Проекты
Краткосрочный проект в средней группе .
«Я за воду, дающую жизнь».
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Вид проекта: групповой, краткосрочный, исследовательский, творческий.
Сроки реализации: 06.11.2023-13.11.2023г.
Актуальность темы: В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе. Вода один из главных источников жизни на Земле воды на планете очень много — сушу занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. Цель проекта: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных; научить детей экономно использовать воду и беречь ее. Обогатить словарный запас детей. формирование представлений детей о воде, важности воды для всех живых организмов, расширение знаний детей о свойствах воды.
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды
Задачи проекта:
• Уточнить и расширить представление детей о воде как среде обитания для животных, птиц, растений.
• Стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность.
• Развивать любознательность и познавательную активность.
• Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
• Повысить воспитательную компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Планируемые результаты:
• У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.
• Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
• У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получить экспериментальным путем)
• Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
1. Подготовительный этап
: • Определение направленности проекта, целей и задач;
• Создание опытно – экспериментальной лаборатории в группе;
• Подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой;
• Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.
2.Основной этап
Беседы, рассказы • «Что мы знаем о воде»
•«Важность воды для всех живых организмов»
• «Откуда берется дождь» • «Водоемы» • «Интересные факты о воде»
• «Почему речка стала грязной »
• «Бережем воду вместе» Разучивание стихотворений о воде
Опытно – экспериментальная деятельность
• «Вода – это жидкость» • «Очищение воды»
• «Вода прозрачная» • «Вода меняет цвет» • «Вода – растворитель»
• «Круговорот воды в природе» • «Мыльные пузыри»
• «Куда спряталась вода» • «Плавает – тонет»
• «Снег и лед. Цветные льдинки»
Познавательная деятельность
• НОД «Обитатели водоемов»
• НОД «Вода и её превращения»
• НОД «Мы изучаем воду»
Художественное творчество
Аппликация «Живые облака»
Цель: учить детей изображать облака по форме похожие на знакомые предметы и явления. Продолжать освоение обрывной техники аппликации. Развивать воображение, «Обитатели водоема» Цель: учить детей изображать облака по форме похожие на знакомые предметы и явления. Продолжать освоение обрывной техники аппликации. Развивать воображение,
Лепка: «Кувшинка»» Цель: учить детей изображать кувшинку по форме похожие на знакомые предметы и явления. Продолжать осваивать приемы лепки. Развивать воображение , Конструктивная деятельность: «Ручейки и речка» (из лент) Цель: разложить голубые ленты так, чтобы ручейки впадали в большую реку. «Мосты через речку» (разный конструктор)
Цель: закрепить навыки создания построек, похожих на мост.
Игровая деятельность
Подвижные игры: «Ручеек» «Караси и щука» «Море волнуется» «Тучка по небу ходила» «Лягушки и цапля»
Дидактические игры: «Какой бывает вода?» «Собери картинку» «Доскажи словечко» «Кто больше назовет»
Чтение художественной литературы
Рассказы и сказки
: - «Родник» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);
- «Великан и голубое озеро» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);
- «Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка)
; - Королева – вода Н.А. Рыжова (экологическая сказка);
- «Что случилось с рекой?» Б. Заходер
; - «Сказка о ручейке» Эстер Адам;
Стихотворения:
- «Я по воде могу ходить» С. Олегова;
- «Ручеек и речка» С. Олегова;
- «Что может быть в прозрачной капельке воды?» С. Олегова;
- «Берегите воду» С. Олегова; - «Разговор» С. Погореловский;
- «Ручеек» Т. Жиброва; «Какой дождь» О. Григорьев;
- «Снежок и Алешка» Е. Андреева
- «Сколько я знаю дождей» А. Тараскин.
Загадки, половицы и поговорки о воде «Дождик» В. Минькова;
3.Заключительный этап:
Задачи:
* Выявить знания детей о воде как источнике всего живого.
* Отражать знания в сказках собственного сочинения.
* Воспитание экологической культуры у детей и взрослых.
Результаты:
1. У детей сформировались начальные представления о воде как источнике жизни живых организмов.
2. Дети приобрели экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
3. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (дети стали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, научились фиксировать наблюдения, используя схемы-модели).
4. Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Список используемой литературы:
• Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
. • Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
. • Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
. • Соломенникова О. А.
Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014 «Потому что…» «Кому нужна вода, а кому полянка»
Чтение художественной литературы
Рассказы и сказки: - «Родник» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»); - «Великан и голубое озеро» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»); - «Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка); - Королева – вода Н.А. Рыжова (экологическая сказка); - «Что случилось с рекой?» Б. Заходер; - «Сказка о ручейке» Эстер Адам
; Стихотворения: - «Я по воде могу ходить» С. Олегова; - «Ручеек и речка» С. Олегова; - «Что может быть в прозрачной капельке воды?» С. Олегова; - «Берегите воду» С. Олегова; - «Разговор» С. Погореловский; - «Ручеек» Т. Жиброва; «Какой дождь» О. Григорьев; - «Снежок и Алешка» Е. Андреева - «Сколько я знаю дождей» А. Тараскин. Загадки, половицы и поговорки о воде «Дождик» В. Минькова;
Работа с родителями
Введение в тему проекта: рекомендации родителям по ознакомлению детей с водой;
• Рекомендации родителям посетить с детьми водоемы, рассказать о водоемах ребенку;
• Консультация для родителей «Вода важна для организма» (о соблюдении питьевого режима, закаливании).
Создание плакатов о бережном отношении к воде.
Консультация «Берегите воду» • Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: книга для воспитателей детского сада и родителей – 2-е издание, дораб. – М.: Просвещение: Учеб. Лит. 1996. • Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие под ред. Киселевой Г. М., Пономаревой Л. И. – М.: ТЦ Сфера, 2009.