Самообразование
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалым « Цветик-семицветик»
План
по самообразованию инструктора
по плаванию Егорова Елена Александровна
на 2020-2021 учебный год
по теме
«Подвижные игры как средство обучение плаванию»
г. Когалым 2020
Содержание
1 | Цель и задачи самообразования педагога по теме : «Подвижные игры как средство обучение плаванию » | 3 |
2 | Этапы работы | 4 |
3 | План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год | 5 |
4 | Работа с детьми | 6 |
5 | Работа с родителями и педагогами | 7 |
6 | Список литературы | 9 |
7 | Приложение | 13 |
Цель:
Внедрение в практику работы игровых приёмов как средства мотивации детей дошкольного возраста к обучению плаванием. Повышение уровня самообразования.
Задачи:
Оздоровительные задачи:
• Способствовать охране и укреплению физического и психического здоровья детей.
• Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и
устойчивости к заболеваниям средствами движения.
• Способствовать профилактике и коррекции нарушений опорно – двигательного
аппарата.
• Способствовать развитию гигиенических навыков.
• Развивать у детей координацию движений, чувство ритма и умения управлять телом в воде.
Образовательные задачи:
• Создавать условия для реализации потребности детей в приобретении необходимых знаний, в повышении двигательной активности.
• Способствовать быстрому рациональному овладению двигательными навыками,
используя средства игр.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
• Воспитывать художественный вкус, позитивное отношение к занятиям в бассейне.
• Воспитывать чувство товарищества; дать возможность каждому ребенку
почувствовать принадлежность к сплоченной группе единомышленников.
Ожидаемый результат:
• Повышение уровня плавательной подготовленности детей.
• Расширение кругозора;
• Развитие физических и нравственных качеств;
• Сохранение и укрепление здоровья.
Этапы работы
1. Организационно-ознакомительный
- Выбор и определение темы самообразования.
- Планирование работы по теме самообразования.
- Подбор методической литературы, пособий по теме самообразования, работа с картотекой, видеотекой, библиотекой методического кабинета, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах
2. Практический
- Выбор целесообразных игр, применительно к физкультурным занятия разных возрастных группах с учетом условий ДОО
- Создание системы применяемых игр в разных возрастных группах
- Составление конспектов занятий с применением выбранных игровых заданий
- Прохождение курсов повышения квалификации по теме самообразования.
3. Отчетный
- Консультация родителей о новых формах физкультурно-оздоровительной работы ДОО
- Демонстрация опыта в форме открытого занятия с применением новых игр для педагогов
- Демонстрация опыта в форме открытого занятия с применением новых игр для родителей
,
План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год
Подвижные игры в воде в основном направлены на совершенствование движений и упражнений; изучение же движений осуществляется в основном методом упражнения, но в работе с детьми — непременно в игровой форме. Игра выгодно отличается от других средств обучения, потому что одно движение, представляющее определенную трудность, может разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Мне часто приходилось сталкиваться с проблемой обучения детей в своей работе. Обучить детей плаванию – это очень сложная задача, так как многие дети, приходя первый раз в бассейн уже бояться воды и с ними очень трудно работать. Игровой метод позволяет решить все проблемы связанные со страхом детей, с неуверенностью, а так же немного выровнять умения детей несмотря на изначально разные способности.
Именно игра является ведущим видом деятельности малыша.
Играя, у ребенка пропадает чувство страха перед водой. Через игры начинается процесс ознакомления детей со свойствами воды. Для детей дошкольного возраста, именно игра является средством удовлетворения познавательных потребностей и средством реализации познавательной активности при взаимодействии с окружающим миром. Игры способствуют стимуляции интереса детей к занятиям плаванием. С помощью игр происходит овладение способами и приемами двигательной деятельности, что также является значимым и необходимым. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Увлекаясь игрой, дети свободно, без напряжения выполняют нужные движения.
Требования, предъявляемые к проведению игр в воде Игры следует проводить таким образом, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям любой возрастной группы. Игры подбирают в соответствии с поставленной определенной воспитательно-образовательной задачей. В игре должен учитываться уровень плавательной подготовленности и физического развития детей. В игре должны активно участвовать все занимающиеся. Игра должна служить средством эмоционального воздействия. В тренировочном процессе игра должна служить средством регулирования психической и физической нагрузки. В игре можно совершенствовать изученные ранее упражнения и элементы техники плавания. В каждой игре участники должны получать активную физическую нагрузку. Участникам должны быть заранее известны условия проведения игры: правила задачи, место проведения, инвентарь и т. д. При проведении игры должен обеспечиваться постоянный контроль педагога. Результаты игры должны обязательно объясняться всем участникам.
Обеспечение безопасности игр на воде.
Для предупреждения несчастных случаев и травм занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
1. Проводить игры в бассейне, отвечающем всем требованиям безопасности и гигиены.
2. Поддерживать на занятиях строгую дисциплину.
3. Допускать детей к занятиям только с разрешения врача.
4. Приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости,
только с разрешения преподавателя.
5. Не проводить игры с группами, превышающими 10–12 человек.
6. Проводить поименную перекличку детей до входа в воду и после
выхода из воды.
7.Обеспечить обязательное присутствие медсестры на занятиях.
Ведущим направлением работы является:
- сохранение и укрепление здоровья детей,
- улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей
- формирование у родителей, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Перспективы самообразовательной деятельности:
- ориентирование в новой литературе;
- умение разбираться в изучаемой проблеме;
- методические рекомендации по организации деятельности, направленной на развитие у детей способностей к плаванию.
- ознакомление с основными видами плавания детей дошкольного возраста;
- фотоприложения.
Работа с детьми
Необходимое условие педагогической успешности в работе с детьми младшего дошкольного возраста – поддержание положительного отношения к занятиям на всех этапах обучения. Мы стремимся к тому, чтобы все игровые упражнения и игры на воде доставляли детям удовольствие и радость. Например, при обучении детей пусканию пузырей в воде, мы предлагаем вспомнить, как кипит вода. В ходе обсуждения выясняется, что вода бурлит, «горячится», пузырится. Взрослый выразительно показывает, как все это происходит, а дети отображают веселое и выразительное поведение взрослого. Инструктор говорит, у кого лучше всего получилось. Для этого широко практикуется поощрение, которое ведет не только к заметному улучшению результатов, но и способствует росту уверенности ребенка в собственных силах и формирует волевые качества личности.
Занятия в средней группе направить на приобретение умений и навыков, обеспечивающих чувство надежности в воде. Дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить).
При обучении дошкольников плаванию мы используем самые разнообразные формы организации работы с детьми:
- игровые упражнения,
- игры -забавы,
- сюжетны и бессюжетные игры
Выбирая игры и методические приемы, мы учитываем возраст, количество детей, в группе, физическую подготовленность и степень овладения каждым навыком движения. Движения очень простые, доступные или уже известные детям.
Большое значение при организации занятий имеет подготовка материала и оборудование среды. На занятиях для малышей мы применяем удобные шапочки и маски, различные игрушки (плавающие и тонущие), которые помогают войти в образ и обеспечивают эмоциональный подъем, способствуя преодолению боязни воды. Используем игры и упражнения разного содержания с разными заданиями: игры и упражнения на сопротивление воды, на погружение с головой, на выработку правильного дыхания, на развитие умения скольжения по воде, игры на открывание глаз в воде, с прыжками, мячом.
План работы с родителями и педагогами
Материалы для методической копилки педагогов:
- Информационный материал для специалистов ДОУ, начинающих обучение детей плаванию с азов.
- Информация для родителей и инструкторов по обучению плаванию дошкольников по формированию навыков правильного дыхания.
- План-конспект занятия по плаванию во всех возрастных группах детского сада.
- Сценарии игровых сюжетных занятий по совершенствованию плавательных умений старших дошкольников.
- Подборка практических материалов «Игры на воде».
- Телевидение, газеты, журналы, литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
- Интернет
- Видео, аудио информация на различных носителях.
- Составление списка литературы.
- Повышения квалификации через ознакомление с семинарами и конференциями, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом.
- Создание картотеки игр.
Хочется еще раз подчеркнуть: каждое занятие должно быть направлено на формирование у малыша только положительных эмоций и чувств – радости, удовольствия, также заинтересованности и наслаждения от пребывания в воде.
Список литературы:
1. Васильев В. С. Обучение маленьких детей плаванию. М-ФиС, 1961.
2. Осокина Т. И. Как научить детей плавать.
3. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду, М.: Просвещение, 1984.
4. Чекалдина М. Г. На голубых дорожках плывут малыши
5. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. — Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2011.
6. Обучение плаванию в детском саду. — М.: Просвещение, 1991.
7. Программа обучения плаванию в детском саду. — Санкт-Петербург: «Детство-пресс», 2003.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Маленькие и большие ножки.
Цель: помочь детям освоиться в воде.
Ход: Дети образуют круг и подражают движениям воспитателя. Он говори : маленькие ножки бежали по дорожке – при этом быстро , быстро притопывает , приговаривая «топ, топ, топ» ;затем медленно произносит : « большие ноги шли по дороге – топ, топ, топ» , высоко поднимает колени и топает так, чтобы были брызги.
Правила: нельзя толкать друг друга и брызгаться.
Рыбки резвятся.
Цель: приучать детей выполнять разные движения в воде, не бояться воды.
Ход: По сигналу: «рыбки резвятся» - дети подпрыгивают на двух ногах.
По сигналу «рыбки отдыхают» - садятся на корточки.
Правила: внимательно слушать инструктор, выполнять движения по сигналу, нельзя толкать друг друга.
Поймай воду.
Цел: научить детей сжимать пальцы рук, делая «ложечку».
Ход: Дети стоят на месте в одной шеренге или в кругу. По команде «поймай воду» - они вытягивают руки вперед, опускают в вод, соединяют под водой кисти рук, сжимают пальцы. Зачерпнув воду, дети поднимают руки над поверхностью Педагог проверяет наличие воды в руках.
Правило: вода не должна вытекать из рук.
Волны на море.
Цел: познакомится с сопротивлением воды.
Ход: Дети стоят лицом в круг на расстоянии вытянутых рук. Руки отведены вправо (влево) лежат на поверхности воды, ладони повернуты по направлению движения рук. Одновременно с поворотом туловища дети проносят руки под самой поверхностью воды в противоположную сторону – образуются волны. Движение продолжается непрерывно то в ту, то в другую сторону.
Правило: нельзя опускать руки глубоко в воду.
Поймай лодочку. (рыбку)
Цель: приучать детей передвигаться в воде, преодолевать её сопротивление.
Ход: Дети стоят у бортика по одной стороне бассейна. Инструктор пускает пластмассовые лодочки и предлагает детям поймать их. Затем дети отдают лодочки педагогу. Игра повторяется.
Правило: Нельзя толкать друг друга, можно ловить только по одной лодочке.
При повторном проведении можно предложить задание : « кто быстрее поймает лодочку.» для чтобы стимулировать более быстрое передвижение в воде.
Догоните меня .
Цель :научить детей передвижению в разных направлениях, преодолевая сопротивление воды.
Ход :Дети стоят вместе с инструктором у бортика .Педагог отходит и предлагает детям догнать его. У противоположной стороны бассейна он останавливается и встречает детей , подбадривая тех, кто испытывает затруднение.
Правило : нельзя наталкиваться друг на друга.
Солнышко и дождик.
Цель :приучать детей не бояться воды, передвигаться , не держась друг за друга и не толкаясь.
Ход : Дети стоят у бортика с одной стороны .По сигналу педагога «солнышко –можно гулять» , дети ходят в разных направлениях по бассейну .Затем инструктор говорит «дождик» и брызгает на детей водой. Дети убегают к бортику.
Правила: начинать движение нужно по сигналу педагога , нельзя толкать друг друга.
Переправа.
Цель :дать почувствовать сопротивление воды для правильного выполнения гребковых движений рук.
Ход : Играющие выстраиваются в одну шеренгу вдоль боковой стенки бассейна на расстоянии вытянутой руки друг от друга . По команде в-ля они все вместе начинают «переправляться на другой берег» .Продвижению в воде дети помогают гребковыми движениями рук, приговаривая :
-Толкаюсь, толкаюсь руками о воду ,
-Вода помогает мне выбрать дорогу .
Правила :нельзя толкать друг друга и брызгаться.
Найди свой домик.
Цель : приучать детей ориентироваться в необычных условиях , внимательно слушать сигналы и действовать в соответствии с ними.
Ход : Три разных по цвету обруча лежат (плавают ) на поверхности воды. Дети делятся на три группы , каждая становится у своего обруча. По сигналу «рыбки резвятся» - дети бегают в разных направлениях , по сигналу «найди свой домик» -они идут или бегут к своим обручам.
Правила : Нельзя толкать друг друга , надо убегать от домиков подальше.
Кораблики.
Цель :Приучать выполнять в воде движения в разных направлениях , быстро и медленно.
Ход :Дети стоят в колонне по донному . По команде педагога « полный ход» дети бегут по воде, широко размахивая руками . «Тихий ход» -продвигаются медленно . «Задний ход»- двигаются спиной вперед.
Правила : нужно внимательно слушать сигнал, менять движение только по сигналу Нельзя толкаться и брызгаться.
Найди себе пару .
Цель : приучать детей ориентироваться в необычных условиях , упражнять в ходьбе парами.
Ход : Дети ходят по бассейну в разных направлениях. По сигналу « найди себе пару» они становятся в пары (кто с кем хочет) ,берутся за руки и идут в парах.
Правило : дети выбирают пару по своему желанию. Нельзя тянуть друг друга , толкать.
Варианты : при повторной игре можно раздать детям цветные пластмассовые шары. В пары становятся дети с шарами одинакового цвета.
Море волнуется.
Цель : Помочь детям освоится в воде , ознакомиться с её сопротивлением.
Ход :Дети стоят в колонне по одному По команде инструктора «море волнуется» они разбегаются в произвольном направлении, производят любые движения руками, окунаются. Когда педагог говорит :ветер стих, море успокоилось» дети должны быстро занять свои места в колонне .
Правила: инструктор говорит : раз, два, три – вот на место встали мы. Не нашедший за это время своего места в колонне, отмечается инструктором как невнимательный.
Карусели .
Цель : Приучать детей двигаться по кругу не бояться воды.
Ход : Дети становятся вкруг и берутся за руки. По сигналу в- ля они начинают движение по кругу, постепенно ускоряя шаг , вместе с в-м дети произносят : Еле-еле , еле- еле
Закружились карусели ,
А потом, потом, потом –
Все бегом, бегом, бегом.
Дети бегут по кругу. Затем инструктор говорит :»тише, тише, не спешите, карусель остановите ! Раз –два, раз –два вот и кончилась игра». Дети останавливаются.
Правила :выполнять движения в соответствии с текстом, не тянуть товарища.
Пузырь
Цель : Приучать двигаться в воде вперед, назад, не бояться воды.
Ход : Дети становятся в круг, близко друг другу, берутся за руки . Вместе произносят :-Раздувайся пузырь, раздувайся , большой. Оставайся такой да не лопайся .
Дети отходят назад, не разрывая рук, делают большой круг .После слов в –ля « лопнул пузырь» , дети двигаются к центру, произнося звук «ш –ш – ш» - (воздух выходит ) . Затем дети снова «надувают пузырь» - отходят назад .
Правило :Двигаться назад, вперед, держась за руки. Нельзя толкать друг друга. При повторении игры на слова : «пузырь лопнул» дети могут присесть в воду .
Принеси мяч.
Цель: Приучать детей двигаться в воде в разных направлениях, преодолевать сопротивление воды.
Ход: Дети становятся воль одной из сторон бассейна. В-ль показывает яркие мячи, затем их бросает в воду и предлагает детям принести мячи. Дети передвигаются по воде за мячами, ловят их и приносят в –лю. Игра повторяется.
Правил: Начинать ловить мячи нужно по сигналу, нельзя толкаться и брызгаться.
Мячики.
Цель: приучить детей подпрыгивать в воде, не бояться брызг.
Ход: инструктор начинает игру с одним ребенком. Положив руку на голову ребенка, он предлагает ему попрыгать как мячик. Ребенок подпрыгивает, а педагог подбадривает его. Затем предлагает попрыгать как мячики всем детям.
Правило: Нельзя толкаться и брызгаться. При повторении игры по окончании прыжков можно сказать: «укатились мячики».
Лодочки плывут.
Цель: приучать детей передвигаться в воде друг за другом, не бояться воды.
Ход: Дети входят я воду, становятся друг за другом вдоль бортика. По сигналу «поплыли лодочки» - дети двигаются друг за другом разгребая воду руками, как веслами. Лодочки плывут сначала медленно, затем быстрее.
Правила: соблюдать направление, нельзя наталкиваться друг на друга.
При повторении игры «лодочки» могут двигаться в разные направления, по сигналу «лодочки плывут к берегу» - дети становятся у бортика.
Бегом за мячом.
Цель: закрепить у детей навык смело входить в воду и передвигаться в ней.
Ход: Дети встают в одну шеренгу у бортика лицом к воде на расстоянии шага друг от друга. На расстоянии 4-5 м. от них в воде плавают игрушки (мячи, круги) (по количеству детей) по сигналу дети бегут за игрушками и возвращаются на свои места. Выигрывает тот, кто первым займет свое место в шеренге.
Подвижные игры как средство обучение плаванию
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Цветик-семицветик»
План работы по самообразованию инструктора по физической культуре
Егоровой Елены Александровны
План работы по самообразованию на 2022-2023 уч. год.
Тема:«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС
Направление: физкультурно-оздоровительное.
Цель:
Усовершенствование комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, сохранение у родителей и воспитанников здоровья через физические упражнения.
Задачи:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
Созданий условий для реализации потребности детей в двигательной активности; воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Ожидаемые результаты:
- создание образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально адаптированную, увлечённую игрой личность.
- положительная динамика показателей физического развития детей.
- формирование у детей и родителей осознанного отношения к физическому воспитанию ребенка;
Перспективный план работы по самообразованию
№ | Содержание деятельности | Форма отчетности | Сроки проведения | |
1 2 | Выбор темы «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС» Консультация для родителей «Сохранение и укрепление здоровья детей» | Проведение | Сентябрь Сентябрь | |
3 | Консультация для воспитателей «Проведение утреней гимнастики во второй младшей группе» | Проведение | ||
4 | Анкетирование родителей: «Физическое развитие ребенка» | Анкетирование | Октябрь | |
5 | «Здоровый образ жизни» | Анкетирование | ||
7 | Консультация для воспитателей «Физкультминутка» | Проведение | Ноябрь | |
8 | Доклады на родительском собрании: «Укреплении и сохранении здоровья детей, и какова роль родителей в этом» | Выступление | ||
9 | «Прогулка и ее значение в развитии детей» | Выступление | ||
10 | Консультация для воспитателей: «Воздействие подвижных игр с элементами спорта на развитие особенностей детей» | Проведение | Декабрь | |
11 | Наглядная информация для родителей «Одежда для детского сада и физкультурных занятий» | Оформление | Январь | |
12 13 | Консультации для родителей «Чем можно занять ребенка зимой на улице?» «Спортивный уголок дома» | Проведение Проведение | Февраль | |
Февраль | ||||
14 | Спортивный досуг с участием родителей | Проведение | ||
15 | Консультация для воспитателей «Создание условий для проведения игр и упражнений» | Проведение | Март | |
16 | Анкетирование родителей: «Анализ работы детского сада по укреплению здоровья детей» | Анкетирование | Апрель | |
17 | Выступление на педсовете «Результаты проделанной физкультурно-оздоровительной работы за год» | Выступление | Май | |
18 | Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми в летний период» | Проведение |