Проект Региональной инновационной площадки АОУ детского сада № 4 "Рябинка"

Ковтуненко Данута Альбертовна

В марте 2017 года Автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Долгопрудного центр развития ребенка - детский сад № 4 "Рябинка" получил статус Региональной инновационной площадки по теме " Повышение уровня медико-педагогической компетенции родителей в системе работы по профилактике и коррекции морфофункциональных отклонений в условиях детского сада".

image

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО                                                                          УТВЕРЖДАЮ        

Начальник управления образования                      Директор АОУ детского сада

Администрации города Долгопрудного                                        № 4 «Рябинка»

___________________И.В.Добрук                        ______________Т.С.Матвеева

«____»______________20____г.                           «____»_____________20____г.

Областной конкурс дошкольных образовательных организаций муниципальных образований Московской области на присвоение статуса Региональной инновационной площадки Московской области в 2017 году

Инновационный проект

«Повышение уровня медико-педагогической компетенции родителей в системе работы по профилактике и коррекции морфофункциональных отклонений у дошкольников в условиях детского сада»

город Долгопрудный

2017 г.

3.2. Содержание проекта.

3.2.1. Направление реализации проекта: Обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

3.2.2. Название проекта: Повышение уровня медико-педагогической компетенции родителей в системе работы по профилактике и коррекции морфофункциональных отклонений у дошкольников в условиях детского сада.

3.2.3. Срок реализации проекта: 2017-2019 гг.

3.2.4. Ключевые слова: Морфофункциональные отклонения, физкультурно-оздоровительная работа, профилактика, укрепление и охрана здоровья, включение родителей в педагогический процесс.

3.2.5. Основная идея проекта: Дошкольный возраст - это важный период в развитии ребенка. Именно в этом периоде закладываются основы здоровья и долголетия, вырабатываются правильные привычки, формируется уровень выносливости и сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.  Дошкольное образовательное учреждение - это место, в котором ребенок проводит большую часть времени, поэтому именно на детский сад ложится функция коррекции и формирования морфофункциональных показателей здоровья.  Однако успешность данной работы зависит в первую очередь от взаимодействия с родителями. Разработка и внедрение инновационных методов работы с родителями, просветительская работа, участие в совместных мероприятиях, а также вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс приводят к положительным результатам в коррекции морфофункциональных отклонений у дошкольников.

3.2.6. Актуальность проблемы: По объёму промышленного производства Московская область после Москвы занимает среди регионов России второе место. В области работают десятки предприятий общероссийского значения. В Московской области развиты машиностроение и металлообработка. Производится оборудование тепловой и ядерной энергетики. На территории области особая концентрация предприятий оборонного комплекса. Таким образом, большая часть родителей имеет контакт в течение 3—4 лет с вредными химико-физическими факторами (органические химические вещества, шум, электромагнитные излучения), что приводит к морфофункциональным отклонениям здоровья дошкольников. Органами здравоохранения отмечается тенденция стремительного ухудшения здоровья дошкольников. Таким образом, существует необходимость повышения уровня медико-педагогической компетенции родителей в системе работы по коррекции морфофункциональных отклонений у дошкольников в условиях детского сада.

3.2.7. Обоснование значимости предлагаемого проекта для развития системы образования Московской области и Российской Федерации: Одна из задач, на решение которых направлен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, это охрана и укрепление физического и психического здоровья дошкольников. В условиях природно-социальной и экологической ситуации Московской области проблематика детского здоровья приобретает глобальный характер. Морфофункциональные отклонения не могут позволить ребенку полноценно осваивать школьную программу, выдерживать школьные нагрузки и мероприятия. Таким образом, на дошкольные образовательные учреждения совместно с органами здравоохранения ложится функция формирования морфофункциональных признаков здоровья, что приводит к необходимости разработки системы коррекции морфофункциональных отклонений у дошкольников, выпуску методических рекомендаций и практических пособий для педагогов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников.

3.2.8. Новизна проекта: 

1. Привлечение родителей к участию в работе опытно-экспериментальной площадки по изучению морфофункциональных отклонений у дошкольников и разработки системы их коррекции.

2. Включение родителей различных специальностей, связанных со здоровьем человека, в воспитательно-образовательный процесс с целью ознакомления детей со здоровьесберегающими приемами, используемыми в быту.

3. Создание оздоровительно-просветительских клубов для родителей на базе детского сада, помогающих родителям создать дома благоприятную среду для гармоничного физического и психического здоровья.

3.2.9. Цель проекта: Разработка и внедрение в систему дошкольных образовательных учреждений инновационных методов работы с родителями дошкольников, способствующих повышению уровня их компетенции в вопросах профилактики и коррекции морфофункциональных отклонений.

3.2.10. Ключевые задачи проекта: 

  • продолжить работу опытно-экспериментальной площадки по изучению особенностей и путей коррекции морфофункциональных отклонений у дошкольников в условиях детского сада;
  • создать условия для овладения педагогами новыми образовательными технологиями и методами работы с родителями, способствующими повышению их компетентности;
  • разработать систему работы с родителями по повышению уровня их медико-педагогической компетенции;
  • включение родителей, профессионально связанных со здоровьем специальностей, в воспитательно-образовательный процесс.

3.2.11. Ожидаемые результаты проекта: 

  1. Создание системы продуктивного взаимодействия между участниками коррекционно-образовательного процесса;
  2. Совершенствование программно-методической базы по профилактике и коррекции морфофункциональных отклонений у дошкольников;
  3. Разработка программы повышения уровня медико-педагогической компетенции родителей в вопросах профилактики и коррекции морфофункциональных отклонений, а также системы родительского включения в воспитательно-образовательный процесс;  
  4. Улучшение материальной базы ДОУ для реализации проекта;
  5. Расширение возможностей для участия в разнообразных семинарах, форумах, как педагогов, так и родителей.

3.2.12. Ожидаемые эффекты проекта:

  1. Развитие профессионального взаимодействия педагогов и родителей для обмена инновационным опытом между другими дошкольными заведениями города.
  2. Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в работе по профилактике и коррекции морфофункциональных отклонений у дошкольников в условиях детского сада;
  3. Активное развития профессионального роста педагогического коллектива, создание единой команды «Педагоги-родители дошкольников»
  4. Формирование культуры здорового образа жизни в семьях воспитанников, повышение уровня здоровья детей.

3.2.13. Ожидаемая практическая значимость предлагаемого проекта для системы образования Московской области: 

  1. Создание банка методических разработок для распространения проекта среди дошкольных образовательных организаций города.
  2. Повышение компетенции педагогических кадров дошкольного учреждения, комплексных характеристик качества образовательной деятельности и подготовки воспитанников, степень их соответствия федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, запросам и потребностям государственной политики в сфере дошкольного образования.
  3. Развитие системы оздоровительных клубов родителей в системе дошкольных образовательных организаций города и области.

3.2.14. Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам:

N

Этап

Наименование мероприятия

Краткое конкретное описание содержания мероприятия

Сроки или период (в мес.)

Ожидаемые результаты

Предшествующие мероприятия

Исполнители

Механизм контроля

Создаваемые объекты интеллектуальной собственности

1.

Организационный

Подготовка к планированию, разработке и внедрению проекта. Изучение опыта работы с родителями образовательных учреждений города.

Изучение и анализ методической литературы. Анализ ресурсного обеспечения, возможных рисков и способов их преодоления. Создание инициативной группы. Разработка и утверждение Положений о ведении инновационной деятельности и инициативной группе. Установление взаимосвязей с заинтересованными организациями и социальными партнерами.

04.2017 – 06.2017

Выработка целей и задач педагогической деятельности в рамках инновационного проекта. Изучение нормативно документов, регламентирующих деятельность дошкольной образовательной организации по коррекции морфофункциональных отклонений в условиях детского сада.

Анкетирование воспитателей и родителей. Педагогический совет «Взаимодействие с семьями воспитанников по коррекции морфофункциональных отклонений. Проблемы и вопросы»

Директор

Заместитель директора по ВМР

Педагог-психолог

Детский специалист по лечебно-профилактической работе

Анализ документации, методического сопровождения проекта

Памятки для воспитателей «Использование нестандартного коррекционного оборудования в режиме дня».

Памятки для родителей «Массажные коврики»

2.

Основной практический

Методическая работа с педагогами

Консультации: «Формы взаимодействия с семьями воспитанников»

«Как повысить интерес родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе»

«Использование лучших традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий»

«Взаимодействие с родителями по формированию здорового образа жизни семьи»

«Совместная работа образовательной организации и родителей по созданию клубов здорового образа жизни»

Мастер-классы:

«Организация досуговой деятельности для семей воспитанников»

«Инновационные формы проведения родительских собраний»

«Профилактика морфофункциональных отклонений у воспитанников дошкольной образовательной организации»

Семинары-практикумы:

«Принципы построения содержания образовательного процесса в ходе взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам укрепления и охраны здоровья детей»

«Взаимодействие с семьями – условие успешной работы по формированию у детей здорового образа жизни» «Инновационная развивающая среда дошкольной образовательной организации в системе работы по коррекции морфофункциональных отклонений у детей»

«Новые образовательные технологии и методы работы по повышению психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей»

Педагогические советы:

«Осуществление интеграции специалистов дошкольной образовательной организации и воспитателей, направленной на физическое и психическое развитие детей»

«Инновационные формы работы с родителями»

«Семья и дети. Проблемы и вопросы» (дискуссионный круглый стол)

«Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей»

Мультимедийные презентации:

«Совместные праздники с родителями»

«Мы и наши дети. Растим здоровое поколение»

«День открытых дверей в родительском клубе «Академия здоровья»»

«Тропа здоровья» «Закаливание» «Предметно-пространственная среда для коррекционной работы в дошкольной образовательной организации и дома»

Представление опыта работы на городских методических объединениях, на сайте детского сада, публикации в средствах массовой информации.

Создание мини-библиотеки «Дружная семья» «Здоровая семья»

2017-2019

Улучшение способностей педагогической системы детского сада достигать высокого качества взаимодействия с родителями. Активизация родительской общественности в воспитании у дошкольников здорового образа жизни.

Создание банка данных по коррекции морфофункциональных отклонений у дошкольников. Обновление предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации.

Заместитель директора по ВМР

Воспитатели

Инструктор по физической культуре

Педагог-психолог

Музыкальный руководитель

Детский специалист по лечебно-профилактической работе

Монито-

ринг внедрения проекта

Картотеки консультаций, мастер-классов, семинаров-практикумов по инновационной деятельности

Просветительская психолого-педагогическая работа с родителями

Консультации:

«Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания»

«Играйте с ребенком»

«Ключи-подсказки родителям по профилактике и коррекции морфофункциональных отклонений у дошкольников»

«Закаливающие мероприятия»

«Формула здорового ребенка: движение + движение»

«Виды спорта, рекомендуемы для детей с морфофункциональными отклонениями развития»

Мастер-класс:

«Полезная гимнастика»

Родительские собрания:

«Здоровье детей в наших руках»

«Здоровье – это психофизическая гармония»

«Здоровьесбережение как залог успешности ребенка»

«Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольной образовательной организации с участием семей воспитанников»

«Что я знаю о своем ребенке»

Семейный консультационный клуб «Академия здоровья» - общение родителей со специалистами: логопедом, дефектологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, медицинской сестрой детской поликлиники, детским специалистом по лечебно-профилактической работе, массажистом.

Совместные праздники: Дни здоровья, совместные спортивные досуги.

Предоставление родителям возможности попробовать себя в роли «коллективного педагога» (проведение родителями занятий по познавательному развитию «Здоровый образ жизни»)

Тесное сотрудничество с Родительским комитетом, координация совместной деятельности.

Привлечение родителей к подготовке и организации совместных мероприятий с обществом инвалидов «От сердца к сердцу».

Изготовление подарков и организация гуманитарной помощи Благотворительному фонду «Сила Веры».

Сознательное желание родителей участвовать системе работы по профилактике и коррекции морфофункциональных отклонений

Создание банка данных о семьях воспитанников. Создание семейного клуба «Академия здоровья».

Расширение информационного пространства.

Заместитель директора по ВМР

Воспитатели

Инструктор по физической культуре

Педагог-психолог

Музыкальный руководитель

Детский специалист по лечебно-профилактической работе

Буклет «Как сохранить здоровье в семье»

Организация непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми

Познавательные эвристические беседы: «Семейные секреты здоровья»

«Семейные традиции по здоровьесбережению»

«Как мы отдыхаем» «Все профессии важны».

Физкультурные досуги: «День семьи» «Веселые старты» «Папа может все, что угодно..», «День защиты детей» «День инвалидов в России».

Непосредственная организованная образовательная деятельность:

«Моя здоровая семья» «Ярмарка спортивных талантов».

Спортивные праздники «Папа, мама и я – спортивная семья», «Я и папа – чемпионы» «Всей семьей со спортом дружим».

Игровые обучающие ситуации: «Сестренка заболела» «Если бабушка устала» «Поможем папе».

Выпуск стенгазеты «Будь здоров!»

Сформированность у детей представлений о семье и семейных традициях по созданию здорового образа жизни. Умение и желание отражать свои знания в различных видах деятельности.

Изучение рисунков «Моя спортивная семья».

Беседы с детьми.

Заместитель директора по ВМР

Воспитатели

Инструктор по физической культуре

Педагог-психолог

Музыкальный руководитель

Детский специалист по лечебно-профилактической работе

Посещение мероприятий, наблюдения, беседы, опрос, тематический контроль. Мониторинг знаний и умений детей (для внутреннего контроля)

Конспекты, сценарии

Итоговый обобщающий. Диссимиляция педагогического опыта.

Подведение итогов внедрения инновационного проекта. Анализ результатов, их оценка.

Презентация результатов работы по инновационному проекту на городских методических объединениях, конференциях, в средствах массовой информации, на сайте образовательной организации. Обобщение, распространение и внедрение результатов инновационного проекта в массовую практику.

01.2019-07.2019

Использование опыта работы детского сада педагогами образовательных организаций города

Эффективное социальное партнерство с заинтересованными сторонами

Директор

Заместитель директора по ВМР

Воспитатели

Инструктор по физической культуре

Педагог-психолог

Музыкальный руководитель

Детский специалист по лечебно-профилактической работе

Анализ методического материала. Анкетирование

Методические рекомендации по повышению медико-педагогической компетенции родителей в системе работы по профилактике и коррекции морфофункциональных отклонений у дошкольников.

  1. Нормативно-организационное обеспечение проекта:
  1. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.)
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской         Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 г. 3 1155)
  4. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26
  5. Приказ министра образования Московской области от 25.06.2012 г. № 2915 «О развитии инновационной инфраструктуры в системе образования Московской области»
  6. Устав Автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования города Долгопрудного центра развития ребенка – детского сада № 4 «Рябинка»
  7. Лицензия на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам Автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования города Долгопрудного центра развития ребенка – детского сада № 4 «Рябинка»
  8. Положение о проектной деятельности Автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования города Долгопрудного центра развития ребенка – детского сада № 4 «Рябинка»
  9. Выписка из протокола общего родительского собрания

3.2.16. Кадровое обеспечение проекта:

N п/п

Ф.И.О. сотрудника

Должность, образование, ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии)

Контактный телефон и электронный адрес сотрудника

Функционал специалиста в проекте организации-заявителя (руководитель, разработчик, эксперт и т.д.)

1.

Коровкина Юлия Васильевна

Старший преподаватель кафедры олигофренопедагогики Московского городского педагогического университета

Кандидат педагогических наук

89165514310

 mozjulia@list.ru

куратор

2.

Матвеева Татьяна Сергеевна

Директор, образование высшее

Почётный работник общего образования Российской Федерации

89035882067

4083877@mail.ru

руководитель

3.

Мокрова Оксана Николаевна

Заместитель директора по воспитательно-образовательной работе, образование высшее

89035615980

mokrova.ox@yandex.ru

разработчик

4.

Кузьмина Анна Валентиновна

Инструктор по физической культуре, образование средне-профессиональное

89162041910

1220259@mail.ru

разработчик

5.

Животовская Анна Геннадьевна

Педагог-психолог, образование высшее

89264353020

anya976@mail.ru

разработчик

6.

Якушина Алла Евгеньевна

Воспитатель спецгруппы, образование высшее

89161814368

alla.yakushina@mail.ru

разработчик

7.

Рыбакова Тамара Александровна

Музыкальный руководитель, образование высшее

89265669842

tomahoma@gmail.ru

разработчик

8.

Матвеева Анна Николаевна

Учитель-логопед, образование высшее

89161202728

am.80@bk.ru

разработчик

9.

Ковтуненко Данута Альбертовна

Воспитатель спецгруппы, образование высшее

89060759404

danuta.kovtunenko@yandex.ru

разработчик

10.

Димидюк Елена Владимировна

Детский специалист

по лечебно-профилактической работе клиники «Добрый доктор»,

образование средне-профессиональное

89262259960

4083877@mail.ru

эксперт

3.2.17. Материально-техническое обеспечение проекта:        

N п/п

Наименование имеющегося материально-технического обеспечения для реализации проекта (оборудование, программное обеспечение, контент и пр.)

Марка/модель

Количество (ед.)

Планируемый вид использования

1.

Телевизор

Philips

1

Организация праздников, конкурсов, соревнований. Просмотр познавательных видеоматериалов.

2.

Музыкальный центр

LG DM5620K

1

Музыкальное сопровождение. Подготовка и проведение развивающих, физкультурно-оздоровительных занятий, для организации праздников, конкурсов.

3.

Стол для рисования песком со световым эффектом игровой

ДФ М

3

Для снятия стресса и релаксации на индивидуальных и групповых психолого-педагогических занятиях.

4.

Акриловая зеркальная панель к пузырьковой трубе

2

5.

Интерактивная пузырьковая труба с мягкой платформой

«Ручеек»

1

6.

Сухой бассейн

1

7.

Световой проектор

«Меркурий»

1

8.

Тактильная дорожка с соединительными элементами

1

Предназначено для использования всеми участниками образовательного процесса. Данное оборудование обучает и способствует: повышению эффективности занятий, улучшает координацию движений, корректирует нарушения морфофункциональных отклонений. Развивает мелкую и крупную моторику.

9.

Тактильный конструктор «Башня»

3

10.

Скамейки гимнастические

3

11.

Мяч массажер 65 мм

ИГЛБОЛ

4

12.

Спортивный игровой модуль «Мат-коорд»

1

13.

Гимнастический бум (змейка)

4

14.

Балансир-доска «Рыбка»

WPL

1

15.

Качалка-балансир

WPL

1

16.

Балансир «Улитка»

WPL

1

17.

Тренажер для глаз «Хитрая рыбка»

WPL

4

18.

Беговая дорожка детская

2455

1

19.

Велотренажёр детский

1

20.

Гребной тренажёр детский

1

21.

Мини степпер

1

22.

Тренажёр «Бегущий по волнам»

1

23.

Тренажёр «Наездник»

1

24.

Мяч утяжелённый (набивной)

500 гр. 

5

25.

Палка гимнастическая короткая

71 см

20

26.

Скакалка

15

27.

Обруч малый облегченный

25

28.

Кольцеброс

Набор

2

29.

Набор дуг для подлезаний

1

30.

Мяч гимнастический с рожками

1

3.2.18. Финансовое обеспечение проекта:

N п/п

Направления

Год

Источники финансирования

Объемы финансирования (тыс. рублей)

1.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

2017

Бюджет городского округа Долгопрудного Московской области

100 000

3.2.19. Основные риски проекта:

N п/п

Наименование риска

Вероятность возникновения, %

Степень влияния на результат, %

Меры реагирования на риск

1.

Социально-педагогические

(отсутствие достаточного количества подготовленных педагогических

 кадров)

Прохождение курсов повышение квалификации, проведение методических семинаров, участие в

15%

15%

Прохождение курсов повышение квалификации, проведение методических семинаров, участие в педагогических конференциях, форумах.

2.

Социально-психологические

(низкий уровень мотивации родителей при реализации проекта)

40%

15%

Информационно-просветительская работа на родительских собраниях, конференциях, круглых столах. Освещение в средствах массовой информации и сайте детского сада.

3.

Технико-технологические

(недостаточное количество оборудования)

30%

20%

Поиск внебюджетных средств.

3.2.20. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику и обеспечению устойчивости проекта после окончания его реализации:

N п/п

Планируемое мероприятие

Механизмы реализации

1.

Размещение информации об инновационном проекте в сети Интернет на сайте дошкольной образовательной организации

Налаживание обратной связи

2.

Публикации об инновационном проекте в средствах массовой информации

Статьи, методические рекомендации

3.

Проведение городских методических объединений, практической конференции по проблемам повышения компетентности родителей в вопросах воспитания здорового ребенка

Распространение и обмен опытом

4.

Издание методических пособий

Содействие внедрению опыта в других организациях

3.2.21. Основные реализованные проекты за последние 3 года:

N п/п

Период реализации проекта

Название проекта

Заказчик

Источники и объем финансирования

Основные результаты

2013-2016 гг.

«Коррекция морфофункциональных отклонений у детей, реализуемая в условиях детского сада»

Управление образования Администрации города Долгопрудного

Бюджет городского округа Долгопрудного

200 000 (двести тысяч) рублей

Разработан и внедрен в практику план коррекции морфофункциональных отклонений в соответствии с возрастными особенностями детей;

издано методическое пособие для дошкольных образовательных организаций города.

3.2.22. Руководитель (ответственный исполнитель) инновационного проекта образовательной организации:

Ф.И.О.: Матвеева Татьяна Сергеевна

Научная степень, звание: Почётный работник общего образования российской Федерации, Почетный гражданин города Долгопрудного

Адрес персональной электронной почты: ts.52@bk.ru

Контактный телефон: 89035882067


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: