Литературное чтение
Цель изучения литературного чтения в начальной школе — помочь ребёнку стать читателем, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fedina_zadacha.docx | 35.73 КБ |
telefon_3_klass.docx | 32.86 КБ |
a.fet_lastochki_propali_2_klass.docx | 91.58 КБ |
zagadki_2_klass.docx | 35.78 КБ |
tehkarta_martyshka_i_ochki.docx | 42.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: | |
Класс: | 3 класс |
Учитель: | Олчей Саглай Комаадыровна |
Предмет: | Детская литература |
Тема урока: | Н. Носов «Федина задача» |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цель урока: | Создание условий для формирования знаний учащихся познакомить с произведением Н.Н.Носова «Федина задача». |
Задачи: | |
Дидактические: | Познакомить учащихся с творчеством Н. Н. Носова «Федина задача», учиться правильно и выразительно читать произведение Н.Н.Носова «Федина задача» и анализировать произведение. |
Развивающие: | Развивать чувства юмора учеников, мышление, выразительную речь. |
Воспитательные: | Воспитать нравственные качества, самодисциплину, прививать интерес к чтению. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные | ||||||||
Мотивационный этап | создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») | "Психологический тренинг" | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Саглай Комаадыровна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. -Посмотрите друг на друга, пожелайте друг другу хорошего урока и отличных оценок. | Ф | Мелодичная музыка | Самоконтроль | К: П: | Л: -сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. | ||
Актуализация знаний | Создать условия для подготовки мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | - Ребята, вы видите на доске скороговорку: Зоя разбила хрустальную вазу. Бабушка с мамой нахмурились сразу. - Сначала прочитайте скороговорку про себя. -Теперь читаем вместе, шепотом. -Вместе вслух голосом. -Вслух быстро читаем. -Теперь тоже самое, только в парах. Попробуйте прочитать скороговорку обиженно. -Теперь с таким знаком. (вопросительный знак на доске) - И кто нам хочет прочитать скороговорку с таким значением? (восклицательный знак на доске) | Ф | П: | Р: К: | Л: , | ||||
Построение проекта выхода из затруднения. | Постановка целей учебной деятельности, и на этой основе — выбор способа и средств их реализации | – Писатель, чей рассказ мы прочитаем сегодня, вам хорошо знаком. Именно он рассказал детям о Цветочном городе и его необыкновенных жителях. Вы, конечно, их помните? В одном из его рассказов вдруг ожила… шляпа. А уж все приключения, которые произошли с Мишуткой и Стасиком – героями многих произведений этого замечательного детского писателя, сразу и перечислить невозможно. – Догадались, кто этот писатель? – Совершенно верно, Николай Николаевич Носов. - Откройте учебник на странице 164 -Попробуйте сформулировать тему урока. -Какие цели мы поставим на урок? Знакомство с жизнью и творчеством автора - А сейчас мы познакомимся с биографией автора Родился Николай Николаевич Носов 23 ноября 1908 года в городе Киев в семье актёра. Окончил институт кинематографии. Почти 20 лет работал в кино. Был режиссёром “Мосфильма”. Много времени уделил мультипликации, снимал учебные фильмы, во время войны – фильмы на военные темы. Писать Никой Николаевич Носов начал в 1938 году. А как же он стал писателем? А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы. Носов был признан мастером юмористического жанра в детской литературе. За свои заслуги в писательском деле неоднократно получал государственные премии, ордена. Книги его переведены на разные языки. - В какой семье родился? - Для какого начал писать? - В каком жанре писал? - Давайте для начала проведем словарно- лексическую работу. - Читаем с правильным ударением, а затем объясните значение слов: РОКОЧУЩИМ БАСОМ БОРЗАЯ ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК В МОРЕ ПОЛУДЁННОМ КАФТАН ЧУРБАН | Отвечают на вопросы - Николай Николаевич Носов - Николай Николаевич Носов. Рассказ «Федина задача» - Познакомиться с жизнью и творчеством Н.Н. Носова, а также с рассказом «Федина задача» -низким мужским голосом – быстрая - высокий служебный чин (должность) в России до революции. – в море в середине, в полдень. – удлинённый пиджак – глупый человек | Ф | П: | К: Р: | Л: | |||
Физкультминутка | -Предлагаю одному из вас провести физкультминутку | Выполняют упражнение. | Ф | |||||||
Реализация построенного проекта и решения исходной задачи. | Построение детьми нового способа действий и формирование способностей его к выполнению | - Сейчас я включу вам аудиозапись произведения. Ваша задача – внимательно слушать и следить. После каждой части я буду задавать вам вопросы. А вы должны будете ответить на них после каждой части. Чтение 1 части (аудиозапись) - Откуда пришел Федя? - Как понимаете выражение «по крайне мере, никто не будет мешать делать уроки»? - Что же сделал Федя? Чтение 2 части чтение учеников - Каким вы увидели Федю в этой части рассказа? Чтение 3 части чтение учеников - Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши? - Почему Федя не мог решить задачу? - Почему Федя решил обратиться за помощью к своему другу Юре Сорокину? | Слушают образец чтения. Отвечают на вопросы по прочитанному - С катка - сестра и мама - Включил телевизор - делает сразу несколько дел - Он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать телевизор - Он не мог решить задачу | Ф Г | П: | К: Р: | Л: | |||
Первичное закрепление | Найдите в тексте ответы на вопросы и прочитайте их: 1) Что обрадовало Федю, когда он пришёл домой? 2) Как он это объяснил? 3) Как он отнёсся к тому, что по телевизору будут передавать концерт по заявкам. 4) Найдите, как Федя знакомился с условием домашней задачи. 5) Как поступил Федя после того, как не смог решить задачу? |
(«Концерт – это хорошо. Веселей будет делать уроки»). | ||||||||
Самостоятельная работа | - Сейчас поработаем самостоятельно. У каждого из вас лежит карточка с тестом. Мы посмотрим, как внимательно вы слушали рассказ. Закрыли все учебники 1. В какое время года происходит действие рассказа? А. Осень Б. Лето В. Зима Г. Весна 2. Как звали младшую сестру Феди? А. Лина Б. Рина В. Амина 3. Какую передачу показывали по телевизору? А. концерт по заявкам Б. мультфильм В. юмористическую программу 4. Почему Федя был доволен, что дома никого нет? А. никто не будет проверять домашнюю работу Б. никто не будет мешать делать уроки В. никто не будет заставлять делать уроки 5. Что случилось из – за того, что Федя стал отвлекаться? А. он перепутал задачи Б. он потерял ручку В. не услышал звонок от мамы 6. Сколько раз прочитал Федя задачу, но так ничего и не понял? А. 4 Б. 100 В. 20 7. Что привезли в задаче на мельницу? А. пшеницу Б. рожь В. ячмень 8. Чем закончился рассказ? А. Федя верно решил задачу Б. Федя пошёл к своему другу за объяснением задачи В. Утро вечера мудренее решил Федя и лёг спать - Давайте проверим. Читайте вопрос и называйте правильный ответ | Выполняют самостоятельно задание Ответы:
8. в
10. б 11. б | ||||||||
Включение в систему знаний и повторений | Включение открытия в систему знаний; повторение и закрепление раннее изученного. | -Давайте сейчас поработаем в группах. Вам нужно восстановить деформированный план. _3_ Титулярный советник. _5_ Это не та задача! _1_ Федя сел за стол делать уроки. _6_ Прямо наказание какое – то! _2_Песня про блоху. _4_Хорошая песня! -Давайте проверим. Молодцы! -Почему Федя не мог решить задачу? - Чему учит этот рассказ? Откройте дневники и запишите домашнее задание с. 164-169 пересказ (на доске) | Слушают, отвечают на вопрос | П | П: | Р: | ||||
Рефлексия | Самооценка результатов деятельности | - Какую цель ставили на урок? Достигли ли мы её? - Поднимите вверх зелёный карандаш, если вам понравился урок, если урок был интересный, но чего-то не хватило, то жёлтый, красный если совсем не понравился. - Вы большие молодцы, спасибо за урок, до свидания! | И | П: | Р: | Л: |
Предварительный просмотр:
Дата: | |
Класс: | 3 класс |
Учитель: | Олчей Саглай Комаадыровна |
Предмет: | Детская литература |
Тема урока: | Н. Носов «Телефон» |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цель урока: | Создание условий для формирования знаний учащихся познакомить с произведением Н.Н.Носова «Телефон». |
Задачи: | |
Дидактические: | Познакомить учащихся с творчеством Н. Н. Носова «Телефон», учиться правильно и выразительно читать произведение Н.Н.Носова «Телефон» и анализировать произведение. |
Развивающие: | Развивать чувства юмора учеников, мышление, выразительную речь. |
Воспитательные: | Воспитать нравственные качества, самодисциплину, прививать интерес к чтению. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные | ||||||||
Мотивационный этап | создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») | "Психологический тренинг" | - Здравствуйте, садитесь. Давайте улыбнемся, пожелаем друг другу хорошего настроения и начнем наш урок. литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. | Приветствуют учителя | Ф | Мелодичная музыка | Самоконтроль | К:интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействии. П:умение строить речевое высказывание | Л:сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. | |
Актуализация знаний | Создать условия для подготовки мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | - Кто мне подскажет, какой раздел по чтению мы изучаем? - Проверим домашнее задание 1. Какой номер был у задачи, которую решал Федя. 2 .Сколько было мешков по 80 кг в условии задачи. 3. Сколько кг муки выходило из 6 кг зерна. 4.сколько раз, по мнению Феди , он прочитал задачу , но ничего не понял. 5.Какое высказывание верно :
- Что мы узнали про Н.Н.Носова на прошлом уроке.(портрет, рисунки) Запись фамилии на доске | Собирай по ягодке – наберешь кузовок. 639 450
5 кг 5 раз В | Ф | П: | Р: К: | Л: , | |||
Построение проекта выхода из затруднения. | Постановка целей учебной деятельности, и на этой основе — выбор способа и средств их реализации | - Отгадайте анаграммы, выберите лишнее слово (телефон) Запись слова телефон не доске. -Посмотрите на эти два слова, как вы думаете с каким рассказом мы познакомимся сегодня. - Продолжаем знакомиться с произведениями Н. Носова. - Сегодня прочитаем рассказ «Телефон». - Какие цели поставим на уроке? - Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно. Те-те-те Чайник кипит на плите. Ле-ле-ле Кружка стоит на столе. Фон-фон-фон В классе звучит телефон. -А теперь прочтите ее громко и быстро. -Составь из первых слогов чистоговорки слово. | Чай, яблоко, пирог, телефон. Телефон Познакомимся с рассказом, проанализируем его и сделаем выводы. | Ф | П: | К: Р: | Л: | |||
Физкультминутка | «Сломанный телефон» | Выполняют упражнение. | Ф | |||||||
Реализация построенного проекта и решения исходной задачи. | Построение детьми нового способа действий и формирование способностей его к выполнению | - Вы прекрасно знаете, что рассказы Н. Носова наполнены юмором. - Как вы думаете, о чем этот рассказ? - Сейчас я включу аудиозапись, пожалуйста прослушайте его внимательно. Сядьте как слушатели выпрямите спинки. Словарная работа. - А перед этим запишите в тетрадях слово ТЕЛЕФОН, поставьте ударение. - Правила орфографии мы повторили, а вы знаете правила пользования телефоном. 1. Ограничить продолжительность одного разговора. 2. Не пользоваться во время грозы. 3. не пользоваться телефоном во время вождения. 3. Слишком долго не смотреть мультики в телефоне. 4. Во время сна выключать телефон. | Ответы детей Записывают Да | Ф Г | П: | К: Р: | Л: | |||
Первичное закрепление | - Слушают аудиозапись. - Все внимательно слушали? - Сейчас мы с вами вместе прочитаем. Откройте книгу на странице 170. - - Просмотрите рассказ. Как он построен? - Что такое диалог? - Как лучше читать диалог? - Мы будем читать по ролям. Постарайтесь читать выразительно, чтоб вас было интересно слушать. - Ребята как построен рассказ? - Что такое диалог? - Как лучше читать диалог? - Мы будем читать диалог, читайте выразительно, чтобы вас было слышно остальным ребятам. Читают. - Какое настроение было у мальчиков, когда они купили телефон? - Почему у ребят не получился разговор? (на доске варианты ответов) -не знали о чем говорить; -не умели говорить по телефону; -взволнованы; -относились несерьезно; -это игрушка. - А вы хотели бы иметь такой телефон? (…но вы тоже мечтали) - А наши герои могли мечтать? - Похожи ли мальчишки из рассказа Н. Носова на Вас? | |||||||||
Включение в систему знаний и повторений | Включение открытия в систему знаний; повторение и закрепление раннее изученного. | - Как вы считаете, какие проблемы поднимает автор в своём рассказе «Телефон»? - Могло бы это произойти в наши дни? - Почему? - Почему нельзя подолгу разговаривать по телефону? - По этому поводу есть стихотворение А.Л.Барто «Почему телефон занят?». - Сейчас поработаем в парах. - Выберите маленький отрывок и прочитайте его по ролям, выразительно. | Действительно, Носов в своём рассказе затронул проблему телефонного этикета, но и ещё одну немаловажную проблему: влияние телефона на здоровье человека | П | П: | Р: | ||||
Рефлексия | Самооценка результатов деятельности | - Понравился ли вам рассказ Н.Носова? - Чему учат рассказы Носова?
2. Подшутить над кем-нибудь. Продолжите фразу: 1. Я научился… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Больше всего мне понравилось… 5. Я понял, что… - Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока., Достигли ли мы их? | В них сообщается что-то интересное и полезное. Автор легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках. Прочитать рассказ проанализировать, сделать вывод. Да мы достигли цели. | И | П: | Р: | Л: |
1. Я научился…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Больше всего мне понравилось…
5. Я понял, что…
ТЕЛЕФОН
Предварительный просмотр:
Дата: | |
Класс: | 2 класс |
Учитель: | Олчей Саглай Комаадыровна |
Предмет: | Детская литература |
Тема урока: | Осенние листья тема для поэтов А. Фет «Ласточки пропали…» |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цель урока: | Создание условий для формирования знаний о стихотворении А, А. Фета «Ласточки пропали…» |
Задачи: | |
Дидактические: | Знакомство со стихотворением А, А. Фета «Ласточки пропали…». Работа над выразительностью чтения стихотворения. |
Развивающие: | Развивать умения детей работать над стихотворением. Развитие и обогащение речи детей |
Воспитательные: | Воспитать любовь к родной природе через стихотворение А. А. Фета |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные | ||||||||
Мотивационный этап | создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») | "Психологический тренинг" | -Здравствуйте ребята, меня зовут Саглай Комаадыровна и сегодняшний урок у вас проведу я. -Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты и повторяйте за мной. | - Повторяют за учителем. | Ф | Мелодичная музыка | Самоконтроль | П: | К: | Л: -сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. |
Актуализация знаний | Создать условия для подготовки мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий. | Беседа | - Ребята, посмотрите на репродукцию картины "Золотая осень". - Какая пора изображена на картине? - Почему ее называют золотой? - Но бывает и поздняя осень, когда начинает дуть холодный северный ветер, срывая, опускает на землю оставшуюся листву. Везде пусто, сумрачно. Эта пора вызывает у человека особые чувства. | Ранняя осень Ответы детей | Ф | П: | Р: К: | Л: , | ||
Построение проекта выхода из затруднения. | Постановка целей учебной деятельности, и на этой основе — выбор способа и средств их реализации | Первичное закрепление | - Посмотрите на экран и скажите, что это за птицы? - Это перелетные птицы? - А перелетные это какие птицы? - Сейчас ребята, откройте пожалуйста учебник на стр. 71 и прочитайте первую строчку стихотворения. - Как вы думаете, о чем будет это - стихотворение? - Ребята послушайте пожалуйста это стихотворение. (учитель выразительно читает стихотворение) - Ребята, как вы поняли, о чем это стихотворение? - Давайте посмотрим сноски к этому стихотворению. | Ф | П: | К: Р: | Л: | |||
Физкультминутка | Спал цветок и вдруг проснулся – (Туловище вправо, влево) Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться) | Выполняют упражнение. | Ф | |||||||
Реализация построенного проекта и решения исходной задачи. | Построение детьми нового способа действий и формирование способностей его к выполнению | Вторичное чтение с установкой Анализ. | - Ребята, давайте с вами еще раз прочитаем это стихотворение и подумаем над вопросом, какое настроение создает это стихотворение? (чтение стихотворения детьми) - Какая пора осени описывается в этом стихотворении: ранняя, золотая или поздняя? Какие слова подсказали нам это? (Поздняя осень: ласточки пропали, на дворе темно, лист сухой валится, ветер злится…) - Что автор хочет выразить словом «злится?» - Сейчас разделитесь на группы я дам вам конвертик с заданием вы должны выполнить задание. 1 группа «Найдите слова и выражения, с помощью которых автор передает свое отношение к этой поре года». 2 группа «Найдите в стихотворении сравнения, выпишите и прочитайте». | Ф Г | П: | К: Р: | Л: | |||
Включение в систему знаний и повторений | Включение открытия в систему знаний; повторение и закрепление раннее изученного. | - Ребята, а теперь давайте с вами откроем учебник и выполним задание под номером 3 на стр. 71 - Прочитайте задание. - Какие строки стихотворения передают радость ожидания зимы? Как их надо прочитать? - Молодцы ребята, давайте с вами теперь попробуем прочитать это стихотворение выразительно, соблюдая все построчные паузы. (выразительное чтение детьми) - Ребята, что нового, интересного вы узнали на уроке? - Что особенно понравилось? - Какое стихотворение вам понравилось больше всего? | Читают задание Находят строки, читают. | И | П: | Р: | ||||
Рефлексия | Самооценка результатов деятельности | - У вас на столах лежать листочки заполните их и соберите. Анкетирование
| И | П: | Р: | Л: |
Предварительный просмотр:
Дата: | |
Класс: | 2 класс |
Учитель: | Олчей Саглай Комаадыровна |
Предмет: | Детская литература |
Тема урока: | «Загадки – малые жанры устного народного творчества» |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цель урока: | Создание условий для формирования знаний о загадках как о малом жанре устного народного творчества. |
Задачи: | |
Дидактические: | Познакомить обучающихся с малым жанром устного народного творчества - загадками, их скрытым смыслом, формировать умения соотносить загадки и отгадки. |
Развивающие: | Развивать речь учащихся, логическое мышление, умения распределять загадки по тематическим группам. Обогащать словарный запас. |
Воспитательные: | Прививать интерес к чтению, народному творчеству, навыкам коллективного труда. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные | ||||||||
Мотивационный этап | создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») | "Психологический тренинг" | -Здравствуйте ребята, меня зовут Саглай Комаадыровна и сегодняшний урок у вас проведу я. -Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты и повторяйте за мной. | - Повторяют за учителем. | Ф | Мелодичная музыка | Самоконтроль | К: П: | Л: -сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. | |
Актуализация знаний | Создать условия для подготовки мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | – Давайте послушаем адыгейскую притчу я вам буду читать, а вы внимательно слушайте! «Наставление старика». Словарная работа. В этой притче вы услышите слово «адыг»- адыги -это национальность, проживающая на Кавказе. (слайд) Слушаем внимательно: У одного состоятельного адыга был единственный сын. Отец перед смертью позвал сына и сказал ему: -Я дам тебе три совета, которые ты должен выполнять всю свою жизнь: никогда не здоровайся первым; каждый вечер кушай сладкое, каждое утро надевай новую обувь. Через некоторое время отец умер, сын начал выполнять завещания отца: никогда не здоровался первым; каждый вечер кушал сладкое; каждое утро надевал новую обувь. Но получалась странная вещь: с ним перестали в ауле разговаривать, деньги ушли на сладости и обувь. Тогда он пришёл к матери и сказал: Мама, неужели отец был мне врагом, почему он дал мне такой наказ? На что мать ответила: Отец запретил мне вмешиваться в твои действия, пока ты сам у меня не спросишь. Первый наказ - «Никогда не здоровайся первым» означает «вставай раньше всех и работай в поле, а люди проходящие мимо, будут приветствовать тебя первыми»; второй наказ- «Каждый вечер кушай сладкое» означает: если ты проработаешь целый день в поле, то вечером любая еда покажется сладкой; третий наказ «Каждое утро надевай новую обувь» означает, что мужчина сам следит за своей одеждой и обувью. Никогда адыг не ложится спать, пока не почистит свою одежду, и утром она ему покажется новой. Со следующего утра юноша начал делать всё, что сказала ему мать. Через некоторое время он стал Ответы детей -Вы внимательно слушали притчу. Вам она понравилась? Что особенно понравилось в ней? Чему она учит? Знаете, ребята, ведь не сразу сын понял наставления отца, только после того как ему об это сказала мать.
| богатым, женился на самой красивой девушке аула и этот наказ передал своим детям. Ответы детей | Ф | П: | Р: К: | Л: , | |||
Построение проекта выхода из затруднения. | Постановка целей учебной деятельности, и на этой основе — выбор способа и средств их реализации | - В далёкие времена наши предки, чтобы сохранить от других секреты своей семьи или своего ремесла, придумали для этого особые языки. В этих языках отдельные предметы или явления назывались не так, как в обычной речи, то есть иносказательно (Словарная работа.) -Слова, которые содержат скрытый смысл, называют иносказательными словами. Так часто бывает и в жизни: не сразу нам приходит ответ на тот или иной вопрос. | Ф | П: | К: Р: | Л: | ||||
Физкультминутка | Спал цветок и вдруг проснулся – (Туловище вправо, влево) Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться) | Выполняют упражнение. | Ф | |||||||
Реализация построенного проекта и решения исходной задачи. | Построение детьми нового способа действий и формирование способностей его к выполнению | - Кто догадался какую тему мы сегодня будем проходить? - Кто как думает, что такое загадка? -Посмотрите на доске определение данного слова загадка. - Загадка- это игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано в слове. И это нужно не узнать, а догадаться, отгадать. Старинная русская загадка не описывает предмет, не сравнивает его с похожим, а предлагает вместо него другой предмет. Для этого необходимо подумать. - В глубокой древности загадки имели важное значение в жизни людей и были тесно связаны с трудовой деятельностью охотника, скотовода, и земледельца, с тайной, иносказательной речью. Загадки входили в обряд: загадывая их я думаю, что можно вставить слово «тайна», отгадывая их люди стремились воздействовать на силы природы, подчинять их себе, проникнуть в их тайный смысл. Нужно было уметь понимать иносказания, знать загадки, когда этого требовал обряд. Загадка помогала усваивать тайную речь, развивала сметливость, учила мыслить поэтическими образами. Давайте сейчас мы с вами поиграем, для начала разделитесь на группы, 1 группа будете работать на интерактивной доске, а 2 группа на листке потом мы проверим по эталону. Задание вы должны отгадать загадки на листе. - Загадки: 1.Лапкой умывается, а с водой не знается. (кошка) Кто стоит среди травы? Ножки есть, но нет ботинка, Шляпка есть - нет головы.(гриб) 13.Солнце с брызгами играет, семь цветных полос включает.(радуга) -Молодцы ребята вы справились! | - загадки -ответы детей | Ф Г | П: | К: Р: | Л: | |||
Включение в систему знаний и повторений | Включение открытия в систему знаний; повторение и закрепление раннее изученного. | -Но и сегодня загадка не умерла и удивляет нас своим разнообразием. -Что такое ребус? Ребусом называется загадка, состоящая из изображений разных предметов (часто вперемежку с буквами, цифрами и музыкальными нотами), названия которых не обозначают понятий, выражаемых подлежащими разгадке словами, но сходны с ними по произношению или созвучию (без всякого отношения к правописанию). Ребусы тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать и сопоставлять. - Сейчас вы будете работать в парах я раздам вам ребусы вы должны их отгадать. - Проверка со слайда. -Что нового вы сегодня узнали? -Что такое ребус? -Что такое загадка? | - ответы детей | П | П: | Р: | ||||
Рефлексия | Самооценка результатов деятельности | - У вас на столах лежать листочки заполните их и соберите. Анкетирование
| И | П: | Р: | Л: |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения
№ | Описание | |
1 | Тип урока | Урок открытия нового знания |
2 | Класс | 3 |
3 | Тема | И.А. Крылов «Мартышка и Очки» |
4 | Образовательная программа, автор | «Школа России»; Л.Ф. Климанова |
5 | Определение места урока в изучаемой теме, разделе,курсе | Раздел «Великие русские писатели» (24 ч.) |
6. | Цели урока | Деятельностная: ознакомиться с особенностями жанра басни «Мартышка и Очки» И.А. Крылова. Содержательная: создать условия для ознакомления с биографией и произведением И.А. Крылова «Мартышка и Очки». |
7. | Планируемые результаты | Личностные: воспитание морально- нравственных качеств у детей. Метапредметные: Познавательные: ориентироваться в учебнике, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; - отвечать на простые и сложные вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Регулятивные умения: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Коммуникативные умения: участвовать в диалоге; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. - читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное. Предметные: -понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать. - выделение особенностей нового жанра басни. |
8 | Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке | Основной дидактический метод: словесный, практический, наглядный; Частные методы: метод анализа литературного произведения. Индивидуальная, парная, групповая форма работы. |
9 | Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования | Технология продуктивного чтения, приемы технологии РКМЧП: кластер. |
10 | Описание методов оценивания, применяемых на уроке | Оценка учителя, взаимооценка, самооценка. |
11 | Средства | Учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, 3 класс, 1 часть; презентация, карточки, лист оценки и самооценки. |
Ход урока
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1- 2 мин) | - Здравствуйте, ребята. -Присаживайтесь на свои места.
Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку «5». | -Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу. | Личностные - создать мотивацию к учебной деятельности на личностно значимом уровне; -выражать положительное отношение к процессу познания; - проявлять желание познать новое. Регулятивные - нацеливание на успешную деятельность. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии (6 мин). | Речевая разминка. — Ребята, наш урок мы начнем с речевой разминки. У вольера с обезьяной, Наблюдается аншлаг, Ведь все знают в зоопарке, Она в моде каждый раз. - Что такое аншлаг? -Прочитайте 1 вариант - весело; 2 вариант - грустно; 3 вариант - тихо; 4 вариант - громко. -Молодцы! Актуализация знаний. - Ребята, скажите, пожалуйста, какой большой раздел мы изучаем сейчас? - А с каким произведением мы работали на прошлом уроке? -Кто автор данного произведения? -К какому жанру относится это произведение? -Молодцы. Пробное действие. - Давайте мы с вами сейчас поиграем и узнаем кто же внимательно читал сказку. Работа в интер.доске №1. https://learningapps.org/watch?v=pda6dr09524 - Почему вы не узнали последнего героя? - Правильно. -Вы знаете из какого произведения данный герой? -Какой писатель описал его? -А хотите узнать? Фамилию автора вы определите сами. Расшифруйте ребус. Первая цифра — это верхний ряд, вторая цифра — это вертикальные цифры. 3,4; 3,5; 1,5; 2,3 1,5; 2,3; 5,5; 5,3; 6,5; 6,5: 3,5; 3,4; 6,2 5,4; 5,3; 3,1; 6,4; 3,3; 3,5
- Верно, ребята. Сегодня мы будем говорить о творчестве Ивана Андреевича Крылова. - Что вы знаете о самом писателе И.А. Крылове? | -Учащиеся читают, выполняют упражнение для развития дикции, скорости чтения, выразительности.
-Большая популярность у зрителей.
-Читают весело, грустно, тихо, громко. -Великие русские писатели. - «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». -Александр Сергеевич Пушкин. -Сказка. -Мы не читали про него. -Нет. - Не знаем. -Работают классом. Проводят расшифровку по очереди: -Иван Андреевич Крылов. -Иван Андреевич Крылов писал басни. | Личностные УУД: умение прочитывать текст в определенном ритме. Регулятивные- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей. Коммуникативные- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Этап выявления места и причины затруднения (2 мин) | - Итак, ребята, где вы затруднились? - Смогли ли определить по описанию героя произведения, его автора, рассказать о нем? | -Мы не смогли по описанию определить героя, автора. Мы не знаем еще многих великих русских писателей. | Личностные: способность к самооценке. Регулятивные: различать способ и результат действия. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Этап построения проекта выхода из затруднения (постановка цели) (3-4 мин) | - Чтобы узнать, как называется произведение И.А.Крылова, вспомните о ком шла речь в речевой разминке? - Значит, какова тема нашего урока? - Какую цель мы перед собой поставим? (С каким произведением познакомимся, какого автора, что мы знаем о нем?). Сегодня мы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки», а познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе и людях. -Как мы будем действовать? - Давайте запланируем нашу деятельность на сегодняшнем уроке. Работа в карточках № 2. Заполните пропуски. Мы должны: 1) Вспомнить… 2) Учиться понимать … 3)Познакомиться… 4) Выразительно… 5)Анализировать… | -Об обезьянке, мартышке. - Произведение И.А. Крылова « Мартышка и очки». Познакомиться с биографией автора и с его произведением «Мартышка и очки».
- Учащиеся ставят цель, опираясь на запись. Мы должны: 1) Вспомнить, что такое басня. 2) Учиться понимать смысл басни. 3) Познакомиться с новой басней писателя И.А. Крылова. 4) Выразительно читать произведение. 5) Анализировать литературное произведение. | Предметные УУД: понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Этап реализации построенного проекта (795 мин) | Слово об авторе. И https://rutube.ru/video/7515867479a42711f18839ea13337c38/?r=wd -Что узнали о детстве баснописца? - Чем он занимался? -Ребята, прежде чем мы ознакомимся с новой басней, вспомним, что же такое басня? -Верно. Молодцы!
-Откройте учебник на с. 134.
-Прочитайте название басни. Как вы думаете, о чем она?
- Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы?
- Так кто главные герои басен?
-Значит, все недостатки людей автор переносит на… Словарная работа. Чтобы текст басни нам был понятен, давайте уточним значение некоторых слов. Для этого я предлагаю поработать в группе. Работа в карточке № 3. Берем карточку. В первом столбике у вас дано понятие, а во втором столбике объяснение. Ваша задача соединить понятие с его объяснением.
Ребята, прежде чем начнем читать басню, давайте сделаем физминутку: Рано утром на полянке Чтение. - Послушайте басню в исполнении актёра, постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь. https://rutube.ru/video/7d74b6c8c6edf9b6a05d7e3c2e0036b3/?r=wd - Понравилось ли вам исполнение басни?
-А сейчас прочитайте басню про себя. | -Слушают рассказ учителя. - Семья была бедной. Иван не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье богатого помещика Львова - Он много читал, ему удалось выучить французский, итальянский, греческий языки. Вначале он писал пьесы для театра, басни же появились в печати, когда Крылову было 37 лет. - Басня - это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором есть насмешка над каким-нибудь дурным или глупым поступком. В баснях обычно действуют животные, в образе которых мы легко узнаём людей.
-Открывают учебник.
-О Мартышке и Очках.
-Это герои басни.
- Животные.
- Людей.
- Животных.
-Выполняют задание в группах (по 4 чел.).
-Выполняют физминутку. -Слушают аудиозапись басни в исполнение актера. -Очень понравилось, хотелось читать вместе с актёром, очень ярко представилась мартышка, когда она вертела очки и так, и сяк. -Читают басню | Предметные УУД: выделение особенностей нового жанра басни; Личностные УУД: проявление интереса к новому жанру. Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные УУД: умение договариваться в совместной деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (6 мин). | - Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку? -Почему Мартышка решила завести очки? -Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с Очками. - Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? -Прочитайте выразительно, как она примеряла очки. - Почему Мартышка решила, что люди её обманули? Прочитайте этот отрывок. - Поэт выставил свою басенную героиню в смешном свете и внес тем самым долю юмора, показал комичность этой ситуации. Что вам показалась в басне смешным? - Так, кто виноват в том, что очки не действовали? - Мы говорили, что каждая басня начинается или заканчивается…..(моралью). - Перечитайте мораль басни и сделайте свой вывод (дети читают мораль басни и объясняют её, как понимают.)Так, какова же мораль басни? - Ребята, а если бы не было морали в басне, то вы бы догадались, какие недостатки людей высмеиваются? | -Любопытная, любит гримасничать, подвижная. -Слаба глазами стала -Она ими вертит, то к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет, то их понюхает то их полижет. -Нет, так очками не пользуются. -Читают отрывок -Она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не помогли. -Было смешно, что очков она достала себе много и надевала их на себя куда только можно было надеть. -Сама Мартышка, от незнания . -Моралью. -Читают мораль. Делают выводы: Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами
-Да, по самой басне тоже можно догадаться, что высмеивается человек-невежда. | Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, определение морали басни. Коммуникативные УУД: овладение навыками смыслового чтения, осознанного построения речевого высказывания в устной форме.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (5мин). | Составление в группах кластера на тему: Басня. У учащихся на столе памятка для составления кластера. | -Составляют кластер. В начале В конце И.А. Крылов | Предметные: учиться овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений. Коммуникативные: умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Включение в систему знаний и повторение (3- 4мин). | -А сейчас прочитаем басню по ролям, выразительно.
- Как читаем первые строчки?
- Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки.
- Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством? -Ребята, сейчас мы с вами поиграем в театр. Попробуем изобразить мартышку, читая басню. | Читают басню по ролям
- Спокойно.
- С досадой, недовольством.
- Высказывают свое мнение. -Инсценируют мартышку с очками. | Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза. Личностные УУД: умение проявлять творческие способности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин). | - Напомните, какие мы испытали трудности в начале урока, а теперь справимся с ними? - С творчеством какого автора мы с вами познакомились? - Что вы запомнили о нём? - С каким произведением мы с вами сегодня познакомились? - Ребята, что же такое басня? - Как вы думаете, для чего люди читают басни И. А. Крылова? - Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце. -Ребята скажите достигли ли мы поставленных целей? - Кто себя может похвалить? А за что? А теперь оценим себя и свою работу на уроке. У вас на столах лежат бланки. Заполните их, пожалуйста. На их основе я выставлю оценки за урок. Домашнее задание: выучить басню наизусть. | -Мы познакомились с еще одним великим русским писателем-Иваном Андреевичем Крыловым. - Семья была бедной. Иван не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Он много читал, ему удалось выучить французский, итальянский, г реческий языки. Вначале он писал пьесы для театра, басни же появились в печати, когда Крылову было 37 лет. Написал более 200 басен. -Отвечают на вопросы. -Заполняют бланки. -Записывают домашнее задание. | Коммуникативные УУД: аргументировать свои высказывания. Регулятивные УУД: формирование и умение оценивать свою работу на уроке. |