Достижения обучающихся
Достижения учащихся как показатель результативности деятельности педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_anufrieva_v.doc | 69 КБ |
starovery_rabota_anufrieva_m.doc | 72 КБ |
issledovtelskaya_rabota.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Полное название работы | Приметы и суеверия |
Название направлений форума | Этнология |
Тип работы | Исследовательский реферат |
Возрастная номинация | 10-13 лет |
Фамилия, имя автора | Ануфриев Василий |
Территория | С.Никольск, Абанский район |
Место учебы | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Никольская общеобразовательная школа |
Класс | 6 класс |
Место выполнения работы | НОУ «Вега» |
Руководитель | Ануфриева Л.А |
Научный руководитель | |
Ответственный за корректуру текста | Ануфриева Л.А |
e-mail (обязательно) Контактный телефон | vasiljj– anufriev00@ramber.ru тел.:8-923-362-43-80 Тел.: 8-913 -832-52-35 |
ВВЕДЕНИЕ
Однажды, слушая рассказ своего друга о том, как он простоял долго на морозе и замерз, ожидая пока кто-нибудь не пройдет вперед него, ведь дорогу перебежала черная кошка, я задумался, а почему мы боимся пересечь эту воображаемую линию, и пропускаем вперед других людей? Ведь не всегда случается что-то плохое, если черная кошка пересекла наш путь. Я начал разговаривать со своими друзьями, одноклассниками, местными жителями и понял, что большинство людей верят в приметы. А верны ли они? Всегда ли сбывается все то, что они предвещают? А если нет, то почему люди так верят в это? Есть ли верные приметы, которым можно верить, и чему они учат нас?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Поэтому цель моего исследования: выявить, какой категории примет отдают предпочтение жители с.Никольск и д.Алексеевка
Задачи:
- изучить, что такое приметы
- опросить жителей верят ли они в приметы, в какие;
- узнать значение этих примет;
- классифицировать приметы, в которые верят жители;
- сделать вывод
Методы исследования:
- опрос;
- наблюдения;
- описание;
- сбор и анализ информации;
- систематизация изученного материала
Объект исследования: жители с.Никольск и д.Алексеевка
Предмет исследования: приметы и суеверия
Гипотеза:
Если я узнаю в какие приметы верят жители деревень, что они означают и как влияют на их жизнь, то смогу сам разобраться в какие приметы верить, а в какие нет и смогу предвидеть какие-нибудь события, которые могут произойти.
ЧТО ТАКОЕ ПРИМЕТЫ?
Многие приметы родились в глубокой древности. Для каждого человека и народа в целом единственной возможностью избежать постоянной опасности, таящейся в окружающем мире, было найти систему объяснений этого неприятного и поэтому враждебного мира. Чтобы как-то систематизировать хаос происходящих событий и таким образом сделать их понятными, люди создали систему объяснений и предсказаний
Само слово «приметы» родилось от слова «примечать». Заметили что-то люди, запомнили. А вслед произошло какое-то событие. Ага! Значит, предыдущее связано с последующим.
Но ведь очень часто бывают просто совпадения: за одним явлением следует другое, совершенно никакого отношения к предыдущему не имеющее. Однако люди не всегда понимали и понимают это.
Я расскажу не обо всех приметах , а только о тех, в которые верят жители с.Никольск и д.Алексеевка.
В КАКИЕ ПРИМЕТЫ ВЕРЯТ ЖИТЕЛИ ИССЛЕДУЕМЫХ МНОЮ ДЕРЕВЕНЬ?
Черная кошка
Пожалуй, одна из самых распространённых примет связана с чёрной кошкой. Если кошка перебежала дорогу – в лучшем случае человека ждёт неудача. Чаще же встреча с чёрной кошкой предвещает беду. Так считают очень многие. Из 30 опрошенных 24 человек верят в эту примету.
По поведению кошки можно было узнать и о приходе гостей: если она умывается – жди, идут. Но кошка должна обязательно сидеть и умываться на пороге дома и с той стороны, куда лежит ее хвост, приедут гости.
Когда люди переезжают в новый дом, то нужно обязательно вперед себя впустить в дом кошку, чтобы она привела с собой домового.
Однако чаще кошка считалась символом зла.
«Между ними чёрная кошка пробежала», - говорили о двух поссорившихся людях.
Это значило, что ведьма, которая большей частью принимала облик чёрной кошки, стала между людьми и поссорила их.
Чтобы понять, откуда столько поверий, связанных с кошкой, и почему они так противоречивы, нам придётся отправиться в Древний Египет. Среди многочисленных богов-животных у египтян на одном из первых мест стояла кошка. И как у всякого священного животного, у кошек были свои храмы, где они жили в роскоши, питаясь самой отборной живой рыбой. У них были свои жрецы, свои почитатели. Убийство кошки, даже невольное, каралось смертной казнью. Умерших кошек бальзамировали и хоронили на особых кладбищах в специальных ящиках.
С чем же связано такое почитание? Египтяне считали священными полезных животных. А кошки сражались с бесчисленными полчищами грызунов – бичом Древнего Египта. Но постепенно полезная деятельность кошек забылась, и на первый план выступили «божественные признаки».
Благодаря ночному образу жизни и своей плодовитости кошка в Египте была посвящена богине Луны. Но иногда она олицетворяла и могущественного брата Луны – великого Ра, бога солнца. Как же так? При чём тут дневное светило, когда кошка ночное животное? Но мудрые жрецы хорошо разглядели признаки, роднящие кошку с богом солнца. Например, кошачьи глаза. Чем выше солнце, тем зрачки у кошки уже. И наоборот: чем солнце ниже, тем зрачки шире. Солнце совсем зашло, наступила темнота, и зрачки животного стали совсем большие. Разве это не прямое указание на связь с могущественным богом Ра?
Так жили кошки в Египте. Но в средние века, начиная примерно с X – XI веков, отношение к кошкам изменилось. Средневековые священники не признавали ничего, что пришло с востока: ни богов, ни животных, пользовавшихся там почётом.
Впала в немилость и кошка. Мало того: кошку объявили существом очень опасным. Причин для этого было достаточно: где бывает кошка ночью и что делает? Почему ходит бесшумно? Почему в темноте глаза её горят? И что это за огонь – уж не адский ли?
Много и других подобных вопросов задавали средневековые монахи, и на всё был один лишь ответ: кошка – «нечистая сила». Люди, ведущие знакомство с дьяволом – колдуньи или ведьмы, - легко принимали образ кошки. Для этого, как утверждали монахи, они знали различные способы. .
Люди давно забыли о том, почему любят или не любят кошек, особенно чёрных; очень немногие теперь знают о кошке-богине и кошке-ведьме.
А приметы, связанные с кошками, живут!
Приметы, связанные с деньгами
Много суеверий связано с деньгами. Из числа опрошенных, почти половина знают какие-либо приметы о деньгах. Это такие приметы, чтобы деньги водились:
- деньги нужно отдавать левой рукой, а брать правой;
- занимать и отдавать деньги нужно только в первой половине дня, иначе отдашь и свои;
- чтобы деньги водились нужно взять пять пятаков и положить их у входа под коврик;
- когда получаешь деньги, то нужно положить в кошелек и приговаривать: «Деньги к деньгам».
Много примет, связанных с зеркалами:
Зеркала в нашем сознании ассоциируются с магическим, тайным, неопознанным. Девушки гадают на зеркалах на суженых. Если в доме покойник, то зеркала закрывают, чтобы его душа там не осталась. На тему зеркал сложилось множество примет. И многие современные люди их придерживаются.
Разбилось зеркало – к семи бедам, маленького ребенка нельзя до года показывать в зеркало – он может испугаться своего отражения, не будет спать.
Приметы о птицах
- птичка бьется в окно, то это к болезни;
- ласточки низко летают – быть дождю;
- петух летом часто поет – к ненастью.
Бытовые приметы:
- рассыпалась соль – к ссоре;
- если тебе перешла женщина с пустыми ведрами – к пустому дню, никакое дело не получится;
- если что-то забыл дома и вернулся, то нужно посмотреть в зеркало и показать язык;
- чешется переносица – к покойнику;
- упала ложка – придет женщина, вилка или нож – мужчина;
- нельзя шить на себе – пришьешь память;
- шить перед дорогой тоже нельзя – не повезет.
Приметы о себе:
- чешется левый глаз – к радости, правый – будешь плакать;
- запнулся правой ногой – повезет, левой – наоборот;
- в правом или левом ухе звенит, нужно загадать желание и спросить кого-нибудь в каком ухе звенит, если ответит правильно, то желание сбудется;
- если икаешь – кто-то вспоминает;
Приметы о животных
- собака воет вверх – к пожару, вниз – к покойнику;
- лошадь ржет – к хорошим вестям;
- собака катается – к ветру;
- кошка или собака сворачиваются калачиком и прячут нос – к морозу.
Муравьи «знают» о приближении ненастья за несколько часов. И готовятся к нему. Если вокруг муравейника муравьев мало и большая часть ходов плотно закрыта – муравьи почувствовали изменение влажности воздуха и спрятались. Если же вокруг муравейника кипит жизнь, значит, дождя не предвидится.
Приметы, связанные с растениями
Маленький белый цветок мокрицы – верный барометр: не раскрылся он с утра – жди дождя. Какая бы хорошая погода сейчас ни была, скоро пойдет дождь.
Растения-барометры – приметы верные.
Я не случайно опрашивал жителей нашей местности. Я хотел узнать верят ли они в приметы, если верят, то в какие. И вот что у меня получилось:
Приметы | Сколько человек верят в % |
Черная кошка перешла дорогу | 70% |
О предвестниках погоды (птицы, животные, растения) | 93% |
Приметы о себе | 65 % |
Бытовые приметы | 65% |
Приметы о зеркалах | 48% |
Приметы, связанные с деньгами | 46% |
Приметы, предвещающие несчастье (собака воет, птичка бьется в стекло) | 23% |
ВЫВОД
Я рассказал лишь о некоторых наиболее распространенных народных приметах, которые знают в нашей местности. Очень многие люди верят вообще во все приметы, и я решил некоторые из них проверить на себе. А правда ли, что они сбываются?
Как-то у меня зазвенело в ухе, и я спросил своего брата, в каком ухе у меня звенит. А сам сразу же загадал желание – чтобы мне подарили телефон. Брат угадал, в каком ухе звенит, но телефон мне так и не подарили. В другой раз я забыл дома учебник, и мне пришлось за ним вернуться - я не смотрелся в зеркало, а день прошел очень хорошо. Несколько раз дорогу мне переходила черная кошка – и ничего со мной плохого не произошло. Но некоторые приметы все же сбываются. Например, я заметил, когда дым идет столбом – действительно на следующий день на улице мороз. Или, когда собаки катаются, то изменяется погода - становится ветрено. А еще я заметил, что многие верят в приметы, связанные с животными, растениями, скорее всего это потому, что мы живем в сельской местности. Многие люди верят в приметы, связанные с деньгами – сейчас очень сложная жизнь, не у всех есть работа и постоянный заработок, поэтому они как-то хотят себя успокоить и настроить на лучшее. Поэтому мне кажется, что есть верные приметы и есть суеверия (неверные приметы). Верные приметы связаны с погодой, а остальные приметы – это суеверия – напрасная вера: по-древнеславянски слово «всуе» значит «напрасно».
Я провел опрос среди жителей с.Никольск и д.Алексеевка и сделал вывод, что людей более старшего поколения, которые верят в приметы больше (из 15,опрошенных только 2 человека не верят ни в какие приметы) а большинство учащихся не верят вообще ни в какие приметы (из 15 опрошенных верят всего 7 человек)..
Случайные совпадения породили множество неверных примет, многие из которых очень широко распространены. Из-за этого часто и верные приметы считаются предрассудками.
Человек создал множество замечательных приборов, и среди них – теплоулавливающие. Но ни один из них даже отдаленно не похож на «прибор», с помощью которого змея определяет малейшие изменения температуры.
Ученые и инженеры учатся у природы, пытаются создать приборы по образу и подобию «приборов», имеющихся у животных.
Значит, полезные приметы неплохо знать.
ЛИТЕРАТУРА
- Книга для чтения по истории древнего мира: Пособие для учащихся под ред. А.И.Немировского. М., Просвещение, 1981, - 304 с.
- www.o tebe.info/primety/primety.html.
Предварительный просмотр:
Полное название работы | Чем крепка семья старовера |
Название направлений форума | Этнология |
Тип работы | Исследовательский реферат |
Возрастная номинация | 10 – 13 лет |
Фамилия, имя автора | Ануфриева Мария |
Территория | С.Никольск, Абанский район |
Место учебы | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Никольская общеобразовательная школа |
Класс | 7 класс |
Место выполнения работы | НОУ «Вега» |
Руководитель | Ануфриева Л.А |
Научный руководитель | |
Ответственный за корректуру текста | Ануфриева Л.А |
e-mail (обязательно) Контактный телефон | Marija – anufrieva00@ramber.ru тел.:89233624380 Тел.: 8-913 -832-52-35 |
ВВЕДЕНИЕ
Человек должен знать свои корни, это дает ему большую нравственную духовную опору в жизни. А старообрядцы Абанского района – это корни, которые достойны изучения и осмысления.
По теме моего исследования имеются немногочисленные источники информации, а духовная культура старообрядцев нашего Абанского района изучена очень слабо. Замкнутость староверов позволила сохранить богатую самобытную духовную культуру, которая помогает становлению его морального, нравственного облика.
Староверы очень закрытые люди они редко рассказывают о себе, о своей жизни. А культуру своих предков они передают из поколения в поколения, но всё же не раскрывают чужакам. Важное место в моем исследовании занимают рассказы моих родителей, бабушки и дедушки. Знакомство с литературой, описывающей обряды и традиции староверов, позволило мне попытаться обобщить материал и связать его с современностью.
Моя работа актуальна не только для меня, но и для всех, кто хочет сохранить нравственные начала в семье. Я выбрала эту тему, потому что сама живу в семье староверов и мне захотелось узнать больше о традициях и обычаях. Так как мы живём в современном обществе, то вокруг нас множество искушений (наркотики, спиртные напитки, сигареты и т. д.) и многие всё дальше и дальше отдаляются от истинной и чистой веры, жертвуя семьёй, домом! А мне очень хочется сохранить, всё то, чему меня научили родители и познакомить всех с основами культуры старообрядчества.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основная цель данного исследования — изучить обряды и традиции старообрядцев, которые помогают сохранить крепкую семью.
Задачи:
- собрать материал по теме исследования;
- изучить литературу по теме;
- составить библиографический очерк
- выявить, какие обряды, традиции и особенности воспитания у староверов
позволяют сохранять крепкую семью и вырастить детей, не поддающихся опасным
искушениям
Методы:
- опрос;
- анализ литературы;
- наблюдения;
- описание;
- сбор и анализ информации
Объект исследования:
Мои родственники - старообрядцы
Предмет исследования:
Обряды и традиции староверов
Гипотеза:
Если я узнаю как обряды и традиции староверов положительно влияют на воспитание личности , то смогу сама сохранить веру и продолжить традиции и обряды своих предков, иметь в будущем крепкую семью.
СТАРООБРЯДЧЕСТВО - ДРЕВНЕЙШАЯ КУЛЬТУРА
Отношение к священству обусловило формирование двух направлений старообрядчества: поповства и беспоповства. Поповцы признавали церковную иерархию, священство и совершение ими таинств. Беспоповцы ввиду того, что «истинное» священство прервалось после церковного раскола, считали невозможным принимать священнослужителей, рукоположенных в церкви. Для совершения таинств (крещения, исповеди, брака и т.д.) беспоповцы избирают Наставника из своей среды. [1]
Для старообрядцев д. Шивера, где живут мои родственники, характерен общинный уклад жизни. Это старообрядцы-беспоповцы, часовенного согласия. Все самые важные дела решаются всеми членами Общины, но решающее слово принадлежит Наставнику (сейчас Наставник в д. Шивера мой дедушка – Ануфриев Терентий Яковлевич). Духовным центром Общины является Молельный дом, где не только совершаются молитвы, читаются Поучения на всяк день, но и проводятся воспитательные беседы с подрастающим поколением, разбираются мирские дела. Иногда накладывается епитимья на провинившегося. К епитимье староверы относятся положительно. Считается, что когда человек отмаливает свои грехи, то он обдумывает свой поступок и уже молитвой исправляется. Староверы считают, что это хорошая мера воспитания, как детей, так и взрослых. Эта процедура помогает человеку совершенствовать себя.
Одна из главных семейных традиций староверов – уважение к дому, как своему, так и чужому. Я знаю (меня так учили с детства), что , входя в дом, где есть иконы нужно обязательно произносить молитву: «Господи Исусе Христе, Сыне Божии, Помилуй мя, грешную. Боже милостив, буди мне грешному. Создавый мя Господи и помилуй мя. Без числа согреших, Господи, помилуй и спаси мя грешную». И только после должной молитвы здороваются и проходят дальше в дом. Иконы и металлические восьмиконечные кресты в домах староверов располагаются в Красном углу, в восточной части комнат. Образа не висят на вбитых в стены гвоздях, а покоятся на специальных деревянных полочках. За иконами принято ухаживать: обязательно протирать пыль, мыть иконы. Но не чем попало, а обязательно новой тряпочкой, которую используют только для мытья икон. Такова старорусская традиция.
ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ
Добрые начала русской православной семьи, ее традиции и устои утверждались еще в XVI веке «Домостроем». Именно он определял «ту семейную иерархию, которая отражала духовную ответственность отца за домочадцев: служение детей, и в первую голову подчиненность сына отцовской воле…»
Русская православная семья всегда славилась целомудрием и благим послушанием, осуждала разврат и произвол, происходящие от страстей и соблазна. «Домострой» наставлял хранить свою веру, служить государству, беречь в душе чувство благоговения к святыням и главное – учил, как нести эти чувства в семью , как строить свой «внутренний храм» и семейный дом.
Староверы считают, что их семьи в старину, да и сейчас крепкие, потому что очень серьезно родители жениха и невесты относятся к заключению брака. Характерной чертой семейных традиций староверов является особенно серьёзное отношение к браку. В основе норм поведения молодёжи лежит крестьянский взгляд на семью как на важнейшее условие жизни крестьянина. Встречи молодёжи находятся под постоянным контролем старших, зависят от общественного мнения села и традиций различных семей. Причём очень строго следят за тем, чтобы не было браков «по родне», то есть между родственниками. Браки должны совершаться, чтобы не было родни до седьмого колена. Если у жениха и невесты есть крестные, то и их родственные связи учитываются, потому что это такие же родители, только духовные. Из-за этого при крещении ребенка очень часто на роль крестного или крестной выбирают ближайших родственников, потому что браки между ними и так невозможны.
Ещё в девичестве девушкам внушают, что невеста, прежде чем дать согласие жениху, спрашивает совета у родителей, а если родители дают согласие, то обязательно совершает ночные молитвы, спрашивая совета у Бога. Чёткие нормы поведения скромности создают основу самодисциплины и исключают вседозволенность и распущенность.
На церемонии сватовства сваты «совместно творят молитву» и после этого события расторжение договора между сторонами уже почти невозможно. Если по какой-либо причине одна из сторон собирается отказаться от своих намерений, то «троекратно» собираются духовные отцы общины и решают данный вопрос. Устраивает ли это решение родителей жениха и невесты не важно. Общинники обязаны поступить согласно установлениям Наставников. Примеров ослушания не было. Церемония бракосочетания тоже начинается с молитвы, где жена кланяется мужу «в землю», а муж «в пояс», тем самым показывая, что жена должна подчиняться мужу, а муж должен любить и уважать свою суженую. После церемонии бракосочетания свидетельница (обязательно замужняя женщина) уводит новобрачную за перегородку и там проводится обряд расплетания косы и заплетания двух кос. После этого одевается специальная шапочка, которая называется шашмура. Поверх шашмуры одевается платок, который замужние женщины не должны никогда снимать при посторонних людях. Шашмура - это не просто шапочка, на ней вышиты специальные христианские символы, которые защищают женщину от всех напастей.
Старообрядцы сумели сохранить традиции, принесенные еще в древние времена их предками. Это - то и нашло отражение в одежде. Одежда у старообрядцев все еще сохраняет
старые формы, относящиеся еще к Московскому царству. Женщины в праздники и на молитву надевают длинные сарафаны, подпоясанные плетеным поясом и большие цветные платки. Мужчины надевают кафтаны, под кафтаном самошитая рубаха-косоворотка с обязательной вышивкой по вороту и рукавам. Рубаха тоже подпоясывается плетеным поясом. Пояс должен защитить человека от нечистой силы, поэтому он завязывается тоже с Исусовой молитвой. Даже в повседневной жизни многие староверы носят такую одежду. Только когда выезжают в район, то могут одеваться как мирские люди, но женщинам все равно запрещается носить брюки, так как это одежда мужчин.
Староверы очень опрятные люди. Это появляется в религиозной жизни и в быту, в отношении к пище и посуде. Например, у старообрядцев есть отдельная посуда для иноверцев или неверующих. Эта посуда отдельно хранится и моется. Новую посуду обязательно кропят святой водой и кадят, при этом читая молитвы. Запреты на посуду вызваны гигиеническими соображениями. Посуда строго подразделяется на чистую и нечистую. Чистое ведро нельзя вносить в баню, категорически запрещено мыть посуду в бане или в банных тазах, чистить зубы в бане и брать воду из банного ковшика или таза для питья или варева. Нельзя оставлять посуду неприкрытой. Если ведро без крышки, то его нужно обязательно закрыть лучинками крест накрест с молитвой : «Господи Иисусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго». Существуют так же запреты в питании: запрещается принимать в пищу всякое животное с нераздвоенным копытом (например, конь); парных птиц (голубь, лебедь); пойманную в петлю птицу – давленицу; некоторых животных (заяц, медведь, белка и др.). Продукты покупать из магазина можно, но не все – есть специальный перечень. Например: мука, сахар, соль, растительное масло, крупы, вермишель, фрукты, сухофрукты. В особых случаях, когда есть младенец, то можно покупать сухое или сгущенное молоко, но его исправляют специальными молитвами и кропят святой водой. Если кто-то питается из магазина, не исправляя продукты, то он отлучается от молитв и не имеет права молиться со всеми вместе. Если же он хочет исправиться, то должен прийти в Молельный дом к Наставнику и попросить назначить ему епитимью за его грех. Епитимья назначается на шесть недель: каждый день человек, совершивший грех, должен отмолиться 100 поклонов земных с Исусовой молитвой, затем после общего богослужения или пред ним этот человек просит у всех прощения. Ему этот грех «отпускается» и он может с этого дня начинать молиться вместе со всеми в молебне.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ
Народы во все времена хотят воспитывать своих детей честными, смелыми, трудолюбивыми, чтобы они создали крепкую семью. На воспитание детей влияют традиции, которые с детства формируют модели поведения человека. На первом месте у старообрядцев стоят традиции тесно связанные с религией, трудом, природой, Труд выступает как «труд богоугодный» и благой. Старообрядцы люди верующие и поэтому для того, чтобы наставить человека оступившегося на путь истины, применяется такая мера наказание как отлучение от церкви за пьянство, курение, матерную брань. При том вся Община старается с такими как можно меньше общаться.
Семьи у старообрядцев в д. Шивера большие от 5 до 12 человек, поэтому трудятся все от мала до велика, и не потому что кто-то заставляет, а потому что с рождения видят пример в жизни каждого дня. Каждый день дети встают рано и молятся, чтобы день прошёл хорошо. Староверы не питаются пищей из магазинов за исключением сахара и соли, круп, муки, фруктов и растительного масла. И поэтому каждая хозяйка должна уметь хорошо готовить. Пока мужчина на работе со старшими сыновьями жена должна всё сделать по хозяйству и ей в этом будут помогать, конечно же, их дети. Обязанности распределяются, например, кто-то носит дрова, а кто-то их колит или складывает. Все друг другу помогают. Уважают старших, не обижают младших.
Трудолюбие не навязывается – его как бы впитывают. На работу благословение просят! Младшие члены семьи обращаются к старшим: благослови, тятя, на работу. В семьях д. Шиверы все обязанности по хозяйству распределяются по возрасту.
Проблема пьянства становится очень актуальной в наше время, когда по поводу, а чаще без повода мужчины, женщины, дети злоупотребляют спиртными напитками. Пьянство осуждалось и считалось большим пороком: «С хмелиной познаться — с честью расстаться». Больше всего боялись выпить лишнего и опозориться, но, к сожалению, сейчас даже в старообрядческих семьях иногда встречаются любители выпить, за что осуждаются и наказываются. Курение также осуждается и почитается за грех. Человека курящего не допускают даже к святой иконе и стараются как можно меньше с ним общаться. Про таких людей говорят: «Кто курит табак, тот хуже собак». Свою веру старообрядцы передают детям и внукам, воспитывая их в православном духе, завещая им семейные иконы, богослужебные книги, православные предания и истории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В наше время, когда разрушаются традиции, крепкий род - семья, вера, хранимая семьей, родом - это то, что помогает выжить, вынести все испытания. Роль семьи, общины в жизни староверов трудно переоценить. Воспитанием у старообрядцев занимается вся Община, никто не остается равнодушным. На воспитание детей влияют традиции, которые с детства формируют модели поведения человека. На первом месте у старообрядцев стоят традиции тесно связанные с религией, трудом, природой, Труд выступает как «труд богоугодный» и благой. Детей начинают приучать к труду с самого раннего возраста – труд никогда не испортит. Старообрядцы люди верующие и поэтому для того, чтобы наставить человека оступившегося на путь истины, применяется такая мера наказание как отлучение от церкви за пьянство, курение, матерную брань. При том вся Община старается с такими людьми как можно меньше общаться. А так как старообрядцы живут замкнуто, то такая мера воспитания очень действенна. Девушки и юноши при выборе спутника или спутницы жизни знают, что развестись после обряда бракосочетания уже невозможно и поэтому относятся к созданию семьи очень серьезно.
Из поколения в поколение через семью сохраняется и передается вера, традиции, обычаи, устои. Мы обедняем свою жизнь тем, что не только не знаем, но и не желаем изучать исконные русские традиции и их влияние на человека. Так как очень важно не только постичь суть заложенного духовного богатства народных традиций, но и привнести всё лучшее в нашу действительность, то есть связать прошлое, настоящее и проложить путь в будущее.
В народе говорят: «Деньги потерять — ничего не потерять, здоровье потерять — много потерять, дух потерять — всё потерять».
ЛИТЕРАТУРА
1. Ан С.А., Фомин В.Е. История культуры Алтая. Барнаул, «Пикет», 1999 г.
2. Кучуганова Р.П. Уймонские староверы. Новосибирск, 2000 г.
Предварительный просмотр:
Введение
Все мы хорошо знаем, что нет настоящего и будущего без прошлого. А прошлое – это наша культура. Традиции, наконец, память о людях, которые внесли большой вклад в развитие и процветание нашей родины.
В прошлом году наш классный руководитель Ануфриева Л.А рассказала, что в п. Абан был музыкально-инструментальный ансамбль «Улыбка». Мы заинтересовались и решили поискать информацию в интернете. К сожалению, наш поиск не дал результатов, информации об ансамбле «Улыбка» практически нет, за исключением, двух фотографий и небольшого видео.
Мы обратились к Людмиле Александровне и она посоветовала поговорить с основателем и инициатором организации ансамбля Сербиной Л.С.
Цель нашей исследовательской работы: изучение и описание деятельности музыкально-инструментального ансамбля «Улыбка»
Задачи:
-узнать, когда был образован ансамбль, и кто был его организатором;
- проследить историю развития ансамбля;
- изучить репертуал и его исполнителей;
- познакомить учащихся с результатами исследования.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что обучающиеся и молодежь Абанского района и п. Абан практически ничего не знают о существовании ансамбля «Улыбка»
Объект исследования: вокально-инструментальный ансамбль «Улыбка»
Предмет исследования: жизнь и деятельность творческого коллектива «Улыбка»
Методы исследования: интевьюирование, анализ, синтез
Практическая значимость данного исследования состоит в том, чтобы познакомить обучающихся с творчеством ансамбля «Улыбка». Материал может полезен на уроках истории Красноярского края, библиотечных уроках по краеведению.
Новизна: тема мало изученаи нигде не освещеа.
Основная часть
История создания ансамбля «Улыбка»
Об ансамбле «Улыбка» нам рассказала Сербина Людмила Семеновна.
Основателями и инициаторами создания ансамбля были Сербина Людмила Семеновна и ее брат Сербин Юрий Семенович.
В далеком 1974 году Людмила Семеновна приехала после окончания Канского педагогического училища в п. Абан работать в Абанскую СОШ № ! учителем. Так как в училище Людмила Семеновна играла на баяне, изучала нотную грамоту, пела, танцевала, играла в ансамбле народных инструментов и в ансамбле баянистов. Уже тогда у Людмилы Семеновны появилась мечта – создать свой детский ансамбль. Она решила организовать в школе музыкальный ансамбль, назвала его «Песенка». В этот ансамбль ходили разновозрастные дети, но в основном все были из начальной школы.
В это же время Сербин Юрий Семенович заканчивает заочно Московское музыкальное училище , с правом быть руководителем коллектива эстрадной музыки. В 1971 году становится руководителем музыкального ансамбля эстрадной песни «Жарки» на базе Она-Чунского Леспромхоза. Юрий Семенович играл практически на всех музыкальных инструментах.
Так как в школе у Людмилы Семеновны с музыкальным ансамблем не получилось , она попросила Юрия Семеновича взять хотя бы солистку группы в свой коллектив. Юрий Семенович согласился, девочку прослушли и она стала выступать во взрослом ансамбле. Но желание создать именно детский ансамбль не оставило Людмилу Семеновну. Она вместе с братом Юрием Семеновичем обратилась к директору леспромхоза Турову Василию Николаевичу с просьбой взять а баланс детский ансамбль. Василий Николаевич согласился. Конечно, не сразу , а после многих согласований, решение было принято – выделены помещения для раздевалок, для хранения инструментов, для репетиций.
Начался набор в детский ансамбль. А название «Улыбка» ансамбль получил в честь детского музыкального хора, который был при Канском педагогическом училище.
1974 год стал годом образования музыкально-инструментального ансамбля «Улыбка». Леспромхоз включил в смету проживание, расходы на проезд и приобретение инструментов. Но не все было гладко, особенно первое время. Людмила Семеновна четыре года проработала на добровольных началах, зарплату ей не платили. Костюмы родители шили самостоятельно, обувь приобретали за свои средства.
Певцы, музыканты и солисты группы
В ансамбль мог прийти любой ребенок. Но в начале было прослушивание: дети должны были под акконемент фортепиано спеть простую песенку. Таким образом проверяли слух и голос.
Вначале было всего 10 детей, которые пели под музыкальное сопровождение ансамбля «Жарки». Первой солисткой группы стала Пчелкина Ольга – ученица Сербиной Людмилы Семеновны.
Участница ансамбля Забурская Людмила Александровна рассказала: «Я пришла на прослушивание в 1981 году, мне было 8 лет. Меня попросили спеть песенку «В траве сидел кузнечик». Незнаю как я спела, так как очень сильно волновалась. Кроме меня на прослушивание пришли еще две девочки. Результат мы ждали за дверью. Меня взяли, так я стала участницей ансамбля «Улыбка», о котором у меня самые теплые воспоминания».
Шли годы и в ансамбль стали набирать все больше и больше детей. Появилось несколько групп по возрасту: подготовительная (4-6 лет), младшая (7-8 лет), средняя 9-13 лет) и старшая (с 14 лет).
В группах выделялись свои солисты, певцы, музыканты. На инструментах играли Сержантова Ира, Войнич Лариса, Рафейчик Вика, Спиридонова Ира, Косинцева, Наумников Эдик, Забавин Юра и др.
За те годы , что действовал ансамбль «Улыбка» много детей получили музыкальную подготовку у Сербиных Людмилы Семеновны и Юрия Семеновича. Это Исаченко Алена, Сербина Цветана, Золотая Жанна, Кособуко Света, Забурская Люда, Хетчикова Люда, Гурьева Нина, Сержантова Ира, Крецу Оля и Света, Осипова Марина, Наумников Эдик и многие другие. Музыкальный репертуар был очень разный. В основном советских авторов и композиторов. Например: «Игрушка», «Кот мурлыка», «Дождик», Кукла» и т.д.
Все участники ансамбля с теплотой вспоминают годы, когда были участниками ансамбля.
География концертов ансамбля «Улыбка»
Где только не давали концерты ребята из ансамбля. В первую очередь, конечно же, на сцене леспромхоза , для своих рабочих. На всех сценах и предприятиях п. Абан. Выступали на зональных конкурсах в . Канск. Г. Красноярск.
Спустя 4 года после организации ансамбля , в 1978 г ., Людмила Семёновна принимает смелое решение –показать детей за пределами Абанского района, но не где- нибудь , а в Москве! Руководство леспромхоза поддержало эту идею. Она написала письмо на телестудию и получила приглашение. На этих зимних каникулах «Улыбка» отправилась в столицу.
Все расходы на дорогу самолётом в Москву и обратно , проживание в гостинице оплачивал ЛПХ. Ездило 12 детей и 4 руководителя. Для детей это был настоящий подарок, но и они постарались. Запись на телестудии проходила при большой строгости, лишних шорохов , хождений , суеты не допускалось. Вход и выход –по документам. Перед записью снова репетиция, где оттачивалось всё до мелочей.
После этого выступления ансамбль стал очень популярным , участвовал во всех конкурсах, смотрах, ставил много концертов. В 1979 и в 1985 году Л.С Сербина была награждена знаком Всесоюзного Центрального Совета профсоюзов «За достижения в самодеятельном искусстве» а, в 1981 году –медалью СССР «За трудовое отличие».
В феврале 1985 года коллектив был вторично приглашён в Москву в телестудию Останкино для участия в «Весёлые нотки». Москва встретила ребят и взрослых как старые знакомые. В аэропорту Домодедова по прибытии самолета было громко объявлено , что прилетел ансамбль «Улыбка» из Красноярска. Всех тепло встретили, разместили. Теперь уже в Москву ездило 20 детей, 6 руководителей и родители, все ездили снова за средства леспромхоза. В первый раз подарок телестудии ансамбль возил пересаженные с лета лесные цветы «Жарки» и длинные конфеты «карандаши», во второй раз –картину «Заповедник «Столбы». Во второй раз ансамбль стал призёром конкурса , посвященного 40-летию победы. В своём автографе ансамблю директор телестудии и режиссёр написали: «С отличным выступлением в «Веселых нотках»!
В 1983 году Леспромхоз дает своему музыкальному коллективу «Улыбка» путевку на все группы в теплоходный тур по р.Енисей. Три группы ансамбля отдыхали на теплоходе, давали концерты. Путевка была расчитана на две недели, но на обратном пути у теплохода сломался один мотор и его взял на буксир корабль, который плыл в г. Красноярск. И ребята отдыхали вместо 2 недель целых три.
Был еще такой случай, о котором рассказала Людмила Семеновна. Однажды ансамбль пригласили в с. Тасеево , там проходило какое –то важное совещание. Жто было зимой 1983 года. Мороз был не большой, но иела сильная метель. Дорогу почти не было видно. Поехали по прямой дороге через Березовку на Тасеевский тракт. Было два автобуса: один с детьми и руководителями, другой с аппаратурой. Автобус с аппаратурой ушел вперед, а тот что был с детьми заблудился. Хорошо, что снег был не слишком глубокий, поэтому не буксовали. Водитель выходил на дорогу, чтобы найти правильную. Никто не паниковал, все были спокойны : и руководители и дети. На концерт немного опоздали, но никто не расходился, все ждали выступление ребят.Обратно возвращались уже ночью. Дети дорогой спали. Когда приехали в Абан, то каждого ребенка подвезли к дому. Развозить по домам каждого ребенка было обязательным правилом Людмилы Семеновны.
В 2008 году дали 3 отчетных концерта. Ездили на конкурс «Волшебный микрофон» в Красноярск весной 2007 и 2008 года. Участие принимало 8 детей и 2 руководителя (Людмила Семеновна и Рудинская О.А- руководитель молодежного отдела Администрации района). Весной 2008 года хотели поехать на конкурс «Роза Ветров» в г. Канск, где работали специалисты этого конкурса из Москвы и вели отбор лучших конкурсантов. За каждый день и за каждого ребенка нужно было платить - у нас таких денег не было ии в РОНО , ии в Отделе культуры, ни у родителей. Страна в этот период переживала кризис. Трудно найти таланты среди детей, так как многие детские сады закрылись. Труднее стало с подбором репертуара. В музыкальном коллективе осталась одна солистка Хорева Кристина.
Прекратил свое существование Она-Чунский Леспромхоз, здание разобрали и продали. Негде стало репетировать, негде хранить инструменты и костюмы. Так прекратил свое существование замечательный детский коллектив «Улыбка»
Заключение
По рассказам руководителей и участников ансамбля мы сделали вывод о том, что многие дети выросли и посвятили себя творчеству. Например в доме культуры работают и поют в ансамбле «Бирюсинские зори» Трущенко (Иванова) Наталья и Бадретдинова Елена. Дергачева (Крикунова) Валентина окончила музыкальное училище и сейчас является директором Абанской музыкальной школы. Лапкина Любовь закончила педагогическое училище и работала заведующей клубом.
Многие стали руководителями, потому что «Улыбка» научила их дисциплине, ответственности. Например Путинцева Ольга Тимофеевна работает завучем в школе № 3 , а Истоминская Ирина Николаевна – завучем профессионального училища № 71. И просто они влюблены в песню и у музыку. Зрители были покорены этим ансамблем, детям нравилось, что они приносят радость себе и людям. В «улыбку» хотели ходить все, ноно оставались только самые дисциплинированные и ответственные. Ирина Николаевна написала в своей статье «Мы родом из детства» («Красное знамя»- 2007 год; 2 ноября) : «Пусть артистами мы не стали, но приобрели заряд активности и творчества, научились жить и работать в коллективе, общаться со сверстниками и взрослыми, дружить».
Источники информации исследования .
1.Воспоминания , документы фотографии ,видеозаписи Сербиной Людмилы Семеновны ( 1951 год .р пос. Абан , ул .Березовая ,9,кв .2)
2.Воспоминания Забурской Людмилы Александровны ( 1973 г.р д. Алексеевка ул . Советская 36)
3.Воспоминания фотографии Жебелевой Тамары Ильиничны (1953 г.р ,пос Абан,ул, ул. Мира 21/1)
4. Сербин. Ю, Сербина .Л. успех сопутствует «Улыбке»- «красное знамя», 1979 год , 14 апреля
5. Истоменская И. Все мы родом из детства- «Красное знамя» 2007 год 2 ноября.