Главные вкладки
Обобщение опыта работы "Сохранение и укрепление здоровья детей раннего и младшего дошкольного возраста в адаптационный период"
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Сохранение и укрепление здоровья детей раннего и младшего дошкольного возраста в адаптационный период»
Актуальность:
С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его
психическое и физическое здоровье. Выход из зоны комфорта это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для
него среду и приспособление к её условиям.
Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В.А. Сухомлинского, "проникнуть в духовный мир ребенка", чтобы правильно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.
Приоритетной базовой ценностью ФГОС ДО выступает направленность образовательного процесса на поддержание и укрепление здоровья дошкольников и его компонентов: психофизического, эмоционального здоровья. Особенную важность данная задача приобретает в адаптационный период.
Так как я работаю с детьми раннего и младшего возраста
Цель моей работы:
Создание благоприятных условий, направленных на успешную адаптацию
ребёнка в ДОУ. Сохранение и укрепления здоровья детей раннего и младшего возраста.
Задачи:
- Создать условия, обеспечивающие ребёнку физический и психологический
комфорт для облегчения периода адаптации к условиям в ДОУ.
- Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
- Повышение компетентности родителей в вопросах адаптации ребёнка в ДОУ.
На протяжении всего периода адаптации для детей нашей группы были созданы благоприятные условия: гибкий режим дня, соответствующая предметно – развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, спокойная музыка перед дневным сном, оздоровительные мероприятия и организованная игровая деятельность.
При входе в группу на стене ребят ждут три смайлика на которые ребенок может вместе с воспитателем прикрепить свой значок и тем самым показать какое у него сегодня настроение.
С целью обеспечения детям психологического комфорта в группе создан уголок уединения. Который наполнен предметами, к которым ребёнок испытывает тёплые чувства. Также в уголке есть специальные подушки для битья, смайлики с разными эмоциями, иллюстрации различных эмоциональных переживаний, кружка, куда выбрасывают злость и обиду и т. п. Имеется небольшой "домик», где ребенка ждет игрушка Губка Боб в которой находится сюрприз, мягкие красивые подушки и игрушки, которые позволят малышу отвлечься и расслабиться.
В группе организована непосредственное взаимодействие с объектами природы в ходе наблюдений и практической деятельности. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека. Помогает снять напряжение после занятий, понижает враждебность и негодование у расположенных к негативным эмоциям детей, благоприятно сказывается на психическом состоянии малышей.
Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорное восприятие, развитие мелкой моторики, воображения.
Для общего развития ребенка важно своевременно приобщать его к физической культуре по мере привыкания к детскому саду. Для этого в группе оборудован спортивный уголок, который оснащен разными атрибутами, в том числе нетрадиционным оборудованием. Например: для того чтобы ребенок успокоился и перестал плакать может помочь дыхательная гимнастика (глубокий вдох и выдох несколько раз), можно принести красочный ветерок и предложить подуть на него. Без движений не может осуществиться ни один вид детской деятельности, в том числе и игровой. Игры с ребёнком организуются с первой минуты появления его в детском саду. Более эффективного метода в педагогике пока не придумано, особенно это касается самых маленьких. Малыши охотнее идут в группу, мгновенно перестают плакать, если с ними играют и переключают их внимание на активную двигательную деятельность, да ещё с игрушкой. Совместные движения приносят детям много радости. Общение и процесс адаптации в процессе выполнения различных игр складывается значительно быстрее. Чтобы ребенок не перевозбуждался, необходимо своевременно переключать его с подвижных игр на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой и игровой ситуацией.
Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изо творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге помогает нам решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка, - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.
Умиротворяюще на детей действуют игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие, так как необходимо создание естественной среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством,
стабилизирующим эмоциональное состояние.
Театральный уголок. Используя сказкотерапию, как метод адаптации, мы решаем одновременно ряд задач:
-снятие эмоционального и мышечного напряжения;
-снижение импульсивности, тревоги;
-развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
-развития внимания, восприятия, речи, воображения;
-развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
Воспитатель является непосредственным активным участником занятия – заражает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задаёт образцы выполнения действий.
Важное значение в период адаптации имеет музыка. Музыка оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние детей. В группе имеется сборник музыкальных произведений , которые используются в разные режимные моменты.
Таким образом, с первых дней пребывания малыша в саду, он попадает в атмосферу тепла, уюта и доброжелательности в группе. Получив положительную установку, у ребенка появляется желание идти в детский сад снова и снова. Ребенок с первых дней чувствует это тепло, исчезают его волнения и страхи, намного легче проходит адаптация.
Для родителей в период адаптации организованы следующие мероприятия: индивидуальные памятки и стендовая информация по адаптации детей, консультации по организации режима дня в период адаптации, рекомендации по профилактики заболеваемости, родительские собрания по возрастным особенностям детей и др. Ежедневно родители могли получить индивидуальные консультации по любым интересующим вопросам.
С родителями проведены консультации на темы: «Адаптация ребенка», «Как помочь ребенку», «Как подготовить ребенка к детскому саду» и другие.
Итоги адаптации: сделать за три года
20-21 21-22 22-23
Списочный состав: 24 ребенка
Легкой степени: 19 детей
Средней степени: 5 детей
Тяжелой степени: 0
Результаты течения адаптации детей в нашей группе свидетельствуют об успешном психолого-педагогическом сопровождении детей раннего возраста.
Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации. Таим образом, можно говорить об эффективности нашей работы по сохранению и укреплению здоровья малышей в адаптационный период.
Волобуева Н.А., Климова Т.В., Ширшова В.М. Адаптация детей к условиям
дошкольного учреждения // Вестник Новосибирского государственного
педагогического университета. 2012. № 5 (9). С. 14–17.
Шашко Л.В., Корзунин В.А. Роль эмоционального состояния ребѐнка раннего
возраста при адаптации к условиям дошкольного учреждения // Universum:
Психология и образование: электрон. научный журнал. 2014. № 7(7).
3. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста.
Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: Скрипторий
2003, 2006.