Консультации для педагогов и логопеда.
Для вас педагоги
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Утренник без стресса для педагога | 864 КБ |
обучение детей имитационным движениям | 34.22 КБ |
Основные виды музыкально-дидактических игр | 15.59 КБ |
Внешний вид воспитателя на музыкальных занятиях | 16.91 КБ |
Артикуляционная гимнастика | 832.92 КБ |
Дидактические игры со звуками | 69.18 КБ |
Как правильно использовать речевой материал на утренниках | 16.11 КБ |
Коррекционная работа | 17.12 КБ |
Рольмузыки в развитии речи детей | 291.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Обучение детей имитационным движениям»
Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.
Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Например, после прослушивания в грамзаписи русской народной мелодии « курочка и петушок» воспитатель может спросить детей, подходит ли эта музыка к образу смелого петушка из сказки « Лиса, заяц и петух, и попросить показать данный образ в движении.
После этого можно предложить детям загадать друг другу загадки путём имитации движений различных животных, причём, наблюдая с детьми за исполнениями, необходимо учить их подмечать различия в том, как один и тот же образ передают «актёры» ( «Чем отличаются Лиса - Таня от Лисы - Алёнки?» и т.д.).
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые сконцентрировали всю совокупность выразительных средств русского языка и представляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании ( речь, напев, мимика, движения).
Вначале фрагменты из сказок можно использовать как упражнения. Например, детям предлагают «попроситься» в теремок так, как просилась Лягушка или Медведь ( русская народная сказка «Теремок»), после чего воспитатель спрашивает, кто был более похож по голосу и манерам на данных персонажей. В следующий раз можно усложнить задание, предложить одному ребёнку ( по желанию) разыграть диалог двух персонажей ( проговаривая слова и действия за каждого).
Таким образом, ненавязчиво и непринужденно дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что в этих упражнениях важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
В старших группах для обучения средствам речевой выразительности используются более сложные упражнения. Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией (приветливо, небрежно, просящее, требовательно и т. д.) самые обычные слова: возьми, принеси, помоги, здравствуй и др. Или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы, переставляя логическое ударение ( каждый раз на другое слово): «Дай мне куклу», «Мама, пришла за мной» и т. д. При этом не забывайте, что интонацией (приветливо, небрежно, просящее, требовательно и т. д.) при этом не забывайте, что интонации воспитателя - образец для подражания, поэтому, прежде чем дать детям задание, следует неоднократно попробовать выполнить его самому.
Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивления, злость и др.) и способами их невербального и вербальному выражения. Значение этой работы определяется тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способности его внешнего проявления добиться выразительности речи трудно.
Решению этой задачи способствует задания типа «Разные настроения» (по карточкам - пиктограммам);
1.чтение произведений и просмотр кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния, и беседа по ним (С. Маршак, «Котята»;
Л. Толстой, «Лев и собачка», «Птичка»; Е. Чарушин, «Страшный рассказ»;
Н. Носов, «Живая шляпа»);
2.дискуссии на такие темы, как рассказы из личного опыта и посещение выставки картин;
3.прослушивание музыкальных произведений (П. Чайковский, «Болезнь куклы», «Смерть куклы», «Новая кукла» и др.),
4.упражнения типа «Я радуюсь, когда...» и т. д.
Воспитатель должен быть особенно тактичным при выполнении детьми подобных заданий. Фиксация эмоциональных выражений должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и никоим образом не превращаться в уроки мимики.
Можно предложить детям разыграть маленькие сценки, в которых особенности ситуации необходимо подчеркнуть мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу, как ребенок испугался медведя и т. д. Хорошо, если одну и ту же сценку проиграют несколько детей (или несколько пар). При этом не следует обращаться к остальным с вопросом, у кого лучше получилось. Лучше спросить у кого получилось похоже и почему.
Особое внимание детей нужно обратить на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями). Для этого можно использовать упражнение «Говорящие картинки» - рассказы по схематичным рисункам, когда их рисуют в ходе совместно обсуждения или когда один ребенок рассказывает, а другие (3 - 5) разыгрывают роли с использованием невербальных средств выразительности. Большую пользу оказывают ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием невербальных средств выразительности. При ЭТОМ, собственно разыгрывание не является самоцелью. Работа строится по трехчастной структуре: беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.
Таким образом, занятия по театрализованной деятельности могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.).
Занятия в основном строятся по единой схеме:
1. введение в тему, создание эмоционального настроения;
2. театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
3. эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Предварительный просмотр:
Основные виды музыкально-дидактических игр и пособий
в музыкально-сенсорном развитии дошкольников
Консультация для педагогов
Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детских садах, – она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.
Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.
Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические пособия, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.
Все пособия условно делятся на три группы:
1. Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш). «Солнышко и тучка», «Подбери музыку»
2. Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах. «Узнай сказку», «Подбери картинку»
3. Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок».
Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.
Музыкально-дидактические пособия способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. И это, по мнению Л.Н. Комиссаровой, является очень «важным аспектом развития у детей музыкальной культуры». (10;с.58)
Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них и музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Это еще одна из целей которой, служат эти игры и пособия.
Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
Методика использования музыкально-дидактических игр и пособий в различных видах деятельности.
Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты.
Применения музыкально-дидактических игр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно.
В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер.
музыкально-дидактические игры и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более успешно.
Развитие у детей музыкальных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр и пособий.
Предварительный просмотр:
Внешний вид воспитанников детского сада на музыкальном занятии
Консультация для родителей
Музыкальное занятие в детском саду проводится два раза в неделю в каждой группе. В эти дни дети приходят в музыкальный зал, где все приготовлено для успешного проведения музыкального занятия. Для того, чтобы ребенок мог свободно двигаться во время исполнения упражнений, плясок, необходима соответствующая обувь. Прежде всего она должна быть фиксированная. Например, чешки или сандалии. И совсем недопустимо, чтобы ребенок был в комнатных тапочках, «сланцах» или просто в «шлепках».
На музыкальных занятиях мы приучаем детей видеть красивое, пробуждаем интерес к окружающему миру и его красоте. А как же это сделать, если наши девочки приходят на занятие неопрятные, а мальчики в помятой одежде? Очень важно, чтобы девочки были одеты в юбки, потому что иначе им просто не удастся поставить руки на юбку во время танцев. Это приведет к тому, что у них появится привычка держать руки в воздухе, даже когда они будут в юбке или платье на празднике. Мальчики перед началом занятия обязательно должны хорошо заправить рубашки в брюки, чтобы выглядеть эстетично.
Мы очень просим Вас, дорогие родители, одевайте детей по сезону. Следите за аккуратностью их внешнего вида.
Детская обувь для занятий
Чешки являются обувью, использующейся, как правило, для двух видов деятельности вашего ребенка – танцы и физическая культура. И то, и другое занятие являются весьма ответственной деятельностью, во время которой нужно сосредоточиться только на упражнениях, будущих достижениях и рекомендациях руководителей. Естественно, спортивное «обмундирование» должно способствовать нормальным тренировкам и урокам танцев, не отвлекая от дела.
Чешки сегодня востребованы не только в спортивных секциях и танцевальных кружках, но в детских садах и школах, ведь они считаются самой удобной и легкой обувью для занятий физической культурой и танцами. Данная обувь помогает защищать ногу ребенка от возможных механических повреждений, но в то же время не затрудняет движение, полностью раскрепощает стопу и позволяет правильно выполнять задаваемые упражнения.
Чешки - это специальная обувь на время музыкальных и физкультурных занятий. Ребенку необходимо правильное формирование стопы, для этого и носят обувь с четко фиксированной подошвой. Но на физкультуре дети встают на носочки, выполняют различные музыкально-ритмические движения, им нужна гибкая стопа, поэтому детей переодевают в чешки. Это предусмотрено медициной, и помимо занятий музыкой и физкультурой чешки в дошкольных учреждениях не одевают.
Для профилактики плоскостопия выполняйте с ребёнком специальные упражнения: ходите на пятках, носках, катайте скалочку, ходите босиком по массажным коврикам (их можно изготовить самостоятельно : сшить мешочки и наполнить их песком, горохом, фасолью, орехами, шишками и т. д., разложить мех, паролон, «колючки» и т.д.), поднимайте пальцами ног карандаш или фломастер
Дошкольникам необходимо разрабатывать голеностопный сустав, растягивать подъем, а уж потом можно переходить с чешек на другую обувь, которая плотно охватывает щиколотку (ношение короткой обуви приводит к деформации пальцев и быстрому утомлению ноги). Предпочтителен широкий носок; легкая, гибкая подошва должна быть достаточно твердой и не скользить. Задник должен быть цельным без вырезов и вставок. Кроме того, он должен быть достаточно жестким, с закругленным верхом.
Младшим школьникам необходимо наличие невысокого, устойчивого, широкого каблука, который обеспечит тренировку мышц ног и спины, а также выправит осанку. Очень важным является наличие вклеенной на фабрике ортопедической стельки с супинатором, назначение которой – профилактика возникновения плоскостопия (Супинатор – это маленький бугорок у внутреннего края подошвы, который поднимает продольный свод стопы и обеспечивает физиологически правильную фиксацию ноги).
Предварительный просмотр:
«Артикуляционная гимнастика»
Учитель – логопед:
Ситнова О.Б.
Консультация на тему:
«Артикуляционная гимнастика»
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координированность и переключаемость.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребенка навыки закреплялись.
- Упражнения проводятся сидя перед зеркалом, не спеша, без перерывов и толчков,
легко, плавно, без подёргиваний.
- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
- Упражнения проводятся в определенной последовательности – от простых к более
сложным.
Артикуляционная гимнастика
1. упр. «Улыбка»
Растянуть губы в улыбку, зубы обнажены
Мы понравимся лягушкам,
Губы тянем прямо к ушкам.
2. упр. «Трубочка»
С напряжением вытянуть губы вперед (зубы сомкнуты).
В гости к нам пришел слоненок – Удивительный ребенок. На слоненка посмотри – Губы хоботом тяни!
3. упр. «Часики»
Губы в улыбке, язык движется влево, вправо.
Подбородок неподвижен.
Тик - так, тик – так, ходят часики вот так.
Влево - тик, вправо – так, ходят часики вот так!
4. упр. «Окошко»
Широко открыть рот – «жарко»
Закрыть рот – «холодно».
Рот открою я немножко
И получится - окошко.
5. упр. «Лопатка»
Открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.
Язык широкий, гладкий,
Получается – лопатка!
6. упр. «Иголочка»
Губы в улыбке, рот открыт, узкий язык тянется вперед.
Улыбаюсь: вот шутник – Узким-узким стал язык. Меж зубами, как сучок, Вылез длинный язычок.
7. упр. «Лопатка – уголочка»
Чередование этих двух движений и переключение положения языка
с широкого на узкий. При этом рот открыт, губы не двигаются.
То – иголка, то-лопата Язычок у вас, ребята.
8. упр. «Футбол»
Рот закрыт, кончик языка с напряжением упирается в щеку.
Замечательный футбол
Забиваю в щеку – гол!
Оттого люблю игру,
что я многое могу!
9. упр. «Бантик»
Губы в улыбке, рот широко открыт, кончик языка загнут за верхние зубы
Мы закроем все вопросы.
Получился бантик косо?
Мы попробуем раз пять,
Будет ровно все у нас!
10. упр. «Мостик»
Губы в улыбке, рот открыт кончик языка упирается в нижние зубы,
язык выгибается.
Спинка язычка сейчас, Станет мостиком у нас. Ну-ка, мостик, поднимайся!
Долго крепким оставайся!
11. упр. «Месим тесто»
Улыбнуться, пошлепать языком между губами «пя-пя-пя-пя».
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай!
12.упр. «Кусаем мышку за хвост»
Улыбнуться, укусить зубами язык «та-та-та-та».
Утащили мышки сыр, Закатили в норке пир, За столы уселись, Досыта наелись.
13.упр. «Чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внешней стороны
«почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
Снует зубная щетка, как по морю лодка,
Как по речке пароход, по зубам она идет,
Вверх и вниз, туда – обратно, чистить зуды нам приятно.
14.Упр. «Качели»
Губы в улыбку, рот открыт, кончик языка за верхние зубы
кончик языка за нижние зубы.
На качелях я лечу: Вверх – вниз, вверх – вниз. Я пою, лечу, кричу: Вверх – вниз, вверх – вниз.
15. упр. «Чашечка»
Улыбнуться, широко раскрыть рот, высунуть широкий язык и
придать ему форму «Чашечки».
Весела сегодня Лена, Просто необыкновенно! Ведь из этой чашки чайной Вкусен чай необычайно!
16. упр. «Лошадка»
Губы в большой улыбке, медленно «поцокать» языком,
будто едешь на лошадке.
17. упр. «Грибок»
Улыбнуться, поцокать языком, будто едешь на лошадке, широкий язык присасывается к верхнему небу, остается наверху. Боровик в лесу родился. Вздернул шляпу, Загордился. Чтоб свой нос не задирал, Гордеца грибник сорвал.
+
Предварительный просмотр:
«ЗВУЧАЩИЙ ПОЕЗД»
Цель: закреплять умение детей выделять звук в начале, конце и середине слова, определять положение звука в слове. Развивать фонематический слух.
«ЗВУЧАЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ»
Цель: упражнять детей в дифференциации звуков [ч] [ш] [щ], умении находить предметы, в названии которых есть заданный звук. Развивать фонематический слух, внимание.
«ОТГАДАЙ КАКАЯ БУКВА СПРЯТАЛАСЬ?»
Цель: закреплять умение детей определять название буквы при помощи обследования карточек пальчиками. (карточку с буквой прячут в мешочек).
Игры со звуками и слогами.
Игра «Поем гласные звуки».
Цель. Познакомить с понятием «гласный звук», познакомить с артикуляцией гласных звуков.
Оборудование. Карточки с изображением схем артикуляции гласных звуков.
Проведение игры. Педагог рассказывает детям стихи про гласные звуки:
Гласному легко живется:
Голосок свободно льется.
Звуки гласные мы знаем,
Гласных – 6, запоминаем.
Нет во рту у них преграды.
Дети их пропеть все рады.
Затем педагог показывает карточки со схемами артикуляции, произносит звуки и просит повторить детей:
А – открыт рот широко,
гласный звук пропеть легко.
У – мы гласный не забыли,
губы в трубочку сложили.
О – овалом ротик сделай,
гласный звук поём мы смело.
И – скорее улыбнись,
Звук, как ниточка, тянись.
Ы – ты гласный звук пропой,
Улыбнись и рот открой.
Э – пошире рот открой,
улыбнись и звук пропой.
Игра «Ротики».
Цель. Закрепить понятие «гласный звук», учить соотносить гласные звуки с их схематическими изображениями («ротиками»)
Оборудование. Карточки с изображением схем артикуляции гласных звуков (по количеству детей).
Проведение игры.
1 вариант. Педагог повторяет с детьми стихи про гласные звуки из предыдущей игры. Дети повторяют стихи и показывают соответствующую схему («ротик»). Затем педагог произносит гласный звук, дети слушают и показывают соответствующую карточку.
2 вариант. Педагог произносит 2 или 3 гласных звука. Дети выкладывают на столе соответствующие схемы. Затем анализируют, сколько гласных звуков было названо, какой 1-ый, 2-ой, 3-ий.
Игра «Узнай букву».
Цель. Закрепить понятие «гласный звук», учить соотносить гласные звуки с буквами и с определенными движениями.
Оборудование. Карточки с буквами А, У, О, И, Ы, Э.
Проведение игры.
1 вариант. Педагог показывает букву, произносит стишок и одновременно показывает движение, дети повторяют за педагогом.
А – А – А – А – закачалась голова, (качать головой вправо-влево)
О – О – О – О – закрутилось колесо, сложить руки кольцом перед собой,
слегка вращать вправо-влево)
У – У – У – У – у машины руль держу, (вытянуть руки вперед, «держать
руль»)
И – И – И – И – руки выше потяни, (тянуть руки вверх)
Ы – Ы – Ы – Ы – моем в доме мы полы. (опустить руки вниз, отводить
вправо-влево)
Э – Э – Э – Э – две руки на голове. (поднять руки за голову)
2 вариант. Когда дети запомнят буквы, педагог может показывать только буквы, а дети будут произносить стишок и выполнять соответствующие движения.
Игра «Сказочные герои».
Цель. Упражнять в выделении гласного звука в начале слова.
Оборудование. Картинки со сказочными героями (Незнайка, Буратино, Винни-Пух, Карлсон, Чиполлино), картинки: арка, абрикос, аист, улитка, ухо, утюг, ослик, облако, окунь, иголка, игрушки, инструменты, экран, электричка, экскаватор.
Проведение игры. Педагог расставляет картинки на наборном полотне.
Затем говорит детям, что к ним в гости пришли сказочные герои. Они знают очень много слов, которые начинаются с гласных звуков А, У, О, И, Э.
Только эти слова все перепутались, и нужно помочь героям разобрать слова так, как они просят:
Незнайка: Назовите мне слова –
В начале слова гласный - А.
Буратино: Слов придумать не могу
В начале слова гласный – У.
Винни-Пух: Вспомнить слово не легко –
В начале слова гласный – О.
Карлсон: Слово быстро назови,
В начале слова гласный – И.
Чиполлино: Не в середине, не в конце,
В начале слова гласный – Э.
Дети по очереди выбирают нужные картинки и «отдают» их сказочным героям.
Игра «Вагончики».
Цель. Упражнять в выделении гласного звука в середине слова.
Оборудование. Поезд с двумя вагончиками, в каждом вагончике по 3 кармашка. На кармашках написаны буквы А, У, О, И, Ы, Э. Картинки: мак, рак, лук, дуб, сом, дом, кит, рис, бык, сыр, мэр, сэр.
Проведение игры.
Педагог показывает детям картинку с поездом и говорит, что в этом поезде едут слова, в середине которых есть гласные звуки А, У, О, И, Ы, Э. У каждого гласного есть свое окошко в вагончике.
Гласных звуков 6 всего.
Три вначале: А, У, О.
И еще есть три в конце.
Называем: И, Ы, Э.
Дети по очереди должны брать картинку и помещать ее в нужное окошко.
Игра «Последнее окошко».
Цель. Упражнять в выделении гласного звука в конце слова.
Оборудование. Картинка автобуса с нарисованными окошками. Вместо последнего окошка – кармашек. Буквы: А, О, У, И, Ы. Картинки: сова, трава, колесо, пальто, сидящий ребенок, пишущий ребенок, очки, туфли, цветы, конфеты.
Проведение игры.
Педагог показывает детям картинку с автобусом и говорит, что в конце автобуса находится последняя буква слова. Показывает картинку совы. Произносит это слово, выделяя звук «а» в конце слова. Одновременно проводит пальцем по окошкам, останавливается в конце автобуса. Говорит:
Вот последнее окошко,
Мы подумаем немножко,
Что за буква здесь стоит,
Из окошечка глядит.
Педагог вместе с детьми определяют, что последняя буква в слове «сова» - «а». вставляют эту букву в последнее окошко.
Педагог показывает и называет слова: «трава», «колесо», «пальто», «сижу», «пишу», «очки», «туфли», «цветы», «конфеты».
Дети поочередно ставят нужную букву в последнее окошко.
Игра «Сколько гласных в слове».
Цель. Упражнять в выделении всех гласных звуков в слове.
Оборудование. Картинки: вазы, роза, лиса, утка, совы, балкон, бабушка, малина, курица.
Проведение игры.
Педагог говорит детям, что в слове может быть один гласный звук, например: «бок», «сам», «дым»; а может быть два гласных звука, например: «вазы». Педагог протяжно произносит это слово, выделяя гласные «а», «ы». Затем спрашивает детей, какие гласные звуки они услышали.
Сколько гласных звуков в слове,
Вы назвать мне их готовы?
Аналогично проводится работа с другими словами.
Игра «Собери корзинки».
Цель. Познакомить с понятием «согласный звук». Учить различать гласные и согласные звуки.
Оборудование. Две корзинки с кармашками. Картинки грибочков.
Проведение игры. Педагог объясняет детям, что кроме гласных звуков в русском языке есть согласные звуки. Называет некоторые из них. Затем добавляет, что при произнесении гласных звуков выдыхаемый воздух проходит свободно, а при произнесении согласных звуков выдыхаемый воздух встречает на своем пути различные препятствия: язык, губы, зубы.
Гласному легко живется:
Голосок свободно льётся.
У согласного в пути
Много кочек впереди:
Губы, зубы и язык.
Он к препятствиям привык.
Затем предлагает детям брать по очереди грибочек и слушать звук. Если педагог произнесет гласный звук, ребенок повторяет звук и кладет грибочек в первую корзинку, если согласный – во вторую.
Игра «Веселые звуки».
Цель. Закрепить понятие «согласный звук», учить соотносить согласные звуки с буквами и с определенными движениями.
Оборудование. Карточки с буквами.
Проведение игры. Педагог просит детей вспомнить согласные звуки.
Затем показывает букву, читает стих и одновременно выполняет соответствующее движение. Дети повторяют. Буквы и движения показываются постепенно (по одной новой – за игру), пока дети не запомнят все буквы.
Б – Барабан звучит не зря,
Марширую бодро я.
Б – Б – Б – Б – Б.
(Маршировать и имитировать игру на барабане).
В – Вьюга воет, вьюга злится,
Белый снег летит, кружится.
В – В – В – В – В.
(Вращать двумя поднятыми руками пред собой).
Г – Гусь гогочет, гусь гогочет,
Искупаться в речке хочет.
Г – Г – Г – Г – Г.
(«Хлопать крыльями» по бокам).
Д – Домик чинят мастера,
Целый день стучат с утра.
Д – Д – Д – Д – Д.
(Стучать кулаком одной руки по ладошке другой руки).
Ж – Жук летает и жужжит.
Он на месте не сидит.
Ж – Ж – Ж – Ж – Ж.
(Махать руками, как «крыльями»).
З – Зазвонил с утра звонок,
Начинается урок.
З – З – З – З – З.
(«Звонить» воображаемым звонком).
Й – Йог наклоны выполняет,
Очень громко выдыхает.
Й – Й – Й – Й – Й.
(Наклоняться в стороны)
К – Капли падают, летят,
По окошечку стучат.
К – К – К – К – К.
(Хлопать в ладоши).
Л – Лайнер по небу летит,
У него мотор гудит.
Л – Л – Л – Л – Л.
(Поднять руки в стороны, выполнять повороты туловища вправо-влево).
М – Машка, рыжая корова,
Целый день мычать готова.
М – М – М – М – М.
(Сживать ладошки перед грудью. Руки согнуты в локтях).
Н – Надя ноет и хандрит:
У нее нога болит.
Н – Н – Н – Н – Н.
(Тереть поочередно правое и левое колено).
П – Паровоз пускает пар.
Рядом с топкой - кочегар.
П – П – П – П – П.
(Руки вытянуть вперёд. Резко опускать руки вниз).
Р – Рысь мяукает, урчит,
А рассердится – рычит.
Р – Р – Р – Р – Р.
(Наклоняться вперёд, выгибать спину).
С – Сурок в степи свистит-свистит
По сторонам сурок глядит.
С – С – С – С – С.
(Руки согнуть в локтях, прижать к туловищу, кисти опустить вниз, кружиться вправо и влево).
Т – Таракан топочет тихо,
Громко топает слониха.
Т – Т – Т – Т – Т.
(Топать тихо и сильно).
Ф – Филин фыркал в вышине,
Задремал он на сосне.
Ф – Ф – Ф – Ф – Ф.
(Соединять большие и указательные пальцы обеих рук, согнутых в локтях).
Х – Холод нам зимой не страшен:
Мы согреем руки наши.
Х – Х – Х – Х – Х.
(Поднимать скрещенные ладошки к губам).
Ц – Цапля просит: «Не шумите,
Лягушат в тиши ловите»
Ц – Ц – Ц – Ц – Ц.
(Прикладывать поочередно указательные пальцы правой и левой руки к губам).
Ч – Чайка к морю прилетела,
Успокоить шторм хотела.
Ч – Ч – Ч – Ч – Ч.
(Поднимать и опускать руки перед собой).
Ш – Шепчут шепотом подружки
Что-то важное друг дружке.
Ш – Ш – Ш – Ш – Ш.
(Поворачивать голову вправо-влево).
Щ – Щетка чистит вещи наши:
Шубы, шляпы и гамаши.
Щ – Щ – Щ – Щ – Щ.
(Тереть ладошки одна другую перед собой).
Игра «Червяк».
Цель. Упражнять в выделении согласного звука в конце слова.
Оборудование. Картинка с изображением червячка у педагога, маленькие «червячки» у детей, картинки: мох, паук, кот, дым, лес и т. п.
Проведение игры. Педагог просит детей вспомнить согласные звуки.
А затем показывает картинку с червячком, читает стишок:
В гости к нам червяк ползет,
Слово нам червяк несет,
Это слово повторите,
Звук последний назовите.
Показывает картинку паука. Медленно произносит слово «мох», ведя пальцем по червячку. Последний звук выделяет голосом и говорит детям, что в конце слова «мох» стоит согласный звук «х».
Затем просит произнести это слово детей и провести пальчиками по червячкам. После этого педагог показывает другую картинку, читает стишок и просит детей выделить последний звук в слове.
Игра «Гости».
Цель. Упражнять в выделении согласного звука в начале слова.
Оборудование. Картинки с изображением сороконожки, слона, пса, кита, жеребенка, крокодила, мотылька, ишака, хамелеона, жирафа; маленькие картинки: мошка, змей, шапка, волны, жаба, цапля, ласточка, рак, спящий ребенок, шкаф.
Проведение игры. Педагог просит детей вспомнить согласные звуки.
Говорит, что к ним придут гости и будут называть слова, нужно внимательно послушать слово и сказать, какой согласный звук стоит в начале слова.
Сороконожка.
Приползла сороконожка,
Принесла нам слово «мошка».
Слон.
Приходил огромный слон,
Слово «змей» оставил он.
Пёс.
Прибежал лохматый пес,
Слово «шапка» он принес.
Кит.
Полосатый кит приплыл,
Он со словом «волны» был.
Жеребенок.
Жеребенок прискакал,
Слово «жаба» он назвал.
Крокодил.
Появился крокодил,
Слово «цапля» сообщил.
Мотылёк.
Мотылёк к нам прилетал,
Слово «ласточка» сказал.
Ишак.
Побывал у нас ишак,
Предоставил слово «рак».
Хамелеон.
Навестил хамелеон.
Подсказал нам слово «сон».
Жираф.
Вдруг пожаловал жираф,
Произнес он слово «шкаф».
Игра «Камень - подушка».
Цель. Учить различать твердые и мягкие согласные звуки.
Оборудование. Камень и маленькая подушечка.
Проведение игры. Педагог просит детей вспомнить согласные звуки. Затем говорит, что некоторые согласные звуки можно произнести твердо, например: «м», «н», «п»; а можно – мягко, например: «мь», «нь», «пь».
Затем говорит, что есть согласные, которые всегда звучат твердо. «Это – «ц», «ш», «ж». А некоторые - всегда мягко: «ч», «щ», «й».
«Твердые согласные звуки очень твердые, как камень, а мягкие согласные звуки очень мягкие, как подушка». Педагог показывает камень и подушку. А потом просит послушать, как звучат согласные звуки и показать камень (сжатый кулак) или подушку (две ладошки под головой, склоненной набок).
Игра «Две страны».
Цель. Упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков.
Оборудование. Две картинки с изображением двух стран: одна синего цвета. Другая – зеленого цвета. Квадратики синего и зеленого цвета.
Проведение игры. Педагог показывает две картинки и читает стихи:
Снежные горы, синие льды,
Айсберги острые всюду видны.
Твердые согласные звуки здесь живут,
Твердые согласные дети назовут.
Дети должны вспомнить и назвать твердые согласные звуки.
Добрая, мягкая, нежная страна,
Травка зеленая всюду здесь видна.
Мягкие согласные звуки здесь живут.
Мягкие согласные дети назовут.
Дети должны вспомнить и назвать мягкие согласные звуки.
Затем педагог раздает детям по два квадратика зеленого и синего цвета.
Дети по очереди называют твердые и мягкие согласные и ставят квадратики к картинкам со странами.
Игра "Переезд".
Цель. Упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, учить называть парный по твердости-мягкости согласный звук.
Оборудование. Две картинки с изображением двух стран: одна синего цвета. Другая – зеленого цвета. Картинка машинки.
Проведение игры.
Сначала дети вспоминают, какие звуки живут в Синей стране, какие – в Зеленой.
Потом педагог показывает картинку машинки и говорит, что иногда звук переезжает из одной страны в другую, но тогда он звучит иначе, например: «В Синей стране живет звук «Б». Потом он переезжает в Зеленую страну; теперь он уже не «Б», а «БЬ».
Затем педагог говорит:
Любит звук переезжать.
Как теперь его сказать?
Называет разные звуки и «перевозит» их в другую страну. Дети говорят, как будут звучать эти звуки в другой стране.
Игра «Чистоговорки».
Цель. Упражнять в определении наличия определенного согласного звука в словах.
Оборудование. Буквы: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р.
Проведение игры. Педагог рассказывает чистоговорку, показывает букву и просит назвать только те слова, в которых есть такой звук:
С - Связал паук суркам носки.
Спокойно спят зимой сурки.
Не мерзнут лапки у сурков,
Связал паук сто пар носков.
З - Зубр к бизону заходил:
У бизона праздник был.
Зазывал бизон гостей
На салат из овощей.
Ц - Уронила под крыльцо
Цапля ценное кольцо.
Как кольцо теперь достать?
Нелегко крыльцо поднять.
Ш - Шили мышки малышам
И большим уже мышам
Шапки, шарфики, штанишки
И мышиные пальтишки.
Ж - Дождь в пустыне не идёт.
Верблюжонок дождик ждёт:
- Дождик, дождик, жду тебя,
Жарко жить мне без дождя!
Ч – Прячут, как в мешочки,
Хомячки за щечки
Семечки, пшеничку,
Гречку, чечевичку.
Щ - Утащил у нас щенок
Щетку в дальний уголок.
Чтобы щётку потрепать
И щетинки пощипать.
Л – Белка ловко поскакала,
Спелый желудь отыскала.
Положила на зубок,
Спелый желудь щелкнул: Щелк!
Р – У кого растут рога?
У коровы и быка,
У архара и джейрана,
У жирафа и барана.
Игра «Загадки».
Цель. Упражнять в определении места согласного звука в слове.
Оборудование. Гимнастические палки, картинки: белка, лопата, лиса, лейка, ковер, гриб, нос, беседка, заяц, корзина, зубы, душ, ёжик, щенок, мяч.
Проведение игры. Педагог загадывает загадки. Дети называют отгадку. Педагог показывает букву обозначающую заданный звук (если звук мягкий, буква на зеленом фоне, если твердый – на синем) и объясняет детям, что нужно встать на левый край палки, если звук стоит в начале слова, на середину палки, если звук стоит в середине слова, на правый край палки, если звук стоит в конце слова.
Л - Средь ветвей мелькал зверёк
И орешки - щелк да щелк. (Белка).
Л - Если дерево сажаю,
Ею землю я копаю. (Лопата).
ЛЬ - Нет в лесу ее хитрей,
Ловит зайцев и мышей.(Лиса).
ЛЬ - Лучше всякого дождя
Поливаю ею я. (Лейка).
Р - Мы на пол его кладём,
По нему потом идём. (Ковер).
РЬ - Он под ёлкой притаился,
Сверху шапочкой накрылся. (Гриб).
С - Отгадаешь сразу ты:
Им мы нюхаем цветы. (Нос).
СЬ - Жарким летом чай в ней пьём
И беседуем потом. (Беседка).
Ц - От лисы он убегает,
Между ёлок след виляет. (Заяц).
ЗЬ - Если в лес с тобой пойдём,
Мы грибы в нее кладем. (Корзина).
З - Можно ими хлеб жевать,
Можно яблоки кусать. (Зубы)
Ш - Этот дождик не простой,
В ванной он у нас с тобой. (Душ).
Ж - Он в колючках не спроста:
Сила в них и красота. (Ёжик).
Щ - У собаки есть сыночек,
Он пушистый, как комочек. (Щенок)
Ч - Любит прыгать и скакать,
Можно им в футбол играть. (Мяч).
Игра «Кто на чем летит?»
Цель. Упражнять в различении согласных звуков «с» и «ш» в словах.
Оборудование. Картинки самолета и воздушного шара с кармашками. Маленькие картинки: мышка, слон, барсук, сорока, кошка, сова, лошадь.
Проведение игры. Педагог показывает две картинки. Уточняет названия «шар» и «самолет». Спрашивает, с какого звука начинается слово «шар» и с какого звука - «самолет». Затем говорит, что на самолете летят только те животные, в названии которых есть звук «с», а на шаре только те, в названии которых есть звук «ш».
Шар воздушный полетел,
В самолетик кто-то сел.
Все расселись по местам.
Кто куда, скажите нам.
Дети по очереди называют животных, выделяют звуки «с» или «ш» и кладут картинку в кармашек.
Игра «Подарки».
Цель. Упражнять в различении согласных звуков «з» и «ж» в словах.
Оборудование. Картинки девочки и мальчика с кармашками. Маленькие картинки: журнал, флажок, ножик, лыжи, заколка, зонт, ваза, роза.
Проведение игры. Педагог показывает нарисованных мальчика и девочку. Говорит, что девочку зовут Зоя, а мальчика Женя. Спрашивает, с какого звука начинается имя «Зоя» и с какого звука - «Женя». Затем говорит, что у детей сегодня день рождения, Зоя любит подарки, в названии которых есть звук «з», а Женя любит подарки, в названии которых есть звук «ж».
День рождения у Жени,
И у Зои день рожденья.
Мы подарки им подарим,
Что кому, мы сами знаем.
Дети поочередно выбирают подарки для Зои и Жени, выделяя звуки «з» и «ж».
Аналогично можно провести игру на различение звуков «с» и «сь» с именами
Сеня и Саня.
Игра «Ранец и лукошко».
Цель. Упражнять в различении согласных звуков «р» и «л» в словах.
Оборудование. Картинки ранца и лукошка с кармашками. Маленькие картинки: рубашка, картинка, карандаш, ручка, расческа, булка, ложка, лук,
яблоко, жёлудь.
Проведение игры. Педагог показывает ранец и лукошко. Говорит, что сейчас нужно уложить вещи в ранец и лукошко. Спрашивает, с какого звука начинается слово «ранец» и с какого звука - «лукошко». Затем говорит, что в ранец нужно положить вещи, в названии которых есть звук «р», а в лукошко – вещи, в названии которых есть звук «л».
Эти ранец и лукошко
Собираем мы в дорожку.
Быстро вещи выбираем,
«Р» и «л» мы различаем.
Дети поочередно выбирают вещи для ранца и лукошка, выделяя звуки «р» и «л».
Предварительный просмотр:
«Как правильно использовать речевой материал на утренниках»
Консультация для воспитателей
Уважаемые воспитатели! Все любят праздники, но особенно их обожают дети. Детский праздник - важная часть жизни ребенка, ибо впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Праздничные утренники в детском саду — важная составная часть воспитательно-образовательного процесса, проводимого в детском саду. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса. Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания, создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях, способствуют нравственному воспитанию. В детском саду утренники - это не только развлекательное мероприятие, а большая, трудная подготовительная работа.
Цели организации праздника.
Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство. Мы поясняем один вид искусства другим; одно искусство взаимодействует с другим, выступая в едином ансамбле; взаимно дополняют друг друга произведения различной художественной специфики. Поэтому праздник, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности; позволяет каждому ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развивать уже имеющиеся навыки; развивает такие психические процессы как активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе, воспитывает моральные, нравственные, патриотические качества.
Дети объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, семье. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Дети разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у ребенка есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.
Подготовка к празднику.
Непосредственная подготовка к празднику начинается с распределения речевого материала для детей с учетом их индивидуальных речевых особенностей. Одним детям, в силу их индивидуальных психологических особенностей, лучше поручить индивидуальные выступления, другим, чтобы не возникало психотравмирующих ситуаций, лучше выступать вместе с другими детьми (например, исполняя песню), а некоторым, особенно в начальный период обучения, может быть целесообразна вообще роль зрителя. Распределяя речевой материал, необходимо учитывать словарь, которым овладел каждый конкретный ребенок, а также состояние его устной речи: звукопроизносительные возможности и качество голоса. После разбора и всестороннего изучения текста стихотворения воспитателя с ребенком, позволяющего понять внутреннее содержание и его смысл, текст дается родителям для занятий дома. Особое внимание при заучивании, проверке текста уделяется работе над словесным ударением, ритмом и интонацией.
Хореографические и вокальные композиции, сценки, декламация распределяются между всеми детьми. Чтобы праздник отвечал интересам детей, необходимо предусмотреть посильное участие в нем каждого ребенка.
Подготовка к празднику начинается за 1,5 месяц до самого мероприятия. Воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывают о предстоящем празднике, объясняют, что это за праздник и чему он посвящен.
После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т. д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.
Далее начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам.
Следующим этапом является предварительная работа: чтение произведения, по которому будет происходить инсценировка или театрализация, обсуждаются характеры персонажей, распределение ролей. В группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал. Таким детям можно давать более сложные стихи или роли, а также индивидуальные номера. Ребенку важно создать мотивацию для того, чтобы появилась потребность в реализации своих творческих возможностей.
После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми:
- над выразительным прочтением стихов;
- по заучиванию текстов песен, движений танцев и хороводов;
- над образом;
- над отдельными эпизодами.
Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы — всё это утомляет, расхолаживает воспитанников, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.
Отмечено, что хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.
На всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие педагога, воспитателей, музыкального руководителя.
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа с использованием средств музыкального воспитания в логопедических группах
- Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается
- Особенно сложно детям с нарушениями речи
- Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики
- дыхание у них зачастую поверхностное
- Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы
- При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей осложнятся патохарактерологическим развитием личности
- Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены
- Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в речевых группах ДОУ
- Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы
Элементы, имеющие оздоровительную направленность
- Логоритмические занятия проводятся в тесной связи с учителем– логопедом. И воспитателями логопедических групп. Они проводятся один раз в неделю
- Цель
- преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды
- В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики
- Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произношением специального речевого материала
- Движения под музыку, упражняющиеся в различных видах ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения
- Танец или хоровод
- Четверостишье, сопровождаемое движениями
- Песня
- Артикуляционная гимнастика
- Мимические упражнения, психогимнастика
- Массаж (рук, ног и т. д., гимнастика для глаз
- Пальчиковые игры
- Подвижные, коммуникативные, спокойные игры
- Игра на музыкальных инструментах
- Релаксация
- Каждое занятие имеет свою сюжет, что создает эмоциональную атмосферу, благоприятно влияет на психику ребенка
- Каждый вид деятельности непосредственно связан с предыдущим. Для детей такое занятие – игра
- Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность
У детей с нарушениями речи встречаются следующие проблемы:
- Дети не поют, а говорят
- Не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука
- Плохо запоминают тексты песен, их названия
- Плохо запоминают названия музыкальных произведений для слушания
- Недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом
- Затрудняются в передаче ритмического рисунка
- Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий
- Обучение детей проводится по строго обдуманному плану на основании общепедагогических принципов
Музыкально-ритмические движения
- Упражнения
Упражнения необходимо использовать как можно чаще и в обычных, а особенно в специализированных логопедических группах, так как они способствуют оказанию лечебно– педагогического воздействия на детей
- Танцы
Очень полезны для детей танцы с пением и хороводы, так как они помогают координации пения с движением, упорядочивают темп движений, а так же позволяют использовать их не только на музыкальных занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, то есть гораздо чаще, чем другие виды танцев, сохраняя при этом коррегирующий эффект во время движения
- Игры
Игры позволяют тренировать различные группы мышц, помогают выработке темпа и ритма речи, закреплению звуков, совершенствованию координации движений, развивают коммуникативные навыки; пальчиковые игры развивают мелкую моторику
- Прежде всего необходима совместная работа всех педагогов, создание единой коррекционно– развивающей среды
- С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации способностей ребенка необходимо в начале и в конце учебного года проводить комплексную диагностику. Она проводится учителем– логопедом, педагогом– психологом и музыкальным руководителем
- Для более успешной реализации поставленных целей и задач, кроме чуткости и доброты, высокого профессионального уровня требуется наличие учебно-методического материала
- Часовое слушание, скажем,симфонии Бетховена может оказать прямо противоположный эффект: не только не расслабит, но вызовет раздражение и усталость. Для сеанса достаточно нескольких минут.
- Регулируйте громкость
- Даже стимулирующую музыку не стоит включать на всю катушку - это опять-таки раздражает и напрягает организм
Главное, чтобы нравилось!
-
Слушая музыку, всегда представляйте, что она звучит только для вас. Если у вас не так много свободного времени, достаточно выделить на это несколько минут в день, желательно вечером. Даже они окажут на вас положительное влияние. Меняя репертуар, уже через месяц вы ощутите, что стали увереннее и спокойнее.
Слушайте, пойте и будьте здоровы
- В результате работы по системе коррекционногообучения детей имеющих нарушения в развитии речи с помощью игр и игровых упражнений наблюдается:
- Среднеарифметический прирост по всем нарушениям на39%
- Выработаны полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков
- Дети расширили свой словарный запас и научились правильно составлять предложения и излагать свои мысли
- Заметно снижение страха при общении с детьми, взрослыми. Дети стали контактны и стараются правильно отвечать на поставленные вопросы и при разговорной речи
- Успешно прошло закрепление звуков недостаточно автоматизированные в младшей группе
- Дети получили достаточные знания для успешного перехода в подготовительную группу
- Заключение
- На протяжении всего времени дети с удовольствием занимались по предложенной методике, Научились правильно произносить звуки, слушать себя и своих сверстников, выделять звуки из состава слова и определять их последовательность. Они узнали много новых игр и игровых упражнений научились правильно играть, соблюдая правила
- Показатели прироста правильного звукопроизношения позволяют сказать, что поставленная задача по организации коррекционной работы в игровой форме имеет хорошие результаты. А поэтому имеет смысл продолжить работу по разработке материала коррекционной игровой формы, с детьми начиная с началом младшего дошкольного возраста
Предварительный просмотр:
«Роль музыки в развитии речи детей»
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов, «моделью человеческих эмоций» (В. В. Медушевский): она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке.
Современная наука признает дошкольное детство, как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем незаменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Именно музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то, и другое, и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша.
Музыкальное творчество, по своей сути связано с душой маленького человечка, поэтому должно быть занятием радостным, увлекательным, открывать возможности общения детей средствами музыки. Как писал М.Монтень: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие». Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли,
тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера.
В дошкольном детстве многие музыкальные впечатления ребенок получает не столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции близких – матери, отца, бабушки, дедушки и других. Детские глаза и уши смотрят и слушают нас и впитывают полученные знания, как «губка».
В искусстве, особенно в музыке, ребенку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен эмоциональный пример. Это один из основных музыкальных уроков детства. Сами взрослые должны не только любить музыку, знать ее, обладать достаточным уровнем музыкальной культуры, но и понимать самоценность дошкольного периода детства для вхождения ребенка в мир музыки.
Музыка в этом вопросе - незаменимый помощник,так как выполняет сразу несколько функций:
1. Музыка формирует чувство ритма и воображение, активизирует память, духовно обогащая внутренний мир и являясь великолепным средством общения.
2. Музыка прививает ребенку красоту, гармонию, любовь и благородство. Именно музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит бережно относиться к культурному наследию.
3. Музыка способствует лучшему развитию речи у детей раннего возраста, а школьникам поможет в изучении иностранных языков. Музыка издавна считается хорошим средством для лечения заикания – детям гораздо легче напевать, чем говорить.
Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии, фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т. д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания.
В работе с детьми дошкольного возраста художественное поэтическое слово занимает очень большое место. Дети любят слушать сказки, стихи, рассказы. Детская литература, прежде всего, доставляет им радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка, музыкой стихотворной речи. Поэтическое слово обогащает эмоциональную жизнь, помогает воспитывать художественно-эстетический вкус с первых лет жизни. У ребенка появляются любимые песенки и стихи. Ярким примером для усвоения песен и развития речи являются потешки (например: «Петушок», «Гуси», «Пошла млада за водой», «Как у деда Ермолая» - клип, «Андрей воробей» и др., небольшие попевки («Зайчик, зайчик», «К нам гости пришли», «Ду, ду, ду», «На зеленом лугу», «Сорока – сорока», «Я Петрушка молодец» и др., которые создают яркий образ, который, как правило, близок и знаком детям и поэтому вызывает различные эмоции. Потешки благотворно влияют на развитие словарного запаса, образности и выразительности речи.
Основным средством овладения музыкальным языком и развития речевой деятельности является повтор. (Почти в каждой песне мы можем наблюдать повторение строчек, особенно в припеве). Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Они не осознают того, что через повторение заучивают слова, так как произносят их снова и снова.
Повтор важен для детей, еще не овладевших навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.
Пение. Именно пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. И, хотя певческие возможности дошкольников невелики, начиная с подпевания, дети постепенно овладевают навыками петь негромко, правильно интонировать, выражать свои чувства. Педагог лишь должен заинтересовывать как содержанием песни - как ее литературным текстом, так и музыкальным оформлением, вызывать желание спеть ее.
Успешному разучиванию песни способствует выразительное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов (как петь протяжно, отрывисто, как точно воспроизвести нужную интонацию и т. д., словесные указания (образный рассказ о содержании произведения, разъяснение заданий, указания к исполнению и т. д.)
Не секрет, что условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни.
Именно поэтому,нужно использовать следующие приемы:
– выразительное чтение текста песни в процессе разучивания;
– коллективное проговаривание текста нараспев, негромко, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно и выразительно;
– коллективное произношение текста шепотом;
Так, в процессе пения происходит расширение и обогащение словарного запаса детей и ведётся регулярная словарная работа. Нередко в песнях встречаются незнакомые или труднопроизносимые слова, которым уделяется особое внимание в ходе разучивания песенного репертуара. В ходе работы над усвоением детьми певческих навыков дошкольники очень часто неправильно произносят окончания слов, особенно это касается прилагательных. Например, «солнышко лучистая» вместо «солнышко лучистое»,или: «накормлю лошадку свежаю травою» вместо «свежею травою». Поэтому, как правило,перед исполнением песни нужно поиграть в словосочетания: осень – разноцветная, кораблик – маленький, мотылечек - желтый.
Кроме того, пение обладает еще и оздоровительным эффектом, влияющим на все функции и системы, и внутренние органы нашего организма.
Например:
Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Использование музыкальных игр и упражнений способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. («У медведя во бору», «Дети и медведь», «Ежик», «Золотые ворота», «Два мороза», «Веселые мячики», «Гуси» и др.). Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание.
Пальчиковые игры (музыкальные и речевые). «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», эта фраза принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому. Связь мелкой моторики и интеллектуального развития, речи была отмечена еще давно многими педагогами и психологами. «С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух». Ученые отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Существует методика Андроновой (Арутюнян) Л. З. «Нормализация речи заикающихся на основе синхронизации речи с движениями пальцев».
Через использование пальчиковых игр, подобранных соответственно лексической теме, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь. («Капуста», «Бобик», «Котики», «Заботливое солнышко», «Фонарики», «Гвозди», «Строим дом», «Цветы», «Рыбки» и др).
• Например, упражнение для детеймладшего и среднего возраста:
«Две тетери»
Как на нашем на лугу (пальцы широко расставлены, легкие движения кистями рук, ладонями вниз)
Стоит чашка творогу (соединить перед собой руки, сделав круг).
Прилетели две тетери (помахать кистями рук как крыльями)
Поклевали (соединить большой и указательный пальцы на обеих руках «клювик»)
Улетели (помахать руками)
• Для детей старшего возраста:
«Вышли пальцы танцевать»
Раз, два, три, четыре, пять (выбрасывать пальчики из кулачка)
Вышли пальцы танцевать (свободное движение ладошками)
Большой пустился в пляс (круговые движения больших пальцев вокруг друг друга)
Указательный - в припляс (подушечки пальцев касаются друг друга в ритме текста)
Средний пальчик – поклонился (средние пальцы сгибаются и выпрямляются)
Безымянный – притаился
(можно заменить эту композицию, спрятав четвертый палец одной руки в кулачок другой)
А мизинец, удалец! Цепь сомкнул, молодец!
(Можно проверить, как крепко соединились мизинцы.)
Как же дальше танцевать? (Тянуть сцепленные пальцы и разорвать связь в конце фразы)
Надо цепь нам разорвать.
Вдвойне эффективны пальчиковые игры с предметами (Су - джок – терапия с прищепками, с резиночками, с камушками, с бусинками, с карандашами и т. д. Как это ни парадоксально, но развитие мозга ребенка нераздельно связано с музыкой и ее восприятием, особенно с развитием чувства ритма.
Интерес представляет и занятия музыкально-ритмической деятельностью. Очень эмоционально могут проходить занятия ритмической гимнастикой, аэробикой, где звучание музыкальных произведений занимает не последнее место, задавая должный ритм и темп, создавая определенный эмоциональный заряд бодрости и настроения.
«Трактора» (Для старших дошкольников).
Цель: координировать движения и слова, развивать ритмичность.
Описание: дети под текст выполняют движения ритмично.
Тара-тара-та-ра-ра –(двигаются дробным, топающим шагом)
Из колхозного двора
Выезжают трактора (поворачиваются на дробном шаге в круг)
Будем землю пахать (выделяют ударные слова)
Будем рожь засевать (сильным притопом)
Будем хлеб молотить,
Малых детушек кормить.
«Мы ногами топ, топ, топ» (Для младшего и среднего возраста).
Цель: понимать ритмическую структуру слова в сочетании с музыкой.
Описание: дети выполняют движения под слова песни на музыку М. Гоголевой.
Мы ногами топ-топ (топают)
Мы руками хлоп-хлоп (хлопают)
Мы глазами миг-миг (подмигивают)
Мы плечами чик-чик (поднимают по очереди плечики)
Раз – присели, два – привстали (пружинка)
Раз, два (приставной шаг влево)
Раз, два (приставной шаг вправо)
Поиграть нам всем пора! (Делают 4 хлопка над головой)
Очень эффективно влияет на речь ритмические движения в сочетании с текстом, когда дети проговаривают стих и на сильные доли такта выполняют определенные движения.
Доказано, что музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания.
В работе над связью поэтической речи и музыки используются театрализованные игры. Они являются подготовительным этапом для работы над театрализацией.
Театрализация имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами деятельности в работе над коррекцией речи ребенка. В процессе театральной деятельности, как разновидности игровой, у детей развиваютсяосновные психические и познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные качества, пополняется словарный запас, развивается речь. Работая над спектаклем, все дети, даже самые стеснительные, вовлекаются в интересный творческий процесс, раскрепощаются, проявляют выдумку и находчивость. Речь их становится выразительной, движения более пластичными. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить под музыку с помощью пластики, мимики, жеста. Стихотворный текст заучивается детьми легко, своей ритмичностью активизирует детей, помогает держать определенный темп. Перед исполнением любой роли ставятся определенные задачи, которые помогают будить их фантазию и воображение, особенно хорошо дети чувствуют мир животных. Они легко перевоплощаются в них, подмечая самые характерные движения и звуки. Дети учатся понимать литературное произведение, его смысл, настроение. Учатся пересказывать текст, соединяя речь с вышесказанным.
Благодаря музыке речевое развитие дошкольников происходит гармонично и естественно.
Таким образом, систематическое и целенаправленное использование музыкальной деятельности способствует
успешному развитию детей, как в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», так и в образовательной области «Речевое развитие».
Опираясь на свои наблюдения, а также результаты, видимые в процессе работы, можно отметить,что музыкальное сопровождение на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, радует детей, вызывает разнообразные чувства и помогает лучше понять содержание и сюжет произведения, раскрыть настроение рисунка. Правильно подбирая музыкальное сопровождение, умело, используя его, можно обогатить и развить речь. Знакомство детей с песнями, музыкальными пьесами позволяет расширить представления детей о различных явлениях действительности и способствует расширению словарного запаса, а значит напрямую способствует речевому развитию ребёнка.