Выступление: "Новые подходы по организации экологического воспитания в ДОУ".

Тхагалегова Радима Руслановна

                                              Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

                                                 "Средняя общеобразовательная школа №1" с.п.Кахун

                                                        Урванского муниципального района КБР

 

 

 

 

 

В наше время состояние экологического воспитания детей вызывает чувство тревоги. Именно в дошкольном возрасте, когда появляется интерес к природе, к её познанию, когда дети обращаются к родителям, педагогам с многочисленными вопросами стремятся больше узнать о природе, которая их окружает. Очень важно поддержать это стремление, не упустить благодатный возрастной период.

Одной из важнейших задач сегодняшнего дня является воспитание у подрастающего поколения гражданской ответственности за судьбу родной природы.

Экологическое воспитание в современном мире - это не дань моде, а забота о подрастающих поколениях, о гражданах новой России. В век совершенных технологий, высокого уровня развития многих сфер мирового хозяйства человек остается беспомощным перед природой. Что случилось с природой? За что она так сурова, стала к нам, своим детям? Причиной многих негативных геоэкологических явлений и процессов является производственная и другая деятельность человека. Мы обязаны думать о поколениях, которым мы после себя оставляем нашу страну, планету. Мы должны научить детей быть грамотными детьми природы, с детства учить их природной разумности. И надо верить, что это возможно.

Человек и природа – одно целое, неделимое. Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости и нормативности.

Учить детей законам природы - значит воспитывать поколения, которые будут знать свой дом - родную Мать-Землю, будут разумно строить, разумно мыслить и жить, думая о будущем жизни на планете.

Среди основ человеческого бытия, среди несомненных ценностей, на которые опирается человеческое существование, природе принадлежит одно из первых мест. После проблемы мира и войны, проблема человека, Человека и Земли, Человека и Природы является самой важной в наши дни. Мы привыкли считать, что природа всесильна, а человек - ее властелин и не наоборот. Мы забываем, что человек часть природы, а она ранима, хрупка, беззащитна.

Удивительный, захватывающий мир природы создавался миллионы лет, но может быть легко разрушен в одно мгновение. Наша природа грандиозная, в сто тысяч галактик, и крохотная, как былинка, неимоверно всемогущая и одновременно беззащитная.

Люди, коренным образом меняют лик Земли, а тем самым и условия жизни для зверей, птиц, растений. Человеку стоит задуматься: что будет дальше? Ведь Земля наш общий дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Всё на этой Земле должно быть нам родное, а вокруг столько равнодушия, жестокости, пренебрежения к природе…

Природа - наш общий дом. Потеря уважения к ней ведёт к потере нравственности в человеке, - эту мысль неоднократно утверждали в своих произведениях русские писатели М. Пришвин, В. Бианки, К. Паустовский.

Наше выживание, защита окружающей среды, могут оказаться абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребё нку простую и убедительную мысль: люди-это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, поля и леса, как мы любим саму жизнь.

Но как учить детей любить природу? Несомненно, собственным примером, слова здесь силы не имеют.

Надо, чтобы дети поняли: леса, реки, луга, животный мир оказались на краю гибели. Достаточно оглянуться вокруг и всё как «на ладони» - наше экологическое бескультурье, наша экологическая неграмотность и как следствие, наша измученная земля, воды, воздух и всё живое в них.

Заставить полюбить природу нельзя, но помочь полюбить можно.

Н. Сладков

Наши дети - будущие хозяева планеты. Земля-то живая! И глаза у Земли есть, и эти глаза полны слез, и душа есть и эта душа болит. Ведь чего только не делают люди со своей маленькой и хрупкой планетой! Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность и безграмотность.

Необходимо чтобы дети поняли, что в СУДЬБЕ ПРИРОДЫ - НАША СУДЬБА, СУДЬБА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА, СУДЬБА КАЖДОГО ИЗ НАС.

Мы стоим на пороге Природы - нашего общего Дома с другими живыми существами. С общим Солнцем, что нас всех согревает, с общей Землёй, что нас кормит, с общей водой, что утоляет жажду, с общим воздухом, которым мы все не надышимся

И если мы хотим достичь какого - то согласия с природой, то нам в большинстве случаев придется принимать её условия. Р. Риклефе.

Сегодня уже не печаль, а острую боль вызывает у неравнодушного человека вид замусоренного леса, загрязнённые реки, города, земли. Безвозвратно исчезают десятки видов растений и животных. Срывая ландыш, люди не знают, что он на этом месте зацветет через 6 лет. Человек «охапками» уносит весенние первоцветы. Редкими становятся подснежники, полевые ирисы, тюльпаны, сон-трава (прострел весенний, лекарственный адонис (горицвет, рябчики (кукушкины слёзки). В результате хозяйственной деятельности человека многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. Распространение других резко сократилось. Люди забывают, что Природа хрупка, ранима, беззащитна, а порой и невосполнима.

В городах и селах повышается уровень загрязнения воздуха, которым мы дышим, растет загрязнение воды, которую мы пьем. Люди страдают от шума, бытовых и транспортных вибраций.

В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди – это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что каждый человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Она стала для него отвлечённым словом, не наполненным конкретным содержанием. На сегодняшний день у большинства людей наблюдается экологическое невежество. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда.

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентной, активной позиции в решении насущных задач экологического аспекта. В этих условиях экологическое воспитание и образование во всех его звеньях приобретает приоритетное направление, которое активно внедряется в нашу жизнь. А наша жизнь может быть преображена утверждающим понятием культура. Н. Рерих.

Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. Между человеком и окружающей средой устанавливаются связи и отношения, которые дают человеку жить. Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа щедра, но, черпая из её кладовой, нельзя выбрать всё до донышка.

Можно брать, но не разорять. Природа всё настойчивее требует бережного, внимательного к себе отношения.

Всё сказанное диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня и типа.

Актуальность настоящего времени это не изучение природы как таковой, а её сохранение. Позиция «Человек и природа» должна смениться на более разумную позицию:»Человек в природе». Природа должна стать для каждого человека родной, знакомой и понятной. Говорим, что природа является неиссякаемым источником духовного обогащения ребёнка. Да, обогащаем, учим, развиваем и не раз сами себе задаём вопрос, но почему же дети экспериментируют над живыми существами, последствия, которого оказываются неблагоприятными или даже губительными для них. Почему вокруг много зла, равнодушия, жестокости, бездумного отношения к животным, растениям, друг к другу.

Необходимо научить детей «Языку чувств», осознанию экологически грамотного отношения к объектам природы. Ответы на многочисленные вопросы мы находим в науке по имени «Экология», изучающая взаимоотношения организмов между собой и окружающей средой.

Воспитать в детях бережное отношение к окружающей среде возможно лишь тогда, когда сами взрослые обладают определённой культурой природопользования.

На пирамиде Хеопса начертано:»Люди погибают от неумения пользоваться природой…»

Воспитание детей экологически грамотными является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете, сохранение будущего на Земле!

При таком восприятии окружающего мира человек обретает способность ограничивать свои запросы до разумных пределов и старается жить по принципу»иметь не много, а достаточно».

Развитие экологической культуры возможно лишь в условиях экологического ограничения.

Так, изменяя своё отношение к природе, человек обязательно меняется и сам.

Экологическая культура - это часть общей культуры. Это-образ, правила, стиль жизни, при котором человек имеет разумные потребности.

Экологическая культура-это бережное, ответственное отношение к окружающему миру, любовь к природе.

Экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.

Экологическая культура включает в себя понятие экологически развитое сознание,

ядром которого является экологически развитое мышление, заложенное в годы дошкольного детства, осознания, понимания людей между собой и сохранение экологического равновесия.

Существенным моментом в воспитании культуры у дошкольников всех возрастов является изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой и формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной связи и зависимости.

Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, людях, творениях рук человеческих.

Исходя, из выше сказанного заключаем следующее, что всем нам необходимо научиться жить так, чтобы не нарушать гармонии природы. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создаст вокруг себя.

Основной показатель экологической культуры – это поступки человека. Поэтому, формирование экологического сознанияэкологическое воспитаниеэкологическое образование в целом должно быть ориентировано на созидание более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане.

Экологическое воспитание неразрывно связано с экологическим образованием.

Экологическое образование - это формирование экологических знаний, умений и навыков.

Экологическое образование позволяет понять, как удаётся видам растений и животных сохраниться в постоянно меняющихся условиях, и как выжить человеку в той среде, которую оно подчас непреднамеренно, создал.

Человек будущего - это духовно развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости и нормативности. Для того чтобы сохранить себя, человек, несомненно, должен сохранить природу, но чтобы суметь это сделать, он должен развить и улучшить себя.

Таким образом

Необходимо воспитать человека с новым экологическим сознанием, с новой культурой.

А экологическое сознание - это единство экологического образованияэкологического воспитанияэкологической культуры и экологического мышления.

Исходя из запросов общества, потребности детей и задач нашего дошкольного учреждения, мы определили актуальность экологического воспитания в процессе социально-личностного развития дошкольников

как одно из важных направлений работы, продвигая ребёнка вперёд в собственном развитии, учитывая его стартовые возможности и способности, индивидуальные особенности, определяя, что

экологическое воспитание формирует у него экологическую грамотность, социально-одобряемые стереотипы поведения, развивает эмоционально-чувственную сферу, нравственно-эстетическое и правовое отношение к окружающей среде. Необходимо учить детей «языку чувств» (понимать состояние другого человека, сочувствовать или радоваться его настроению, адекватно определять своё поведение). Учить понимать и осознавать значимость каждого живого существа на планете, воспитывать осознанно правильное отношение к объектам природы, приобщать к эффективной деятельности, к активной жизненной позиции в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции в социуме, что позволит успешно реализовывать обозначенные проблемы и обеспечит переход работы дошкольного учреждения в новое качественное состояние.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры и является наиболее благоприятным периодом для формирования её снов, так как в этот период развития ребенка интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем.

Наша педагогическая деятельность нацелена на формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира, на развитие чувства уважения к своему природному и социальному окружению, на формирование навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде. От того, насколько удастся заложить в детях основы экологического сознания, напитать его душу и сердце добром и духовным богатством, сберечь всё это доброе, светлое во многом определит его жизнь в будущем. И что же выделить, прежде всего? На мой взгляд, такое великое духовное понятие – как Доброта! Умение делать Добро! Чувствовать Добро! Отдавать Добро!

«Дитя! Иди дорогой света! Бери добро, согрей сердца людей. И всякую травинку сбереги ты! И каждую букашку пожалей!

Обязательным условием успешного развития личности ребёнка является тесный, здоровый, эмоциональный, душевный контакт воспитанника с взрослым, а также воспитание, основанное на особом питании души и сердца ребенка высокими образами Истины, Добра, Красоты и Любви! Возвышающие и облагораживающие человека.

Наш девиз:»Учимся слышать и понимать природу сердцем»

Принципы:

научность: отражение ведущих идей и понятий современного естествознания. На доступном уровне раскрываются идея единства и взаимосвязи живого и неживого, понимание которой составляет основу экологической культуры личности;

учёт возрастных физиологических и познавательных возможностей воспитанников в области экологии;

непрерывность;

простор детскому творчеству и экспериментированию, исследованию;

системность;

целостность окружающей среды;

игровое познание;

многообразие форм и методов развивающего обучения;

игровые формы контроля;

педагогика сотрудничества;

опора на наглядность и собственную продуктивную деятельность;

краеведческий подход (на региональном материале природной экосистемы);

установление общего психологического пространства между педагогом и ребёнком.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих

задач:

образовательных - формирование системы знаний об экологических понятий, проблемах современности и пути их разрешения;

воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды, развитие стремления к активной деятельности по охране природы и её сбережению.

Важнейшими задачами являются:

1. Формирование бережного отношения к природе как высшей ценности, осознанного понимания взаимосвязей в природе и учёта этого в практической деятельности, желания заботиться о ней, улучшать и облагораживать природную среду;

2. Воспитание ответственности за сохранение естественного природного окружения, ответственности за своё здоровье и здоровье других людей; 3. Развитие экологической компетенции, познавательного интереса, общей эрудиции, любви к природе, экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы;

4. Обогащение жизненного опыта примерами положительного, гуманного взаимодействия ребёнка с окружающим миром природы;

5. Формирование самостоятельности, активной жизненной позиции в познании окружающего мира через чувственно – эмоциональные реакции;

6. Расширение образовательного пространства по краеведению, экологии, наукам о природе;

7. Обучение практическим умениями и навыкам по уходу и выращиванию растений;

8. Воспитание эстетических и патриотических чувств;

9. Активизация интеллектуально – познавательной деятельности и творческого самовыражения;

10. Укрепление дружеских отношений между детьми, привитие навыков сотрудничества, установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогами и детьми.

Решение данных задач помогает воспитать наших детей добрыми, образованными, человечными и порядочными людьми, которые сумеют впоследствии осмыслить своё место и роль в этом мире, осознать ответственность за него.

Таким образом, мы считаем, что результат педагогической деятельности по формированию экологической культуры подготовит воспитанника с новым экологическим мировоззрением, создаст единое организующее поле для раскрытия и реализации творческого потенциала детей. Экологическая образованность и воспитанность будет способствовать развитию ценностных ориентаций, сформирует экологическое сознание с выходом экологической воспитанности на качественно новый уровень.

Итак, выбранный нами курс для кораблика детства можно обозначить как курс на экологическую культуру.

Таким образом, мы пришли к выводу, что правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти проблемы появятся позже и не останутся незамеченными.

Но мы должны помнить, что каждый ребенок имеет право на счастье, веру, любовь! Не насаждать веру, не учить счастью (ведь известно – веру, как и любовь, насильно внедрить невозможно, а подключить детей к осознанию проблем, вести к осознанию счастья в душе. Вести бережно, не допуская муштры и окрика, открывая для каждого его собеседника индивидуальные особенности психики и поведения. Быть человеком – это значит не только быть «таким, как все», владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, собственной свободой выражения интересов и способностей. Вот она экология души…

В чем святыня его души, чистое и высокое его содержание?

Думая об этом понимаешь, какую ответственность несешь, работая с детьми, чтобы в нужный момент суметь донести до них эти истины, в нужный момент найти нужное слово.