Раздел 2 «Уровень профессиональной подготовки педагога».
Существуют два основных уровня квалификации школьных педагогических работников (учителей):
- Уровень 5 (А). Подразумевает педагогическую деятельность по реализации программ начального (основного, среднего) общего образования на основе типовых схем и шаблонов.
- Уровень 6 (В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы).
Предполагает три типа трудовых функций:
а) педагогическая деятельность по решению стандартных задач программам начального (основного, среднего) общего образования;
б) педагогическая деятельность по решению задач в профессиональной деятельности в нестандартных условиях;
в) педагогическое проектирование программ начального (основного, среднего) общего образования.
С 1 сентября 2022 года вступит в силу новый профессиональный стандарт для учителей
С 1 сентября 2022 года вступит в силу новый профессиональный стандарт для учителей
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)
Прежний профессиональный стандарт "Педагог", принятый в 2013- году, признан утратившим силу.
С 1 сентября 2022 года учителя начнут работать по новому стандарту в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ.
Для кого этот стандарт?
Предыдущий документ был нацелен на педагогов дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, то есть касался и воспитателей, и учителей. Новый стандарт, который будет действовать с 1 сентября 2022 до 1 сентября 2028 г., предназначен только для школьных учителей.
Для чего этот стандарт?
В пояснительной записке к документу обозначены причины необходимости нового профстандарта:
- изменения, ранее внесенные в ФЗ "Об образовании", а именно допуск студентов педагогических вузов к работе в школе и внедрение типовых учебных программ;
- утвержденные в 2021 году новые наименования квалификаций и требования к ним;
- несоответствие прежнего стандарта федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики» нацпрограммы «Цифровая экономика РФ».
Что изменилось?
В новом стандарте теперь зафиксированы два основных уровня квалификации школьных педагогических работников (учителей): уровень 5 (А) и уровень 6 (В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы).
В зависимости от этого различаются их трудовые функции.
- Уровень 5 подразумевает следующие трудовые функции: педагогическая деятельность по реализации программ начального (основного, среднего) общего образования на основе типовых схем и шаблонов.
- Уровень 6 предполагает три типа трудовых функций:
- педагогическая деятельность по решению стандартных задач программам начального (основного, среднего) общего образования;
- педагогическая деятельность по решению задач в профессиональной деятельности в нестандартных условиях;
- педагогическое проектирование программ начального (основного, среднего) общего образования.
Также в зависимости от уровня различаются требования к образованию и обучению учителей:
- для уровня 5 достаточно иметь справку о периоде обучения, подтверждающую успешное прохождение промежуточной аттестации не менее чем за три года обучения по образовательной программе высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки";
- для уровня 6 необходимо или высшее образование по укрупненной группе специальностей (направлений подготовки) «Образование и педагогические науки», или высшее образование и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки, предоставляющие право ведения педагогической деятельности, или среднее профессиональное образования — программы подготовки специалистов среднего звена по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки».
Новшества, связанные с цифровизацией
В новом стандарте появились требования к владению и использованию цифровых технологий и инструментов. Современный учитель теперь обязан обладать следующими умениями.
1. Владеть ИКТ-компетентностями, включая использование ресурсов информационной образовательной среды и цифровых технологий:
- общепользовательская ИКТ-компетентность (уметь работать с цифровой информацией с использованием компьютера и средств коммуникаций, соблюдать правила защиты информации и персональных данных);
- общепедагогическая ИКТ-компетентность (уметь организовать свою педагогическую деятельность и деятельность обучающихся с использованием ресурсов и сервисов информационной образовательной среды и цифрового коммуникационного оборудования, применять нормы информационной безопасности в образовательном процессе).
2. Адекватно использовать средства цифровых коммуникаций и видеотехнологий с участниками образовательного процесса, соблюдать нормы информационной безопасности и защиты персональных данных.
3. Использовать ресурсы информационной образовательной среды для решения образовательных задач развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.
4. Использовать в образовательном процессе цифровое учебное и коммуникационное оборудование образовательной организации, владеть методами цифровой коммуникации с участниками образовательного процесса на основе норм информационной безопасности.
5. Избирательно применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения, позволяющих проводить развивающую работу и обеспечивать доступ к таким технологиям всех обучающихся на основе индивидуального подхода, а также для работы с детьми с особыми потребностями (специализированное и дополнительное цифровое оборудование в соответствии с оснащением информационной образовательной среды организации).