Русский язык

Олчей Саглай Комаадыровна

Осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:

20.04.2022

Класс:

3 класс

Учитель:

Салчак Джамиля Молдургаевна

Практикант:

Олчей Саглай Комаадыровна

Методист:

Предмет:

Русский язык

Тема урока:

Неопределенная форма глагола

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока:

Создание условий для формирования знаний у учащихся, познакомить их с неопределенной формой глагола

Задачи:

Дидактические:

Создать условия для  знакомства с особенностями глаголов неопределенной формы.

Развивающие:

Развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений;

Воспитательные:

Воспитать культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно, воспитание чувства товарищества и взаимопонимания, воспитывать у детей потребности в сохранении и укреплении здоровья.

Отметка за урок

/

подпись

ФИО методиста

«

»

20

г.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

Мотивационный этап

создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

"Психологический тренинг"

-Здравствуйте ребята, меня зовут Саглай Комаадыровна и сегодняшний урок у вас проведу я.

-Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты и повторяйте за мной.
- Я в школе на уроке,
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Внимание моё растёт..
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Я работаю!

-Откройте глаза, сядьте ровно. Пожалуйста запишите сегодняшнее число в тетрадях. 

- Повторяют за учителем.

Ф

Мелодичная музыка

Самоконтроль

К:
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.

П:
- умение  строить речевое высказывание
Р:
предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Л:

-сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Актуализация знаний

Создать условия для подготовки мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Двадцатое апреля.

Классная работа.

-Объясните и обозначьте орфограмму в слове ДВАДЦАТЬ, Парная по звонкости — глухости согласная в корне.

А) Минутка чистописания;

Запишем букву т и сочетания с этой буквой по образцу.

ть ти чь

-Назовите слова, в которых встречаются эти буквосочетания.

Б) Словарный диктант

Дежурный, работа, ужин, учитель, праздник, извинение.

В) Взаимопроверка

-Проверьте друг у друга слова.

-Что общего в этих словах?

-Что такое существительное?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают?

Пишут

Это имя существительное

Кто? Что?

Предмет

Ф

П:
- поиск и выделение информации,
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,
- синтез,
- выбор оснований и критериев для сравнения,
- классификация объектов,
- подведение под понятие,
- выдвижение гипотез.

Р:
- планирование своих действий,
- различение способа и результата действий,
- внесение необходимых корректив в действие.

К:
- умение задавать вопросы,
- формулирование собственного мнения

Л:
- сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

,

Построение проекта выхода из затруднения.

Постановка целей учебной деятельности, и на этой основе — выбор способа и средств их реализации

-Однажды, у одной части речи корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, что это за часть речи.

 Кор.: Что вы больше всего любите делать?

 Часть речи: Люблю действовать!

 Кор.: Что вы больше всего не любите?

 Часть речи: Не люблю предлоги!

 Кор.: Какими необыкновенными талантами вы обладаете?

Часть речи: Могу путешествовать во времени!

Кор.: Что бы вы пожелали ребятам?

Часть речи: Чтобы русский все ребята.

     на "пятёрку" знали.

     На письме и в разговоре

     Меня  употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

- Ребята, какая часть речи давала интервью?

О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке? (О глаголе)

Ф

П:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи,
- структурирование знания.

К:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Р:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Л:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся

(Туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел.

(Туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся,

(Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.

(Руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

(Покружиться)

Выполняют упражнение.

Ф

Реализация построенного проекта и решения исходной задачи.

Построение детьми нового способа действий и формирование способностей его к выполнению

-Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

Почему я так сказала?

-Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Изменяется ли глагол по числам?

- Какие три времени имеет глагол?

-А хотели бы вы ещё больше знать о глаголе?

Работа с учебником. Упр.181,с.106

 -Найдите сходства и различия в значении глаголов в каждой паре.

-Что объединяет все эти глаголы?

- Прочитайте правило на стр. 106.

- Что нового мы узнаем на этом уроке? Поставьте цель нашего урока.

- На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?

- Чем ещё является неопределённая форма для глаголов?

- На что оканчиваются глаголы неопределённой формы?

- Почему глагол неопределённой формы имеет такой термин? Что нельзя определить у этих глаголов?

А сейчас мы с вами сыграем в игру « Будь внимателен»

  • -Соотнесите вопросы ( Что делать?, Что сделать?) и глаголы, распределите их в два столбика

-Обратите внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределённой форме. Назовите их. (ти, ть – это формообразующие суффиксы)

Вывод: Глаголы в неопределённой форме имеют формообразующие  суффиксы –ть, -ти, -чь.

-Образуйте от данных глаголов глаголы неопределённой формы.

Что делать?           Что сделать?

Люблю -      любить                    полюбить

Бежит –    бежать                    пробежать

Ухожу -      уходить                   уйти

Пеку –         печь                          испечь

-Выделите у глаголов неопределённой формы формообразующие суффиксы.

-Ребята, давайте вернёмся к началу нашего урока. Почему мы сегодня на минутке чистописания писали именно эти сочетания букв? (Это один из признаков глаголов неопределённой формы)

Часть речи

Действие предмета

Что делать? Что сделать?

Что делает? Что сделает?

Что делал? Что сделал? И т.д.

Сказуемым

Да

Будущее, настоящее и прошлое

Да

Работа с учебником

Затрудняются ответить

Читают

Мы узнаем что такое неопределенное форма глагола.

Что делать? Что сделать?

Начальной формой.

-ть, -ти, -чь

Глаголы бывают неопределенной формы

Ф

Г

П:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи, 
- структурирование знания.

К:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Р:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Л:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Первичное закрепление

- Ребята у вас на столах лежат листочки, запишите текст. Глаголы, данные в скобках, замените глаголами неопределённой формы.

 Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша  родина будет (радую) нас своей красотой.

-Прочитайте полученный текст.

-Кто сделал так же?

-О чём этот текст? (О том, что нужно беречь и охранять природу)

Проверка 

Критерий оценивания:

1 – «5»

2 – «4»

3-4 – «3»

Более 4 – «2»

Выполняют задание

Ответы детей

О том, что нужно беречь и охранять природу

Ф

П

- умение распознавать глаголы в группе слов.

 умение правильно вставлять нужные глаголы, проверять написанное.

Р:

- оценивание своих действий и полученного результата.

П:

- чтение и понимание указанных слов и выбор нужных.

К:

- оформлять грамотно  письменную речь.

Включение в систему знаний и повторений

Включение открытия в систему знаний; повторение и закрепление раннее изученного.

-Выполним упр.182 на стр.106.

-Прочитайте.

-Спишите и подчеркните глаголы в неопределенной форме.

Проверка.

-Какие глаголы подчеркнули?

-А как вы определили, что эти глаголы стоят в неопределенной форме?

П

П:
структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.

Р:
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Домашнее задание

Рефлексия

Самооценка результатов деятельности

- У вас на столах лежать листочки заполните их и соберите.

Анкетирование

  • Доволен ли ты, тем как прошел урок?
  • Было ли тебе интересно?
  • Сумел ли ты получить новые знания?
  • Сумел ли ты показать свои знания?
  • - Спасибо за урок, до свидания!

И

П:
- построение речевого высказывания в устной форме

Р:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Л:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.



Предварительный просмотр:

Дата:

Класс:

3 «а» класс

Учитель:

Олчей Саглай Комаадыровна

Методист:

Предмет:

Русский язык

Тема урока:

Времена глаголов

Тип урока

Урок повторения

Цель урока:

Создание условий для формирования знаний у учащихся, распознавать времена глаголов среди других частей речи

Задачи:

Дидактические:

Формировать умение распознавать глаголы среди других частей речи, определять его время.

Развивающие:

Развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений;

Воспитательные:

Воспитать культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно, воспитание чувства товарищества и взаимопонимания, воспитывать у детей потребности в сохранении и укреплении здоровья.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

Мотивационный этап

создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

"Психологический тренинг"

-Здравствуйте ребята, меня зовут Саглай Комаадыровна и сегодняшний урок у вас проведу я.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Давайте проверим готовность к уроку. У вас на партах должен лежать учебник по русскому языку, рабочая тетрадь и пенал.

На доске: «Делу время — потехе час».

- Как вы понимаете данную пословицу?

-Это значит, что во всем есть своя мера. Например: поиграть часок, потом сделать домашние дела и т.д.

Ф

Мелодичная музыка

Самоконтроль

К:
- слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками взрослыми.

П:
- умение  строить речевое высказывание,
Р:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Л:

-сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Актуализация знаний

Создать условия для подготовки мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Записываем на первой строчке:

Гг

- Во второй строке буква г пишется в соединении с буквами, которые стоят в алфавитном порядке:

га гб гв гг гд

-Ребята я вам прочитаю предложения, внимательно слушайте.

Сегодня в классе дежурит Валя.

Вчера в классе дежурила Лиля.

Завтра в классе будет дежурить Никита.

- Найдите в предложениях глаголы. Почему вы считаете, что это глаголы?

- Что вы изучали на прошлом уроке?

- Сколько времен есть в глаголе?

- На какие вопросы отвечает глагол будущего времени?

- Что обозначают глаголы будущего времени?

- А на какие вопросы отвечает глагол настоящего времени?

- Что обозначают глаголы настоящего времени?

- На какие вопросы отвечает глагол прошедшего времени.

- Что обозначают глаголы прошедшего времени?

 

- Сформулируйте тему

 урока.

- Какие задачи поставим на урок?


- Глагол.

- По числам.

- Действие происходит как бы в разное время.

- «Времена глаголов».

- настоящее, будущее, прошедшее.

- что сделает, что сделают, что будут делать, что будет делать.

Обозначают действие, которые произойдут в будущем времени.

- что делает, что делают.

- обозначают действие которое происходила в настоящем.

 - что делал, что делали, что сделал, что сделали.

- действия которые происходили в прошлом

- Повторить, какие времена есть у глаголов; на какие вопросы они отвечают; научиться определять время глаголов.

Г

П:
- поиск и выделение информации,
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,
- синтез,
- выбор оснований и критериев для сравнения,
- классификация объектов,
- подведение под понятие,
- выдвижение гипотез; их обоснование,
- сравнение, сериация, классификация, синтез.

Р:
- планирование своих действий,
- различение способа и результата действий,
- внесение необходимых корректив в действие.

К:
- умение задавать вопросы,
- формулирование собственного мнения

Л:
- сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

,

Построение проекта выхода из затруднения.

Постановка целей учебной деятельности, и на этой основе — выбор способа и средств их реализации

- Сейчас посмотрите на упражнение 198.

- Прочитайте стихотворения.

- Назовите тему этих стихотворений.

- Найдите глаголы. Определите их время.

- В каком стихотворении все глаголы употреблены в будущем времени? Докажите.

Выполняют упражнение.

Читают

Про весну

Тает, бегут, повеяло, засвищут, оденется , оденет, играть, летать,

Ф

П:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи,
- структурирование знания.

К:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничествеР:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Л:
- развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Физкультминутка

Я буду называть  вам глаголы, если это:- глагол прошедшего времени – хлопок в ладоши;– глагол настоящего времени – стойте смирно;
– глагол будущего времени – ходьба на месте.

(Глаголы: бежал, прыгает, напишет, мешает, наступит, говорил, прыгал, пел, рисует, заметёт, радует, зацветет, читает).

Выполняют упражнение.

Ф

Реализация построенного проекта и решения исходной задачи.

Построение детьми нового способа действий и формирование способностей его к выполнению

- Давайте сейчас выполним упражнение 200.

- Прочитайте задание.

Ребята определите тип текста.

- Выпишите из текста по два глагола, которые отвечают на следующие вопросы: что сделает, что сделаю, что сделала, что сделает.

Выполняют упражнение.

Двигает, тюпает (что делает)

Удивится, увидит (что сделает)

Шевельнулась, пролетела (что сделала)

Поймаю, поиграю (что сделаю)

Ф

П:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи, 
- структурирование знания.

К:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Р:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Л:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Первичное закрепление

- У вас на столах лежат листочки.

- Прочитайте. Чего не хватает в этом тексте?

Вот и …. весна. Ярко … солнышко. … последний снег. Ребята ... в парк. Там они… с мячом.

- Определите, какой частью речи является каждое слово?

- Спишите, вставляя попущенные глаголы, определите время.

- Вот и наступила весна. Ярко светит солнышко. Тает последний снег. Ребята идут в парк. Там они 2 с мячом.

Участвуют в обсуждении вопросов, высказывают своё мнение.

 

 

 

Самостоятельно записывают.

Самопроверка по эталону.

- умение распознавать глаголы в группе слов.

 умение правильно вставлять нужные глаголы, проверять написанное.

Р:

- оценивание своих действий и полученного результата.

П:

- чтение и понимание указанных слов и выбор нужных.

К:

- оформлять грамотно  письменную речь.

Включение в систему знаний и повторений

Включение открытия в систему знаний; повторение и закрепление раннее изученного.

- Ребята сейчас поработаем в группах, у вас на столах лежат квадратики. синего цвета это 1 группа, зеленого 2 группа и желтого цвета 3 группа.

- Перед вами картина В.М. Васнецова «Три богатыря»

- Запишите 3 глагола, используя все времена.

Формулируют своё собственное мнение.

Пример: смотрят, шли, победят, стоят, отдыхают.

П

П:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.

Р:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Рефлексия

Самооценка результатов деятельности

-Ребята, давайте подведём итог нашей работы.

- С какой частью речи мы работали на уроке?

-Что нового узнали?

Рефлексия дополни фразу.

Оцени себя пальчиками.

 

Всем спасибо за урок.

Глаголы изменяются по временам и могут стоять в настоящем, прошедшем и будущем времени.

 

Дети оценивают себя.

Поднимают столько пальчиков, на сколько себя оценили (2-5)

И

П:
- построение речевого высказывания в устной форме

Р:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Л:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.



Предварительный просмотр:

Дата:

Класс:

3 класс

Учитель:

Олчей Саглай Комаадыровна

Методист:

Предмет:

Русский язык

Тема урока:

Изменение глаголов по временам

Тип урока

Урок повторения

Цель урока:

Создание условий для формирования знаний у учащихся, познакомить с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола

Задачи:

Дидактические:

Познакомить учащихся с понятием временных форм глагола и с особенностями каждой временной формы глагола.

Развивающие:

Развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений.

Воспитательные:

Воспитать культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно, воспитание чувства товарищества и взаимопонимания, воспитывать у детей потребности в сохранении и укреплении здоровья.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

Мотивационный этап

создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

"Психологический тренинг"

- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать Вас на уроке русского языка. Надеюсь, наша встреча принесет нам всем радость общения и хорошее настроение.

- В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами.

Но пусть в нашем классе ВАМ будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

- Запишите сегодняшнее число, классная работа.

-Отгадайте наш этап урока ПИСЧИСНИТОИЕА (чистописание)

-Заполните, пустые клетки таблицы, и вы узнаете, какие буквы мы будем писать на чистописании

страна

праздник

солнце

ж

м

?

(сущ. страна – ж. р., праздник- м. р., солнце- ср. р, вместо знака должна быть буква с)

на доске

Ранняя

Весна

Наступает

П

С

?

Сс Сс СС

(Ранняя- прилаг., весна- сущ., наступает- глаг., значит вместо вопроса должна быть написана буква Г)

Гг

Записывают число

Чистописание

Средний род

глагол

Ф

Мелодичная музыка

Самоконтроль

К:
- слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками взрослыми.

П:
- умение  строить речевое высказывание,
Р:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Л:

-сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Актуализация знаний

Создать условия для подготовки мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

- С какой частью речи мы работали на последних уроках?

- Расскажите, что вы знаете о глаголе?

-Приведите примеры глаголов, которые относятся к профессии врача.

- Прочитайте предложения, записанные на доске.

Вчера я читал сказки. Сегодня читаю рассказ. Завтра прочитаю стихи.

-Назовите две формы одного и того же слова

-Назовите однокоренные слова

-Какой частью речи являются слова?

-Какое задание можете предложить?

- Что вы изучали на прошлом уроке?

-Для чего нужны эти знания?

-Давайте вспомним, сколько у глаголов времен?

-Напомните мне, что обозначают глаголы настоящего времени?

-На какие вопросы они отвечают?

-Напомните мне, что обозначают глаголы прошедшего времени?

-Назовите вопросы прошедшего времени?

-Вспомните, что называют глаголы будущего времени?

-На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени?

-Как узнать, в каком времени употреблён глагол?

- Давайте проверим ваше домашнее задание. Что вы должны были сделать дома?

Проверка домашнего задания.

Глагол

Ответы детей

Читал, читаю.

Читаю

Сказуемыми

Подчеркнуть глаголы и существительные.

На прошлом уроке мы изучали изменение глаголов по временам неопределенной формы

Ответы детей

 

Настоящее, прошлое, будущее

Обозначают действие которое происходит в настоящем времени.

Что делает.

Действие, которое происходило в прошлом

Что делал что сделал.

Действие, которое будет происходить в будущем

Что будет делать, что сделает.

Задать соответствующий вопрос

Г

П:
- поиск и выделение информации,
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,
- синтез,
- выбор оснований и критериев для сравнения,
- классификация объектов,
- подведение под понятие,
- выдвижение гипотез; их обоснование,
- сравнение, сериация, классификация, синтез.

Р:
- планирование своих действий,
- различение способа и результата действий,
- внесение необходимых корректив в действие.

К:
- умение задавать вопросы,
- формулирование собственного мнения

Л:
- сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

,

Построение проекта выхода из затруднения.

Постановка целей учебной деятельности, и на этой основе — выбор способа и средств их реализации

-Послушайте отрывок из стихотворения  Г.Виеру «Хлеб». Подчеркните глаголы, встречающиеся в нем. Определите время.

Бросил в землю зерно Человек,
А 
укрыл его бережно Снег.
Дождь весною поля 
оросил –
У росточка 
прибавилось  сил
Греет Солнце весенний росток,
Золотит молодой колосок.
Мукомол его
 тронет рукой –
Станет колос отменной мукой.

Проверка: - Назовите глагол и его время.

Оцените работу в парах.

Ф

П

П:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи,
- структурирование знания.

К:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничествеР:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Л:
- развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Физкультминутка

Выполняют упражнение.

Ф

Реализация построенного проекта и решения исходной задачи.

Построение детьми нового способа действий и формирование способностей его к выполнению

- Давайте выполним упражнение 209.

- Прочитайте стихотворение В. Набокова «Дождь пролетел».

- Все прочитали?

- Какие глаголы употреблены в переносном значении? Объясните лексическое значение этих слов.

- Назовите незнакомые вам слова. Узнайте их значение по толковому словарю.

- Теперь спишите первое четверостишье определите время и число глаголов.

Дождь пролетел и сгорел на лету

Иду по румяной дорожке

Иволги свищут, рябины в цвету.

Белеют на ивах сережки.

Пролетел(Что сделал, ед.ч.), сгорел(Что сделал, ед.ч.), иду(Что делаю, ед.ч.), свищут(Что делают, мн.ч.), белеют(Что делают, мн.ч.).

Ф

П:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи, 
- структурирование знания.

К:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Р:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Л:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Первичное закрепление

Работа в группах

- Давайте поработаем в группах. У вас на столах лежат листочки зеленые это 1 группа, синие 2 группа, желтые 3 группа.

- Вы должны заполнить таблицу, образуя от каждого глагола указанные формы и записать их.

(Приложение 1)

- умение распознавать глаголы в группе слов.

 умение правильно вставлять нужные глаголы, проверять написанное.

Р:

- оценивание своих действий и полученного результата.

П:

- чтение и понимание указанных слов и выбор нужных.

К:

- оформлять грамотно  письменную речь.

Включение в систему знаний и повторений

Включение открытия в систему знаний; повторение и закрепление раннее изученного.

- Самостоятельно выполните упражнение 207 на странице 117.

- Прочитайте и запишите предложения ставя глагол в форму настоящего времени, укажите над каждым глаголом время.

Ребята мастерят домики для птиц. Бабушка звонила по телефону. Над водой цветут белые лилии. Длинные сережки висят на гибких ветках березы.

П

П:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.

Р:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Рефлексия

Самооценка результатов деятельности

-Ребята, давайте подведём итог нашей работы.

- С какой частью речи мы работали на уроке?

Рефлексия дополни фразу.

Оцени себя пальчиками.

 

Всем спасибо за урок.

Мы повторили глагол.

Дети оценивают себя.

Поднимают столько пальчиков, на сколько себя оценили (2-5)

И

П:
- построение речевого высказывания в устной форме

Р:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Л:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Неопределенная форма

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Что делать?

Что делает?

Что делал?

Что будет делать?

Что сделать?

Что сделал?

Что сделает?

Увезти, лежать, зазвенеть

(Приложение1)



Предварительный просмотр:

Контрольная  работа по русскому языку 1 четверть.2 класс.

Вариант I

     Ф.И.____________________________________________________________

                                                               Обязательная часть

  1. Раздели слова на слоги:

                                 Носит   коромысло    сказки

  1. Раздели слова для переноса:

чайник-__________________

народные-____________________

  1. Выполни  звуко -буквенный разбор:

жизнь__________________________________________

ягода___________________________________________

  1. Составь предложение из слов:

                           листья, с, падают, деревьев, осенние

_________________________________________________________________

  1. Распредели слова по вопросам:

          Маша, чашка, шарик, огонь, лошадь, ребёнок, ваза, дочка.

                           Что?                                      Кто?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

___________________________________________________________

  1. Подчеркни многозначные слова

Трамвай, рука, осина, звезда, иголка.

  1. Подбери антонимы к словам:

Черный-_____________

Большой-____________

День-________________

      8.Подбери однокоренные слова и выдели корень.

            Братик-________________

            Сестричка-_____________

            Барабанщик-____________

                                                  *Дополнительная часть

  • Прочитай слова. Запиши их парами без ошибок.

                          Душистый                      вода

синее                              пень

прохладная                   цветок

трухлявый                      небо

Проверочная работа по русскому языку 1 четверть 2 класс

ВариантII

     Ф.И.________________________________________________________

Обязательная часть

  1. Раздели слова на слоги:    корова, посуда, мальчик
  2. Раздели слова для переноса:

лейка-_______________________

любимая-_____________________________

  1. Выполни  звуко -буквенный разбор:

карась______________________________________________________

ёжик_______________________________________________________

  1. Составь предложение из слов:

             осенний, кружит, листья, ветер, опавшие

__________________________________________________________________

  1. Распредели слова по вопросам:

          Тетрадка, ребята, Москва, мальчик, трамвай, жираф, дуб, Иван.

                           Что?                                      Кто?

________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

  1. Подчеркни многозначные слова

Трамвай, рука, осина, звезда, иголка.

  1. Подбери антонимы к словам:

Черный-_____________

Большой-____________

День-________________

      8.Подбери однокоренные слова и выдели корень.

            Братик-________________

            Сестричка-_____________

            Барабанщик-____________

                                                   *Дополнительная часть

  • Прочитай слова. Запиши их парами без ошибок.

                                 пушистая                     книга

интересная                  арбуз

чудесное                      кошка

красный                        утро



Предварительный просмотр:

3 класс (II четверть).

Контрольное списывание.

Михаил Михайлович Пришвин.

Идёт человек по лесу. На деревьях тяжёлые шапки. Ёлки выпрямились. Сильные еловые лапы держат снег. А берёзы согнулись дугой. Человек стукнул палкой по берёзе. Снег с вершины свалился. Русская красавица свободно вздохнула, выпрямилась.

Так от одной берёзки к другой идёт писатель Пришвин. Он освобождает деревья от снежного плена. (48 слов)

Лакомка.

Стоял тёплый сентябрьский день. Странный шум доносился из молодого ельника. Мы осторожно раздвинули ёлочки. На земле сидел крупный ястреб. Своими когтистыми лапами он прижимал к земле кусок пчелиных сот. Пчёлы атаковали пернатого разбойника. Ястреб спокойно лакомился мёдом. Вот он медленно взмахнул могучими крыльями и полетел в чащу. В когтях он держал соты. (52 слова)

Луковица с радостью.

Папа привёз мне с юга большую луковицу. Он сказал, что в середине этой луковицы спрятана радость.

Я удивилась. В такой серой луковице и вдруг – радость! Мама посадила мою луковицу в горшочек и отнесла в подполье. Прошло много дней. И вот однажды мама подает мне горшочек, а там остренький желтый торчок. Мы поставили горшочек на окно.

И перед самым праздником он расцвел. Сколько у него было цветов – синих-синих, душистых-душистых! Как красив был каждый цветок! Папа сказал, что мой цветок зовут гиацинтом. Но я стала называть его Гиней.

И я полюбила его больше всех своих игрушек. Игрушки только понарошку живые, а цветок – живой по-настоящему. (102 слова)

Ёлка

В гостиную втащили большую мёрзлую ёлку. От неё веяло холодом, но понемножку слежавшиеся ветки её оттаяли. Она поднялась, распушилась. По всему дому запахло хвоей. Дети принесли коробки с украшениями, подставили к ёлке стул и стали её наряжать. Её опутали золотой паутинкой, повесили серебряные цепи, поставили свечи. Она вся блестела, переливалась золотом, искрами, длинными лучами. Свет от неё шёл густой, тёплый, пахнущий хвоей. (63 слова)

Елка.

Было ясное морозное утро. Окна покрылись густым слоем снежных листьев и цветов. В комнату внесли большую елку. От елки потянуло холодком. Но вот веточки ее оттаяли, распушились. В доме запахло хвоей. Ребята стали наряжать елку. На лесной красавице появились хлопушки, бусы, длинные бумажные цепи. От веточки к веточке потянулись золотые паутинки. На самой верхушке елки мальчики Кирилл и Геннадий  укрепили звезду. Елка ожила, засветилась огнями.  (65 слов)

Тексты для диктанта и контрольного списывания в третьем классе

Диктанты в начале учебного года

Повторение пройденного во втором классе материала.

В бору

Село Высокое стоит на берегу реки. За селом раскинулись поля. А за полями сосновый бор. Жители села часто ходят туда за грибами. Осенью дед Степан приносит много опят и рыжиков. Он ходит по лесу тихо и слушает весёлую песню сосен.

Слова для справок: приносит, слушает, сосен.

Вот так гриб!

Был сильный дождь. Кругом лужи. Анна около дома увидела гриб. Но какой это был гриб! У гриба должны быть ножка и шляпка, а тут просто большой белый шарик. И всё-таки это гриб. Зовут его — дождевик. После дождя он тут. Вот так чудо!

Слова для справок: увидела, всё-таки, зовут, дождевик, его.

На дворе

Солнышко льёт свои тёплые лучи. Громко кричат за окном птицы. Они разбудили Аллу. Она бежит к окну. У крыльца стоят гуси. Девочка идёт за водой. Она ставит ведро с водой около дерева. Гусь опускает в ведро свою шею. Бежит струйка воды. А гусь и рад!

Слово для справки: кричат.

Осень в лесу

Как красив лес осенью! Берёзки надели золотые платья. Листья клёна разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосна и ель остались зелёными. Пёстрый ковёр листьев шуршит под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и жёлтые опята давно ждут грибников.

Слово для справки: жёлтые.

Рябинки

Медленно тянутся осенние дни. Я иду по лесу. Грозно булькает ручей. Кроты всюду нарыли кучки земли. Скучно! И вот я на полянке. Там стоят три рябинки. Какие они нарядные! Пылают красные ягоды. Подлетела стайка птиц. Рябинки щедро отдали им свои плоды. Теперь сытому и холод не страшен.

Слова для справок: тянутся, подлетела, стоят, не страшен, рябинки.

Подарок

Мне друзья подарили книгу. Сколько там рисунков! Вот цветы, деревья, животные, герои русских сказок. Красивая, нарядная книга! А в старину книги писали от руки. Работа шла медленно. На каждую книгу уходило пять — семь лет. Писать первый букварь взялся Иван Фёдоров. Книга вышла на славу!

Слова для справок: подарили, уходило. Предупредить учащихся о постановке запятых и тире.

Сундук

Раньше в каждой избе на видном месте был сундук. Там бабушки хранили платья. Наступали длинные осенние вечера. Бабушка открывала свой сундук и рассказывала, как раньше жили, хлеб растили. И ещё она рассказывала о русских богатырях. Казалось, что сказки бабушка хранит на дне сундука.

Слова для справок: вечера, рассказывала, растили, богатырях, казалось. Предупредить учащихся о постановке запятых.

Шалун

Падали и падали осенние листья на землю. А кот Васька караулил их. Он стрелой бросался на каждый падающий лист. Кот грозно хлопал их лапой. Васька думал, что это воробьи. Вот глупый кот! Бабушка Дарья дала ему тёплого молочка. Кот лёг на кучку листьев и заснул.

Слова для справок: бросался, караулил, падающий. Предупредить учащихся о постановке запятой.

Первый снег

Какой он, первый снег? Самый первый снег робок и тих. Ночью он медленно ложился на землю. Земля вся пропиталась осенней влагой. Снег заснул на склоне холма. Он замёл птичьи следы. Тишина. Всё кругом спит. А снег всё идёт и идёт. Пушистым ковром он укрыл поля.

Диктанты после изучения темы «Состав слова»

Подчеркнутые слова разобрать по составу.

Холода

Славный был морозище! На земле лежал толстый снежный покров. Веточки берёз звенели от ветра. Кончики их покрыты маленькими льдинками. Совы были веселы. Они таращили огромные жёлтые глаза и перекликались через весь дремучий лес.

Ёлочка

Осенью в лесу показалась маленькая ёлочка. Она раздвинула листья и травинки. Малютка высунулась из земли и осмотрелась. Деревья роняли свой осенний наряд. Ива укрыла ёлочку тонкими золотыми рыбками.

Тропинка

Узкая тропинка вела к долине. Пушистый ковёр из снега покрыл её. По снегу тянулась цепочка следов разных птиц. Кругом было тихо. Казалось, что жизнь замерла в долине.