Педагогические инициативы
Участвую в проектировании и реализации педагогических инициатив:
- создаю условия для адресной работы с различными категориями обучающихся;
- проектирую и реализую инициативы, связанные с эффективностью работы образовательной организации;
- участвую в развитии взаимодействия с социальными партнерами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_podgotovki_k_oge_po_literature.docx | 77 КБ |
mir_odin_dlya_vseh_2021.docx | 1.4 МБ |
druzhim_vmeste_2021.docx | 58.71 КБ |
sodruzhestvo_2022.docx | 56.31 КБ |
programma_uspeshnoe_pokolenie_2022.pdf | 928.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план подготовки к ОГЭ по литературе
обучаюшегося 9 класса
Ф.И. _________________________________
Особенности КИМов по литературе
Экзаменационная работа включает всего 5 заданий и состоит из 2-х частей:
Часть 1 включает в себя два комплекса заданий (1–4). Первый комплекс заданий (1, 2) относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения. Задания 2.1/2.2 относятся к самостоятельно выбранному фрагменту предложенного произведения. Второй комплекс заданий (3, 4) относится к анализу стихотворения, или басни, или баллады. ОДНО из заданий 3.1 или 3.2, а также задание 4 предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим предложенным стихотворением.
Часть 2 включает в себя пять заданий (5.1–5.5), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом 200–250 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Сочинение оценивается по различным критериям, в том числе по критериям грамотности.
Темы сочинений
«Слово о полку Игореве»
1. Каково авторское отношение к князю Игорю? (По повести «Слово о полку Игореве»). 2. Почему поэма, рассказывающая о поражении Игоря в сражении с половцами, заканчивается прославлением князя? (По повести «Слово о полку Игореве»). 3. Как раскрывается патриотическая тема в «Слове о полку Игореве»? 4. Каковы гражданские и нравственные уроки «Слова о полку Игореве»? 5. Образ автора в «Слове о полку Игореве».
М.В. Ломоносов
1. Как в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» воплощено представление М.В. Ломоносова об идеальном историческом деятеле? 2. Какие ценности утверждаются М.В.Ломоносовым в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»?
Г.Р. Державин
1. Каковы представления Г.Р. Державина о сущности поэтического творчества? 2. Какие «уроки» властителям дают в своих стихотворениях М.В. Ломоносов и Г.Р. Державин? (На примере одного стихотворения каждого из поэтов). 3. Над какими философскими вопросами заставляет задуматься поэзия Г.Р. Державина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору). 4. На какие проблемы откликается поэзия Г.Р. Державина? 5. В чём, с Вашей точки зрения, состоит своеобразие Г.Р. Державина как поэта? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
Д.И. Фонвизин
1. Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». 2. Можно ли считать Стародума выразителем авторских идей? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»). 3. Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания? 4. Каковы цели и средства сатиры в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? 5. Какова роль положительных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? 6. Какие качества объединяют Скотинина, Простакову и Митрофана? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»). 7. Что могло дать основание писателю В.Ф. Одоевскому назвать пьесу «Недоросль» «трагедией»? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»). 8. Каково значение последнего явления в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Н.М. Карамзин
1. Что позволяет отнести повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» к сентиментализму? 2. Почему повесть Н.М. Карамзина называется «Бедная Лиза»? 3. Какие нравственные проблемы ставит Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»? 4. Как в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» раскрывается тема социального неравенства? 5. Каково отношение автора к Лизе? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»). 6. Каково отношение автора повести к Эрасту (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).
В.А. Жуковский
1. Каковы основные темы и мотивы романтической поэзии В.А. Жуковского? 2. Как сюжет баллады В.А. Жуковского «Светлана» связан с её основной идеей – «верой в Провиденье»? 3. Романтические мотивы в балладах В.А. Жуковского (На примере одной из баллад по Вашему выбору).
А.С. Грибоедов
1. Почему А.С. Грибоедов заменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»? 2. Современность звучания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». 3. Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»). 4. Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»). 5. В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»). 6. В чём суть противопоставления Чацкого и Репетилова? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»). 7. Значение женских образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». 8. Черты нравственного идеала в образе Софьи (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»). 9. Как в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» раскрывается тема семьи? 10. Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»? 11. Что объединяет представителей фамусовского общества? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»). 12. Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
И.А. Крылов
1. Мастерство И.А. Крылова в создании басенных образов. (На примере не менее двух басен по Вашему выбору). 2. Кого и за что высмеивает И.А. Крылов в своих баснях? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору). 3. Какие нравственные пороки обличаются в баснях И.А. Крылова? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору). 4. Как в баснях И.А. Крылова отражается народная мудрость? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору).
А. С. Пушкин
1. Тема любви в поэме А.С. Пушкина «Цыганы». 2. Особенности конфликта в поэме А.С. Пушкина «Цыганы». 3. В чём противоположны жизненные позиции Алеко и старого цыгана? (По поэме А.С. Пушкина «Цыганы»). 4. Как в творчестве А.С. Пушкина отобразилось расставание поэта с романтизмом? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору). 5. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина (На примере 2-3-х произведений по Вашему выбору). 6. Тема любви в лирике А.С. Пушкина (На примере 2-3-х произведений по Вашему выбору). 7. Мир природы и мир человека в лирике А.С. Пушкина (На примере 2-3-х произведений по Вашему выбору). 8. Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема дружбы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору). 9. Над какими философскими вопросами заставляет задуматься лирика А.С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору). 10. Как в лирике А.С. Пушкина развивается тема свободы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору). 11. Какие нравственные ценности утверждаются в лирике А.С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору). 12. Как раскрывается тема любви в «Повестях Белкина»? (По одной из повестей из цикла А.С. Пушкина «Повести Белкина»). 13. Как в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» раскрывается тема «маленького человека»? 14. В чём сила и слабость характера Самсона Вырина? (По повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»). 15 . Какие авторские идеалы нашли отражение в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»? 16. Почему русский бунт в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» назван «бессмысленным» и «беспощадным»? 17. Чем интересна личность Пугачева автору и главному герою романа «Капитанская дочка»? 18. Роль женских образов в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 19. Общее и различное в семейных укладах Мироновых и Гринёвых (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»). 20. Различия в мировоззрении Петра Гринёва и Алексея Швабрина (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»). 21. Что позволило В.Г. Белинскому назвать роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни»? 22. В чём проявляется противоположность натур Онегина и Ленского? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»). 23. Почему дружба Онегина и Ленского привела к трагической развязке? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»). 24. В чём состоит особенность авторского отношения к Онегину и Ленскому? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин») 25. Почему В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»). 26. Как изменяется главный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»? 27. Почему А.С. Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»? (По роману в стихах «Евгений Онегин»). 28. Почему отношения Татьяны и Онегина складываются драматически? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»). 29. Как в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» раскрывается проблема нереализованных возможностей личности?
М.Ю.Лермонтов
1. Мастерство М.Ю. Лермонтова в изображении природы. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору). 2. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется отношение поэта к Богу? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору). 3. Как в лирике М.Ю. Лермонтова связаны тема любви и мотив одиночества? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору). 4. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема предназначения поэта и поэзии? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору). 5. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется трагизм его мировоззрения? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору). 7. Как в произведениях М.Ю. Лермонтова раскрывается тема русской истории? (На примере стихотворения «Бородино» и поэмы «Песня про …купца Калашникова»). 8. Образ царя в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». 9. Как в «Песне про… купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова раскрывается тема чести и достоинства человека? 10. Каково отношение автора поэмы к Калашникову и Кирибеевичу? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»). 11. Как смысл эпиграфа к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» связан с образом главного героя? 12. «Три дня свободы» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»). 13. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» проявляются важнейшие черты романтизма? 14. Какой смысл вкладывает М.Ю. Лермонтов в название своего романа «Герой нашего времени»? 15. Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют авторские предисловия? 16. Почему Печорин одинок и несчастлив? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). 17. Тема дружбы и особенности её звучания в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 18. Почему дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). 19. Почему многие из окружения Печорина называют его «странным»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). 20. Зачем М.Ю. Лермонтов нарушает хронологическую последовательность в расположении глав романа «Герой нашего времени»? 21. Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют женские образы? 22. Как раскрывается тема судьбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
Н.В. Гоголь
1. Почему повесть Н.В. Гоголя называется «Шинель»? 2. Образ «маленького человека» и тема сострадания в повести Н.В. Гоголя «Шинель». 3. Как в повести Н.В. Гоголя «Шинель» соотносятся реальность и фантастика? 4. Каким предстает в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» губернский город? 5. Сатирическое изображение чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». 6. Почему легкомысленный хвастун Хлестаков не был разоблачён опытным городничим? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»). 7. Роль женских образов в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». 8. Хлестаков и его слуга Осип в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». 9. Как Вы понимаете слова Н.В. Гоголя о том, что смех — единственное «честное, благородное лицо, действовавшее» в комедии «Ревизор». 10. Почему «Мёртвые души» Н.В. Гоголь назвал поэмой? 11. Роль авторских отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». 12. Какие человеческие пороки обличает Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души»? 13. Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» раскрывается внутренняя сущность Чичикова? 14. Как проявляется характер Чичикова в общении с помещицей Коробочкой? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»). 15. Почему помещиков, которых посещает Чичиков, можно назвать «мёртвыми душами»? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»). 16. Образ Плюшкина и его роль в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». 17. Почему афера Чичикова закончилась разоблачением? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»). 18. Как «Повесть о Капитане Копейкине» связана с общей проблематикой поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»? 19. Тема дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». 20. Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» реализуется принцип «смеха сквозь слёзы»?
Ф.И. Тютчев
1. Какое воплощение в лирике Ф.И. Тютчева получила мысль о «всеобщей одушевлённости природы»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору). 2. Над какими философскими вопросами размышляет Ф.И. Тютчев в своих произведениях? (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору). 3. Почему Ф.И. Тютчева принято называть «поэтом мысли»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору). 4. Почему Ф.И. Тютчева называют поэтом-романтиком? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
А.А. Фет
1. Как показана взаимосвязь мира человека и мира природы в лирике А.А. Фета? (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору). 2. Почему А.А. Фета можно назвать поэтом-философом? (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору). 3. Как связаны темы любви и природы в лирике А.А. Фета? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору). 4. Почему А.А. Фета называют поэтом мгновения? (На примере не менее двух стихотворений поэта по Вашему выбору).
Н.А. Некрасов
1. Какой предстает Муза в лирике Н.А. Некрасова? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору). 2. Как в поэзии Н.А. Некрасова раскрывается тема страданий народа? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору). 3. В чём состоит смысл спора о народе в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»? 4. Какое значение образ дороги обретает в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»? 5. Социальная проблематика лирики Н.А. Некрасова. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
Л.Н. Толстой
1. Как в произведениях Л.Н. Толстого раскрывается тема духовного роста личности? (На примере одного произведения по Вашему выбору). 2. Что более всего ценит в человеке Л.Н. Толстой? (На примере одного произведения по Вашему выбору). 3. Какова нравственная проблематика рассказа Л.Н. Толстого «После бала»? 4. Когда и почему любовь Ивана Васильевича к Вареньке «пошла на убыль»? (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала»). 5. Как связаны между собой нравственные и социальные проблемы в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»? 6. Какую роль в раскрытии проблематики рассказа Л.Н. Толстого «После бала» играет приём контраста?
Ф.М. Достоевский
1. Какие проблемы ставит в своей прозе Ф.М. Достоевский? (На примере одного произведения по Вашему выбору). 2. Каким предстаёт внутренний мир героя прозы Ф.М. Достоевского? (На примере одного произведения по Вашему выбору).
М.Е. Салтыков-Щедрин
1. Какие пороки обличает в своих сатирических сказках М.Е. СалтыковЩедрин? (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору). 2. Каковы основные сатирические приёмы, использованные в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина? (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору). 3. Каким предстаёт образ народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина? (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору). 4. Смысл финала сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». 5. Кого и за что осмеивает М.Е. Салтыков-Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»? 6. В чём заключается философский смысл сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»?
И.С. Тургенев
1. Каким предстаёт мир человеческой души в прозе И.С. Тургенева? (На примере одной из повестей по Вашему выбору). 2. Какую роль в рассказах И.С. Тургенева играют описания природы? (На примере одной из повестей по Вашему выбору). 3. Какие проблемы поднимает в своей прозе И.С. Тургенев? (На примере одной из повестей по Вашему выбору). 4. Как раскрывается тема любви в произведениях И.С. Тургенева? (На примере одной из повестей по Вашему выбору).
А.П. Чехов
1. Над чем и над кем смеётся А.П. Чехов? (На примере одного-двух произведений по Вашему выбору). 2. Как в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» сочетаются смешное и грустное? 3. Почему А.П. Чехова называют мастером художественной детали? (На примере одного произведения по Вашему выбору). 4. Человек и среда в рассказах А.П. Чехова (На примере одного-двух рассказов по Вашему выбору). 5. Каким предстаёт «маленький человек» в произведениях А.П. Чехова? (На примере одного из произведений по Вашему выбору). 6. Почему рассказ А.П. Чехова называется «Смерть чиновника»? 7. Как в рассказе А.П. Чехова «Тоска» раскрывается тема одиночества?
А.А. Блок
1. Что Вас привлекает в поэзии А.А. Блока? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору). 2. Лирический герой стихотворений А.А. Блока. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
С.А. Есенин
1. Фольклорные традиции в поэзии С.А. Есенина (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору). 2. В чём особенности изображения природы в лирике С.А. Есенина? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору). 3. Какой предстает Родина в стихотворениях С.А. Есенина «Береза», «Пороша», «Гой ты, Русь, моя родная…»? 4. Каким предстаёт внутренний мир лирического героя в стихотворениях С.А. Есенина? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору).
И.А. Бунин
1. Какие проблемы поставлены в прозе Бунина? (На примере одного из произведений по Вашему выбору). 2. Почему прозу И.А. Бунина называют лирической? (На примере одного из произведений по Вашему выбору). 3. Мир человеческой души в рассказе И.А. Бунина «Танька». 4. Каким видится мир главной героине рассказа И.А. Бунина «Танька»? 5. Каким предстаёт образ родной земли в рассказе И.А. Бунина «Косцы»?
В.В. Маяковский
1. Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского. 2. Каким предстает лирический герой поэзии В.В. Маяковского? 3. Какие ценности утверждаются в поэзии В.В. Маяковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору). 4. В чём состоит смысл названия стихотворения В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся»? 5. Как соотносятся реальное и фантастическое в стихотворении В.В. Маяковского «Необычайное приключение…»?
А.Т. Твардовский
1. Что сделало Василия Тёркина поистине народным героем? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»). 2. Какие качества народного характера нашли воплощение в образе Василия Тёркина? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»). 3. Изображение народного подвига в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». 4. В чём смысл сопоставления Тёркина со старым солдатом? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», глава «Два солдата»). 5. Какие черты характера Тёркина противопоставлены разрушительной силе войны? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин») 6. Какую роль в поэме «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского играет изображение военных будней?
В.И. Шукшин
1. Смысл названия рассказа В.М. Шукшина «Срезал». 2. Каково авторское отношение к главному герою рассказа В.М. Шукшина «Чудик»? 3. Как складываются отношения Василия Князева с окружающими его людьми и почему? (По рассказу В.М. Шукшина «Чудик»). 4. В чём Вы видите особенности героев рассказов В.М. Шукшина? (На примере одного-двух произведений по Вашему выбору).
М. Шолохов
1. Почему рассказ М.А. Шолохова называется «Судьба человека»? 2. Тема подвига в повести М.А. Шолохова «Судьба человека». 3. Как проявляет себя Андрей Соколов в ситуации нравственного выбора? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»). 4. Что помогает Андрею Соколову перенести испытания судьбы? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»). 5. Какую роль сыграла в судьбе Андрея Соколова встреча с Ваней? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»).
А.И. Солженицын
1. В чём заключается смысл названия рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор»? 2. Какой смысл вкладывает А.И. Солженицын в понятие «праведник»? (По рассказу «Матрёнин двор»). 3. Какие черты народного характера воплощает в себе образ Матрёны? (По рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор»). 4. Какие нравственные проблемы, поставленные А.И. Солженицыным в рассказе «Матрёнин двор», актуальны сегодня? 5. Как раскрывается проблема материальных и духовных ценностей в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор»? 6. Образ повествователя в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
Поэзия, проза, драматургия второй половины XX века 1. Как осмыслены взаимоотношения человека и природы в русской прозе XX века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору). 2. Как в литературе XX века о войне раскрываются её трагические и героические стороны? (На примере одного из произведений по Вашему выбору). 3. Творчество какого поэта второй половины XX века Вам интересно и почему? (На примере не менее двух стихотворений одного из поэтов по Вашему выбору). 4. Как в произведениях русской литературы ХХ века утверждается ценность человеческой личности? (На примере одного из произведений по Вашему выбору). 5. Тема душевного бескорыстия в русской литературе второй половины XX века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору). 6. Как раскрывается тема нравственного долга человека в русской прозе второй половины ХХ века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору). 7. Тема родной земли в русской литературе второй половины XX века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору). 8. О чём заставляет задуматься современная проза? (На примере одного из произведений по Вашему выбору). 9. Тема подвига в литературе о Великой Отечественной войне. (На примере одного из прозаических произведений по Вашему выбору). 10. Война в лирике русских поэтов второй половины XX века. (На примере одного из поэтов по Вашему выбору). 11. Какие социальные проблемы раскрываются в русской прозе второй половины XX века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору). 12. Как в лирике одного из поэтов второй половины ХХ века раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №2 г. Нижневартовска
Программа «Дружим вместе»
по работе с детьми с девиантным поведением
Составитель: Соломаха Ирина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
Нижневартовск, 2021
Паспорт программы
Наименование программы: | Программа «Дружим вместе» по работе с детьми с девиантным поведением. |
Основание для разработки программы: |
|
Заказчик программы: | методический совет муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №2» |
Разработчик программы: | Соломаха Ирина Алексеевна, учитель русского языка и литературы, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №2» г. Нижневартовска Тюменской обл. ХМАО – Югры. |
Пояснительная записка
Подросток на этапе взросления особенно нуждается в позитивном примере и ответственном влиянии. В его жизни есть, конечно, значимые люди: родители, учителя, тренеры. Они воспитывают его, являются его защитниками, советчиками и просто друзьями. Роль же наставника гораздо шире – она объединяет все эти функции, чтобы помочь подростку и поддержать его в поиске личных жизненных целей и способов
их достижения. Наставничество - способ передачи знаний, умений, навыков молодому человеку от более опытного и знающего, предоставление молодым людям помощи и совета, оказание необходимой поддержки в социализации и взрослении.
Цель программы: максимально полно раскрыть потенциал личности обучающегося, для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях,
Задачи программы:
- защита прав и интересов обучающихся;
- подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности;
- раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
- формирование внутренней позиции личности обучающегося
по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности, по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека; культу насилия, жестокости и агрессии; обесцениванию жизни человека и др.; - преодоление подросткового кризиса, самоидентификация подростка, формирование жизненных ориентиров;
- формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счёт активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтёрского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ;
- вовлечение обучающихся в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения;
- участие в подготовке и проведении массовых социально-культурных,
информационно-просветительских и спортивных мероприятий; - реализация программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности;
Принципы программы
Реализация программы наиболее эффективна с опорой на следующие принципы:
Принцип системности предполагает разработку и реализацию программы наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов.
Принцип стратегической целостности определяет единую целостную стратегию реализации программы наставничества, обусловливающую основные стратегические направления такой деятельности.
Принцип легитимности: деятельность по реализации программы наставничества должна соответствовать законодательству Российской Федерации и нормам международного права.
Принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает честность и открытость взаимоотношений, недопущение покушений на тайну личности, какого-либо воздействия или обследования обманным путем.
Принцип аксиологичности включает в себя формирование привлекательности законопослушности, уважении к личности, государству, окружающей среде, с ориентиром на общечеловеческие ценности, которые и являются регуляторами поведения.
Принцип продвижения благополучия и безопасности подростка (принцип «не навреди») предполагает реализацию программы наставничества таким образом, чтобы максимально избежать риска нанесения вреда наставляемому. Никакие обстоятельства или интересы наставника или программы не могут перекрыть интересы ребенка.
Принцип личной ответственности. Предполагает ответственное поведение наставника по отношению к наставляемому и программе, устойчивость к влиянию стереотипов и предшествующего опыта.
Принцип индивидуализации и индивидуальной адекватности, направленный на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для личности собственной траектории развития. Принцип подразумевает реализацию программы с учетом возрастных, гендерных, культурных, национальных, религиозных и других особенностей наставляемых с целью развития целостной, творческой, социально адаптированной, здоровой личности.
Принцип равенства. Этот принцип означает, что программа наставничества не реализуется в вакууме; она реализуется среди людей, имеющих разные гендерные, культурные, национальные, религиозные и другие особенности.
Принцип многоаспектности предполагает сочетание и чередование различных аспектов деятельности в процессе реализации мероприятий наставничества.
Ожидаемые результаты реализации программы
- Рост числа обучающихся, успешно освоивших проектную
и учебно-исследовательскую деятельность; - Рост мотивации к обучению и саморазвитию обучающихся;
- Рост числа обучающихся, успешно реализующихся в творческом,
военно-патриотическом, лидерском, спортивном направлениях; - Формирование активной гражданской позиции школьного сообщества;
- Снижение проблем адаптации при переходе на новый уровень обучения: психологических, организационных и социальных;
- Формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации;
- Снижение показателей неуспеваемости учащихся;
- Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий;
- Рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностях;
- Повышение у обучающихся уровня сформированности ценностных
и жизненных позиций и ориентиров; - Снижение конфликтности и развитие коммуникативных навыков,
для горизонтального и вертикального социального движения; - Улучшение психологического климата среди обучающихся, связанное
с выстраиванием долгосрочных и «экологичных» коммуникаций
на основе партнерства; - Укрепление отрицательного отношения обучающихся
к противоправному поведению.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА
Форма наставничества: «Ученик-ученик». олевая модель: «Успевающий ученик - неуспевающий ученик».
Ф.И.О., класс/группа наставляемого ___________________________________________________________________________________
Ф.И.О. и должность наставника _______________________________________________________________________________________
Срок осуществления плана: с «___» _______20____ года по «____» ___________20___ года.
№ | Проект, задание | Срок | Планируемый результат | Фактический результат | Оценка наставника |
Раздел 1. Анализ трудностей и способы их преодоления | |||||
1.1. | Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений развития | Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником | |||
1.2. | Провести диагностическую/развивающую беседу с наставником, для уточнения зон развития | ||||
1.3. | Разработать меры по преодолению трудностей (в учебе, развитии личностных компетенций, достижении спортивных результатов, подготовки и реализации проекта и др.) с учетом тем мероприятий. | Разработаны меры преодоления трудностей и ожидаемые результаты по итогам его реализации |
Раздел 2. Направления развития обучающегося (ученика) | |||||
2.1. | Познакомиться с основной и дополнительной литературой, тематическими интернет-ресурсами по направлению, которое вызывает затруднения | Определен перечень литературы, интернет-сайтов для изучения, изучены … (перечень) | |||
2.2. | Перенять успешный опыт наставника по подготовке домашнего задания (написания доклада, выполнения упражнений, заучивания стихотворений и т.д.)/ подготовки к контрольным работам/ самостоятельных тренировок/разработки проекта и пр. | Сформировано понимание на основе изучения опыта наставника, как успешно подготовить домашнее задание (написать доклад, выполнить упражнения, заучить стихотворения и т.д.)… | |||
2.3. | Сформировать правила поведения на уроке (как вести конспект, запоминать информацию, выступать с докладом и пр.); тренировке, общественной, проектной деятельности и др. для повышения результативности | Сформировано понимание, как повысить результативность (успеваемость) на уроке, тренировке, проведении общественного мероприятия и др. | |||
2.4. | Освоить эффективные подходы к планированию учебной (спортивной, тренировочной, проектной, общественной и др.) деятельности | Освоены навыки планирования учебной (спортивной, общественной) деятельности (указать), определены приоритеты | |||
2.5. | Познакомиться с успешным опытом (указать авторов) учебной деятельности, тренировочного процесса, подготовки и проведения публичных выступлений, подготовки проектов, участия | Изучен успешный опыт по выбранному направлению развития, определено, что | |||
2.6. | Принять участие в олимпиаде, конкурсе, соревнованиях с последующим разбором полученного опыта | По итогам участия в олимпиаде/конкурсе (указать, каких) занято ?? место/получен статус лауреата; По итогам соревнования по … | |||
2.7. | Выступить с докладом об ученическом проекте | Доклад представлен на конференции «…» | |||
2.8. | Изучить основы правовой грамотности, | Проведен квест по формированию правовой грамотности (указать тему) | |||
2.9. | Совместно с наставником принять участие в мероприятиях, посвященных формированию правовой грамотности в РФ и ХМАО-Югры (форум, фестиваль, конкурсы и др.) | Приято участие в …. | |||
2.10. | Изучить основы волонтерской деятельности, определить возможности молодежного волонтерства | Сформировано понимание специфики волонтерской деятельности в молодежной среде и определены ее возможности в г. Нижневартовске | |||
2.11. | Сформировать понимание эффективного поведения при возникновении конфликтных ситуаций в образовательной организации, познакомиться со способами их профилактики и урегулирования | Определены действенные методы поведения и профилактики в конфликтных ситуациях в классе, школе, семье и т.д. | |||
2.12. | Записаться в кружок, спортивную секцию, клуб по интересам и др. с учетом выбранного направления развития | Стал участником спортивной секции, кружка, клуба по интересам, волонтером и др. | |||
2.13. | …. |
Подпись наставника___________________________ «____» _________ 20__г. | Подпись наставляемого _______________________ «____» _________ 20__ г. |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №2 г. Нижневартовска
Программа «Содружество»
по работе с детьми – инвалидами
Составитель: Соломаха Ирина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
Нижневартовск, 2022
Паспорт программы
Наименование программы: | Программа «Содружество» по работе с детьми – инвалидами. |
Основание для разработки программы: |
|
Заказчик программы: | методический совет муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №2» |
Разработчик программы: | Соломаха Ирина Алексеевна, учитель русского языка и литературы, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №2» г. Нижневартовска Тюменской обл. ХМАО – Югры. |
Цель программы: | создать методические условия для развития детей-инвалидов и помощи детям этой категории в освоении основного общего и среднего общего образования, их социализации в лицее. |
Задачи программы: |
|
Целевая аудитория: | Обучающиеся 1-11 классов. |
Сроки реализации: | 2022-2025 гг. |
Планируемые результаты: |
|
Система отслеживания результатов: | График работы. Анкета по изучению развития ребенка. Журнал учета достижений. |
Пояснительная записка
Введение. Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути. Согласно Закона РФ «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.
Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности детей с ограниченными этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции. Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашей образовательной организации.
Новизна программы определена реализацией системно-деятельностного подхода в урочной и во внеурочной деятельности. В основу программы положены следующие современные педагогические технологии и концепции:
- технология личностно-ориентированного обучения Е.В. Бондаревская, B.C. Ильин. В.В. Сериков. И.С. Якиманская и др.). Обеспечивает развитие и саморазвитие ученика с учетом его индивидуальных особенностей как субъекта познания и деятельности, как деятеля, способного сознательно определять цели деятельности и достигать их.
- концепция формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, О. А. Карабанова, Л. Г. Петерсон) в которой овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться;
- концепция системно - деятельностного подхода в обучении и воспитании (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).
Направления программы:
Направления программы:
- диагностическое - обеспечивает подготовку рекомендаций по оказанию детям-инвалидам психолого-медико-педагогической помощи;
- коррекционно-развивающее – обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования, способствует формированию личностных, метапредметных и предметных результатов у обучающихся;
- консультативное – обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей-инвалидов и их семей по вопросам реализации дифференцированных психоло-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительское – направлено на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса со всеми участниками
Этапы реализации программы:
- Этап сбора и анализа информации. Определение контингента обучающихся, учет их особенностей. Оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической базы.
- Этап планирования, организации, координации. Создание методических условий для образовательного процесса.
- Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды. Определение соответствия созданных условий и выбранных программ потребностям обучающегося.
- Этап регуляции и корректировки. Внесение необходимых изменений в образовательный процесс с целью корректировки условий и форм обучения, методов и приемов работы.
Планируемые результаты.
Личностные результаты обучения:
- готовность и способность обучающегося к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению;
- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- умение ставить цели и строить жизненные планы.
Предметные результаты обучения:
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета.
Метапредметные результаты обучения:
- сформированное умение работать с различными источниками информации, сравнивать, анализировать, оценивать достоверность полученной информации, делать выводы;
- сформированная культура оформления учебной работы, использование графических элементов при оформлении заданий;
- понимание заданий в различных формулировках и контекстах;
- сформированное умение быстро ориентироваться в заданиях, грамотно распределять время при выполнении всего объема заданий.
Прогнозируемый результат обучения освоение детьми-инвалидами образовательной программы, их социальная адаптация, самоопределение и формирование основ будущей профессии.
Механизм программы:
Основной механизм – это правильно выстроенная дорожная карта взаимодействия специалистов лицея, обеспечивающая системное сопровождение детей инвалидов в образовательном процессе.
План реализации работы с детьми инвалидами
Направление | Задачи | Содержание и формы работы | Ожидаемые результаты |
Диагностическое | Определение трудностей в УУД и форм оказания помощи | диагностика, анкетирование, беседы. | Характеристика ситуации, составление рекомендаций. |
Коррекционно-развивающее | Разработка индивидуальной образовательной программы. | индивидуальные и групповые занятия | Повышение уровня социально адаптации ребенка. |
Консультативное | Оказание консультативной помощи. | консультация | Помощь в преодолении трудностей в обучении, семейном воспитании, социальной адаптации, профессиональном самоопределении. |
Информационно-просветительское | Провести разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса | беседа, консультация | Сформированная модель образовательного процесса. |
Условия реализации программы
Психолого-педагогические условия. Учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, сопровождение участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование понимания ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников).
Финансовые условия. В рамках бюджетного финансирования реализация программы не требует дополнительного финансирования.
Материально-технические условия Кабинет русского языка и литературы, общей площадью 54 м², 30 посадочных мест для обучающихся. Оборудование класса: компьютер в сборе (монитор, с\б клав, мышь, колонки), интерактивная доска SMART Board, проектор, МФУ Samsyng, документ-камера EPSON, доступ к Интернету. Имеется место для выставок ученических работ, а также дополнительные доски для учащихся.
Литература:
- Педагогика инклюзивного образования: хрестоматия (для слушателей Pedcampus) / Консалтинговая группа «Финиум». – Москва, 2014
- Сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки — http://obrnadzor.gov.ru
- Накрайников М. В. Государственная социальная политика по отношению к вопросам инвалидности в Российской Федерации: текущие проблемы и рекомендации. – Режим доступа: http://rabota.perspektiva-inva.ru/index.php?id