Главные вкладки
Проектная деятельность
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Зимующие птицы" в старшей группе | 488.89 КБ |
Проект "Удивительная соль" подготовительная группа | 98.26 КБ |
Проект "Путешествие по Кабардино-Балкарии" в старшей группе | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект
« Зимующие птицы»
Руководитель проекта:
воспитатель: Итиева А.А
Актуальность: Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе : жил и пользовался её дарами , не задумываясь о последствиях. Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребёнка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Цель проекта: Формирование общего представления дошкольников о зимующих птицах , их образе жизни , характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц .
Задачи проекта: - Расширять знания об окружающем, о пользе птиц в природе ; - Учить узнавать пернатых по внешнему виду; - Обогатить словарь запас детей; - Активизировать познавательную деятельность; - Развивать конструктивные умения, художественно- творческие навыки; - Воспитание ответственного и бережного отношения к природным объектам. - Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. Научить детей правильно их подкармливать.
Участники проекта:
- дети среднего дошкольного возраста, - воспитатели группы , - родители воспитанников.
Направления проектной деятельности:
- Информационный блок: переработка теоретического материала;
- Технологический блок: разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения;
- Организационный блок: создание предметно-развивающей среды.
Обеспечение проектной деятельности: Методическое: 1. О.А. Воронкевич « Добро пожаловать в экологию», часть 1.Санкт-Петербург, 2004. 2. Лысаков, В.Г. 1000 загадок – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006. -318 с.: ил. 3. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? –М.: ГНОМ иД, 2004.
4. «Покормите птиц зимой» Александр Яшин. 5. «Пернатые друзья лесов» Строкова В.В. 6. «Экологическое окно в детском саду» методические рекомендации В.М.Корнилова
Материально-техническое оснащение: 1. подбор произведений художественной литературы о птицах, загадок ; 2. подготовка наглядного материала с изображением зимующих птиц ( фотографии, буклеты, ) ; 3. Подвижные и дидактические игры ; 4. Выставка книг , рисунков; 5. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
Необходимые условия реализации проекта: 1. интерес детей и родителей; 2. методические разработки ; 3. интеграция со специалистами детского сада.
Методы проекта: 1. НОД ; 2. Беседы о птицах; 3. Дидактические , подвижные и сюжетно –ролевые игры; 4. Чтение художественной литературы; 5. Наблюдение за птицами зимой; 6. Рассматривание иллюстраций; 7. Экскурсии по территории детского сада.
Формы работы с родителями: 1. Консультации; 2.Беседы; 3.Изготовление кормушек
Предполагаемый результат: 1. Расширение кругозора детей о зимующих птицах. 2. Улучшение предметно-развивающей среды. 3. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. 4. Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условия
Срок со 2.12.2021г. по 10.02.2022г.
Деятельность педагога: - определение проблемы, постановка цели и задачи; - определение методов работы; - подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, иллюстративного материала; - подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности; - подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей; - составление перспективного плана работы.
Совместная с детьми деятельность: - введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту; - формирование устойчивого интереса к тематике проекта; - определение круга актуальных и посильных задач;
- формирование знаний, умений, навыков, в частности при решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.
«Перспективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста»
2.декабря НОД « Зимующие птицы» (познание, коммуник.) Д/и"Собери птичку" П/и"Воробушки и автомобиль» Попросить родителей сделать кормушки
3. декабря Матем. игра "Что это за птица? " (познание, коммуник, музыка) Просматривание альбома «Зимующие птицы" П/и " Вороны" 4.декабря Кто от зимы не улетает? (познание, коммуникация) Д/и" Что за птица" П/и "Птицы в гнездышках" Придумать рассказы про птичек которые слепили дети.
5. декабря Составление рассказов по сюжетным картинам (коммуник, социал-ция) П/и " Воробьи" Д/и "Собери птичку" Отгадывание загадок про зимующих птиц
6. декабря Чтение рассказа Толстого " Варя и чиж" (коммуник, социал) С/р игра "Больница птиц" П/и "Птицы в гнездышках" Консультация для родителей " Зимующие птицы нашегодвора"
9. декабря НОД « Поможем птицам зимой» (познание, коммуник, музыка) Д/и « Один-много» П/и " Воробушки и автомобиль" По дороге в детсад наблюдать сколько и каких птиц увидели.
10. декабря НОД «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей» (худ. твор-во). Настольные пазлы "Собери птицу" Попросить родителей принести кормушки.
11.декабря Прогулка: « Наблюдение за зимующими птицами» (познание, коммуник, социал.) Д/и "Убери лишнюю птицу" П/и "Птицы в гнездышках" Составить" рецептурную книгу" кормов для птиц.
12.декабря Беседа "Птицы зимой"(познание, коммуник) П/и " Воробушки и автомобиль С/р игра "Пригласи синичку в гости"
13. декабря Чтение стихотворения Яшина «Покормите птиц зимой!»(коммуник, физ-ра) Обобщающая беседа с детьми. Провести итоги конкурса кормушек
« Зимующие птицы » (конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста)
Подготовила воспитатель:
Итиева А.А
Программное содержание:
- Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.
- Закрепить понятие «зимующие» птицы.
- Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
- Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
- Активизировать в речи обобщающие слова:
- «дикие животные»,
- «зимующие птицы»;
- умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса;
- расширить словарный запас:
- корм,
- кормушка,
- холодно,
- голодно;
- ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная.
Демонстрационный материал:
иллюстрации с изображением зайца, белки, лисы, волка, воробья, вороны, снегиря, синицы; иллюстрации с перепутанным изображением птиц; модели с видами питания зимующих птиц; конверт.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, макеты деревьев, планшет, игрушка Сорока.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в группу, в это время влетает Сорока, трещит:
Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?
Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Сорока. Сорока: Ой, здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуй, Сорока! Воспитатель: Что случилось, Сорока? Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму. Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться. Дети: Давайте. Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка.
Воспитатель:
Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает?
На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Дети их называют.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Как одним словом можно назвать белку, волка, зайца и лису? Дети: Дикие животные. Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону? Дети: Зимующие птицы. Воспитатель: Положите в одну сторону животных, в другую – птиц. Молодцы, ребята! Загадки отгадывать любите?
Озорной мальчишка в сером армячишке По двору шныряет, крошки собирает. (воробей)
Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (снегирь)
Спинка зеленовата, животик желтоват, На голове чёрненькая шапочка, да ещё полоска шарфика. (синица)
Окраской – сероватая, повадкой – вороватая, Каркунья хрипловатая. (ворона)
Дети находят загаданных птиц и прикрепляют их на ковролин.
Воспитатель: Какие это птицы? Дети: Зимующие. Воспитатель: Почему они так называются? Дети: Потому что остаются зимовать.
Воспитатель: Ребята, вы помните, какая была зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?
Дети размышляют.
Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.
Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Правильно, ребята.(говорит таинственным шёпотом) Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается? Садитесь в кружок.
Воспитатель рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками. Давайте договоримся их обозначать (выставляет карточку с моделью на планшет) | |
Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим: | |
Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим: | |
Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим: |
Физминутка «Вороны»
Вот под ёлкой зелёной скачут весело вороны. Кар-кар-кар (громко) Кар-кар-кар (громко) Только к ночи умолкают и все вместе засыпают. Кар-кар-кар (тихо)
(дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза).
Сорока находит под деревом рисунки с перепутанным изображением птиц (ворона – снегирь, воробей – синица):
Воспитатель: Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!
Итог
| 4 Кого угостим салом?
|
« Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей»
( конспект занятия по рисованию в средней группе)
Подготовила воспитатель:
Дохова А.А
тема: «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей»
Цель: Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел предложенный взрослым.
Задачи:
Обучающая:
-Учить детей рисовать нетрадиционным способом - пальцем.
Развивающая:
- Развивать эстетическое восприятие, обращать внимание детей на красоту окружающей природы, вызывать эмоциональный отклик.
- Развивать умение с помощью воспитателя отгадывать загадки.
Речевая:
- Совершенствовать диалогическую речь
Воспитательная:
- Формировать навыки аккуратной работы.
Творческая:
- Вызвать радость от полученного изображения детей; совершенствовать навыки и умения изобразительного искусства.
Материал и оборудование:
- дидактические игры «Подскажи словечко»; - иллюстрации- птица на ветке (снегирь, бумажные заготовки для рисования –формат А4; - мольберт, гуашь красного цвета, палитра, салфетки; - ТСО: магнитофон.
Предварительная работа:
- тема недели – «Птицы» -беседа на тему «Время года», -рассматривание иллюстраций – птицы
Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.
Методы:
Словесные. Загадки: «Подскажи словечко»! Беседа «Зимующие птицы», рассказ воспитателя: «техника рисования»,
Игровые. Дидактические игры: «Здравствуйте… »,
Наглядные. иллюстрация – снегирь на ветке.
Практические.
Ход занятия:
1. Организационный момент
-Ребята у нас сегодня гости, давайте поздороваемся.
Игра- приветствие «Здравствуйте ладошки, здравствуйте – ножки, здравствуйте щёчки, здравствуйте губки, здравствуйте – носик, здравствуйте гости!
Основная часть
Воспитатель: Ну, что полюбовались на гостей? А теперь, покажите свои глазки, какие они у вас умные и красивые.
Скажите, какое время года? (Зима)
Воспитатель: Почему вы считаете что зима? (Снег выпал, деревья стали голые, на улице стало холодно, солнце светит, но не греет и т. д.)
Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем в игру: «Подскажи словечко»!
Я прочту вам загадки, а вы все вместе добавите нужное слово-отгадку, хорошо?
Ну и платье: Сплошь иголки, Его носят вечно (Ёлки) Двор в снегу. Белы дома. Ночью к нам пришла… (зима) В тёплый край не улетают, На морозе распевают Эти птички – невелички Называются (синички)
Воспитатель:
-Молодцы! Загадки о зиме вы отгадали, а скажите, чем же вам нравится зима? (На улице много снега, можно кататься на санках, играть со снегом,)
Воспитатель:
-Как вы думаете, ребята, а что происходит с птицами зимой? (Им холодно зимой.)
Воспитатель: Конечно же, птички, наши пернатые друзья, зимой у них начинается тяжёлое время.
И прилетают птички поближе к человеку. Люди – добрые. Они пожалеют бедных пташек и покормят их.
Вот и к нам прилетели снегири: на голове чёрная шапочка, а грудка красная.
Любят снегири ягодки. Но их на ветках почти не осталось.
Снегири просят вас помочь им – заполнить эти веточки ягодками.
Физминутка:
А давайте поиграем, хорошо? Руки подняли и помахали Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем- Крылья сложили назад.
Воспитатель: Так давайте нарисуем снегирям рябину, согласны? (Согласны)
Воспитатель: Мы сегодня с вами будем волшебниками! Я предлагаю рисовать рябину не кисточкой, а пальчиками! Я вам сейчас покажу, как надо это делать! Смотрите внимательно! Я обмакиваю пальчик в краску, но не весь пальчик, а только его кончик — подушечку пальчика, а потом прикладываю его к веточке. Мой пальчик как - будто качается на качелях: чуть вперед-назад. Посмотрите, мой пальчик в краске., что нужно сделать? (вытереть его влажной салфеткой.)
Воспитатель: Да, я вытру его влажной салфеткой. А теперь давайте мы с вами потренируемся, как будто краска стоит возле нас: обмакиваем палец в «краске», прикладываем его к ладошке, прижимаем его — чуть вперед-назад. Еще раз.
А теперь можно и рябинку рисовать …
Подойдите к столу и приступайте к работе. Рисуйте аккуратно, набирайте краску на пальчик хорошо, чтобы ягоды были сочные.
Какого цвета у нас краска? (красная)
Какой формы ягодки? (круглой) .
Когда заканчиваете работу, вытирайте пальца влажной салфеткой.
Красивые ягоды на веточках, сколько их много. Ягодок много., они сочные, яркие, одна ягодка к другой! Молодцы, ребята, постарались для снегирей.
Итог:
Вам понравилось быть волшебниками и рисовать пальцами?
- … а тебе? Что ты рисовал?
- для кого мы рисовали ягодки? Вы все молодцы!
На всех снегирей хватит ягод и они будут радовать вас на следующий год, зимой своим ярким нарядом!
А я очень рада за вас – вы все старались, были активные, внимательные и дружные. Молодцы! Ну а сейчас скажем гостям «до свидания»!
Литература:
1. Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Методические советы к программе «Детство» – СПб. : Детство-Пресс, 2002
2. Ковалько В. И «Азбука физкультминуток для дошкольников». – М. :ВАКО, 20083.
3. Логинова В. И., Бабаева Т. И. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство». – СПб. : Детство-Пресс, 2003
« Наблюдение за зимующими птицами»
«конспект прогулки для средней группы»
Подготовила воспитатель:
Итиева А.А
Прогулка «Наблюдение за зимующими птицами»
Цели:
1. Закрепление знаний о птицах, которые остаются на зимовку (воробьи, голуби, синицы, снегири)
2. Формирование знаний о том, как птицы зимой добывают себе еду
3. Воспитание детей заботиться о птицах зимой
Задачи:
1. Воспитывать доброжелательность, бережное отношение и любовь к природе и птицам
2. Научить детей заботиться о птицах
Ход занятия:
СИНИЦЫ
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям -
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
“Тинь-тень, тилли-тень,
Все короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек”.
Воспитатель задает детям вопросы:
-Каких птиц называют зимующими?
-Почему эти птицы не улетают в теплые края?
-Каких вы знаете птиц, которые зимуют у нас?
-А вы знаете чем они питаются?
-Где они находят себе корм?
-Как мы можем им помочь?
-Как называется домик, где птицы могут найти себе корм?
Те птицы, которые не улетают от нас зимой они и называются зимующими. Если мы посмотрим по сторонам, то увидим летающих воробьёв, голубей и ворон. Иногда прилетают к нам снегири и синички. Они питаются семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми. Некоторые птицы находят себе пищу близ человеческого жилья.
Многие птицы зимой погибают от холода и голода, а мы можем им помочь. Для этого люди делают скворечники, кормушки и насыпают птицам корм.
Загадки
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это.
(Ворона)
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Трудовая деятельность:
Чистим дорожки от снега и насыпаем семечки подсолнуха и зернышки пшена в кормушки.
Цели: воспитывать трудолюбие и бережное отношение к птицам
Подвижные игры: 1. Запрещенное движение
Цели: развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий
2. Ловишки с приседанием
Цели: Развивать ловкость и быстроту
Индивидуальная работа:
«Попади в цель»
Цели:
• учить метать снежки
• развивать меткость, внимание
« Зимующие птицы »
( консультация для родителей)
Подготовила воспитатель:
Итиева А.А
Зимующие птицы
Уважаемые родители, мы рекомендуем вам во время зимних прогулок обратить внимание ребенка на птиц.
Наблюдения за птицами на прогулке делает ее более содержательной и ценной в воспитательном отношении. Подкормите птиц, слетающихся к кормушке, объясните, что зимой они особенно нуждаются в заботе людей.
Какие наблюдения можно провести за птицами во время прогулки? Обратите внимание на их внешний вид, строение тела, окраску перьев, повадки.
Интересно наблюдать за пернатыми в разную погоду и по их поведению можно ее предсказать: ворона кричит — к метели; вороны летают и кружатся стаями — к морозу; синица начинает с утра пищать — жди ночью мороза; воробьи, снегири дружно расчирикались — к оттепели; в сильные морозы воробьи нахохливаются, становятся малоподвижными, выглядят беспомощными.
Можно провести наблюдение за воробьями. Рассмотреть его внешний вид, его окраску, форму. Послушать щебетание воробьев.
Воробей,воробей
Тоненькие ножки
Прыг да прыг
Скачет по дорожке.
Понаблюдайте за синицами. Обратить внимание на их внешний вид. Зимой они прилетают к человеческим жилищам. Лето синицы проводят в лесах, выводят птенцов. Осенью, когда птенцы подрастают, синицы оставляют гнезда и ведут кочевую жизнь, собираются в стайки и перебираются к жилью.
Найти сходство и различие между воробьем и синицей.
Рассмотрите снегирей. Они прилетели в поисках корма – это кочующие птицы. Летом они живут на севере. К зиме они перебираются в более южные районы, но не улетают в теплые края. Снегирей называют вестниками зимы. Обратить внимание на красивое оперение грудки, как румяное яблоко. Отметить какие они красивые, как выделяются их черные головки, красные грудки на солнце, как они деловито расправляются с семенами, как выклевывают они их из ягод, а мякоть бросают на землю.
Покормите голубей. Определите общую форму, цвет, оперение. Отметить, что у голубя красные ноги, что он прыгать не умеет.
Обязательно объясните ребенку, что зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Трудно находить им корм во время снегопадов, метелей. В такую погоду они погибают. Поэтому их надо подкармливать. Люди могут помочь зимующим птицам — синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки, для снегирей можно положить веточки засушенной рябины.
Прочитайте стихи.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтобы без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Для закрепления знаний спросите ребенка, каких зимующих птиц он знает? Каких птиц можно встретить в городе? (воробей, ворона, сорока, голубь, синица, снегирь). А каких в только лесу? (клест, сова, тетерев, глухарь).
Почему эти птицы не улетают на зиму в более теплые страны?
Попросите ребенка рассказать о том, чем питаются зимующие птицы, какие у кого повадки.
Составьте с детьми описательные загадки, это поможет активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. Например: «Это небольшая, бойкая, шустрая птичка. Спинка, крылышки, головка и хвостик у неё черные, грудка красная, клюв короткий и тупой. В зимнее время питается ягодами рябины и семенами с кустов. Кто это?»
Поддерживать эмоционально – положительное отношение к пернатым можно с помощью художественной литературы (Г. Ладонщиков "Наши друзья", М. Барков "Друзья зимнего леса", И. Анденко "Птичья столовая" и др.).
Предварительный просмотр:
Познавательно- исследовательский проект
"Удивительная соль"
Подготовила воспитатель:
МКОУ СОШ №2 д/б "Сказкаа"
Итиева А.А
г.п Нарткала 2023 г
ПРОЕКТ «Удивительная соль»
ВВЕДЕНИЕ
Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – это эксперимент.
Тема исследовательской деятельности возникла после чтения детям сказки «Соль дороже золота». У ребят возник вопрос: откуда берется соль? Дети стали рассуждать, что соль бывает разная: крупная и мелкая. Кто-то из ребят сказал, что у него дома есть цветная соль. Детей это очень заинтересовало. Мы решили исследовать соль, как полезное ископаемое, ведь мы её едим , а ни чего о ней не знаем.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Изучить свойства соли, качества соли, нахождение в природе и способы добычи соли, область применения. Формирование представлений детей о соли как необходимом для человека продукте.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА: Если мы проведем исследование, опыты и эксперименты с солью, изучим познавательную литературу, то мы расширим свои знания о соли как полезном ископаемом и выявим качества соли.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся?
- Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? Почему соль разная?
- Исследовать свойства соли опытным путём.
- Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.
- Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.
- Развивать творческие способности, воображение, любознательность.
- Развивать коммуникативные навыки детей.
- Вырастить кристалл поваренной соли.
- Найти сведения о соли в разных художественных произведениях.
- Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений, загадок.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Во всех дошкольных учреждениях, в том числе и в нашем детском саду, педагоги занимаются экологическим образованием детей, стараясь направить детские желания к исследованиям в нужное русло. К сожалению, в моей практике возникали случаи, когда слово «занятие» вызывало у дошкольников отрицательные эмоции. Это свидетельствует о том, что у детей снижается мотивация к приобретению знаний из-за недостаточной возможности применения разнообразных методов и приемов познавательной активности на занятиях. Данный факт подчеркивает актуальность включения тех образовательных методик и технологий, которые обеспечивают высокую исследовательскую активность дошкольников.
Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. На мой взгляд, главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых:
- принять и освоить цель, актуальную для них;
- выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;
- решать творческие споры, достигать договоренности;
- оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со сверстниками.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).
- Принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: наблюдения, в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).
- Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.
- Рациональное сочетание разных видов детской деятельности.
- Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
| ситуации развития проекта | цель | продукт | ответственные |
подготовительный этап | ||||
1 | Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?» | Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности. | Определение проблемы | Воспитатель |
2 | Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта. | Создание условий для реализации проекта. | Проект | Воспитатель |
3 | Подбор познавательной, научной и методической литературы. | Анализ литературы для организации осуществления исследования | Мини-библиотека | Дети, воспитатель, родители |
основной этап | ||||
1 | Изучение с детьми познавательной и научной литературы. | Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата. | Выставка книг, статей о природном ископаемом | Дети, воспитатель |
2 | Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли» | Пробудить у детей интерес к естественно-научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств. | Картотека опытов и экспериментов «Полезное ископаемое – соль» | Дети, воспитатель, родители |
3 | Беседа «Какая бывает соль и где её применяют» | Познакомить детей с видами соли и областями её применения. | Дети, воспитатель | |
4 | Знакомство с устным народным творчеством о соли | Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством пословиц, поговорок, загадок. | Подборка пословиц, поговорок, загадок | Дети, воспитатель, родители |
5 | Опытно-экспериментальная деятельность «Как соль влияет на рост растений» | Подвести детей к пониманию не благотворного влияния соли на рост растений в природе. | Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое – соль» | Дети, воспитатель |
6 | Творческая мастерская. Лепка из соленого теста | Содействовать развитию творческих способностей детей при изготовлении поделок из соленого теста. | Детские поделки | Дети, воспитатель |
7 | Беседа «Как добывают соль» | Способствовать формированию представлений о способах добычи соли. | Дети, воспитатель | |
8 | Опытно-экспериментальная деятельность «Получение кристаллов» | Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Дать представление о свойстве соли – кристаллизации. | Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое – соль» | Дети, воспитатель |
9 | Опытно-экспериментальная деятельность «Как из соленой воды добыть питьевую воду?» | Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли. | Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое – соль» | Дети, воспитатель |
10 | Творческая мастерская «Цветы из соли», «Декорирование цветной солью» | Стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием соли как материала. | Детские творческие работы | Дети, воспитатель |
11 | Опытно-экспериментальная деятельность «Выращивание кристаллов» | Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширить представления о свойстве соли – кристаллизация. | Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое – соль» | Дети, воспитатель |
12 | Инсценирование сказки «Соль дороже золота» | Помочь детям раскрыть творческие способности, умение представлять сказки. | Дети, воспитатель | |
итоговый этап | ||||
1. | Создание паспорта «Полезное ископаемое – соль» | Обобщить знания и элементарные представления о полезном ископаемом. | Паспорт «Полезное ископаемое – соль» | Воспитатель |
2. | Презентация проекта | Прививать детям стрем-ление делиться собственным опытом исследовательской деятельности со сверстниками. | Фотоальбом «Фотосессия реализации проекта» | Дети, воспитатель |
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА БЫЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
- анализ познавательной литературы
- опытно-экспериментальная деятельность,
- исследовательская деятельность,
- наблюдения,
- творческая деятельность,
- игровая деятельность.
В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ДЕТИ ПРИШЛИ К
СЛЕДУЮЩИМ ВЫВОДАМ:
- Соль – белое кристаллическое вещество с острым, солёным вкусом. Она хорошо растворяется в воде.
- Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.
- Соль – приправа, консервант.
- Соль – необходима для жизни и здоровья человека.
- При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус.
- Соль неблагоприятно влияет на рост и развитие растений.
- Соль добывают в России, в том числе и в Краснодарском крае.
РЕЗУЛЬТАТ:
- Осмысление элементарных естественно-научных представлений о соли, как ископаемом, имеющем полезные и вредные свойства и качества.
- Повышение уровня начальной деятельностной компетентности у детей старшего дошкольного возраста(умение ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, принимать решения, договариваться, прогнозировать результат).
- Установление равноценных и равноправных партнерских отношений с родителями. Актуализация их участия в совместной проектной деятельности.
- Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли, создание картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое – соль».
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ
«ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ – СОЛЬ»
1. Соль растворяется в воде.
Взять ёмкость с водой, добавить ложку соли и перемешать – соль исчезла.
Вывод: соль растворяется в воде.
2. Соль в воде разной температуры.
Возьмите два стакана с горячей и холодной водой. Положите в каждый из них по одной столовой ложке соли с «горкой».
Вода в стаканах помутнела. Но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной, а в стакане с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной .
Вывод: в горячей воде соль растворяется быстрее.
3. Сортировка.
Возможно ли разделить перемешанные перец и соль?
Расстелите на столе бумажное полотенце. Насыпьте на него соль и перец. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец.
Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной шарф. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца.
Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.
Вывод: соль не электризуется.
4. Растворимость
Наполните стаканы водой и в каждый стакан насыпьте по ложке соли, сахара, гречки и масла. Помешайте в каждой емкости ложкой и понаблюдайте за реакциями. Сахар и соль растворились, крупинки гречки опустились на дно, а масло осталось плавать на поверхности.
Вывод: сахар и соль растворяются в воде.
5. Незамерзающая соль.
Налить в две чашечки воды, в одну добавить и размешать соль. Потом обе чашки поставить в морозилку.
Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лёд, а солёная стала холодной, но не замерзла.
Оставили воду в морозильной камере. Через два дня проверили. Солёная вода стала похожа на жидкую кашу.
Вывод: Соленая вода не замерзает.
6. Как из соленой воды добыть питьевую воду?
Налейте вместе с ребенком в глубокий таз воды, добавьте туда две столовые ложки соли, перемешайте, пока соль не растворится. На дно пустого пластикового стакана положите промытую гальку, чтобы он не всплывал, но его края должны быть выше уровня воды в тазу. Сверху натяните пленку, завязав ее вокруг таза. Продавите пленку в центре над стаканчиком и положите в углубление еще один камешек. Поставьте таз на солнце, через несколько часов в стакане накопится несоленая, чистая питьевая вода. Объясняется это просто: вода на солнце начинает испаряться, конденсат оседает на пленке и стекает в пустой стакан, а соль остается на дне таза.
Результат: Мы получили пресную воду.
7. Водоплавающее яйцо.
Проведём эксперимент и проверим, как солёная вода будет выталкивать предметы на поверхность! Для проведения опыта нам понадобится: 2 сырых яйца, 2 стеклянные ёмкости с водой, несколько столовых ложек соли. Положим одно сырое яйцо в ёмкость с чистой водопроводной водой. Что с ним произошло? Яйцо опустилось на дно. Растворим во втором сосуде с водой соль и опустим яйцо в солёную воду. Яйцо осталось плавать на поверхности воды!
Вывод: Соль действительно выталкивает предметы из воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
8. Получение кристаллов.
Взять небольшое блюдце, налить туда воды, добавить соль, размешать и оставить на ночь на батарее. Утром вода в блюдце испарилась, на дне остались крупные кристаллы соли.
Вывод: при испарении солёной воды образуются кристаллы.
9. Выращивание кристаллов соли
В два стакана налейте горячую воду. В каждый стакан всыпайте соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Поставьте стаканы на некотором расстоянии друг от друга, соедините их нитью так, чтобы ее большая часть провисала между ними, а концы касались дна в каждом стакане. Подставьте блюдце под провисающую нитку. Оставьте в таком положении на несколько дней.
Результат: На нитке и блюдце наросли кристаллы соли. Так можно вырастить целые сталактиты и сталагмиты!
10. Соль - чистящее средство
Взять грязный бокал насыпать на губку немного соли и помыть бокал. Он стал чистым, даже блестит.
Вывод: С помощью соли можно мыть посуду.
11. Влияние соли на рост растений
В первый стакан нальём пресной воды, в другой солёной и поместим в них луковицы. В процессе наблюдения увидим, как соль влияет на рост растений. В течении двух недель будем наблюдать за ростом лука. Выясним, что в пресной воде лук растёт хорошо, в солёной рост замедлен.
Вывод: Соль отрицательно влияет на рост растений.
БЕСЕДЫ
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СОЛИ ?
Соль поваренная является минеральным природным веществом и очень важным компонентом человеческой пищи. Соль выпаривают из воды, добывают из недр земли, из морской воды. Мировые геологические запасы соли практически неисчерпаемы.
Каменная соль с незапамятных времен прочно вошла в обиход человека. В быту мы ее называем просто солью, в химии – хлористым натрием, в технике – поваренной солью или пищевой солью.
В старину клялись перед тем, как давать показания, съев хлеб с солью: «Хлеб-соль ешь, правду режь». Хлеб-соль в знак дружбы подносили гостям: «Надо хлеб-соль помнить…»
«Хлеб-соль!» – так на Руси встречали знатных гостей. Это традиционное пожелание добра, достатка, хорошего аппетита, выражение гостеприимства. Встреча гостей хлебом-солью имела ещё одно важное значение – наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил.
Во многих русских народных пословицах говорится: «Соль всему голова, без соли и жито – трава», «Соли нет и слова нет».
Соль была очень дорогим товаром. Соль подавали на стол в признак достатка и благополучия. Она обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах ее подавали на столы только знатных гостей, прочие же расходились «не солоно хлебавши».
Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег. По своей ценности она приравнивалась к золоту. В Римской империи военным платили жалование солью. Отсюда и произошло слово «солдат».
Многие века соль была источником обогащения торговцев и предпринимателей. В некоторых странах соль использовали в качестве денежной единицы. К соли всегда относились уважительно, экономно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
В наше время соль уже не ценится настолько дорого. Ее можно купить в любом продуктовом магазине. Но, тем не менее, она не перестает играть очень важную роль в жизни человека. Люди используют ее не только в пищу, но и в быту, медицине, промышленности.
Сегодня поваренную соль добывают из отложений соляных озер и на месторождениях каменной соли – галита. В одних странах используют только каменную соль, в других – соль, полученную путем выпаривания на солнце. Техника получения соли и ее качество сильно варьируются – от очень примитивных деревенских промыслов, производящих не более нескольких сотен тонн соли в год, до крупных полностью автоматизированных заводов, которые производят в год несколько миллионов тонн соли.
С давних пор считалось: полная солонка – признак богатства и почета. Соль во все времена была символом верности и дружбы. Не случайно говорят, чтобы хорошо узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
КАКАЯ БЫВАЕТ СОЛЬ И ГДЕ ЕЕ ПРИМЕНЯЮТ
По потреблению различают:
1. Поваренную соль.
2. Кормовую соль.
3. Промышленную соль.
Самая распространенная – поваренная соль. Именно ее люди используют в пищу. Она хорошо растворяется в воде любой температуры и является очень важным веществом для нормальной и здоровой работы организма человека.
Соль – это единственный минерал, используемый человеком в пищу в «естественном» виде, практически без переработки.
Очень широко люди используют соль в быту, при консервировании и солении пищевых продуктов: рыбы, мяса, овощей, грибов и т. д. Дело в том, что соль имеет уникальное свойство – убивать бактерии и микробы, которые вызывают гниение и порчу продуктов. На этом же свойстве основано производство мясных и рыбных консервов. Такие продукты очень долго не портятся, долго хранятся и могут применяться в пищу даже через несколько недель после их приготовления.
Однако, применение соли не ограничивается только кулинарией.
Соль применяют в медицине как антисептическое и противовоспалительное средство. Во время войны хирурги накладывали повязки с раствором соли на гнойные раны. В результате рана быстро очищалась, спадала температура.
В хозяйстве – это отличное чистящее средство.
В промышленности соль является основой для производства химических продуктов, на базе которых изготовляется множество пластмасс, алюминий, бумага, мыло, стекло. Соль используют при обработке мехов и кож, при изготовлении солевых батареек и всевозможных фильтров.
Зимой с гололедом борются с помощью песко – соляной смеси, которую рассыпают на дороги для того, чтобы снег не превращался в лед. Почему именно соль? Потому что температура замерзания соленой воды гораздо ниже ноля градусов. Поэтому мокрый снег не замерзает, а превращается в «кашу», которая легко счищается с дорожного полотна. Для таких смесей обычно используется техническая соль. Это соль самого низкого качества, с большим количеством химических примесей.
КАК ДОБЫВАЮТ СОЛЬ
По способу добывания соль делится на несколько видов:
1. Каменная. Добывается из осадочных горных пород с помощью подземных разработок.
2. Самосадочная соль или озёрная, добывается из пластов на дне соляных озёр (отлагается сама).
3. Садочная соль получается выпариванием из морской или озёрной воды.
4. Выварочная соль получается выпариванием из подземных вод - природных рассолов.
В старину добывали соль вручную с помощью лопаты, тачки и кирки . Люди по колено стояли в воде босиком, соль разъедала кожу.
Совершенно не напоминающую прошлое картину можно увидеть на побережье Черного и Азовского морей сейчас. Осадочный, или бассейный, способ добычи соли существует и в наши дни, но, как правило, на солеразработках трудятся теперь машины.
Осенью на берегу моря бульдозером роют небольшой бассейн, в который напускают морскую воду. Здесь она отстаивается от песка, глины, гальки. Затем чистую воду перепускают во второй и третий бассейны. Вода в них за многие месяцы постепенно испаряется, концентрация соли в ней растет. К концу лета в последнем бассейне практически остается только соль. Ее убирают солеуборочными комбайнами.
Осенние дожди вымывают из соли все лишние, загрязняющие ее вещества, и уже чистую соль машины грузят в железнодорожные вагоны, а затем развозят на фабрики, где ее перемалывают и фасуют.
Почти 40% соли добывают на озере Баскунчак. Это величайшее в мире соленое озеро расположено в Астраханской области. Озеро и зимой, и ранней весной покрыто тонким слоем рапы – рассола, в котором концентрация соли достигает 300 г в 1 л.
Шахтным способом добывают соль, находящуюся в недрах нашей Земли. Она появилась там очень давно и со временем стала твердой (каменной) и монолитной. Под землей образуется большая гора соли. На многих соляных шахтах используются мощные электрические экскаваторы, врубовые машины, самоходные буровые установки, горнопроходческие комбайны и электровозы Наша лучшая пищевая соль «Экстра» добывается на солеварочных заводах. В толщу соли, которая залегает под землей, нагнетают пресную воду с помощью скважин. В результате этого соль растворяется, и наверх поступает уже соляной рассол. Сначала его очищают, а затем рассол отправляется в камеры, в которых рассол начинает закипать. Затем он испаряется, а кристаллы соли начинают выпадать в осадок. Затем их отделяют от воды. И таким образом, добывают поваренную соль, которая имеет тонкий помол.
ПАСПОРТ «ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ СОЛЬ»
Основные признаки | Соль |
Разновидности | Каменная соль, поваренная соль |
Твердость | Твердые кристаллы |
Цвет | Белый. Розоватый. Светло-серый(оттенки разных цветов придают примеси) |
Блеск | Имеет блеск |
Месторасположение
| Залегает обычно большими слоями, образуя горную породу. Соленые озера и моря. |
Месторасположение в Краснодарском крае | Месторождение Шедокское и Ханское, озеро Соленое (Тамань) |
Добыча:
| Прорывание глубоких шахт-копелей, соединение подземными коридорами. Отсасывание машинами воды, выпаривание |
Использование | Употребление в пищу. Получение соды, соляной кислоты, хлора |
ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ ПРО СОЛЬ
- Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
- Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.
- Соли не жалей, тай и есть веселей.
- Спасибо тому, кто поит и кормит, и в двое тому, кто хлеб-соль помнит.
- Пуд соли вместе съесть.
- Без хлеба не сытно, без соли не сладко.
- Соли нету, так и слова нету.
- Речь без пословицы, все равно, что еда без соли.
- От хлеба-соли и царь не отказывается.
- Недосол на столе, пересол на спине.
- За хлебом-солью каждая шутка хороша.
- Щепотка соли делает сахар слаще.
- Без хлеба, без соли ни кто не обедает.
- Без хлеба, без соли худая беседа.
- Помяни соль, чтоб дали хлеба.
- Хлеб-соль платежом красна.
- Хлеб-соль – заемное дело.
- Хлеб да соль и обед пошел.
- Так, солона, что в пот бросает.
- От хлеба-соли не отказываются.
- После хлеба-соли 7 часов отдыхать.
ЗАГАДКИ ПРО СОЛЬ
Без нее, ребята, повар просто как без рук,
И становится вся пища не съедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались сразу. Это…(соль)
Рассказать обо мне хоть немножко позволь.
У меня на Земле очень важная роль:
Я от порчи храню сало, овощи, рыбу.
В море есть я в воде, а в земле лежу - глыбой,
Без меня суп - не суп, и салат - не салат,
Нет меня - и невкусно, и повар не рад.
В рану, глаз попаду - будет едкая боль.
Как назвали меня, догадался ты? ...(соль).
От воды родился,
А воды боится.(соль)
Меня одну не едят,
А без меня мало едят.(соль)
В земле родится,
На солнце вырастает,
В воде умирает.(соль)
В земле родился,
В огне крестился,
На воду пал –
Весь пропал.(соль)
Отдельно — я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна.
Этот камень можно есть,
Он в слезах и поте есть.
Не вкусна в борще фасоль
Если пожалели ...(соль)
ДЕКОРИРОВАНИЕ БАНОЧЕК ЦВЕТНОЙ СОЛЬЮ.
Для работы требуется мелкая соль «Экстра», разноцветная гуашь, баночки, подарочная бумага, лента.
- Насыпать небольшое количество соли в баночку. Добавить немного краски в соль и все содержимое хорошо перемешать. Получилась однородная цветная масса.
- Цветную соль выложить из баночки на бумагу и оставить до полного ее высыхания. Так же выкрасить соль другими цветами гуаши.
- Соль после сушки засыпать в емкость (бутылку, баночку) слоями. За одним слоем – следующий слой. И так – до верха.
- Сверху на горлышко надеть подарочную бумагу и обвязать лентой. Баночка готова.
Очень увлекательная техника декорирования цветной солью! Получается прекрасный подарок!
РИСОВАНИЕ СОЛЬЮ.
- На картоне нарисовать канцелярским клеем любой рисунок (можно распечатать раскраску).
- Обильно посыпать рисунок солью, стряхнуть излишки, опять посыпать до тех пор, пока клей полностью не будет покрыт солью.
- Кисточку с водой макнуть в краску (акварель или разведенную водой гуашь) и прикоснуться к соли. Можно полюбоваться передвижением краски! Взять другую краску, повторить процедуру, наблюдая, как волшебно смешиваются краски.
- Сушить рисунок 2 - 3 дня.
СКАЗКА «СОЛЬ ДОРОЖЕ ЗОЛОТА»
Жил-был король и было у него три дочери. Пуще глаза он их берег, а когда подошла старость, и волосы снежком припорошило, стал подумывать, которой же из трех быть после его смерти королевой? Все три пригожи, все отцовскому сердцу любезны.
Наконец решил: пускай та из дочерей трон наследует, которая его больше всех любит.
Позвал он дочерей и говорит:
– Стар я стал, дочери мои, не знаю, сколько суждено прожить. Пора одну из вас на трон прочить. Но чтоб выбрать по справедливости, хочу знать, как вы меня любите. Отвечай, старшая дочь, как ты своего отца любишь?
– О, мой отец, люблю вас больше, чем золото, – целуя батюшкину руку, вскричала старшая дочь.
– Добро! А теперь говори ты, дочь моя средняя!
– О, дорогой отец! Люблю я вас как свой девичий венец! – кинулась отцу на шею средняя дочь.
– Добро! А ты, моя доченька младшая, ты-то как меня любишь?
– Я, батюшка, люблю вас, как соль любят! – отвечала Марушка, ласково глядя на отца.
– Ах ты, негодница, – накинулись на нее сестрицы, – сравнивать отца с солью!
– Да, я люблю его, как соль, – повторила Марушка и еще нежнее поглядела на отца.
Отец разгневался не на шутку. Как можно сравнивать родителя с какой-то ничтожной солью, которую каждый в щепоть берет и сыплет!
– Убирайся с глаз моих долой! Коль у тебя ко мне любви не более чем к соли! Когда наступят такие времена, что соль станет дороже золота, тогда и возвращайся, я сделаю тебя королевой! – крикнул король.
Марушка от горя словечка сказать не может. Но приказ отцовский для нее закон. Собрала свои немудреные пожитки и подалась, куда глаза глядят. Долго она шла, не разбирая пути-дороги, пока не добралась, наконец, до темного леса. Вдруг, откуда ни возьмись, появилась на лесной опушке старая женщина.
– Марушка! Куда путь держишь? Головку повесила, глядишь невесело? Зачем тебе про то знать, бабушка? Ведь помочь мне нельзя! – отвечает ей Марушка.
– Ты, девонька, говори, а я послушаю, может что и присоветую, иль ты того не знаешь, что седая голова на советы мудра!
Поведала Марушка старой женщине свое горе. «Ничего, – говорит, – мне теперь не надобно, лишь дожить до того дня, когда отец поймет, как сильно я его люблю».
По правде говоря, старая женщина и сама все про Марушку знала, ведь была она не простая старушка, а мудрая вещунья! Но ничего она девушке не сказала, а к себе на службу позвала. Марушка обрадовалась. Будет где голову преклонить. Будет кому свою печаль поведать. И пошла она вслед за бабушкой. Пришли они в избушку за лесистыми горами. Старая женщина покормила девушку, чем могла. И то! Марушку уже голод да жажда мучат.
– Теперь не ленись, принимайся за работу. Умеешь ли ты прясть да нитки сучить, да ткать? А овец пасти и доить?
– Нет, бабушка, ничему такому меня не учили, но коли вы покажете, я скоро выучусь, – отвечала Марушка.
– Покажу, покажу, доченька! Тебе мое ученье впрок пойдет, а придет время – и в жизни пригодится.
Марушка была девушка прилежная, как пчелка, и хотя раньше никакой работы не знала, скоро всему обучилась. Закатает рукава, белый фартучек подвяжет, и кипит работа в ее руках – любо-дорого посмотреть.
А во дворце в это время старшие сестры живут не тужат. К отцу ластятся, на шею кидаются, любовь свою выказывают. Отец им ни в чем не отказывает, во всем потакает. Старшая-то все в дорогие платья наряжается да золотом себя украшает, а средняя пиры-балы задает да женихов привораживает. Совсем избаловались, сами не знают, чего бы это еще у отца спросить. Стал, наконец, старый король соображать, что старшей дочери золото милее, чем отец! А как средняя объявила, что замуж собирается, понял, что не нужен ей отец-старик.
Вспомнил он младшую дочь Марушку, да поздно, нет от Марушки ни слуху, ни духу.
– Бог с ней, – отгоняет невеселые думы старый король. – Ведь она меня не больше чем соль любит.
Однажды ждали дочери к себе опять гостей. Слух прошел, будто сваты к средней едут. Вдруг в королевские покои вбегает повар, весь дрожит, побелел, как полотно.
– Ох, король – батюшка! – вопит он. – Беда приключилась великая!
– Ты что умом тронулся? – удивляется король.
– Недолго и тронуться! Ведь у нас вся соль исчезла, то ли размокла, то ли сквозь землю ушла, только нету ни порошинки! Чем теперь солить будем?
– Вот дурень! Пошли кого-нибудь за другой!
– Некуда посылать, в каждом доме, во всей стране нету ни крошки соли!
– Тогда соли без соли, иль стряпай такое, где соль не нужна! – отрезал разозлившись король.
А повару что? – «Будь что будет! Хозяин-барин, коли так велит, пусть так и будет!»
И давай все кушанья варить без соли. Сначала стряпал, что в голову взбредет, потом на одни сладкие блюда перешел. Ну и стряпня это была, в рот не возьмешь! Стало все меньше гостей на королевские пиры съезжаться, а потом гости и вовсе позабыли в замок дорогу. Ведь теперь у короля не было даже того, что в самой бедной избушке найдется: «Хлеба с солью да с доброй волей». Король ходит, словно в воду опущенный, а дочери, как ошпаренные мечутся. Прошли золотые денечки! Золота – пруд пруди, а соли во всем королевстве ни щепотки, хоть на край света иди! Исчезла, словно ее никогда не было!
Понемногу стала у людей охота к еде пропадать. Соли просят, хоть крошку, хоть маковую росинку на язык! Скот падает, коровы и овцы молока не дают, потому что исчезла соль. Начали люди хворать, с ног валятся.
Король и дочери словно тени бродят. Вот какая беда на королевство свалилась! За щепотку соли король сулит столько золота, сколько человек на себе унесет!
Понял король, что соль дороже золота, а тут еще совесть мучит, ведь выходит, что дочку Марушку обидел он понапрасну.
А нашей Марушке тем временем живется не худо. Нету такой работы, которой бы она не обучилась. А про отцовскую беду ей пока неизвестно. Мудрая-то старушка все, конечно, знает, но до времени помалкивает.
Зовет как-то она Марушку к себе и говорит:
– Я ведь тебе когда-то сказала, что подойдет твое время и пробьет твой час! Пора тебе, дочка, домой возвращаться!
– Ах, добрая бабушка, как же я домой вернусь, коли батюшка меня прогнал? – заплакала Марушка.
– Не плачь, дочушка, все образуется. В твоих краях соль теперь стала дороже золота. Значит, надо тебе к отцу идти!
Все ей вещунья рассказала, а потом добавила:
– Ты мне честно служила! Чем тебя за верную твою службу наградить?
– Ничего мне не надо! Это вам, бабушка, спасибо за добрые советы да за ласку. Вот только горсточку соли для моего бедного отца.
– Только и всего? Ведь я все могу, чего бы ты ни попросила, – улыбнулась добрая вещунья.
– Нет, бабушка, спасибо, только соли, – отвечает ей Марушка.
– Ну, что ж! Коли так ты соль почитаешь, пусть тебе соли на всю жизнь хватит! Вот тебе, милая, волшебная палочка. Как подует полуденный ветер, ступай за ней следом. Через три долины, через три горы пройдешь - остановись и стукни палочкой об земь! На том месте земля отворится – ты внутрь войди! Что там найдешь – все твое. Это тебе от меня приданое на свадьбу!
Поблагодарила Марушка добрую вещунью, взяла золотую палочку и узелок с солью и печально побрела прочь. Жаль было Марушке с мудрой женщиной расставаться, да надеялась еще вернуться за ней и в королевский замок пригласить. А старушка на прощанье ей говорит:
– Обо мне не печалься, будь к людям добра, тогда и они тебе добром ответят!
Вот и лесная опушка. Хочет Марушка еще раз старушку поблагодарить - глядит, а ее нету, словно и не было никогда. Осталась Марушка средь чистого поля одна, как перст. Оглянулась, вздохнула, всё вспомнила и поспешила к родному дому.
Приходит в замок, и – то ли ее давно не видали, то ли на ней платок повязан был – не узнаёт никто королевскую дочку! Не хотят к королю пускать.
– Пропустите меня, – просит Марушка, – я королю подарок несу дороже золота. Он его сразу исцелит!
Доложили королю, тот приказывает гостью впустить. Вошла Марушка, попросила хлеба. Король велит хлеб нести, а сам тяжко вздыхает:
– Хлеб-то у нас есть, да вот соли нету!
– Коли нету, так будет! – отвечает Марушка, отрезает ломоть хлеба, развязывает свой узелок, посыпает хлеб солью и королю протягивает.
– Соль! – обрадовался король, – ох, милая, и драгоценный же это подарок! Что хочешь проси, что пожелаешь – все получишь!
– Ничего мне не надобно, батюшка, только любите меня, как соль любите! – отвечает Марушка – и скидывает с головы платок.
Король так и обомлел от радости, когда узнал свою дорогую Марушку! Просит, умоляет, чтоб обиду позабыла. А Марушка к отцу ласкается, обнимает, глаз с него не сводит. – Все ведь хорошо, что хорошо кончается, батюшка! – говорит.
Разнеслась добрая весь по всему замку, по всему королевству, что младшая дочь пришла и соли принесла. Все радуются и сестры тоже. Да не столько Марушке, сколько соли. Марушка зла не держит, угощает сестер хлебом с солью. И каждого, кто придет, наделяет из своего волшебного узелка. Стал король беспокоиться, как бы им самим без соли не остаться.
– Не спеши добро раздавать, – говорит, а она отца успокаивает:
– Всем хватит, батюшка!
И верно, сколько соли раздаст, столько и прибудет!
Все вокруг повеселели. У короля недуги прошли, будто рукой сняло. На радостях созвал он старейшин и прямо под чистым небом объявил Марушку королевой. Стоит Марушка радуется, вдруг теплый ветер ей в лицо дунул. Поведала она отцу все, что ей мудрая старушка наказывала, и пошла вслед за ветром. Миновала три долины и три вершины, хлестнула о земь палочкой – земля разверзлась, и Марушка вошла внутрь.
Вдруг откуда ни возьмись – перед ней огромные палаты. Стены, потолок и пол блестят, да искрятся, словно ледяные. По бокам – штольни, а там по стенкам гномы карабкаются, в руках горящие светильники держат и Марушку такими словами встречают:
– Добро пожаловать, королева, мы ждем тебя! Наша госпожа велела тебе королевство показать. Теперь все твое!
Стали они вокруг Марушки бегать, светильниками махать, и по стенам вверх-вниз карабкаться. Стены засверкали, будто драгоценными камнями покрылись. Марушка ходит, этой красой любуется. Человечки дальше бегут, ведут ее по длинным коридорам, где с потолков блестящие ледяные сосульки свешиваются. Показывают сад с прекрасными алыми ледяными розами и дивными цветами. Срывают самую красивую розу и подают своей королеве. Марушка подносит розу к лицу, но, увы, роза совсем не пахнет!
– Что это такое? – спрашивает у гномов королева. – Я такой красоты никогда еще не видала!
– Все это соль! – отвечают подданные.
– Неужели? Разве соль растет? – изумляется королева. – Что же мне делать? Как я посмею брать отсюда соль?
– Бери, Марушка! Бери, сколько захочешь. Соль никогда не иссякнет, и никогда больше твой народ не останется без соли! – отвечали ей гномы.
Марушка горячо поблагодарила их и поднялась наверх. Но земля за ней не сомкнулась.
Вернулась Марушка домой, показала отцу розу и все ему рассказала. Король понял, какое богатство получила его дочь от доброй волшебницы.
А Марушка все не может забыть бабушку. Велит закладывать карету и вместе с отцом едет в лес, хочет звать старушку в свой замок.
Думала Марушка, что дорогу знает, что каждую лесную тропинку помнит, но сколько ни ходила, сколько ни искала, все стежки-дорожки казались ей одинаковыми, будто маковые зернышки. Исчезла избушка, да и старую женщину найти не удалось. Только сейчас догадалась Марушка, что это была добрая волшебница. Пришлось ей домой возвращаться.
В дареном узелке соль давно уже кончилась, но теперь Марушка знала, где соль растет: стали люди ее оттуда брать. И сейчас берут, а соль все не убывает! И у всех ее вдосталь.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
СОЛЬ
В некоем городе жил-был купец, у него было три сына: первый — Федор, другой — Василий, а третий — Иван. Жил тот купец богато, на своих кораблях ходил в чужие земли и торговал всякими товарами.
В одно время нагрузил он два корабля дорогими товарами и отправил их за море с двумя старшими сыновьями. А меньшому сыну ничего не доверял по торговле.
Вот как узнал меньшой сын, что его братья за море посланы, тотчас явился к отцу и стал у него проситься в иные земли — себя показать, людей посмотреть.
Купец долго не соглашался:
— Ты и головы домой не привезешь! — но все же и ему дал корабль с самым дешевым грузом: с бревнами, тесом и досками.
Собрался Иван в путь-дорогу, отвалил от берега и скоро нагнал своих братьев.
Плывут они вместе по синему морю день, другой и третий, а на четвертый поднялись сильные ветры и забросили Иванов корабль в дальнее место, к одному неведомому острову.
— Ну, ребята, — закричал Иван корабельным работникам, — приворачивайте к берегу!
Пристали к берегу, он вылез на остров, приказал себя дожидаться, а сам пошел по тропинке; шел, шел и добрался до превеликой горы, смотрит — в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль.
Вернулся назад к берегу, приказал работникам все бревна и доски в воду покидать, а корабль нагрузить солью.
Как скоро это сделано было, отвалил Иван от острова и поплыл дальше.
Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли — приплыл корабль к большому богатому городу, остановился у пристани и якорь бросил.
Иван — купеческий сын сошел в город и отправился к тамошнему царю бить челом, чтобы позволил ему торговать по вольной цене; а для показу понес узелок своего товару — русской соли.
Тотчас доложили про его приход государю; царь его позвал и спрашивает:
— Говори, в чем дело — какая нужда?
— Так и этак, ваше величество! Позволь мне торговать в твоем городе по вольной цене.
— А каким товаром торги ведешь?
— Русской солью, ваше величество!
А царь про соль и не слыхивал: во всем его царстве без соли ели. Удивился он, что такой за новый, небывалый товар?
— А ну, — говорит, — покажь!
Иван — купеческий сын развернул платок; царь взглянул и подумал про себя: «Да это просто-напросто белый песок!» И говорит Ивану с усмешкою:
— Ну, брат, этого добра у нас и без денег дают!
Вышел Иван из царских палат весьма печален, и вздумалось ему: «Дай пойду в царскую кухню да посмотрю, как там повара кушанья готовят — какую они соль кладут?»
Пришел на кухню, попросился отдохнуть маленько, сел на стул и приглядывается. Повара то и дело взад-вперед бегают: кто варит, кто жарит, кто льет, а кто на сковороде яйца бьет.
Видит Иван — купеческий сын, что повара и не думают солить кушанья; улучил минутку, как они все из кухни повыбрались, взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все ествы и приправы.
Наступило время обед подавать; принесли первое кушанье. Царь отведал, и оно ему так вкусно показалося, как никогда прежде; подали другое кушанье — это еще больше понравилось.
Призвал царь поваров и говорит им:
— Сколько лет я царствую, а никогда так вкусно вы не готовили. Как вы это сделали?
Отвечают повара:
— Ваше величество! Мы готовили по-старому, ничего нового не прибавляли; а сидит на кухне тот купец, что приходил вольного торгу просить, уж не он ли подложил чего?
— Позвать его сюда!
Привели Ивана — купеческого сына к царю.
— Виноват, царь-государь! Я русскою солью все ествы и приправы сдобрил; так в нашей стороне водится.
— А почем соль продаешь?
Иван смекнул, что дело на лад идет, и отвечал:
— Да не очень дорого: за две меры соли — мера серебра да мера золота.
Царь согласился на эту цену и купил у него весь товар.
Иван насыпал полон корабль серебром да золотом и стал дожидаться попутного ветра; а у того царя была дочь — прекрасная царевна, захотелось ей посмотреть на русский корабль, и просится она у своего родителя на корабельную пристань. Царь отпустил ее.
Вот она взяла с собой нянюшек, мамушек и красных девушек и поехала русский корабль смотреть. Иван — купеческий сын стал ей показывать, как и что называется: где паруса, где снасти, где нос, где корма, и завел ее в каюту; а работникам приказал — живо якоря отсечь, паруса поднять и в море выходить. И как было им большое поветрие, то они скоро ушли от того города на далекое расстояние.
Царевна вышла на палубу, глянула — кругом море. Иван — купеческий сын начал ее утешать, уговаривать. Царевна скоро улыбнулась и перестала печалиться.
Долго ли, коротко ли плыл Иван с царевною по морю, нагоняют его старшие братья; узнали про его удаль и счастье и крепко позавидовали; пришли к нему на корабль, схватили его за руки и бросили в море, а после кинули промеж себя жребий, и большой брат взял царевну, а средний — корабль с серебром и золотом.
И случись на ту пору, как сбросили Ивана с корабля, плавало вблизи одно из тех бревен, которые он сам же покидал в море. Иван ухватился за то бревно и долго носился с ним по морским глубинам; наконец прибило его к неведомому острову.
Вышел он на землю и пошел по берегу. Попадается ему навстречу великан с огромными усами.
— Что тебе здесь надобно? — спрашивает великан.
Иван рассказал ему все, что случилось.
— Хочешь, я тебя домой отнесу? Завтра твой старший брат на царевне женится; садись-ка ко мне на спину.
Взял его, посадил на спину и побежал через море; тут у Ивана с головы шапка упала.
— Ах, — говорит, — ведь я шапку уронил!
— Ну, брат, далеко твоя шапка — верст с пятьсот позади осталась, — отвечал великан.
Принес он его на родину, спустил наземь и говорит:
— Смотри же, никому не хвались, что ты на мне верхом ездил; а похвалишься — худо тебе будет.
Иван — купеческий сын обещал не хвалиться, поблагодарил великана и пошел домой.
Приходит, а уж там все за свадебным столом сидят. Как увидала его прекрасная царевна, тотчас выскочила из-за стола, бросилась на шею.
— Вот, — говорит, — мой жених, а не тот, что за столом сидит!
— Что такое? — спрашивает отец.
Иван ему рассказал про все, как он солью торговал, как царевну увез и как старшие братья его в море спихнули.
Отец рассердился на больших сыновей, согнал их со двора долой, а Ивана женил на царевне.
Предварительный просмотр:
Путешествия по Кабардино-Балкарии
Педагогический проект для детей старшей группы №1
Тема: «Путешествия по Кабардино-Балкарии»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество», «Здоровье», «Физическая культура»
Вид проекта: познавательный, творческий, игровой.
Актуальность темы:
Цель проекта: формирование толерантного отношения к народам Кабардино-Балкарии, их быту и культуре, знакомство с достопримечательностями, природой КБР
Задачи проекта:
- Познакомить детей с растениями и животными, проживающими на территории КБР
- Познакомить с подвижными играми и художественным творчеством Кабардино-Балкарского народа
- Воспитывать гуманное отношение к природе.
- Формировать стойкую убеждённость важности мирного существования со всеми народами
Возраст участников проекта: дети 5-6лет;
Продолжительность проекта: 1 неделя. С 21.11.2022 по 26.11.2022
Основные формы реализации проекта:
-чтение художественной литературы;
-беседы;
-презентации по теме;
-пальчиковые игры;
-подвижные игры;
-продуктивная деятельность.
Обеспечение проекта:
Материально-техническое: демонстрационный материал, раздаточный материал, иллюстрации, книги, альбомы, элементы костюмов, картины горы Эльбрус, сборник сказок КБР и т.д.
Принципы реализации проекта:
-Учёт возрастных особенностей воспитанников ДОУ;
-Интеграция;
-Координация деятельности воспитанников;
-Преемственность взаимодействия ДОУ и семьи.
Продукт проектной деятельности:
- Выставка работ детского творчества «Мой край Кабардино-Балкария»
-сборник сказок кабардинского народа
-Презентации «Национальный костюм кабардинцев и балкарцев"
-Презентация "Кабардино-Балкария" -Презентация "Город Нальчик"
Предполагаемый результат :
-дошкольники называют достопримечательности КБР;
-знают уникальные неповторимые места Кабардино – Балкарии;
- перечисляют представителей животного мира, представителей "Красной книги",
-способы защиты и охраны природы от губительного влияния человеческого фактора;
-уважают и чтят труд взрослых, помогают старшим и сверстникам. терпимы к людям разных национальностей.
Перспективный план реализации педагогического проекта
«Путешествия по Кабардино-Балкарии»
Участники проекта: Воспитанники средней группы№1 воспитатель.
Понедельник 1 Беседа: "Мой край родной Кабардино-Балкария" 2 Чтение кабардинской сказки "Комар и дуб" 3. Подвижная игра "Под бурку"
Вторник 1.Презентация "Город Нальчик" 2.Чтение кабардинской сказки "Сто и одна хитрость"
Среда 1.Герб и Флаг КБР 2 Животный мир Кабардино-Балкарии.
Четверг 1.Презентация "Женская и мужская одежда кабардинцев и балкарцев" 2. Чтение сказки "Комар-хвастун"
Пятница 1.Нод ."Символика Кабардино-Балкарской Республики. Флаг. 2. Чтение сказки "Не жди добра в ответ на зло"
Результат после реализации проекта:
- дети знакомы с народами, проживающими в КБР, их бытом и традициями
- могут самостоятельно организовывать кабардинские подвижные игры, выполнять правила.
- имеют расширенные представления об одежде кабардинцев и балкарцев.
-имеют представление о животных живущих в КБР. -с удовольствием отображают полученные знания в художественном творчестве