Результативность освоения учащимися образовательной программы

Азанова Анастасия Алексеевна

Результативность освоения учащимися образовательной программы и динамика их достижений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет о деятельности учителя-логопеда Азановой А.А.

на логопедическом пункте МБДОУ «Детский сад № 14 «Звездочка»

(корпус № 3) за 2022-2023 учебный год

  1. Коррекционная работа с детьми

В течение учебного года были обследованы 74 воспитанника (подготовительная комбинированная группа – 17, старшая комбинированная группа – 25, средняя комбинированная группа – 17, II младшая комбинированная группа – 15).

Выявлено 39 детей с нарушениями речи (28 человек зачислены на логопункт, остальные занесены в «Журнал движения воспитанников на логопункте» с пометкой «Поставлен на очередь»). Оформлены протоколы обследования речи детей, заполнены речевые карты, составлены планы работы на каждого ребенка, разработаны адаптированные программы для детей с ЗПР, ТНР.

В течение 2022- 2023 учебного года на занятия на логопедический  пункт было зачислено 28 детей с целью коррекции речевых недостатков со следующими  логопедическими заключениями:

ЗПР – 1 ребенок (подготовительная комбинированная группа, дизартрия);

ОНР II уровня – 1 ребенок (старшая комбинированная группа, дизартрия);

ОНР III уровня – 16 детей (10 – старшая комбинированная группа, 6 – подготовительная комбинированная группа, дислалия);

ОНР (НВОНР) – 6 детей (средняя комбинированная группа, дислалия);

ФФНР – 5 детей ((подготовительная комбинированная группа. дислалия).

Дети, зачисленные на занятия, посещали подгрупповые и индивидуальные занятия согласно календарно-тематическому плану и расписанию занятий. Комплектование групп осуществлялось на основе педагогической классификации и возраста детей. Дефекты звукопроизношения исправлялись на индивидуальных (постановка звуков) и подгрупповых (автоматизация звуков) занятиях. Коррекционная работа планировалась в соответствии с рабочей Программой логопеда, которая составлена на основе Программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной по преодолению ФФНР и ОНР.

Итоги работы за 2022 – 2023 учебный год

Выпущено – 12 воспитанников

Из них с нормой речи – 4 воспитанника (ФФНР – 4).

Со значительным улучшением – 8 детей (8 – ОНР III уровня).

Оставлено для продолжения занятий – 16 детей:

ЗПР – 1 ребенок (подготовительная комбинированная группа, дизартрия);

ОНР II уровня – 1 ребенок (старшая комбинированная группа, дизартрия);

ОНР III уровня – 10 детей (10 – старшая комбинированная группа);

ОНР (НВОНР) – 6 детей (средняя комбинированная группа, дислалия).

Выбыло – 0.

По решению ППк МБДОУ, 3 воспитанника (2 – подготовительная комбинированная группа (ЦПМПК), 1 – средняя комбинированная группа с ОНР) были выведены на индивидуальное сопровождение по коррекции речевых недостатков. Для детей были разработаны индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ). Работа по индивидуальным маршрутам велась во взаимодействии с воспитателями и родителями. У детей наблюдается положительная динамика речевого развития.

  1. Профилактическая работа

В целях предупреждения речевых нарушений у детей младших групп для родителей и педагогов в папке «Советы логопеда» размещались консультации, содержащие информацию по развитию речевой моторики, фонематического слуха, обогащению словаря, грамматического строя, нормативы развития речи детей разного возраста и другие:

  1. Основные причины речевых нарушений.
  2. Артикуляционная гимнастик для детей.
  3. Дыхательная гимнастика для детей.
  4. Развитие мелкой моторики рук.
  5. Игры и упражнения для развития фонематического слуха.

Регулярно осуществлялся выход во II младшую комбинированную группу с целью проведения работы по развитию речи детей (разучивание артикуляционной гимнастики, игры на развитие слухового внимания, мелкой моторики, дыхательные упражнения).

В подготовительной и старше группах разучивались игры, способствующие совершенствованию грамматического строя речи.

В средней группе разучивалась артикуляционная гимнастика, упражнения для развития мелкой моторики, а так же проводились игры, способствующие обогащению словаря.

Проводились индивидуальные консультации для родителей, вручались буклеты с рекомендациями:

  1. «Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка».
  2. «Практические рекомендации на лето»

На стенде «Советы специалистов» были размещены консультации по следующим темам:

  1. Развитие фонематического слуха.
  2. Речевой негативизм.
  3. Почему детям нужно рисовать?
  4. Что нужно знать родителям левшей.
  5. Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Проводилось обследование звукопроизношения, уровня понимания обращенной речи, уровня развития лексико-грамматического строя речи, навыков самостоятельной речи детей II младшей комбинированной группы.

Проводилось обследование звукопроизношения, уровня сформированности фонематических процессов, уровня развития лексико-грамматического строя речи, навыков связной речи детей средней, старшей и подготовительной групп.

  1. Работа с педагогами

Логопедическая работа в 2022-2023 учебном году осуществлялась в тесном контакте с воспитателями и специалистами детского сада.

Велись тетради взаимодействия с воспитателями, в которых давались рекомендации для успешного комплексного, всестороннего воздействия на речевой дефект.

Посещались занятия педагогов и мероприятия с целью ознакомления с методами и приемами педагогической работы, а также с целью наблюдения за детьми, посещающими логопедические занятия.

Педагоги были познакомлены с результатами диагностики речи детей, с комплектованием логопункта и расписанием занятий на логопункте.

Для воспитателей была проведена консультация о роли артикуляционной гимнастики в образовательном процессе (Консультация Г.А. Желтовой «Речь педагога – образец для подражания», октябрь 2022 г.). Воспитателям были продемонстрированы основные артикуляционные упражнения, объяснены правила их выполнения, вручены буклеты «Артикуляционная гимнастика для детей».

Проведена консультация для педагогов «Алалия» (Консультация Г.А. Желтовой «Развитие слухового внимания ребенка с ОВЗ», март 2023 г.).

Выступала на МО учителей-дефектологов и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Тема выступления: «Развитие фонематического слуха у детей с ОВЗ» (апрель 2023 г.).

  1. Работа с родителями

Все родители были ознакомлены с результатами диагностики детей. В течение года велись индивидуальные тетради домашних заданий логопеда для взаимодействия с родителями. Родители регулярно получали задания и рекомендации по закреплению сформированных навыков на логопедических занятиях, совершенствованию речи детей.

В папке «Советы логопеда» размещался материал для родителей, который можно использовать для развития и коррекции речи детей (характеристика речи детей, развитие артикуляционной моторики, развитие речевого дыхания, развитие мелкой моторики рук и другие).

Размещались консультации, запланированные годовым планом работы на стенде «Советы специалистов».

В течение года проведено 11 индивидуальных консультаций для родителей с объяснениями и показом приемов работы по автоматизации звуков, правилами выполнения артикуляционной гимнастики, как по запросу родителей, так и по приглашению логопеда.

Составлены консультации-рекомендации на лето в тетрадях детей, родители проконсультированы в устной форме.

Составлены и распечатаны памятки для родителей по развитию различных сторон речи детей, которые расширяют логопедические знания и помогают родителям выполнять рекомендации логопеда.

Выступления, сообщения на родительских собраниях

Сообщение на родительском собрании в подготовительной комбинированной группе (октябрь 2022 г.)

Тема «Характеристика речи детей 6-7 лет. Основные речевые нарушения данного возраста. Взаимосвязь родителей и логопеда в работе над речевыми недостатками детей». Презентация программы дополнительного образования «Читай-ка».

  1. Мероприятия по созданию РППС кабинета логопеда

Методическая копилка логопункта пополнилась новыми буклетами:

  • «Артикуляционная гимнастика для детей»,
  • «Практические рекомендация на лето».

Пополнилась развивающая предметно-пространственная среда кабинета логопеда

  1. Пополнилась картотека игр по теме самообразования:
  1. Лабиринтами;
  2. Играми-ходилками («Один-много», «Большой-маленький»)
  1. Пополнилась картотека игр для закрепления предлогов, предложно-падежных конструкций.
  2. Приобретены лото «Азбука», лото «Что из чего?», игра «Противоположности».
  3. Распечатаны лото «Времена года», игра «Найди пару» (на согласование существительного прилагательного).
  4. Пополнена картотека по лексическим темам.
  5. Пополнена картотека по автоматизации и дифференциации звуков (Что у фокусника в шляпе», «Пират»).
  6. Приобретены игры для автоматизации скорректированных звуков («Пиши-стирай», «Звуковая головоломка»).
  7. Пополнена картотека игр на развитие фонематического слуха.

В ходе работы над темой по самообразованию пополнилась копилка презентаций и игр на электронных носителях по формированию лексико-грамматических категорий:

  1. Презентации: «Фрукты, овощи, ягоды», «Мебель и инструменты», «Дикие животные готовятся к зиме», «Предлоги».
  2. Игры: «Чей хвост?», «Чей домик?», «Варим варенье», «Покупаем сок», лото «Времена года», лото «Что из чего?».

Копилка домашних заданий логопеда пополнена новыми карточками на автоматизацию, дифференциацию свистящих – шипящих звуков, сонорных звуков.

В течение года регулярно велась документация, которая  предусмотрена Положением о логопункте МБДОУ «Детский сад № 14 «Звездочка».

В течение учебного года работала по теме самообразования «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством метода наглядного моделирования».

Сотрудничество с педагогами

В рамках недели Педмастерства было проведено открытое занятие в средней группе на тему «Весна» по развитию лексико-грамматического строя речи посредством метода наглядного моделирования (20.03.23)

Сотрудничество с родителями

Разработаны консультаций по теме самообразования «Советы специалистов» «Практические рекомендации на летний период».

Работа с детьми

Обследован уровень сформированности лексико-грамматического строя речи у детей подготовительных, старших, средней группы.

Разработаны конспекты занятий по развитию лексико-грамматического строя речи у детей посредством метода наглядного моделирования.

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи включались во все виды занятий (индивидуальные, подгрупповые) как этап занятия для детей с различной речевой патологией.

Проводился мониторинг уровня речевого развития детей (в сентябре, январе, мае).

В результате проделанной работы:

  • Изучила методическую литературу по теме и повысила свой профессиональный уровень.
  • Обогатила развивающую предметно-пространственную среду кабинета логопеда.
  • Проведен самоанализ коррекционной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи детей (в рамка мониторинга), который показал положительные результаты (увеличение числа старших дошкольников с ОНР 3 уровня, выпущенных из логопедического пункта с отсутствием недостатков речи или со значительным улучшением).
  • Составлен отчет для итогового Педсовета по теме самообразования.

Выводы

В течение года работа на логопункте проводилась согласно перспективного плана на 2021–2023 учебный год. Использовались разнообразные формы работы: сообщения, консультации, представление собственного теоретического и практического опыта, разработка памяток, консультации в папке «Советы логопеда», на стенде «Советы специалистов».

Взаимодействие с родителями осуществлялось через тетради домашних заданий, индивидуальное консультирование в кабинете логопеда с показом приемов работы дома.

Взаимодействие с воспитателями осуществлялось через тетради взаимодействия, семинары-практикумы.

Индивидуальные коррекционные занятия с детьми по постановке и автоматизации звуков. Развитию всех компонентов речи велась регулярно по расписанию логопедических занятий.

Систематичность и творческий подход позволили добиться повышения интереса к проблеме недоразвития речи детей и заинтересованности педагогов и родителей в исправлении недостатков речи у воспитанников, расширению теоретических знаний по логопедии, пониманию причин возникновения дефектов речи у детей, активизации работы педагогов и родителей с детьми.

Положительные тенденции:

  1. Учитель-логопед и педагоги работали во взаимодействии.
  2. Систематические консультации родителей помогли преодолеть речевые нарушения детей.
  3. Ответственное отношение педагогов, родителей и детей к выполнению логопедических рекомендаций.

Отрицательные тенденции

  1. Увеличение количества детей с нарушениями речи, (в том числе детей с тяжелыми нарушениями речи).
  2. Незаинтересованности некоторых родителей к речевым проблемам детей, несистематическое закрепление дома скорректированного звукопроизношения затрудняют коррекционный процесс.
  3. Недостаточная просвещенность родителей о речевых нарушениях и их профилактике.
  4. Пропуски занятий детьми по причинам болезни и др. затрудняют коррекционный процесс.

Перспективы работы:

  1. Поиск оптимальных форм работы со всеми участниками образовательного процесса (родители, педагоги, дети).
  2. Тесное взаимодействие с логопедом детской поликлиники.
  3. Раннее выявление тяжелых нарушений речи у детей.

23.05.2023 г.

Учитель-логопед _____________________ (Азанова А.А.)



Предварительный просмотр:

Результаты диагностики уровня речевого развития

детей подготовительной группы

МБДОУ «Детский сад № 14 «Звездочка» в 2022-2023 уч. году

Примерная образовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и др.

Коррекционная программа: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с ФФНР, ОНР»

Учитель-логопед: Азанова Анастасия Алексеевна

Обследовано детей: 17 (17) в начале года; 17 (17) в конце года

Параметры диагностики

Уровень (в %)

Высокий

Средний

Низкий

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

Звукопроизнос. сторона речи

47

53

41,2

41,2

11,8

5,8

Фонематические процессы

23,5

58,9

23,5

35,3

53

5,8

Слоговая структура слова

70,6

82,4

23,6

11,8

5,8

5,8

Лексическая сторона речи

41,2

64,7

53

29,5

5,8

5,8

Грамматический строй речи

23,5

53

64,7

41,2

11,8

5,8

Связная речь

47,1

58,9

47,1

35,3

5,8

5,8

Общий уровень развития

35,3

47,1

58,9

47,1

5,8

5,8

Результаты диагностики уровня речевого развития

детей старшей группы

МБДОУ «Детский сад № 14 «Звездочка» в 2022-2023 уч. году

Примерная образовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и др.

Коррекционная программа: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с ФФНР, ОНР»

Учитель-логопед: Азанова Анастасия Алексеевна

Обследовано детей:25 (25) в начале года; 22 (25) в конце года

Параметры диагностики

Уровень (в %)

Высокий

Средний

Низкий

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

Звукопроизнос. сторона речи

40

50

60

50

0

0

Фонематические процессы

32

59

32

41

36

0

Слоговая структура слова

76

91

24

9

0

0

Лексическая сторона речи

72

77,3

24

22,7

4

0

Грамматический строй речи

48

77,3

48

22,7

4

0

Связная речь

64

77,3

32

22,7

4

0

Общий уровень развития

72

81,8

28

18,2

0

0

Общие результаты диагностики уровня речевого развития

 детей средней группы

МБДОУ «Детский сад № 14 «Звездочка» в 2022-2023 уч. году

Примерная образовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и др.

Коррекционная программа: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с ФФНР, ОНР»

Учитель-логопед: Азанова Анастасия Алексеевна

Обследовано детей: 17 (18) в начале года; 16 (17) в конце года

Параметры диагностики

Уровень (в %)

Высокий

Средний

Низкий

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

Звукопроизнос. сторона речи

47,1

56,3

47,1

43,7

5,8

0

Фонематические процессы

53

81,3

41,2

18,7

5,8

0

Слоговая структура слова

76,5

87,5

17,7

12,5

5,8

0

Лексическая сторона речи

70,6

81,2

23,4

18,8

0

0

Грамматический строй речи

58,9

75

35,3

25

5,8

0

Связная речь

53

62,5

41,2

37,5

5,8

0

Общий уровень развития

53

62,5

47

37,5

0

0

Результаты диагностики уровня речевого развития

детей младшей группы

МБДОУ «Детский сад № 14 «Звездочка» в 2022-2023 уч. году

Примерная образовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и др.

Коррекционная программа: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с ФФНР, ОНР»

Учитель-логопед: Азанова Анастасия Алексеевна

Обследовано детей: 10 (17) в начале года; 8 (17) в конце года

Параметры диагностики

Уровень (в %)

Высокий

Средний

Низкий

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

Звукопроизнос. сторона речи

0

12,5

84,7

37,5

15,3

50

Понимание обращен. речи

76,9

50

15,4

0

7,7

50

Слоговая структура слова

0

37,5

84,6

12,5

15,4

50

Лексическая сторона речи

30,8

25

53,8

25

15,4

50

Грамматический строй речи

23

0

61,5

50

15,5

50

Активная речь

23

12,5

61,5

37,5

15,5

50

Общий уровень развития

23

12,5

46,2

50

30,8

37,5

Общие результаты диагностики уровня

речевого развития детей

МБДОУ «Детский сад № 14 «Звездочка» в 2022-2023 уч. году

Примерная образовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и др.

Коррекционная программа: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с ФФНР, ОНР»

Учитель-логопед:Азанова Анастасия Алексеевна

Обследовано детей:в начале года 69, из них зачислены на логопункт 28 человек. Нарушения речи имеют 39 человек. В конце года обследовано 63 ребенка. С логопункта отчислено 12 человек.

Параметры диагностики

Уровень (в %)

Высокий

Средний

Низкий

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

Звукопроизнос. сторона речи

44,7

53,1

49,5

45

5,8

1,9

Фонематические процессы

31,2

65,4

32,2

31,7

36,6

2,9

Слоговая структура слова

74,4

87

21,8

11,1

3,8

1,9

Лексическая сторона речи

61,3

74,6

33,5

23,5

5,2

1,9

Грамматический строй речи

43,5

68,4

49,3

29,6

7,2

2

Связная речь

54,7

66,2

39,4

31,8

5,9

2

Общий уровень развития

53,4

63,8

43,6

34,3

3

1,9



Предварительный просмотр:

Результаты диагностики уровня речевого развития

детей подготовительной группы

МБДОУ «Детский сад № 14 «Звездочка» в 2022-2023 уч. году

Примерная образовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и др.

Коррекционная программа: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с ФФНР, ОНР»

Учитель-логопед: Азанова Анастасия Алексеевна

Обследовано детей: 17 (17) в начале года; 17 (17) в конце года

Параметры диагностики

Уровень (в %)

Высокий

Средний

Низкий

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

Звукопроизнос. сторона речи

47

53

41,2

41,2

11,8

5,8

Фонематические процессы

23,5

58,9

23,5

35,3

53

5,8

Слоговая структура слова

70,6

82,4

23,6

11,8

5,8

5,8

Лексическая сторона речи

41,2

64,7

53

29,5

5,8

5,8

Грамматический строй речи

23,5

53

64,7

41,2

11,8

5,8

Связная речь

47,1

58,9

47,1

35,3

5,8

5,8

Общий уровень развития

35,3

47,1

58,9

47,1

5,8

5,8

Результаты диагностики уровня речевого развития

детей старшей группы

МБДОУ «Детский сад № 14 «Звездочка» в 2022-2023 уч. году

Примерная образовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и др.

Коррекционная программа: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с ФФНР, ОНР»

Учитель-логопед: Азанова Анастасия Алексеевна

Обследовано детей:25 (25) в начале года; 22 (25) в конце года

Параметры диагностики

Уровень (в %)

Высокий

Средний

Низкий

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

Звукопроизнос. сторона речи

40

50

60

50

0

0

Фонематические процессы

32

59

32

41

36

0

Слоговая структура слова

76

91

24

9

0

0

Лексическая сторона речи

72

77,3

24

22,7

4

0

Грамматический строй речи

48

77,3

48

22,7

4

0

Связная речь

64

77,3

32

22,7

4

0

Общий уровень развития

72

81,8

28

18,2

0

0

Общие результаты диагностики уровня речевого развития

 детей средней группы

МБДОУ «Детский сад № 14 «Звездочка» в 2022-2023 уч. году

Примерная образовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и др.

Коррекционная программа: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с ФФНР, ОНР»

Учитель-логопед: Азанова Анастасия Алексеевна

Обследовано детей: 17 (18) в начале года; 16 (17) в конце года

Параметры диагностики

Уровень (в %)

Высокий

Средний

Низкий

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

Звукопроизнос. сторона речи

47,1

56,3

47,1

43,7

5,8

0

Фонематические процессы

53

81,3

41,2

18,7

5,8

0

Слоговая структура слова

76,5

87,5

17,7

12,5

5,8

0

Лексическая сторона речи

70,6

81,2

23,4

18,8

0

0

Грамматический строй речи

58,9

75

35,3

25

5,8

0

Связная речь

53

62,5

41,2

37,5

5,8

0

Общий уровень развития

53

62,5

47

37,5

0

0

Результаты диагностики уровня речевого развития

детей младшей группы

МБДОУ «Детский сад № 14 «Звездочка» в 2022-2023 уч. году

Примерная образовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и др.

Коррекционная программа: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с ФФНР, ОНР»

Учитель-логопед: Азанова Анастасия Алексеевна

Обследовано детей: 10 (17) в начале года; 8 (17) в конце года

Параметры диагностики

Уровень (в %)

Высокий

Средний

Низкий

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

Звукопроизнос. сторона речи

0

12,5

84,7

37,5

15,3

50

Понимание обращен. речи

76,9

50

15,4

0

7,7

50

Слоговая структура слова

0

37,5

84,6

12,5

15,4

50

Лексическая сторона речи

30,8

25

53,8

25

15,4

50

Грамматический строй речи

23

0

61,5

50

15,5

50

Активная речь

23

12,5

61,5

37,5

15,5

50

Общий уровень развития

23

12,5

46,2

50

30,8

37,5

Общие результаты диагностики уровня

речевого развития детей

МБДОУ «Детский сад № 14 «Звездочка» в 2022-2023 уч. году

Примерная образовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и др.

Коррекционная программа: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с ФФНР, ОНР»

Учитель-логопед:Азанова Анастасия Алексеевна

Обследовано детей:в начале года 69, из них зачислены на логопункт 28 человек. Нарушения речи имеют 39 человек. В конце года обследовано 63 ребенка. С логопункта отчислено 12 человек.

Параметры диагностики

Уровень (в %)

Высокий

Средний

Низкий

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

Звукопроизнос. сторона речи

44,7

53,1

49,5

45

5,8

1,9

Фонематические процессы

31,2

65,4

32,2

31,7

36,6

2,9

Слоговая структура слова

74,4

87

21,8

11,1

3,8

1,9

Лексическая сторона речи

61,3

74,6

33,5

23,5

5,2

1,9

Грамматический строй речи

43,5

68,4

49,3

29,6

7,2

2

Связная речь

54,7

66,2

39,4

31,8

5,9

2

Общий уровень развития

53,4

63,8

43,6

34,3

3

1,9