Семинар - практикум для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Цель: усилить педагогическую компетентность и творческий потенциал воспитателя детского сада для воспитания патриотизма у дошкольников, а также развивать взаимодействие между педагогами детского дошкольного учреждения.
Воспитание патриотизма у дошкольников имеет огромное значение, поскольку оно, в том числе, формирует у ребёнка чувство гражданственности и ответственности за свою Родину. Кризисные явления в экономике, культуре, политике, а также в других сферах жизни способствовали усилению негативных тенденций в патриотическом воспитании дошкольников. Однако именно патриотическое воспитание выступает главным направлением воспитательного процесса в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. В свете последних событий в России и в мире особенно важно воспитывать и развивать личность ребёнка в патриотическом ключе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum_belozub_v.a.docx | 40.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Звёздочка»»
Семинар-практикум для воспитателей
«Нравственно-патриотическое воспитание
детей дошкольного возраста»
Разработала:
Белозуб Вера Александровна
с. Тоцкое Второе
Семинар-практикум для воспитателей
Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ».
Цель: усилить педагогическую компетентность и творческий потенциал воспитателя детского сада для воспитания патриотизма у дошкольников, а также развивать взаимодействие между педагогами детского дошкольного учреждения.
Задачи:
- систематизировать знания воспитателей детского сада в вопросах патриотического воспитания дошкольников;
- развивать полученные знания и умения в различных видах игровой и творческой деятельности;
- воспитывать любовь к Родине и родному краю в целях патриотического воспитания;
- расширять познавательный потенциал воспитателей детского сада.
Актуальность: Воспитание патриотизма у дошкольников имеет огромное значение, поскольку оно, в том числе, формирует у ребёнка чувство гражданственности и ответственности за свою Родину. Кризисные явления в экономике, культуре, политике, а также в других сферах жизни способствовали усилению негативных тенденций в патриотическом воспитании дошкольников. Однако именно патриотическое воспитание выступает главным направлением воспитательного процесса в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. В свете последних событий в России и в мире особенно важно воспитывать и развивать личность ребёнка в патриотическом ключе. В этой связи, проблема воспитания патриотизма как у дошкольников, так и у детей более взрослого возраста, становится важнейшей и актуальной проблемой. Новые подходы к решению этой проблемы представляют собой составные элементы единого воспитательного процесса, куда входят и социальная адаптация ребёнка, и его жизненное самоопределение, и развитие его полноценной личности.
Предварительная работа:
Проанализировать необходимую литературу по патриотическому воспитанию дошкольников, методические рекомендации для педагогов ДОУ, подготовить специальные задания и викторину с вопросами, а также разработать презентацию по выбранной теме.
План семинара-практикума.
* Актуальность выявленной проблемы.
* Дискуссия на тему "Что мы знаем о патриотизме".
* Игра-викторина «Знатоки родной земли»
* Презентация «Патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста»
* История села Тоцкое Вторе и буклет «Село моё родное».
Ход семинара:
Воспитатель:
- Здравствуйте, коллеги! Сегодня мы проводим семинар-практикум на тему «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ». Наше сегодняшнее занятие направлено на то, чтобы выявить компетентность каждого педагога в сфере патриотического воспитания дошкольников, поделиться имеющимся опытом использования средств и методов воспитательной деятельности по вопросам патриотического воспитания, а также приобрести новые знания по теме нашего занятия в ходе совместной деятельности воспитателей нашего детского сада.
Федеральный государственный образовательный стандарт нацелен, в том числе, и на патриотическое воспитание каждого дошкольника как важнейшую часть его дошкольного воспитания. Как известно, в дошкольном возрасте дети достаточно отзывчивы на новые знания, эмоционально открыты и любознательны, что позволяет педагогу ДОУ использовать эти качества в процессе нравственного и духовного воспитания. Именно дошкольный возраст позволяет воспитателю заложить у детей нравственную, эмоциональную и чувственную основу для их успешной адаптации в социуме. В это время ребёнок развивает своё мышление, начинает осознавать себя как субъект коммуникации, чувствовать себя полноправным участником совместного общения. Именно в этот период дошкольник подвержен как психологическому, так и эмоциональному воздействию со стороны педагога, поэтому важно использовать это свойство для дальнейшего развития его образного восприятия, в том числе и при воспитании чувства патриотизма и любви к Родине.
К сожалению, надо отметить постепенное снижение воспитательного уровня сегодняшней молодёжи. Активно пользуясь интернетом и социальными сетями, подрастающее поколение не видит примеров патриотического отношения к своему родному краю, поскольку содержащаяся в них информация заполнена крайне негативным контентом, что оказывает отрицательное влияние на умы молодых людей, начиная с дошкольного возраста. В связи с этим, мы можем наблюдать существенное снижение духовного и нравственного развития личности, недостаточную сформированность патриотических качеств детей.
За последние годы общественная, экономическая и политическая жизнь страны претерпела значительные изменения и не всегда эти изменения были направлены на воспитание в детях духовных ценностей; отсюда - дефицит милосердия, доброты, патриотизма и любви к Родине.
Педагогические постулаты гласят о том, что воспитание личности ребёнка и её полноценное развитие можно обеспечить лишь через формирование положительных эмоций, воспитание его внутренней культуры, как духовной, так и нравственной. В этой связи, обязанностью каждого педагога, работающего в дошкольном образовательном учреждении, выступает формирование у своих подопечных патриотизма и любви к Родине с самого раннего возраста.
Патриотическое воспитание по праву считается достаточно сложным и трудоемким видом деятельности педагога ДОУ, поскольку привить любовь к Родине и родному краю может только педагог, который сам отличается высоким уровнем патриотической культуры и делающий всё возможное, чтобы сформировать такой же уровень у своих воспитанников.
Таким образом, задача патриотического воспитания в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с происходящими событиями в стране и мире.
Дискуссия «Что мы знаем о патриотизме».
1. Что означает термин “Патриотизм?”
Понятие патриотизма включает в себя не только любовь к Родине, но и готовность её защищать, а преданность отечеству означает стремление каждого гражданина страны служить её интересам и быть готовым сделать всё возможное для её развития и процветания.
2. Что же такое патриотическое воспитание?
Воспитание патриотизма - это целенаправленная и регулярная деятельность органов государства, а также общественных, некоммерческих организаций и руководящих лиц страны по формированию у российских граждан патриотической культуры, национального правосознания и готовности защищать свою родину при выполнении конституционного долга по защите государства и его национальных интересов.
Таким образом, патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования патриотического сознания у каждого гражданина нашей страны.
3. Почему на ваш взгляд, патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?
Психологи считают, что именно дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для воспитания у ребёнка чувства патриотизма, которое начинает формироваться вначале с любви к своей семье, родным и близким, а затем формируется чувство любви к своему городу, родному краю и стране, в которой он живёт. В этом возрасте ребёнок абсолютно доверяет взрослым, а тем более своему педагогу, он эмоционально отзывчив, достаточно внушаем и пытается подражать взрослым. Поэтому любая информация, полученная ребёнком в дошкольном возрасте, прочно усваивается им на всю жизнь.
Однако заметим, что сформированные в детстве личностные качества не всегда остаются неизменными, в более позднем возрастном периоде они могут меняться под воздействием внешней среды, особенно негативной. Однако начатки гуманизма, духовности, нравственности, трудолюбия и патриотизма зарождаются именно в раннем возрасте. Таким образом, целью раннего патриотического воспитания детей выступает формирование и дальнейшее развитие любви к своей семье, к Родине, к своему отечеству и согражданам.
Важнейшими средствами патриотического воспитания являются систематические занятия с детьми на темы, связанные с историей родной страны, её духовными и нравственными ценностями, а также чтение книг на патриотические темы, в том числе связанные с Великой Отечественной войной и участием нашего государства в разгроме немецко-фашистских захватчиков.
4. Определите задачи патриотического воспитания.
Формировать у детей уважение и любовь к семейным ценностям, окружающим людям, родному городу и стране;−
Воспитывать у ребёнка желание принимать участие в массовых мероприятиях по благоустройству территории детского сада, родного двора, и улиц своего города;−
Учить ребёнка заботиться о своих родных и близких людях, сверстниках, бабушках и дедушках;−
Воспитывать любовь и уважение к любому труду, независимо от его значимости и важности;−
Воспитывать интерес к традиционным ценностям своей страны, а также их охране и защите;−
Учить бережному отношению к природе и природным ресурсам;−
Объяснять значение государственных символов, воспитывать в детях уважение к ним;−
Формировать правовое сознание с самого раннего возраста, информировать о правах ребёнка, и правах и обязанностях каждого гражданина в российском государстве;−
Знакомиться с историей родного края и страны;−
Научить ребёнка уважать чужие традиции и культуру.−
5. Роль педагога в патриотическом воспитании дошкольника.
Цель каждого педагога дошкольного образовательного учреждения при воспитании патриотизма в детях - во-первых, самому быть настоящим патриотом своей страны, и, во-вторых, передать свои патриотические знания и опыт подрастающему поколению в доступной познавательной форме, используя эффективные средства и методы, а также принцип развивающего обучения, нацеленный на всестороннее развитие личности дошкольника.
6.Назовите организованные формы обучения и совместную деятельность воспитателя, и детей.
К организованным формам патриотического воспитания можно отнести:
- познавательные занятия, включающие в себя комплекс различных видов деятельности;
- разнообразные экскурсии на тему известных памятных дат истории страны;
- наблюдения.
Формы совместной деятельности педагога ДОУ и дошкольников могут включать:
- беседы с детьми о родном городе и о родной стране;
- рассказы педагога с подробными объяснениями и показом необходимых объектов;
- коллективное творчество, в том числе, изображение тех или иных объектов на патриотическую тему;
- обсуждение с детьми наиболее интересных рисунков;
- разучивание патриотических песен и стихотворений, чтение сказок на военно-патриотические темы;
- ознакомление дошкольников с русским народным творчеством;
- участие в общественно-полезном труде, в том числе с родителями;
- обязательное награждение детей за активное участие во всех проведённых мероприятиях;
- демонстрация воспитателем на личном примере общественно-полезных действий, информирование детей о своих патриотических взглядах;
- совместное проведение различных спортивных и военно-патриотических игр.
7. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы.
Нужно всегда помнить, что воспитатель является для детей образцом для подражания и поэтому педагогу важно вести себя безупречно с тем, чтобы показывать пример подрастающему молодому поколению. Воспитатель обучает детей правилам жизни в социуме, расширяя их кругозор и формируя у них духовные и нравственные качества. Патриотическое воспитание детей педагог, как правило, реализует в совместной деятельности с родителями и ближайшими родственниками своих воспитанников, которая базируется на основе главного принципа - координации совместных усилий детского образовательного учреждения и семьи.
Для достижения целей патриотического воспитания педагоги ДОУ совместно с родителями детей проводят: общие собрания, семинары, индивидуальные консультации, праздники, Дни открытых дверей, разнообразные досуговые занятия, в том числе совместно оформляют фотостенды на тему патриотического воспитания.
Игру-викторину «Знатоки родной земли»
Для начала поделимся на 2 команды: «Россияночка» и «Тотчани». Жюри будет оценивать ваши правильные и быстрые ответы жетонами: заведующий ДОУ.
1.Путешествие в прошлое России
- Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью? ( это стол – поэтому нельзя было стучать по столу и садиться на него).
- Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы? ( Березу – считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье и защищает от молнии).
- В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы? (Зимой, в крещенские морозы, когда древесина становилась сухой).
- Назовите имена русских былинных богатырей, которых вы знаете. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка). Есть богатыри, более приближающиеся к образам сказочным, чем былинным: Вольга Святославович, Микула Селянинович, Святогор-богатырь, Ставр Годинович.
- Назовите марийских богатырей. (Чоткар , Ненчык патыр, Онар, Кокша, князь-воин Чумбылат, сотенный князь горных мари Акпарс , Акпатыр).
2.Русский и марийский народные костюмы
- Старинный женский головной убор замужней женщины? (Кокошник, 1 слайд);
- Мужская рубаха, разрез ворота у которой был сбоку? (Косоворотка, 2 слайд);
- Как называется крестьянский полукафтан из грубого толстого сукна длинной до колен? (Зипун, 3 слайд);
- Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка, 4 слайд);
- Из какой ткани изготавливали марийские костюмы (Лен, конопля, 5 слайд);
- Марийская одежда с общими чертами каких народов Поволжья перекликается? (одеждой мордвы, чуваш, удмуртов, 6 слайд);
- Что такое ШЫМАКШ? (марийский женский головной убор из прямоугольного куска холста, углы узких сторон которого скрепляются и составляют треугольник, 7 слайд);
- Игра «Кто быстрее»? Команды должны собрать разрезные картинки (русское и марийское платье, 8 слайд);
3.Природа родного края С чего начинается Родина?… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Задание «Что лишнее?»
- Назовите лишнее животное, которое не водятся у нас на территории Тоцкого района? : лось, выдра, рысь, бобр, крот, калан, куница, (Калан – морская выдра обитает в северной части Тихого океана России, США, Канады, 9 слайд).
- Исключите лишние лекарственное растение, которое не растет на территории Тоцкого района : зверобой, чистотел, мята, полынь, лимонник, пустырник (Лимонник – Северный Китай, Дальний Восток, 10 слайд).
Игра «Заплети косу». На кольце закреплены три атласные ленты. Надо заплести из них косичку, взявшись за концы лент; один игрок держит кольцо, трое – передвигаются. Кто быстрее заплетет?
Задание «Черный конверт».
- В конверте находятся 3 рисунка, по которым надо отгадать животное, обитающее в нашем крае .Задание для первой команды: карточки с изображением 1) зачеркнутое солнце, 2) нарисован ворс прямо, под углом 90 градусов, без наклона , 3) дождевые черви и облизывающийся смайлик.
- Задание для другой команды: 1) зачеркнутое солнце, 2) нарисованное крыло на руке, 3) схема эхолокации. Отгадайте, какое животное зашифровано. (11 слайд).
Ответы к заданию «Черный конверт» (КРОТ, ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ, 12 слайд)
4.Перечислите пословицы о Родине.
- Всякому мила своя сторона.
- Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
- Родина – мать, умей за нее постоять. -Где родился – там и пригодился.
-Родной куст и зайцу дорог.
-Береги землю родимую, как мать любимую.
-Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.
-Родину-мать умей защищать.
-Тот герой, кто за Родину горой.
-Чужой земли не хотим, а своей не отдадим.
-Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно.
-Много стран прошел, а добро лишь на Родине нашел.
-Человек без Родины, как соловей без песни.
5.Государственные символы. (Вопросы поочередно задавать командам).
1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство.)
2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна) .
3. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, эмблемы. (Флаг, 13 слайд).
4. Что означают цвета Российского флага?
В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
5. Официальная эмблема государства? (Герб, 14 слайд).
Что обозначает орел на гербе? (Орел символ непобедимости и силы. Двуглавый орёл, сохраняя государство, смотрит и на Запад, и на Восток. Над орлом три короны. Корона на голове орла - символ законности.)
6. Что означает государственный гимн? Государственный гимн (также национальный гимн, национальная песня) — торжественная патриотическая музыкальная композиция, признанная правительством страны одним из государственных символов в качестве официальной национальной песни.
7. Кто композитор российского гимна? (Музыка современного российского гимна были позаимствованы из гимна Советского Союза, мелодию к которому написал Александр Александров в 1939г.15 слайд ). 8. Кто автор слов российского гимна? Основа текста также была позаимствована из гимна СССР на стихи Сергея Михалков и Габриэля Эль-Регистан . 30 декабря 2000г. указом президента Путина В.В. был утверждён обновленный текст гимна РФ.(16 слайд).
Жюри подводит результаты игры. Сувениры вручить обеим командам.
Буклеты на тему «Село моё родное» были предложены всем участникам семинара.
Список литературы:
1.Иванов А.Г., Сануков К.Н. История марийского народа; Учебное пособие для учащихся среднего и старшего школьного возраста.- Йошкар-Ола: Марийское книж.изд. 1999.-160с., ил.
2.Малов Е.А. Мироносицкая пустынь Казанской епархии; История пустыни и современное ее состояние. –Казань: изд. Мироносицкой пустыни, 1896.
3.Марий талешке кече (День национального героя): Дайджест/ГУК РМЭ РДБ; Сост. Л.Л.Дроздовская.-Йошкар-Ола: Республиканская детская библиотека, 2003.-16с.
4.Марий Эл: время, события, люди. Календарь знаменательных и памятных дат на 1995г.-Йошкар-Ола: Министерство культуры МАССР Национальная библиотека им. С.Г.Чавайна, 1994.-С.39-41.
5.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
6.Мир духовной культуры: календарь-справочник памятных дат/ГУКРМЭ «РДБ»; сост. Л.Л.Дроздовская, Е.Н.Сорокина –Й-Ола, 2005.-С.30.
7.Полтыш – князь черемисский. Малмыжский край. -П528.Йошкар-Ола: Центр-музей им.Валентина Колумба, 2003.-440с.
8.Сакавичене О.В. Патриотическое воспитание дошкольников / О.В.Сакавичене// Ребенок в детском саду. – 2006. - №3.
9.Система патриотического воспитания в ДОУ / авт. – сост. Е.Ю. Александрова [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2007
10.Энциклопедия Республики Марий Эл/ Отв.ред. Н.И. Сараева.- Йошкар-Ола, 2009. -С.543-544.-872с.-33505 экз.-ISBN 978-5-94950-049