Ресурсы и материалы

Уважаемые коллеги и заботливые родители! Здесь вы найдёте интернет ресурсы и интересные материалы по логопедии 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Таблица 1. Осмотр

1

Общее

Фиксируется:

До

массажа

После

массажа

Осанка

ровная, сутулая

Положение головы по отношению к плечевому поясу

ровное, склонена в сторону: вправо, влево

Положение плеч

симметричное, ассиметричное

Лицо

отечность, одутловатость, асимметрия

Продолжение таблицы 1

Общее

Фиксируется:

До

массажа

После

массажа

2

Состояние мимических мышц в положении покоя

Фиксируется:

положение бровей и складок над бровями (лобная м.)

симметричность/асиммет-ричность расположения

ширина глазных щелей (круговая м. век)

симметричность/асиммет-ричность расположения

носогубных складок (скуловые мышцы)

симметричность/асиммет-ричность расположения

углов линии рта (круговая м. рта, щечная м.)

симметричность/асиммет-ричность расположения

3

Состояние жевательных мышц в положении покоя

Фиксируется:

Положение рта

закрыт, плотно закрыт, приоткрыт, приоткрыт и нижняя челюсть отклоне-на в сторону, ложная прогения

4

Состояние мышц полости рта в положении покоя

Фиксируется:

Положение языка в полости рта

оттянут кзади, комком, закрывает вход в глотку, вяло лежит на дне ротовой полости; продвинут кпере-ди; вываливается изо рта; девиация; беспокойство; гиперкинезы

Мягкое небо

Резко подтянуто; провиса-ет; увуля отклонена в сторону (влево/ вправо)

Таблица 2. Наблюдение за выполнением движений

пп.

Мышцы, выполняющие движение

Двигательные пробы

Наличие +/ отсутствие -/

симметричность

движения: справа/слева

до массажа: справа/слева

после массажа: справа/слева

1

2

3

4

5

Мимические мышцы

1

Мышцы лба

Поднять брови

- «удивиться»

(удержать на счет от 1 до 5)

2

Мышцы гордецов

Нахмурить брови – «рассердиться» (повторить 3 раза)

3

Круговая мышца глаза

- Закрыть глаза; закрыть правый и левый глаз попеременно.

- Прищурить глаза,

- «светит яркое солнце», прищурить правый и левый глаз попеременно.

- Крепко зажмурить глаза (движения удержать на счет от 1 до 3).

1

2

3

4

5

Группа

жевательных

мышц:

- Открыть рот широко (удержать на счет

от 1 до 10).

4

Жевательная и височная мышцы

- Движение челюсти вперед-назад (повторить 3 раза в каждую сторону)

5

Крыловидные мышцы

Движение челюсти вправо-влево (повторить 3 раза в каждую сторону)

Группа мышц окружности рта

6

Большая скуловая мышца

Улыбнуться

«как веселый клоун»

(повторить 5 раз)

7

Мышца, поднимающая верхнюю губу и крыло носа

Наморщить нос

- «Понюхай, как собачка»

8

Мышца подни-мающая верхнюю губу и малая скуловая мышца

- Поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы

- «Зайчик» (повторить 5 раз)

- Крепко зажмурить правый и левый глаз попеременно

9

Мышцы опускающие нижнюю губу и угол рта

Опустить нижнюю губу, показав нижние зубы – «Собачка сердится»

10

Щечная мышца и мышца смеха

Растянуть углы рта в стороны (удержать на счет от 1 до 10). Надуть щеки (удержать на счет от 1 до 10 )

11

Круговая мышца губ

Крепко сжать губы: «Запри рот на замок» (удержать на счет от 1 до 10) Вытянуть губы вперед: «Трубочка» (повторить 5 раз)

12.

Подбородочная мышца

Вытянуть нижнюю губу вверх: «Достань нижней губой до носа»

Скелетные мышцы языка:

13

Подбородочно-язычная мышца

Высунуть язык вперед

(удержать на счет от 1 до 10).

Прижать язык к верхнему небу: «Грибок»

(удержать на счет от 1 до 5).

14

Шилоязычная мышца

Убрать язык назад вглубь рта: «Спрячь язык как можно дальше» (удержать на счет от 1 до 5). Движения языком вправо-влево: «Маятник»

(повторить 5 раз в каждую сторону)

Собственно мышцы языка

15

Поперечные мышцы

Сделать язык узким: «Иголочка» (удержать на счет от 1 до 10).

16

Вертикальные мышцы

Удержать язык плоским и широким: «Лопаточка» (удержать на счет от 1 до 10).

17

Верхние

продольные

мышцы

Поднять кончик языка за верхние резцы (удержать на счет от 1 до 5).

18

Нижние

продольные

мышцы

Опустить кончик языка за нижние (удержать на счет от 1 до 5).

19

Мышцы мягкого неба

Произносить звук «А» на твердой атаке: «Постреляй горлышком»

Таблица 3. Качественная оценка выполнения каждого движения до логопедического массажа

Оценка выполнения движения

Порядковый номер двигательной пробы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1

Движение выполняется в пределах нормы (+)

2

Отсутствие движения (-) справа/слева

3

Нарушение амплитуды движения (+):

объем ограничен

объем значительно ограничен

имеется лишь попытка выполнения движения

4

Нарушение устойчивости выполнения движения (+):

истощаемость в выполнении движений (движение выполняется на 50% заданных счетов)

выраженная истощаемость движений (движение выполняется менее чем на 50% заданных счетов)

5

Нарушение ритма выполнения движения (+)

6

Замена заданного движения на другое (+)

7

Наличие синкинезий

при выполнении движений (+)

8

Рефлексы: небно-глоточный нижнечелюстной: (повышен / понижен)

Окончание табл. 3

9

Наличие гиперсаливации: (в покое/при двигательной нагрузке/во время речи; незначительная/выраженная)

10

Наличие рефлексов орального автоматизма:

11

Нарушение звукопроизношения:

замены

искажения

пропуски


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                                                ПРОТОКОЛ

     адаптированной тестовой методики диагностики устной речи Т.А. Фотековой

 Дата рождения________________               Учебный год__________________________

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________________

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

                                         Фонематическое восприятие

Ба-па

Па-ба

Са-ша

Ша-са

Ша-жа-ша

Жа-ша-жа

Ца-са-ца

Са-ца-са

Ра-ла-ра

Ла-ра-ла

   Всего    

   баллов 5

1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому;

0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0 баллов – отказ  от выполнения, полная невозможность  воспроизведения  пробы.

                                         Артикуляционная моторика

Губы в улыбке

Язык «лопаткой»

Язык «иголочкой»

«Маятник»

«Улыбка – трубочка»

   Всего    

  баллов 5

1 балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному;

0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение;

0,25 балла –  выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

0 баллов – невыполнение движения

                                              Звукопроизношение

Собака – маска – нос, сено - замок – коза, зима –цапля – овца

Шуба – кошка – камыш, жук – ножи, щука – вещи –лещ, чайка – очки

Рыба – корова топор, река – дверь

Лампа – молоко – пол, лето-колесо-соль

К-г-х, Й, дефекты озвончения.

   Всего    

  баллов 15

3 балла – правильное произношение  звука  в любых  речевых ситуациях;

1,5 балла – недостаточно автоматизированы;

1 балл – искажается или  заменяется только один звук группы в твердом или мягком варианте;

0 баллов – искажаются или  заменяются все или несколько звуков группы.

                                              Звуко-слоговая структура слова

Дрозд, флаг, хвост, кнут

Танкист, клумба, гнездо

Космонавт термометр

Сковорода, аквариум табуретка

Велосипе-дист, кораб-лекрушение

   Всего    

  баллов 5

1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;

соответствием всех характеристик движения предъявленному;

0,5 балла – замедленное, послоговое воспроизведение;

0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова;

0 баллов – невоспроизведение  пробы

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ    

             1.   Образование существительных множественного числа в именительном падеже

       Инструкция: один – дом, а  если их много, то это дома.

                                                  стол

стул

окно

звезда

ухо

   Всего    

  баллов 5

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – форма образована неверно;

0 баллов – невыполнение

             2.   Образование существительных множественного числа в родительном падеже

столы

   стулья

      окна

    звезды

    уши

   Всего    

  баллов 5

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – форма образована неверно;

0 баллов – невыполнение

3.  Употребление падежных конструкций

Кого любит Петя? (В. п.)

Кому Петя даёт корм?

( Д. п.)

О ком Петя  заботится? (П. п.)

За  кем  Петя ухаживает? (Т. п.)

У кого

есть рога,

копыта, клюв?

 (Р. п.)

   Всего    

  баллов 5

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – форма образована неверно;

0 баллов – невыполнение

4.   Согласование существительных с прилагательными в именительном падеже

Инструкция.   Назвать изображенный предмет и его цвет.

Белое полотенце

Черные перчатки

Красный флаг

 Синяя сумка

 Зелёное ведро

   Всего    

  баллов 5

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – форма образована неверно;

0 баллов – невыполнение

5.  Согласование существительных с числительными

•        Инструкция.   Посчитать предметы от 1 до 5

ухо

ручка

стол

помидор

окно

   Всего    

  баллов 5

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – форма образована неверно;

0 баллов – невыполнение

6.   Употребление предлогов   Игра «Прятки»

Где находится ручка?

Откуда я достаю ручку?

   Всего    

  баллов 5

над   коробкой

на столе

под книгой

из – под стола

из – за коробки

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – форма образована неверно;

0 баллов – невыполнение

         III.   ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ  

1.  Детеныши животных

Инструкция:  у кошки – котята, а у…

козы

 собаки

волка                                

курицы                                  

коровы

   Всего    

  баллов 5

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – выполнено неверно;

0 баллов – невыполнение

2.   Называние частей предмета

Стул

Чайник

Шкаф

Человек

Окно

   Всего    

  баллов 5

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – выполнено неверно;

0 баллов – невыполнение

3. Уровень обобщений

Игрушки

Овощи        

Фрукты

Одежда

Посуда

   Всего    

  баллов 5

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – выполнено неверно;

0 баллов – невыполнение

4.   Образование существительных в уменьшительной форме

•        Инструкция:  большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы.

дом

стул

гриб

кофта

платок

   Всего    

  баллов 5

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;  

0,25 балла – форма образована неверно;  

0 баллов – невыполнение.

5. Подбор антонимов

Инструкция.  - Скажи наоборот:

высокий

широкий

толстый

добрый

веселый

   Всего    

  баллов 5

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – выполнено с большим количеством  неверных ответов;

0 баллов – невыполнение

6. Образование прилагательных от существительных  

Инструкция.- Если ручка сделана из пластмассы, то она – пластмассовая.

Компот из яблок

Стул из дерева

Сумка из кожи

Дом из кирпича

Стакан из стекла

   Всего    

  баллов 5

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – выполнено с большим количеством  неверных ответов;

  1. баллов – невыполнение

IV. ПОНИМАНИЕ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Покажи:

ключ, карандаш

карандашом-ключ

карандаш-ключом

Нарисуй:

круг под крестом

крест  под

кругом

Что  верно?

Весна -перед летом, лето - перед весной

Кто меньше ростом?

Ваня выше Пети

Кто драчун?

Сашу ударил Коля

Кто  впереди?

Охотник бежит за собакой

Что папа сделал  вначале?

Папа прочел газету после того, как позавтракал

1 балл – правильное выполнение;

0,5 балла – самокоррекция;

0 баллов – неверный  ответ

Всего

баллов  10

                                         

           V.    ИССЛЕДОВАНИЕ  НАВЫКОВ   ЯЗЫКОВОГО  АНАЛИЗА

Сколько слов в предложении?

Маша гуляет.

Машина едет по дороге.

Сколько слогов в слове?

Дом

Карандаш

Определи место звука в слове

Первый звук в слове крыша

Третий звук в слове школа

Последний в слове стакан

Сколько звуков в слове?

Рак

Сумка

Карман

1 балл – правильный ответ с первой попытки;

0,5 балла – правильно со второй попытки;

0,25 балла – правильно с третьей попытки;

0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.

Всего

баллов  10

               

                            РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ

I. Исследование сенсомоторного уровня речи            

II. Исследование грамматического строя речи

III. Исследование словаря и  навыков словообразования

IV. Исследование понимания логико-грамматических отношений

V.Исследование навыков языкового анализа и синтеза

Бб

%