3. 2 Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

Ондар (Чалбаа) Сюзанна Андреевна

3.2 Открытый урок по теме: "Правоотношение и их виды" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВЛЕНИЕ СОЮЗА ПОТРЕБИТЕЛЬКИХ ОБЩЕСТВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЫЗЫЛСКИЙ ТЕХНИКУМ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

Тема занятия «Правоотношения»

Методическая разработка занятия

по дисциплине «Основы права»

Методическая разработка занятия теоретического обучения «Основы права».

Разработала: Чалбаа С.А – преподаватель специальных дисциплин АНОО ПО КТЭиП ПК.

Методическая разработка занятия «Основы права» по теме: «Правоотношения» составлена в рамках проведения открытого занятия на уровне образовательного учреждения в рамках обеспечения эффективной диссеминации опыта педагогов в АНОО ПО КТЭиП ПК.

Методическая разработка занятия составлена в рамках требований Федерального государственного стандарта к качеству подготовки специалистов в учреждениях среднего профессионального образования.

Открытое занятие представлено в виде лекционного занятия и практикума, которое   позволяет выявить не только усвоить новый материал, но и умение применить его в практической деятельности на конкретных примерах правовых норм.

Основной целью данной методической разработки является формирование правовой грамотности обучающихся, представления у обучающихся о структуре, признаках, основаниях возникновения и прекращения, а также субъектах и видах правоотношений; развитие умения отличать понятия: правосубъектность, правоспособность, дееспособность, ограничение в дееспособности, лишение дееспособности, эмансипация; совершенствование умений обучающихся по работе с источниками информации и развитию навыков и умений по созданию теоретической базы для дальнейшего применения полученных знаний в жизни и в будущей профессиональной деятельности.

Методическая разработка урока основы права составлена с учетом современных образовательных технологий применяемых на данном уроке: технология дифференцированного подхода, практико-ориентированная технология, ИКТ, игровая технология.

 Применение современных образовательных технологий на занятиях «Основы права» позволяют обучающимся получить знания, необходимые для качественного усвоения «Основы права» и смежных общеобразовательных дисциплин.

Рассмотрено и одобрено предметной комиссией общеобразовательных  дисциплин АНОО ПО КТЭиП ПК.

Рассмотрено на Методическом совете АНОО ПО КТЭиП ПК, рекомендовано к применению в техникуме и распространению среднего профессионального образования.

Кызыл, 2023г.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

 

  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗАНЯТИИ

Дисциплина: Основы права

Специальность: Социально-гуманитарный профиль

Преподаватель: Чалбаа Сюзанна Андреевна

Тема занятия: «Правоотношение»

Цели занятия:

Образовательная:

  • систематизировать, обобщить и закрепить знания студентов о структуре, признаках основания и возникновений;
  • о правоотношении, о видах правоотношений;
  • о дееспособности, недееспособности, правоспособности, правосубъекности;

Развивающая:

  • развитие креативного мышления, умения определять и объяснять понятия;
  • выделять главное;
  • интегрировать информацию смежных дисциплин;
  • закрепление навыков работы с дополнительной литературой;
  • развитие навыков участия в дискуссии, обсуждении; работе в группе;

Воспитательная: 

  • способствовать развитию правовой личности, в том числе, гражданского самосознания, патриотизма, активной жизненной позиции;
  • воспитывать уважительное отношение к закону, правам граждан.


Тип занятия: Урок формирования новых знаний

Вид занятия: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации.

Методы обучения: словесный, практический, частично-поисковый (эвристический), наглядный.

Форма обучения: групповая

Организационные формы занятия: фронтальная, индивидуальная, парная.

Образовательные технологии: сотрудничество, интерактивное обучение, тьюторство.

Межпредметные связи: социология, обществознание, история, культурология, политология.

Технические средства обучения: мультимедийная установка, телевизор,

Раздаточные материалы: Основы права: учебник и практикум для СПО/под общ. Ред. А.А. Вологдина. - М:.Издательство Юрайт 2019г.- 409с., Конституция РФ, задания на печатной основе.

№ п\п

Этапы занятия

Учебные вопросы; Формы обучения

1.

Организационный момент: вовлечение студентов в учебную деятельность

Организационный материал, вводное слово преподавателя 

2.

Опрос студентов по изученному материалу

Опрос домашнего задания:
– фронтальный;
– индивидуальный:
а) по карточкам;
б) на местах;
в) у доски

3.

Новый материал: лекция-беседа

План:
– сформировать представления у обучающихся о структуре, признаках, основаниях возникновения и прекращения, а также субъектах и видах правоотношений;

– развивать умение отличать понятия: правосубъектность, правоспособность, дееспособность, ограничение в дееспособности, лишение дееспособности, эмансипация.

– совершенствование умений обучающихся по работе с источниками информации и развитию навыков и умений по созданию теоретической базы для дальнейшего применения полученных знаний в жизни и в будущей профессиональной деятельности.

4.

Контроль знаний и навыков студентов по изученной теме

Аудиторная самостоятельная работа студентов:
1) работа в парах
2) индивидуальное выполнение заданий

Выборочный анализ работ студентов

5.

Подведение итогов урока

Заключительная беседа, выставление оценок, домашнее задание 

Ожидаемые результаты: 

  •   правильно употреблять основные правовые понятия и категории;
  • характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, поиска, первичного анализа и использования правовой информации;
  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
  • формирование правовой грамотности обучающихся.

Ход занятия.

I Организационный момент: Основной этап (новый материал)

Подготовка студентов к изучению нового материала (актуализация опорных знаний).

Сообщение нового материала

Понятие и признаки правоотношений

Основания возникновения правоотношений: юридические факты: события и действия

Субъекты правоотношений

Структура правоотношения

Правосубъектность: правоспособность, дееспособность. Случаи лишения и ограничения в дееспособности. Эмансипация.

Виды правоотношений.

Практикум (применение знаний на практике)

III. Заключительный этап

Тест

Домашнее задание

 

1 Этап: подготовительный приветствие студентов. Объявление темы, цели и основных задач занятия.

2 Этап: Основной

Вступительное слово преподавателя:

Мы все являемся участниками разнообразных общественных отношений. Многие из них регулируются правовыми нормами, поэтому называются правоотношениями.

Презентация (обучающиеся делают краткие записи в тетради).

Правоотношения-это общественные отношения, регулируемые с помощью норм права, участники которых являются носителями субъективных юридических прав и юридических обязанностей, гарантированных государством.

Признаки:

Общественные отношения

Возникает на основе норм права

У субъектов права взаимные права и обязанности

Средство конкретизации правовых норм, применяемых к определенным лицам-участникам правоотношений

Гарантируется государством и в необходимых случаях охраняется государством.

Правоотношения наступают по поду юридических фактов (конкрентные жизненные обстоятельства), которые подразделяются на события и действия.

Вопрос преподавателя: Чем отличаются события от действий?

События – это факты, происхождение которых не связано с волей участников правоотношений. Здесь важно уяснить, что с волей людей события могут быть связаны, а не связаны они именно с волей участников данного конкретного правоотношения, того отношения, предпосылкой которого выступает юридический факт.

События классифицируются на относительные и абсолютные:

Относительные события — это такие факты, происхождение которых связано с волей людей, хотя эти люди к данному возникающему правоотношению отношения не имеют.

Пример, пожар вследствие случайного поджога строения прохожим.

Абсолютные события — это факты, происхождение которых вообще не связано с волей человека (наводнение, иное стихийное бедствие).

Фактический (юридический) состав – это совокупность юридических фактов, предусмотренных нормой права, необходимых для наступления правовых последствий (возникновение, изменение или прекращение правоотношения).

Пример: Для зачисления в высшее учебное заведение необходимы общее среднее образование, успешная сдача абитуриентом вступительных экзаменов, приказ ректора о зачислении в вуз. Совокупность этих трех фактов и составляет юридический состав.

Действия – это юридические факты, конкретные жизненные обстоятельства, предусмотренные нормами права и связанные с волей участников правоотношений. Они подразделяются на правомерные (соответствующие нормам права) и неправомерные (противоречащие правовым нормам), т.е. правонарушения.

Задание № 1: Определите, действие или событие?

принятие наследства

нарушение правил дорожного движения

совершение кражи

рождение ребенка

наступление пенсионного возраста

вынесение приговора судом

заключение договора купли-продажи

погашение кредита

затопление квартиры

Субъекты правоотношений:

Физические лица-это граждане, иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды)

Юридические лица-это организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать права и осуществлять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде

Государство

Муниципалитет

Структура правоотношения:

Субъекты: физические лица, юридические лица, государство, муниципалитет

Объекты: предметы материального мира, продукты духовного творчества людей, личные нематериальные блага, поведение субъектов, права и его результаты

Содержание: субъективные юридические права и юридические обязанности

Характер и степень участия субъектов определяется правосубъектностью.

Правосубъектность: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Правоспособность-это предусмотренная нормами права способность

лица иметь субъективные юридические права и нести обязанности, т. е. быть участником правоотношений. Она наступает у физических лиц с момента рождения и прекращается смертью, юридических лиц – с момента государственной регистрации.

Содержание правоспособности (ст. 18 Гражданский кодекс).

Правоспособность и дееспособность у физического лица не всегда совпадают.

Дееспособность-это предусмотренная нормами права способность субъекта своими действиями приобретать и осуществлять права и исполнять обязанности.

Возраст: в полном объеме наступает с 18 лет, а в отдельных случаях с 16 лет (вступление в брак и эмансипация).

До совершеннолетия дееспособность является частичной (у малолетних с 6 до 14 лет) или неполной (у подростков с 14 до 18 лет).

Дееспособность зависит от двух факторов: возраста и состояния здоровья.

По состоянию здоровья гражданин может быть признан судом недееспособным или ограниченным в дееспособности.

Что такое эмансипация?

Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда.

Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда (ст. 27 Гражданский кодекс РФ). В случае эмансипации дееспособность приобретается в полном объеме.

Деликтоспособность — способность лица самостоятельно нести ответственность за вред, причинённый его противоправным деянием (действием либо бездействием). Является элементом дееспособности. Выражается в способности субъекта самостоятельно осознавать свой поступок и его вредоносные результаты, отвечать за свои противоправные деяния и нести за них юридическую ответственность. Это элемент дееспособности.

Задание № 2: Используя статьи гражданского кодекса, заполните таблицу.

Возраст        Объем дееспособности

0-6 лет        ч.2 (2) ст. 28 ГК РФ

6-14 лет        ч.2 ст. 28 ГК РФ

14-18 лет        ч.2 ст. 28 ГК РФ + ч.2 ст. 26 ГК РФ

Старше 18 лет        Ст. 18 ГК РФ

Недееспособность или ограничение в дееспособности?

Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.

От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун, учитывая мнение такого гражданина, а при невозможности установления его мнения – с учетом информации о его предпочтениях, полученной от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности.

При развитии способности гражданина, который был признан недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц суд признает такого гражданина ограниченно дееспособным. При восстановлении способности гражданина, который был признан недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими суд признает его дееспособным.

На основании решения суда отменяется установленная над гражданином опека и в случае признания гражданина ограниченно дееспособным устанавливается попечительство (ст. 29 Гражданский кодекс РФ).

Гражданин, который вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.

Он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

Совершать другие сделки он может лишь с согласия попечителя. Однако такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред. Попечитель получает и расходует заработок, пенсию и иные доходы гражданина, ограниченного судом в дееспособности, в интересах подопечного.

Гражданин, который вследствие психического расстройства может понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.

Гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, может распоряжаться выплачиваемыми на него алиментами, социальной пенсией, возмещением вреда здоровью и в связи со смертью кормильца и иными предоставляемыми на его содержание выплатами с письменного согласия попечителя. Такой гражданин вправе распоряжаться указанными выплатами в течение срока, определенного попечителем. Распоряжение указанными выплатами может быть прекращено до истечения данного срока по решению попечителя.

При наличии достаточных оснований суд по ходатайству попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить такого гражданина права самостоятельно распоряжаться своими доходами. Гражданин, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, самостоятельно несет имущественную ответственность по сделкам, совершенным им в соответствии с настоящей статьей.

Если основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, отпали, суд отменяет ограничение его дееспособности. На основании решения суда отменяется установленное над гражданином попечительство.

Если психическое состояние гражданина, который вследствие психического расстройства был ограничен в дееспособности, изменилось, суд признает его недееспособным или отменяет ограничение его дееспособности.

Задание № 3: Выявите отличия этих понятий?

Отличия обучающиеся записывают в тетрадь.

Чем отличается опека от попечительства?

Федеральный закон от 24.04.2008 № 48 ФЗ (в ред. 30.04.2021) «Об опеке и попечительстве»

Опекун-форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Виды правоотношений:

По отраслевой принадлежности: гражданские, трудовые, административные, уголовные…

По характеру: регулятивные (связано с наступлением жизненных фактов, которые не противоречат нормам права (например, вступление в брак)) и охранительные, которые нарушают требования правовых норм (например, уголовно-правовые отношения)

По распределению прав и обязанностей: простые (у одной стороны есть только права, у другой только обязанности (например, право на жизнь)) и сложные (у каждой из сторон права и обязанности (например, работник и работодатель))

В зависимости от характера обязанностей: активные (субъект обязан совершать какие-либо действия) и пассивные (воздержание от каких-либо действий).

Задание №4: Выполните тест

Этап: заключительный. Подведение итогов занятия.

Поставленные нами задачи урока решены, – мы познакомились с  с определением правоотношения в целом, что оно означает как для физических лиц, так и для юридических. Узнали, что такое дееспособность, недееспособность, правоспособность, также какими бывают виды правоотношений и т.д.

 Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание

Слово преподавателя: «Урок окончен, всем спасибо, до свидания».

Домашнее задание:

Основы права: учебник и практикум для СПО / под общ. ред. А. А. Вологдина. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 409 с.

Список литературы:

  1. Большой юридический справочник для физических и юридических лиц (Электронный ресурс) / Грудцына Л.Ю. / Грудцына Л.Ю. Режим доступа: books-scan.ru/7257-grudcyna-l-yu-bolshoy-yuridicheskiy-spravochnik-dlya-fizicheskih-i-yuridicheskih-lic.html
  2. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права (Электронный ресурс): Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. Режим доступа: www.alleng.ru/d/jur/jur 040.htm
  3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  4. Основы права: учебник под редакцией Румыниной В.В. М.: ИНФРА-М., 2007.
  5. Учебник пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.И. Шкатулла, В.В. Надвиков, М.В. Сытинская; Под ред. В.И. Шкатуллы. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  6. Электронный ресурс: www.consultant.ru