Главные вкладки
3. 3 Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения третьего открытого урока от МО муниципального уровня)
Предварительный просмотр:
ПРАВЛЕНИЕ СОЮЗА ПОТРЕБИТЕЛЬКИХ ОБЩЕСТВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КЫЗЫЛСКИЙ ТЕХНИКУМ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»
Тема занятия «Основы конституционного строя РФ»
Методическая разработка занятия
по дисциплине «Основы права»
Методическая разработка занятия теоретического обучения «Основы права».
Разработала: Чалбаа С.А – преподаватель специальных дисциплин АНОО ПО КТЭиП ПК.
Методическая разработка занятия «Основы права» по теме: «Основы конституционного строя РФ» составлена в рамках проведения открытого занятия на уровне образовательного учреждения в рамках обеспечения эффективной диссеминации опыта педагогов в АНОО ПО КТЭиП ПК.
Методическая разработка занятия составлена в рамках требований Федерального государственного стандарта к качеству подготовки специалистов в учреждениях среднего профессионального образования.
Методическая разработка урока основы права составлена с учетом современных образовательных технологий применяемых на данном уроке: технология дифференцированного подхода, практико-ориентированная технология, ИКТ, игровая технология.
Применение современных образовательных технологий на занятиях «Основы права» позволяют обучающимся получить знания, необходимые для качественного усвоения «Основы права» и смежных общеобразовательных дисциплин.
Рассмотрено и одобрено предметной комиссией общеобразовательных дисциплин АНОО ПО КТЭиП ПК.
Рассмотрено на Методическом совете АНОО ПО КТЭиП ПК, рекомендовано к применению в техникуме и распространению среднего профессионального образования.
Кызыл, 2023г.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
- ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗАНЯТИИ
Дисциплина: Основы права
Специальность: Социально-гуманитарный профиль
Преподаватель: Чалбаа Сюзанна Андреевна
Тема занятия: «Основы конституционного права Российской Федерации»
Цели занятия:
Образовательная: сформировать представления студентов о месте Конституции РФ в системе права и законодательства России, об основах конституционного строя Российской Федерации;
Воспитательная: воспитать осознанное уважение к праву, к основному закону страны; формировать у студентов умение слушать другого; продолжить формировать положительный мотив учения; воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
Развивающая: способствовать формированию у студентов умений и навыков анализа, самостоятельного поиска необходимой правовой информации, систематизации полученных знаний, аргументирования собственных суждений; формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Методическая цель открытого урока: показать методику проведения занятия по дисциплине «Право» с использованием интерактивных и кейс методов обучения.
Методическое обеспечение занятия.
Используемая литература и другие источники информации:
- Конституция Российской Федерации;
- Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для нач. и сред. проф. образования/Е.А. Певцова. - М.: Издательский центр «Академия». - 2012г.;
- Конституционное право России. Учебный курс : учеб. пособие : в 2 т. / С.А. Авакьян. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017.
- Конституционное право России: Учебник. / Нарутто С.В., Таева Н.Е., Шугрина Е.С. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018. — 432 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).
- Конституционное право России : учебник / В.Л. Меньшов. — 2-е изд. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 206 с. — (Среднее профессиональное образование).
- infourok.ru
Обеспечение занятия:
- доклад «История развития Конституции РФ»;
- учебный фильм «История развития российской Конституции»;
- учебный фильм «День Конституции РФ»;
- рабочий конспект студента;
- презентация урока;
- компьютер;
- мультимедийный экран.
Структура занятия.
№ п\п | Этапы занятия | Учебные вопросы; Формы обучения |
1. | Организационный момент: вовлечение студентов в учебную деятельность | Организационный материал, вводное слово преподавателя |
2. | Опрос студентов по изученному материалу | Опрос домашнего задания: |
3. | Новый материал: лекция-беседа | План: 4. |
4. | Контроль знаний и навыков студентов по изученной теме | Аудиторная самостоятельная работа студентов: |
5. | Подведение итогов урока) | Заключительная беседа, выставление оценок, домашнее задание |
Ход занятия
1. Организация студентов к занятию.
2. Мотивация познавательной деятельности студентов.
3. Текущий контроль студента – решение кроссворда.
4. Изучение нового материала.
1) Конституция Российской Федерации – основной закон страны.
Доклад «История развития российской Конституции»
учебный фильм «История развития российской Конституции»
2) Структура Конституции РФ.
учебный фильм «День Конституции РФ»
3) Основы конституционного строя России.
5. Закрепление изученного материала – решение теста.
6. Подведение итогов занятия.
7. Задание на дом:
- Конституция РФ глава 1.
- Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для нач. и сред. проф. образования/Е.А. Певцова. - М.: Издательский центр «Академия». - 2012г. с. 56-59, 100-108.
3. План – конспект учебного занятия
Здравствуйте студенты и присутствующие преподаватели.
Сегодня у нас открытый урок на тему: «Основы конституционного права Российской Федерации».
Образовательная цель нашего урока сформировать представления о месте Конституции РФ в системе права и законодательства России, об основах конституционного строя Российской Федерации.
Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте е мы с Вами проверим, как Вы подготовились дома. Вам необходимо будет разгадать кроссворд.
У Вас на столах лежат рабочие тетради.
Решите кроссворд.
Кроссворд по теме «Государственный механизм и его структура»
По горизонтали:
1. Народный избранник в Государственной Думе.
2. Их принимает нижняя палата Федерального Собрания.
3. Политический принцип, согласно которому президент России не может быть привлечен к уголовной ответственности.
4. Им может стать гражданин России, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и опыт работы по юридической профессии.
5. Высший исполнительный орган государственной власти в России.
6. Самое сильное средство влияния президента России на деятельность Государственной Думы.
7. Высший законодательный орган государственной власти в России.
8. Процедура отрешения президента России от должности.
По вертикали:
1. Форма народного голосования, которая крайне редко используется в России.
2. Член Совета Федерации.
3. В России есть три города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и (…) Укажите пропущенное слово.
4. Этот объемный документ ежегодно рассматривается Государственной Думой в двух чтениях.
5. Основной закон российского государства.
6. В соответствии с поправкой 2008 года президент России избирается сроком на (…) лет. Укажите пропущенное слово.
7. В США выборы президента многоступенчатые, а в России?
8. Он возглавляет отдельную отрасль государственного управления.
Давайте проверим, как Вы разгадали кроссворд.
По горизонтали:
1. Народный избранник в Государственной Думе – Депутат.
2. Их принимает нижняя палата Федерального Собрания - Законы.
3. Политический принцип, согласно которому президент России не может быть привлечен к уголовной ответственности – Неприкосновенность.
4. Им может стать гражданин России, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и опыт работы по юридической профессии – Судья.
5. Высший исполнительный орган государственной власти в России – Правительство.
6. Самое сильное средство влияния президента России на деятельность Государственной Думы - Вето.
7. Высший законодательный орган государственной власти в России - Парламент.
8. Процедура отрешения президента России от должности - Импичмент.
По вертикали:
1. Форма народного голосования, которая крайне редко используется в России - Референдум.
2. Член Совета Федерации - Сенатор.
3. В России есть три города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и (…) Укажите пропущенное слово - Севастополь.
4. Этот объемный документ ежегодно рассматривается Государственной Думой в двух чтениях- Бюджет.
5. Основной закон российского государства – Конституция.
6. В соответствии с поправкой 2008 года президент России избирается сроком на (…) лет. Укажите пропущенное слово - Шесть.
7. В США выборы президента многоступенчатые, а в России? – Прямые.
8. Он возглавляет отдельную отрасль государственного управления – Министр.
Сегодня мы с Вами изучим три вопроса:
1) Конституция Российской Федерации — основной закон страны.
2) Структура Конституции РФ.
3) Основы конституционного строя России.
1) Конституция Российской Федерации — основной закон страны.
Конституция - это основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.
Как Вы думаете, какие основные черты Конституции можно выделить из определения? Свои варианты запишите в рабочей тетради.
Прошу Вас зачитайте то, что Вы определили
А теперь давайте проверим с моим предложенным вариантом. Внимание на слайд.
Основные черты конституции:
1) основополагающий характер конституции. Конституция как акт высшей юридической силы является нормативной базой всего законодательства.
2) реальность конституции. Конституция, как документ должна отражать реальность.
3) народность конституции. Конституция выражает интересы народа, закрепляет общественные интересы.
4) стабильность конституции. Конституция – это документ длительного действия.
Как любой документ конституция выполняет определенные функции.
Функции Конституции – различные проявления ее назначения и влияние на жизнь общества и государства.
Различают следующие функции Конституций:
1. Учредительная функция. Конституция устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти.
2. Организаторская функция. Конституция закрепляет определенные правила поведения в обществе, которым необходимо подчиняться.
3. Идеологическая функция. Конституция закладывает основы мировоззрения, играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, основанные на их взаимной ответственности.
4. Внешнеполитическая функция. Конституция: закладывает основные направления внешней политики; служит источником информации об обществе и государстве для внешнего мира.
5. Юридическая функция. Конституция: становится основой правопорядка в обществе; непосредственно порождает права и обязанности; служит фундаментом и ориентиром для принятия всех остальных нормативно-правовых актов.
6.Политическая функция. Конституция определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие.
Сейчас к Вашему вниманию мы послушаем доклад «История развития российской Конституции».
Для закрепления первого вопроса я предлагаю к Вашему вниманию учебный фильм «История развития российской Конституции».
Сейчас мы переходим с Вами ко второму вопросу Структура Конституции РФ.
2) По своей структуре Конституция РФ состоит из преамбулы (вступительной части) и двух разделов:
Преамбула – торжественная вводная часть Конституции, имеющая программный характер.
Прошу Вас заслушать преамбулу.
Как Вы думаете, какие принципы определены в преамбуле? Свои варианты запишите в рабочей тетради.
Зачитайте, пожалуйста, свои принципы, которые Вы предложили.
Молодцы. А давайте посмотрим на слайд и еще раз для себя закрепим принципы, которые определены в преамбуле.
Преамбула Конституции РФ от имени многонационального народа РФ провозглашает следующие основополагающие принципы и программные задачи:
- ответственность за судьбу Родины перед нынешним и будущим поколениями;
- осознание России частью мирового сообщества;
- гражданский мир и согласие;
- государственное единство;
- равноправие и самоопределение народов;
- незыблемость прав и свобод человека;
- демократические основы государства.
Сейчас мы с Вами переходим к изучению структуры конституции Российской Федерации.
Откройте, пожалуйста, содержание конституции.
Первый раздел
№ | Название главы | Конституционные статьи | Предмет регулирования |
1 | Основы конституционного строя | 1—16 | Сущность государства; правовое положение человека и гражданина; принципы социальных и экономических отношений; основы политической системы общества; взаимоотношения государства и религии |
2 | Права и свободы человека и гражданина | 17—64 | Принципы правового положения человека и гражданина; принципы гражданства России; система прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные обязанности человека и гражданина |
3 | Федеративное устройство | 65—79 | Конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов; взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации |
4 | Президент Российской Федерации | 80—93 | Статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность и полномочия; порядок отрешения Президента от должности |
5 | Федеральное Собрание | 94—109 | Основы организации и деятельности Федерального Собрания, его статус; порядок формирования и компетенция; нормы законодательного процесса |
6 | Правительство Российской Федерации | 110—117 | Порядок формирования Правительства, его структура, уровень компетенции; порядок отставки и выражение недоверия Правительству |
7 | Судебная власть | 118—129 | Судебная система России. Статус судей, принципы судопроизводства. Порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ; Прокуратура РФ |
8 | Местное самоуправление | 130—133 | Система и функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления |
9 | Конституционные поправки и пересмотр Конституции | 134—137 | Порядок изменения и дополнения действующей Конституции; ее пересмотр |
Второй раздел. Заключительные и переходные положения:
1) о введении Конституции РФ в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции;
2) о соотношении Конституции и Федеративного договора;
3) о порядке применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции;
4) об основаниях, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.
Для закрепления второго вопроса мы с Вами посмотрим учебный фильм «День конституции РФ»
Мы переходим с Вами к изучению третьего Вопроса Основы конституционного строя России.
3) Конституционный строй – это устройство общества и государства, закреплённое нормами конституционного права.
Откройте, пожалуйста, раздел 1 Конституции Российской Федерации.
Мы с Вами будем читать, и определять основы конституционного строя Российской федерации и Вы будите заполнять пустые ячейки в рабочей тетради.
Основы конституционного строя, включённые в Конституцию:
- демократический характер государства (ст.1). подразумевает наличие: разделение власти, идеологическое и политическое многообразие, местное самоуправление.
- человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2), что обязывает государство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
- суверенитет её многонационального народа (ст.3), что означает – верховенство народной власти, право народа быть носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ;
- государственный суверенитет РФ (ст.4), означающий, что государственная власть в РФ единая, верховная и независимая;
- федеративная форма государственного устройства (ст.5), обеспечивающий государственную целостность России и разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
- Россия – социальное государство (ст.7). Этот принцип закрепляет социальную ответственность государства за удовлетворение потребностей членов общества и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
- установление рыночной экономики (ст.8,9). Это проявляется в признании и защите различных форм собственности, частной, государственной, муниципальной и иных;
- разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную (ст.10). Это означает, что органы законодательной, исполнительной, судебной власти “сдерживают” друг друга, не допуская сосредоточения власти в руках одного органа;
- идеологическое и политическое многообразие (ст.13). Их суть состоит в том, что никакая идеология в России не может быть провозглашена в качестве государственной или обязательной и признании многопартийности;
- Россия – советское государство (ст.14). Это означает, что в России не допускается установление никакой религии в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Давайте с Вами проверим, как Вы усвоили вопросы нашего урока. Выполните тест.
Я надеюсь, Вы справились, сейчас проверим тест.
ЗАДАНИЕ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1. Высшей юридической силой на территории РФ обладает(-ют):
1) Конституция РФ;
2) федеральные законы;
3) указы Президента РФ;
4) постановления Межпарламентской ассамблеи;
2. Действующая в Российской Федерации Конституция была принята
1) Президентом Российской Федерации;
2) Правительством Российской Федерации;
3) Федеральным Собранием Российской Федерации;
4) на всенародном референдуме.
3. Конституционной обязанностью гражданина является:
1) работа на предприятии, в учреждении;
2) участие в выборах;
3) защита Отечества;
4) членство в политических партиях.
4. Согласно Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются(-ется):
1) митинги и демонстрации;
2) сбор подписей в поддержку кандидата;
3) забастовки;
4) референдум и свободные выборы.
5. Согласно Конституции РФ, основные права и свободы человека принадлежат:
1) каждому от рождения;
2) каждому по достижении совершеннолетия;
3) только гражданам РФ;
4) каждому с момента получения паспорта;
6. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы «Основы конституционного строя РФ».
Принципы государственного устройства | Содержание |
ФЕДЕРАЛИЗМ | Субъектам РФ предоставлена определенная самостоятельность |
Приоритет прав человека | Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью |
7. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сохранение исторического и культурного наследия;
2) защита Отечества;
3) занятие предпринимательской деятельностью;
4) участие в управлении делами государства;
5) выбор рода деятельности и профессии;
6) забота совершеннолетних трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях.
8. Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) право на свободу и личную неприкосновенность;
2) право быть избранным в органы государственной власти;
3) право участвовать в отправлении правосудия;
4) право на личную и семейную тайну;
5) право на тайну переписки, телефонных переговоров;
6) право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни.
Сегодня мы с Вами изучили Основы конституционного права Российской Федерации, рассмотрели Конституцию РФ, основы конституционного строя РФ.
Домашнее задание: Конституция РФ глава 1, Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для нач. и сред. проф. образования/Е.А. Певцова. - М.: Издательский центр «Академия». - 2012г. с. 56-59, 100-108.
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 дек. 2008 № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 № 2-ФКЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
2. Конституционное право России. Учебный курс : учеб. пособие : в 2 т. / С.А. Авакьян. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017.
3. Конституционное право России: Учебник. / Нарутто С.В., Таева Н.Е., Шугрина Е.С. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018. — 432 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).
4. Конституционное право России : учебник / В.Л. Меньшов. — 2-е изд. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 206 с. — (Среднее профессиональное образование).
5. Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для нач. и сред. проф. образования/Е.А. Певцова. - М.: Издательский центр «Академия». - 2012г.
6. infourok.ru