Воспитательная деятельность

Людмила Александровна Ануфриева

Целенаправленную профессиональную деятельность педагога школы или внешкольного образовательного учреждения, направленную на решение задач воспитания, называют воспитательной работой. Иначе говоря, это – целенаправленная деятельность педагога или педагогического коллектива по организации совместной жизнедеятельности детей и взрослых, в ходе которой решаются поставленные педагогические задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon splochenie_kollektiva_kl_chas.doc47.5 КБ
Microsoft Office document icon lineyka_mkou_nikolskaya_sosh.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка классного часа в форме тренинга

«Сплочение классного коллектива»

Класс:7

Пояснение:

Мой класс с характером. Не всегда ребята хотят и могут взаимодействовать друг с другом. Поэтому моя цель заключается в том, чтобы им помочь.

В наш класс пришли три новеньких ученика. И проблема сплочения вновь стала актуальна.

Как известно, отношения в коллективе влияют практически на все стороны: общение, поведение, учебная деятельность. Затруднения в общении с одноклассниками могут стать одной из причин низкой успеваемости, отсутствия инициативы на уроке, невыполнения домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.

При разработке данного классного часа были поставлены следующие
цели:

  1. Сформировать понятие «Наш класс - это единый коллектив»;
  2. Развивать познавательный интерес, способствовать формированию активной жизненной позиции;
  3. Воспитывать любовь к школе, уважение к одноклассникам.

Дополнительные материалы: цветок, выполненный из бумаги, повязки для глаз, ватманы, фломастеры.

Пространство класса в нашем случае было поделено на секции. В каждой секции было представлено определенное задание. Таким образом, дети увидели свой кабинет с другой стороны: не просто в качестве учебного помещения, а места, где можно проявить свои эмоции, умение общаться друг с другом.

Ход занятия:

        Погружение. Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья. В тренинге есть одно важное условие: задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее, а чтобы сделали все.

        Вначале вспомним притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: "Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья".

        Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе.

1. Доверие к классу. Упражнение проводится в кругу. Позволяет классному руководителю понять, насколько комфортно чувствуют себя учащиеся в данном коллективе.

Учитель: Давайте встанем в круг, закроем глаза и покажем на пальцах количество баллов доверия к классу (максимальный балл 10, минимальный 1), затем по команде откроем глаза. На счет «три» дети показывают пальцы и открывают глаза. 

Теперь давайте обменяемся мнениями (от наименьшего по возрастанию. Тех, кто не хочет говорить, не заставлять). Обсудить можно следующие моменты: что нравится в классе, какие есть трудности, что бы хотелось изменить.

2. Ты мне нравишься

Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это — проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык.

Материалы: цветок, заранее заготовленный.

Учитель: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.

Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика. Я выбрала самого озорного. Примером комплимента может служить фраза: «Никита, ты мне нравишься за жизнерадостность, улыбку и доброту».

Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим. После того, как мы передали кому-то цветок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: "Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что..." После этого Коля должен подумать и решить, кому передать цветок дальше. Когда цветок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: "Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике". При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше... Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут.

Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили цветок. Объясните детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчеркивать в современном обществе, наполненном конкурентной борьбой за место под солнцем. Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы "Ты мне нравишься, потому что...", то позвольте им заменить ее словами "Мне понравилось, как ты...".

Анализ упражнения:

— Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?

— Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?

— Достаточно ли дружен наш класс?

— Почему каждый ребенок достоин любви?

— Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

  1. Слепой и поводырь

Упражнение направлено на понимание чувств тех ребят, которые пришли в коллектив совсем недавно.

Учитель: Посмотрите на ребят, которые пришли к нам совсем недавно. Как вы думаете, легко ли им было привыкнуть к вам, к школе, ко мне? Что они чувствовали? Для того чтобы понять их, я предлагаю провести небольшую игру, которая называется «Слепой и поводырь».  Слепой олицетворяет прибывшего ученика, а почему? (Ответ: потому что он не знает, что где находится, не знает куда идти и что делать).  Без указаний и помощи ему придется очень тяжело. Поэтому нужен ответственный «поводырь».

 Это упражнение выполняется «старенькими учениками».

«Слепому» завязывают глаза, задача «поводыря» провести «слепого» из пункта А в пункт Б. Задача всех остальных ребят – усложнять путь, придумывать препятствия (поставить стул на пути и т.д.) После прохождения следует все обсудить.

Мои ученики пришли к выводу, что, не зная пути, не видя ничего, очень сложно что-либо сделать. Но благодаря помощи «проводника» проходить путь было не так страшно.

В итоге был сделан очень важный вывод: ребята, которые только пришли в наш класс, нуждаются в поддержке.

  1. Нарисуй дом 

Данное упражнение проводится в группах. В нашем случае получилось 4 группы, члены которой были выбраны с помощью жеребьевки (тянули разноцветные карточки из коробки. Каждой группе соответствовал свой цвет)

Психологический смысл упражнения: демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения, развитие сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи. Необычные условия, в которые попадают участники, включают заинтересованность, заставляют находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели. 
Учитель: Сейчас вам предстоит выполнить очень сложное, но интересное задание.  На ваших столах в каждой группе лежит ватман и фломастеры. Ваша задача – нарисовать дом мечты. Но это еще не самое сложное. В процессе работы нельзя разговаривать. Понять вы должны друг друга с помощью жестов. 

Каждому члену команды дается задание. Например,: одному –нарисовать крышу, другому- два окна на втором этаже, третьему – второй этаж и т.д. Каждый рисует только свою часть, лишнее рисовать нельзя.

После выполнения провести обсуждение в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. 

В качестве итога урока стоит обсудить все упражнения. Спросить, какое было самым сложным и самым легким. Почему? Для чего были проведены все упражнения.

В качестве домашнего задания можно предложить составить список правил для всех учеников класса. На последующих занятиях из предложенных правил можно выбрать несколько основных пунктов.

Различные высказывания, в которых хранится мудрость веков:

  • Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.
  • Не бойся! Трус обречен на поражение.
  • Трудись! Другого пути к успеху не дано.
  • Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок, накопишь опыт.
  • Не лги! И ты будешь иметь друзей.
  • Не обманывай себя. Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других, и ты многое поймешь, избежишь многих бед, добьешься уважения других людей.
  • Оставайся всегда и во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемой цели.

Использованные ресурсы:

При подготовке урока была использована информация следующего сайта:

http://www.hr-portal.ru/doki/treningrazvitie-splochennosti-shkolnogo-kollektiva%C2%BB



Предварительный просмотр:

Сценарий линейки «Мы помним!», посвященной памяти воинов, ушедших из с. Никольск на Великую Отечественную войну.

Цель: формирование у обучающихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, своей малой родине.

Задачи: воспитывать гражданственность, уважение к истории своей страны; воспитывать чувство уважения к участникам Великой отечественной войны, к памятникам воинам ВО войны.

Ход линейки

1 ведущий

22 июня 1941года – одна из самых печальных дат в истории нашей страны – это начало Великой Отечественной войны.  Этот день напоминает нам о всех погибших на поле битвы, замученных в фашистских концлагерях, пропавших без вести и умерших в тылу от голода и лишений.

2 ведущий

В 4 часа утра 22 июня 1941 года после массированной артиллерийской и авиационной подготовки германские войска перешли границу СССР. Так началась Великая Отечественная война – трагедия, которая продолжалась 1418 дней и ночей.

3 ведущий

Не остались в стороне и жители нашего села. С 1941 по 1945 год из с.Никольск ушло более 150 человек. Больше половины из них не вернулись обратно: погибли в сражениях на поле боя, пропали без вести.

4 ведущий

Ушла война, оставив списки

Погибших в праведном бою,

Застыли скорбью обелиски

В недвижном каменном строю

«Пал смертью храбрых» - отвечаем.

И вновь живем грядущим днем,

Минутой скорбного молчанья.

Давайте память павших помянем.

(Минута молчания)

1 ведущий

В нашем селе есть памятник воинам Великой Отечественной войны, который находится по улице Советской , возле сельского клуба. В далеком 1986 году житель нашего села – Александр Владимирович Гуренков предложил односельчанам собрать средства и установить памятник. Люди откликнулись – памятник был установлен.

 2 ведущий

Они жизни не щадили

Защищая отчий край – страну родную.

Одолели – победили

Всех врагов в боях за Родину святую.

3 ведущий

К сожалению, на территории нашего села не осталось ни одного ветерана, но память о людях, которые ценой своей жизни, своего здоровья дали возможность жить нам, нынешнему поколению будет вечна.

Это памятник всем погибшим на ВО войне и всем живым , чтобы помнили и не забывали.

4 ведущий

Как хорошо проснуться на рассвете

Как хорошо, что ночью снятся сны.

Как хорошо, что кружится планета

Как хорошо на свете без войны