3. 1 Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)

Ондар (Чалбаа) Сюзанна Андреевна

3.1 Открытый урок по теме: "Формы (источники) права 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_pravu.docx36.42 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВЛЕНИЕ СОЮЗА ПОТРЕБИТЕЛЬКИХ ОБЩЕСТВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЫЗЫЛСКИЙ ТЕХНИКУМ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

Тема занятия «Формы (источники) права»

Методическая разработка занятия

по дисциплине «Основы права»

Методическая разработка занятия теоретического обучения «Основы права».

Разработала: Чалбаа С.А – преподаватель специальных дисциплин АНОО ПО КТЭиП ПК.

Методическая разработка занятия «Основы права» по теме: «Формы (источники) права» составлена в рамках проведения открытого занятия на уровне образовательного учреждения в рамках обеспечения эффективной диссеминации опыта педагогов в АНОО ПО КТЭиП ПК.

Методическая разработка занятия составлена в рамках требований Федерального государственного стандарта к качеству подготовки специалистов в учреждениях среднего профессионального образования.

Методическая разработка урока основы права составлена с учетом современных образовательных технологий применяемых на данном уроке: технология дифференцированного подхода, практико-ориентированная технология, ИКТ, игровая технология.

 Применение современных образовательных технологий на занятиях «Основы права» позволяют обучающимся получить знания, необходимые для качественного усвоения «Основы права» и смежных общеобразовательных дисциплин.

Рассмотрено и одобрено предметной комиссией общеобразовательных  дисциплин АНОО ПО КТЭиП ПК.

Рассмотрено на Методическом совете АНОО ПО КТЭиП ПК, рекомендовано к применению в техникуме и распространению среднего профессионального образования.

Кызыл, 2023г.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

 

  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗАНЯТИИ

Дисциплина: Основы права

Специальность: Социально-гуманитарный профиль

Преподаватель: Чалбаа Сюзанна Андреевна

Тема занятия: «Формы (источники) права»

Цели занятия:

Образовательная:

  • систематизировать, обобщить и закрепить знания студентов о формах (источниках) права;
  • об основных видах источников права;
  • о действии нормативно-правовых актов;

Развивающая:

  • развитие креативного мышления, умения определять и объяснять понятия;
  • выделять главное;
  • интегрировать информацию смежных дисциплин;
  • закрепление навыков работы с дополнительной литературой;
  • развитие навыков участия в дискуссии, обсуждении; работе в группе;

Воспитательная: 

  • способствовать развитию правовой личности, в том числе, гражданского самосознания, патриотизма, активной жизненной позиции;
  • воспитывать уважительное отношение к закону, правам граждан.


Тип занятия: Урок формирования новых знаний

Вид занятия: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации.

Методы обучения: словесный, практический, частично-поисковый (эвристический), наглядный.

Форма обучения: групповая

Организационные формы занятия: фронтальная, индивидуальная, парная.

Образовательные технологии: сотрудничество, интерактивное обучение, тьюторство.

Межпредметные связи: социология, обществознание, история, культурология, политология.

Технические средства обучения: мультимедийная установка, телевизор,

Раздаточные материалы: учебник «Основы права» под редакцией Румыниной В.В., Конституция РФ, задания на печатной основе.

Ожидаемые результат  правильн

№ п\п

Этапы занятия

Учебные вопросы; Формы обучения

1.

Организационный момент: вовлечение студентов в учебную деятельность

Организационный материал, вводное слово преподавателя 

2.

Опрос студентов по изученному материалу

Опрос домашнего задания:
– фронтальный;
– индивидуальный:
а) по карточкам;
б) на местах;
в) у доски

3.

Новый материал: лекция-беседа

План:
1. Понятия формы (источника) права
2. Виды источников права
3. Юридическая сила. Нормативно-правовой акт, как источник права
4. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

4.

Контроль знаний и навыков студентов по изученной теме

Аудиторная самостоятельная работа студентов:
1) работа в парах
2) индивидуальное выполнение заданий

Выборочный анализ работ студентов

5.

Подведение итогов урока)

Заключительная беседа, выставление оценок, домашнее задание 

Ожидаемые результаты: 

  •   правильно употреблять основные правовые понятия и категории;
  • характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, поиска, первичного анализа и использования правовой информации;
  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).

Ход урока

«Закон ценен не потому, что он закон, а потому, что в нем заключена справедливость»
Генри Уорд Бичер

I. Организационный момент: вовлечение студентов в учебную деятельность

Вводное слово преподавателя: «Здравствуйте, ребята, на предыдущем занятии мы с вами рассмотрели тему «Право в системе социального регулирования», а также вам в качестве домашней работы было дано творческое задание: «Назвать существующие в наши дни обычаи, которые активно применяются в современной жизни».

II. Опрос студентов по изученному материалу

Фронтальный опрос:

  1. Что такое социальная норма?
  2. Виды социальной нормы
  3. Охарактеризуйте обычай как норму права
  4. Дайте определение правовой норме
  5. Перечислите признаки права
  6. Функции права

Индивидуальный опрос (по карточкам):

Вариант – 1

  1. Что такое социальная норма?
  2. Какие функции выполняют правовые нормы в обществе?

Вариант – 2

  1. Дать определение правовой норме
  2. Какими признаками характеризуется право?

Обсуждение творческого задания по заданной теме.

Слово преподавателя: Обычай нашел свое применение и продолжение в современном обществе, так как является источником права.

Тема нашего сегодняшнего занятия «Формы (источники) права».

Основной целью урока является: систематизация, обобщение и закрепление знаний о формах (источниках) права; об основных видах источников права; о действии нормативно-правовых актов: во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Эпиграф нашего урока: «Закон ценен не потому, что он закон, а потому, что в нем заключена справедливость» (Генри Уорд Бичер)

Слово преподавателя: «Запишите тему и план урока. А так же обратите внимание на глоссарий, так как эти слова прозвучат по ходу урока»

Глоссарий

  1. Формы (источники) права
  2. Правовой обычай
  3. Религиозные тексты
  4. Правовая доктрина
  5. Нормативный договор
  6. Нормативно-правовой акт
  7. Юридическая сила
  8. Судебный прецедент
  9. Закон
  10. Подзаконные акты

Слово преподавателя: «запишите задание и приступаем к лекции».

III. Новый материал: лекция-беседа

Формы (источники) права – официальные способы выражения и закрепления правовых норм, придания прав поведения общеобязательного юридического значения. Источники права, так или иначе, связаны с деятельностью государства. Эта деятельность выражается в разработке и издании государством юридических норм, выражающим его волю (правотворчество) и придание юридической силы иным социальным нормам, сложившимся вне государства (санкционирование)

Презентация-слайд на экране.

 «Правовой обычай – самый древний источник права. Обычай представляет собой правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу привычки. На ранних этапах человеческой истории обычай играл важную роль в процессе регулирования общественных отношений. Существующие в первобытном обществе обычаи не только выражали интересы всех членов общества, но и закрепляли их равенство между собой.

При таком уровне развития человечества, обычаи негде не фиксировались и сохранялись лишь в памяти людей, однако устная форма обычая порождала известные трудности при доказывании факта его существования, например, в суде. Поэтому со временем некоторым важнейшим обычаям государство стало придавать письменную форму. При формировании правовых систем Европейских стран обычаи часто записывались в юридические документы под названием «Правда» – Русская Правда, Саксонская Правда, Саллическая Правда и т.д.

Гражданским Кодексом РФ установлено, что некоторые имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота.

Обычаям делового оборота называются сложившиеся и широко применяемые в предпринимательской деятельности или какой-либо области, правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли документально или нет.

Также правовые обычаи существуют и в управленческой деятельности, они связаны со спонтанно сложившейся практикой работы с документами и их оформлением. Такие обычаи называются «Деловым обыкновением» или «Деловыми обычаями». Чаще всего они оформляются инструкцией по делопроизводству, становясь нормативно-правовым актом».

Презентация –слайд на экране.

 «Судебный прецедент (редкость) – решение суда по конкретному делу, которое принимается за образец при разрешении других аналогичных дел. Прецедент как источник права известен со времен Древнего Рима. Прецедентное право первоначально сложилось в Англии, где роль суда всегда была существенной и впоследствии распространилась на большинство англоязычных стран. В настоящее время прецедент является одним из основных источников права в таких странах, как Австралия, Канада и США.

Применяя закон, суд не находит правовой нормы для решения конкретного дела, отказаться от рассмотрения спора на этом основании он не может, поэтому своими решениями фактически создает новую правовую норму, которая получая обязательную силу, применяется в последствии другими судами

Например, если за кражу компьютера судом был наложен штраф, определенного размера, то в случае рассмотрения судом дела о краже точно такого же компьютера и при условии, что обстоятельства последующего дела совпадают с обстоятельствами дела предыдущего, суд назначает преступнику идентичное наказание.

В Российской Федерации судебный прецедент источником права не признается и при рассмотрении уголовных или гражданских дел российский суды на него опираться не могут»

Презентация-слайд на экране

 «Нормативным договором называют соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер. Нормативный договор является компромиссом двух договаривающихся сторон. В нормативных договорах может быть выражена воля нескольких государств (международные договоры) или нескольких организаций внутри государства (внутригосударственные договоры)».

Презентация-слайд на экране

 «Правовая доктрина представляет собой мнения ученых-юристов по вопросам права. Сложность, высокая степень обобщения и абстрактность права требует частого привлечения ученых-юристов к разъяснению тех или иных правовых норм.

Сегодня правовая доктрина как источник права широко используется в мусульманских странах, где она служит основой для разрешения имущественных, брачно-семейных споров.

В российской правовой системе правовая доктрина источником права не признается».

 Презентация-слайд на экране

«Религиозные тексты (священные книги) как источник права, прежде всего, имеют широкое распространение в мусульманских странах. Главными источниками мусульманского права считаются Коран и Сунна.

Как и мнения ученых-юристов, религиозные тексты в российской правовой системе источником права не являются».

Преподаватель: «Итак, мы познакомились с источниками права (указывая на слайды) напомните нам их, пользуясь Таблицей «Источники права». А теперь остановимся на основном источнике права РФ – нормативно-правовом акте, подробнее. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты».

 «Нормативно-правовой акт  это изданный или санкционированный компетентными
государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером, имеющий официально-документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства.

Нормативно-правовые акты издаются только компетентными органами с соблюдением в установленном законом порядке и обладают определенной юридической силой.

Юридическая сила показывает место нормативно-правового акта в правовой системе государства и зависит от того, какое место в системе государственных органов занимает орган, издавший данный нормативно-правовой акт.

Нормативно-правые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон – нормативно-правой акт, обладающие высшей юридической силой, применяемый в особом порядке и выражающий государственную волю по важнейшим вопросам общественной жизни.

Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и могут приниматься лишь органом законодательной власти или всеми гражданами на референдуме. Они обладают высшей юридической силой, то есть все остальные правовые акты должны исходить из законов и не могут им противоречить»

Законы характеризуются следующими признаками

  1. принимаются только высшими представительными органами власти – Федеральным Собранием РФ или Парламентами субъектов РФ, в особом порядке, предусмотренном Конституцией РФ, Уставом субъекта РФ и Регламентом соответствующего Парламента;
  2. регулируют наиболее значимые сферы общественных отношений;
  3. обладают высшей юридической силой;
  4. имеют особую структуру, – состоят из определенного набора элементов, называемых реквизитами.

Основными реквизитами законодательного акта являются:

  • название органа, принявшего закон;
  • название закона;
  • номер и дата принятия закона;
  • преамбула, т.е. вступительная часть, в которой указываются мотивы, цели и задачи принятия закона;
  • нормативно-правового содержания закона и т.д.

Слово преподавателя: «Ребята напомните, пожалуйста, какие законы вам известны?»

Законы бывают основными и текущими. К основным законам относятся Конституция РФ и Федеральные конституционные законы

Конституция РФ – это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации. В отличие от остальных законов Конституция обладает высшей юридической силой: все иные нормативно-правовые акты не должны противоречить конституционным положениям.

Федеральные конституционные законы – это те законы, принятие которых предусмотрено Конституцией РФ в особом, усложненном порядке.

Все остальные законы называются текущими. Среди массы текущих законов
выделяются 
кодексы - законы, с помощью которых систематизируются юридические нормы в определенной отрасли права (например, с помощью УК РФ систематизированы нормы уголовного права).

Преподаватель показывает Уголовный Кодекс РФ

Каждый закон состоит из отдельных утверждений, называемых статьями. В статье могут содержаться одна, либо несколько норм права или части норм права. Статьи имеют порядковый номер. В свою очередь статья разделена на части, а части иногда делятся на пункты и абзацы.

Учитывая, что законы регулируют только основополагающие общественные отношения и носят общий характер, необходима конкретизация того или иного вопроса. Поэтому выполняют эту задачу подзаконные акты.

Подзаконный акт представляют собой правотворческий акт, компетентных органов власти, который призван контролировать принципиальные положения законов, применительно к жизненным различным ситуациям. Во главе системы подзаконных актов РФ стоят указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты (приказы и инструкции министерств и ведомств), а также акты местных органов власти

Действие нормативно-правовых актов граничит во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Акт вступает в силу либо со временем, его принятия, либо с того времени, которое в нем указанно.

Прекращается действие нормативно-правового акта в следующих случаях:

  • по истечению срока действия нормативно-правового акта (самоотмена), т.е. в самом нормативно-правовом акте срок действия оговорен;
  • в случае указания государственного органа об отмене акта (прямая отмена);
  • в случае принятия акта по тем же вопросам, тем же или вышестоящим государственным органам (косвенная отмена), т.е. принимается другой нормативно-правовой акт, отменяющий первый.

Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяется территорией, на которой распространяется его предписания. Акт может действовать в пространстве на всей территорией государства, на какой-то определенной части страны и, в отдельных случаях, за пределами государства. Как правило, действие нормативно-правового акта охватывает ту территорию, которая подведомственна государственному органу, издавшему этот акт.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц может носить общий характер (т.е. действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответственной территории) или адресоваться лишь некоторым из них (например, студентам, пенсионерам).

Но из этого правила существует исключение, – ряд законов распространяющихся только на граждан государства, они не действительны в отношении лиц без гражданства и иностранцев.

Порядок, в соответствии с которым, законы не распространяются на то или иное пространство или лиц называется экстерриториальностью.

Совокупность всех действующих нормативно-правовых актов называется законодательством Российской Федерации».

IV. Контроль знаний и навыков студентов по изученной теме

Слово преподавателя: «А сейчас, для закрепления изученного материала, раздам карточки для выполнения практического задания в парах».

Задание на карточках:

1. Расставьте перечисленные ниже источники права по степени убывания их юридической силы:

а) Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О мировых судьях в Российской Федерации»;
б) Указ Президента РФ от 14.09.1995 N 941 (ред. от 23.12.2007) «О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации»;
в) «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ);
г) Закон Московской области от 16.05.2005 N 122/2005-ОЗ (ред. от 06.05.2011) «О порядке назначения на должность и обеспечении деятельности мировых судей в Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 27.04.2005 N 10/138-П);
д) Постановление Правительства РФ от 18.12.1997 N 1575 (ред. от 17.04.2006) «О Порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям»;
е) Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011) «О судебной системе Российской Федерации»;
ж) «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012)

2. Опираясь на текст ст. 56, 65, 66, 70, 84, 88, 103, 114, 118, 128, 135 и 137 Конституции РФ, составьте перечень вопросов, по которым Конституцией РФ предусмотрено принятие федеральных конституционных законов

Вопросы к закреплению изученного материала:

  1. Формы (источники) права
  2. Какие виды источников права вы знаете?
  3. Что такое нормативно-правовые акты?
  4. Какие виды нормативно-правовых актов вам известны?
  5. Какие виды законов существуют в РФ?
  6. Перечислите основные признаки закона
  7. Опишите систему подзаконных актов, сложившихся в РФ
  8. Раскройте правила действия нормативно-правовых актов: во времени, в пространстве и по кругу лиц

V. Подведение итогов урока

Слово преподавателя: «Итак, эпиграфом нашего занятия стало высказывание американского общественного деятеля Генри Уорда Бичера «Закон ценен не потому, что он закон, а потому, что в нем заключена справедливость». Эпиграф точно характеризует назначение закона в гражданском обществе.

Поставленные нами задачи урока решены, – мы познакомились с формами (источниками) права; основными видами источников права; охарактеризовали действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, а также научились на практике распознавать виды нормативно-правовых актов.

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание

Слово преподавателя: «Урок окончен, всем спасибо, до свидания».

Список литературы:

  1. Большой юридический справочник для физических и юридических лиц (Электронный ресурс) / Грудцына Л.Ю. / Грудцына Л.Ю. Режим доступа: books-scan.ru/7257-grudcyna-l-yu-bolshoy-yuridicheskiy-spravochnik-dlya-fizicheskih-i-yuridicheskih-lic.html
  2. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права (Электронный ресурс): Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. Режим доступа: www.alleng.ru/d/jur/jur 040.htm
  3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  4. Основы права: учебник под редакцией Румыниной В.В. М.: ИНФРА-М., 2007.
  5. Популярная энциклопедия «Мы – Славяне» М. Семенова, лиц (Электронный ресурс) Режим доступа: www.kodges.ru/12783-my-slavjane-populjarnaja-jenciklopedja.html
  6. Учебник пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.И. Шкатулла, В.В. Надвиков, М.В. Сытинская; Под ред. В.И. Шкатуллы. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  7. Энциклопедия обрядов и обычаев / Сост.: Л.И. Брудная, З.М. Гуревич, О.Л. Дмитриева. (Электронный ресурс) Режим доступа: 4lit.com.ua/elektronnaya_biblioteka/ brudnaya_li/entsiklopediya_obryadov_i_obychaev.22509/
  8. Электронный ресурс: www.consultant.ru

САМОАНАЛИЗ УРОКА

 

1. Каково место данного урока в теме?

2. Как данный урок связан с предыдущим, как работает на последующие уроки?

3. Каковы цель и задачи урока (образовательная, воспитательная, развивающая)? Какой результат хотелось получить к концу урока?

4. Насколько удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью?

5. Можно ли считать, что избранное сочетание методов (изложения знаний, закрепления, контроля, стимулирования деятельности), приемов и средств обучения является на уроке оптимальным для данного класса?

6. Рационально ли было распределено время на этапы урока?

7. Логичны ли были "связки" между этапами урока?

8. Какую роль сыграли наглядные пособия в достижении поставленной цели?

9. Насколько удачно осуществлялся на уроке контроль за качеством усвоения знаний, умений и коррекция?

10. Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом цели, особенностей группы и качества усвоения материала на уроке?

11. Психологическая атмосфера урока. Получили ли учащиеся удовлетворение от урока?

12.Как Вы сами оцениваете результаты своего урока?

13. Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

14. Получили ли удовлетворение от урока? Что стоит исправить? Над чем нужно еще поработать?