Наставничество

Егорова Елена Александровна

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Программа-анкета для изучения трудностей в работе педагога

(самооценка, оценка)

 

Виды и элементы педагогической деятельности

Степень затруднения

очень

сильно

сильно

средне

почти нет

Тематическое планирование

 

 

 

 

Перспективное планирование

 

 

 

 

Планирование воспитательно-образовательной работы

 

 

 

 

 Планирование работы по самообразованию и повышению педагогического мастерства

 

 

 

 

Планирование с учетом ФГОС

 

 

 

 

Овладение содержанием новых программ, методик

 

 

 

 

 Использование разнообразных форм, методов и приемов на занятиях

 

 

 

 

 Предоставление самостоятельности и проявления активности детей в течение любого вида деятельности

 

 

 

 

Использование методов развивающего обучения

 

 

 

 

Использование новых педагогических технологий

 

 

 

 

Организация исследовательской деятельности детей

 

 

 

 

 Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе воспитания, обучения и развития

 

 

 

 

 Осуществление дифференцированного подхода к детям в процессе воспитания, обучения и развития

 

 

 

 

Организация свободной деятельности детей

 

 

 

 

 Организация развивающей среды в соответствии с рекомендациями и требованиями программы

 

 

 

 

 Выявление типичных причин низкого уровня усвоения программного материала

 

 

 

 

Учет и диагностика

 

 

 

 

Обобщение своего опыта

 

 

 

 

 Внедрение передового опыта и рекомендаций психолого-педагогической науки

 

 

 

 

Работа с родителями

 

 

 

 

 

Воспитатель_________________________________________________________________

 

АНКЕТА № 1

ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА САМОАНАЛИЗА  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Ф.И.О. воспитателя https://fs.znanio.ru/8c0997/4a/b4/179a07dac06a28514c4d5abd17a45f7d5c.png

 

п/п

 

Перечень профессиональных и личностных

качеств и умений

Степень выраженности

 (отметить знаком «+»)

Высо

кая

Доста

точная

Сред

няя

Сла

бая

Отсут

ствует

1. Проявление профессиональных качеств воспитателя

1.

Владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным документам (программе обучения, положению о дошкольном учреждении, концепции дошкольного воспитания).

 

 

 

 

 

2.

Владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей

 

 

 

 

 

3.

Владеет педагогической техникой:

  • речью;
  • распределением и переключением внимания, находит выход из любой ситуации;
  • владеет показом способов деятельности;
  • умеет сконцентрировать внимание на решении педагогических задач, при этом не прибегая к дисциплинарным мерам воздействия.

 

 

 

 

 

4.

Владеет специальными умениями:

        умеет выразительно читать художественные произведения, рассказывать сказки;

        рисовать, лепить, конструировать;

        петь и танцевать;

        хорошо владеет основными видами движений.

 

 

 

 

 

5.

Использует в работе ТСО и ИКТ

 

 

 

 

 

6.

Умеет организовать детей на занятиях и в свободной деятельности

 

 

 

 

 

7.

Любит и уважает детей, проявляет к ним большой интерес, умеет сотрудничать

 

 

 

 

 

8.

Владеет умением видеть и понимать внутренний мир ребенка

 

 

 

 

 

9.

Проявляет творчество в деятельности и интерес к работе

 

 

 

 

 

2. Проявление организационно-методических умений

10.

Использование в работе новейших, передовых, новаторских методик

 

 

 

 

 

11.

Умение приобщать детей к творческой деятельности

 

 

 

 

 

12.

Умение снять напряжение и утомление детей, создать спокойную атмосферу в группе

 

 

 

 

 

13.

Желание помочь каждому ребенку проявить себя

 

 

 

 

 

14.

Заинтересованность в успехах детей, результатах педагогической деятельности в целом

 

 

 

 

 

15.

Видение важности совместной работы с родителями

 

 

 

 

 

16.

Желание поделиться опытом с коллегами, своевременно прийти на помощь к ним

 

 

 

 

 

17.

Самообразование и самовоспитание

 

 

 

 

 

3. Проявление личностных особенностей

18.

Добросовестность

 

 

 

 

 

19.

Такт

 

 

 

 

 

20.

Требовательность к себе

 

 

 

 

 

21.

Гуманность

 

 

 

 

 

22.

Эмпатия

 

 

 

 

 

23.

Рефлексия

 

 

 

 

 

24.

Оптимизм

 

 

 

 

 

25.

Организованность

 

 

 

 

 

26.

Инициативность

 

 

 

 

 

27.

Терпение, выдержка

 

 

 

 

 

28.

Владеет силой убеждения, авторитетом

 

 

 

 

 

4. Внешние проявления

29.

Культура речи, выразительность дикции, жестов

 

 

 

 

 

30.

Профессиональная и общая эрудиция

 

 

 

 

 

31.

Манера поведения

 

 

 

 

 

32.

Опрятный внешний вид

 

 

 

 

 

5. Проявление творческих способностей и     педагогической инициативы

33

Активная общественная деятельность (ДОУ, район, республика)

 

 

 

 

 

34

Педагогическая нагрузка (творческая группа, педагогические клубы, руководство МО и т.д.)

 

 

 

 

 

35

Обобщение опыта через СМИ

 

 

 

 

 

36

Активное участие в конкурсах разного уровня (ДОУ, район, республика, РФ, международные)

 

 

 

 

 

37

Активное взаимодействие с социальными институтами разного уровня

 

 

 

 

 

38

Проблемная тема для аттестации:

 

 

39

Проблемы:

 

 

 

 

 

 «___» ________20______                                            Подпись________________________

АНКЕТА 2

Карта диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов

 

Диагностика включает в себя анализ профессионального уровня педагогов на основе:

     собеседования с педагогами;

     ознакомления с диагностическими картами по результатам педагогической диагностики;

     анализа процесса осуществления педагогами организованной образовательной деятельности (далее — ООД);

     анализа наблюдений за деятельностью и общением детей во время ООД;

     анализа наблюдений самостоятельной детской деятельности и продуктов их творчества;

     анализа наблюдений за игрой детей, результатов естественного эксперимента;

     анализа развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Затем составляются таблицы, позволяющие оценить:

     уровень знаний педагогом целей и задач по каждой образовательной области основной образовательной программы ДОУ;

     уровень знания содержания образовательных областей основной образовательной программы ДОУ по своей возрастной группе;

     уровень развития умений педагога осуществлять педагогическую диагностику;

     уровень владения методами и приемами работы по каждой образовательной области основной образовательной программы ДОУ.

 Каждая позиция оценивается от 0 до 3 баллов.

0 баллов — педагог не владеет соответствующими знаниями, умениями и навыками;

1 балл — владеет ими в минимальной степени;

2 балла — педагог владеет ими в средней степени;

3 балла — педагог владеет ими в высокой степени.

 

Профессиональные знания,
умения и навыки

Уровень умений (0−3 балла)

 

Самооценка

Оценка

администрации ДОУ

1

2

         3

Психолого-педагогическая компетенция

 

 

Владеет системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов

 

 

Владеет системой знаний об истории и о современных тенденциях развития психолого-педагогических концепций и методик дошкольного образования

 

 

Владеет системой знаний о ребенке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития

 

 

Владеет системой знаний о закономерностях психического развития ребенка-дошкольника; факторах, способствующих личностному росту; направляет саморазвитие и самовоспитание личности

 

 

Знает особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

 

 

Владеет системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; техниками педагогического общения

 

 

Соблюдает права и свободы детей

 

 

Умеет оказывать помощь и поддержку семьям воспитанников, вовлекает их в воспитательно-образовательный процесс

 

 

Обладает системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, о современных психолого-педагогических технологиях; владеет технологиями развивающего обучения и воспитания

 

 

Умеет организовать свободную детскую деятельность

 

 

Знает основы применения компьютерной техники в образовательном процессе дошкольного учреждения

 

 

Умеет организовывать образовательный процесс в различных социокультурных условиях

 

 

Владеет умениями по осуществлению психолого-педагогической диагностики

 

 

Владеет умениями по проектированию, реализации, оцениванию и коррекции образовательного процесса

 

 

Владеет основами ведения педагогической документации и умеет использовать их для формирования содержания обучения

 

 

Знает основы организации опытно-экспериментальной и исследовательской детской деятельности

 

 

Методическая и управленческая компетенция

 

 

Имеет системное представление о роли и месте дошкольного образования в системе общего образования в Российской Федерации

 

 

Владеет системой знаний об основных закономерностях психического и социального развития ребенка дошкольного возраста

 

 

Владеет системой знаний о сущности, целях и задачах воспитания детей дошкольного возраста

 

 

Владеет системой знаний о формах, методах, приемах физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического, экологического воспитания дошкольников

 

 

Знает пути приобщения детей к общечеловеческим, национальным, духовным ценностям, пути формирования активного отношения к миру

 

 

Организует предметно-пространственную развивающую среду для разнообразной деятельности детей

 

 

Знает нормативные показатели функционального и психического развития ребенка и владеет методами их измерения

 

 

Владеет основами индивидуального подхода к детям с учетом их мотивации, способностей и склонностей, владеет способами поддержки детской инициативы

 

 

Умеет осуществлять планирование, организацию, координацию и контроль педагогического процесса в группе

 

 

Умеет определять перспективные направления деятельности ДОУ и разрабатывать программу его развития

 

 

Умеет обеспечивать методическое оснащение образовательного процесса в ДОУ

 

 

Педагог умеет формировать в ДОУ сообщество воспитывающих взрослых (родителей, педагогов и других сотрудников) с целью обеспечения эмоционального благополучия ребенка и педагогического коллектива

 

 

Знает проблемы семьи и семейного воспитания; владеет современными методами педагогического взаимодействия с родителями и методами повышения психолого-педагогической компетенции родителей

 

 

Умеет консультировать родителей по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка и организовывать просветительскую работу с ними

 

 

Приложение 2.

План совместной индивидуальной работы с молодым специалистом

на учебный год

 

Молодой специалист___________________________________________________

 

Наставник _________________________________________________________

 

 

Посещение ООД

и режимных моментов

Профессиональные умения и навыки, которые необходимо совершенствовать

План мероприятий, необходимый для решения выявленных проблем

Тема для само-

образовательной работы

СЕНТЯБРЬ

Знакомство с начинающим педагогом. Выявление его интересов и потребностей для составления

лана работы (план работы в течение года может корректироваться). Консультации по планированию воспитательно-

образовательной работы в группе, по ведению другой необходимой документации.

ОКТЯБРЬ

Посещение утреннего приема детей (общение с детьми и родителями, организация индивидуальной работы, игровой деятельности и т.д.)

— умение распределять деятельность детей;

— умение выявлять интересы и склонности детей;

— знание разных видов игр для детей данного возраста;

— умение общаться с родителями.

Индивидуальная консультация «Организация воспитательно-образовательной работы с детьми (данной группы) в утренние часы».

-Изучить необходимую

методическую литературу по

организации игровой

 деятельности.

-Подобрать перечень разных

 видов игр, используемых в

работе с детьми данного

возраста.

Посещение утренней гимнастики

— умение правильно подбирать комплексы упражнений;

— умение грамотно использовать приемы объяснения и показа.

Консультация «Организация утренней гимнастики (в данной группе)».

-Изучить методические рекомендации по организации утренней гимнастики в ДОУ.

-Подобрать комплексы упражнений для утренней гимнастики (с мячом).

НОЯБРЬ

Посещение ООД по ОО «Коммуникация» (развитие речи).

— умение грамотно подготовить ООД;

— умение сопоставлять задачи и содержание ООД;

—  умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач;

— умение подвести итог ООД.

Консультация «Подготовка и проведение ООД по развитию речи»

Изучить необходимую

методическую литературу по

развитию речи детей (данной

группы).

 

(Можно указать конкретно –

 какую).

Посещение ООД по ОО «Познание» (ФЭМП).

-Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение НОД по ФЭМП».

-Мастер-класс (показ НОД педагогом-наставником).

Изучить необходимую

 методическую литературу по

 развитию речи детей (данной

группы).

ДЕКАБРЬ

Анализ организации деятельности во второй половине дня (подъем, гимнастика,индивидуальная работа, общение с родителями и т.д.).

— умение грамотно организовывать деятельность детей;

— умение управлять самостоятельной деятельностью детей;

— организация индивидуальной работы с детьми.

Консультация «Организация воспитательно-образовательной работы с детьми (данной группы) в вечерние  часы».

Изучить методические

 рекомендации по организации

 и руководству

самостоятельной деятельности

детей.

Повторное посещение утреннего приема и утренней гимнастики.

— выполнение данных ранее рекомендаций;

— применение на практике полученных знаний.

ЯНВАРЬ

Посещение ООД по ОО «Художественное творчество» (рисование) и ОО «Познание» (конструирование).

— умение грамотно подготовить ООД;

— умение сопоставлять задачи и содержание ООД;

—  умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач;

— умение дать оценку техническим навыкам детей;

— умение подвести итог

-Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение ООД по рисованию».

-Мастер-класс (показ ООД педагогом-наставником).

-Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение ООД по конструированию».

Изучить методические

 рекомендации по развитию

 изобразительных и

конструктивных навыков детей

 (данной группы), особенностей организации данных видов деятельности с

дошкольниками (рисование).

ФЕВРАЛЬ

Посещение ООД по ОО «Художественное творчество» (лепка, аппликация).

— умение грамотно подготовить ООД;

— умение сопоставлять задачи и содержание ООД;

—  умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач;

— умение дать оценку техническим навыкам детей;

— умение подвести итог ООД.

-Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение ООД по лепке».

-Мастер-класс (показ ООД педагогом-наставником).

-Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение ООД по аппликации».

Изучить методические

рекомендации по развитию

 изобразительных навыков

 детей (данной группы),

особенностей организации

 изобразительной деятельности

 (лепка, аппликация).

МАРТ

Посещение ООД по ОО «Познание» (ребенок и окружающий мир – природное окружение).

— умение грамотно подготовить ООД;

— умение сопоставлять задачи и содержание ООД;

—  умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач;

— умение дать оценку деятельности  детей;

— умение подвести итог

-Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение ООД по окружающему миру».

-Мастер-класс (показ
ООД педагогом-наставником).

-Изучить методические

рекомендации по организации

ООД по ознакомлению детей с

природным окружением.

-Познакомиться с

методической литературой

(указать с какой).

АПРЕЛЬ

Посещение прогулки.

— умение грамотно подготовиться к прогулке;

— умение сопоставлять задачи и содержание прогулки;

—  умение использовать разные методы и приемы для привлечения внимания детей;

— умение организовать и провести подвижную игру на прогулке с учетом погодных условий, сезонности, места проведения и т.д.

Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение прогулки».

Наблюдения за проведением прогулки  у воспитанников другой группы (указать конкретно).

Изучить методические

рекомендации по организации

прогулки с детьми данного

возраста.

Познакомиться с методической

литературой (указать

конкретно – с какой).

МАЙ

Повторное посещение НОД или режимных моментов (указать каких).

— умение применять полученные умения и навыки на практике

Планирование необходимой индивидуальной работы на следующий учебный год (если в этом есть необходимость).

Выявление новых интересов и

 потребностей молодого

педагога на следующий

учебный год.

 

 

 

 

Приложение 3.

 

Портфолио    педагога   ДОУ 

Практика показала рациональность использования портфолио, которое дает руководителю и его заместителям возможность структурировать и обобщить необходимую информацию.

Оно многофункционально и рассчитано на многие годы. Портфолио начинаем формировать с каждым педагогом.

Содержание разделов варьируются в зависимости от возраста и уровня квалификации педагога, специфики группы, в которой он работает. Наличие такого информационного банка не только способствует росту интеллектуального потенциала, но и стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности, способствует повышению квалификации педагога.

          Данный накопленный материал будет использоваться воспитателем как форма квалификационного испытания при  аттестации.

Практическая функция портфолио:

- отражение умения педагога показать чувство перспективы прогнозируя своюдеятельность, полноту, разнообразие и убедительность материалов, раскрывающих основные направления и виды деятельности;

- осуществление педагогом сбора и обновления портфолио в течение всего срока своей профессиональной деятельности;

- участие в общественной жизни коллектива или вне его;

- представление критериев оценки качества своей деятельности.

 

Портфолио педагога ДОУ содержит следующие разделы:

1. Данные о педагоге (визитная карточка).

2. Нормативно-правовая база деятельности педагога дошкольного учреждения (перечень документов).

3. Повышение уровня квалификации:

- самодиагностика (изучение затруднений и интересов в профессиональной деятельности педагогов);

- работа по самообразованию (тема, этапы работы);

- посещение и проведение мероприятий;

- глоссарий (словарные статьи, определения педагогических, психологических и медицинских терминов).

- методическая копилка (статьи, конспекты занятий, методики, описание педагогических технологий, рефераты, цитаты и др.).

4. Материалы по обобщению передового педагогического опыта (создание учебно-методического, учебного пособия, выступление с докладом, создание фотоальбома, видеофильма и т.д.)

5. Рейтинг педагога (отзывы администрации дошкольного учреждения, родителей, воспитанников; результаты анкетирования участников образовательного процесса, грамоты, дипломы)

 

 

 «ПОРТФОЛИО   ПЕДАГОГА»

Ф.И.О.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Дата рождения  (ЧМГ)_______________________________________________________________

Образование,какое и когда учреждение закончил(а)___________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Специальность, квалификация по диплому____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стаж общий _______________________________________________________________________

Педагогический стаж:  ______________________________________________________________

В данном учреждении: ______________________________________________________________

Занимаемая должность :_____________________________________________________________

Квалификационная категория (Приказ №        от «___»___20___г.______________________________

Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет до прохождения аттестации______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Имею следующие награды, звания, ученую степень, ученое звание______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эл.почта  _________________________________________________________________________

Контактный  телефон_______________________________________________________________

Наличие   сайта____________________________________________________________________

 

Методическая деятельность педагога

Работа по самообразованию:(учебный год, тема)___________________________________

Участие в методической работе ДОУ:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(Учебный год, дата, тема мероприятия, форма участия)

Участие в методической работе на муниципальном, региональном, федеральном уровне:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(Учебный год, дата, тема мероприятия, форма участия )

Участие в профессиональных конкурсах:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Учебный год, название конкурса, место проведения)

Использование современных образовательных технологий :

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(Название используемой технологии, годы использования технологии, имеющийся или прогнозируемый результат)

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

(Год написания, название работы, тема)

Наличие собственной системы методических разработок:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

(Год написания, название работы, тема)

Наличие публикации:

_____________________________________________________________________________________________

 (Год написания, тема публикации, место издания) 

\

Приложение5.

«Использование Кейс – метода в работе с молодыми педагогами»

         

 В профессиональном стандарте педагога определены базовые компетентности, среди которых присутствует умение принимать решение в различных педагогических ситуациях. Одним  из перспективных методов на наш взгляд, становится  Кейс – метод.  Данный метод помогает комплексно изучить проблему и найти выход из нее.

Родиной Кейс - метода являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. На сегодняшний день этот метод активно развивается в России.

В основе Кейс - метода лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Он объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Задачей этого метода является максимальное вовлечение каждого участника в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.

          Кейсы разделяются на три вида:

  1. Печатанные кейсы
  2. Кейсы мультимедия
  3. Видео кейсы

Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.                                                                                                             

 Первый этап - это этап подготовки кейса. На данном этапе формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается. Затем определяются вопросы, на которые, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ.

  Второй этап - работа с кейсом это его решение. Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:

1. Знакомство с ситуацией, её особенностями

2. Выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;

3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией).

4. Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (анализ последствий принятия того или иного решения).

5. Решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

6.Презентация решения.

          7.Рефлексия хода решения кейса.

В заключении, хотелось бы отметить, что использование кейс метода в работе с молодыми педагогами позволяет применять на практике теоретический материал, что положительно влияет на дальнейшую его работу.

Кейсы для работы с молодыми педагогами

Кейс №1.

Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.

- Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? - спрашивает его воспитатель.

- Да нет... я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул:

- Мне жаль маму... Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала. Папа шумел всю ночь.

Проанализируйте, как отражается поведение отца Васи на состоянии ребенка. Какую, по вашему мнению, помощь может оказать детский сад семье в создании здорового быта?

 

Кейс №2.

Мама трехлетней девочки спрашивает воспитателя:

— Почему моя дочь не хочет играть одна? Если ее занимают взрослые, она часами увлечена игрой. Стоит лишь ее оставить одну, игра тотчас прекращается. А ведь у малышки имеются все условия для разнообразных игр: специальный уголок, много разнообразных игрушек. Как приучить ребенка играть самостоятельно?

В чем причина нежелания и неумения ребенка играть самостоятельно? Как научить ребенка играть одному? Хорошо ли, что у ребенка, как говорит мать, «много разнообразных игрушек»?

 

Кейс №3

Таня играет, разбрасывая игрушки по всей комнате. Однажды мать потребовала от Тани собрать все до единой игрушки (а их более 50) и сложить в ящик. Таня не собирает игрушки, мать настаивает на своем. Таня расплакалась и пожаловалась бабушке. Бабушка молча начала собирать игрушки, но мать запретила ей это делать: «Пусть сама собирает!». Вмешался папа. Он приласкал Таню, сказал ей: «Ладно, Танечка, я покажу тебе, как собирать игрушки, а ты мне будешь помогать, и в следующий раз уже сама будешь собирать». Отец оставил в ящике 5 игрушек, а остальное положил в недоступное для Тани место. Мама упрекнула отца в том, что он «спрятал» от ребенка игрушки, и в том, что он вмешался: «Таня должна была сама собрать игрушки». На следующий день Таня, поиграв пятью игрушками, самостоятельно собрала их в ящик. Папа дал ей еще 5 игрушек. Таня обрадовалась и продолжала охотно играть.

Кто поступил правильно, кто допустил ошибки и какие? Как вы поступаете, если ребенок отказывается убирать игрушки;

 

Кейс №4

Миша - упрямый мальчик, всегда скандалит за едой, огорчая этим свою строгую маму.

Обед. Мише предложили борщ, котлету с горошком и компот. Все это стоит на столе, аппетитно выглядит, вкусно пахнет. Но Миша недоволен. «Я хочу только компот, - заявляет он решительно, - и еще с котлетой я люблю картошку, которая была вчера». Мама терпеливо объясняет, что есть нужно по порядку: первое, второе и третье, не капризничать, а есть то, что дают. Мальчик твердо стоит на своем. «Сначала компот. Я его люблю». Мама начинает нервничать и уже повышенным тоном указывает: «Ешь без разговора, как положено». Миша не отступает: «Сначала я буду пить компот. Прямо сейчас. А твою котлету - после». Мама рассердилась и решительно берется за дело: начинает сама кормить мальчика борщом. Он выплевывает его прямо на рубашку. Мама разъяренно кричит: «Будешь есть, пока ничего не останется в тарелке! А компот вообще не получишь!». Миша отталкивает эту тарелку и при этом проливает часть борща на стол. Эта сцена продолжается довольно долго. Кончается тем, что Мишу вырвало прямо на стол, а мама дрожащими руками открывает пачку успокоительных таблеток и глотает сразу две, восклицаяб «За что мне такое наказание! У всех дети как дети, а этот...».