.
На старте особое внимание мы уделили мотивации и целевой установке учащихся, родителей и педагогов, потому что реально понимали, что только с согласия и при желании включиться в эту работу всех участников образовательного процесса могут быть достигнуты результаты.
2.Создание индивидуальных образовательных маршрутов.
Индивидуальные образовательные программы в нашей школе создаются для работы с одаренными детьми, со слабыми и с учащимися.
В создании индивидуальных образовательных программ участвуют учителя-предметники, учащиеся, родители, классный руководитель, но ведущая роль принадлежит педагогу-предметнику. Педагоги:
· Обучают целеполаганию
· Оказывают консультативную помощь
· Осуществляют контроль сформированностиметапредметных результатов
· Организуют рефлексию
· Проводят разъяснительную, информационную работу с родителями
Ученики-субъекты образовательного процесса.
· Они проектируют
· реализуют индивидуальный образовательный маршрут, который включается в индивидуальный образовательный план.
· корректируют индивидуальный план
· проводят рефлексию своей деятельности и своих результатов
Родители также являются активными участниками образовательного процесса, они:
· советуют,
· контролируют,
· анализируют маршруты детей,
· поддерживают их в достижении поставленной цели.
В начале реализации всей задуманной деятельности нами была определена форма индивидуального образовательного плана, сейчас такой план есть у учащихся 5-7 классов: Голубевой Н, для учащихся 6 класса по математике, Дубовик К,
Деятельность по созданию ИОМ учащегося делится на несколько этапов.
1 этап. Диагностичеcко – аналитический.
1.1 В начале сентября проводится диагностика личностных качеств, предпочитаемых видов деятельности, образовательных мотивов и потребностей ребенка и т.д.
В работе по изучению и сопровождению обучающихся мы используем тестовые методики, беседы с родителями. (Диагностику проводит классный руководитель и школьный психолог).
Использованная методика | Цель диагностирования |
Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа).
| Оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности. |
Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация». | Характер и наличие учебной мотивации. |
Методика Климова И.И. «Карта интересов». | Определение круга интересов и склонностей ребёнка. |
Опросник Айзенка. | Личностные особенности. |
Тест на определении уровня школьной тревожности. Автор – Филлипс. | Уровень школьной тревожности. |
Социометрия. Автор – Дж.Морено. | Социальный статус в коллективе. |
1.2 Далее составляется и проводится диагностическая работа по выявлению дефицита в знаниях, предметных и метапредметных умениях, которую дает учитель-предметник. Учитель, совместно с учащимся, анализируют диагностическую работу.
2 этап На втором этапе (мотивационный) обучающийся заполняет таблицу. Эта таблица предназначена для всех категорий обучающихся. Слабые и средние обучающиеся выявляют свои дефициты и планируют способы их преодоления, а сильные ученики ставят целью достижение более высоких результатов по предмету и составляют ИОП.
Что умею? | Мои результаты | Дефициты | Какие результаты хочу иметь | Что для этого нужно сделать и каким образом? (Ставит цель и задачи) |
Фрагмент ИОМ по истории Кости Б. ученика 6 класса
Цель: образовательные потребности (что я хочу?) занимать призовые места в олимпиадах,
Мои образовательные проблемы: затрудняюсь выполнять задания нестандартные, повышенной сложности
Соответствуют ли образовательные результаты моим образовательным потребностям | Мои результаты (высокий, низкий, средний) | Какие результаты я хочу иметь | Мои действия для достижения результата | Ожидаемые результаты |
не соответствуют | средний | высокие | -заниматься самообразованием, работать с дополнительной литературой: - искать необходимую информацию в интернете; -получать консультации у учителя; - активно работать на уроке | занять призовое место в олимпиаде по истории |
Перспективный план по достижению поставленной цели.
Действия | Ресурсы и условия | Сроки | Примечания (корректировка) |
-получать консультации у учителя -заниматься самообразованием, (работать с дополнительной литературой, Интернет ресурсами) - работать на уроке - участвовать в олимпиаде - участвовать во внеурочной деятельности по истории | -учителя-предметники с высшей и первой категорией; -высокоскоростной Интернет, библиотека; -школьное научное общество «ВЕГА» | В течение года |
Мои полученные результаты:_________________________________________________________________________
3 этап Планирование и реализация.
На этом этапе учащийся совместно с учителем выбирает темы для составления ИОМ ученика.
Учитель разбивает учебный материал на блоки, а каждый блок на темы. Все блоки пронумерованы: Б-1, Б-2 и пр. Темы тоже имеют свой номер: Т1, Т2 и т .д. Все это представляет в виде таблицы.
Образец дробного тематического планирования
№ | Блоки | Тема | |
1 | Народы и государства на территории нашей страны в древности | Древнейшие народы на территории Восточно-Европейской равнины | Т 1 |
История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э – середина VI в. Н.э. | Т 2 | ||
Первые государства Восточной Европы. | Т 3 | ||
2 | Русь в IX – первой половине XII в. | Восточные славяне | Т 1 |
Образование Древнерусского государства: причины, предпосылки, начало объединения земель восточных славян. | Т 2 | ||
Образование Древнерусского государства: первые князья и их деятельность. | Т 3 | ||
Русь в конце X – начале XI в. Принятие христианства. | Т 4 | ||
Руст в I половине XI в.. Становление государства. Ярослав Мудрый и его деятельность | Т 5 | ||
Русь во II половине XI в. | Т 6 | ||
Русь в конце XI в. – начале XII в. Владимир Мономах. | Т 7 | ||
Общественный строй Древней Руси. | Т 8 | ||
Древнерусская культура: влияние христианства на культуру. Литература. | Т 9 | ||
Древнерусская культура: изобразительное искусство и зодчество. | Т 10 |
Содержание (раздел программы, тема) | Способ деят. и формы обучения | Время (срок) изучения | Форма представления рез-та | Достигнутый рез-т | ||
№ | Цель Задачи | Тема | ||||
Б-1 | - Вспомнить материал по истории Древнего мира об особенностях первобытного общества; -реконструировать отдельные черты жизни первобытного человека по археологическим находкам, составлять рассках об их жизни; Проводить первоначальный анализ находок со стоянки Сунгирь; Характеризовать особенности неолитической революции и последствия овладения металлами; Показывать на карте расселение древнего человека, древние государства Поволжья; Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействия народов; Называть изменения в Восточной Европе в результате Великого переселения народов; Описывать жизнь и быт, верования славян и их соседей; Характеризовать территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия (используя историческую карту; Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности»; Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ); | Т-1 | - общение с учителем на уроке | 20.12 | Устный опрос, работа у доски | |
- С/р по учебнику (доп материал стр. 16-17, вопросы) ЗПС | 20.12-22.12 | После уроков – устный ответ | ||||
- работа в МГ на уроке командиром | 20.12 | Сверка ответа с учителем | ||||
- работа с КИМ (набор заданий по теме) ЗПС | 22.12 (8-10 мин на уроке) | Ключ к заданию | ||||
Т-2 | - общение с учителем на уроке и внеурочное время | 22.12 | Сдача учителю теоретического теста после уроков | |||
самостоятельное изучение и работа в ППС с Кристиной | 22.12 | Лист – опросник Сверка ответов в паре | ||||
- С/р Контурная карта | 22.12 | Заполнение контурной карты | ||||
- решение КИМ (самостоятельно) ЗПС | 22.12-04.01 | Решение теста (зачет) | ||||
Т 3 | Общение с учителем | 10.01 | Устный ответ на уроке | |||
Работа в ПСС | 10.01 | Карточки-задания. Сверка ответов (ключ) | ||||
Подготовить презентацию к обобщающему уроку по блоку 1 | 12.01 | Презентация | ||||
Самостоятельное изучение доп. материала (стр. 25-26 учебника) с проверкой после уроков. ЗПС | 10.01 – 12.01 | После уроков – устный ответ |
Для одаренных детей в него включают кроме программного материала задания повышенной сложности (ЗПС).
Учащийся для себя составляет расписание на месяц.
Сроки | Деятельность |
сентябрь | |
Понедельник – суббота | Обязательное посещение уроков |
Вторник, четверг | Индивидуальная консультация 14.00-15.00. |
Среда- пятница | Самообразование (работа с учебной литературой, Интернет ресурсом) |
Для слабых и средних учащихся составляются программы для отработки западающих знаний и умений.
Фрагмент ИОМ ученицы 7 кл. Лики К. «Отработка навыка работы с текстом на уроках истории»
Сводная таблица результатов диагностики умений коммуникаций.
Микроумения и номера заданий | Выразительное чтение | Озаглавливание текста | Деление текста на смысловые части | Формулирование темы текста | Определение главной мысли | Нахождение информации, заданной в явном виде | Вопросы на понимание | Умение выделять ключевые слова | Составление вопросов по тексту | Ответы на вопросы по тексту | составление схемы, таблицы по тексту | Итог |
= | = | = | + | = | + | = | = | = | - | = | = |
+ - справляется хорошо
= - удовлетворительно
- - неудовлетворительно
Пояснительная записка
Работа с текстом на уроках истории предназначена для формирования функциональной грамотности, развития читательской компетенции, восприятия исторического текста, общего развития и воспитания.
Цель: научиться работать с историческим текстом
Для этого на уроках истории научиться:
- читать с пониманием;
- читать правильно, бегло;
- пересказывать;
- аудировать (слушать);
- умение выделять главное;
- выделять непонятные слова;
- выделять ключевые слова;
- делить текст на смысловые части;
- анализировать, составлять план;
- составлять схемы, таблицы по тексту.
Тема (НИ) | Источники материала | С кем работает? | Форма работы | Итоговый контроль | Дата | Итог |
Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций | пар.15 п.1-2. учебник, | Женя Д. | ППС | Схема, таблица в тетради | 20.10 | Сдано + |
Парламент против короля. Революция в Англии | пар. 16 учебник; доп. материал с.156-158 | Самостоятельно (дома) | Мини-тест | До 25.10 | Справилась = | |
Путь к парламентской монархии. | Дополнительный материал (интернет) | Женя Д. Полина Ж учитель | ПСС; | Сообщение | 27.10 | Зачтено + |
Международные отношения в 16-18 вв | пар. 18 учебник; п. 2-3 | Женя Д. Полина Ж учитель |
Работа в МГ | Тест | 01.11 | Зачтено = |
Задания повышенной сложности | Карточка-задание | Самостоятельно (дома) | Тест | 03.11 | Зачтено = | |
Великие просветители Европы | Интернет, дополнительная литература | Самостоятельно (работа в школьной библиотеке) | Сообщение в классе | 13.11 | Зачтено + |
Памятка для изучения текста
1. Прочитай текст
2. Определи смысл основных понятий, непонятных слов.
3. Озаглавь основные смысловые части текста.
4. Составь вопросы (и найди на них ответы), которые отражают основные мысли текста.
5. Перескажи содержание текста своими словами, не забывай использовать понятия и новые слова.
6. Ответь на вопросы в конце текста, параграфа.
3 этап Деятельность по реализации ИОП
Учащийся организует свою деятельность по ИОП, учитель сопровождает, контролирует учащегося, походу деятельности могут быть внесены корректировки в работу).
Учитель составляет сводную таблицу
В сводной таблице в ходе изучения каждой темы, блока предусматривается обязательный контроль в форме самостоятельной работы (с/р), контрольной работы (к/р), проверочной работы (п/р), зачета, что отражается в соответствующих столбцах таблицы. По русскому языку в таблице-плане помещены и столбцы для словарного диктанта (с/д), изложений. После всех видов работ, предусмотренных программой, в последней графе указывается дата окончания изучения учеником данного блока.
Напротив каждой фамилии ученика выставляется «+» по мере изучения им каждой темы в блоке и выполнения всех указанных работ. В этой же таблице подробно указывается название тем (Т1, Т2, Т3) и количество часов, необходимых для изучения данной темы.
Пример. Планирование и контроль за изучением блока 2.
№ | Ф. И. учащегося | Б-1 (Народы и государства на территории нашей страны в древности) | ||||||||||
Т 1 | Т2 | Т3 | Онлайн-тест | ЗПС | с/р | к/р | Зач. | Итоговая оценка. | ||||
1. | Костя. Б | |||||||||||
2. | Кристина Д. | |||||||||||
3. | Саша К. | |||||||||||
4. | Никита К. | |||||||||||
Т1: Древнейшие народы на территории Восточно-Европейской равнины | 1ч. | |||||||||||
Т2: История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э – середина VI в. Н.э. | 1ч. | |||||||||||
Т3: Первые государства Восточной Европы. | 1 ч. |
4 этап. Демонстрация результатов (может осуществляться по ходу выполнения программы, в разных формах, как запланировано в программе)
5 этап. Рефлексивно-оценочный этап
Обязательный этап методики — рефлексия выполнения индивидуального маршрута. Полученные результаты деятельности сопоставляются с целями образовательной деятельности ребенка. В присутствии родителей каждый учащийся даёт самооценку своей деятельности (анкета и т.д) и учитель даёт оценку деятельности обучающегося.
Важно выяснить: — как удалось / не удалось ученику выдержать свой маршрут без вмешательства учителя; — оптимальным ли был маршрут, т. е. рационально ли были распределены силы при реализации плана; — какие решения можно теперь считать успешными, а какие — ошибочными, невзвешенными, поспешными; — как бы выглядел план сейчас, если бы пришлось его создавать снова; — какие выводы по планированию своей учебной деятельности сделал ученик; — может ли сказать ученик, что умеет планировать свою работу; — можно предложить ученику написать эссе «Как я прошел мой индивидуальный маршрут».
Обязательным моментом является и рефлексия учителя по реализации замысла индивидуального маршрута: — удалось ли мотивировать учеников на выход в индивидуальный маршрут, эффективным ли было сопровождение индивидуального маршрута; — какие позиции из плана были целесообразны для выбора, а какие — ошибочно предоставлены для выбора; — какие позиции можно также предложить на выбор учеников; — удалось ли организовать рефлексию выполнения индивидуального маршрута учеником; — можно ли отметить, что произошел рост регулятивных УУД
После самооценки и оценки создаются условия для коррекции и планирования дальнейшей коллективной и индивидуальной деятельности.
Все ИОМы утверждаются директором и согласовываются на методическом совете школы.
Для того чтобы ИОМ учащегося реализовался успешно, необходимы определенные условия. В нашей школе 70% педагогов прошли курсовую подготовку по технологии КУЗ; создана хорошая материально-техническая база (в каждом классе есть компьютер, интерактивные доски, дидактический материал, справочная литература, интернет-ресурсы).
Таким образом, план индивидуального изучения предмета дает возможность:
1) построить индивидуальную образовательную траекторию обучения способного ребёнка;
2) увеличить темп изучения учебного материала;
3) обогатить учебный материал в сторону его углубления и увеличения объёма;
4) повысить интенсивность обучения; то есть выстроить образовательный процесс в соответствии с основными стратегиями обучения одарённых детей
Предварительный просмотр:
Муниципальное Казённое общеобразовательное учреждение Никольская средняя общеобразовательная школа
МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МКОУ Никольская СОШ
Школьная модель инклюзивного образования (далее Модель) представляет собой совокупность принципов, норм, функциональных структур, последовательных этапов деятельности, организационных условий и механизмов, обеспечивающих создание инклюзивной образовательной среды, реализацию целей и задач инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы.
Инклюзивное образование –
Задачи инклюзивного образования:
Основная цель Модели инклюзивного образования Школы – анализ и систематизация организационно-управленческих, психолого-педагогических условий и механизмов, кадровых и финансовых ресурсов, обеспечивающих создание инклюзивной образовательной среды, достижение целей и задач инклюзивного образования в общеобразовательной организации.
МКОУ Никольская СОШ ведёт образовательную деятельность на территории Никольского сельского совета с 1970 года. Участок школы включает деревни Алексеевка, Троицк, Матвеевка и с. Никольск, которые достаточно удалены от школы. Социальные условия развития значительной части обучающихся можно охарактеризовать как сложные. Приблизительно 85-90% - обучающиеся из семей со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, установленной в районах Красноярского края на душу населения, а также многодетных семей обучающиеся, воспитывающимися одинокими родителями и семей, состоящих в социально-опасном положении. Ежегодно примерно 1 % от общей численности обучающихся составляют обучающиеся с ОВЗ, но не все родители согласны обучать своих детей по адаптированным программам. Кроме обучающихся с легкой степенью умственной отсталости – 2 уч., в школе учатся дети с задержкой психического развития – 3 уч.; дети с тяжелыми нарушениями речи – 1 уч.; дети инвалиды – 2 уч.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья по категориям 2018-2019 учебный год
Категория | НОО | ООО | СОО | Из них, инвалиды | Из них, на дому | Всего этой категории |
Дети с задержкой психического развития | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 |
Дети с тяжелым нарушением речи | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Дети с легкой степенью умственной отсталости | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 |
Дети с умеренной степенью умственной отсталости | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 2 |
Всего | 7 | 1 | 0 | 2 | 0 | 8 |
Инклюзивное образование в Школе осуществляется:
1 - модель частичной образовательной интеграции - в режиме индивидуального обучения с включением детей в культурную, спортивную, общественную жизнь класса и школы. \
2 - модель полной образовательной интеграции (формирование смешанных учебных групп, объединяющих и учащихся из числа инвалидов, и учащихся с сохранными психофизическими функциями) - в общеобразовательных классах;
Разработка моделей позволила выявить актуальные проблемы в формировании инклюзивной практики образовательного учреждения, среди которых:
⎯ неготовность родителей (законных представителей) принять ограничения выбора, обусловленные спецификой заболевания детей;
⎯ недостаточная разработанность нормативно-методического обеспечения, затрудняющая распределение функционала и координацию деятельности специалистов, структурных подразделений, коллегиальных органов;
Анализ, осмысление и обобщение результатов опыта организации инклюзивной практики, позволили выделить принципиальные отличия инклюзивной практики:
⎯ инклюзивная среда требует поддержки всех участников образовательного процесса, следовательно, кроме создания специальных условий для ребенка с ОВЗ, должны создаваться условия для других детей, учителей, родителей;
⎯ наличие большого количества обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении, требует использования методов экспресс-диагностики, вариативных способов поддержки ребенка и контроля результатов; применение минимальных по затратам рабочего времени способов ведения документации;
⎯ нестабильное состояние обучающихся и отсутствие индивидуальных тьюторов у каждого ребенка требуют наличия возможности мобильно подключать к работе с ребенком различных специалистов, что является особенно проблематичным в первой половине дня, на которую приходится максимальная педагогическая нагрузка;
⎯ формирование инклюзивной культуры как принимающего отношения к особым детям предполагает участие всех субъектов образовательных отношений, включая не только обучающихся, родителей, педагогов, но также и работников столовой, учебно-вспомогательного и технического персонала Школы.
Педагогическим коллективом школы накоплен практический опыт организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Все выпускники с легкой степенью умственной отсталости на протяжении 10 лет успешно поступили и закончили обучение в учебных заведениях г. Канска и
с. Георгиевка.
Система работы в начальной школе строится на комплексном подходе, включающем в себя поведенческий, нейропсихологический и эмоционально-смысловой. Организована командная работа специалистов, в которую помимо учителей начальных классов входят педагог-психолог, учитель-логопед.
Наиболее интенсивная психолого-педагогическая помощь оказывается именно на этапе начальной школы. Наша система предполагает, что все специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог) прежде всего работают с целым классом, наблюдают, как проявляют себя дети на уроках, консультируют учителей, проводят экспресс-диагностику. Все специалисты применяют в своей работе принципы поведенческого анализа.
Сентябрь-октябрь являются диагностическими месяцами, когда специалисты наблюдают за детьми на уроках и переменах, после этого проходят заседания консилиума и для каждого ребенка, который в этом нуждается, разрабатывается план коррекционных занятий, групповых или индивидуальных, индивидуальный образовательный маршрут. Такие же плановые консилиумы собираются в середине учебного года для обсуждения результатов и необходимой корректировки, а затем в конце года для выработки плана работы на следующий год.
Мы используем разные педагогические технологии сопровождения детей с ОВЗ на этапах начальной, средней и старшей школы, однако важными элементами всей выстроенной модели являются преемственность в работе специалистов, непрерывное психолого-педагогическое сопровождение детей на протяжении всего времени обучения в школе, командный подход в работе службы сопровождения. Для полноценной инклюзии необходимо выстроить вертикаль психолого-педагогического сопровождения, когда ребенок «передается» от специалиста к специалисту на разных ступенях обучения.
С целью обеспечения доступности содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования, стимулирования познавательной деятельности обучающихся, в образовательный процесс внедряются и адаптируются современные технологии, в том числе: проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, применяются интерактивные формы организации деятельности, специальные дидактические средства, в частности инструкционные карты, содержащие пошаговые алгоритмы деятельности. Для категории обучающихся с легкой степенью умственной отсталости, инструкционные карты – необходимое дидактическое средство, которое позволяет направлять и удерживать внимание школьника, формировать умения самостоятельного выполнения последовательных действий по заданному алгоритму.
Отдельная работа – это формирование у всех детей принимающего отношения к особым детям с самого начала и на протяжении всей школьной жизни. Это целая система, включающая в себя классные часы, совместные мероприятия, которые проводятся совместно сотрудниками психологической службы и классными руководителями. Если на этапе начальной школы для нас наиболее важным является формирование учебного поведения, то в основной школе на первый план выступает развитие социальной компетенции учащихся с ОВЗ, развитие у них более сложных коммуникативных навыков. Для решения этих задач работает вся школьная система проектной работы и дополнительного образования (все кружки, секции, факультативы являются инклюзивными).
Заинтересованность и активное участие родителей являются необходимым условием формирования инклюзивной образовательной культуры учреждения. Формирование заинтересованности родителей достигается за счет повышения информированности и осведомленности об образовательных услугах, специфике инклюзивного образования и имеющихся условиях его реализации; оказания родителям психолого-педагогической консультационной помощи по вопросам обучения и воспитания детей, вовлечение родителей в организацию образовательной и социальной практики, культурно-досуговой деятельности, в том числе организацию и проведение совместных волонтерских акций, спортивных праздников, конкурсов, творческих мастерских, фестивалей и т.п.
В качестве актуальных задач по-прежнему остаются задачи обеспечения максимальной включенности родителей (законных представителей) в:
- работу коллегиальных органов управления: «Управляющего совета», родительских комитетов, как эффективных организационно-управленческих механизмов для решения насущных образовательных проблем;
- деятельность по реализации индивидуальных образовательных маршрутов, а также предоставление возможности для дополнения и изменения образовательной траектории школьников с учетом особенностей здоровья и перспектив дальнейшего обучения и трудоустройства.
Выявленные особенности инклюзивной практики послужили основанием для разработки структурно-функциональной модели инклюзивного образования Школы.
Концептуальной основой для разработки Модели инклюзивного образования Школы стала идея создания творчески-развивающей инклюзивной образовательной среды как совокупности организационно-управленческих, психолого-педагогических условий и механизмов, кадровых и финансовых ресурсов, обеспечивающих реализацию целей и задач инклюзивного образования. В структуре инклюзивной образовательной среды необходимо выделить пространственно-архитектурный, психодидактический (содержательнометодический) и социальный (коммуникативно-организационный) компоненты .
Структура инклюзивной образовательной среды
Необходимыми условиями успешной организации инклюзивной образовательной среды являются:
Административная поддержка. Понимание и принятие администрацией необходимости и смысла инклюзивного обучения детей с РАС. Экспертиза принимаемых административных решений психолого-педагогической службой (ППС) на соответствие принципам инклюзии.
Финансовое обеспечение. Финансовая возможность сформировать в школе команду психолого-педагогического сопровождения, включающую в себя специалистов различного профиля.
Кадровое обеспечение. Наличие в школе службы ППС, наличие у всех педагогов базовых знаний из смежных областей: психологии, дефектологии, нейропсихологии, а также специфике развития людей с РАС.
Командная работа всех специалистов школы. Общая система педагогических и этических ценностей. Постоянная поддержка и взаимозаменяемость. Коллегиальное решение стратегических и проблемных вопросов.
Выстроенная система психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса: детей, родителей, сотрудников школы. Формирование взаимного доверия.
Преемственность между всеми ступенями образования. Общие принципы работы, передача информации о каждой семье, совместные консилиумы при переходе ребенка со ступени на ступень и во время адаптации на новой ступени.
Работа с родителями всех учащихся, не только детей с ОВЗ. Родительские клубы, индивидуальные консультации, консилиумы, обучение родителей, реализация совместных проектов.
Вариативность методов работы и образовательной среды.
Различные формы проведения уроков, использование широкого диапазона методов и дополнительных учебных материалов, в том числе поведенческого подхода и логопедических, дефектологических, нейропсихологических методик, учебников по программам различного вида; зонирование образовательного пространства школы и кабинетов, наличие ресурсных зон.
Непрерывное профессиональное развитие педагогов. Систематические внутренниесеминары, взаимообучение, участие педагогов в широком профессиональном сообществе , анализ и обобщение собственного опыта, представление его на психолого-педагогических конференциях, семинарах, круглых столах.
В свою очередь, инклюзия является мощным ресурсом для самой школы.
Анализируя наш опыт, можно сказать, что качественно выстроенная модель инклюзии создает психологически комфортную и безопасную среду для всех учеников школы. Возрастает профессионализм учителей в работе с разными группами детей, что позволяет поддерживать достаточно высокий уровень образования без проведения процедур предварительного отбора и селекции учащихся. Инклюзивная школа предполагает наличие сильной высокопрофессиональной службы психолого-педагогического сопровождения, которая должна обеспечивать поддержку всех участников образовательного процесса: учеников, учителей, родителей, администрацию школы. В этом случае и ученики, и учителя чувствуют себя комфортно и защищенно, не стремятся уйти, чувствуя, что потребности сильных учителей и учеников не менее значимы для школы.
Итак, какие же преимущества получает школа с введением инклюзивного образования?
детей ситуация совместного обучения с особыми детьми также у них принимающее отношение к людям, отличающимся от них, учит цивилизованно жить в ситуации человеческого разнообразия и многообразия.
Но все это возможно только в том случае, когда мы имеем дело не с «дикой» инклюзией, а с выстроенной моделью, предполагающей формирование на уровне школы инклюзивной образовательной среды. Такая среда подразумевает проникновение принципов инклюзии во все стороны школьной жизни, включая принятие любых управленческих решений.
Эта модель показала свою устойчивость и эффективность при объединении двух школ в единый образовательный комплекс. Удалось распространить инклюзивную модель на все уровни образования и сделать весь комплекс инклюзивным.
Инклюзия – это испытание на прочность и профессионализм всей образовательной среды школы. Но это, одновременно, и значительный ресурс, который может дать хороший импульс развитию всей школы.
Предварительный просмотр:
Проектные технологии как фактор формирования учебной мотивации и самостоятельности на уроках истории
В последние годы школа переживает глубокие преобразования, которые связаны как с введением ФГОС, так и с изменением всех сфер жизни современного общества.
. Модернизация школьного образования предполагает ориентирование на развитие тех способностей личности, которые нужны и ей и обществу.
Одной из главных проблем на уроках истории является незаинтересованность и несамостоятельность ученика в приобретении знаний как при работе с учебником, так и с другим информационным материалом, что отрицательно сказывается на эффективности педагогического процесса, влияет на успеваемость и усложняет работу педагога.
Поэтому я считаю, что лучшим способом активизации познавательной деятельности обучающихся, а значит и повышения мотивации к обучению, является проектный метод в при изучении истории.
Что значит мотивировать – это не значит заставлять. Мотивировать – это значит помочь понять и принять необходимость тех или иных действий, объяснить, предложить необходимые доводы.
Своей основной задачей, как учителя, я считаю создание условий и возможностей для повышения мотивации и самостоятельности учащихся на уроках истории через проектную деятельность.
Проектирование явно или скрыто присутствует в нашей жизни и постоянно расширяет своё влияние на деятельность человека. Сегодня о проектах говорят очень много. Слова «проект» и «проектирование» прочно вошли в жизнь современной школы. Проект- это модель будущего, то есть прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности.
Сейчас учащиеся выполняют краткосрочные проекты, рассчитанные на одно, два занятия. Они позволяют обучающимся не потерять мотивацию и интерес к работе.
Виды проектов по истории: информационно-творческие, игровые, исследовательские, исторические реконструкции.
По способу выполнения: индивидуальные и групповые.
Проекты могут быть выполнены в виде презентации, реферата, реконструкции, макета, стенда, газеты и т.д.
Темы проектов по истории, которые выполнили мои учащиеся:
-Интересные факты о Древней Индии
-Культура и религия Древнего Китая
-Семь чудес света
-В рыцарском замке
- Византийская мозаика
- Средневековые сражения
- Стенобитное орудие
Последовательность действий учащихся в работе над проектом:
1. определение темы и цели проекта, формирование рабочих групп;
2. планирование работы над проектом, постановка задач перед каждой группой;
3. обсуждение задач, поиск решений («мозговой штурм»),
4. выполнение проекта;
5. описание проекта;
6. защита проекта;
7. оценка результатов.
8.рефлексия
Особенно важен рефлексивный этап в проектной деятельности. Важно ориентировать учеников при обучении на индивидуальные достижения,
поощрять и подкреплять достижения ученика, сравнивать их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах.
Рефлексия является не просто подведением итогов проекта, а также видением процесса и осознанием полученных результатов.
Конечно, есть и недостатки проектной деятельности, но они связаны прежде всего с
- нет условий для выполнения некоторых видов проектов: отсутствие определенного количества компьютеров, отсутствие интернета и копировальной техники
-увеличение объема работы учителя (чем ниже уровень подготовленности учащихся, тем больше работы для учителя);
-наличие риска неудачного выполнения работы.
Но плюсов значительно больше:
При использовании данной технологии учащимся приходится решать многие вопросы, которые в других видах деятельности формирует учитель: выбор темы проекта, целей и содержания.
Кроме того решаются следующие задачи:
- проживание «ситуации успеха» на уроке;
- осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.
- Развитие умений совместной деятельности, коллективной работы.
- Развитие исследовательских умений: анализировать проблемную ситуацию, осуществлять отбор необходимого материала, проводить наблюдение.
- Повышение интереса к предмету.
- Самостоятельность
Данная технология позволяет учителю и обучающимся почувствовать важность и необходимость работы, когда поставленные детьми проблемные вопросы не просто интересны, но и новы даже для самого учителя.
В заключении хочу отметить, что любые методы, которые будет использовать учитель, будут приносить плоды только в том случае, если учитель будет выполнять свою работу с любовью и уважением к детям, если будет всячески поддерживать их. Только тогда, когда сам учитель заинтересован в результате своего труда, возможен процесс обучения творческой и самостоятельной личности
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Районное методическое объединение учителей истории и обществознания
Выступление на тему:
«Подготовка к ВПР
по истории и обществознанию
в 2020-2021 уч. году»
Учитель истории и обществознания МКОУ Никольская СОШ
Ануфриева Л.А
Не так давно российская образовательная практика пополнилась новшеством в виде Всероссийских срезов знаний (или проверочных работ). ВПР — контрольные мероприятия, организованные для аттестации знаний школьников по нескольким предметам, исходя из требований Федеральных образовательных стандартов. Проведение проверки знаний возможно как централизованным образом (на региональном уровне), так и в пределах отдельно взятой школы.
Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Главное правило – это стандартизированный подход при составлении заданий и определении критериев оценивания. Конечно, написать ВПР не так страшно, как пройти итоговую экзаменационную аттестацию. Тем не менее, и ученики, и учителя испытывают в период проверочных работ серьезный стресс. Итоги ВПР не идут в стол – они используются специалистами образовательных ведомств для модернизации программ по школьным дисциплинам, обновления методики преподавания, а также оценки деятельности отдельных школ и педагогов.
ВПР — испытание для старшеклассников, и так загруженных подготовкой к ЕГЭ
Как и любая контрольная работа, ВПР предполагает определенную подготовку, в том числе и психологическую.
Что дают ВПР?
Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР в результате позволит:
∙ Психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в частности к ОГЭ и ЕГЭ.
∙ Определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения.
∙ Даст стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах.
∙ Будут видны недостатки учебной программы по проверяемым предметам.
∙ Родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка.
∙ Даст возможность улучшить общую систему обучения. Итоги ВПР не будут влиять на годовые оценки.
Если говорить о подготовке к ВПР в 2020-21 уч. году, можно выделить три составляющие готовности к ним:
∙ Информационная готовность (сроки, процедура проведения, структура заданий, знание правил поведения и т.д.);
∙ Предметная готовность (готовность по определённым предметам, умение выполнять задания);
∙ Психологическая готовность (эмоциональный «настрой», состояние внутренней готовности к определённому поведению, ориентированность на целесообразные действия).
Руководители образования утверждают, что выполнить все задания ВПР легко. Надо только не запускать занятия и не прогуливать школьные уроки.
Педагоги, изучившие демоверсии ВПР по своему предмету, не всегда с этим согласны. Они говорят, что решить на высокие баллы задания федеральных контрольных смогут без подготовки только немногие ученики.
Этот факт косвенно признает и сам Рособрнадзор.
Что проверяют (ВПР) по истории:
- искать историческую информацию в разных источниках;
- критиковать источник, т. е. определять автора, время, обстоятельства, цели создания и достоверность;
- различать в информации факты и мнения, выявлять описания и объяснения;
- систематизировать информацию на основе своих представлений о закономерностях исторического процесса;
- анализировать информацию в разных знаковых системах — в таблице, по карте, на схеме, с помощью аудиовизуального ряда.
Проанализировав результаты ВПР за 3 года, я пришла к неутешительному выводу: учащихся нашей школы допускают ошибки в заданиях, где нужно:
- уметь работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
- анализировать самостоятельно описанную ситуацию; не все учащиеся обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, карта, диаграмма);
- не всегда способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам;
-отсутствует навык целостного анализа информации.
С чего начать подготовку к ВПР?
- Прежде всего, необходимо изучить все имеющиеся по данному вопросу инструктивно-методические материалы по подготовке и проведению ВПР:
- Приказ о проведении ВПР, Порядок проведения ВПР, Описание работы по предмету, Демоверсии работ по предмету, Методические рекомендации по подготовке к проведению ВПР и другими материалами .
Подготовку к ВПР начинаю с начала учебного года, с учетом результатов проверочных работ в предыдущем учебном году. В соответствии с этим ввожу в план урока задания, подобные которым могут встретиться в ВПР.
Возможное решение этой проблемы видится в разработке методических приѐмов по развитию у учащихся общеучебных навыков, необходимых прежде всего для преобразования текстовой информации. Такой подход можно выделить в качестве приоритетного, поскольку работа с текстом составляет основу изучения и освоения любого предмета. При этом понятие «текст» используется в самом широком его значении. Это и непосредственная работа с историческими источниками, текстом учебника, работа со схемами, таблицами, картами, различными иллюстрациями.
Какие задания есть в ВПР: - установить соответствие между событиями и процессами, работа с картой, знание понятий, знание деятелей и памятников культуры, знание исторических событий и фактов, знание персоналий, история края.
Расскажу, какие приемы я использую, чтобы повысить качество ВПР.
Значение работы с историческими источниками никогда не подвергалось сомнению - систематическая работа с источниками позволяет расширить и углубить знания школьников. Поэтому на своих уроках я применяю коммуникативно-образовательные задания (КОЗ), целью которых является извлечение и обработка информации из различных исторических источников, преобразование этой информации в таблицы, схемы, устное и письменное высказывание.
Уже начиная с 5 класса, на каждом уроке работаем с понятиями по методике ВТ, обязательно начинаю учить детей находить в тексте фактический материал: имена, даты, события, факты, подтверждающие или опровергающие какое-либо утверждение учителя. При изучении новой темы, для закрепления и проверки знаний я использую прием «Найди ошибку». Предлагаю учащимся прочитать текст (если это новый материал), затем высказываю ошибочное суждение по прочитанному тексту. Учащиеся должны найти в моем суждении ошибку. Если это закрепление или проверка знаний, то могу дать письменный текст с ошибками, где учащимся предлагается найти и исправить ошибки (Прием «Редактор»).
Работа по формированию понятийного исторического аппарата нуждается в проверке. Для этого использую игру «Добавь недостающий элемент» (на основе задания ОГЭ и ЕГЭ), которая встречается ребятами с большим удовольствием.
В обязательном минимуме содержания исторического образования уделяется много внимания социокультурному компоненту. Поэтому вопросы истории развития культуры в разные периоды древности изучаем особенно тщательно. Для этого рассматриваем изображения памятников древней культуры, для того чтобы запомнить их отличительные черты и названия: предлагаю учащимся подготовить проекты по темам. Это могут быть как индивидуальные проекты, так и групповые. Также учащиеся готовят презентации по культуре.
Один из эффективных способов развития мышления следует прием дополнение – прием, основанный на отрывке текста или незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста.
Следующий прием – восстановление – учащимся предлагается ряд ключевых слов по определенной теме, по которой они должны составить связный рассказ, используя знания по фактическому материалу.
Реконструктор (прием «Мозаика») – здесь можно работать как с любым историческим текстом, который делится на части(предложения, абзацы), так и с исторической картой (которую я разрезаю на несколько произвольных частей). Учащимся предлагается собрать текст (карту) из разрозненных частей, выложив их в правильной последовательности (порядке). В случае необходимости учащиеся могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя фразы и переходы.
Прием Сравнение – учащимся предлагается заполнить таблицу «Родовая и соседская община». При заполнении таблицы и подведении итога ученики должны убедиться, что сравнение помогло им открыть что-то важное, новое, только при соблюдении этого условия проделанная работа не будет бесполезной.
Прием «Составление текста с пропусками важных слов»
На занятиях педагог организует контроль (входной, текущий, итоговый). Компонентами текущего контроля являются все виды деятельности, осуществляемые учащимися в ходе проведения теоретических и практических занятий. Входной и итоговый контроль проводятся в форме контрольной работы. Учитель отслеживает продвижение каждого ученика в специально созданном листе индивидуальных достижений.
Научить анализировать, сопоставлять, обобщать и интерпретировать информацию в исторических источниках поможет схема «Скелет рыбы» (фишбоун).
Схема «Скелет рыбы»
ПРИМЕР. Задание для учащихся: прочитать отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и заполнить схему «Скелет рыбы». На схеме: причины проблемы — верхние косточки скелета рыбы, факты — нижние косточки, голова — проблема, а вывод — хвост. Заполнить схему поможет не только информация из исторического источника, но и уже известные исторические факты.
Текст: «…Почвой для нее послужило тягостное настроение народа, вынесенное народом из царствования Грозного и усиленное правлением Бориса Годунова. Повод к Смуте дан был пресечением династии и следовавшими затем попытками ее восстановления в лице самозванства. Коренными причинами Смуты надобно признать народный взгляд на отношение старой династии к Московскому государству, мешавшей освоиться с мыслью о выборном царе, и потом самый строй государства с его тяжелым тягловым основанием. <…> Смуте содействовали и другие обстоятельства: образ действий правителей, становившихся во главе государства после царя Федора, конституционные стремления боярства, шедшие вразрез с характером московской верховной власти и с народным взглядом; боярские опалы, голод, мор, областная рознь, вмешательства казаков… Конец Смуте был положен вступлением на престол царя, ставшего родоначальником новой династии: это было ближайшее следствие Смуты».
«Скелет рыбы», который подготовил ученик, смотрите выше.
В конце выступления ещё раз хочу сказать — мы все хотим, чтобы наши результаты были не хуже, чем у других, но постарайтесь обеспечить объективность выполнения работы, чтобы результатам можно было доверять. Это очень важно, прежде всего, для родителей: они смогут получить объективное представление о знаниях своих детей. Также очень важно сразу увидеть пробелы в подготовке ребенка, понять, какие трудности он может испытывать при обучении в основной, средней школе. И помочь ему, не дожидаясь, когда к шестому-седьмому классу проблемы в учёбе ребенка вырастут как снежный ком.
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут
ФИО (полностью) | Ануфриева Людмила Александровна | |||
Муниципалитет | Абанский | |||
Организация | МКОУ Никольская СОШ | |||
Должность | Учитель истории и обществознания | |||
Профессиональные дефициты / Задачи на предстоящий период | Образовательные задачи | Формы работы/ взаимодействия по реализации образовательных задач | Сроки реализации (указать даты / месяц(ы), год) | Форма предъявления результата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках истории и обществознания | 1.Изучить современные методы, приемы и технологии формирования ФГ |
https://www.youtube.com/watch?v=6-b3BD2lPos | май 2021г. май-декабрь 2021г. | Знакомство с заданиями по функциональной грамотности |
2.Освоить современные методы, приемы и технологии формирования ФГ. | 1. Разработать задания по истории и обществознанию, направленные на формирование функциональной грамотности на уроках 2. Разработать фрагмент урока, с применением методов и приемов по формирование функциональной грамотности | Январь –апрель 2022 Май - сентябрь 2022 | 1.Выступление на ШМО Выступить на районном методическом объединении по теме ИОМ |