Выступление на семинарах


Предварительный просмотр:

                 Муниципальное казенное образовательное учреждение

              ‹‹Средняя общеобразовательная школа №2 им. Х.К Шидова››

                                                       г.п Нарткала КБР

 

 «Повышение мастерства педагогов ДОУ по организации работы в процессе ФЭМП у детей»

                  (к семинару) 

 

 

 

 

                                                                                              

                                                                                                   

                                                                                                               Подготовила воспитатель:

                                                                                                                                               Итиева А.А

                                             Февраль 2022 г

                                   

                                  Семинар-практикум

 

«Повышение мастерства педагогов ДОУ по организации работы педагогов  в процессе формирования элементарных

математических представлений у детей»

 

Цель: Методическая консультация и практика молодым специалистам, а так же остальным педагогам ДОУ.

Задачи:

·  Способствовать совершенствованию педагогического мастерства воспитателей в подготовке и проведении организованной  образовательной деятельности с детьми по формированию элементарных математических представлений.

Формы:

·  Презентация;

·  Мини лекция;

·  Проблемные ситуации

Оборудование:

·  Мультимедийная установка, мольберт с магнитами.

Ресурсный пакет:

·  Программа семинара-практикума;

·  Буклеты «Организация занятий по ФЭМП для детей в ДОУ» 

 

Актуальность проблемы

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками, и организованный образовательный процесс.

«Умное» детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Многие видные психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева) считают, что формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.

 Формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей способствует обучение детей математике в дошкольном возрасте: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

 

Практика начальной школы доказывает – залог успешности обучения математике – в обеспечении эффективного математического развития детей в дошкольном возрасте, в умении педагогов ДОУ дать установку дошколятам на развитие математических способностей, познавательных интересов в индивидуальном подходе в обучении, в математически и методически корректной передаче знаний, умений навыков.

А как сделать, чтобы дети во время ООД были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т. д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение? Об этом мы сегодня и поговорим.

Самое главное, что для осуществления грамотного обучения дошкольников, их математического развития воспитатель сам должен знать предмет науки математики, психологические особенности развития математических представлений детей и методику работы, уметь планировать работу в области ФЭМП.

Таким образом, педагог в детском саду должен:

1) хорошо знать программу в целом и программу той возрастной группы, в которой он работает в текущем учебном году;

 2) знать возрастные и индивидуальные особенности своих воспитанников;

 3) уметь руководствоваться дидактическими принципами при планировании и организации обучения;

4) знать методические основы развития у детей математических представлений;

5) постоянно повышать квалификацию, быть в курсе современных достижений науки и практики воспитания дошкольников.

 

Принятые сокращения

ДОУ — дошкольное образовательное учреждение

ЗУН — знания, умения, навыки

ММР — методика математического развития

РЭМП — развитие элементарных математических представлений

ТиММР — теория и методика математического развития

ФЭМП — формирование элементарных математических представлений.

 

 

Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка

 

 

https://documents.infourok.ru/15421bf1-fa31-407c-a6ee-1b08f55c072d/0/image001.png

 


 


Умственное

Восприятие, внимание, память, сенсорика, мышление, речь, познавательный интерес, математические ЗУН

 

Трудовое

Математика тяжелый труд


          Физическое

           Развивается мускулатура кистей рук, спины, глаз


           Нравственное

           Дисциплинированность, организованностьответственность, аккуратность


   Эстетическое

           Красота

    математической мысли, эстетика пособий, чертежей, моделей


Цель математического развития дошкольников

  Всестороннее развитие личности ребенка.

  Подготовка к успешному обучению в школе.

  Коррекционно-воспитательная работа.

 

Задачи математического развития дошкольников

1. Формирование   системы   элементарных   математических представлений.

2.  Формирование предпосылок математического мышления.

3.  Формирование сенсорных процессов и способностей.

4. Расширение и обогащение словаря и совершенствование связанной речи.

5.  Формирование начальных форм учебной деятельности.

 

А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю Вам стать непосредственными участниками игрового тренинга, выполнив задания которого, вы сможете, может быть, ответить на свои вопросы по затруднениям и выстроить свою систему организации формирования элементарных математических представлений у своих дошколят:

 

1 задание

Каждому участнику предлагается написать на листочке ромашки проблему, с которой он сталкивается в работе по ФЭМП у своих воспитанников (выставляется ромашка на мольберт, зачитываются проблемы).

 2 задание

Участникам предлагается ответить на вопросы:

1. Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП?

Принцип наглядности Я.А. Коменский называл "золотым правилом" дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что "если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности".

Принципы обучения математике

  Сознательность и активность.

  Наглядность.

  Деятельностный подход.

  Систематичность и последовательность.

  Прочность.

  Постоянная повторяемость.

  Научность.

  Доступность.

  Связь с жизнью.

  Развивающее обучение.

  Индивидуальный и дифференцированный подход.

  Коррекционная направленность и др.

 

2. Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы?

I. «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.

И. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени).

III. «Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.

IV. «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.

V. «Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

 

3. Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП.

Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям, т.е. вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.

Особенности словесного метода:

Требования к речи воспитателя:

  эмоциональная;

  грамотная;

  доступная;

  четкая;

  достаточно громкая;

  приветливая;

  в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения;

  в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе...

Требования к речи детей:

  грамотная;

  понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;

  с нужными математическими терминами;

  достаточно громкая...

Требования к вопросам воспитателя:

  точность, конкретность, лаконизм;

  логическая последовательность;

  разнообразие формулировок;

  небольшое, но достаточное количество;

  избегать подсказывающих вопросов;

  умело пользоваться дополнительными вопросами;

  давать детям время на обдумывание...

Требования к ответам детей:

  краткие или полные в зависимости от характера вопроса;

  на поставленный вопрос;

  самостоятельные и осознанные;

  точные, ясные;

  достаточно громкие;

  грамматически правильные...

 

Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.

- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?

- в старшем – в основном, поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?

Практическим и игровым методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребенок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.

Древняя пословица гласит: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».

 

4. Какие приемы применяются на занятиях по ФЭМП?

- Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний).

-Инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе).

-Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок).

-Вопросы к детям.

-Словесные отчеты детей.

-Предметно-практические и умственные действия.

-Контроль и оценка.

 

5. Все занятие по ФЭМП строится на наглядности. Воспитатель должен помнить, что наглядность - не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний, правильно подобранный повышает эффективность обучения.

- Какие два вида наглядного материала используются в детском саду? (Демонстрационный, раздаточный.)

 

Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям – каким?

- Быть разнообразным на одном занятии, динамичным, удобным,

- Быть в достаточном количестве.

- Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям.

- И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми знания.

 

Средства ФЭМП

1. Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счетная лесенка, фланелеграф, магнитная доска, доска для письма, ТСО и др.).

2. Комплекты дидактического наглядного материала (игрушки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал, наборы «Учись считать» и др.).

3. Литература (методические пособия для воспитателей, сборники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др.)...

 3 задание

Участникам предлагаются 2 конспекта занятий по ФЭМП.

Задание:

1. Определить возрастную группу;

2. Сформулировать задачи, которые решаются в процессе занятий;

3. Придумать начало, т.е. мотивацию занятия (игровую ситуацию, проблему, интригу занятия);

4. Определить интеграцию с другими образовательными областями

 4 задание

Участникам предлагаются педагогические ситуации.

1) В конце учебного года воспитатель средней группы поставила перед детьми игрушки: елочку, матрешку, грибок, кубик. Вызванный ребенок так считал: "Елочка одна, грибок один и еще кубик один”. На вопрос "сколько всего игрушек”, ребенок не смог ответить.

Вопросы:

- Правильно ли считал ребенок?

- Усвоил ли он счет до пяти?

- Правильно ли подобрал воспитатель для закрепления навыков счета игрушки?

- В какой возрастной группе был бы удачен подбор таких игрушек?

2) Воспитатель повесил на доске таблицу с различным расположением фигур на плоскости. Дети внимательно ее рассмотрели, рассказали, где какая фигура находится. Затем, когда таблицу убрали, они должны были выложить фигуры на своих листках. Все правильно ВЫПОЛНИЛИ задание. Но вызванный ребенок не смог рассказать, где какая фигура находится. Воспитатель упорно добивался от него правильного ответа, остальные дети в это время начали играть с фигурами, шуметь.

Вопрос:

- Что неправильно сделал педагог?

- Предложите правильное поведение педагога.

3) Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок, спрашивает детей: «Сколько у меня машин?». Дети отвечают: «Много».

Воспитатель подходит к детям и дает каждому в руки одну машину, затем спрашивает Сашу: "Сколько я тебе дала машин?”. Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя, их внимание было сосредоточено на действиях с машинами.

Вопросы:

- Почему дети не отвечали на вопросы воспитателя?

- Какие ошибки были допущены воспитателем?

- Как нужно правильно организовать это занятие?

4) Что делать, если ребенок отвечает неправильно?

(Ответ: в младших группах необходимо исправить, попросить повторить правильный ответ и похвалить. В старших — можно сделать замечание, вызвать другого и похвалить правильно ответившего).





Предварительный просмотр:

                            Муниципальное казенное образовательное учреждение

                          ‹‹Средняя общеобразовательная школа №2 им. Х.К Шидова››

                                                     г.п Нарткала КБР


     Консультация для воспитателей

                     на тему:

«Игровые технологии в математике»

                    (к семинару)

                                                                                                                                 Подготовила воспитатель:

                                                                                                                                    Итиева А.А

                                                   

                                                                       Декабрь 2022г

   

Игровые технологии в математике

 Понятие игры Детская игра - средство активного обогащения личности, поскольку представляет собой свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, обеспечивает ребенка деятельностью, развивающей его неограниченные возможности, таланты в наиболее целесообразном применении.

     Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается в самом процессе, а целью является получение удовлетворения играющим. Игру можно понимать по-разному: игра - особый вид человеческой деятельности; игра - средство влияния на играющих (так как она специально организуется и имеет определенную цель); игра - особый набор правил, требующих своего исполнения; игра - особый способ условного присвоения мира; игра - как форма педагогической деятельности.

       Организация качественной, полезной игры сложный и кропотливый процесс. Педагог должен мастерски владеть этим искусством (точно сформулировать правила, организовать пространство, выбрать подходящее время, определить сюжет игры, подобрать игровой реквизит и грамотно организовать начало и финал). При организации игры он должен выбрать в качестве основной цели одну – две функции, которые будут для него наиболее важными.

         Одной из наиболее эффективных технологий, близких ребенку по своей сути, является проблемно-игровая технология. В основе ее лежит активный осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату. Цель: развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельности.

        В работе З.А. Михайловой проблемно-игровая технология представлена в системе следующих средств: логико-математические игры, логико-математические сюжетные игры (занятия), проблемные ситуации и вопросы, творческие задачи, вопросы и ситуации, экспериментирование и исследовательская деятельность. Эта технология позволяет ребенку овладеть средствами (сенсорные эталоны, речь, схемы и модели) и способами познания (сравнением, обследованием, классификацией, сериацией), накопить логико-математический опыт.

       Классификация игровых технологий Современные логико-математические игры, используемые в дошкольных учреждениях, разнообразны. В проблемно-игровой технологии они представлены в виде групп.


Настольно-печатные «Цвет и форма», «Логический домик», «Игровой квадрат», «Логоформочки», «Логический поезд» и др.;

Объемное моделирование «Кубики для всех», «Загадка», «Тетрис», «Шар», «Геометрический конструктор» и др.;


 Плоскостное моделирование o «Танграм», o «Сфинкс», o «Тетрис», o «Монгольская игра», o «Абрис», o «Т-образная» o и др.;


Игры из серии «Кубики и цвет» «Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Цветное панно» и др.;


 Игры на составление целого из частей «Дроби», «Чудо-цветик» и др.

Значение игровой технологии Достоинство этой технологии состоит в освоении различных по степени сложности игровых действий, которые включают группировку, раскладывание, соотнесение, счет, измерение. При этом, следуя игре собственного воображения, ребенок трансформирует свой опыт, создает игровые ситуации, вносит новые познавательные задачи.

      Данная технология может быть представлена последовательными шагами: от освоения игры в совместной деятельности взрослого с ребенком к участию в играх на уровне самодеятельности, а затем переход к участию в играх на более высоком уровне и, как правило, вновь возникающие игры взрослого с детьми или успешно играющими в них детьми.

       Проблемная ситуация в условиях применения этой технологии рассматривается как средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате. Проблемная ситуация для маленьких детей складывается в форме «потребности в познании» (Н.М. Полякова). Ребенок сталкивается с ней в условиях занимательных задач, задач-шуток, которые заставляют детей задуматься и установить связи объектов по форме, соотношению частей, расположению их в пространстве, количественному значению и т.д.

       Учим математике играя!


                                               КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ


   Младшая группа
 «Поиграем с матрешками» Цель: учить детей создавать множества из однородных предметов и определять их количество словом «много», выделять во множестве каждый предмет в отдельности. Игровые действия: разыгрывание сюжета Игровые правила: 1. Посмотреть, сколько матрешек на столе; 2. Спрятать одну матрешку Оборудование: набор матрешек


Средняя группа «Найди, сколько предметов» Цель: находить предметы по числовым карточкам Игровые действия: соревнования Игровые правила: 1. Рассмотреть игровые карточки и найти столько предметов, сколько кружков на картоне. 2. Найти группу предметов по названному числу или цифре, которая заменит числовые карточки. 3. Отсчитай по образцу (подойти с образцом к игрушкам и отсчитать нужное количество). Оборудование: игрушки, числовые карточки


 
Старшая группа «Исправь ошибку» Цель: закрепить умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Игровые действия: разыгрывание сюжета Игровые правила: 1. Найти ошибку и исправить ее различными способами Оборудование: фланелеграф, цифры, игрушки

 

 Подготовительная группа «Встань на свое место» Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию. Игровые действия: разыгрывание сюжета Игровые правила: играющие, становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. Воспитатель раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу воспитателя: «Числа встаньте по порядку», каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке. Оборудование: два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.


                                            ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ


 Младшая группа «Разложи в коробки» Цель: научить детей группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от цвета и величины. Игровые действия: соревнование Игровые правила:1. Навести порядок, разложить все фигуры по коробкам Оборудование: квадрат, треугольник, круг, коробки с изображением фигур


 
Средняя группа «Найди свою фигуру» Цель: научить детей различать и правильно называть геометрические фигуры Игровые действия: соревнование Игровые правила: 1. Одна группа опускает геометрические фигуры в прорезь ящика. 2. Другая группа должна выбрать из ящика фигуру, опираясь на изображение на конверте. Оборудование: квадрат, треугольник, круг, конверт с изображением фигуры, ящик с прорезями.


 
Старшая группа «Посмотри вокруг» Цель: закрепить представления о геометрических фигурах Игровые действия: соревнование Игровые правила: 1. Назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы. 2. Дважды нельзя называть один и тот же предмет.3. Игра проводится в быстром темпе. Оборудование: предметы различной геометрической формы


 
Подготовительная группа «Сломанная машина» Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете Игровое действие: соревнование Игровые правила: На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачиваются. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет, чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Оборудование: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.


                                         
ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО

 Младшая группа «Где звенит колокольчик?» Цель: закрепить пространственные направления Игровое действие: разыгрывание сюжета Игровые правила: дети становятся полукругом, закрывают глаза. Воспитатель ходит по кругу, останавливаясь поочередно у каждого ребенка, и звенит колокольчиком то слева, то справа, то сверху, то снизу. Ребенок определяет, с какой стороны раздает звук. Открыв глаза, он сначала может показать направление руками, а затем назвать его. Оборудование: колокольчик


 
Средняя группа «Найди спрятанную игрушку» Цель: ориентироваться в пространстве и уметь двигаться в определенном направлении Игровое действие: разыгрывание сюжета Игровые правила: 1. Ребенок выходит за дверь, а все остальные прячут игрушку. Воспитатель обозначает направление словесно.2. Воспитатель обозначает направление на полу групповой комнаты стрелками разного цвета. Оборудование: игрушка, разноцветные стрелки


 
Старшая группа «Расскажи про свой узор» Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу. Игровое действие: разыгрывание сюжета Игровые правила: у каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора. Оборудование: картинки с узорами


 Подготовительная группа «Когда это бывает» Цель: закрепить знания о частях суток. Игровое действие: разыгрывание сюжета Игровые правила: Воспитатель выставляет модель суток, стрелка указывает поочередно на разные части суток дети выбирают те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей, осуществляемая в это время суток. Примерные вопросы: Что изображено на картинке? Почему ты выбрал именно эту картинку? Как называется эта часть суток? Оборудование: модель суток, картинки.


                                                         
 ВЕЛИЧИНА


 
Младшая группа «Путешествие на лесную поляну» Цель: научиться выделять признак ширины Игровое действие: разыгрывание сюжета Игровые правила: дети идут на лесную поляну; путешествие может сопровождаться разнообразными встречами по пути, но главный момент- переход через речки. Оборудование: 2 шнура


 
Средняя группа «Магазин» Цель: учить соизмерять предметы (примеривать), понимать слова «велико», «мало». Игровое действие: разыгрывание сюжета Игровые правила: 1. Выбрать продавца, кассира, контролера, остальные- покупатели. 2. Когда все покупки распроданы - примерить их. Оборудование: предметы одежды разных размеров: кофты, шапки, варежки, обувь.


 
Старшая группа «Мы портные» Цель: выполнять самостоятельно измерения, запоминать последовательность правил измерения и четко их выполнять. Игровое действие: разыгрывание сюжета Игровые правила: 1.Измерить, сколько полотенец можно сшить из куска материала с помощью мерки (одного полотенца). 2. Разрезать полоску по отметкам и «вышить» (разрисовать). Оборудование: полоски, цветные карандаши


 
Подготовительная группа «Чем отличаются полоски?» Цель: учить в сопоставлении 10 предметов по длине Игровое действие: соревнование Игровые правила: 1. Воспитатель предлагает детям положить полоски перед собой и задает вопросы: «Чем отличаются полоски друг от друга? Сколько всего полосок? Как составлена группа из 10 полосок разного цвета?»3 атем предлагает положить полоски в ряд по порядку от самой короткой до самой длинной, предупреждает, что надо сразу выбрать нужную по порядку полоску, примеривать и менять полоски местами нельзя. Один ребенок выполняет задание на фланелеграфе. После этого воспитатель обращаете к детям: «Сколько всего полосок? Как составлена лесенка из 10 полосок разной длины?) Какая полоска самая короткая, какая подлиннее, какая - еще длиннее». «Равны ли эти ступеньки? - спрашивает детей воспитатель. - Как можно проверить, на сколько каждая полоска длиннее или короче соседних? Измерьте ступеньки вашей лесенки меркой! Посмотрите, парны ли они? Верно, ступеньки наших лесенок равны, каждая следующая полоска на 1 и тот же кусочек длиннее соседней. Поэтому и лесенки наши ровные. 2. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну из полосок. Открыв глаза, дети должны угадать, какую по счету полоску спрятал воспитатель? Оборудование: наборы из 10 полосок разного цвета, равномерно увеличивающиеся по длине от 2 до 10 см, и полоски-мерки длиной в 1 см.


                                                              
ФОРМА


 
Младшая группа «Найди предмет такой же формы» Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Игровое действие: разыгрывание сюжета Игровые правила: В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. К кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую показывает воспитатель. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, воспитатель показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам. Оборудование: геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), предметы круглой формы (мячи, шарики, пуговицы), квадратной формы (кубики, платок, карточки), треугольной формы (строительный материал, флажок), овальной формы (яйцо, огурец), прямоугольной формы (книга, тетрадь).


 
Средняя группа «Лото» Цель: освоение умений выделять различные формы. Игровое действие: соревнование Игровые правила: Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры. Обрудование: карточки с изображением геометрических фигур.


 
Старшая группа «Кто быстрее найдет» Цель: упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме. Игровое действие: соревнование Игровые правила: Детям предлагают сесть за столы. Одного ребенка просят назвать фигуры стоящие на подставке. Воспитатель называет по одному человеку и говорит, какой предмет надо найти. Выигрывает тот, кто первым найдет предмет, поместит его рядом с фигурой такой же формы. Оборудование: геометрические фигуры различной формы

Подготовительная группа «Подбери фигуру» Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами. Игровое действие: соревнование Игровые правила: 1. Воспитатель указывает на фигуры, а дети среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. 2. Если у детей есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку они должны показать. Оборудование: Подставка, на которой размещены модели геометрических фигур; картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.



Предварительный просмотр:

                               Муниципальное казенное образовательное учреждение

                          ‹‹Средняя общеобразовательная школа №2 им. Х.К Шидова››

                                                     г.п Нарткала КБР


    Консультация для воспитателей

«Формирование здорового образа

жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи»

                       (к семинару)

     

                                                                     

 

                                                                                   Подготовила воспитатель:

                                                             Итиева А.А

                                                                           

                                                 

                                               Октябрь 2023 г

          Задачи воспитания детей дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы формирования здорового образа жизни, т.к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования ЗОЖ. Формировать привычку к ЗОЖ у воспитанников необходимо начинать с развивающей среды. Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую развивающую среду, которая была бы насыщена атрибутами. Это приведет к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования ЗОЖ. Формировать привычку к ЗОЖ у воспитанников необходимо начинать с развивающей среды. Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую развивающую среду, которая была бы насыщена атрибутами. Это приведет к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: - оптимальный двигательный режим; - рациональное питание; - закаливание; - личная гигиена; - положительные эмоции. Нужно помнить - правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, развития двигательных навыков. Взаимодействие с семьей  должно носить системный характер. Очень важно оказывать необходимую помощь родителям. Система такого взаимодействия складывается из различных форм работы. Для того, чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить доверительно-деловые контакты с родителями. Сегодня ФГОС ДО определяет, что родители являются первыми педагогами своих детей. Поэтому родители совместно с педагогами должны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребёнка. Отсюда складываются задачи и общая стратегия по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении и дома:

В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей. Наличие настольно-печатных игр (учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни. Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Заранее согласовывать выполнение режима дня дома в выходные дни. Пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек – как основу становления характера ребенка. Оказывать постоянное внимание к выбору подвижных игр. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур, предусматривающую систематическое проветривание. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к освещению. Соблюдение требований СанПин по организации жизни детей в ДОУ. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом. Осуществлять закаливающие процедуры и в домашних условиях и в условиях образовательного учреждения. Создание библиотеки детской и энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни. Личный пример родителей и педагогов – участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и. т. д. Обогащать знания детей о ЗОЖ таким образом, чтобы основными приоритетами для работы ДОУ являлись сохранение и укрепление здоровья детей и формирование у детей навыков здорового образа жизни, в формировании которых важная роль отводится работе с родителями, взаимодействие с которыми строится в форме сотрудничества

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: - оптимальный двигательный режим; - рациональное питание; - закаливание; - личная гигиена; - положительные эмоции. Нужно помнить - правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, развития двигательных навыков. Взаимодействие с семьей  должно носить системный характер. Очень важно оказывать необходимую помощь родителям. Система такого взаимодействия складывается из различных форм работы. Для того, чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить доверительно-деловые контакты с родителями. Сегодня ФГОС ДО определяет, что родители являются первыми педагогами своих детей. Поэтому родители совместно с педагогами должны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребёнка. Отсюда складываются задачи и общая стратегия по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении и дома.

           Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу.

Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Игры младших дошкольников организует воспитатель, в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети.

Процесс формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале, где есть достаточное количество спортивного оборудования. Развитие движений, воспитание двигательной активности  дошкольников осуществляется во время прогулок. В нашем дошкольном учреждении имеются хорошо оборудованные участки, где проводят время дети. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Так, воспитатель для прогулки планирует ряд подвижных игр, эстафету, игровые упражнения для детей раннего возраста, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе, соревнования и т.д.

Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изложены в специальных инструкциях и методических письмах для дошкольных работников. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.

Используются  следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя;  заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая  и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.

Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому, кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок  воспитатели широко используют художественную литературу. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие.

Важное место занимают игры, кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудио дисков и т.д.

Таким образом, реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ  осуществляется через непосредственно – образовательную деятельность, через режимные моменты, игру,индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

          Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. И наша работа направлена на то, чтобы доказать что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

 Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

        Для реализации работы с родителями по организации здорового образа жизни детей необходимо использовать хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного формирования знаний родителей о способах физкультурно-оздоровительной работы (собрания, дни открытых дверей, акции, наглядная агитация, открытые мероприятия) и нетрадиционные формы (индивидуальные беседы о здоровье детей, организацией практикумов - с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря).

       Для того, чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить доверительно-деловые контакты со взрослыми, участвующими в воспитании. Эффективными формами работы с родителями являются: совместные физкультурные досуги, праздники, дни открытых дверей.

Немаловажное значение имеет и проведение родительских собраний, целью которых может служить то, чтобы показать родителям, что физическое воспитание – это основа формирования здорового, крепкого, закалённого, жизнерадостного ребенка, способного к последующей активной творческой деятельности.

 Важным условием эффективной работы с родителями по формированию ЗОЖ считаю  проведение для них консультаций, размещение наглядной агитации, а так же участие родителей в совместных спортивных праздниках.

В своей группе ежедневно с родителями проводим обмен информацией о

здоровье и самочувствии детей в семье и в детском саду.

В индивидуальных беседах пытаемся донести до родителей, что они сами должны быть личным примером для детей, поддерживать единую линию поведения и выполнять основные требования, которые предъявляются к детям. Вовлечение родителей в жизнь детского сада приносит большую пользу воспитателям и самим родителям. Родители стали активными участниками жизни группы. Нельзя не отметить их вклад в улучшение развивающей среды в группе. Они действительно становятся единомышленниками и партнёрами в деле формирования и развития здорового образа жизни детей.

Мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение  дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе - всё это моменты закаливания, которые активно используются в работе по формированию ЗОЖ.

Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан с формированием  привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека

                                                                 



Предварительный просмотр:

                                Муниципальное казенное образовательное учреждение

                           ‹‹Средняя общеобразовательная школа №2 им. Х.К Шидова››

                                                                  г.п Нарткала КБР

     Консультация для педагогов

               на тему:

«       «Ознакомление с родным городом как  

       средство нравственно-патриотического      

                    воспитания дошкольников»                        

                                                                                 Подготовила воспитатель:

                                                                                  Итиева А.А

                                       Февраль 2024г

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

       В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

      В этой связи,  огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

    В процессе работы происходит ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города.

Реализация целей обеспечивается через группу взаимосвязанных задач, а        именно:

1. Формировать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему.

2. Воспитывать чувство гордости , ответственность за все, что происходит в городе, сопричастность к этому, уважение к своим землякам.

3. Развивать эмоционально-ценностное отношение к городу.

   При «погружении» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разных групп, педагог получает возможность объединить их общими чувствами, переживаниями на совместных утренниках, вечерах досуга, выставках. При этом старшие дети получают возможность поделиться с младшими своим опытом, подготовить необходимые материалы, сделать подарки и т. п. Так создается детское сообщество Главным звеном социализации – «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

В нравственно-патриотическом воспитании дошкольников необходимо учитывать следующее.

  • Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный  процесс,  выстраиваемых  на основе определения доминирующих целей
  • базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
  • Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
  • Формировать личностное отношение к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
  • Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
  • Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья.
  • Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала развитию личности ребенка на основе народной культуры (мини музеи национального быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.).

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендуется учитывать следующие принципы.

Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено не сформированностью у дошкольников исторического сознания; они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событии.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т. п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования.

Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности. Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педпроцесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок. При этом старшие могут поделиться с младшими опытом, подготовить материалы, необходимые как для их собственной деятельности, так и для занятий с малышами, сделать подарки для них и т. п. Так создается детское сообщество.

Известно, что самым сложным в работе по знакомству с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. I1ри этом необходимо помнить следующее.

‒ Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.

 ‒ Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому (можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название? Что оно может обозначать??).

 ‒ Не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: «Это было очень давно, когда наши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы»; или: «Это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек еще не было на свете».

 ‒ Используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов (князь, старейшина...) объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными грамматическими конструкциями.

Тематическая карта по ознакомлению с родным городом.

Тематический блок

младший возраст

средний возраст

старший возраст

1.

Название родного города.

+

+

+

2.

Происхождение города, его первые поселенцы.

-

+

+

3.

Географические особенности родного города.

-

+

+

4.

Символика города..

-

+

+

5.

Достопримечательности города.

-

+

+

6.

Труд взрослых в городе.

+

+

+

7.

Учебные заведения.

-

+

+

8.

          Знаменитые люди.

-

-

+

9.

Растительный мир.

-

+

+

10.

Животный мир.

+

+

+

11.

Природоохранная деятельность людей.

-

+

+

12.

Города и населенные пункты Урванского района.

-

-

+

13.

Транспорт города.

+

+

+

14.

Разнообразие национальностей.

-

+

+

15.

Коренные жители и их культурное своеобразие.

-

-

+

16.

Культура поведения в городе.

+

+

+

Вывод.

   Ознакомление детей с родным городом – только часть большой и долговременной работы по патриотическому воспитанию детей. Системный подход к воспитанию детей в дошкольном учреждении позволяет осуществлять эту работу во всех видах деятельности, провести через все разделы программы. Чувство любви к своей малой родине  будет вырастать на фундаменте разностороннего развития детей. Эти чувства сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности, формируют индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь. Любовь к миру, к людям, к самому себе - это открытие. А радость открытия ведет к творчеству.

Библиография.

  1. Т. Комарова Искусство как фактор воспитания любви к родному городу // Дошкольное воспитание №2, 2006, с. 3.
  2. Ларченко О.В., Шмидт Т.А. Патриотическое воспитание младших школьников // Мир детства: Начальное образование и дошкольное воспитание в Хабаровском крае №2, 2002, с. 20.
  3.  О Каракулова Ноябрьск – город на Ямале // Д.в. №5, 2006, с. 26.
  4. Дом, в котором мы живем. Методические рекомендации  - Сост. Герасимова М.Б., Миронова М.И., г. Хабаровск, 1989г.
  5. И. Рыбалова Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Д.в. №6, 2003, с. 45.
  6. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева.  – М., 2005.
  7. Комратова М.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ №6, 2003, с. 82.
  8. Л. Земскова-Названова. Люби и знай родной свой край. – М. Чистые пруды, 2006.
  9. Паламарчук Е.И. Использование регионального компонента в воспитательно-образовательной работы с детьми.
  10. Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  11. Рубцова Н.И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми.// Мир детства №4, 2001, с. 39.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 им. Х.К. Шидова" г.п. Нарткала КБР

Семинар для педагогов

«Профстандарты и компетенция педагога».

Вопросы:

  1. Что такое профстандарт педагога.
  1. Оформление документации.
  1. Портфолио дошкольника и педагога.
  1. Раздаточный материал: памятки с рекомендациями по самообразованию, схемы анализа пед. Процесса.

Подготовили и провели: зав. д/блоком, ст. воспитатель, Кумыкова Т.В. КерефоваМ.Б.,Итиева А.А., Абузарова А.В..

18.05.2022г

Семинар «Профстандарт педагога. Компетентности педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Упражнение «Аплодисменты»

- Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать мероприятие с упражнения «Аплодисменты». Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствовать друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим звукам, теперь двумя пальцами, тремя - аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, я почувствовала вашу энергию, поддержку, а это, порой, так необходимо в нашей жизни.

Вопрос: «Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту»

V«Профессиональный стандарт педагога (воспитателя)» — в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступает время, когда профстандартыиз рекомендации становятся обязательными нормами. Разберемся, что собой представляет профессиональный стандарт для воспитателя и какое он имеет значение.

Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и дошкольные образовательные учреждения. К педагогическим работникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.)сейчас применяется 2 вида стандартов: ФГОС, утвержденныйМинобрнауки РФ; профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и при установлении систем оплаты труда. Кроме того, ФГОС уже действует с 2014 года, а профстандартв отношении педработников вступил в силу лишь с 2017 года.

Образовательный стандарт и профессиональный стандарт — два взаимодополняющих документа, являющихся инструментами повышения качества образования и инструментами реализации стратегии образования в динамично меняющемся мире. Научить, воспитать, развить воспитанника в соответствии с требованиями ФГОС может педагог, соответствующий современным профессиональным квалификациям.

«Педагог - ключевая фигура реформирования образования»

(Из профессионального стандарта педагогов)

Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования, предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности. А одна из важнейших функций профстандарта :осуществление ■ профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных I государственных образовательных стандартов.

С 1 января 2017 года на территории России введенпрофстандарт педагогов. Он коснулся всех типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч. 1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».

Что такое профстандарт педагога?

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. На основе нормативного акта проводится аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы учитываются при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Профстандартдетализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Профстандартс 2017 года применяется в качестве:

  1. Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
  2. Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
  3. Инструмента роста качества российского образования.
  4. Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.

_ __        каеЪ л 4^        _

  1. Механизма рекрутированияпедагогических кадров для работы в образовательных организациях.

Говоря об оценке результатов педагогического труда, министр подчеркнул, что она должна учитывать образовательные достижения обучающихся. Но неправильно опираться только на них. Каждый педагог работает в реальных социально- экономических условиях с детьми, имеющими свои психологические и интеллектуальные особенности. Для любого ребенка важен его конкретный результат в рамках движения по индивидуальной образовательной траектории. Грамотно и корректно дать оценку этим достижениям сможет лишь само педагогическое сообщество.

Содержание Профстандарта педагога

Педагог должен выполнять трудовые действия:

  • Разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОУ в соответствии с ФГОС (рабочей, основная образовательной, дополнительной общеразвивающей, программы развития ДОУ)
  • Организация и проведение пед. мониторинга освоения детьми образовательной программы
  • Развитие профессионально значимых компетенций
  • Формирование психологической готовности к школьному обучению
  • Организация различных видов детской деятельности

Педагог должен уметь :

  1. Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и пр.
  2. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: проявивших # выдающиеся способности; для которых русский язык не является родным; с ОВЗ.
  3. Владеть ИКТ-компетентностями.        ЙсДД
  4. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты.
  5. Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями

(СЛАЙД 5)

Педагог должен знать :

  1. Приоритетные направления развития образования РФ, законы в сфере образования и прав ребенка.
  2. Рабочую программу и методику обучения.
  3. Закономерности развития ребенка и детской деятельности.
  4. Основные формы, методы, подходы, тенденции дошкольного образования.

Новые задачи современного педагога

Профстандартпредъявляет особые требования к компетенции педагога, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

Поэтому в профстандартеуделяется пристальное внимание работе педагогов по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающимися.

Основные педагогические компетентности педагогов дошкольной образовательной организации

  • Методологическая компетентность:

Реализация системно-деятельностного подхода.

Умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребенка в дошкольном учреждении с трех позиций (ДО, группа, каждый ребенок). Совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач.

  • Психолого-педагогическая компетентность. Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и физиологических возможностей дошкольников, умение использовать эти знания в проектировании образовательного процесса. Умение педагогическими способами определить уровень развития детей. Владение технологиями проектирования образовательного процесса (педагогический анализ, умение проектировать цели, корректировать и анализировать результаты образовательного процесса).
  1. Коммуникативная компетентность. Заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги).
  2. Исследовательская компетентность.Умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы.
  3. Презентационная компетентность. Умение презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях

на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т. д.

  1. Акмеологическая компетентность. Способность к

постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

  1. Информационно-коммуникационной компетентности.Практическое владение компьютером, позволяющее осуществлять подготовку к образовательной деятельности, ведению документации. Умение работать в текстовом редакторе, электронных таблицах, электронных презентациях, специальных программах, Интернете.

Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три компонента :

  • Общепользовательский
  • Общепедагогический
  • Предметно-педагогический

Профессиональная ИКТ-компетентность - квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.

В каждый из трех компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.

Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность

  • Основана на Рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ-компетентности учителей», 2011 г.
  • Предполагается как присутствующая во всех компонентах профессионального стандарта.
  1. Выявляется в образовательном процессе и оценивается экспертами, как правило, в ходе наблюдения деятельности педагога и анализа ее фиксации в информационной среде.

Описание профессиональной педагогической ИКТ-компетентности и отдельных ее элементов дается для ситуации, когда выполнены требования ФГОС к материальным и информационным условиям общеобразовательного процесса. Если те или иные требования ФГОС не выполнены, то элементы ИКТ-компетентности могут реализовываться и оцениваться (проверяться) в соответственно измененном виде. Также как временная мера возможно оценивание элементов ИКТ- компетентности вне образовательного процесса, в модельных ситуациях.

  • Общепользовательский компонент
  1. Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе.
  2. Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).
  3. Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.
  4. Клавиатурный ввод.
  5. Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).
  6. Навыки поиска в Интернете и базах данных.
  7. Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.
  • Общепедагогический компонент
  1. Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС)и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:
  • Планирования и объективного анализа образовательного процесса.
  • Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).
  • Организации образовательного процесса:
  1. Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций

с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.

  1. Организация и проведение групповой деятельности в телекоммуникационной среде.
  1. Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной, визуализации ролей и событий
  1. Визуальная коммуникация - использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа.

Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса ребенка, исходя из текущего состояния, характеристик личности,предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся.

  1. Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.
  • Предметно-педагогический компонент

После формулировки элемента компетентности в скобках указаны предметы и группы предметов, в которых этот элемент используется.

  1. Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
  2. Знание качественных информационных источников своего предмета, включая:
  3. литературные тексты и экранизации, исторические документы, включая исторические карты (все предметы).
  4. Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения.
  5. Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе

мультипликации, анимации и т. д.

В целом профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических ,профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого - педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

  • воспитательно-образовательной;
  • учебно-методической;
  • социально-педагогической.

Воспитательно—образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

  1. осуществление целостного педагогического процесса;
  2. создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога :

  1. знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;
  2. умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно - методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности;

  1. планирование воспитательно-образовательной работы;
  2. проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности :

  1. знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;
  2. умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
  3. владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциальных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

Социально педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

  1. консультативная помощь родителям;
  2. создание условий для социализации детей;
  3. защита интересов и прав.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

  1. знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
  2. умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Учет деятельности специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования) позволяет не только переносить определенные навыки детей из одного вида деятельности в другой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развивает потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога :

  1. Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации).
  2. Работа в методических объединениях, творческих группах.
  3. Исследовательская, экспериментальная деятельность.
  4. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.
  5. Различные формы педагогической поддержки.
  6. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер - классах,
  7. Обобщение собственного педагогического опыта.
  8. Проблемные семинары и вебинары.
  9. Работа по самообразованию.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого нужно создать условия, в которых педагог осознает необходимость повышения уровня своих профессиональных качеств.

Воспитатель 21 века

  1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
  2. Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
  3. Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
  4. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов

Упражнение «Смятыйлист»

А сейчас возьмите, пожалуйста, по листу бумаги. Согните лист как вам хочется, а теперь еще раз согните. Сделайте подобным образом еще 3 раза.

А теперь разверните лист и разгладьте его руками. Посмотрите, сколько заломов осталось на листе, как бы его не разглаживали. Вот так и в

освоениипрофессионального стандарта много еще проблем и вопросов.

Я желаю вам максимально комфортно преодолеть этот сложный путь.