Специальные технологии

Для успешной работы специалисту нужно освоить все технологии:

 Традиционные логопедические технологии

1.Технология логопедического обследования

2.Технология коррекции звукопризношения и голоса

3.Формирование речевого дыхания

4.Развитие просодических компонентов,лексико-грамматической стороны и связной речи

Инновационные технологии в работе логопеда

1.Биоэнергопластика

2.Песочная терапия,игры с песком

3.Ландшафтотерапия

4.Сказкотерапия 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Биоэнергопластика

Биоэнергопластика – здоровьесберегающая технология в ДОУ

Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия: 

  • «био» — человек как биологический объект;
  • «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
  • «пластика» — плавные движения  тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

    Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А.А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык. 

Биоэнергопластика  синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Этапы работы с применением биоэнергопластики

  • Диагностический (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики).
  • Эмоциональный (создание положительного настроя с помощью модифицированной игрушки «Осьминог»).
  • Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука).

Особенности работы с применением биоэнергопластики

  1. Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.
  2. К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.
  3. Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
  4. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
  5. С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж ( например, « Волшебные перчатки», «Обезьянка»), счёт, музыка, стихи.

Преимущества биоэнергопластики:

  • оптимизирует психологическую базу речи;
  • улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;
  • способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
  • синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность;
  • позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении мероприятий в образовательной области "Коммуникация".

Использование  биоэнергопластики способствует повышению работоспособности воспитанников,  активизации  познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе непосредственной образовательной  деятельности. 

Артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики

Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное

положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.

Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.

Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети

ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.

Предлагаю вашему вниманию упражнения с приемами биоэнергопластики:

Фонарики. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения ртом, открывая и закрывая рот.

Лодочка. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. «Лодочка плывёт», одновременно язычок скользит по губам  из одного уголка губы в другой.

Пароход. Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены – это «труба», одновременно двигая руками в стороны, как бы слегка покачивая, прищёлкивать губами.

Речка и рыбка. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движение рыбки хвостом, при этом язычок упирается то в одну, то в другую щёку.

Деревья. Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Язычок  упирается в верхнюю губу. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук, поболтать языком.

Корни. Ладони опущены вниз. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать руки и язык, упёртый в нижнюю губу, в таком положении на счёт до пяти – десяти. После упражнения расслабить кисти рук, встряхнуть руками и поболтать языком.

Птичка пьёт водичку. Пальцы сложить «щепотью» - это клюв. Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать клювом при этом губы сделать трубочкой и пошевелить ими.

Птичка летит. Руки положить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы - «крылья». Помахать ими, «крылья» вверх - язык высунуть, «крылья» вниз- язык убрать.

Цветок. Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, ртом имитируя при этом звук –а-, не произнося его, потом сводим пальцы вместе, имитируя ртом при этом звук –у-, не произнося его.

Кошечка. Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить и прижать ладони к столу. На сжатые кулачки кошечка сердится, на прижатые ладони к столу- кошечка улыбается.

Ворота. Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу- «ворота» закрыты, рот закрыт. Ворота открываются - рот широко открывается.

 

Колечко. Соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко. Остальные пальцы  выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Губы округлить – в и. п. то же на другой руке.

Человечек. Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, средний и безымянный пальцы прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы передвигать по поверхности стола, имитируя движения ног,  одновременно двигая челюстями вправо, влево.

Пчела. Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем. Вращая указательным пальцем по кругу, при этом языком в закрытом рту делать круговые движения.

Часики. Сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счёт влево-вправо, при этом язычок движется влево-вправо.

Качели. Движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх-вниз, одновременно язык поднимается вверх-вниз.

Футбол. Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд, под счёт кисть руки поворачивается вправо-влево, язычок упирается поочерёдно в щёки.

Улыбка. Пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счёт один-пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5сек., на счёт два – ладонь сворачивается в кулак.

Дудочка. Ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. Губы дудочкой.

Горка. Согнутая ладонь опущена, язык упирается в нижние зубы.



Предварительный просмотр:

Песочная терапия. Игры с песком

34. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по креативной терапии [Текст]: учеб. пособие / Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. – СПб. : Речь, 2003. – 400 с.

Теория и практика песочной терапии – С. 277-334.

35. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия [Текст]/ Галина Николаевна Эль. - СПб.: Речь, 2010. - 201, [1] с., [2] л. ил. : ил.

36. Баринова Н. М. "Песок - вода - ладошки" : цикл занятий с детьми, пережившими стрессовые ситуации [Текст] / Баринова Н. М.// Ребенок в детском саду. - 2010. - № 2. - С. 2-6.

37. Барышникова С. М. Нетрадиционные приемы в работе учителя-логопеда: игры с песком [Текст] / Барышникова С. М.// Дошкольная педагогика. - 2011. - № 4. - С. 45-49.

38. Кончина О. В гости к песочному человеку [Текст] / Кончина О.// Обруч. - 2009. - № 4. - С. 26-27.

39. Матвеева Л. Песочные фантазии  [Текст]/ Матвеева Л.// Обруч. - 2009. - № 4. - С. 28-29.

40. Сапронова Т.Игра как терапия [Текст] / Т. Сапронова// Воспитание дошкольников. - 2010. - № 5. - С. 37-44.

41. Кичура В. В. Использование песочной игротерапии в работе с дошкольниками [Текст] / Кичура В. В.// Дошкольная педагогика. - 2009. - № 8. - С. 40

42. Семененко Е. А. Использование песочной терапии в логопедической работе [Текст] / Семененко Е. А.// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 7. - С. 45-48.

43. Бычкова М. Игры на песке как средство коррекционно-развивающей работы с детьми, испытывающими трудности в обучении  [Текст]/ Бычкова М.// Коррекционно-развивающее образование. - 2010. - № 3. - С. 30-33.

44. Грабенко Т.М. Игры с песком, или песочная терапия [Текст] / Т. М. Грабенко // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 5. - С.26 – 29

45. Бережная Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Ф. Бережная // Дошкольная педагогика. - 2006. - №4. - С. 56 - 59.

46. Кондратьева С. Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] : развитие естественнонаучных представлений / С. Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. - 2005. - №3. - С. 39-41.

47. Александровская М. Миражи песчаной педагогике [Текст] : [песочная психотерапия] / М. Александровская // Дошкольное образование (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2006. - №12. - С. 2 - 3.

48. Некрасова Е. Играем с песком, водой и глиной  [Текст] / Е. Некрасова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - С. 41 - 43.

49. Аромштам М. Игры на влажном песке [Текст] : [песочная психотерапия] / М. Аромштам // Дошкольное образование (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2006. - №12. - С. 6.

50. Ульянова Э. Приключения в песочном дворике [Текст] : [песочная психотерапия] / Э. Ульянова // Дошкольное образование (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2006. - №12. - С. 4-5.

51. Кудрявцева Л. Использование песочной игры в школьной практике  [Текст] / Л. Кудрявцева // Школьные технологии. - 2006. - №2. - С. 136 - 137.

52. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста  [Текст] / Н. Ф. Бережная // Дошкольная педагогика. - 2007. - №1. - С. 50 - 52.

53. Докудовская Е.С. Использование песочной терапии во время логопедических занятий [Текст]  / Е. С. Докудовская, Л. Д. Тульчий/ / Школьный логопед. - 2006. - №5. - С. 24 - 26.

54. Шиманович Ю. "Разгадай тайну Песочной страны"  [Текст]: коррекционно-развивающая программа для дошкольников с использованием дидактических игр на песке / Ю. Шиманович/ / Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2006. - №22. - С. 18-24.

55. Шиманович Ю. Тайна песочницы [Текст]  / Ю. Шиманович // Обруч. - 2008. - № 4. - С. 19-21.

56. Силиванова Л. В.Игры с песком в работе логопеда [Текст] / Л. В. Силиванова/ / Логопед в детском саду. - 2008. - № 3. - С. 38-41.

57. Кичура В. В. Конспект занятия с использованием песочной игротерапии с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] : развитие элементарных математических представлений / В. В. Кичура // Дошкольная педагогика. - 2008. - № 4. - С. 17-19.

58. Заусенко И. В. Песочная терапия в групповых процессах психологических тренингов [Текст] / И. В. Заусенко, Е. М. Соловьева // Журнал практического психолога. - 2008. - № 2. - С. 54-58.

59. Храмова С.  Секрет успеха [Текст] : коррекционнно-развивающие занятие / С. Храмова// Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2008. - № 16. - С. 4-8.



Предварительный просмотр:

Ландшафтотерапия

94. Сизых С. В.  Садовая терапия [Текст] / Сизых С. В., Кузеванов В. Я.// Биология в школе. - 2009. - № 5. - С. 47-50.

95. Кондратьева С. Ю. Использование природного материала в коррекционной работе с дошкольниками  [Текст]/ Кондратьева С. Ю.// Дошкольная педагогика. - 2009. - № 7. - С. 41-43.

96. Зорин С.  Школа под небом : визуальная культура детей, эстетическое восприятие природы и ландшафтотерапия [Текст] / Зорин С.// Искусство в школе. - 2010. - № 6. - С. 4-7.