Воспитательная деятельность
Целенаправленную профессиональную деятельность педагога школы или внешкольного образовательного учреждения, направленную на решение задач воспитания, называют воспитательной работой. Иначе говоря, это – целенаправленная деятельность педагога или педагогического коллектива по организации совместной жизнедеятельности детей и взрослых, в ходе которой решаются поставленные педагогические задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
splochenie_kollektiva_kl_chas.doc | 47.5 КБ |
lineyka_mkou_nikolskaya_sosh.doc | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка классного часа в форме тренинга
«Сплочение классного коллектива»
Класс:7
Пояснение:
Мой класс с характером. Не всегда ребята хотят и могут взаимодействовать друг с другом. Поэтому моя цель заключается в том, чтобы им помочь.
В наш класс пришли три новеньких ученика. И проблема сплочения вновь стала актуальна.
Как известно, отношения в коллективе влияют практически на все стороны: общение, поведение, учебная деятельность. Затруднения в общении с одноклассниками могут стать одной из причин низкой успеваемости, отсутствия инициативы на уроке, невыполнения домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.
При разработке данного классного часа были поставлены следующие цели:
- Сформировать понятие «Наш класс - это единый коллектив»;
- Развивать познавательный интерес, способствовать формированию активной жизненной позиции;
- Воспитывать любовь к школе, уважение к одноклассникам.
Дополнительные материалы: цветок, выполненный из бумаги, повязки для глаз, ватманы, фломастеры.
Пространство класса в нашем случае было поделено на секции. В каждой секции было представлено определенное задание. Таким образом, дети увидели свой кабинет с другой стороны: не просто в качестве учебного помещения, а места, где можно проявить свои эмоции, умение общаться друг с другом.
Ход занятия:
Погружение. Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья. В тренинге есть одно важное условие: задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее, а чтобы сделали все.
Вначале вспомним притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: "Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья".
Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе.
1. Доверие к классу. Упражнение проводится в кругу. Позволяет классному руководителю понять, насколько комфортно чувствуют себя учащиеся в данном коллективе.
Учитель: Давайте встанем в круг, закроем глаза и покажем на пальцах количество баллов доверия к классу (максимальный балл 10, минимальный 1), затем по команде откроем глаза. На счет «три» дети показывают пальцы и открывают глаза.
Теперь давайте обменяемся мнениями (от наименьшего по возрастанию. Тех, кто не хочет говорить, не заставлять). Обсудить можно следующие моменты: что нравится в классе, какие есть трудности, что бы хотелось изменить.
2. Ты мне нравишься
Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это — проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык.
Материалы: цветок, заранее заготовленный.
Учитель: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.
Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика. Я выбрала самого озорного. Примером комплимента может служить фраза: «Никита, ты мне нравишься за жизнерадостность, улыбку и доброту».
Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим. После того, как мы передали кому-то цветок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: "Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что..." После этого Коля должен подумать и решить, кому передать цветок дальше. Когда цветок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: "Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике". При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше... Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут.
Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили цветок. Объясните детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчеркивать в современном обществе, наполненном конкурентной борьбой за место под солнцем. Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы "Ты мне нравишься, потому что...", то позвольте им заменить ее словами "Мне понравилось, как ты...".
Анализ упражнения:
— Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?
— Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?
— Достаточно ли дружен наш класс?
— Почему каждый ребенок достоин любви?
— Что-нибудь удивило тебя в этой игре?
- Слепой и поводырь
Упражнение направлено на понимание чувств тех ребят, которые пришли в коллектив совсем недавно.
Учитель: Посмотрите на ребят, которые пришли к нам совсем недавно. Как вы думаете, легко ли им было привыкнуть к вам, к школе, ко мне? Что они чувствовали? Для того чтобы понять их, я предлагаю провести небольшую игру, которая называется «Слепой и поводырь». Слепой олицетворяет прибывшего ученика, а почему? (Ответ: потому что он не знает, что где находится, не знает куда идти и что делать). Без указаний и помощи ему придется очень тяжело. Поэтому нужен ответственный «поводырь».
Это упражнение выполняется «старенькими учениками».
«Слепому» завязывают глаза, задача «поводыря» провести «слепого» из пункта А в пункт Б. Задача всех остальных ребят – усложнять путь, придумывать препятствия (поставить стул на пути и т.д.) После прохождения следует все обсудить.
Мои ученики пришли к выводу, что, не зная пути, не видя ничего, очень сложно что-либо сделать. Но благодаря помощи «проводника» проходить путь было не так страшно.
В итоге был сделан очень важный вывод: ребята, которые только пришли в наш класс, нуждаются в поддержке.
- Нарисуй дом
Данное упражнение проводится в группах. В нашем случае получилось 4 группы, члены которой были выбраны с помощью жеребьевки (тянули разноцветные карточки из коробки. Каждой группе соответствовал свой цвет)
Психологический смысл упражнения: демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения, развитие сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи. Необычные условия, в которые попадают участники, включают заинтересованность, заставляют находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.
Учитель: Сейчас вам предстоит выполнить очень сложное, но интересное задание. На ваших столах в каждой группе лежит ватман и фломастеры. Ваша задача – нарисовать дом мечты. Но это еще не самое сложное. В процессе работы нельзя разговаривать. Понять вы должны друг друга с помощью жестов.
Каждому члену команды дается задание. Например,: одному –нарисовать крышу, другому- два окна на втором этаже, третьему – второй этаж и т.д. Каждый рисует только свою часть, лишнее рисовать нельзя.
После выполнения провести обсуждение в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания.
В качестве итога урока стоит обсудить все упражнения. Спросить, какое было самым сложным и самым легким. Почему? Для чего были проведены все упражнения.
В качестве домашнего задания можно предложить составить список правил для всех учеников класса. На последующих занятиях из предложенных правил можно выбрать несколько основных пунктов.
Различные высказывания, в которых хранится мудрость веков:
- Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.
- Не бойся! Трус обречен на поражение.
- Трудись! Другого пути к успеху не дано.
- Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок, накопишь опыт.
- Не лги! И ты будешь иметь друзей.
- Не обманывай себя. Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других, и ты многое поймешь, избежишь многих бед, добьешься уважения других людей.
- Оставайся всегда и во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемой цели.
Использованные ресурсы:
При подготовке урока была использована информация следующего сайта:
http://www.hr-portal.ru/doki/treningrazvitie-splochennosti-shkolnogo-kollektiva%C2%BB
Предварительный просмотр:
Сценарий линейки «Мы помним!», посвященной памяти воинов, ушедших из с. Никольск на Великую Отечественную войну.
Цель: формирование у обучающихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, своей малой родине.
Задачи: воспитывать гражданственность, уважение к истории своей страны; воспитывать чувство уважения к участникам Великой отечественной войны, к памятникам воинам ВО войны.
Ход линейки
1 ведущий
22 июня 1941года – одна из самых печальных дат в истории нашей страны – это начало Великой Отечественной войны. Этот день напоминает нам о всех погибших на поле битвы, замученных в фашистских концлагерях, пропавших без вести и умерших в тылу от голода и лишений.
2 ведущий
В 4 часа утра 22 июня 1941 года после массированной артиллерийской и авиационной подготовки германские войска перешли границу СССР. Так началась Великая Отечественная война – трагедия, которая продолжалась 1418 дней и ночей.
3 ведущий
Не остались в стороне и жители нашего села. С 1941 по 1945 год из с.Никольск ушло более 150 человек. Больше половины из них не вернулись обратно: погибли в сражениях на поле боя, пропали без вести.
4 ведущий
Ушла война, оставив списки
Погибших в праведном бою,
Застыли скорбью обелиски
В недвижном каменном строю
«Пал смертью храбрых» - отвечаем.
И вновь живем грядущим днем,
Минутой скорбного молчанья.
Давайте память павших помянем.
(Минута молчания)
1 ведущий
В нашем селе есть памятник воинам Великой Отечественной войны, который находится по улице Советской , возле сельского клуба. В далеком 1986 году житель нашего села – Александр Владимирович Гуренков предложил односельчанам собрать средства и установить памятник. Люди откликнулись – памятник был установлен.
2 ведущий
Они жизни не щадили
Защищая отчий край – страну родную.
Одолели – победили
Всех врагов в боях за Родину святую.
3 ведущий
К сожалению, на территории нашего села не осталось ни одного ветерана, но память о людях, которые ценой своей жизни, своего здоровья дали возможность жить нам, нынешнему поколению будет вечна.
Это памятник всем погибшим на ВО войне и всем живым , чтобы помнили и не забывали.
4 ведущий
Как хорошо проснуться на рассвете
Как хорошо, что ночью снятся сны.
Как хорошо, что кружится планета
Как хорошо на свете без войны