Самообразование
Самообразование воспитателя детского сада — важный аспект профессии!
Скачать:
Предварительный просмотр:
План самообразования воспитателя на тему: "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности".
Актуальность темы
Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал.
В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком».
Как говорил А.С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания». С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
Цель работы по теме самообразования: объединение усилий воспитателя и родителей в работе по трудовому воспитанию детей; формирование у воспитанников основ трудовой деятельности; воспитание уважения к труду.
Задачи:
- развивать трудовые навыки у детей;
- воспитывать интерес и положительное отношение к труду;
- способствовать всестороннему развитию детей в труде.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987. 2. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998 3. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010. 4. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» - Мозаика-Синтез, Москва 2014. 5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991 6. Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980 | Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию). |
Работа с детьми | Сентябрь | Совместная деятельность по оформлению уголка дежурств в группе. | Оформление уголка дежурств. |
Октябрь | Знакомство с профессией почтальона. | Экскурсия на почту. | |
Ноябрь | Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых. Знакомство с пословицами и поговорками о труде. | Конкурс рисунков «Кто любит труд, того люди чтут». | |
Январь | Знакомство с профессией пекаря. | Презентация «Профессия -пекарь» | |
Февраль | Изготовление поделок из лоскутков ткани (старшая подгруппа) | Серия занятий по ручному труду, обучающих изготавливать простейшие поделки из лоскутков ткани. | |
Март | Посадка семян на рассаду (старшая подгруппа) Посадка лука (младшая подгруппа) | Трудовой десант «Мы – огородники». | |
Май | Запись рассказов детей о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Оформление сборника рассказов. (Или подготовка видеосюжета, в котором дети рассказывают, кем они хотят стать, когда вырастут.) | Сборник детских рассказов (или видеосюжет для показа родителям на итоговом родительском собрании) «Кем я хочу стать, когда вырасту». | |
Работа с семьёй | Сентябрь | Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к трудовому воспитанию детей в семье. | Анкетирование родителей на тему: «Трудовые поручения в семье». |
Октябрь | Подготовка информации для повышения педагогической компетентности родителей. | Буклет для родителей: «Трудовое воспитание в семье». | |
Ноябрь | Консультирование родителей. | Консультация для родителей: «Какой труд доступен детям дошкольного возраста?» | |
Январь | Привлечение родителей к изготовлению снежных построек на участке. | Трудовой десант «Зимние фантазии». | |
Апрель | Привлечение родителей к уборке территории детского сада. | Субботник «В апрельский день трудиться нам не лень». | |
Май | Подготовка выставки фотографий детей во время трудовых действий. | Фотовыставка «Мы любим труд!» | |
Самореализация | Сентябрь | Изучение педагогического опыта (интернет, книги, журналы). | Разработка картотеки дидактических игр по трудовому воспитанию. |
Ноябрь | Подготовка консультации для воспитателей «Трудовое воспитание дошкольников». | Выступление на РМО. | |
Февраль | Подготовка консультации для педагогов «Труд и формирование личности ребёнка». | Выступление на педагогическом совете. | |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию 2020–2022 гг.
Тема «Нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»
Пояснительная записка.
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтениялитературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняютребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление ивоображение ребенка, обогащает его эмоции.
Решая задачу нравственности у дошкольников, детская художественная литература играет большую роль. С помощью детской художественной литературы у воспитанников формируются нравственные качества:
- умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;
- применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со
старшими;
- умение сопереживать и сочувствовать героям художественных
произведений.
Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно -речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения. В положении «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) указано на необходимость приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям и ориентация нравственного воспитания на общечеловеческие ценности очевидна.
Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.
Актуальность
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем,которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказываетсяпагубным образом на их духовном развитии.
Велика роль телевидения и средств массовой информации. В наше время телевидение и детский сад выступают соперниками в борьбе за ребенка. На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.
Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первыйопыт встречис художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге:интерес и любовь к ней,или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особеннорусские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.
Цель:
Развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы.
Задачи:
Образовательные:
1.Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
3. Прививать интерес к положительным героям произведений.
4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном,проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушатьсказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
4. Воспитывать культуру речевого общения.
Развивающие
1.Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.
2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
3.Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизироватьнародные сказки.
Приемы:
Словесные:
- Беседы;
- Игры-беседы;
- Рассказ;
- Чтение художественной литературы;
- Использование игровых ситуаций;
- Игры - беседы с персонажами сказок;
- Сочинение историй;
Наглядные:
● Групповые выставки;
● Рассматривание иллюстраций;
Практические:
- Игры – драматизации;
- Игры – инсценировки;
- Игры – забавы;
- Подвижные игры;
- Пальчиковые игры;
- Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;
- Моделирование и анализ заданных ситуаций;
- Рисование;
Формы организации:
- Занятие по художественной литературе;
- Индивидуальная работа с ребенком;
- Коллективные работы;
- Тематические занятия;
- Пальчиковая гимнастика;
- Дидактические игры;
- Физкультминутки;
- Драматизация.
Методы ознакомления с художественной литературой.
1.Чтение воспитателя по книге или наизусть.
2. Рассказывание воспитателя.
3.Инсценирование.
4.Заучивание наизусть.
5. Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).
6. Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольногокукольного театров.
Сотрудничество с родителями.
Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.
Содержание работы:
а) Ознакомительная работа, направленная на освещение сути вопроса на просветительском уровне.
б) Привлечение к сотрудничеству с ребенком – это очень важный момент работы, оказывающий большое воспитательное воздействие.
При этом родители выступают в роли слушателей. Задача воспитателя состоит в том, чтобы направить при необходимости взаимодействие «родитель – ребенок» в процессе беседы по прочитанному произведению.
Формы работы с родителями.
- Анкетирование
- Оформление папок – передвижек
- Консультации
- Различные мероприятия совместно с детьми
- Индивидуальные беседы
- Рекомендации
- Демонстрация наглядного материала
Cрок реализации плана: 2года (2020- 2022)
1. Теоретический этап:
- Изучение методической литературы по данной проблеме (в течение 1 года). Ульева Е. А. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2–6 лет»- Москва «ВАКО», 2014 г. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Владос, 2010.
- Изучение статей в журналах (в течение 1 года)«Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч».
- Изучение инновационных методик и технологий (в течение 1 года) «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания».
- Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».
- Подбор дидактических игр. Составление перспективного плана. Подготовка материала для работы.
2. Практический этап
Перспективный план на 2020-2021 год
Сентябрь.
1. Чтение и пересказ рассказа Л.Толстого: «Котёнок».
2. Дидактическая игра: «Угадай сказку».
3. Создание картотеки художественной литературы для работы с детьми. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.
Октябрь.
1. Чтение рассказа Н.Носова «Огурцы»
2. Игра-викторина «Что за прелесть эти сказки»
3. Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).
Ноябрь.
1. Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-варюга»
2. День матери: организация конкурса чтения стихов для мам «Маму очень я люблю».
3. Дидактические игры по художественной литературе
Декабрь.
1.Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.
2. Дидактическая игра: «Из какой сказки, рассказа герой».
3. Чтение рассказа Л. Воронкова «Ссора с бабушкой»
Январь.
1. Чтение рассказа Н.Носова «На горке»
2. Ремонт книг.
3. Выставка работ (дети и родители) «По произведениям К.Чуковского»
Февраль
1.Чтениерассказа Ищенко «Максим – пограничник»
2. Конкурсрисунков«Богатыри на Руси»
Март
1.Чтение сказки С. Маршака «О глупом мышонке»
2. Выставка«Портрет моей мамочки»
3. Театрализованная деятельность по мотивам сказки «Волки и семеро козлят, да на новый лад»
Апрель
1. Консультации для родителей о пользе домашнего чтения. «Книга-лучший друг»
2. Совместная деятельность с детьми:Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам».
3. Прослушивание аудио произведений по желанию детей.
Май.
- Вечер памяти. Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.
- Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»
- Выставка рисунков к рассказу «Живая шляпа»
Перспективный план на 2021-2022 год
Сентябрь.
1. Чтение рассказов Л Толстого «Старый дед и внучек», «Девочка и грибы». Рассматривание иллюстраций, беседы, обсуждения.
2. Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такоеплохо»
Октябрь
1. Чтение рассказов о природеи животных М. Пришвина «Ребята и утята», Сладкова «Разноцветная земля»
2. Презентация«Я люблю тебя, России». (обсуждение, обмен мнениями)
Ноябрь.
1.Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса
2. Чтение и обсуждение рассказов Н. Носова «Заплатка», Е. Пермяка «Первая рыбка»
3. Словотворчество.
Декабрь.
1.Чтение рассказа Б. Житкова «На льдине»
2.Беседа на тему «Чувство долга и ответственности перед другими людьми».
3. Экскурсия в библиотеку.
Январь.
- Индивидуальная беседа с родителями ребенка на тему: «Как подружить ребенка с книгой»
- Чтение рассказа Е. Пермяка «Чужая калитка»
- Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»(обложка любимой семейной книги)
Февраль.
- Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».
- Совместная деятельность с детьми:Чтение сказок А. С. Пушкина.Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина.
- Игра «Что? Где? Когда? По сказкам А.С. Пушкина
Март.
- В уголке для родителей поместить книжку – раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения».
- Чтение рассказа Л. Толстого «Птичка»
- Конкурс стихотворений маме.
Апрель.
1.Чтение рассказа Э. Шим «Не смей»
- Добавить материал в театральный уголок, изготовление масоксовместно с детьми.
3.Дидактические игры по формированию нравственных качеств с использованием художественной литературы