Главные вкладки
Дополнительные образовательные программы
Доп программы, кружки, факул.курсы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1» города Когалыма
РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДЕНО |
от «31» августа 2022 г. | Приказ от «31» августа 2022 г. № 130- од |
Рабочая программа факультативного курса
«Клуб любителей математики»
Наименование учебного предмета: МАТЕМАТИКА
Класс: 7 А
Уровень общего образования: основное общее образование
Учитель: Лещева ЛН
Срок реализации программы, учебный год: 2022-2023
Количество часов по учебному плану: 35 ч;I полугодие – 17 ч, II полугодие – 18 ч, всего за год – 35 ч.
Составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта и примерной программы по математике.
Рабочую программу составила: ______Лещева ____ Лещева Л.Н.
подпись расшифровка подписи
Рабочая программа факультативного курса
по математике для 7 класса.
Пояснительная записка.
Рабочая программа факультативного курса «Клуб любителей математики» для 7 класса разработана на основе программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, под редакцией Т.А.Бурмистровой (Сборник рабочих программ, Алгебра 7-9 классы, издательство Москва, Просвещение, 2018).
Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики.
Предлагаемые факультативные занятия разработаны с учётом учебной программы для общеобразовательных учреждений и ориентированы на многогранное рассмотрение содержания курса математики VII класса по многим содержательным линиям программы. При проведении факультативных занятий предполагается учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся и использовать разно уровневые задания с учётом учебной программы по математике. На занятиях желательно использовать соответствующий наглядный материал, использовать возможности новых информационных технологий, технических средств обучения.
Курс рассчитан на 35 занятий в год, в неделю 1 час.
Цели и задачи
Цели факультативного курса:
- формирование у учащихся умения рассуждать,
- доказывать и осуществлять поиск решений алгебраических задач на материале алгебраического компонента;
- формирование опыта творческой деятельности,
- развитие мышления и математических способностей школьников.
Задачи курса:
- систематизация, обобщение и углубление учебного материала, изученного на уроках алгебры;
- развитие познавательного интереса школьников к изучению математики;
- формирование процессуальных черт их творческой деятельности;
- продолжение работы по ознакомлению учащихся с общими и частными эвристическими приемами поиска решения стандартных и нестандартных задач;
- развитие логического мышления и интуиции учащихся;
- расширение сфер ознакомления с нестандартными методами решения алгебраических задач.
- Планируемые результаты освоения учебного курса.
В процессе изучения курса должны
Знать:
- Термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи, переход от одной формы записи к другой.
- Арифметические действия с рациональными числами, сочетать при вычислениях устные и письменные приемы.
- Сравнение чисел.
- Приемы быстрого счета, используя законы арифметических действий.
- Основные задачи на проценты: нахождение числа по его проценту, процента от числа, процентное отношение двух чисел.
- Понятия «концентрация» и «процентное содержание»
- Приемы решения задач на составление сплавов, растворов, смесей.
- Применение процентов в практической деятельности.
- Определение сравнимых чисел по модулю.
- Свойства, арифметические действия сравнений чисел.
- Доказательство деления алгебраических выражений на число.
- Остатки от деления степени на число.
- Запись двузначных и трехзначных чисел в виде многочлена.
- Возможности упрощения суммы, разности чисел.
- Определение диофантовых уравнений.
- Правила решения уравнений.
- Применение уравнений к практическим задачам.
- Методы решения систем уравнений.
- Графическую интерпретацию решения систем уравнений с двумя переменными.
- Методы решения систем линейных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля.
Уметь:
- выделять контрольные значения параметра;
- решать линейные уравнения, содержащие параметр;
- решать квадратные уравнения с параметром;
- решать системы уравнений с параметром;
- решать неравенства, содержащие параметр;
- использовать функционально- графический метод;
- пользоваться параметрическим анализом рациональных соотношений и соотношений рациональных выражений и модулем.
Развивать:
- Логическое мышление.
- Различные виды памяти.
- Навыки графической культуры.
Воспитывать:
- Общую математическую культуру.
- Интерес к изучаемому предмету.
- Желание совершенствовать интеллектуальные качества.
2. Содержание тем учебного курса
Раздел I. Действительные числа (6 часов)
Числовые выражения. Вычисление значения числового выражения. Сравнение числовых выражений. Числовая прямая, сравнение и упорядочивание чисел. Пропорции. Решение задач на пропорции. Проценты. Основные задачи на проценты. Практическое применений процентов.
Раздел II. Уравнения с одной переменной (8 часов)
Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение линейных уравнений с одной переменной. Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля. Линейные уравнения с параметром. Решение линейных уравнений с параметром. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Раздел III. Комбинаторика. Статистика (10 часов)
Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Графы. Решение комбинаторных задач с помощью графов. Комбинаторное правило умножения. Перестановки. Факториал. Определение числа перестановок. Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, мода, медиана, наибольшее и наименьшее значение. Практическое применение статистики.
Раздел IV. Буквенные выражения. Многочлены (6 часов)
Преобразование буквенных выражений. Деление многочлена на многочлен «уголком».
Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля.
Раздел V. Уравнения с двумя переменными (5 часов)
Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. Применение диофантовых уравнений к практическим задачам. Системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений различными способами.
- Тематическое планирование факультатива
по математике в 7 классе
Дата проведения
| Тема урока | Элементы содержания | Универсальные учебные действия (УУД) | Универсальные учебные действия (УУД) | Универсальные учебные действия (УУД) | |
предметные | личностные | метапредметные | ||||
Раздел I. Действительные числа (6 часов) | ||||||
1 | Числовые выражения | Числовые выражения. Вычисление значения числового выражения. | Совершенствовать навыки нахождения значения выражений, содержащих знаки <<+>> и «—» | Дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения познавательных задач | Коммуникативные: уметь находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий. Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов | |
2 | Сравнение числовых выражений | Числовые выражения. Сравнение числовых выражений. Числовая прямая, сравнение и упорядочивание чисел. | Совершенствовать навыки нахождения значений числовых выражений и их сравнение | Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | |
3 | Пропорции | Пропорции. Решение задач на пропорции. | Совершенствовать навыки решения задач с помощью пропорций | Объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения, выражают положительное отношение к процессу познания и оценивают свою учебную деятельность. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассмотрения | |
4 | Пропорции | Пропорции. Решение задач на пропорции. | Совершенствовать навыки решения задач с помощью пропорций | Объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения задач | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | |
5 | Проценты | Проценты. Основные задачи на проценты. | Совершенствовать навыки решения задач на проценты | Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения | |
6 | Проценты | Практическое применений процентов. | Умение решать задачи на проценты | Дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения познавательных задач | Регулятивные – работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства получения информации. Познавательные – передают содержание в сжатом или развернутом виде. Коммуникативные – умеют понимать точку зрения другого | |
Раздел II. Уравнения с одной переменной (8 часов) | ||||||
7 | Уравнения с одной переменной | Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение линейных уравнений с одной переменной. | Совершенствовать навык решения уравнений, в которых применяется раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых | Положительное отношение к урокам математики, ответственное отношение к учению, совершенствование имеющихся знаний и умений | Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план. Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач | |
8 | Решение линейных уравнений с модулем | Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля. | Познакомиться с основными приемами решения линейных уравнений с модулем и научиться применять их | Умение ясно, точно излагать свои мысли в письменной и устной речи, активность при решении задач. | Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям | |
9 | Решение линейных уравнений с модулем | Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля. | Познакомиться с основными приемами решения линейных уравнений с модулем и научиться применять их | Желание совершенствовать имеющиеся знания, способность к самооценке своих действий. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения | |
10 | Решение линейных уравнений с параметрами | Линейные уравнения с параметром. Решение линейных уравнений с параметром. | Познакомиться с основными приемами решения линейных уравнений с параметрами и научиться применять их | Положительное отношение к урокам математики, ответственное отношение к учению, совершенствование имеющихся знаний и умений. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения | |
11 | Решение линейных уравнений с параметрами | Решение линейных уравнений с параметром. | Познакомиться с основными приемами решения линейных уравнений с параметрами и научиться применять их | Навыки конструктивного взаимодействия. | Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план. Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач | |
12 | Решение текстовых задач | Решение текстовых задач с помощью уравнений. | Систематизировать знания и умения учащихся по теме «Решение уравнений с одной переменной» | Желание совершенствовать имеющиеся знания, способность к самооценке своих действий | Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям | |
13 | Решение текстовых задач | Решение текстовых задач с помощью уравнений. | Систематизировать знания и умения учащихся по теме «Решение уравнений с одной переменной» | Осознанность учения и личная ответственность, способность к самооценке своих действий. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения | |
14 | Решение текстовых задач | Решение текстовых задач с помощью уравнений. | Систематизировать знания и умения учащихся по теме «Решение уравнений с одной переменной» | Положительное отношение к учению, умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения | |
Раздел III. Комбинаторика. Статистика (10 часов) | ||||||
15 | Решение комбинаторных задач перебором вариантов | Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов. | Познакомить с приемом решения комбинаторных задач перебором вариантов | Желание совершенствовать имеющиеся знания, способность к самооценке своих действий. | Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая, принимать коллективное решение. Регулятивные: определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план. Познавательные: учиться основам смыслового чтения научных и познавательных текстов | |
16 | Решение комбинаторных задач перебором вариантов | Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов. | Познакомить с приемом решения комбинаторных задач перебором вариантов | Умение ясно и точно излагать свои мысли в письменной речи, ответственное отношение к учению. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: строить логические цепочки рассуждений | |
17 | Решение комбинаторных задач с помощью графов | Графы. Решение комбинаторных задач с помощью графов. | Познакомить с приемом решения комбинаторных задач с помощью графов | Умение ясно, точно излагать свои мысли в письменной и устной речи, активность при решении задач. | Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения учащихся. Регулятивные: осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | |
18 | Решение комбинаторных задач с помощью графов | Графы. Решение комбинаторных задач с помощью графов. | Познакомить с приемом решения комбинаторных задач с помощью графов | Понимать смысл поставленной задачи, находчивость, активность при решении задач, приводить примеры | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | |
19 | Комбинаторное правило умножения | Комбинаторика. Комбинаторное правило умножения. | Совершенствовать навыки решения задач на подсчет и сравнение вероятностей случайных событий | Формирование нравственно-эстетического оценивания усваиваемого содержания | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат. Регулятивные: искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: применять таблицы, схемы, модели для получения информации | |
20 | Комбинаторное правило умножения | Комбинаторное правило умножения. | Совершенствовать навыки решения задач на подсчет и сравнение вероятностей случайных событий | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая, принимать коллективное решение. Регулятивные: определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план. Познавательные: учиться основам смыслового чтения научных и познавательных текстов | |
21 | Перестановки. Факториал | Перестановки. Факториал. | Совершенствовать вычислительную культуру учащихся | Положительное отношение к учению, умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: строить логические цепочки рассуждений | |
22 | Перестановки. Факториал | Определение числа перестановок. | Совершенствовать вычислительную культуру учащихся | Формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений | Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения учащихся. Регулятивные: осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | |
23 | Статистические характеристики набора данных | Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, мода, медиана, наибольшее и наименьшее значение. | Познакомиться с основными статистическими характеристиками. | Желание приобретать новые знания, умения, признание для себя общепринятых морально-этических норм | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | |
24 | Статистические характеристики набора данных | Практическое применение статистики | Научиться сравнивать и анализировать информацию, представленную в различном виде | Положительное отношение к познавательной деятельности, критичность мышления, инициатива | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат. Регулятивные: искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: применять таблицы, схемы, модели для получения информации | |
Раздел IV. Буквенные выражения. Многочлены (6 часов) | ||||||
25 | Преобразование буквенных выражений | Преобразование буквенных выражений. | Совершенствовать навыки раскрытия скобок, научиться применять их при решении уравнений и упрощении буквенных выражений | Положительное отношение к урокам математики, ответственное отношение к учению, совершенствование имеющихся знаний и умений | Коммуникативные: уметь точно и грамотно выражать свои мысли при обсуждении изучаемого материала. Регулятивные: определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | |
26 | Преобразование буквенных выражений | Преобразование буквенных выражений. | Совершенствовать навыки раскрытия скобок, научиться применять их при решении уравнений и упрощении буквенных выражений | Осознанность учения и личная ответственность, способность к самооценке своих действий | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов | |
27 | Деление многочлена на многочлен | Деление многочлена на многочлен «уголком». | Познакомиться с основными приемами деления многочлена на многочлен и научиться применять их | Формирование коммуникативной компетентности в творческой деятельности, преодоление трудностей | Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | |
28 | Деление многочлена на многочлен | Деление многочлена на многочлен «уголком». | Познакомиться с основными приемами деления многочлена на многочлен и научиться применять их | Положительное отношение к учению, умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи | Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая, принимать коллективное решение. Регулятивные: определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план. Познавательные: учиться основам смыслового чтения научных и познавательных текстов | |
29 | Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля. | Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля. | Познакомиться с основными приемами возведения двучлена в степень и научиться применять их | Умение грамотно излагать свои мысли в письменной речи с помощью графиков, активное участие в решении задач | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: строить логические цепочки рассуждений | |
30 | Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля. | Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля. | Познакомиться с основными приемами возведения двучлена в степень и научиться применять их | Готовность и способность учащихся саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения учащихся. Регулятивные: осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | |
Раздел V. Уравнения с двумя переменными (5 часов) | ||||||
31 | Линейные диофантовы уравнения | Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. | Ввести понятие линейных диофантовых уравнений и научиться их решать | Положительное отношение к учению, желание совершенствовать имеющиеся знания и умения | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат. Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям | |
32 | Линейные диофантовы уравнения | Применение диофантовых уравнений к практическим задачам. | Ввести понятие линейных диофантовых уравнений и научиться их решать | Формирование коммуникативной компетентности в творческой деятельности, преодоление трудностей | Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям | |
33 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | Системы линейных уравнений с двумя переменными. | Познакомиться с основными приемами решения систем линейных уравнений с двумя переменными и научиться применять их | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, само коррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | |
34 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | Решение систем уравнений различными способами. | Познакомиться с основными приемами решения систем линейных уравнений с двумя переменными и научиться применять их | Готовность и способность учащихся саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативная компетентность в творческой деятельности | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат. Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям | |
35 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | Решение систем уравнений различными способами. | Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности | Умение ясно и точно излагать свои мысли в письменной речи, ответственное отношение к учению | Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Решение сложных задач по математике»
Уровень освоения: базовый
Возраст обучающихся: 15-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Учитель математики
Лещева Л.Н.
Когалым 2022
Пояснительная записка
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Математическое образование способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты математических рассуждений, развивает воображение. Знакомство с историей возникновения и развития математической науки пополняет запас историко-научных знаний школьников.Выбор данного направления обусловлен тем, что программа имеет целью в научно – популярной форме познакомить их с различными направлениями применения математических знаний, роли математики в общечеловеческой жизни и культуре; ориентировать в мире современных профессий, связанных с овладением и использованием математических умений и навыков; во-вторых, предоставить возможность расширить свой кругозор в различных областях применения математики, реализовать свой интерес к предмету, поддержать тематику уроков.
Актуальность программы: Значение математики в школьном образовании определяется ролью математической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно – технического прогресса.
Актуальность данной программы определяется стратегическими ориентирами модернизации отечественного образования, отраженными в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», в Концепции развития математического образования в РФ, определяющими в качестве результата подготовки выпускников сформированность их общекультурных и профессиональных компетенций.
Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Компетентностно – деятельностный подход может подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям.
Актуальность и новизна данной программы определяется, прежде всего, тем, что математика является опорным предметом, обеспечивающим изучение на современном уровне ряда других дисциплин, как естественных, так и гуманитарных. Дополнительное (внеурочное) образование по математике педагогически целесообразно, так как у многих обучающихся снижен познавательный интерес к предмету. На уроках не всегда удается индивидуализировать процесс обучения, показать нестандартные способы решения заданий, рассмотреть задачи повышенного уровня сложности, вопросы, связанные с историей математики. На уроках нет возможности углубить знания по отдельным темам школьного курса.
Целесообразно проведение работы по предмету в рамках Программы, где больше возможностей для рассмотрения ряда вопросов, не всегда связанных непосредственно с основным курсом математики. Программа внеурочного курса в 10 и 11 классах актуальна сегодня еще и потому, что по окончании средней школы каждому ученику предстоит сдача ЕГЭ, где за ограниченный временной интервал необходимо справиться с невсегда стандартными заданиями, определение с дальнейшим выбором продолжения образования, от количества баллов за ЕГЭ по математике зависит возможность в получении дальнейшего образования.
Новизна программызаключается в том, что
1. учащиеся добровольно выбирают занятия математикой;
2. познавательный процесс становится непрерывным и не ограничен рамками урока;
3. созданы условия для системного развития творческих способностей детей в математике.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что онасочетает в себе учебный, развивающий и воспитательный аспекты, ориентирована на подростков 16-18 лет, находящихся на пороге выбора профиля обучения, рассчитана на один год. Включение в данную программу примеров и задач, относящихся к вопросам техники, производства, сельского хозяйства, домашнего применения, убеждают учащихся в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, способны создавать уверенность в полезности и практической значимости математики, ее роли в современной культуре.
Цель программы
• Содействовать подготовке к ЕГЭ по математике, формированию у школьников научного воображения и интереса к изучению математики, развитию у обучающихся интуиции, формально – логического и алгоритмического мышления, понимания сущности применяемых математических моделей, формированию познавательной активности.
• Создать условия для развития личности и формирования ключевых компетенций обучающихся.
Задачи обучения:
- расширить представление о сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту;
- совершенствовать и углублять знания и умения учащихся с учетом индивидуальной траектории обучения;
- учить способам поиска цели деятельности, поиска и обработки информации; синтезировать знания.
Задачи развития:
- способствовать развитию основных процессов мышления: умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;
Задачи воспитания:
- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
- способствовать формированию осознанных мотивов обучения.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования:
Личностно-ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса обучения.
Культурно- ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Возраст обучающихся: предлагаемая программа кружка «Решение сложных задач по математике» предназначена для подростков 16-18 лет, с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и практических занятий.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.
Формы занятий:
- практико-ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, ЕГЭ).
Режим занятий: рабочая программа рассчитана на 72 учебных часа: занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она рассчитана на одновременную работу с детьми с разным уровнем математической подготовки, решение выделенных в программе задач станет дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении математики, понимании единства мира, осознании положения об универсальности математических знаний.Данная программа имеет прикладное и образовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей.
Учебно–тематический план
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Виды занятий | |
теоретические | практические | |||
Прикладная математика | 12 | |||
Математика в физических явлениях | 0,5 | 0,5 | ||
Применение математики в технике | 1 | |||
Применение математики в технологических процессах производства | 1 | |||
Знакомство учащихся с технической литературой, справочниками | 0,5 | 0,5 | ||
Решение практических задач на понятие вектора, силы, перемещения и других | 1 | |||
Решение практических задач, составленных учащимися | 1 | |||
Математическая обработка химических процессов | 0,5 | 0,5 | ||
Математическая обработка биологических процессов | 0,5 | 0,5 | ||
Исторические процессы с математической точки зрения | 0,5 | 0,5 | ||
Природные процессы с математической точки зрения | 0,5 | 0,5 | ||
Тарифы ЖКХ. Табличное представление данных | 1 | |||
Круговые диаграммы и география | 0,5 | 0,5 | ||
Профессия и математика | 10 | |||
Математика в политехническом образовании | 0,5 | 0,5 | ||
Решение практических задач, составленных учащимися | 0,5 | 0,5 | ||
Математика в легкой промышленности | 0,5 | 0,5 | ||
Математика и сфера обслуживания | 0,5 | 0,5 | ||
Экономика – успех производства | 0,5 | 0,5 | ||
Доходы и убытки предприятий | 0,5 | 0,5 | ||
Подготовка проектов «Профессия моих родителей», связь с математикой | 0,5 | 0,5 | ||
Защита проектов | 1 | |||
Математика и искусство | 0,5 | 0,5 | ||
Симметрия в живописи | 1 | |||
Домашняя математика | 6 | |||
Расчеты для ремонта дома | 1 | |||
Практические задачи на взвешивание и объемы | 1 | |||
Домашняя экономика | 1 | |||
Сделай сам | 1 | |||
Расчеты на земельном участке | 1 | |||
Строительство и математические расчеты | 1 | |||
Жизненные задачи в ЕГЭ | 7 | |||
Решение тестовых задач из ЕГЭ на движение | 1 | |||
Решение тестовых задач из ЕГЭ на проценты | 1 | |||
Решение тестовых задач из ЕГЭ на табличные данные | 1 | |||
Решение тестовых задач из ЕГЭ на сплавы | 1 | |||
Решение тестовых задач из ЕГЭ на растворы | 1 | |||
Решение тестовых задач из ЕГЭ на покупки | 1 | |||
Решение тестовых задач из ЕГЭ на производительность | 1 | |||
Метод математических моделей | 2 | |||
Понятие о математических моделях | 0,5 | 0,5 | ||
Составление графических, аналитических и др. математических моделей по условию задачи | 0,5 | 0,5 | ||
Производство, рентабельность и производительность труда | 4 | |||
Проблемы экономической теории | 0,5 | 0,5 | ||
Рентабельность | 0,5 | 0,5 | ||
Производительность труда | 0,5 | 0,5 | ||
Решение задач, составленных учащимися | 1 | |||
Функции в экономике | 9 | |||
О понятии функции | 0,5 | 0,5 | ||
Линейная, квадратичная функции в экономике | 0,5 | 0,5 | ||
Дробная функция в экономике | 0,5 | 0,5 | ||
Функции спроса и предложения | 0,5 | 0,5 | ||
Презентации учащихся | 1 | |||
Откуда берутся функции в экономике | 0,5 | 0,5 | ||
Производственные функции | ||||
Функции потребления и сбережения | 0,5 | 0,5 | ||
функции, связанные с банковскими операциями | 0,5 | 0,5 | ||
Системы уравнений и рыночное равновесие | 3 | |||
Рыночное равновесие | 0,5 | 0,5 | ||
Решение задач на рыночное равновесие | 1 | |||
Решение уравнений на рыночное равновесие | 1 | |||
Проценты и банковские расчеты | 4 | |||
Что такое банк? Простые проценты | 0,5 | 0,5 | ||
Годовая процентная ставка, формула простых процентов | 0,5 | 0,5 | ||
Решение задач на расчет простых процентов с помощью формул арифметической прогрессии | 1 | |||
Начисление простых процентов за часть года | 1 | |||
Сложные проценты и годовые ставки банков | 5 | |||
Ежегодное начисление сложных процентов. | 0,5 | 0,5 | ||
Многократное начисление процентов в течение одного года и течение нескольких лет | 0,5 | 0,5 | ||
Начисление процентов при нецелом промежутке времени. | 0,5 | 0,5 | ||
Изменяющиеся процентные ставки. Выбор банком годовой процентной ставки | 0,5 | 0,5 | ||
Задачи на проценты в литературных и исторических сюжетах | 1 | |||
Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей | 4 | |||
Современная стоимость потока платежей | 0,5 | 0,5 | ||
бессрочная рента и сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии | 0,5 | 0,5 | ||
Задача о «проедании» вклада. | 1 | |||
Задачи на расчет бессрочной ренты | 1 | |||
Расчеты заемщика с банком | 6 | |||
Банки и деловая активность предприятий | 0,5 | 0,5 | ||
Виды платежей | 0,5 | 0,5 | ||
Равномерные выплаты заемщика банку | 0,5 | 0,5 | ||
Решение задач по теме: Равномерные выплаты заемщика банку | 1 | |||
Консолидированные платежи | 1 | |||
Итоговое занятие : реальная игра «банковские отношения» | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1.Прикладная математика (12 часов)
Теория: Связь математики с другими предметами, изучаемыми в школе. Связь математики и предметов, рассматривающих одни и те же понятия, такие как функция, вектор, сила, симметрия, скорость, перемещение, проценты, масштаб, проектирование, фигуры на плоскости и в пространстве и другие. Связь математики и экономики, биохимии, геодезии, сейсмологии, метеорологии, астрономии.
Практика: Решение задач с физическим, химическим, экономическими другим содержанием. Решение упражнений как предметных, так и прикладных для показа практической значимости вводимых математических формул, понятий.
Раздел 2.Профессия и математика (10 часов)
Теория: Применение математических знаний в различной профессиональной деятельности человека. Комплексный подход в использовании математических закономерностей в современном производстве и его структурных частях: технике, технологии, экономике, организации труда и т.д.
Практика: Решение прикладных задач с профессиональной направленностью, в которых математические методы успешно применяются при планировании и организации производства, определении условий экономного использования сырья, рабочих ресурсов, для определения доходов и убытков предприятий и др.Подготовка и защита проекта «Профессии моих родителей»
Раздел 3. Домашняя математика(6 часов)
Теория: Роль математики в быту. Геометрия и окружающие человека домашние предметы. Применение математических формул и преобразований в домашней практике для вычисления необходимых отношений и величин, связанных с домашним строительством, кулинарией, рукоделием, домашней экономикой.
Практика: Решение прикладных задач, в которых человеку нужно самому выбрать параметры, характеристики объекта, определяемые путем самостоятельных измерений и дающие возможность вычислить искомую величину.
Раздел 4. Жизненные задачи в ЕГЭ (7 часов)
Теория: Обобщение теоретических знаний. Виды задач в ЕГЭ практического характера.
Практика: Математическая обработка результатов, решение практических задач. Подготовка проектов по теме «Математика – это интересно!».
Раздел 5.Метод математических моделей (2 часа)
Теория: Математическое моделирование в экономике.Практика: Составление графических, аналитических и др. математических моделей по условию задачи, работа с моделями, выводы по результатам и запись ответ
Раздел 6.Производство, рентабельность и производительность труда (4 часа)
Теория: Изучение проблем экономической теории, рентабельности и производительности труда.
Практика: Решение задач на нахождение рентабельности, себестоимости, выручки и производительности труда.
Раздел 7.Функции в экономике (9 часов)
Теория: Понятие функции в экономике (функции спроса, функции предложения, производственные функции, функция издержек, функции выручки и прибыли, функции, связанные с банковскими операциями, функции потребления и сбережения, функции полезности); линейная, квадратичная и дробно – линейная функции в экономике; функции спроса и предложения; откуда берутся функции в экономике.
Практика: По условию задачи составлять функции в экономике.
Раздел 8. Системы уравнений и рыночное равновесие (3 часа)
Теория: Рыночное равновесие и кривые спроса и предложения
Практика: Решение примеров нахождения рыночного равновесия при решении систем уравнений.
Раздел 9.Проценты и банковские расчеты (4 часа)
Теория: Что такое банк? Простые проценты и арифметическая прогрессия, годовая процентная ставка, формула простых процентов, коэффициент наращения простых процентов, начисление простых процентов на часть года.
Практика: Решение задач на расчет простых процентов с помощью формул арифметической прогрессии, годовой процентной ставки, на применение формулы простых процентов, коэффициент наращивания простых процентов, начисление простых процентов за часть года.
Раздел 10.Сложные проценты и годовые ставки банков (5 часов)
Теория: Ежегодное начисление сложных процентов, капитализация процентов, формула сложных процентов; многократное начисление процентов в течение одного года, число е; многократное начисление процентов в течение нескольких лет; начисление процентов при нецелом промежутке времени; изменяющиеся процентные ставки; выбор банком годовой процентной ставки; некоторые литературные и исторические сюжеты.
Практика: Решение задач на сложные проценты и годовые ставки банков.
Раздел 11.Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей (4 часа)
Теория: Понятие о дисконтировании; современная стоимость потока платежей; бессрочная рента и сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии; задача о «проедании» вклада.
Практика: решение задач на дисконтирование; расчет бессрочной ренты; задачи о «проедании» вклада.
Раздел 12.Расчеты заемщика с банком (6 часов)
Теория: Банки и деловая активность предприятий; равномерные выплаты заемщика банку; консолидированные платежи.
Практика: Решение задач на расчет равномерных выплат заемщика, консолидированных платежей
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
У обучающихся могут быть сформированы:
Личностные результаты:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
- умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- опыт публичного выступления перед учащимися своего класса и на научно-практической ученической конференции;
- оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные результаты:
- регулятивные обучающиеся получат возможность научиться:
- оставлять план и последовательность действий;
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
- предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
- видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
- концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать - результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических заданий, в том числе с использованием при необходимости и компьютера;
- выполнять творческий проект по плану;
- интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
- логически мыслить, рассуждать, анализировать условия заданий, а также свои действия;
- адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
Познавательные результаты:
- обучающиеся получат возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
- интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
Коммуникативные результаты:
обучающиеся получат возможность научиться:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
- взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- работать в группе; оценивать свою работу.
- слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников.
Предметные результаты:
учащиеся получат возможность научиться:
- решать задачи на нахождение площади и объёма фигур
- решать сложные задачи на движение;
- решать логические задачи;
- решать сложные задачи на проценты;
- решать математические задачи и задачи из смежных предметов, выполнять практические расчёты;
- решать занимательные задачи;
- анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков, графов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
- пользоваться предметным указателем энциклопедий, справочников и другой литературой для нахождения информации;
- находить в пространстве разнообразные геометрические фигуры, понимать размерность пространства;
- строить плоские и пространственные фигуры.
- правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи;
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
- уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
- выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
По окончании обучения учащиеся должны знать и уметь:
• нестандартные методы решения различных математических задач;
• логические приемы, применяемые при решении задач;
• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков;
• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
• применять нестандартные методы при решении программных задач;
• умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач.
Формы подведения итогов реализации программы:
Итоговый контроль осуществляется в формах: практические работы; творческие работы учащихся; контрольные задания.
В ходе проведения занятий следует обратить внимание на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:
• решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения
• исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения
• ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации
• поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Календарно – тематическое планирование учебного материала
№ урока | Месяц | Число | Время проведения | Тип урока | Кол-во часов | Тема занятий | Место проведения | Форма контроля |
Раздел I. Математическая логика и элементы комбинаторики. (7 часов) | ||||||||
1 | Сентябрь | 1.09-3.09 | 15.00 – 15.45 | урок обще методической направленности | 1 | Математика в физических явлениях | Кабинет 162 | Фронтальная работа |
2 | Сентябрь | 1.09-3.09 | 15.55 – 16.40 | урок обще методической направленности | 1 | Применение математики в технике | Кабинет 162 | Фронтальная работа |
3 | Сентябрь | 6.09-10.09 | 15.00 – 15.45 | урок обще методической направленности | 1 | Применение математики в технологических процессах производства | Кабинет 162 | Групповая работа |
4 | Сентябрь | 6.09-10.09 | 15.55 – 16.40 | урок открытия нового | 1 | Знакомство учащихся с технической литературой, справочниками | Кабинет 162 | Групповая работа |
5 | Сентябрь | 13.09-17.09 | 15.00 – 15.45 | урок обще методической направленности | 1 | Решение практических задач на понятие вектора, силы, перемещения и других | Кабинет 162 | Фронтальная работа |
6 | Сентябрь | 13.09-17.09 | 15.55 – 16.40 | урок обще методической направленности | 1 | Решение практических задач, составленных учащимися | Кабинет 162 | Индивидуальная работа |
7 | Сентябрь | 20.09-24.09 | 15.00 – 15.45 | урок открытия нового | 1 | Математическая обработка химических процессов | Кабинет 162 | Групповая работа |
8 | Сентябрь | 20.09-24.09 | 15.55 – 16.40 | урок открытия нового | 1 | Математическая обработка биологических процессов | Кабинет 162 | Групповая работа |
9 | Сентябрь | 27.09-1.10 | 15.00 – 15.45 | урок открытия нового | 1 | Исторические процессы с математической точки зрения | Кабинет 162 | Групповая работа |
10 | Октябрь | 27.09-1.10 | 15.55 – 16.40 | урок открытия нового | 1 | Природные процессы с математической точки зрения | Кабинет 162 | Групповая работа |
11 | Октябрь | 4.10- 8.10 | 15.00 – 15.45 | урок обще методической направленности | 1 | Тарифы ЖКХ. Табличное представление данных | Кабинет 162 | Индивидуальная работа |
12 | Октябрь | 4.10- 8.10 | 15.55 – 16.40 | урок обще методической направленности | 1 | Круговые диаграммы и география | Кабинет 162 | Индивидуальная работа |
Раздел II. Профессия и математика. (10 часов) | ||||||||
13 | Октябрь | 11.10-15.10 | 15.00 – 15.45 | урок открытия нового | 1 | Математика в политехническом образовании | Кабинет 162 | Фронтальная работа |
14 | Октябрь | 11.10-15.10 | 15.55 – 16.40 | урок обще методической направленности | 1 | Решение практических задач, составленных учащимися | Кабинет 162 | Индивидуальная работа |
15 | Октябрь | 18.10-22.10 | 15.00 – 15.45 | урок открытия нового | 1 | Математика в легкой промышленности | Кабинет 162 | Групповая работа |
16 | Октябрь | 18.10-22.10 | 15.55 – 16.40 | урок открытия нового | 1 | Математика и сфера обслуживания | Кабинет 162 | Групповая работа |
17 | Октябрь | 25.10-29.10 | 15.00 – 15.45 | урок открытия нового | 1 | Экономика – успех производства | Кабинет 162 | Коллективная работа |
18 | Октябрь | 25.10-29.10 | 15.55 – 16.40 | урок открытия нового | 1 | Доходы и убытки предприятий | Кабинет 162 | Групповая работа |
19 | Ноябрь | 1.11-5.11 | 15.00 – 15.45 | урок обще методической направленности | 1 | Подготовка проектов «Профессия моих родителей», связь с математикой | Кабинет 162 | Индивидуальная работа |
20 | Ноябрь | 1.11-5.11 | 15.55 – 16.40 | урок рефлексии и развивающего контроля | 1 | Защита проектов | Кабинет 162 | Индивидуальная работа |
21 | Ноябрь | 8.11-12.11 | 15.00 – 15.45 | урок открытия нового | 1 | Математика и искусство | Кабинет 162 | Фронтальная работа |
22 | Ноябрь | 8.11-12.11 | 15.55 – 16.40 | урок обще методической направленности | 1 | Симметрия в живописи | Кабинет 162 | Групповая работа |
Раздел III. Домашняя математика. (6 часов) | ||||||||
23 | Ноябрь | 15.11-19.11 | 15.00 – 15.45 | урок обще методической направленности | 1 | Расчеты для ремонта дома | Кабинет 162 | Индивидуальная работа |
24 | Ноябрь | 15.11-19.11 | 15.55 – 16.40 | урок обще методической направленности | 1 | Практические задачи на взвешивание и объемы | Кабинет 162 | Групповая работа |
25 | Ноябрь | 22.11-26.11 | 15.00 – 15.45 | урок обще методической направленности | Домашняя экономика | Кабинет 162 | Индивидуальная работа | |
26 | Ноябрь | 22.11-26.11 | 15.55 – 16.40 | урок обще методической направленности | 1 | Сделай сам | Кабинет 162 | Индивидуальная работа |
27 | Ноябрь | 29.11-3.12 | 15.00 – 15.45 | урок обще методической направленности | 1 | Расчеты на земельном участке | Кабинет 162 | Групповая работа |
28 | Декабрь | 29.11-3.12 | 15.55 – 16.40 | урок обще методической направленности | 1 | Строительство и математические расчеты | Кабинет 162 | Коллективная работа |
Раздел IV. Жизненные задачи в ЕГЭ. (7 часов) | ||||||||
29 | Декабрь | 6.12-10.12 | 15.00 – 15.45 | урок обще методической направленности | 1 | Решение тестовых задач из ЕГЭ на движение | Кабинет 162 | Индивидуальная работа |
30 | Декабрь | 6.12-10.12 | 15.55 – 16.40 | урок обще методической направленности | 1 | Решение тестовых задач из ЕГЭ на проценты | Кабинет 162 | Индивидуальная работа |
31 | Декабрь | 13.12-17.12 | 15.00 – 15.45 | урок обще методической направленности | 1 | Решение тестовых задач из ЕГЭ на табличные данные | Кабинет 162 | Индивидуальная работа |
32 | Декабрь | 13.12-17.12 | 15.55 – 16.40 | урок обще методической направленности | 1 | Решение тестовых задач из ЕГЭ на сплавы | Кабинет 162 | Индивидуальная работа |
33 | Декабрь | 20.12-24.12 | 15.00 – 15.45 | урок обще методической направленности | 1 | Решение тестовых задач из ЕГЭ на растворы | Кабинет 162 | Индивидуальная работа |
34 | Декабрь | 20.12-24.12 | 15.55 – 16.40 | урок обще методической направленности | 1 | Решение тестовых задач из ЕГЭ на покупки | Кабинет 162 | Индивидуальная работа |
35 | Декабрь | 27.12-30.12 | 15.00 – 15.45 | урок обще методической направленности | 1 | Решение тестовых задач из ЕГЭ на производительность | Кабинет 162 | Индивидуальная работа |
Раздел V. Метод математических моделей. (2 часа) | ||||||||
36 | Декабрь | 27.12-30.12 | 15.55 – 16.40 | урок открытия нового | 1 | Понятие о математических моделях | Кабинет 162 | Фронтальная работа |
37 | Январь | 10.01-14.01 | 15.00 – 15.45 | урок обще методической направленности | 1 | Составление графических, аналитических и др. математических моделей по условию задачи | Кабинет 162 | Индивидуальная работа |
Раздел VI. Производство, рентабельность и производительность труда. (4 часа) | ||||||||
38 | Январь | 10.01-14.01 | 15.55 – 16.40 | урок открытия нового | 1 | Проблемы экономической теории | Кабинет 162 | Фронтальная работа |
39 | Январь | 17.01-21.01 | 15.00 – 15.45 | урок открытия нового | 1 | Рентабельность | Кабинет 162 | Фронтальная работа |
40 | Январь | 17.01-21.01 | 15.55 – 16.40 | урок открытия нового | 1 | Производительность труда | Кабинет 162 | Групповая работа |
41 | Январь | 24.01-28.01 | 15.00 – 15.45 | урок обще методической направленности | 1 | Решение задач, составленных учащимися | Кабинет 162 | Индивидуальная работа |
Раздел VII. Функции в экономике. (9 часов) | ||||||||
42 | Январь | 24.01-28.01 | 15.55 – 16.40 | урок открытия нового | 1 | О понятии функции | Кабинет 162 | Фронтальная работа |
43 | Февраль | 31.01-4.02 | 15.00 – 15.45 | урок обще методической направленности | 1 | Линейная, квадратичная функции в экономике | Кабинет 162 | Групповая работа |
44 | Февраль | 31.01-4.02 | 15.55 – 16.40 | урок открытия нового | 1 | Дробная функция в экономике | Кабинет 162 | Фронтальная работа |
45 | Февраль | 7.02-11.02 | 15.00 – 15.45 | урок обще методической направленности | 1 | Функции спроса и предложения | Кабинет 162 | Групповая работа |
46 | Февраль | 7.02-11.02 | 15.55 – 16.40 | урок обще методической направленности | 1 | Презентации учащихся | Кабинет 162 | Фронтальная работа |
47 | Февраль | 14.02-18.02 | 15.00 – 15.45 | урок открытия нового | 1 | Откуда берутся функции в экономике | Кабинет 162 | Групповая работа |
48 | Февраль | 14.02-18.02 | 15.55 – 16.40 | урок обще методической направленности | 1 | Производственные функции | Кабинет 162 | Фронтальная работа |
49 | Март | 28.02- 4.03 | 15.00 – 15.45 | урок обще методической направленности | 1 | Функции потребления и сбережения | Кабинет 162 | Фронтальная работа |
50 | Март | 28.02- 4.03 | 15.55 – 16.40 | урок обще методической направленности | 1 | функции, связанные с банковскими операциями | Кабинет 162 | Индивидуальная работа |
Раздел VIII. Системы уравнений и рыночное равновесие. ( 3 часа) | ||||||||
51 | Март | 9.03-11.03 | 15.00 – 15.45 | урок открытия нового | 1 | Рыночное равновесие | Кабинет 162 | Фронтальная работа |
52 | Март | 9.03-11.03 | 15.55 – 16.40 | урок обще методической направленности | 1 | Решение задач на рыночное равновесие | Кабинет 162 | Индивидуальная работа |
53 | Март | 14.03-18.03 | 15.00 – 15.45 | урок обще методической направленности | 1 | Решение уравнений на рыночное равновесие | Кабинет 162 | Индивидуальная работа |
Раздел IX. Проценты и банковские расчеты(4 часа) | ||||||||
54 | Март | 14.03-18.03 | 15.55 – 16.40 | урок открытия нового | 1 | Что такое банк? Простые проценты | Кабинет 162 | Фронтальная работа |
55 | Март | 21.03-25.03 | 15.00 – 15.45 | урок открытия нового | 1 | Годовая процентная ставка, формула простых процентов | Кабинет 162 | Фронтальная работа |
56 | Март | 21.03-25.03 | 15.55 – 16.40 | урок обще методической направленности | 1 | Решение задач на расчет простых процентов с помощью формул арифметической прогрессии | Кабинет 162 | Групповая работа |
57 | Апрель | 28.03-1.04 | 15.00 – 15.45 | урок обще методической направленности | 1 | Начисление простых процентов за часть года | Кабинет 162 | Индивидуальная работа |
Раздел X. Сложные проценты и годовые ставки банков(5часов) | ||||||||
58 | Апрель | 28.03-1.04 | 15.55 – 16.40 | урок открытия нового | 1 | Ежегодное начисление сложных процентов. | Кабинет 162 | Фронтальная работа |
59 | Апрель | 11.04-15.04 | 15.00 – 15.45 | урок открытия нового | 1 | Многократное начисление процентов в течение одного года и течение нескольких лет | Кабинет 162 | Фронтальная работа |
60 | Апрель | 11.04-15.04 | 15.55 – 16.40 | урок обще методической направленности | 1 | Начисление процентов при нецелом промежутке времени. | Кабинет 162 | Групповая работа |
61 | Апрель | 18.04-22.04 | 15.00 – 15.45 | урок открытия нового | 1 | Изменяющиеся процентные ставки. Выбор банком годовой процентной ставки | Кабинет 162 | Фронтальная работа |
62 | Апрель | 18.04-22.04 | 15.55 – 16.40 | урок обще методической направленности | 1 | Задачи на проценты в литературных и исторических сюжетах | Кабинет 162 | Фронтальная работа |
Раздел XI. Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей(4часа) | ||||||||
63 | Апрель | 25.04-29.04 | 15.00 – 15.45 | урок открытия нового | 1 | Современная стоимость потока платежей | Кабинет 162 | Фронтальная работа |
64 | Апрель | 25.04-29.04 | 15.55 – 16.40 | урок открытия нового | 1 | бессрочная рента и сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии | Кабинет 162 | Фронтальная работа |
65 | Май | 4.05-11.05 | 15.00 – 15.45 | урок обще методической направленности | 1 | Задача о «проедании» вклада. | Кабинет 162 | Групповая работа |
66 | Май | 4.05-11.05 | 15.55 – 16.40 | урок обще методической направленности | 1 | Задачи на расчет бессрочной ренты | Кабинет 162 | Фронтальная работа |
Раздел XII. Расчеты заемщика с банком(6часов) | ||||||||
67 | Май | 12.05-18.05 | 15.00 – 15.45 | урок открытия нового | 1 | Банки и деловая активность предприятий | Кабинет 162 | Фронтальная работа |
68 | Май | 12.05-18.05 | 15.55 – 16.40 | урок обще методической направленности | 1 | Виды платежей | Кабинет 162 | Фронтальная работа |
69 | Май | 19.05-25.05 | 15.00 – 15.45 | урок обще методической направленности | 1 | Равномерные выплаты заемщика банку | Кабинет 162 | Фронтальная работа |
70 | Май | 19.05-25.05 | 15.55 – 16.40 | урок обще методической направленности | 1 | Решение задач по теме: Равномерные выплаты заемщика банку | Кабинет 162 | Групповая работа |
71 | Май | 26.05-31.05 | 15.00 – 15.45 | урок обще методической направленности | 1 | Консолидированные платежи | Кабинет 162 | Фронтальная работа |
72 | Май | 26.05-31.05 | 15.55 – 16.40 | урок обще методической направленности | 1 | Итоговое занятие : реальная игра «банковские отношения» | Кабинет 162 | Групповая работа |
Методическое обеспечение программы
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: компьютер, интерактивная доска, школьная доска, инструменты для выполнения геометрических построений.
Учебный кабинет: стандартный учебный кабинет общеобразовательного учреждения, отвечающий требованиям, предъявляемым к школьным кабинетам (см. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02).
Организационные условия: количество часов занятий в неделю -1; количество учащихся в группе – 12-15.
Механизм реализации программы
Образовательный процесс детского объединения включает три взаимосвязанных направления – обучение, воспитание и развитие.
Учебная деятельность. Процесс обучения организован и осуществляется поэатапно. Обучение начинается с постановки цели у ученика и принятия последним этой цели. Постановка цели может осуществляться по-разному. Первоначально она преимущественно состоит в привлечении внимания и предложения послушать, посмотреть, потрогать и т. д., т. е. воспринять. Впоследствии постановка цели усложняется заданиями разного типа, постановкой вопросов, задач практического и познавательного характера, вплоть до творческих, т.е. цель определяется совместно с учащимися. Постановка цели должна учитывать прямые и косвенные потребности и мотивы учащихся – проявление самостоятельности у ребенка, стремление к самоутверждению у подростка, жажда познания нового и интерес к процессу познания у развитых людей.
Организованное восприятие новой информации и ее осмысление. Восприятие организуется разными путями при одновременном или последующем введении полученной информации в связи с уже известным. При этом организация новой информации может быть различной: предъявление конкретных фактов с последующим их обобщением, раскрытие ориентировочной основы действий, объяснение принципа, лежащего в основе изучаемого содержания, движение от обобщения к частному.
Закрепление информации. Если нужно обеспечить запоминание какого-либо учебного текста или действия, то прямое воспроизведение и упражнения служат только закреплению. После предъявления нового учебного материала необходимо обеспечить углубленное осознание его. Оно достигается выполнением заданий на применение полученных знаний в существенных для них ситуациях. Самостоятельно или с помощью учителя применяя эти знания, обучаемый расширяет свою информацию, осмысливает знания с разных сторон, учится способам применения этих знаний и усваивает обобщенные способы деятельности. Этап прямого закрепления в форме воспроизведения знаний и действий может быть заменен решением проблемных задач, построенных на изученном материале. В этом случае наравне с закреплением материала происходит формирование или обогащение опыта творческой деятельности.
Проверка и обобщение знаний. Современный процесс обучения предполагает систематическое, периодическое обобщение изученного материала по теме, разделу, курсу, межпредметным вопросам. Значение такого обобщения состоит в том, что оно вводит знания в более широкую систему, помогает учащимся проникнуть в общую научную картину мира, приближает к пониманию мировоззренческих проблем. Важно не столько привлечение фактов из разных наук для иллюстрации общих положений, сколько показ общности теоретического объяснения объектов, изучаемых с разных сторон и разными методами, общность методов и процесса познания в разных научных дисциплинах.
Формы занятий: Занятия на каждом этапе проводятся в группе, возможны индивидуальные консультации, группы формируются по возрасту. Занятие предполагает разбор заданий для самостоятельной работы, изложение учителем (или подготовленным учащимся) нового материала, практикум по решению задач. При изучении отдельных тем возможно использование проблемно-поискового метода. При подборе практических заданий используются принципы разноуровнего обучения. По некоторым темам курса обучающиеся готовят мини-проекты.
Типы занятий:
∙ Комбинированные – изложение материала, проверка усвоения пройденного материала, закрепление полученных знаний;
∙ Подача нового материала;
∙ Повторение и усвоение пройденного материала –проверочные работы, анализ полученных результатов;
∙ Закрепление знаний, умений и навыков – постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;
∙ Применение полученных знаний и навыков – прикладная работа ребенка, использующего на практике приобретенных знаний.
Воспитывающая деятельность. Исходя из приоритетных средств воспитательного воздействия, в образовательном процессе используются такие формы как словесно-логические (беседа, дискуссия, конференция), трудовые (совместная или индивидуальная деятельность, направленная на развитие коммуникативных и волевых качеств личности), игровые (интеллектуальные игры, конкурсы). Следует отметить, что деятельность педагога осуществляется при систематическом взаимодействии с родителями обучающихся.
Развивающая деятельность непосредственно интегрирована в процесс обучения и воспитания и является их обязательной составляющей.
Список литературылитература для учителя:
1. Математика: «Решение текстовых задач»: экспресс – репетитор для подготовке к ЕГЭ/И.С.Слонимская, Л.И.Слонимский. – М.: АСТ: Астрель; Владимир:ВКТ, 010.
2. Программа А.В. Шевкина «Текстовые задачи в школьном курсе математики» (педагогический университет «Первое сентября»).
3. ЕГЭ: 4000 задач с ответами по математике. Все задания «Закрытый сегмент». Базовые и профильный уровни. /И.В. Ященко и др. –М: Экзамен, 2020.
4. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Интернет-источники:
1. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —http://www.dostatok.ru;
3. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;
4. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/
5. Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php