ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД"
Ссылка на выступление "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей раннего и младшего возраста в адаптационный период"
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей раннего и младшего дошкольного возраста в адаптационный период»
Актуальность:
С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его
психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых
игрушек, новых людей, правил жизни - это и эмоциональный, и
информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение
родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был
органичным и не травмирующим для ребенка.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для
него среду и приспособление к её условиям.
Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным или
негативным (стресс) результатам. Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря
словами В.А. Сухомлинского, "проникнуть в духовный мир ребенка", чтобы правильно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.
О трудностях адаптационного периода говорили и отечественные, и зарубежные исследователи. Вопросы адаптации детей в ДОУ раскрываются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик и др.
Приоритетной базовой ценностью ФГОС ДО выступает направленность образовательного процесса на поддержание и укрепление здоровья дошкольников и его компонентов: психофизического, эмоционального здоровья. Особенную важность данная задача приобретает в адаптационный период, которая предполагает проектирование психокомфортных условий для дошкольников, которые впервые поступают в ДОУ.
Так как я работаю с детьми раннего и младшего возраста
Цель моей работы:
Создание благоприятных условий, направленных на успешную адаптацию
ребёнка в ДОУ. Сохранение и укрепления здоровья детей раннего и младшего возраста.
Задачи: на слайде
- Создать условия, обеспечивающие ребёнку физический и психологический
комфорт для облегчения периода адаптации к условиям в ДОУ.
- Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
- Повышение компетентности родителей в вопросах адаптации ребёнка в ДОУ.
На протяжении всего периода адаптации для детей нашей группы были созданы
благоприятные условия: гибкий режим дня, соответствующая предметно – развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, организованная игровая деятельность.
Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, мы "одомашнили" группу. Мебель разделена на зоны которые образуют маленькие "комнатки", в которых дети чувствуют себя комфортно.
Каждое утро воспитатель встречает ребенка с улыбкой, с любимой игрушкой.
С целью обеспечения детям психологического комфорта в группе создан уголок уединения. Который наполнен предметами, к которым ребёнок испытывает тёплые чувства. Также в уголке есть специальные подушки для битья, смайлики с разными эмоциями, кружка, куда выбрасывают злость и обиду и т. п. Имеется небольшой "домик», где ребенка ждет игрушка Губка Боб в которой находится сюрприз, и игрушки, которые позволят малышу отвлечься и расслабиться.
Дети самостоятельно проявляют желание побыть в уголок уединения.
Для полного развития дошкольников необходимы психолого-педагогические условия, способствующие развитию эмоциональной сферы ребенка. Важными условиями формирования эмоциональных представлений посредством ознакомлений с природой являются организация непосредственного взаимодействия с объектами природы в ходе наблюдений и практической деятельности. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.
При входе в группу на стене ребят ждут три смайлика на которые ребенок может вместе с воспитателем прикрепить свой значок и тем самым показать какое у него сегодня настроение.
Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорное восприятие, развитие мелкой моторики, воображения.
Для общего развития ребенка важно своевременно приобщать его к физической культуре по мере привыкания к детскому саду. Для этого в группе оборудован спортивный уголок, который оснащен разными атрибутами, в том числе нетрадиционным оборудованием. Когда ребенок сильно встревожен может помочь дыхательная гимнастика, можно предложить подуть на красочный ветерок, снежинку, божью коровку и т.д. Ребенок отвлекается на красочное оборудование и успокаивается. Для предотвращения плоскостопия, есть «Веселые коврики». Без движений не может осуществиться ни один вид детской деятельности, в том числе и игровой. Игры с ребёнком организуются с первой минуты появления его в детском саду. Более эффективного метода в педагогике пока не придумано, особенно это касается самых маленьких.
Малыши охотнее идут в группу, мгновенно перестают плакать, если с ними играют и переключают их внимание на активную двигательную деятельность, да ещё с игрушкой. Общение и процесс адаптации в процессе выполнения различных игр складывается значительно быстрее. Чтобы ребенок не перевозбуждался, необходимо своевременно переключать его с подвижных игр на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой и игровой ситуацией.
Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только художественно-эстетическое действо, а возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изо творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге помогает нам решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка, - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.
Умиротворяюще на детей действуют игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие, так как необходимо создание естественной среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность.
Театральный уголок. Используя сказкотерапию, как метод адаптации, мы решаем
одновременно ряд задач: которые видите на экране
-снятие эмоционального и мышечного напряжения;
-снижение импульсивности, тревоги;
-развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
-развития внимания, восприятия, речи, воображения;
-развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
Воспитатель является непосредственным активным участником занятия – заражает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задаёт образцы выполнения действий.
Важное значение в период адаптации имеет музыка. Музыка оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние детей. В группе имеется сборник музыкальных произведений, которые используются в разные режимные моменты.
Таким образом, с первых дней пребывания малыша в саду, он попадает в атмосферу тепла, уюта и доброжелательности в группе. Получив положительную установку, у ребенка появляется желание идти в детский сад снова и снова. Ребенок с первых дней чувствует это тепло, исчезают его волнения и страхи, намного легче проходит адаптация.
Для родителей в период адаптации организованы следующие мероприятия: индивидуальные памятки и стендовая информация по адаптации детей, консультации по организации режима дня в период адаптации, рекомендации по профилактики заболеваемости, родительские собрания по возрастным особенностям детей и др.
Работа проводится в тесном сотрудничестве с педагогом - психологом, который проводит с детьми игровые упражнения, направленные на успешную адаптацию, по авторской адаптационной программе «Малыши в детском саду».
Результаты течения адаптации детей в нашей группе свидетельствуют об успешном психолого-педагогическом сопровождении детей раннего возраста.
Итоги адаптации:
20-21 | 21-22 | 22-23 | |
Списочный состав | 20 | 21 | 24 |
Легкой степени | 17 | 19 | 21 |
Средней степени | 3 | 2 | 3 |
Тяжелой степени | 0 | 0 | 0 |
Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации. Таим образом, можно говорить об эффективности нашей работы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья малышей в адаптационный период.
Спасибо за внимание!