Интересный урок (задания по модулям )

Агафонова Любовь Явитовна

 Задания для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыки в 5 кассе.   У каждого учителя  есть стремление, чтобы урок  был интересным и познавательным. Данные задания в разных формах, помогут сделать урок музыки ярким и запоминающимся  для  учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области

Орган местного самоуправления

«Управления образования Каменск- Уральского ГО»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Методическая разработка

«Интерактивные задания на уроках музыки, как основа развития познавательной активности детей»

Составитель: учитель музыки

Агафонова Любовь Явитовна

Каменск-Уральский ГО

2023 г

        Особенности подготовки учителя к уроку в современных условиях позволяет  интерактивным заданиям стать весьма актуальными.  В практической деятельности учителя очень важно уметь применять различные подходы к организации учебного процесса и активизации познавательной деятельности. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия очень быстро вызывают скуку.

     Я, как учитель, всегда стремлюсь к тому, чтобы мои уроки были интересными для учеников. Но в ходе работы  возникла проблема:  как сделать урок  музыки  познавательным, увлекательным и запоминающимся для учащихся, если меняются  образовательные  программы и  нет разработанных в системе заданий  для уроков музыки.

      Цель данной работы:  повысить эффективность  обучения  на уроках музыки и качество знаний учащихся с помощью использования интерактивных заданий.

     Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • разработать и систематизировать по модулям программы «Музыка» интерактивные задания;
  • выработать методические рекомендации;
  • внедрить в учебный процесс интерактивные задания.  

     В основе моего опыта лежит принцип: формирования у учащихся деятельного состояния, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлениям волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является развитием познавательной активности ребёнка.

     Методы активизации познавательной деятельности, которые необходимо использовать на уроках:

  1. Создание атмосферы заинтересованности: достижение поставленной цели, оценка труда.
  2. Вовлечение  в диалог, создание ситуации успеха.
  3. Побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько решений предпринятых самостоятельно.
  4. Смена форм деятельности, что повышает работоспособность учащихся на уроке.

        Реализация педагогических технологий основана на применении различных заданий (интерактивных): занимательные задания; игровой материал; задания разного уровня трудности; задания творческого характера на применение новых знаний; задания на ранее изученный материал, а также компоненты направленные на установление межпредметных связей.

     Задания, представленные в модулях, соответствуют программному содержанию требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО, методическим рекомендациям, нормативным документам и рабочим программам по музыке.        

  Модуль «Символика России»:

отгадай ребус «Россия»; филворд «Символы России»;  найди слова характеризующие гимн;  викторина «Гимн РФ».

   Модуль№1 « Музыка моего народа»:

музыкальная викторина; составь из слогов названия  жанров русских народных песен; определи вид детского фольклора; игра- хоровод; творческий проект «Частушка»; викторина «Закончи половицу»; игра «Подскажи словечко»; загадки; игра с движениями; кроссворд «Масленица»; разгадай название и найди пару «Русские народные инструменты»; загадки «Русские народные инструменты».

    Модуль№2(1) «Народное музыкальное творчество. Россия – наш общий дом»: филворд «Народы России», ребусы «Инструменты народов России»

     Модуль№2(2) «Народное музыкальное творчество России. Фольклор в творчестве профессиональных композиторов»:

определи персонажей русских народных сказок; найди пару «Симфоническая картина А.К.Лядова « Кикимора»;  проверочный тест «Программная музыка»; определи по нотному примеру и стихотворению название русской народной песни, которую на Руси исполняли на Троицу; проверочный тест «Вторая жизнь песни» и т.д.

   Модуль№3  «Русская классическая музыка»:

о каком композиторе идет речь?;  кроссворд «Опера»; кроссворд «Певческие голоса»; прочитай название «Три оперы»; ребусы «Балет»;  кроссворд «Балет»; найди пару «Балет»; загадка «Что за инструмент?»; распутай паутину «Балеты Чайковского»; найди пару; вставь в текст пропущенное слово; викторина «Балет»; разгадай название и найди пару «Инструменты симфонического оркестра».

   Модуль№4  «Жанры музыкального искусства»:

ребус «Симфония»; кроссворд «Романс»; выбери правильный ответ; отгадай по звучанию название произведения; викторина.

  Модуль№5 « Музыка народов мира»:

по стихотворению, музыке и картинке угадайте, о какой стране пойдет речь на уроке ( Италия, Китай,  Япония); ребусы «Инструменты народов мира».

  Модуль№6 « Европейская классическая музыка»:

филворд «Композиторы»; прочитайте текст, о каком композиторе пойдет речь? (В.А. Моцарт); определи, какой из танцев не польский?;  ребус «Рояль»; расшифруй названия жанров фортепианной музыки Ф. Шопена; вставь пропущенные слова (Э.Григ); «Белые и чёрные» прочитайте высказывание Э.Грига; о каком композиторе пойдет речь?(И.С.Бах); ребус «Скрипка»; задания по творчеству Н.Паганини; задание по тесту о творчестве Ф. Листа.

Модуль№7 « Духовная музыка»:

по словам определи тему урока; ребусы; игра «Духовная музыка»- вопросы от знаменитостей.

Модуль№8 «Современная музыка и основные направления»:

кроссворд «Мюзикл»; установи соответствие;  выбери правильное определение.

Модуль№9 « Связь музыки с другими видами искусства»:

найди пару «Музыка и изобразительное искусство»; музыкальная викторина «Мюзиклы»; найди сходство и отличия «Мюзикл и опера»; игра «Знатоки мультфильмов».

Процесс обучения – всегда процесс творческий. Применяя эти задания на  уроках музыки, я вижу, как светятся глаза детей, повысился интерес учащихся к предмету «Музыка», а значит и успеваемость.

Я постоянно нахожусь в поиске новых технологий, методов обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика.

Я считаю, что многие коллеги могут использовать мой опыт работы, для уменьшения загруженности учебного процесса, для ориентирования обучения на самостоятельную деятельность, на развитие познавательной активности,  личностных качеств учащихся и достижение высоких результатов в обучении.

Желающие могут воспользоваться моими заданиями, которые выложены на моём сайте https://nsportal.ru/lyubov-agafonova , на странице «Интересный урок».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

интерактивные задания на уроках музыки в 5 классе

Слайд 2

Модуль1 МУЗЫКА МОЕГО НАРОДА

Слайд 3

ОПРЕДЕЛИ ЖАНР РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ солдатская хороводная былина

Слайд 4

Составь из слогов названия жанров русских народных песен . БЫЛИНЫ ТРУДОВЫЕ ОБРЯДОВЫЕ ЛИРИЧЕСКИЕ ХОРОВОДНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ

Слайд 5

Составь из слогов названия жанров русских народных песен. 1 ри чес е ки ли 2 ря вы об до е 3 дат ски сол е 4 туш ки час 5 вод ро хо е ны 6 ли бы ны 7 то чес ис ри е ки 8 до тру е вы

Слайд 6

Жанры русских народных песен. 1 ли ри чес ки е 2 об ря до вы е 3 сол дат ски е 4 час ту шки 5 хо ро вод ны е 6 бы ли ны 7 ис то ри чес ки е 8 тру до вы е

Слайд 7

Жанры детского и игрового фольклора . Отгадай и впиши пустые клетки названия разных видов Детского фольклора: колыбельная, прибаутка, потешка , дразнилка, считалочка. А) На улице две курицы с петухом дерутся. Две девицы – красавицы смотрят и смеются. Б) Дон, дон, дон, дон! Загорелся кошкин дом. Бежит курица с ведром – заливать кошкин дом. п о т е ш к и п р и б а у т к и

Слайд 8

Отгадай и впиши пустые клетки названия разных видов Детского фольклора: колыбельная, прибаутка, потешка , дразнилка, считалочка. В) Раз, да, три, четыре , пять- вышел зайчик погулять. Что нам делать? Как нам быть? Нужно заиньку ловить! Снова будем мы считать: Раз два, три, четыре, пять. Г) Баю- баюшки - баю, живет мужик на краю . Он не беден не богат, полна горница ребят. Все по лавочкам сидят, кашу с маслицем едят. с ч и т а л о ч к а к о л ы б е л ь н а я

Слайд 9

Отгадай и впиши пустые клетки названия разных видов Детского фольклора: колыбельную, прибаутку, потешку , дразнилку, считалачку . Д) Коля, Коля, Николай, кинул шапку на сарай. Шапка вертится, Коля сердится. д р а з н и л к а

Слайд 10

Кто живет в избушке?

Слайд 11

ВВ Хороводе были мы , (2 раза) Были мы, были мы, (2 раза) Кого надо видели,(2 раза) Видели, видели,(2 раза) Красавицу девицу,(2раза) Девицу, девицу,(2раза) Стань девица, подбодрись,(2раза) Подбодрись, подбодрись,(2раза) В право, в лево повернись,(2раза) Повернись, повернись,(2раза) Ну - ка , ну- ка , потанцуй,(2раза) Потанцуй, потанцуй,(2раза) В хороводе ты пройдись ,(2раза) Ты пройдись, да ты пройдись ,(2раза) Кому хочешь по клонись,(2раза) Поклонись, по клонись,(2раза) Хороводе были мы , (2 раза) Были мы, были мы, (2 раза) Кого надо видели,(2 раза) Видели, видели,(2 раза) Красавицу девицу,(2раза) Девицу, девицу,(2раза) Стань девица, подбодрись,(2раза) Подбодрись, подбодрись,(2раза) В право, в лево повернись,(2раза) Повернись, повернись,(2раза) Ну - ка , ну- ка , потанцуй,(2раза) Потанцуй, потанцуй,(2раза) В хороводе ты пройдись ,(2раза) Ты пройдись, да ты пройдись ,(2раза) Кому хочешь по клонись,(2раза) Поклонись, по клонись,(2раза) «В хороводе были мы» В хороводе были мы , (2 раза) Были мы, были мы, (2 раза) Кого надо видели,(2 раза) Видели, видели,(2 раза) Красавицу девицу,(2раза) Девицу, девицу,(2раза) Стань девица, подбодрись,(2раза) Подбодрись, подбодрись,(2раза) Вправо, влево повернись,(2раза) Повернись, повернись,(2раза) Ну - ка , ну- ка , потанцуй,(2раза) Потанцуй, потанцуй,(2раза) В хороводе ты пройдись ,(2раза) Ты пройдись, да ты пройдись ,(2раза) Кому хочешь поклонись,(2раза) Поклонись, поклонись,(2раза)

Слайд 12

Творческий проект: Конкурс частушек! Частушка - очень проста (всего 4 строчки) и легка в исполнении, но в то же время сочинить частушку не просто. Потому что в этих 4 строчках надо рассказать целую историю, да еще и с юмором. Задание : делимся на 4 группы. Каждая команда должна придумать частушку, которая заканчивается словами: «Быстро в лужу угодил», «Весь чумазый он ходил», «Комаров на ней прибил», «Чтобы новых там набрать».

Слайд 13

Календарные обряды, традиционные для данной местности . Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и ёлочек, Я…. ОСЕНЬ

Слайд 14

Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние). Викторина «Закончи пословицу» Кто не работает, тот не ест . Землю красит солнце, а человека труд. Где труд, там и счастье. Не поклоняясь до земли и грибка не поднимешь. Откладывай безделье, да не откладывай дела. Делу время, а потехе час.

Слайд 15

Игра «Подскажи словечко» 1.Он усатый и ползучий, Спрятал ядрышки в стручке- Саблевидном кулачке. Не раскусишь, коль засох, Называется… . 2.На грядке привалился на бочок Солидный крутолобый… . 3.Это остроносая… . Хвост зеленый, красная головка.

Слайд 16

«Грибная викторина» Какие лесные растения могут по питательности заменить мясо? Может ли гриб съесть дом? Какие птицы едят грибы? У этого гриба много названий: дедушкин табачок, Галкина баня. Каково настоящее название гриба? Какие грибы появляются первыми ? Для кого мухомор не является ядовитым? Какой гриб лечит болезни?

Слайд 17

«Грибная викторина» Какие лесные растения могут по питательности заменить мясо? (грибы) Может ли гриб съесть дом? (да, долговый гриб, разрушая древесину.) Какие птицы едят грибы? (глухари.) У этого гриба много названий: дедушкин табачок, Галкина баня. Каково настоящее название гриба? (Дождевик.) Какие грибы появляются первыми ? (строчки, сморчки.) Для кого мухомор не является ядовитым? (для оленя, лося). Какой гриб лечит болезни? (чага – древесный гриб, используется для лечения язвы, опухолей.)

Слайд 18

Календарные обряды, традиционные для данной местности( зимние) Всю зиму пролежит,весной в речку убежит . Старик у ворот всё тепло уволок. Прозрачнокак стекло, но не вставишь в окно. снег лёд прорубь Шуба новая, а на подоле дыра. мороз

Слайд 19

Продолжи пословицу или поговорку 1. Не велик мороз, да краснеет … 2. В зимний холод всякий … 3. Береги свой нос в большой … 4. Год кончается, а зима….. 5 Мороз не велик, да стоять…. нос молод мороз начинается не велит

Слайд 20

ИГРА: Выпал беленький снежок. Соберемся все в кружок. Все потопаем, все потопаем. Будем весело играть, Будем ручки согревать. Все похлопаем, все похлопаем. Если холодно стоять, Мы похлопаем опять По коленочкам , по коленочкам . Чтобы стало нам теплей, будем прыгать веселей. Все попрыгаем, все попрыгаем.

Слайд 21

Определите на слух звучание народных инструментов и поставьте соответствующий порядковый номер. -гусли -балалайка -рожок -свирель -ложки -бубенцы

Слайд 22

Группы народных инструментов Струнные Духовые Ударные гусли домра балалайка свирель рожок жалейка бубен трещотка бубенцы ложки

Слайд 23

ГУСЛИ Великий чех - герой седых веков - И каратист - герой боевиков - По вашей воле сложатся легко В известный атрибут купца Садко .

Слайд 24

ДУДОЧКА «Д» на удочку попалась И никак не отцеплялась. Повисела пять минут - И случилось чудо тут: Стала удочка короткой, Издавать вдруг стала нотки. Ну, скажите мне на милость, Что же с удочкой случилось?

Слайд 25

ШАРМАНКА Первое - форма арбуза, Земли. Все догадаться уже вы смогли? А из второго вкусную кашу Варит на завтрак мамочка ваша. Целое музыку будет дарить, Если за ручку тихонько крутить.

Слайд 26

Календарные обряды, традиционные для данной местности (весенние)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

интерактивные задания на уроках музыки в 5 классе

Слайд 2

Модуль 2 Народное музыкальное творчество. Россия – наш общий дом.

Слайд 3

разгадайте ребус и вы узнаете название народного татарского инструмента ,,, , ,,, КУРАЙ

Слайд 4

КУБЫЗ разгадайте ребус и вы узнаете название народного татарского инструмента ,, , р= з

Слайд 5

разгадайте ребус и вы узнаете название народного татарского инструмента ,,,, ,,, у=и МАНДОЛИНА

Слайд 6

Фольклор в творчестве профессиональных композиторов. Определите персонажей русских сказок. А. шахгелдян «Леший» В Васнецов «кощей бессмертный» И.Билибин «Баба- Яга » в.АРЖЕВИТИН «кикимора болотная»

Слайд 7

Какими музыкальными инструментами озвучивались персонажи симфонической миниатюры «Кикимора»? А) челеста В) английский рожок С) флейта-пиккало

Слайд 8

Какими музыкальными инструментами озвучивались персонажи симфонической миниатюры «Кикимора»? А) челеста В) английский рожок С) флейта-пиккало

Слайд 9

Какой композитор написал симфоническую миниатюру «Кикимора», основой которого стало одно из сказаний русского народа? а) М.И. Глинка б) П.И.Чайковский в) А.К. Лядов

Слайд 10

Какой композитор написал симфоническую миниатюру «Кикимора», основой которого стало одно из сказаний русского народа? в) Анатолий К онстантинович Лядов

Слайд 11

Проверочный тест Программная музыка Колыбельная Английский рожок Кикимора Что лежит в основе симф . миниатюры «Кикиморы» А.Лядова ? Фольклор деревянный духовой музыкальный инструмент. Он является разновидностью гобоя. инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ народное сказание, записанное фольклористом- собирателем И.П. Сахаровым. злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности тихая, плавная, певучая мелодия, обусловленная повторностью ритма и интонаций. однообразие припевных слов.

Слайд 12

Определи по нотному примеру и стихотворению название русской народной песни, которую на Руси исполняли на Троицу.

Слайд 13

Проверочный тест по теме : « Вторая жизнь песни». «Масленка» обрядовая песня «Во поле береза стояла»р.н.песня «Камаринская» «Веснянка» П.И.Чайковский «Детский альбом» «Камаринская». Н.А.Римский – Корсаков . Опера «Снегурочка». Проводы масленицы. П.И. Чайковский Концерт № 1 П.И. Чайковский Сифония №4 , финал.

Слайд 14

Из представленных портретов композиторов выбери автора симфонической сюиты « Шахерезада ». А) Б) В) Г)

Слайд 15

Из представленных портретов композиторов выбери автора симфонической сюиты « Шахерезада ». Николай Андреевич Римский-Корсаков


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

активизация познавательной деятельности на уроках музыки в 5 классе

Слайд 2

Модуль3 Русская классическая музыка. Образы родной земли.

Слайд 3

О каком русском композиторе идет речь? образы родной земли 1.Великий русский композитор XIX века, входил в содружество композиторов «Могучая кучка». Модест Петрович Мусоргский (1839 – 1881) 2. Главным его творением являются оперы «Борис Годунов» и « Хованщина ». 3.Однако, есть у композитора произведение, поистине уникальное в мировой музыке – «Картинки с выставки».

Слайд 4

П.И. Чайковский о музыке М.И. Глинки

Слайд 5

Модуль3 Русская классическая музыка. Золотой век русской культуры.

Слайд 6

С О Л И С Т П И А Н И Н О Т Е А Т Р Х О Р Г И Т А Р А Разгадай кроссворд 1. Певец , музыкант или танцор, исполняющий сольную партию, соло. 2 .Клавишный музыкальный инструмент. 3.Место для зрелищ, где можно посмотреть музыкальный спектакль. 4. Коллектив певцов, которые совместно исполняют какое-либо вокальное произведение. 5.Семи или шестиструнный щипковый музыкальный инструмент.

Слайд 7

Впишите в горизонтальные ряды клеток названия пяти певческих голосов: Певческие голоса Т Е Н О Г Р Л А Ь Т О А Н Р П О С А Б А К С И Д Н Т 1. Высокий мужской голос. 2. Низкий женский голос. 3. Высокий женский голос 4. Низкий мужской голос. 5.Высокий голос мальчика. С

Слайд 8

Три оперы Прочитайте названия трех опер Н.А. Римского – Корсакого . Начиная со «сказ» отступая через 2 кружочка.

Слайд 9

1 Сказка о царе Салтане . 2. Снегурочка. 3. Золотой петушок. Три оперы

Слайд 10

АРИЯ С «М» - войну она ведёт, Без - певец её поёт.

Слайд 11

Отгадайте ребусы и вы узнаете тему урока. БАЛЕТ

Слайд 12

т е м б р т а н е ц к л ь а т к е п с т е м п т т о е р б и л

Слайд 13

Окраска звука. Ритмичные, выразительные движения тела, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Театральное зрелище, представление. Скорость музыки. Сценарий оперы или балета, книжечка.

Слайд 14

Расставьте названия Пуанты Афиша Пачка

Слайд 15

Расставьте слова Зрительный зал Дирижер Театр

Слайд 16

Название данного инструмента, изображенного на рисунке, в переводе с латыни означает «небесный». Впервые в России он был введен в состав симфонического оркестра композитором П.И. Чайковским в балете «Щелкунчик». Что это за инструмент? клавесин шарманка челеста ксилофон

Слайд 17

2 балета П.И. Чайковского Распутай паутину

Слайд 18

Петр Ильич Чайковский Назовите композитора, написавшего музыку к балету «Щелкунчик». Либретто Как называется краткое литературное содержание оперы или балета?

Слайд 19

Балет Как называется вид сценического искусства, который основан на единстве музыки, танца, живописи и литературы? Танец Как называется искусство пластических и ритмичных движений, выстроенных в определенную композицию и исполняемых с музыкальным сопровождением?

Слайд 20

Интродукция Как называется краткое оркестровое вступление к балету, которое исполняется при закрытом занавесе ? Контраст Как называется яркое различие образов, переданных композитором при помощи музыки?

Слайд 21

Модуль3 Русская классическая музыка. История страны и народа в музыке русских композиторов

Слайд 22

Выбери правильное определение. Кант Кантата (латинское canto , буквально - пою). Музыкальное произведение торжественного или лирико - эпического характера, состоящее из нескольких законченных номеров и исполняемое певцами - солистами, хором в сопровождении оркестра. это многоголосая песня, распространенная в XVII-XVIII вв., исполняемая ансамблем певцов или хором без сопровождения, первоначально - на религиозные, с XVIII в. - на бытовые, лирические, военно-патриотические тексты.

Слайд 23

Назовите композитора сочинившего кантату « Александр Невский» Через прошлое к настоящему А) П.И. Чайковский Б)С.С. Прокофьев В) М.И. Глинка Г) Д.Д. Шостакович

Слайд 24

Назовите композитора сочинившего кантату « Александр Невский» Через прошлое к настоящему Б)С.С. Прокофьев

Слайд 25

« На Руси родной, на Руси большой не бывать … ! Поднимайся, встань, мать родная, Русь!» Вставьте в текст пропущенное слово. Немцу, монголу, щведу , врагу. врагу

Слайд 26

СКРИПКА С «Е» - листы собой скрепляет, С «И» - скрипач на ней играет.

Слайд 27

ФАГОТ Слог первый разгадает тот, Кто не забыл названий нот. Второй - в столетии возьмите, В нём «Д» на «Т» вы замените. Ответ узнаете в момент: Он - музыкальный инструмент .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

активизация познавательной деятельности на уроках музыки в 5 классе

Слайд 2

Модуль 4 Жанры музыкального искусства. Камерная музыка.

Слайд 3

1 2 3 5 4 6 1.Он церковный наш служитель. Был для Баха вдохновитель. Целый оркестр он заменит один. Как называется тот господин? ….

Слайд 4

1 2 3 5 4 6 о р г а н 2.Я стою на трёх ногах, Ноги в чёрных сапогах. Зубы белые, педаль. Как зовут меня?..

Слайд 5

1 2 3 5 4 6 о р г а н р о я л ь 3.В руки ты ее возьмешь, То растянешь, то сожмешь! Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. Заиграет, только тронь, Как зовут ее? …

Слайд 6

1 2 3 5 4 6 о р г а н р о я л ь г а р м о н ь 4. А всего-то три струны Ей для музыки нужны. Всех игрою веселит, Всех и на танец пригласит. Кто такая? Отгадай – ка … Это наша…

Слайд 7

1 2 3 5 4 6 о р г а н р о я л ь г а р м о н ь б а л а л а й к а 5.Сам пустой, голос густой, Дробь отбивает, шагать помогает.

Слайд 8

1 2 3 5 4 6 о р г а н р о я л ь г а р м о н ь б а л а л а й к а б а р а б а н 6.Как ясен звуков перелив, В них радость и улыбка. Звучит мечтательный мотив, Его названье...

Слайд 9

1 2 3 5 4 6 о р г а н р о я л ь г а р м о н ь б а л а л а й к а б а р а б а н с к р и п к а

Слайд 10

Что из предложенных вариантов отсутствует в вокализе? мелодия; аккомпанемент; гармония; ритм; тембр; литературный текст

Слайд 11

Что из предложенных вариантов отсутствует в вокализе? литературный текст

Слайд 12

Назовите жанр, который не предназначен для исполнения голосом: песня; баркарола; романс; вокализ; мазурка

Слайд 13

Назовите жанр, который не предназначен для исполнения голосом: мазурка

Слайд 14

Модуль 4 Жанры музыкального искусства. Симфоническая музыка.

Слайд 15

СИМФОНИЯ

Слайд 16

кспарки батру тавоналр льояр нофлосик тйфале ФЛЕЙТА СКРИПКА РОЯЛЬ КСИЛОФОН ВАЛТОРНА ТРУБА

Слайд 17

Послушайте, что это звучит? Как называется? Так назвал свою симфонию – действо «Перезвоны» Валерий Александрович Гаврилин(1939-1999).

Слайд 18

Колокольный звон- это часть русской культуры, это голос Родины.

Слайд 19

Какой инструмент исполняет интермедии «Дудочка» в хоровой симфонии-действе «Перезвоны» В. Гаврилина? кларнет; фагот; гобой; флейта

Слайд 20

Какой инструмент исполняет интермедии «Дудочка» в хоровой симфонии-действе «Перезвоны» В. Гаврилина? гобой;

Слайд 21

Модуль 4 Жанры музыкального искусства. Циклические формы и жанры.

Слайд 22

Музыкальный цикл – это… Совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени. 2. Определенная группа наук, дисциплин, объединенных по какому-либо общему принципу. 3. Определенная группа наук, дисциплин, объединенных по какому-либо общему принципу. ( 2 первых удаляем , 3 остается)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интерактивные задания на уроках музыки

Слайд 2

Модуль5 Музыка народов мира.

Слайд 3

Символы разных стран АНГЛИЯ РОССИЯ ФРАНЦИЯ ИНДИЯ БИГ - БЕН МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ ТАДЖ - МАХАЛ

Слайд 4

ИРЛАНДИЯ ФРАНЦИЯ РОССИЯ АНГЛИЯ б БАЛАЛАЙКА КОНЦЕРТИНА АРФА АККОРДЕОН

Слайд 5

ИСПАНИЯ ШОТЛАНДИЯ, АНГЛИЯ США ИТАЛИЯ МАНДОЛИНА ВОЛЫНКА БАНДЖО ГИТАРА

Слайд 6

О какой стране пойдет речь на уроке? Кто знает край, где небо блещет Неизъяснимой синевой, Где море теплою волной Вокруг развалин тихо плещет; Где вечный лавр и кипарис На воле гордо разрослись; Где пел Торквато величавый; Где и теперь во мгле ночной Адриатической волной Повторены его октавы… (А.С. Пушкин) Италия

Слайд 7

Разгадайте название музыкального инструмента КАСТАНЬЕТЫ

Слайд 8

,,,, ,,, у=и МАНДОЛИНА РАЗГАДАЙТЕ НАЗВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА

Слайд 9

,, М ,,, , А И ТАМБУРИН РАЗГАДАЙТЕ НАЗВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА

Слайд 10

Найдите пару баркарола г.Неаполь неаполитанская г.Таранто песня тарантелла г.Венеция

Слайд 11

Послушайте музыку и определите музыкальный инструмент КАСТАНЬЕТЫ МАНДОЛИНА ТАМБУРИН

Слайд 12

О каком русском композиторе идет речь? 1.Родился 25 апреля 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье инженера. 2. Он написал более 80 музыкальных произведений, в том числе 10 опер и 3 балета. 3. Профессор Московской консерватории. 4. Оперы « Евгений Онегин», « Иоланта», «Пиковая дама» и другие. 5. Сочинил сборник пьес для детей «Детский альбом» О каком русском композиторе идет речь? Пётр Ильич Чайковский (1840 – 1893г.) 6.Известные балеты композитора: «Лебединое озеро», « Щелкунчик», «Спящая красавица» .

Слайд 13

, ,,,,, М.И. Глинка РАЗГАДАЙТЕ ФАМИЛИЮ КОМПОЗИТОРА

Слайд 14

О какой стране пойдет речь на уроке? Стоит Великая Стена, Над ней летит большой дракон. Людей же столько там живёт, Что в жизни их не перечесть. Они — покладистый народ, Привыкли палочками есть. Ползёт по ветке шёлкопряд, Большая панда ест бамбук. Так было тыщу лет назад И будет так всегда, мой друг. Китай

Слайд 15

О какой стране пойдет речь на уроке? Очень интересная в мире есть страна Народными традициями та страна полна, Страною солнца восходящего зовут ее не зря - Урок наш про …. ЯПОНИЯ

Слайд 16

музыкальный фольклор народов Азии. япония и китай Определите какой инструмент является: китайским - сяо , японским – шамисэн ? сяо шамисэн


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

активизация познавательной деятельности на уроках музыки в 5 классе

Слайд 2

Модуль 6 Европейская классическая музыка.

Слайд 3

Дорогой друг! Вспомни композиторов с которыми мы познакомились и найди их в филворде . Напомню правила разгадывания: Слова не пересекаются и не образуют «крестов». Слова могут изгибаться только по горизонтали и по вертикали в любые стороны. Слова в филворде с другими словами не могут иметь общих букв. Каждая буква может входить в состав только одного слова.

Слайд 4

Г Д Н Ц А Р А О Б Т Й М В Т Е Ш О Х Е А М У Г Н Н Ш Е Р Л И А У Б Т К Н

Слайд 5

О каком композиторе идет речь? «Сегодня, в среду 30 августа, в 6 часов вечера состоится последний концерт: девочка двенадцати лет и мальчик семи лет сыграют концерты великих мастеров на клавире и клавесине, труднейшие в исполнении. Мальчик исполнит концерт на скрипке, проаккампанирует на клавире во время исполнения симфонии, сыграет на закрытой платком клавиатуре, а также с завязанными глазами; потом из отдаления назовёт все звуки, которые поодиночке или в аккордах будут играть на разных инструментах или любых других предметах – колокольчике, стакане, часах. Под конец он будет импровизировать не только на клавире, но и на органе так долго, как этого захотят слушатели, и в любых, даже самых трудных тональностях, которые ему назовут, чтобы показать свою виртуозность». Вольфганг Амадей Моцарт

Слайд 6

Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена Определи, какой из этих танцев не польский 1. Полонез. 2. Полька. 3. Мазурка.

Слайд 7

Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена 2. Полька.

Слайд 8

Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка Ф. Шопена Назови музыкальный инструмент, для которого писал музыку Ф. Шопен. 1. 2. 3. 4.

Слайд 9

Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка Ф. Шопена 1. Рояль (фортепиано)

Слайд 10

разгадайте ребус и в ы узнаете музыкальный инструмент, для которого писал музыку Ф. Шопен. рояль

Слайд 11

Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка Ф. Шопена Расшифруйте названия жанров фортепианной музыки Шопена, поставив буквы в нужном порядке. иядрпелю камузар рнтюнок езпонол далабал атасон льсва дюэт

Слайд 12

Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка Ф. Шопена Правильные ответы. Прелюдия Мазурка Ноктюрн Полонез Баллада Соната Вальс Этюд

Слайд 13

Вставьте пропущенные слова. Подсказка : консерватория, Эдвард, пианист, дирижёр, Норвегия, народные, Чайковский, Берген, песни, сказки, легенды, произведения. ______ Григ родился в _____ в городе ______ более 150 лет тому назад. У народа этой страны много прекрасных ________, __________ и ________. Музыкой Григ начал заниматься с 4 лет. В 14 лет он стал студентом Лейпцигской __________ . Окончив консерваторию, Григ много путешествует, записывает __________ мелодии, которые потом будут звучать в его _________ . Григ много выступает как ______ и ___________. Русский композитор Пётр Ильич __________ очень любил музыку Грига.

Слайд 14

Вставьте пропущенные слова. Подсказка: консерватория, Эдвард, пианист, дирижёр, Норвегия, народные, Чайковский, Берген, песни, сказки, легенды, произведения. Эдвард Григ родился в Норвегии в городе Берген более 150 лет тому назад. У народа этой страны много прекрасных песен , сказок и легенд . Музыкой Григ начал заниматься с 4 лет. В 14 лет он стал студентом Лейпцигской консерватории . Окончив консерваторию, Григ много путешествует, записывает народные мелодии, которые потом будут звучать в его произведениях . Григ много выступает как пианист и дирижёр . Русский композитор Пётр Ильич Чайковский очень любил музыку Грига.

Слайд 15

Белые и чёрные Читая буквы, соответствующие белым, а затем чёрным клавишам, вы узнаете высказывание Э. Грига об истоках его творчества. Я П О Ч Е Р П Н У Л Б Ы Х Н А П Е В О Г А Т Ы Е С О К Р О А Х М О Е Й Р В И Щ А В Н А Р О Д Н О Д И Н Ы Я почерпнул богатые сокровища в народных напевах моей родины…

Слайд 16

О каком композиторе идет речь? Мальчик заметил, что у брата есть сборник сочинений названных мастеров и принялся его упрашивать дать ему эти ноты. Однако всегда получал отказ. Из-за упорства брата желание мальчика иметь сборник становилось всё сильнее, так, что он, в конце концов, стал искать способ овладеть им тайно. Заветная тетрадь хранилась в запертом шкафу с решетчатыми дверцами, а руки мальчика были так малы, что он мог просунуть их сквозь решётку и вытащить заветную тетрадь из шкафа. При лунном свете, ночью, втайне от своего брата он переписывал ноты известных композиторов. Прошло целых шесть месяцев, прежде чем он завершил это трудоёмкое дело. Иоганн Себастьян Бах

Слайд 18

Отгадай ребус и ты узнаешь музыкальный инструмент о котором пойдет речь на уроке. СКРИПКА

Слайд 19

СКРИПКА С «Е» - листы собой скрепляет, С «И» - скрипач на ней играет.

Слайд 20

Виртуозность исполнения Никколо Паганини Как Н.Паганини называл свою любимую скрипку? «Пушка» «Мастер» «Ружьё» «Лиса» «Инструмент»

Слайд 21

Виртуозность исполнения Никколо Паганини Как Н.Паганини называл свою любимую скрипку? «Пушка» Композитор дал весьма необычное название своему любимому инструменту – "Пушка" ( il cannone ) по одной версии из-за ее богатого мощного звучания, а по другой в связи с политическими событиями в Италии в начале XIX века: национальное освободительное движение набирало обороты, и скрипка с таким названием была призвана воодушевить борцов за свободу.

Слайд 22

Где родился Н.Паганини? А) Россия Б) Италия портрет В) Испания

Слайд 23

Где родился Н.Паганини? Б) Италия портрет

Слайд 24

На скольких струнах скрипки мог играть Н.Паганини ? А) 2 Б) 3 В) 1 Г) 4

Слайд 25

Жители какой страны гордятся тем, что Ференц Лист их соотечественник? Поляки Чехи Австрийцы Венгры

Слайд 26

Кто из великих музыкантов во время одного из концертов поцеловал Ференца Листа в лоб и благословил его на дальнейшие занятия музыкой? Никколо Паганини Вольфганг Амадей Моцарт Людвиг ван Бетховен Иоганн Себастьян Бах

Слайд 27

Несмотря на то, что Лист по национальности является венгром, он почти не знал родного языка. При жизни его звали Франц и говорил он только на ... языке. Итальянском Французском Немецком Русском Лист в венгерском национальном костюме М. Барабаш 1847 г.

Слайд 28

Ф еренц Лист Выходец из небольшого венгерского селения, он покорил всю Европу своим талантом и харизмой , его выступления сопровождались неизменными аншлагами. Отец очень рано начал приобщать Ференца к музыкальным занятиям, что находило живой отклик в душе мальчика. Помимо собственных занятий, Георг Адам Лист устроил сыну обучение игре на органе и церковному пению. Он делал большие успехи, а отец вскоре озадачился вопросом публичных выступлений. Ему удалось организовать и это: 8-летний Ференц начал давать небольшие концерты в домах знатных вельмож, мгновенно завоевывая сердца слушателей. Именно тогда появилось утверждение, что мир вскоре получит нового Моцарта .Отец принял решение круто изменить жизнь семьи для того, чтобы дать Ференцу шанс получить хорошее музыкальное образование, и в 1821 году перевез жену и сына в столицу Австрии. Талант и увлеченность своим делом помогали Листу покорять не только зрителей-обывателей, но и уже состоявшихся мэтров музыкального искусства. Его взялись обучать абсолютно бесплатно Карл Черни и Антонио Сальери. Когда мальчика спрашивали, кем он хочет стать, когда вырастет, он указывал на портрет Бетховена и отвечал, что желает быть как он. Выступления Ференца становились яркими событиями, после одного из которых мальчика поцеловал сам Бетховен Такое признание подарило Листу еще большую уверенность в себе и вдохновило на покорение новых вершин. Несмотря на то, что Лист по национальности является венгром, он почти не знал родного языка. При жизни его звали Франц и говорил он только на немецком языке.

Слайд 29

Жители какой страны гордятся тем, что Ференц Лист их соотечественник? Венгры

Слайд 30

Кто из великих музыкантов во время одного из концертов поцеловал Ференца Листа в лоб и благословил его на дальнейшие занятия музыкой? Людвиг ван Бетховен

Слайд 31

Несмотря на то, что Лист по национальности является венгром, он почти не знал родного языка. При жизни его звали Франц и говорил он только на ... языке. Немецком Лист в венгерском национальном костюме М. Барабаш 1847 г.

Слайд 32

Лист несколько раз с концертами объехал всю Европу. Он выступал в Бельгии, Австрии, Англии, Франции, Венгрии, Румынии, Шотландии, Испании. В России он высоко оценил оперу «Руслан и Людмила» молодого композитора. Это был… Михаил Иванович Глинка Михаил Васильевич Глинка Иван Михайлович Глинка Василий Михайлович Глинка

Слайд 33

Лист несколько раз с концертами объехал всю Европу. Он выступал в Бельгии, Австрии, Англии, Франции, Венгрии, Румынии, Шотландии, Испании. В России он высоко оценил оперу «Руслан и Людмила» молодого композитора. Это был… Михаил Иванович Глинка

Слайд 34

«Венгерская рапсодия №2 » В каком мультипликационном фильме звучит эта музыка?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

активизация познавательной деятельности на уроках музыки в 5 классе

Слайд 2

Модуль 7 Духовная музыка

Слайд 3

Прочитайте слова и подумайте, о чем сегодня мы будем вести речь на уроке? храм знаменный распев молитва икона церковь песнопения хор П.И.Чайковский С.В. Рахманинов любовь святая свет Родина духовность православие христианство Г.В.Свиридов

Слайд 4

Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье… …Молю творца… Чтобы молитва, чтоб любовь Всегда мне были утешеньем, Чтоб я встречался с вдохновеньем, Чтоб сердцем я не остывал, Чтоб думал, чувствовал, мечтал… И. Козлов.

Слайд 5

КОЛОКОЛА


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

активизация познавательной деятельности на уроках музыки в 5 классе

Слайд 2

Модуль 8 Современная музыка: основные жанры и направления

Слайд 3

Домашнее задание 1. Музыкальный жанр энергичного характера, с четким ритмом, соответствующий темпу шага. 2. Способность человека увидеть смешную сторону в каком-либо явлении или событии и представить её в шутливом виде. 3. Человек , который сочиняет музыкальные произведения. 4. Человек , который стоит перед оркестром и держит палочку. 5. Группа музыкантов, которые исполняют вместе одно музыкальное произведение. 6. Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцуют.

Слайд 4

Домашнее задание 1. Музыкальный жанр энергичного характера, с четким ритмом, соответствующий темпу шага. 2. Способность человека увидеть смешную сторону в каком-либо явлении или событии и представить её в шутливом виде. 3. Человек , который сочиняет музыкальные произведения. 4. Человек , который стоит перед оркестром и держит палочку. 5. Группа музыкантов, которые исполняют вместе одно музыкальное произведение. 6. Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцуют. 1 2 м а р ш ю м о р 3 к о м п о з и т о р 5 4 д и р и ж ё р о р к е с т р 6 б а л е т

Слайд 5

Установите соответствие. Ответ запиши в виде Цифра-Буква. 1. Балет А. – краткое литературное изложение сюжета оперы, оперетты, балета, мюзикла. 2. Либретто Б. – представление, в котором соединяются музыка и танец, драматургия и изобразительное искусство. 3. Мюзикл В – развлекательное представление, в котором соединяются различные жанры искусства – эстрадная и бытовая музыка, хореография, драма и изобразительное искусство.

Слайд 6

Установите соответствие. Ответ запиши в виде Цифра-Буква. 1 - Б 2 - Г 3 - А


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

активизация познавательной деятельности на уроках музыки в 5 классе

Слайд 2

Модуль 9 Связь музыки с другими видами искусства

Слайд 3

Творческое задание! (найди пару) Композитор Тембровая Звуковая 7 нот Инструментальный Инструменты Палитра 7 цветов радуги Краски, кисти Художник Окраска Колорит

Слайд 4

Вспомни, в каком музыкальном мультфильме звучала эта песня? Кто композитор? Г. Гладков А.Рыбников

Слайд 5

Вспомните, из какого фильма-мюзикла звучит эта музыка? Ж.Буржуа Р. Роджерс

Слайд 6

музыкальный спектакль; действующие лица поют; есть хоровые и сольные номера; сочиняют на сюжеты сказок все герои, когда поют, всегда находятся в движении; исполняют электронные музыкальные инструменты; звучат современные интонации и ритмы Музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра - Музыкальный спектакль, в котором действующие лица говорят, поют, танцуют под современную музыку - Определите по таблице, где сходство , а где отличия мюзикла от оперы? опера мюзикл Сходство Отличия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

активизация познавательной деятельности на уроках музыки в 5 классе

Слайд 2

Модуль о Символика России.

Слайд 3

Отгадай ребус: РОССИЯ

Слайд 4

Найди символы России

Слайд 5

Найди символы России

Слайд 6

Работа в паре. Прочитайте и назовите слова, которые подходят к гимну:

Слайд 7

ГЛАВНАЯ ПЕСНЯ Торжественная песнь Каково происхождение слова "гимн"?

Слайд 8

ГЛАВНАЯ ПЕСНЯ Интернационал Какой гимн стал первым гимном СССР?

Слайд 9

ГЛАВНАЯ ПЕСНЯ слова С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова Кто написал музыку и слова современного гимна?

Слайд 10

ГЛАВНАЯ ПЕСНЯ Присутствующие встают, военные отдают честь или салютуют оружием Каковы правила поведения граждан при исполнении государственного гимна?

Слайд 11

ГЛАВНАЯ ПЕСНЯ На торжественных встречах, международных соревнованиях, встречах президентов и т.д. Где её можно услышать?