Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие волевого поведения у дошкольников | 313.41 КБ |
Самоанализ (шаблон) | 25.5 КБ |
РППС | 19.45 КБ |
Ознакомление детей дошкольного возраста с сезонными явлениями | 445.17 КБ |
Основы и сущность педагогического мастерства | 19.08 КБ |
Новый взгляд на родительское собрание | 243.5 КБ |
Математика в режиме дня | 264.22 КБ |
Обучение дошкольника выразительному чтению и заучиванию стихов | 20.3 КБ |
Эмоциональное благополучие ребёнка | 34 КБ |
Анализ НОД | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультацию подготовила
Самсонова Н.В.
старший воспитатель МДОУ «ДС № 41»
апрель 2020
Развитие волевого поведения у дошкольников
Волевые качества проявляются уже в дошкольном возрасте. Этот тот жизненный период, когда у маленького человека наблюдается проявление саморегуляции поведением. Ребенок находится под влиянием взрослого человека, родителей, воспитателей, других людей. Взрослые всегда чего-то требуют от ребенка, просят его что-то сделать. И в таких ситуациях у ребенка начинает складываться волевая сфера. От ребенка требуют не вертеться за столом, спокойно сидеть на занятии, следить за руками и т.д.
Волевые качества ребенка еще не сформированы, но он уже может принимать решения по поводу игровой роли, в другой деятельности. Ребенку дошкольного возраста это дается не легко. И сначала эту задачу ребенок решает под контролем взрослого. Постепенно дети учатся контролировать положение своего тела, следят за своими действиями. В этом проявляется их воля.
В дошкольном возрасте дети учатся управлять своими психическими процессами. Дети ставят цель, например, запомнить стихотворение, задание воспитателя, поручение родителей и т.д. В этом возрасте начинают складываться новые отношения, новые виды детской деятельности, формируется самооценка детей. Дети соревнуются, соперничают, у них появляется мотивация на достижение успеха в деятельности.
В 7 лет начинает появляться «внутренняя позиция». Дети уже умеют переживать, осмысленно ориентируются в своих переживаниях, которые имеют определенный смысл для ребенка. Поэтому в конце дошкольного возраста появляются предпосылки для развития волевого поведения. И вот тут начинаются негативные проявления в волевом поведении ребенка.
Особенности негативных проявлений волевого поведения дошкольника
Сначала определим, что подразумевается под негативными проявлениями волевого поведения.
Во-первых, это стремление ребенка выполнять все по-своему, игнорируя требования и просьбы взрослого. Если его что-то попросили сделать, ребенок делает все в точности наоборот.
Следующее проявление — упрямство. Ребенок требует чего-нибудь лишь потому, что это надо ему, и он не готов изменять свое решение, не будет делать наперекор себе.
Непокорность — еще одно проявление. Его можно сравнить с непослушанием. Ребенок не желает никому подчиняться. Отказывается выполнять то, что раньше делал, а сейчас не хочет.
Негативное проявление — своеволие — наблюдается у детей дошкольного возраста, которые стремятся выполнять все самостоятельно, не принимая помощь со стороны. Из-за этого часто разрастаются конфликты, у ребенка появляется обида, он ссорится, показывает свои агрессивные наклонности.
Деспотизмом называют игнорирование интересов других. Деспотизм дети проявляют, когда взаимодействуют с родными, с родителями, бабушками и дедушками. Особенно это характерно детям, которые являются единственным ребенком у родителей. Неусидчивые дети испытывают большие трудности на занятиях, у них наблюдается расстройство внимания. Дети дошкольного возраста с такими проявлениями волевого поведения не могут сосредоточиться на заданиях, они тревожны. Многие из таких детей страдают недостаточными умственными способностями, депрессией.
Дети с чрезмерной активностью и недостаточной сосредоточенностью внимания называются гиперактивными детьми. Это тоже негативное проявление, так как такому ребенку не просто управлять своим поведением, контролировать свои действия.
Волевое поведение — пути предупреждения негативных проявлений
Если заметили, что ребенок проявляет негатив в поведении, необходимо срочно бить тревогу. Ведь если у ребенка не будут сформированы положительные волевые качества до поступления в школу, ему будет сложно не только учиться, воспринимать учебную информацию, но и строить взаимоотношения с товарищами и педагогами.
Отметим, что отрицательное отношение связано с эмоциональным неблагополучием ребенка. Как только мы наблюдаем негативные проявления, необходимо отвлечь ребенка, увлечь его чем-то интересным, ласково беседовать с ребенком. Быть с ребенком спокойным, можно стимулировать его на творчество.
Когда дети дошкольного возраста выполняют творческие задания, другие виды деятельности, им необходимо принимать определенные решения, делать выбор, и это поможет им выработать важные волевые качества. Интересные занятия привлекают детей дошкольного возраста, они внимательны, сосредоточены. Даже если появляется отвлекающий фактор, но ребенок очень увлечен, он сознательно проявляет над собой волевое усилие, чтобы не отвлекаться, и продолжает заниматься интересным делом.
Влияние коллектива на формирование волевого поведения дошкольников
В процессе формирования волевого поведения дошкольников большое значение имеет организация коллективных форм деятельности. Ребенок сравнивает свои действия с действиями товарищей, он хочет выполнять задание лучше и качественнее. Поэтому ему приходится собрать волю «в кулачок» и достигнуть цель в начатом деле.
В любом коллективе есть дети с сильной и слабой волей. Именно это и является двигателем для преобразования воли. Когда ребенок участвует в коллективным делах, то учится управлять своим поведением, контролируя свои поступки, сдерживаясь от негативных проявлений.
Также и подражание другому способствует развитию у ребенка волевых качеств. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Если подавать положительный пример, то и волевые качества будут формироваться правильные. Чтобы предотвратить негативные проявления волевого поведения, важно не смотреть на них «сквозь пальцы», вовремя направлять усилия на их предотвращение. В игровой, творческой и другой увлекательной для детей дошкольного возраста деятельности будет несложно привить ребенку те волевые качества, которые в дальнейшем будут ему полезны и при обучении в школе, и на всех этапах жизненного пути.
Предварительный просмотр:
Консультацию подготовила
Самсонова Н.В.
старший воспитатель МДОУ «ДС № 41»
март 2023
САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ
Цель образовательного процесса была достигнута мной при использовании всех групп методов: наглядных, словесных, практических, игровых, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны.
Данные методы я реализовала, используя разнообразные приемы (пример: рассматривание иллюстраций, использование дидактических пособий в виде предметов (указать каких), вопросы, художественное слово, пояснения к действиям, упражнение детей, дидактическая игра (если есть) и игровые упражнения).
Я провела интегрированное занятия, на котором вы увидели межпредметную связь речевой, изобразительной, музыкальной, двигательной деятельности, старалась вести диалог с детьми, который просматривался в предложении детям поучаствовать в упражнениях, желания выполнить задание, ответить на вопрос.
Моя личная цель, заключающаяся в активности и результатах деятельности детей на занятии, также достигнута, т.к. дети, за счет интереса были активизированы на протяжении всего занятия.
Моя профессиональная цель будет реализовываться и дальше, так как состоит в использовании индивидуально – личностной модели обучения детей на занятиях. Та сторона ее, которая заключается в применении на данном занятии (указать тему самообразования или проекта) - достигнута.
Предварительный просмотр:
Консультацию подготовила
Самсонова Н.В.
старший воспитатель МДОУ «ДС № 41»
май 2021
Развивающая предметно-пространственная среда
в детском саду по ФГОС
Главное требование к образовательной среде в ДОО — предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои таланты и способности. А роль педагога заключается в том, чтобы наблюдать и контролировать этот процесс и защищать ребёнка от вредных воздействий.
Полноценная предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС состоит из большой игровой площадки, разнообразного игрового оборудования, набора игрушек, игровой атрибутики, различных игровых материалов.
Анализируя работы учёных, можно выделить три компонента развивающей среды. При этом предметно-пространственному компоненту отводится центральное место.
- Социальный
Основными критериями этого компонента являются:
- хорошее, весёлое настроение;
- уважение к воспитателю как руководителю процесса;
- дружеская атмосфера, которая способствует совместной деятельности детей и поощряет сотрудничество;
- задействованность всех субъектов среды в образовательном процессе.
- Пространственно-предметный
- среда должна быть гибкой настолько, что и ребёнок и воспитатель могли управлять ею при необходимости.
- у ребёнка должна быть возможность легко переходить от одной деятельности к другой и любые её виды должны быть частью одного целостного процесса;
- среда обязана быть комплексной и сложной, включать в себя множество различных элементов, помогающих ребёнку развиваться и познавать.
- Психодидактический
Обязательное условие — наличие среди оборудования большого набора материалов, которые будут стимулировать ребёнка к познанию:
- развивающие игры;
- простые технические устройства и модели;
- лупы, магниты, весы и наборы для проведения опытов;
- природные материалы, которые можно изучать, собирать в коллекции и с которыми можно проводить эксперименты.
Пять принципов предметно-пространственной развивающей среды
- Принцип постоянного изменения окружения. И обстановка, и непосредственное наполнение должны постоянно обновляться. Среда должна быть гибкой и реагировать на изменение потребностей детей в зависимости от текущих потребностей или в зависимости от возраста.
- Принцип общения «глаза в глаза». Важно использование разнообразной мебели и её расстановка таким образом, чтобы упростить и сделать комфортным общение детей и взрослых. Это уравнивает позиции всех участников и помогает сблизиться.
- Принцип разнообразия пространства. У ребёнка должна быть возможность по настроению или желанию изменить вид деятельности, сменить активность на отдых. Пространства должно быть много, и оно должно быть легкодоступно. Детям нужна возможность в одно и тоже время заниматься разными делами так, чтобы не мешать друг другу.
- Гендерный принцип. В развивающей среде должны быть материалы, которые учитывали бы все особенности детей. Часть их должна предназначаться для того, чтобы мальчики получали представление о мужественности, а девочки – о женственности.
- Эстетический принцип. Большая часть информации воспринимается человеком визуально. Поэтому важно, чтобы всё разнообразие элементов среды гармонично сочеталось между собой, а декор создавал атмосферу лёгкости и не «давил» на детей.
Компоненты развивающей среды
Анализируя работы учёных, можно выделить три компонента развивающей среды. При этом предметно-пространственному компоненту отводится центральное место.
- Социальный
Основными критериями этого компонента являются:
- хорошее, весёлое настроение;
- уважение к воспитателю как руководителю процесса;
- дружеская атмосфера, которая способствует совместной деятельности детей и поощряет сотрудничество;
- задействованность всех субъектов среды в образовательном процессе.
- Пространственно-предметный
- среда должна быть гибкой настолько, что и ребёнок и воспитатель могли управлять ею при необходимости.
- у ребёнка должна быть возможность легко переходить от одной деятельности к другой и любые её виды должны быть частью одного целостного процесса;
- среда обязана быть комплексной и сложной, включать в себя множество различных элементов, помогающих ребёнку развиваться и познавать.
- Психодидактический
Под этим компонентом подразумевается такая деятельность педагогов, вовлечённых в процесс воспитания и образования, которая будет способствовать полноценному развитию детей.
При создании развивающей среды в ДОО по ФГОС нужно понимать, какие задачи она должна решить. Главной среди них будет — повысить самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Для этого среда должна быть комфортной для всех её участников и удовлетворять их интересы и потребности. Не менее важно для среды иметь место для образования детей, их воспитания и развития социальных способностей.
Создавая развивающую среду, необходимо учитывать и то, из чего она состоит, и какие основные компоненты она должна содержать, что требуют государственные стандарты и каких ошибок стоит избегать.
Предварительный просмотр:
Консультацию подготовила
Самсонова Н.В.
старший воспитатель МДОУ «ДС № 41»
ноябрь 2022
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С СЕЗОННЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ
Пребывание среди природы само по себе оказывает положительное воздействие на детей. Однако всё ли может быть воспринято правильно ребенком при самостоятельном общении с природой? Ведь может случиться, что он оторвет крылья у бабочки или стрекозы, нарвет охапку ландышей, и тут же бросит их под ноги.
Отсутствие знаний, верно отражающих действительность, нередко приводит к образованию у них предрассудков и суеверий. Неправильные представления являются причинами недоброжелательного отношения детей к животным: лягушкам, кошкам и др.
Чтобы подобное не случилось, надо влиять на сознание детей, учить их не только любить природу, а и наблюдать, устанавливать связи и причины явлений, обобщать и систематизировать знания с той целью, чтобы у детей сложилось реалистическое представление о природе, отдельных ее объектах.
Роль воспитателя в ознакомлении детей с природой и в обучении правильному поведению в природе очень важна.
Однако, как указывает С.А.Суркина, большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе.
Между тем психолого-педагогические исследования последних десятилетий А.В.Запорожца, Н.Н.Поддьякова, Н.Н.Николаевой, И.Д.Зверева, И.Т.Суравегиной позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления педагогики – связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в младшем школьном возрасте начать формирование экологической культуры.
Педагог должен расширять, формировать, уточнять представления детей о природных явлениях в живой и неживой природе, помогать ребенку понять гармонию в природе, целесообразность всего сущего в ней, учить постигать ее законы, ощутить ее красоту. И чем раньше познакомиться с удивительным миром человек, тем раньше пробудится чувство прекрасного, тем больше будет посеяно в его душе семян доброты, тем сильнее будет желание сберегать всё растущее и живое. Воспитание в ребенке таких качеств, как любознательность, внимательность, наблюдательность является залогом успеха дальнейшего интеллектуального развития и обучения ребенка.
Используя разные методы в работе с детьми, отвечающие их возрастным возможностям, в том числе – возросшей активности, самостоятельности воспитатель может сделать природу важным фактором всестороннего развития ребенка. Он воспитает у детей любовь к жизни во всех ее проявлениях, разовьет способность воспринимать красоту.
Чтобы расширить познания детей о временах года воспитатель проводит занятия о характерных явлениях в природе в разное время года. На ежедневных прогулках педагог обращает внимание детей на погоду: тепло – холодно, светит солнце – идет дождь, снег, безветренно – дует ветер, ясное небо – тучи. Если с детьми проводить такие наблюдения постоянно, дети сами замечают изменения в погоде.
Летом дети отмечают, что день длинный, солнце светит ярко, становится жарко; зимой – день короткий, быстро темнеет, солнце светит, но не греет.
В процессе ознакомления закрепляется представление детей о зависимости сезонных изменений от солнечного света.
Под руководством воспитателя дети наблюдают за изменениями в живой и неживой природе в разное время года, обращают внимание на развитие растений и, как под влиянием солнечного света, тепла распускаются почки, появляются листья, трава, цветы. Растения, деревья – благодатный объект для познания, для развития системного мышления и наблюдательности ребенка в любое время года. Они всегда доступны взору, их можно потрогать и даже спрятаться под кроной дерева в жаркий солнечный день.
Итак, задача воспитателя детского сада состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и охране ее. Параллельно с этим идет формирование у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задумываться над взаимоотношениями людей и природы.
Вторая младшая группа
Лето
Прогулки на луг. Первые прогулки следует провести с целью создания у детей радостного настроения от пребывания на лугу, где так много травы, цветов, где можно играть на травке, рвать цветы и любоваться ими.
Воспитатель учит детей беречь траву на лугу, не мять ее, не рвать зря цветы, приучает их играть на краю луга, там же искать наиболее крупные красивые цветы; показывает детям, как надо правильно срывать цветы (на длинном стебельке у самой земли), чтобы можно было составить букет, сплести красивый венок; обращает внимание на то, что здесь много цветов, предлагает найти, узнать, назвать одуванчик, с которым дети познакомились еще весной, или другой цветок, называет его; срывает лютик, показывает его детям, спрашивает, какого цвета этот маленький красивый цветок, еще раз называет его.
В течение лета воспитатель знакомит детей и с другими луговыми цветущими растениями, например колокольчиком, ромашкой, срывает это растение, показывает его детям, спрашивает о названии, подтверждает их ответы или называет его сам.
В середине июля зацветает красный клевер. Дети обычно радуются, когда среди обилия ранних желтых цветов находят на лугу красные головки клевера.
Дети наблюдают, как над цветами порхают бабочки, гудят пчелы и садятся на цветы.
Плетение веночков, хороводные и подвижные игры помогают запоминать увиденное, развивают интерес к дальнейшим наблюдениям, например, игры «Поищи такой же», «Найди по описанию».
Хорошо использовать небольшие, но образные стихотворения, несложные загадки.
Прогулки в лес. Прогулки в ближайший лес, рощу следует чередовать с прогулками на луг.
На первой прогулке надо дать детям почувствовать удовольствие от пребывания в лесу: тут не жарко, шумят деревья, поют птицы; уточнить знания о том, что в лесу растет много больших деревьев, а внизу трава. Можно поиграть в прятки.
Нужно обратить внимание и на то, что в лесу, кроме деревьев, много других растений. Спросить, что растет под деревьями, сорвать и принести растение.
Прогулки на водоем. В течение лета не раз проводят с детьми прогулки к мелкому водоему. Если есть безопасные места, воспитатель организует творческие игры с песком и водой. Здесь закрепляются знания детей о свойствах этих природных материалов (вода льется, одни игрушки, щепочки в ней плавают, а другие тонут; из сырого песка можно лепить, строить, сухой песок рассыпается).
Средняя группа
Лето
Прогулка на луг. На этих прогулках закрепляются и расширяются представления детей о луге, полученные в младшей группе.
Как и в младшей группе, на первой прогулке следует дать детям возможность вволю поиграть на траве, нарвать цветов, почувствовать радость от близости природы.
На последующих прогулках игры чередуют с наблюдениями, ознакомлением детей с растениями и обитателями луга. В начале лета луг покрыт цветущими одуванчиками, от них он желтый, золотой. По мере зацветания других растений детей знакомят, например, с колокольчиками, гвоздикой и др. Приемы используются те же, что и в младшей группе, но в средней группе при рассматривании, скажем, двух растений нужно сравнивать их по окраске, величине и форме цветка и листьев, по запаху.
Проводятся наблюдения за бабочками, жуками. Во время одной из прогулок следует обратить внимание на то, как много летает бабочек на лугу, проследить, как они садятся на цветы, складывают крылышки, спросить, какого цвета крылышки у бабочек, рассказать детям, что есть разные бабочки – желтые, белые, коричневые. Так же проводятся наблюдения за жуками.
Прогулки в лес. Прогулки на луг чередуются с прогулками в ближайший лес или парк. Пусть на первой прогулке дети поиграют, побегают, почувствуют, как хорошо в лесу в жаркий летний день.
На следующей прогулке, можно уже начать короткие наблюдения за жизнью леса, расширить представления детей о нем. Надо обратить их внимание на то, что в лесу много высоких деревьев, предложить посмотреть наверх, как высоко растут ветки, обхватить руками дерево – какие у деревьев толстые стволы, показать детям одно-два знакомых дерева и спросить, знают ли они это дерево, как оно называется.
Следует познакомить детей с лесными ягодами: земляникой, черникой, малиной, брусникой. На первых прогулках в июне показать цветущие кустики земляники, сказать, что потом на этих кустиках будут ягоды. Через несколько дней, когда ягоды начнут поспевать, сорвать веточку, рассмотреть цвет, форму ягоды, предложить и самим поискать такие же.
Наблюдения за домашними животными. В течение лета надо обогатить представления детей о домашних животных и их детенышах. Для этого воспитатель организует повседневные наблюдения за животными вблизи детского сада, а время от времени проводит прогулки на пастбище, в птичник или другие места, где есть домашние животные.
Старшая группа
Лето
Для обогащения представлений с детьми старшей группы проводят экскурсии на луг, в лес, поле, водоем.
Отправляясь летом на луг, можно сказать детям, что они идут в гости к бабочкам, кузнечикам, птичкам. Придя на луг, дети будто попадают на летний праздник: ярко светит солнце, пестреют разными красками цветы, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы. На лугу надо приучать детей любоваться цветущими растениями, которые привлекают внимание красотой, приятным запахом; без надобности не рвать их, собирать столько, чтобы рассмотреть растение.
Воспитателю следует обратить внимание детей на травы – главное богатство луга, что они не только красивы, но и полезны. Среди них есть кормовые, декоративные, лекарственные, медоносные, а также ядовитые.
С ядовитыми растениями лучше знакомить по картинкам, рассказать об опасности соприкосновения с ними, предупредить, что эти растения нельзя трогать руками. На лугу педагог объясняет связь между жизнью насекомых и растений. Почему бабочки, пчелы садятся на цветы, почему их много в хорошую погоду, что насекомые переносят цветочную пыльцу.
Интересно побывать летом в лесу. Там детей нужно учить ходить так, чтобы заметить красоту вокруг, услышать пение птиц, проникнуть в его тайны, не нарушая обычный ритм жизни обитателей леса. Дети должны запомнить правило: «Много видит и слышит в лесу тот, кто идет не спеша, бесшумно».
В лесу воспитатель расскажет также и о грибах. Лето – грибная пора. В жаркое, засушливое лето грибы растут плохо. А если лето теплое, часто идут дожди, грибов будет много. Она научит детей собирать грибы, расскажет, где они растут, чем отличаются съедобные от несъедобных, как размножаются.
Воспитатель обращает внимание дошкольников на роль долготы дня, как изменяется вид леса, луга, поля на протяжении летнего сезона.
В летнее время проводятся опыты, помогающие установить зависимость состояния растений от количества влаги в почве. Воспитатель объясняет, что в жаркую сухую погоду поливать растение нужно больше, обращает внимание на то, как быстро вянет, опускает листья растение, которое не полили. Дети начинают понимать зависимость состояния растений от условий окружающей природы, погоды.
Ознакомление детей с сезонными изменениями в неживой природе и в растительном мире происходит главным образом непосредственным путем, но при знакомстве с жизнью животных, птиц – это почти невозможно. Поэтому педагог широко использует художественную литературу, рассказы, картины, фотографии, просмотры видеофильмов.
Дети не могут представить себе, как заяц может менять шерсть на зимнее время, ежик и медведь целую зиму спать, почему и куда улетают птицы, где и как зимуют стрекозы, жучки, мотыльки.
Чтение книг, беседы вызывают интерес у детей к различным сторонам жизни животного мира, птиц, насекомых.
Наблюдения, проведенные в течение лета, подготавливают детей к восприятию особенностей, своеобразия зимнего времени года, дают возможность понять последовательность происходящих изменений в живой и неживой природе.
Проводят экскурсии в разные места, воспитатель подводит детей к пониманию того, что в сезонных явлениях природы проявляется приспособление организмов к условиям окружающей среды. Дети уточняют свои знания о характере жизнедеятельности живых организмов в разные времена года, о подготовке животных к зиме (накапливание жира, отрастание теплого меха, зимняя спячка, отлет в теплые края птиц и т.д.)
Когда становится холодно, насекомые прячутся в старые пни, под кору деревьев и спят всю зиму, зимующие птицы прилетают к жилищам в поисках корма. Под снежным покровом не померзнут молодые ростки, корни, семена растений. Летом ветер разносит семена растений на далекое расстояние, так происходит посев в природе. Растения приспосабливаются к свету – поворачивают листья, стебель, цветы к солнцу; погодным условиям – раскрывают цветочные корзинки; холоду – прекращают рост. Приспособление организмов проявляется в строении органов живых организмов, способах передвижении, питания, потребности в свете, влаге, воздухе, температуре. Обо все этом, дети узнают из бесед с воспитателем во время прогулок, экскурсий и занятий.
Детей старшей группы необходимо познакомить с трудом взрослых в поле, саду, огороде. С этой целью проводится экскурсия в теплицу, где дети наблюдают за работой овощевода, за тем, как он рыхлит землю, пропалывает, поливает, собирает урожай.
В старшей группе более систематическим становится наблюдение за сезонным трудом людей, при этом особо подчеркивается роль человека в охране и преобразовании природы.
Летом – поливают растения, пропалывают сорняки в цветнике, собирают семена.
Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.
Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение — необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Великий русский педагог К.Д.Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.
Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1989. – 166 с.
- Валова З.Г., Моисеенко Ю.Е. Ребенок среди природы. – Мн.: Полымя, 1985. – 112 с.
- Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1980. – 272 с.
- Лучич М.В. Детям о природе. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с.
- Саморукова Г.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1978. – 207 с.
- Экологическое образование школьников/ Под ред. И.Д.Зверева, Т.И.Суравегиной. – М.: Педагогика, 1993. – 160 с.
Предварительный просмотр:
Консультацию подготовила
Самсонова Н.В.
старший воспитатель МДОУ «ДС № 41»
сентябрь 2022
Основы и сущность педагогического мастерства
Что же такое педагогическое мастерство? Во многих источниках педагогическое мастерство определяется как система многочисленных профессиональных умений: оптимального планирования, организации процесса обучения и воспитания, оптимальной реализации намеченных планов, анализа достижений и недостатков по соответствующим критериям.
Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.
Фундамент рассматривается как основа, на которой может строиться мастерство педагога. Педагогическое мастерство включает следующие составляющие:
- знания,
- личностные качества педагога,
- педагогический опыт.
Чтобы стать мастером, педагог должен иметь ряд способностей, которые помогут ему более успешно выполнять свои профессиональные функции.
В число этих способностей входят следующие:
а) организаторские способности - способность организовать и развивать коллектив воспитанников; способность организовать свой труд и совместную деятельность с воспитанниками;
б) коммуникативные способности - способность управлять процессом своего общения с воспитанниками, их родителями, предупреждать и своевременно устранять конфликты;
в) дидактические способности - способность передать свои знания в доступной форме и разъяснить их воспитанникам;
Коммуникативные способности - способность управлять процессом своего общения с воспитанниками, их родителями, предупреждать и своевременно устранять конфликты;
- Для успешного общения необходимо:
-глубоко изучить свои индивидуальные психологические и нервно-типологические качества;
-изучить основные причины конфликтных ситуаций, возникающих в ходе общения с детьми, их родителями и коллегами;
-ознакомиться с основными требованиями к себе со стороны педагогического коллектива, родителей ;
- корректировать свою деятельность с учётом результатов самоанализа, постоянно совершенствуя свои профессиональные качества и навыки.
г) наблюдательские способности - умение изучать, понимать, раскрывать особенности и характер поведения каждого воспитанника;
д) речевые способности - умение точно и содержательно выразить посредством устной и письменной речи свои мысли и чувства, говорить и писать доступно, выразительно, эмоционально, образно, без ошибок;
е) гностические способности - способность предвидеть перспективы развития личности, то есть, на основе материалов изучения своих воспитанников, умение определить ход и результаты их познавательной деятельности, развития личностных качеств. Эти способности основаны на оптимизме, на вере педагога в своих выпускников.
Компоненты педагогического мастерства
1)Педагогическая техника
Педагогическая техника относится к средствам выразительного воздействия при решении разнообразных задач обучения и воспитания; ее следует рассматривать как одно из слагаемых педагогической технологии
2)Творческое самочувствие, саморегуляция настроения и эмоциональных состояний.
Саморегуляция эмоциональных состояний педагога и управление ими в процессе профессиональной деятельности и общения очень важна. Физическая раскрепощенность (отсутствие «мышечных зажимов», свобода движений, легкость пластического выражения) и психологическая свобода (отсутствие страха быть объектом внимания, свободное изъявление своей воли, выражение мыслей, чувств, психическое равновесие) являются необходимыми условиями продуктивности педагогической деятельности.
3) Обаяние, самовыражение, индивидуальный стиль работы.
Профессиональная деятельность требует от педагога не только учета индивидуальных особенностей воспитанников, но и проявления собственной индивидуальности.
Индивидуальный стиль работы, безусловно, отражает особенности характера педагога. На практике встречаются преподаватели жесткие и мягкие, открытые и сдержанные, коммуникабельные и достаточно замкнутые. Все это непосредственно влияет на взаимоотношения с воспитанниками и родителями.
Задача педагога – оказать на них (воспитанников и родителей) эмоциональное воздействие, вызвать в их душах отклик, определенные переживания, без которых невозможно восприятие жизни, ее понимание. В связи с этим, педагог должен внушать к себе симпатию и заинтересовывать.
4)Уравновешенность, внешняя выразительность. Для успешной педагогической деятельности важное значение имеет уравновешенность нервной системы, подвижность процессов возбуждения и торможения.
5)Культура внешнего вида педагога. На внешний облик педагога оказывает влияние культура его внешнего вида, который в значительной степени зависит от уровня его общей культуры и эмоционального состояния. Основными требованиями к внешнему виду педагога являются: эстетическая привлекательность, чувство меры, соответствие условиям деятельности.
Педагогическая направленность личности | Профессионально необходимые знания | Профессионально необходимые способности, умения, навыки | Прикладные знания, умения, навыки, способности |
Стабильный интерес к педагогической деятельности, любовь к детям | Специальные знания (по преподаваемым дисциплинам) | Организаторские | Художественные |
Ответственность за результаты своего труда | Знания по педагогике, психологии, частным методикам | Коммуникативные | Технические |
Позитивные мотивы деятельности | Общественные (исторические, политические, экономические и др.) | Дидактические | Спортивные |
Качества личности | Наиболее актуальные на сегодня знания | Актёрские | Бытовые |
А.С. Макаренко: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое его движение воспитывало, и всегда должен знать, что он хочет в данный момент и чего не хочет»
Предварительный просмотр:
Консультацию подготовила
Самсонова Н.В.
старший воспитатель МДОУ «ДС № 41»
декабрь 2021
Новый взгляд на родительское собрание
Сотрудничество детского сада с семьёй направлено на формирование у родителей осознанного отношения к воспитанию ребёнка.
Общение педагогов и родителей всегда происходило в форме педагогических бесед, тематических консультаций, групповых и общих собраний.
Родительское собрание – это действенная форма активизации воспитательных возможностей родителей.
Действительно, чтобы успешно воспитывать ребенка, родителям важно знать структуру воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, так же и педагогам нужно знать особенности семейного воспитания.
Но, к сожалению, истинный смысл собрания – встретиться, чтобы вместе поговорить о проблемах и найти способы их решения, узнать о достижениях друг друга — нередко искажается. Собрание превращается в монолог сведущего в воспитании детей специалиста. Слушатель воспринимает такой монолог как нотацию.
Важнейшее условие доверительных отношений с родителями – стремление воспитателя к диалогу. Ведь родители хотят видеть в педагоге отзывчивого знающего собеседника, умеющего выслушать, посмотреть на ситуацию их глазами.
Лучше всего проводить родительские собрания, следуя правилу Конфуция:
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я, может быть, запомню. Вовлеки меня, и я пойму», переведенному современными учеными и выраженному на языке цифр: услышанное запоминается на 15%, услышанное и увиденное на 25%, записанное на 40 %, проделанное на 70 %.
В последнее время педагоги ДОУ стремятся использовать в работе с родителями нетрадиционные формы взаимодействия, чтобы сотрудничество детского сада и семьи было плодотворным, действенным, а не строилось только на сухих фактах, доводах, пожеланиях и рекомендациях.
Рассмотрим несколько примеров таких нетрадиционных родительских собраний.
«Педагогическая лаборатория». Такую форму работы с родителями рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад», проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, чтобы ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.
«Читательская конференция». Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое-либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении.
«Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, «Кризис трех лет». Воспитатель дает понятия кризиса трех, совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает родителям поделиться, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд «Копилка родительского опыта».
«Семинар – практикум». На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель, так и родители, приглашенные специалисты.
«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, «Ребенок – левша».
«Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрания подводится итог. Собрание имеет подготовительный этап, воспитатель предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по привитию у детей, например, хороших манер. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку по соблюдению правил приличия. В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде «Копилка родительского опыта».
«Ток–шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток–шоу выступают родители, воспитатель, можно пригласить специалистов. К примеру, возьмем «Кризис 3-х лет». Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3-х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.
Отдельным пунктом можно рассмотреть такую нетрадиционную форму проведения собрания, как собрание-встреча, ставшее популярным в последнее время в работе воспитателей с родителями.
Выступление перед родителями с докладом не лучший способ разговора о воспитании ребенка. Воспитателю необходимо учиться слушать и слышать родителей, понимать невербальный язык общения, передавать информацию разными способами, способствовать установлению обратной связи с родителями.
Диалог и порождает такой новый стиль собраний, как собраний–встреч. Такие собрания будут событием для семьи и для детского сада. Их хорошо проводить как годовой круг родительских встреч, каждая из которых направлена на решение определенных задач на каждом этапе воспитательно-образовательного процесса.
Основные задачи встреч:
- установление контакта между педагогами и родителями;
- определение границ взаимодействия, дистанции в диалоге, его составляющих;
- определение общих для детского сада и семьи проблем воспитания детей, высказывание предположений об их появлении;
- понимание ценности взаимодействия «педагог – родитель»;
- установление обратной связи, совершенствование содержания, форм, результатов совместной педагогической деятельности.
Название «годовой круг встреч» выбран не случайно. Ребёнок развивается по спирали, каждый виток которой несёт ему новые знания из мира природы, предметов, обретение новых навыков, познание новых ощущений.
Восхождение по спирали всегда сопряжено с трудностями, преодолеть которые помогут взрослые – педагоги и родители.
Ориентируясь на достижения современной психологии, в частности, на исследования Р.В. Овчаровой, на родительских собраниях можно использовать следующие методы взаимодействия:
- групповая дискуссия;
- видеокоррекция;
- игра;
- совместные действия с дальнейшим самоанализом;
- конструктивный спор;
- рациональный подход к решению проблем на основе сотрудничества;
- вербальная дискуссия и другие…
Каждая встреча завершается рефлексивным кругом «Что дала мне эта встреча», где каждый участник делится своими соображениями о дальнейшем взаимодействии родителей и педагогов.
Несомненно, использование нетрадиционной методики проведения, следование принципам вариативности родительских собраний позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру, интерес к вопросам воспитания детей.
Хочется еще раз подчеркнуть, что для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в детском саду важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 41»
Консультация для педагогов
«Содержание познавательно- математической деятельности в режиме дня»
Консультацию подготовила
Самсонова Н.В.
старший воспитатель МДОУ «ДС № 41»
ноябрь 2020
Успех математического развития дошкольников во многом зависит от организации образовательного процесса. И здесь важно иметь в виду, что обучение математике следует осуществлять как на занятиях, так и в режиме дня. Процесс познания форм, величин, количественных отношений детьми осуществляется в основном в естественной повседневной обстановке, в специально организуемых познавательных играх, игровых ситуациях.
Основное внимание уделяется освоению детьми способов практических действий, таких как группировка предметов по признакам, сравнение их путем сопоставления, воспроизведение в том же количестве, воссоздание целого из частей, преобразование, комбинирование, моделирование.
Элементарные математические представления даются в детском саду. Заставить детей сидеть на одном месте практически невозможно, а любое обучение предполагает усидчивость, терпение и внимание. Что же сделать для того, чтобы заложить необходимые знания, избегая привычных нравоучений и занудности? Фразы, наподобие: «Сидите тихо!», «Слушайте внимательно!» отпугнут кого угодно. Тогда выход один – ИГРА!
Чтобы игра в ДОУ была ведущим видом деятельности не только теоретически, но и практически, используются необычные режимные моменты.
Одевание (раздевание) на прогулку: дети выясняют, какая туфелька больше, прикладывая подошвы друг к другу; определяют, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т.п. (классификация); сравнить шарфы, определить, у кого шарф длиннее, а у кого короче.
После сна: убирая массажные коврики, определить их количество, цвет, форму; расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные), сравнить цвет, длину ленточек.
Прием пищи: попросить детей разложить ложки, перед этим они должны определить количество детей, сидящих за столом; напоминать детям, что тарелка стоит на столе, хлеб лежит на тарелке, суп налит в тарелку и т.п.
Прогулка: собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие); во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру; постоянно упражнять в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, тропинки, кусты, цветы, насекомых, птиц, животных; наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения.
Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка. Кроме того, загадки, пословицы, считалки дают большой эффект в обучении дошкольников владению объяснительной и доказательной речью.
Разгадывание загадок математического содержания – это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей. Еще поддерживать интерес к математическим понятиям можно с помощью стихотворений, сказок с математическим содержанием, пальчиковых и жестовых игр. Детям нравится это занятие, они в игре легко запоминают тексты (тренируют память), с интересом дома рассказывают родителям (обучение и развитие продолжается за стенами детского сада).
Игра с детьми в сюжетно- ролевые игры. Например, количественный состав числа из единиц осваивается в игре «Почта». Сортировщики и почтальоны раскладывают корреспонденцию по адресам, в соответствии с названными числами. В игре происходит различение порядкового и количественного счета, сравнение рядом стоящих чисел, тем самым происходит закрепление полученных на занятиях знаний. Знакомясь с составом числа из единиц в пределах 5, после 2-3 проведенных занятий в игре «Почта», дети применяют полученные знания практически. Учатся считать с предметами и без них, рассказывать о выполненном действии.
Игра «Зоопарк», где дети практически используют порядковые и количественные числительные, этому предшествует подготовительная работа: ознакомление с трудом взрослых, работающих в зоопарке; чтение рассказов Е. Чарушина, Б. Жидкова, С. Маршака о растительном и животном мире, о труде человека в зоопарке; рассматривается альбом «В мире животных». На доступных примерах детям раскрывается сложность работы по уходу за животными и их доставке в зоопарк: здесь необходимы смелость, находчивость, большие знания. Наряду с этим ребята узнают, что люди, работающие в зоопарке должны хорошо уметь считать: сколько всего зверей в зоопарке? Сколько животных одного вида? Сколько особей находится в одной клетке?
Игра «Магазин». Имеется кассовый аппарат, наборы монет.
Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.
Примерами таких занимательных вопросов могут служить следующие:
- У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)
- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)
Математические конкурсы. Красочно иллюстрированные и музыкально оформленные соревнования доставляют им эстетическую радость, радость победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности.
«Цепочка примеров»: дети садятся друг напротив друга. Один кидает мяч и называет пример, поймавший мяч продолжает пример, в котором надо произвести действие с числом, являющимся ответом в первом примере; «Задачи – смекалки», например, из пяти палочек сложить квадрат и два равных треугольника.
Таким образом, использование занимательных задач на занятиях по математике дает возможность ребенку учиться с интересом и удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы.
Предварительный просмотр:
Консультацию подготовила
Самсонова Н.В.
старший воспитатель МДОУ «ДС № 41»
апрель 2019
Обучение дошкольников выразительному
чтению и заучиванию стихотворений
Умение выразительно читать поэтические произведения не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно. Наиболее доступной для детей формой восприятия поэтического произведения является слушание выразительного чтения.
Признаки выразительного чтения:
2) умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
3) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
4) хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.
Выразительность – важное требование, предъявляемое к чтению стихотворений.
Прочитать текст поэтического произведения выразительно, значит:
1) раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем
2) показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;
3) передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.
Большое влияние на детей оказывает выразительное чтение педагога. Чем выразительнее прочитал он, тем глубже и устойчивее впечатление, оставшееся в сознании юных слушателей, и сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного. Чтение педагога доставляет детям эстетическую радость, вызывая глубокие эмоциональные переживания – «упражнения в нравственном чувствовании», как называл их К.Д.Ушинский. Наблюдая образцовое чтение стихотворения педагогом, дети стремятся и сами при чтении раскрывать свое отношение к произведению всеми доступными им средствами.
Главным условием, обеспечивающим выразительность, является сознательное восприятие текста детьми.
Методы заучивания стихотворений
- Визуальный
Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.
Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я - тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки-маляки особенно не влияют. Главное – принцип. Затем, по вашему «картинному плану» чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.
- Двигательный
Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.
- Слуховой
Это самый распространенный метод. Его часто используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.
- Логический
Не у многих дошколят ведущая – логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.
Способы заучивания стихотворений
Способ №1
Чтобы ребёнок легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество – что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше – это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.
Способ №2
Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка.
Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным – размеренные, плавные. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». И еще – учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.
Способ №3
Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, – такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Учить стихотворение лучше индивидуально. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.
Способ №4
Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.
Способ №5
Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым – напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.
Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное – результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.
Способ №6
Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Периодически рассматривайте вместе с ребёнком вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.
Заключение
Заучивание стихов наизусть развивает память, речь, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры. Особенность поэзии заключается еще в том, что она, подобно музыке, своим ритмом, мелодикой влияет на эмоциональное состояние человека, что очень важно в современном, довольно агрессивном мире. Стихотворения воспитывают у ребенка особое, вдумчивое отношение к литературе. Лирическая поэзия дает возможность насладиться красотой слова и ритма.
Предварительный просмотр:
Консультацию подготовила
Самсонова Н.В.
старший воспитатель МДОУ «ДС № 41»
октябрь 2018
«Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»
"Эмоциональное благополучие для ребенка,
все равно, что для ростка свет, тепло,
влага, удобрение…
Чтобы нормально расти, ребенку нужна
любовь, уверенность в своих силах,
в своей значимости и ценности для нас,
взрослых".
И.Сеченов
Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психологического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении, которое является показателем эффективности работы детского сада и составляет основу психологического здоровья детей.
Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. А ведь эмоциональная сфера и является ведущей в психологическом развитии ребенка дошкольного возраста и поэтому является основной для осознания ребенком себя.
Детство – это не только светлый и радостный промежуток времени, это не только состояние беззаботности, но и нехватка общения, неуверенности в себе, недостаток любви и понимания. Вот что сказал В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям»: «В период большого эмоционального подъема мысль ребенка становится особенно ясной, а запоминание происходит наиболее интенсивно. Дети могут забыть то, что им сказали, но они никогда не забудут те чувства, которые вы у них вызвали. Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать психологическую нагрузку. Для ребенка нет ничего важнее психологического, эмоционального благополучия – без него не сложится нормальная личность. Именно комфортность самочувствия дошкольника, на взгляд Марины Сергеевны Мазур, обязана занять достойное место среди основных показателей качества дошкольного образования.
Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение со сверстниками, инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.
Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, плаксив смущается при обращении к нему взрослых и детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, видно, что ходит в детский сад без желания, по необходимости.
Для развития эмоциональной сферы, как базиса психики ребенка, важно, чтобы его развитие проходило в свойственных ребенку видах деятельности – игре, рисовании, танцах… Воспитателю важно научить дошкольников пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний.
Важно отметить, что эмоциональная сфера является составляющей в развитии дошкольника, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых управлять своими эмоциями. Компетентный педагог устанавливает в группе такую атмосферу общения, которая помогает детям чувствовать себя свободно и комфортно. Поэтому деятельность взрослых, как родителей, так и работников ДОУ должна включать в себя создание определенных условий эмоционально-психологического благополучия каждого ребенка, а значит и группы в целом.
В связи с эти можно выделить следующие условия:
1). Быстрая адаптация ребенка к условиям детского сада;
2). Эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от его отношений со сверстниками. Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе;
3). Важным и необходимым условием является стиль общения воспитателя с ребенком. Ребенок с радостью идет в детский сад, где его ждут, радуются успехом, помогают преодолевать трудности. Воспитатель в общении с ребенком – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза.
4). Предметно-развивающая среда, которая служит интересом и потребностям каждого ребенка.
5). Большую роль в эмоциональном благополучии ребенка играет тон воспитателя, он должен быть доброжелательным, располагающим к общению.
6). Проведение в группе «Утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания.
7). Обстановка в семье, характер семейных отношений часто влияют на эмоциональное благополучие и на развитие ребенка.
Все эти условия взаимосвязаны и взаимозависимы и в совокупности позволяют судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду.
Таким образом, грамотно построенная педагогическая работа обогащает эмоциональный опыт детей, что значительно снимает или даже устраняет недостатки в их эмоциональном развитии и благополучии. Дошкольный возраст – благодатный период для того, чтобы научить дошкольников соответствующим образом направлять и проявлять свои эмоции. Со стороны воспитателя необходим контроль за появлением возрастных психологических новообразований и эмоциональном состоянии каждого ребенка.
Именно от нас – педагогов во многом зависит сохранение психологического здоровья детей.
Предварительный просмотр:
Консультацию подготовила
Самсонова Н.В.
старший воспитатель МДОУ «ДС № 41»
сентябрь 2023
Анализ НОД
Тема______________________________________ Группа _____________ Дата ____________________
Воспитатель_______________________________ Рецензент ____________________________________
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ | УРОВЕНЬ | |||
Анализ цели занятия: | ||||
1. | Соответствие ООД |
| ||
2. |
| |||
3. |
| |||
4. | Умение доводить цель и задачи ООД до детей с учётом их возрастных особенностей | |||
5. | Уровень достижения поставленной цели | |||
Анализ структуры и организации НОД | ||||
6. | Соответствие структуры ООД его цели и типу | |||
7. | Логическая последовательность и взаимосвязь этапов | |||
8. | Целесообразность распределения времени по этапам ООД | |||
9. | Рациональность использования оборудования и дидактического материала | |||
10. | Оригинальность постановки проблемы (вхождение в игровую ситуацию) | |||
11. | Организация итога ООД | |||
12. | Наличие плана-конспекта ООД, степень его выполнения | |||
Анализ содержания НОД | ||||
13. | Целесообразность выбора методов, приёмов и средств обучения с учётом темы, цели НОД, возможностей детей, самого педагога, учебно-материальной базы. | |||
14. | Доступность изложения детям (соответствует ли уровень сложности материала) | |||
15. | Логичность и научность изложения (логика построения и соответствие научным знаниям) | |||
16. | Связь содержания НОД с жизнью, с потребностями, интересами ребенка | |||
17. | Формирование познавательных интересов и познавательных действий | |||
Анализ методики проведения НОД (деятельность воспитателя) | ||||
18. | Разнообразие используемых методов и приёмов | |||
19. | Использования элементов УМК | |||
20. | Использования элементов РК | |||
21. | Использование средств обучения, мультимедийных средств (без привлечения помощников) | |||
22. | Формирование у детей новых понятий в ходе поисково-исследовательской деятельности | |||
23. | Разнообразие видов детской деятельности | |||
24. | Создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка | |||
25. | Организация самостоятельной работы детей (индивидуальный и дифференцированный подход) | |||
26. | Формирование общей культуры личности детей | |||
27. | Умение корректировать ход НОД с учетом «обратной» связи | |||
28. | Приемы сосредоточения и привлечения внимания | |||
29. | Качество освоения нового материала | |||
30. | Педагогическая техника педагога |
| ||
31. |
| |||
32. |
| |||
33. |
| |||
34. |
| |||
35. |
| |||
36. |
| |||
37. |
| |||
38. |
| |||
35. |
| |||
Анализ работы детей на НОД | ||||
39. | Активность и работоспособность детей на разных этапах НОД | |||
40. | Степень вовлеченности детей в игровую ситуацию НОД (настроение, эмоциональный отклик, интерес) | |||
41. | Сосредоточенность внимания детей на проблеме (поведение, дисциплина) | |||
42. | Положительная реакция на усложнение игровых целей ООД | |||
43. | Удовлетворена ли потребность детей в двигательной активности | |||
44. | Реакция детей на оценку педагога | |||
45. | Способность оценить свою работу на НОД | |||
46. | Степень осознания ребёнком итога работы (гордость за полученный результат) | |||
ИТОГО | ||||
Несомненные достоинства НОД («изюминки», находки, удачные приемы): |
3 – высокий уровень - профессиональный уровень;
2 – средний уровень - динамический уровень;
1 – низкий уровень - статический уровень;
0 - не соответствие требованиям профессиональной деятельности.