Ресурсы и материалы
Уважаемые коллеги и заботливые родители! Здесь вы найдёте интернет ресурсы и интересные материалы по логопедии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Таблица 1. Осмотр
1 | Общее | Фиксируется: | До массажа | После массажа |
Осанка | ровная, сутулая | |||
Положение головы по отношению к плечевому поясу | ровное, склонена в сторону: вправо, влево | |||
Положение плеч | симметричное, ассиметричное | |||
Лицо | отечность, одутловатость, асимметрия |
Продолжение таблицы 1
Общее | Фиксируется: | До массажа | После массажа | |
2 | Состояние мимических мышц в положении покоя | Фиксируется: | ||
положение бровей и складок над бровями (лобная м.) | симметричность/асиммет-ричность расположения | |||
ширина глазных щелей (круговая м. век) | симметричность/асиммет-ричность расположения | |||
носогубных складок (скуловые мышцы) | симметричность/асиммет-ричность расположения | |||
углов линии рта (круговая м. рта, щечная м.) | симметричность/асиммет-ричность расположения | |||
3 | Состояние жевательных мышц в положении покоя | Фиксируется: | ||
Положение рта | закрыт, плотно закрыт, приоткрыт, приоткрыт и нижняя челюсть отклоне-на в сторону, ложная прогения | |||
4 | Состояние мышц полости рта в положении покоя | Фиксируется: | ||
Положение языка в полости рта | оттянут кзади, комком, закрывает вход в глотку, вяло лежит на дне ротовой полости; продвинут кпере-ди; вываливается изо рта; девиация; беспокойство; гиперкинезы | |||
Мягкое небо | Резко подтянуто; провиса-ет; увуля отклонена в сторону (влево/ вправо) |
Таблица 2. Наблюдение за выполнением движений
№ пп. | Мышцы, выполняющие движение | Двигательные пробы | Наличие +/ отсутствие -/ симметричность движения: справа/слева | |
до массажа: справа/слева | после массажа: справа/слева | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Мимические мышцы | ||||
1 | Мышцы лба | Поднять брови - «удивиться» (удержать на счет от 1 до 5) | ||
2 | Мышцы гордецов | Нахмурить брови – «рассердиться» (повторить 3 раза) |
3 | Круговая мышца глаза | - Закрыть глаза; закрыть правый и левый глаз попеременно. - Прищурить глаза, - «светит яркое солнце», прищурить правый и левый глаз попеременно. - Крепко зажмурить глаза (движения удержать на счет от 1 до 3). |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Группа жевательных мышц: | - Открыть рот широко (удержать на счет от 1 до 10). | |||
4 | Жевательная и височная мышцы | - Движение челюсти вперед-назад (повторить 3 раза в каждую сторону) | ||
5 | Крыловидные мышцы | Движение челюсти вправо-влево (повторить 3 раза в каждую сторону) | ||
Группа мышц окружности рта | ||||
6 | Большая скуловая мышца | Улыбнуться «как веселый клоун» (повторить 5 раз) | ||
7 | Мышца, поднимающая верхнюю губу и крыло носа | Наморщить нос - «Понюхай, как собачка» | ||
8 | Мышца подни-мающая верхнюю губу и малая скуловая мышца | - Поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы - «Зайчик» (повторить 5 раз) - Крепко зажмурить правый и левый глаз попеременно | ||
9 | Мышцы опускающие нижнюю губу и угол рта | Опустить нижнюю губу, показав нижние зубы – «Собачка сердится» | ||
10 | Щечная мышца и мышца смеха | Растянуть углы рта в стороны (удержать на счет от 1 до 10). Надуть щеки (удержать на счет от 1 до 10 ) | ||
11 | Круговая мышца губ | Крепко сжать губы: «Запри рот на замок» (удержать на счет от 1 до 10) Вытянуть губы вперед: «Трубочка» (повторить 5 раз) | ||
12. | Подбородочная мышца | Вытянуть нижнюю губу вверх: «Достань нижней губой до носа» | ||
Скелетные мышцы языка: | ||||
13 | Подбородочно-язычная мышца | Высунуть язык вперед (удержать на счет от 1 до 10). Прижать язык к верхнему небу: «Грибок» (удержать на счет от 1 до 5). | ||
14 | Шилоязычная мышца | Убрать язык назад вглубь рта: «Спрячь язык как можно дальше» (удержать на счет от 1 до 5). Движения языком вправо-влево: «Маятник» (повторить 5 раз в каждую сторону) | ||
Собственно мышцы языка | ||||
15 | Поперечные мышцы | Сделать язык узким: «Иголочка» (удержать на счет от 1 до 10). | ||
16 | Вертикальные мышцы | Удержать язык плоским и широким: «Лопаточка» (удержать на счет от 1 до 10). |
17 | Верхние продольные мышцы | Поднять кончик языка за верхние резцы (удержать на счет от 1 до 5). | ||
18 | Нижние продольные мышцы | Опустить кончик языка за нижние (удержать на счет от 1 до 5). | ||
19 | Мышцы мягкого неба | Произносить звук «А» на твердой атаке: «Постреляй горлышком» |
Таблица 3. Качественная оценка выполнения каждого движения до логопедического массажа
Оценка выполнения движения | Порядковый номер двигательной пробы | |||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | ||
1 | Движение выполняется в пределах нормы (+) | |||||||||||||||||||
2 | Отсутствие движения (-) справа/слева | |||||||||||||||||||
3 | Нарушение амплитуды движения (+): | |||||||||||||||||||
объем ограничен | ||||||||||||||||||||
объем значительно ограничен | ||||||||||||||||||||
имеется лишь попытка выполнения движения | ||||||||||||||||||||
4 | Нарушение устойчивости выполнения движения (+): | |||||||||||||||||||
истощаемость в выполнении движений (движение выполняется на 50% заданных счетов) | ||||||||||||||||||||
выраженная истощаемость движений (движение выполняется менее чем на 50% заданных счетов) | ||||||||||||||||||||
5 | Нарушение ритма выполнения движения (+) | |||||||||||||||||||
6 | Замена заданного движения на другое (+) | |||||||||||||||||||
7 | Наличие синкинезий при выполнении движений (+) | |||||||||||||||||||
8 | Рефлексы: небно-глоточный нижнечелюстной: (повышен / понижен) |
Окончание табл. 3
9 | Наличие гиперсаливации: (в покое/при двигательной нагрузке/во время речи; незначительная/выраженная) | |||||||||||||||||||
10 | Наличие рефлексов орального автоматизма: | |||||||||||||||||||
11 | Нарушение звукопроизношения: | |||||||||||||||||||
замены | ||||||||||||||||||||
искажения | ||||||||||||||||||||
пропуски |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПРОТОКОЛ
адаптированной тестовой методики диагностики устной речи Т.А. Фотековой
Дата рождения________________ Учебный год__________________________
Фамилия, имя ребенка_______________________________________________________
- ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Фонематическое восприятие | |||||||||||||||||
Ба-па Па-ба | Са-ша Ша-са | Ша-жа-ша Жа-ша-жа | Ца-са-ца Са-ца-са | Ра-ла-ра Ла-ра-ла | Всего баллов 5 | ||||||||||||
1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому; 0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы. |
Артикуляционная моторика | |||||||||||||||||
Губы в улыбке | Язык «лопаткой» | Язык «иголочкой» | «Маятник» | «Улыбка – трубочка» | Всего баллов 5 | ||||||||||||
1 балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному; 0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов – невыполнение движения |
Звукопроизношение | |||||||||||||||||
Собака – маска – нос, сено - замок – коза, зима –цапля – овца | Шуба – кошка – камыш, жук – ножи, щука – вещи –лещ, чайка – очки | Рыба – корова топор, река – дверь | Лампа – молоко – пол, лето-колесо-соль | К-г-х, Й, дефекты озвончения. | Всего баллов 15 | ||||||||||||
3 балла – правильное произношение звука в любых речевых ситуациях; 1,5 балла – недостаточно автоматизированы; 1 балл – искажается или заменяется только один звук группы в твердом или мягком варианте; 0 баллов – искажаются или заменяются все или несколько звуков группы. |
Звуко-слоговая структура слова | |||||||||||||||||
Дрозд, флаг, хвост, кнут | Танкист, клумба, гнездо | Космонавт термометр | Сковорода, аквариум табуретка | Велосипе-дист, кораб-лекрушение | Всего баллов 5 | ||||||||||||
1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; соответствием всех характеристик движения предъявленному; 0,5 балла – замедленное, послоговое воспроизведение; 0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова; 0 баллов – невоспроизведение пробы |
- ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
1. Образование существительных множественного числа в именительном падеже Инструкция: один – дом, а если их много, то это дома. | |||||||||||||||||
стол | стул | окно | звезда | ухо | Всего баллов 5 | ||||||||||||
1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение |
2. Образование существительных множественного числа в родительном падеже | |||||||||||||||||
столы | стулья | окна | звезды | уши | Всего баллов 5 | ||||||||||||
1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение |
3. Употребление падежных конструкций | |||||||||||||||||
Кого любит Петя? (В. п.) | Кому Петя даёт корм? ( Д. п.) | О ком Петя заботится? (П. п.) | За кем Петя ухаживает? (Т. п.) | У кого есть рога, копыта, клюв? (Р. п.) | Всего баллов 5 | ||||||||||||
1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение |
4. Согласование существительных с прилагательными в именительном падеже Инструкция. Назвать изображенный предмет и его цвет. | |||||||||||||||||
Белое полотенце | Черные перчатки | Красный флаг | Синяя сумка | Зелёное ведро | Всего баллов 5 | ||||||||||||
1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение |
5. Согласование существительных с числительными • Инструкция. Посчитать предметы от 1 до 5 | |||||||||||||||||
ухо | ручка | стол | помидор | окно | Всего баллов 5 | ||||||||||||
1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение |
6. Употребление предлогов Игра «Прятки» | |||||||||||||||||
Где находится ручка? | Откуда я достаю ручку? | Всего баллов 5 | |||||||||||||||
над коробкой | на столе | под книгой | из – под стола | из – за коробки | |||||||||||||
1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение |
III. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
1. Детеныши животных Инструкция: у кошки – котята, а у… | |||||||||||||||||
козы | собаки | волка | курицы | коровы | Всего баллов 5 | ||||||||||||
1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – выполнено неверно; 0 баллов – невыполнение |
2. Называние частей предмета | |||||||||||||||||
Стул | Чайник | Шкаф | Человек | Окно | Всего баллов 5 | ||||||||||||
1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – выполнено неверно; 0 баллов – невыполнение |
3. Уровень обобщений | |||||||||||||||||
Игрушки | Овощи | Фрукты | Одежда | Посуда | Всего баллов 5 | ||||||||||||
1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – выполнено неверно; 0 баллов – невыполнение |
4. Образование существительных в уменьшительной форме • Инструкция: большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы. | |||||||||||||||||
дом | стул | гриб | кофта | платок | Всего баллов 5 | ||||||||||||
1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение. |
5. Подбор антонимов Инструкция. - Скажи наоборот: | |||||||||||||||||
высокий | широкий | толстый | добрый | веселый | Всего баллов 5 | ||||||||||||
1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – выполнено с большим количеством неверных ответов; 0 баллов – невыполнение |
6. Образование прилагательных от существительных Инструкция.- Если ручка сделана из пластмассы, то она – пластмассовая. | |||||||||||||||||
Компот из яблок | Стул из дерева | Сумка из кожи | Дом из кирпича | Стакан из стекла | Всего баллов 5 | ||||||||||||
1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – выполнено с большим количеством неверных ответов;
|
IV. ПОНИМАНИЕ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Покажи: | ключ, карандаш | |||
карандашом-ключ | ||||
карандаш-ключом | ||||
Нарисуй: | круг под крестом | |||
крест под кругом | ||||
Что верно? | Весна -перед летом, лето - перед весной | |||
Кто меньше ростом? | Ваня выше Пети | |||
Кто драчун? | Сашу ударил Коля | |||
Кто впереди? | Охотник бежит за собакой | |||
Что папа сделал вначале? | Папа прочел газету после того, как позавтракал | |||
1 балл – правильное выполнение; 0,5 балла – самокоррекция; 0 баллов – неверный ответ | ||||
Всего баллов 10 |
V. ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА
Сколько слов в предложении? | Маша гуляет. | |||
Машина едет по дороге. | ||||
Сколько слогов в слове? | Дом | |||
Карандаш | ||||
Определи место звука в слове | Первый звук в слове крыша | |||
Третий звук в слове школа | ||||
Последний в слове стакан | ||||
Сколько звуков в слове? | Рак | |||
Сумка | ||||
Карман | ||||
1 балл – правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла – правильно со второй попытки; 0,25 балла – правильно с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки. | ||||
Всего баллов 10 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ
I. Исследование сенсомоторного уровня речи | II. Исследование грамматического строя речи | III. Исследование словаря и навыков словообразования | IV. Исследование понимания логико-грамматических отношений | V.Исследование навыков языкового анализа и синтеза | |||||||||||
Бб | |||||||||||||||
% |