Проект по патриотическому - нравственному воспитанию " Моё Оренбуржье"
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных, ценностных ориентиров, чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moe_orenburzhe.docx | 137.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка» Тоцкий район с.Тоцкое Второе Оренбургской области
«
Проект
для детей старшего дошкольного возраста
«Мое Оренбуржье»
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
1.Актуальность проекта
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных, ценностных ориентиров, чувств.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В современных условиях остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», для формирования патриота своей страны. Важно понимать, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, природу. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Актуальность программы заключается в том, что она позволяет больше узнать, правильно понять исторические, природные особенности малой Родины. Содействует сохранению того, что веками создавалось народом, проживающим на этой территории. Воспитывая у детей любовь к малой Родине, самое главное - необходимо подвести к пониманию, что наше село – частица большой Родины - России. Важно показать уникальность родного города, помочь увидеть его неповторимость и красоту. Что здесь, в Сорочинске, как и в других городах, селах страны трудятся люди - это их близкие и родные, они живут дружно, берегут и охраняют природу. Следует понимать, что мир ребёнка отличается от мировоззрений взрослого человека. Мир ребёнка - это его дом, семья, улица, ближайшая территория: двор, лес, река - всё-то, что окружает его, влияет на его жизнь.
Поэтому сегодня основы экологической культуры дошкольников и природоохранности малой Родины необходимо осуществлять комплексно в соответствии с их интересами и способностями. Детское экспериментирование – основная особенность такой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Работа по формированию патриотизма, экологических знаний более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители выступают не только как помощники детского сада, но и как участники формирования личности ребёнка. Мы педагоги, и, конечно же, родители должны помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родного края. Это даёт возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, к малой родине.
Цель: формирование первичных представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Сформировать основы экологического сознания, осуществляя познавательно-речевое и коммуникативно-личностное развитие детей в процессе экспериментальной и опытнической деятельности детей.
2. Сформировать умения рассказывать о малой родине, познакомить взрослых и сверстников с ее объектами.
2. Прививать правила, умения и навыки экспериментальной деятельности, проводить эксперименты по алгоритму со слов воспитателя.
3. Воспитывать эмоционально-положительное, бережливое отношение к природному наследию своего края.
1.3. Принципы и подходы:
Подходы:
1. Гуманитарный (изучение интересов, потребностей и возможностей старших дошкольников; расширение возможностей детей);
2. Культурно-исторический (обогащение детского развития за счёт знакомства с историей башкирского народа; построение образовательной деятельности на основе потребностей и мотивов; введение детей в культурно-исторический аспект изучаемого материала)
3. Системно-деятельностный (поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; приобщение детей к социокультурным ценностям общества).
Принципы:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования.
1.4. Возрастные особенности детей,
Проект учитывает возрастные особенности освоения программного материала у детей 5 – 6 лет. В этом возрасте ребенок стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно осознает связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте превалирует тенденция бережного отношения ко всему живому. Общение детей становится раскрытым, полным, они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Развивается исследовательская активность старших дошкольников в процессе изучения природных ресурсов родного края, а так же формируются представления о причинно-следственных связях в процессе изучения природы родного края.
Организационные условия.
Организация образовательной деятельности дошкольного учреждения по реализации программного материала строится с учетом ряда особенностей: национально-культурных, демографических, климатических условий.
Одним из важнейших принципов реализации программы является учет национально-культурных, климатических и других особенностей нашего региона – Оренбуржья. Оренбуржье находится в глубине материка Евразия, ее резко континентальный климат (температура зимой -30*, летом +30*) оказывает существенное влияние на воспитательно-образовательный процесс. Географическое положение Оренбургской области (граница Европы и Азии), соседство с Казахстаном, Башкирией, а также социально-исторические условия обусловили многонациональный состав населения города Сорочинска: русские, украинцы, белорусы, татары, казахи, башкиры и др. Поэтому в Учреждении воспитываются дети разных национальностей, состав каждой возрастной группы многонационален. Национальное сознание, культура межнационального общения и взаимодействия закладывается с самого раннего возраста и является составной частью воспитательно-образовательной работы с детьми. Основной язык, на котором осуществляется обучение и воспитание детей дошкольного возраста является русский.
В дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем их мире, о любви к близким людям, к родному городу.
Любовь маленького ребенка дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любовью к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу, к ближайшей зеленой зоне; у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.
Освоение программным материалом осуществляется по принципу концентричности, в ходе которого происходит расширение содержания по принципу от простого к сложному.
Основу организации образовательного процесса ДОУ составляет комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью.
Материально-технические условия. При реализации проекта «Мое Оренбуржье» организация предметно-развивающей осуществляется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования; санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и режиму воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Предметно - развивающая среда: коллекция кукол в народных костюмах (русский, татарский, башкирский, украинский, казахский);; коллекция полезных ископаемых; коллекция лекарственных трав и растений Оренбуржья, Красная книга Оренбуржья, «Достопримечательности города Сорочинска», картотека народных подвижных игр, развивающие игры: «От козочки до платка», «Уральские мастера»; «Назови место на карте», «Достопримечательности города», «Кем и чем славен мой город?», «От зернышка до булочки», мини-лаборатория «Нефть-бензин», «Обитатели степей и водоемов города».
Социокультурные условия. Реализация программного материала осуществляется с привлечением родителей воспитанников и организации взаимодействия с социокультурными институтами.
Анализ социального статуса семьи воспитанников показал, что в образовательном учреждении воспитываются дети из: 3% - многодетные семьи; в семье 1 ребенок – 50%; в семье двое детей – 47%; с высшим образованием – 59%, со средне- специальным образованием -61%, средний возраст родителей воспитанников – 25-35 лет. Дети, посещающие образовательное учреждение из многонациональных семей: русские, казахи, башкиры, татары, узбеки азиатские страны (Армения, Азербайджан, Таджикистан).
Планируемые результаты
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно - исследовательской деятельности;
- проявляет устойчивый интерес к истории и традициям Оренбургского края, города Сорочинска;
- способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации о традициях семьи, об истории родного края.
- ребенок способен рассказывать о себе, о событиях своей жизни, семейных традициях и традициях своего села, о профессиях родителей и людей, работающих в селе, имеет представления о культурных ценностях общества и о своем месте в нем, о природе родного села его достопримечательностях, способен обобщать и производить анализ полученных знаний;
- проявляет поисковую активность и умение извлекать необходимую информацию об объекте в ходе эксперимента;
- проявляет интерес к предметам и явлениям природно-предметного мира. Задает вопросы «Почему?» «Зачем?» «Как?»;
- самостоятельно выполняет ряд последовательных действий по алгоритму, предложенному воспитателем (проводит опыт). демонстрирует результаты своих исследований, через презентации, дневники наблюдений, создание коллекций);
Формы подведения итогов реализации проекта
- выставка детских рисунков «Моя малая Родина»
- создание и последующий анализ содержания альбома «Исторические памятники моего города»
- ландшафтное моделирование «Оренбургские степи»
- выращивание кристалла в лаборатории
- огород на окне (посадка семян в разных условиях) с последующей фиксацией и наблюдением результатов опыта
- создание книги «Красная книга Оренбургского края»
- создание коллекции кукол в национальных костюмах народов Оренбуржья
- создание коллекции природные ископаемые Оренбуржья.
2. Содержательный раздел
2.1. Тематическое планирование образовательной деятельности
№ | Модуль/Тема | Объём ОД (в мин.) | Материалы и оборудование | Цель | Краткое содержание | |||
1. | В лаборатории дедушки Зная | 25мин. | Игрушка дедушка Знай баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила, сельдерей, ванилин, яблоко, банан, мяч, металлофон. | Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди изучающие мир и его устройство). Познакомить с понятием «наука» (познание), «гипотеза» (предположение). Рассказать о способе познания мира - эксперте (опыте). Дать представление детской лаборатории, культуре поведения в ней. | Знакомство с хозяином лаборатории. Беседа ученых. Игра «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем» с обучением правил работы в лаборатории. Задание с фиксацией результатов. | |||
2. | Кладовая Оренбуржья | 25мин. | Тарелочки с комочками земли, лупы, ложечки, стаканчики с вод трубочки наполненные землей, стаканы с песком, глиной, салфетки. | Познакомить детей с составом земли. Развивать умение определять и сравнивать вещество по его внешним характерным признакам. Тренировать навык проведения простых экспериментов, умение пользоваться простейшим лабораторным оборудованием. Развивать логии-ческое мышление, познавательную активность, способность устанавливать причинно-следственные связи. Воспиты-вать любовь и уважение к родной земле. | 1 Опыт Что это такое? Вывод: земля из разных мест отличает по внешнему виду и составу 2.Воздушные пузырьки Вывод: в земле содержится воздух 3.Есть ли в земле вода Вывод: в земле содержится вода 4.Расторимость земли Вывод: земля в воде не растворяется 5.Определение перегноя Вывод: земля содержит перегной, называемой почвой 6.Сравнивание свойств песка и глины Вывод: глина и песок разные по свойствам | |||
3. | Волшебница - вода | 25мин. | Стакан с водой изреки, стакан с очищенной водой, йод, зеленка, ватные палочки. | Познакомить детей со свойствами воды. Подвести детей к выводу о необходимости очищения воды перед употреблением | Беседа. Сравнение воды реки и крана. Опыт: Свойства воды Фильтрование воды. Обеззараживающие средства для очистки воды. | |||
4. | Степь, да степь кругом. | 25мин. | Презентация «Степь» Стихотворение о степях Энциклопедия Песня “Ах ты степь широкая” Развивающая игра «Рассели животных по своим средам обитания» Минимакет Степи | Познакомить детей с характерными особенностями ландшафта «Степь» (фауна и флора) Установить причинно – следственные связи с климатическими условиями ( желтый цвет растений, почвы) Воспитывать наблюдательность и уважение к своему месту проживания (Оренбуржье – степная местность) | Презентация «Степь» Художественное слово (художники, поэты, писатели о степях) Едешь, едешь, ширь да небо, точно нет им края, стоит вверху над нами тишина немая. Промелькнут перед глазами две-три старых ивы и опять в траве волнами ветра переливы. Песня “Ах ты степь широкая” Экспериментальная деятельность (маскировочный окрас цвет окружающей среды мимикрия) Игра «Рассели животных по своим средам обитания» Вывод: Природный мир Степей характерен для Оренбуржья Флора и фауна принимает цвет Степей (желто – коричневый). Климатические условия (холодная зима и засушливое, жаркое лето) | |||
5. | Хлеб - всему голова | 25мин. | Схема процесса выращивания и изготовления хлеба. ИТК презентация работы хлеборобов. Зерно, мельница | Дать представление о процессе выращивания и изготовления хлеба (из зерен мелют муку, а из муки пекут хлеб). Развивать интерес к исследовательской деятельности. Воспитывать любовь к труду хлебороба, бережное отношение к хлебу | Игровая мотивация – открытие в лаборатории Лосяша мельницы. Процесс перемолки зерен в ступе. Сравнение полученной массы с готовой мукой Составление схемы получения муки Вывод: При измельчении зерен получается мука, чем тщательнее перемолка, мельче и качественнее мука. А значит и вкуснее хлеб. Хлеб бывает ржаной из ржи, пшеничный - из пшеницы | |||
6. | В гостях у Хозяйки Медной горы (полезные ископаемые Оренбургской области, драгоценные камни Урала) | 25мин. | Коллекция минералов, карта Оренбургской области, иллюстрации Соль-Илецка, Саракташа (Фаянсовый завод), изделия из глины | Формировать у детей представления о полезных ископаемых и их свойствах (сыпучесть, твердость, рассыпчатость и др.) на примере минералов соли и мела. Познакомить детей с глиной, её разнообразием (красная, белая, голубая, коричневая) и её качеством. Дать представление о способах изготовления кирпича и его значении в строительстве. Глина, соль и мел важные полезные ископаемые Оренбургской области. | Лосяш инициирует встречу с хозяйкой медной горы. Маршрут расшифровывают по символам. Опыты, сравнения, обследования камней, минералов, постановка проблемы, классификация камней по происхождению и назначению, глины, минералов. Отрывок сказки «Откуда соль берется» | |||
7. | «Заповедные места Оренбуржья – Бузулукский бор | 25мин. | иллюстрации и фотографии с изображением: Бузулукского бора, карта Оренбургской области, музыкальный центр, компьютер, записи песен «Мы — с Оренбургской земли». Выставка предметов изготовленной из нефти | Формировать знания детей об уникальных природных объектах области Бузулукский бора. Продолжать воспитывать чувства патриотизма, разумное отношение к богатствам природы родного края. Развивать у детей любознательность, гордость за уникальность родного края, бережное отношение к своей природе. Способствовать развитию логического мышления, связной речи. Продолжить обучать умению работы с картой области. | Презентация Бузулукский бор. Рассказ детям о том, что Бузулукский бор стоит на границе степей. (Работа с иллюстрациями), но Бузулукский район знаменит не только своим бором. С недавних пор его называют «нефтяной столицей» Оренбуржья, Нефтяные скважины есть и у нас в Сорочинском районе. Исследовательская деятельность рассматривание капсулы, где находится нефть. Вывол : Вместе с детьми выясняют, это жидкость темно коричневого цвета, маслянистая) А ещё нефть обладает резким запахом, который вреден для здоровья людей. | |||
8. | Подарки Хозяйки Медной горы (природные ресурсы, бережное отношение к ее богатствам, | 25мин. | Коллекция камней художественная литература Сказки В.Бажова «Малахитовая шкатулка»,, иллюстрации «История в камее», иллюстрации, фотографии, картинки о памятниках старины, архитектурных сооружениях, зданий постаментов, карта Оренбургской области. | Продолжать развивать у детей интерес к явлениям неживой природы. Камни в природе есть везде – в земле, по берегам рек и озёр, на дне морей; камни тяжёлые, очень твёрдые и прочные, поэтому их используют при строительстве зданий мостов, дорог и других сооружений. Гранит состоит из отдельных зёрен (кварца, слюды, и полевого шпата). Поделочные камни (мрамор гранит), которые хорошо полируются и благодаря этому применяются для отделки зданий, изготовления памятников. | Отгадывание загадок камнях В.Мирясова. Рассматривание и исследование камней мрамор и гранит Дидактические игры «Назови и опиши» | |||
9 | Озеро соленое – диковинное «Развал» в Соль -Илецке (опыт с солью) | 25мин. | Карта Оренбургской области Коллекция с полезными ископаемыми Презентация «Озеро Развал» Сказка «Откуда соль берется?» Л. Мезинова | Формировать знания о свойствах соли (каменная, поваренная, калийная соль, каменная соль) Калийная соль – ценное удобрение, его вносят под картофель, морковь, лук, чеснок. Подвести детей к выводу о том, что каменная соль это важное полезное ископаемое. Развивать у детей любозна-тельность, гордость за особенности богатств родного края, бережное отношение к совей природе. | Презентация «Озеро Развал» Чтение сказки «Откуда соль берется?» Л. Мезинова Исследовательская деятельность с солью Рассказ детям о том, что соль используют лесники для подкормки лесных обитателей (лезунцы), о лечебных свойствах соляных пещер, в них хранят древние книги, вещи Работа со схемами «Работа горняков в соляных шахтах» | |||
10 | В гости к бабушке | 25мин. | оренбургские паутинки и палантины; образцы пух а оренбургских коз; чески, гребень, веретено, спицы, клубок нити. Презентация Сорочинского района иллюстрации и фотографии с изображением изделий. музыкальный центр, компьютер, записи песен «Оренбургский платок», карта Оренбургской области. | Формировать знания детей об уникальных природных объектах области Бузулукского бора. Продолжать воспитывать чувства патриотизма, разумное отношение к богатствам природы родного края. Развивать у детей любознательность, гордость за уникальность родного края, бережное отношение к своей природе. Способствовать развитию логического мышления, связной речи. Продолжить обучать умению работы с картой области. | Презентация Сорочинский район, чтение стихов, отгадывание загадок, работа с картой Рассказ детям о том, где зародился промысел, который по сей день является визитной карточкой Оренбургской области пуховые платки. Исследовательская деятельность: говорят, что оренбургская паутинка может уместиться в скорлупе гусиного яйца и её можно протянуть через обручальное кольцо. помощью детей проводится опыт) свойствам пуха знаменитых оренбургских коз . (Рассматриваем образец пуха) И конечно же, благодаря золотым женским рукам оренбургских мастериц, которые вкладывают в каждый связанный платок частицу своей души. Вдохновлённый красотой оренбургского платка поэт В. Боков написал стихотворение, а композитор Г. Пономаренко — музыку к нему. Так родилась знаменитая песня «Оренбургский пуховый платок». | |||
Итоговое мероприятие: викторина «Мое Оренбуржье» |
Список используемой литературы:
1.Афонькина Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования,Волгоград: Учитель, 2013 – 63с.
2. Вахрушева. Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5 – 7 лет. Творческий центр. М., Сфера, 2012 – 96с.
3. Деркунская В.А. Ошкина А. А.Игры-эксперименты с дошкольниками. - М.: Центр педагогического образования, 2013. – 64с.
4. Зебзеева В.А., .Моисеева Л.В. Экологическое развитие личности в гуманистической парадигме дошкольного образования. Екатеринбург, 2009 – 160 с.
5. Иванова. А.И. Методика организации экологических наблюдений и организации экологических наблюдений и экспериментов. М.: ТЦ: Сфера, 2009 – 320с.
6. Козлова С.А. Мой мир: М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009 – 300с.
7. Корнилова В.М. Экологическое окно в детском саду. Методические рекомендации. Творческий центр. М., Сфера, 2009 – 157с.
8. Костюченко М.П. Исследовательская деятельность на прогулках. Экологические занятия с детьми 5 – 7 лет. Волгоград: Учитель, 2013 – 85с.
9. И.Э.Куликовская, Н.Н.Совгир «Детское экспериментирование» 2003г. г. Москва
10. Лыкова И. А. Рыжова Н. А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду:.- М.: Цветной мир,2012.-144с.
11. МашковаС.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7лет на экологической тропе / Суздалева Г.Н., Еорова Л.А., Березняк Я.К., Макаренко Л.П., Могомедова Л.П. Волгоград: Учитель,2013-174с.
12. Николаева С.Н.Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.: - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ,2010.-105с.
13. Николаева С.Н.Юный эколог.- М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ,2010.-152с.
14. Нищева Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Выпуск 1.: -СПб. Детство-Пресс,2013.-238с.
15. Нищева Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Выпуск 2.:-СПб. Детство-Пресс,2013.-238с.
16. Нищева Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развитие личности дошкольника. Опыты.: - СПб. Детство-Пресс,2013.-240с.
17. Нищева Н.В.Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду.- .:-СПб. Детство-Пресс,2013.-301 с.
18. Паникова Е.А.Инкина В.В.Беседы о космосе .Методические рекомендации. м.: Творческий центр. М., Сфера, 2013 –94с.
19. Савенков А.И.Методика исследовательского обучения дошкольников .- М.: Учебная литература,2010-125с.
20. Салмина Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности.1.:СПб. Детство-Пресс,2013.-28 с.
21. Н. Рыжов, С. Мусиенко. Воздух вокруг нас. Метод.пообие. М., Обруч, 2013.
22. Рыжова Н.А. Экологическая тропинка в детском саду: - Линка - Пресс,2009.-272с.
23. Рыжова Н.А. Экологический паспорт детского сада: среда, здоровье, безопасность.- М.:Линка - Пресс,2009.- 256с.
24. Рыжова Н.А. Деревья - наши друзья..- М .:Линка- Пресс,2009.-256с.
25. Рыжова Н.А.Лаборатория в детском саду и дома. - М.:Линка - Пресс,2009.-176с.
26. Элиза Прати «Лучшие фокусы и эксперименты» 2006г. г.Москва Том Тит «Научные забавы» 2005г. г. Москва
Приложение 1
Карта наблюдения за эффективностью реализации программы
№ п.п. | Целевые ориентиры | Критерии оценки | Качество проявляется | ||
Часто | Редко | Не проявляется | |||
1 | Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательной деятельности | Ребенок задает вопросы о малой родине. Сам изучает материалы мини-музея, любит рассказывать о своем селе | |||
2 | Проявляет устойчивый интерес к истории села | Знает об истории названия своей улицы и о достопримечательностях своей улицы | |||
3 | Способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации, об истории родного края. | Проявляет интерес к ближайшему природному окружению: задает вопросы о растительном и животном мире. | |||
4 | Способен рассказывать о себе, об истории родного села(города), егодостопримечательностях | Проявляет инициативу, самостоятельность и любознательность в изучении прошлого и настоящего своей малой родины |
Приложение 2
Конспекты занятий опытно-экспериментальной деятельности.
Тема: «В лаборатории дедушки Зная».
Задачи: уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями «наука» (познание), «гипотеза» (предложение) о способе познания мира — эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории; дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.
Материалы и оборудование: игрушка дед Знай, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила; сельдерей, духи или ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч.
Ход занятия:
Ребята, сегодня к нам на адрес нашего детского сада для нашей группы пришло письмо! Откроем его и прочитаем, что в нём?
Письмо: «Дорогие ребята! Я знаю, что вы очень умные, любознательные и задаёте много вопросов взрослым! Я хочу пригласить вас в свою Лабораторию «Почемучка», где мы с вами попытаемся ответить на некоторые интересующие нас вопросы.
- Хотите там побывать?
Тогда отправляемся в путешествие!
Наш автобус нас уже ждёт! Дети, прошу вас занять свои места, согласно купленным билетам. Будьте внимательны во время поездки и соблюдайте правила проезда.
Ролевая игра: «Едем в автобусе»
- Ну, вот мы и приехали! Смотрите, кто нас встречает!
- Здравствуйте, ребята! Я дедушка Знай! Я рад видеть вас в своей научной Лаборатории. Проходите. Лаборатория – это специально оборудованное помещение для проведения экспериментов, опытов и научной работы. А работают в лаборатории учёные.
Дед Знай — хозяин лаборатории. Что необычного вы видите в его наряде? Почему он так одет? Что понравилось в лаборатории? О чем бы вам хотелось спросить? Как вы думаете, чем занимаются ученые? Ученые занимаются наукой. А что такое наука? Наука — это познание. Это изучение различных предметов, явлений. Что могут изучать ученые?
Дед Знай много знает, потому что много читает, работает, думает, стремится узнать что-то новое и рассказать об этом всем. У деда Зная в лаборатории много книг. Воспитатель рассказывает об ученых: «Ученые — это люди, изучающие наш мир и его устройство. Они задают себе вопросы, а затем пытаются ответить на них». Все вместе рассматривают портреты ученых в книге (два-три) с краткой информацией о них. Портрет какого ученого вы видите в нашей лаборатории? Что вам известно о М. В. Ломоносове? (Вспоминают предварительные беседы об этом ученом.)
Как вы думаете, как же ученые находят ответы на свои вопросы? Ученые наблюдают за происходящим в мире. Что такое наблюдение? Наблюдение — это один из способов изучения мира вокруг нас. Для этого необходимы все органы чувств. Какие у нас с вами органы чувств?
• Игра «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем». При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит. Дедушка Знай приглашает вас стать его помощниками. Мы тоже будем с вами проводить эксперименты и будем все записывать в свои научные тетради. Так что такое эксперименты? Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений или гипотез. При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? Какие из них надо соблюдать нам с вами? Я запишу эти правила, а в группе мы нарисуем к ним картинки и затем повесим их в лаборатории, чтобы не забывать.
• Далее дед Знай обращается к детям: «Дети, как вы думаете, может ли вода подниматься вверх? Вот сейчас мы это и проверим. Возьмите баночки с водой, опустите в воду бумажную полоску. Что происходит? А как растения пьют воду?» Дед Знай берет стебель сельдерея, опускает в чернильную воду: «А теперь эту банку с сельдереем возьмите в группу и через три дня посмотрите и зарисуйте, что произошло, а когда придете ко мне в следующий раз, расскажете».
Тема: «Как хлеб на стол пришел»
Цель: Дать представление о процессе выращивания и изготовления хлеба (из зерен мелют муку, а из муки пекут хлеб)
Развивать интерес к исследовательской деятельности.
Воспитывать любовь к труду хлебороба, бережное отношение к хлебу.
Познакомить со способом приготовления дрожжевого теста.
Сформировать конкретные представления о дрожжах и их свойстве выделять углекислый газ.
Расширить представления детей о свойствах дрожжей
Формы обучения: игровая, практическая, наглядные, словесная, исследовательская
Материально-техническое обеспечение: инновационный микроскоп, экран, компьютер, проектор, емкости для замешивания теста, чайные ложки, дрожжи, сахар, соль, мука, вода, цветные картинки, банка с тестом, опара.
Методы и приемы: наблюдение, эксперимент, анализ, беседа, загадки, рассказ, показ иллюстраций, опыт, фокус, физминутка, превращение.
Этапы исследования:
1. Сбор информации. Беседа о том, как дрожжи поднимают тесто.
2. Подготовка сухих дрожжей, воды, сахара, соли, муки – для проведения экспериментов.
3. Сравниваем через обоняние.
4. Замешиваем дрожжевое тесто.
5. Анализируем, делаем выводы по проделанной работе.
6. Пробуем свежий хлеб.
2. Подготовка сухих дрожжей, воды, сахара, муки – для проведения экспериментов.
3. Зрительно исследуем через микроскоп ингредиенты теста.
4. Пробуем вкусовые качества хлеба.
5. Сравниваем через обоняние.
6. Замешиваем дрожжевое тесто.
7. Выпекаем хлеб из приготовленного детьми теста.
8. Анализируем , делаем выводы по проделанной работе.
9. Пробуем испеченный хлеб.
Содержание организованной деятельности детей.
Дети под музыку «Зернышко – солнышко» заходят.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Сегодня я в ваш сад пришла и много волшебства с собою принесла. Я Фея волшебства. Обратите внимание ребята, сегодня я к вам пришла не одна, со мной мои друзья, давайте поздороваемся и улыбнемся, гостям, мне, друг другу и ещё со мной мои помощники: чудо- печка, магический микроскоп, который видит невидимые вещества увеличивает, а волшебный экран их показывает. А вы хотите узнать как волшебниками стать? (Да) Чтобы стать настоящими волшебниками нужно повторить за мной слова-превращения:
ВОЛШЕБСТВО - музыка
«Покружись, покружись и в волшебника превратись» А в стране волшебников существуют свои правила и вам их нужно хорошо запомнить:
Без разрешения Феи ничего не трогать.
Слушать очень внимательно, и выполнять обязательно, как изготовляют магический эликсир.
ВОЛШЕБСТВО - музыка
Отгадайте загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Правильно, сегодня пойдет рассказ о хлебе. Давайте вспомним, как хлеб приходит к нам на стол. А вы знаете как получается мука?
Опыт 1. Процесс перемолки зерен в ступе. Сравнение полученной массы с готовой мукой. Составление схемы получения муки.
Вывод: При измельчении зерен получается мука, чем тщательнее перемолка, мельче и качественнее мука. А значит и вкуснее хлеб. Хлеб бывает ржаной из ржи, пшеничный - из пшеницы.
Если вы отгадаете загадку, то узнаете над чем мы с вами будем сегодня колдовать:
- Пузырюсь я и пыхчу, жить в квашне я не хочу. (Догадались? Нет, тогда слушайте дальше).
- Надоела мне квашня, посадите в печь меня.
Дети: Тесто.
Воспитатель: А для того, чтобы увидеть, как тесто становится волшебным, нужно надеть на банку магическую перчатку, а потом мы с вами увидим, что произойдет. Готовы к изготовлению волшебного зелья.
- Знаете, ли вы из чего состоит тесто? (перечисляют)
Опыт 2. Ребята, сейчас найдите на своих столах дрожжи. Потрогайте. Какие они? Понюхайте. Чем пахнут дрожжи? На что похожи они? Как вы думаете, для чего они?
(сухие безжизненные шарики)
Посмотрите сейчас на волшебный экран.
Показ сухих дрожжей через микроскоп.
Воспитатель: Что вы видите? Какие они? Действительно ли они круглые?
На что похожи сухие дрожжи?
Да, правильно, сухие дрожжи похожи на мелкие крупинки, на маленькие безжизненные шарики.
ВОЛШЕБСТВО - музыка
Воспитатель: - Но мы же с вами находимся в волшебной лаборатории, давайте попробуем накормить наши сухие безжизненные шарики
- сначала сахарком (насыпаем сахар под загадочную музыку)
- добавим водички (добавляем воду под музыку)
- и немного муки насыпим. Под волшебную музыку
- начинаем всё мешать и волшебные слова шептать.
Как вы думаете, что произойдёт с дрожжами после того как мы их покормили сахарком, напоили колдовской водой и мукой присыпали.
(ответы детей)
Сейчас нам поможет магический микроскоп.
Рассматриваем опару через микроскоп
Воспитатель: Что вы видите на экране? (дрожжи начали «оживать» дышать, наша смесь начинает пузыриться).
Результаты эксперимента волшебства: раствор начал подниматься, так быстро как росли дрожжи. Очень хорошо видны пузырьки, которые лопаются.
Наша опара, что сделала?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Да, правильно, зашевелилась, видите пузырьки образуются и улетучиваются? Это дрожжи вдыхают кислород и выделяют углекислый газ как и мы – люди. Не верите? А вот я вам сейчас докажу. На ваших столах лежат шарики, возьмите в руки шарик и повторяйте все за мной: вдохнули носом, что?
Дети: (кислород, 3 раза повторить),
Воспитатель: выдыхаем в шарик, что?
Дети: углекислый газ.
Воспитатель: теперь аккуратно выпускаем из шарика, что?
Дети: углекислый газ и оставляем шарик на подносе.
А сейчас подскажите, что нужно положить в опару, чтобы получился тесто? Дети: ответы
Воспитатель: Точно, конечно же, муку - скорее добавляйте и всё перемешайте. Вот теперь у нас получилось волшебное тесто.
музыка волшебства
Тесто детей смешивается в одной ёмкости. (Воспитатель проходит и собирает тесто)
Воспитатель: Сейчас мы будем повторять с вами магическое заклинания, повторяйте все за мной: Чорики- морики опара варись и побыстрее в тесто превратись! Нужно нам поспешить, в чудо печку наше магическое тесто положить.
(воспитатель несет хлеб в хлебопечь) под музыку
Воспитатель: Пришло время зарядки, все скорей вставайте и за мною повторяйте. Зарядка
Воспитатель: А чтобы школу волшебников пройти, нужно выполнить задания:
Задание № 1. Попробуйте отгадать мои загадки
Задание № 2. А сейчас вам нужно будет самостоятельно поработать
Работа с карточками - схемами. Ребята, вам нужно выстроить цепочку «Что, за чем?» Пример:
(схема семя-росток-колос-зерно-мука-тесто-хлеб)
Проверяем задание, сравниваем с карточкой НА ЭКРАНЕ.
Пришло время прогуляться вместе с колобком. А колобка слушаем все внимательно и запоминаем всё обязательно.
Задание № 3. «Найди ошибку» Раздаём карточки, дети выстраивают цепочку « Как к нам хлеб пришёл»
Проверяем задание, сравниваем с карточкой НА ЭКРАНЕ.
Составить программу действий для производства хлеба
Пришло время посмотреть, что произошло с магической перчаткой? Что стало с перчаткой? Почему она надулась? (напомнить эксперимент с шариком). Тесто дышит и выделяет углекислый газ, ОБРАЗУЮТСЯ ПУЗЫРЬКИ.
Сигнал волшебный
Чудо-печка поет, нас в гости зовет. Вот и наш волшебный хлеб испекся.
Ароматный, душистый.
Давайте рассмотрим кусочек хлеба. Какой он? Понюхать. (ответы детей)
(показ кусочка хлеба через микроскоп)
А в чём же секрет?
Пузырьки образуют в тесте дырочки, которые вы видите на кусочках хлеба и на нашем экране. Такой хлеб называют пористым.
Мы с вами доказали что дрожжи поднимают тесто и влияют на качество выпекаемого хлеб.
Опыт 3. А сейчас мы поиграем в игру «Определи на вкус». Вы должны на вкус определить, какой хлеб белый или чёрный вы попробовали. С закрытыми глазами берут хлеб из мешочка и называют, какой он.
Угощайтесь нашим хлебом и не забудьте желание загадать прежде, чем съесть кусочек хлеба. Приятного аппетита!
Вот он - хлебушек душистый.
Вот он - теплый, золотистый,
В нем - здоровье наше, сила,
В нем - чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
ИТОГ: Что вам понравилось и запомнилось больше всего на нашем занятии.
Все вы были сегодня умницами и умниками, настоящими волшебниками. Пришло время нам снова превращаться в детей повторяем за мной: «Покружились, покружились - снова в мальчиков и девочек превратились!» Ребята, а чтобы вы помнили, и не забывали, как вы побывали в стране Волшебников я хочу вам подарить волшебные шарики.
Всем спасибо! До свидания!
Тема: «Подарки Хозяйки Медной горы».
Цель: Развитие познавательной активности детей методом детского экспериментирования в процессе знакомства с камнями, углем, мелом.
Программное содержание:
1.Развивать интерес к камням. Закрепить умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый и др). Закрепить представление о том, что камни бывают речными и морскими (речные имеют разную форму, иногда острые углы; морские камни всегда округлой формы, гладкие), что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог.
2.Познакомить со свойствами каменного угля и мела, с тем, как их добывают и
используют. Закреплять умение обследовать предметы, называть их свойства и особенности. Поддерживать интерес к экспериментированию.
3.Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
4.Формирование речевой активности у детей, обогащение словаря.
Материалы:
Образцы речных и морских камней. Кусочек дерева, гвозди, молоток. Посылка с каменным углем и мелом, загадками про мел и уголь. Подносы с камушками, каменным углем и мелом, емкости с водой и палочки (по количеству детей), салфетки, клеенки. Круги зеленого и красного цвета.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята в детский сад пришла посылка. Вот она! Как проверить, действительно ли она предназначено нам? Ответы детей.
Воспитатель: Верно, по адресу. Кто знает адрес нашего детского сада? Кто помнит номер нашего детского сада? (город Сорочинск, ул. Ленина дом №2, детский сад №5, старшая «Б» группа) Значит, посылка предназначена нам. Смотрите, здесь записка. Давайте ее прочитаем и узнаем, кто нам прислал посылку (читает).
«Здравствуйте ребята. Меня зовут Хозяйка медной горы. Мы с вами уже знакомы. Я приготовила для вас подарок. Но открыть посылку вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку..»
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий - в ладошке лежать.
Тяжелый, большой - одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Дети. Это камень. Это разные камни.
Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку (открывает посылку). Посылка открылась. Значит, мы с вами правильно отгадали загадку. Смотрите, в посылке камни. Давайте теперь о камнях и побеседуем.
Воспитатель: Мы с вами уже говорили о камнях. Какие, по-вашему, бывают камешки? (Ответы) Правильно морские и речные.
Воспитатель: Найдите на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку. Посмотрите на камни, и скажите: какие они? Какой формы, цвета, какая у них поверхность, какие края?
Дети: Камни гладкие, разной формы - овальные и круглые, твердые, холодные, красивые, разного цвета.
Воспитатель: Почему они такие? (Ответы.) Да, такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-гладкими - без единого уголка. А теперь найдите речные камушки и положите их рядом с морскими. Потрогайте их. Что можете сказать про речные камни? Какие они?
Дети: Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами.
Воспитатель: Ребята слово шершавые для вас новое, давайте повторим его несколько раз, все вместе, (дети повторяют вместе с воспитателем).
Воспитатель: Так чем же морские камни отличаются от речных? (Ответы?) Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? Верно, нет. Почему? (Он твердый) Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева. И попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево.) А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. (Забивает - не получается, предлагает двум-трем детям попробовать сделать то лее) Давайте я еще раз попробую. Что получается? (Гвоздь гнется, но не вбивается.) Ну что, смогли мы забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? (Ответы) Какой можно сделать вывод?
Дети. Камень тверже дерева.
Воспитатель: А как камень и дерево будут себя вести в воде? Перед вами сосуд с водой, попробуйте опустить дерево в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает) Давайте осторожно опустим камень в воду Что произошло с ним? (Камень тонет) Почему? (Он тяжелее воды) А почему плавает дерево? (Оно легче воды) Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его. Какой он? (Мокрый) Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом. Мокрый камень темнее) Где можно увидеть камни? Верно, в реке, в море, на дороге. А есть ли камни в нашей группе? (В аквариуме) Как вы думаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Как? (Ответы-предположения)
Дидактическая игра: «Волшебный мешочек».
В мешочке лежат: камешки (речные и морские), деревянные брусочки, кусочки пластика, Ребенок должен вытащить один из предметов и назвать одно из его свойств.
Физкультминутка: (дети выполняют соответствующие движения)
Мы ногами топ-топ Мы
руками хлоп-хлоп! Мы
глазами миг-миг, Мы
плечами чик-чик.
Раз - сюда, два - туда, (один таг назад, два вперед)
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли,
Раз-два, раз-два, (хлопки поднятыми руками)
Заниматься нам пора!
Воспитатель: У нас в посылке еще остались камешки, отгадав загадки, вы узнаете, что это за камни. Что ж, начнем?.. (Загадывает загадки об угле и меле;)
Белый маленький комочек,
Он лежит в моей руке.
Им рисуют на асфальте,
Пишут буквы на доске,
Белят потолки и печки.
Растворяется легко.
Попадет комочек в речку –
Утечет, как молоко. (Мел.)
С виду неприглядный камень.
Он в земле лежит ластами.
Чтоб наверх его поднять,
Надо в шахте побывать.
Под землею огоньки –
Это в шахте горняки
Отбивают молотками
Этот, очень нужный, камень. (Уголь)
Вот уголь, он твердый или мягкий, гладкий или шершавый, блестящий или матовый? Как вы поняли, что каменный уголь твердый? (Пробовали надавить на него пальцем или сжать в руке)
Как вы думаете, каменный уголь -прочный? Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдет. (Ударяет по куску каменного угля молотком - он рассыпался на несколько мелких кусочков) Да, каменный уголь твердый, но не такой прочный, как, морские и речные камни, от удара рассыпается на мелкие кусочки. Посмотрите на свои руки. Что можно сказать про уголь (Он пачкается). Положите уголь и вытрите руки салфеткой. Уголь может быть бурым или черным, блестящим или матовым. Рассмотрите его. Что вы видите? (Он бугристый, как дерево)
Воспитатель: Ребята слово бугристый для вас новое, давайте повторим его несколько раз, все вместе, (дети повторяют вместе с воспитателем).
Каменный уголь - это не простой камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь. Что произойдет, если мы опустим каменный уголь в воду?
Предположения детей.
Давайте опустим его в сосуд с водой. Что происходит? (По воде идут круги, появились пузырьки, вода мутнеет) Во всех камнях есть воздух, в пористых - его больше. И при опускании в воду воздух вытесняется ею - появляются пузырьки. Уголь утонул. Почему? (Каменный уголь тяжелый) Как вы думаете, он растворяется или нет? Как можно проверить? (Помешать воду палочкой) Меняет ли цвет вода? Так растворяется или нет каменный уголь? (Не растворяется) Запомните - каменный уголь нерастворим ни в одной из жидкостей.
Нужен ли человеку каменный уголь?
Для каких целей?
Он хорошо горит и дает много тепла, поэтому используется в качестве топлива на фабриках, заводах и железных дорогах, для получения электроэнергии. Применяется при выплавке чугуна и стали. Из каменного угля получают краски и лаки.
Добыча каменного угля производится как на поверхности земли, так и глубоко под землей. Для его добычи под землей строят шахты - глубокие, темные колодцы.
Воспитатель: Ребята слово шахта для вас новое, давайте повторим его несколько раз, все вместе, (дети повторяют вместе с воспитателем).
Воспитатель: Закройте глаза. Вот так - темно, ничего не видно - и в шахтах. От стволов шахт по направлению к залежам каменного угля роют подземный коридор, там прокладывают рельсы, проводят освещение. Шахтеры добывают уголь с помощью отбойных молотков, потом его грузят в вагонетки и на них перевозят до ствола шахты.
Воспитатель: Ребята слово вагонетка для вас новое, давайте повторим его несколько раз, все вместе, (дети повторяют вместе с воспитателем).
Воспитатель: Затем специальные машины поднимают уголь на поверхность земли. Там его грузят в вагоны и везут туда, где он нужен. Труд шахтеров очень тяжелый.
А теперь найдите мел на своих подносах и рассмотрите его. Какого он цвета? (белого) Мел такой же блестящий, как и каменный уголь? (Нет, он матовый) Твердый или мягкий? Потрогайте его руками. (Мел твердый) Мел действительно твердый, но он мягче каменного угля. Когда им пишут на доске, он крошится, сыплется - значит, он хрупкий. Давайте проверим? Попробуйте мелом провести по доске полоску. Что сделал мел? (Он оставил след) А на руках что осталось? Да, он пачкается. Вытрите руки салфеткой. Так чем же похожи мел и уголь? (Оба хрупкие, оба пачкают руки) А теперь попробуйте провести полоску камнем. Такой ли след он оставляет? (Нет, он царапает, не пишет) Давайте посмотрим, как поведет себя мел в воде. Осторожно опустите его в воду. Какая была вода? (Чистая и прозрачная) Что с ней произошло? (Она помутнела) Почему? (В ней растворяется мел) Давайте осторожно опустим в воду вот этот камень. Что происходит с водой? С камнем? (Камень утонул, вода не помутнела)
Мел растворяется, потому что это известняк, состоящий из морских микроорганизмов и водорослей. Как вы думаете, где мел используется? (Чтобы рисовать на доске, на асфальте.) Верно, но мел нужен не только для рисования. Его используют в сельском хозяйстве - для известкования почв и подкормки животных, в промышленности - для производства цемента и извести, при изготовлении резины, пластмассы, лаков, красок, для получения соды, стекла. С помощью мела сахар очищают от примесей. Очищенный мел используют при изготовлении лекарств. Мел - составная часть зубных порошков и паст. Мел идет для изготовления художественных красок, школьных мелков.
Мел залегает на разных глубинах. Его можно увидеть на отмелях рек и глубоко под землей.
Дидактическая игра: «Про что я говорю».
Воспитатель называет свойство предмета, а ребенок называет предмет.
этот предмет добывают глубоко в земле, в шахте (уголь)
его применяют для изготовления зубной пасты (мел)
он растворяется в воде (мел)
он не растворяется в воде (уголь)
им можно писать на асфальте, на школьной доске (мел)
он белый (мел)
он черный (уголь)
он хорошее топливо (уголь)
матовый и пачкает руки (мел)
если опустить его в воду, появляются пузырьки (уголь)
его основу составляют останки погибших растений (уголь)
состоит из микроорганизмов и водорослей (мел)
Воспитатель: Дети мы сегодня познакомились с мелом, углем и камешками. Давайте поблагодарим Хозяйку Медной горы
Тема: «В гости к бабушке»
Программное содержание:
1.Познакомить детей с процессом изготовления вещей из шерсти.
2.Учить детей различать изделия из шерсти и пуха на ощупь.
3.Закреплять знания об Оренбургских пуховых платках.
4.Продолжить учить детей видеть красоту в творчестве мастериц умелиц.
5.Воспитывать интерес к вязанию из шерсти и пуха.
План.
1. Беседа о родном крае.
2. Сюрпризный момент –приход почтальона Печкина.
3. Поездка в деревню.
4. Рассматривание выставки «Оренбургский пуховый платок».
5. Рассказ бабушки о способе изготовления вещей из шерсти.
6. Игра «Чудесный мешочек».
7. Игра «Смотай клубочки»
8. Закрепление знаний полученных на занятии.
9. Угощение блинами.
Ход занятия.
1. Воспитатель:
-Ребята скажите, как называется наш родной город в котором мы живем?
-Правильно Сорочинск. А как называется наш край?
-Верно, Оренбургский край. Наше Оренбуржье.
Наш край очень богат и знаменит. А кто знает, чем богат наш край?
-Правильно наш край богат хлебом, нефтью, газом, а еще наш край знаменит Оренбургскими платками.
Мы с вами уже рассматривали платки и паутинки. Давайте послушаем песню об этих платках (слушают грамзапись ).
(стук в дверь) Входит почтальон Печкин.
-Здравствуйте, ребята. Я попал в детский сад №5? Старшая группа- это здесь?
Вы старшая группа? Ну, тогда я правильно пришел. Вам пришло письмо, получите. (Отдает письмо уходит).
Воспитатель: (читает). «Дорогие мои ребята, пишет Вам бабушка Матрена из деревни. Вы у меня уже гостили один раз, если вам понравилось у меня, приглашаю вас еще раз в гости, покажу вам много нового и интересного.
Ну что ребята поедим?
(«едут») подходят к домику там их встречает бабушка.
Бабушка: Здравствуйте мои дорогие. Письмо мое получили? Хорошо, что приехали. Ну присаживайтесь, сядем рядком да поговорим ладком.
В прошлом году когда вы ко мне приезжали я вам рассказывала и показывала, как изготавливают пуховые платки Оренбургские.
Ну, кто из вас помнит, из чего вяжут платки?
-Из ниток.
-А нитки из чего прядут?.
-Из пуха.
-А на чем?
-На веретене.
-А где берут пух?
-А платки наши вяжут?
-Паутинки и платки пуховые, а чем они отличаются?
А почему тонкие называется паутинка?
Паутинка тонкая, тонкая, что можно протянуть сквозь обручальное кольцо, я вам это показывала. Вот какие вы у меня молодцы все помните. А вот посмотрите, сколько много я навязала толстых платков и тонких паутинок. Все изделия теплые легкие, пушистые, мягкие.
«По горам , по долам ходит шуба да кафтан»--загадка.
А еще у меня живут овечки, вот как они выглядят- показываю картинку.
Я с них состригаю шерсть вот она (показываю)
Потом ее чешу щетками, вот так она становится мягкая, легкая, чистая, все колючки, камушки из них убираю, а потом самая интересная работа.
Кто знает как называется это предмет? Нет ребята этот предмет называется пряха. Это старый, старый предмет ему уже больше ста лет. На нем перепряли столько шерсти, что можно заполнить всю нашу группу.
И вот на этой пряхе я пряду шерсть, и из шерсти получаются нитки.
Эти нитки нужно смотать в клубки, а затем из этих ниток можно вязать разные вещи: шапки, кофты, юбки, варежки, носки. Кто из вас носит зимой теплые носочки, вот эти носочки связанны из овечьей шерсти- вяжут их на спицах. Вот на этих спицах я вяжу носки.
Очень долго ребята и трудно пока из шерсти, которая растет на овцах, получается вот такие изделия, но очень они красивые и теплые. Потрогайте какие эти вещи на ощупь пушистые, мягкие—нет, они жестковатые и немного колючие. Потрогайте, отличаются вещи из пуха и из шерсти? Чем? Из пуха какие вещи ? А из шерсти ?
А сейчас я посмотрю, как вы научились различать вещи из пуха и из шерсти поиграем в игру « Чудесный мешочек».
Играем, дети угадывают.
Ребята а вы умеете перематывать клубочки?
У меня их много, всем хватит. Ну- ка помогайте. Вот так молодцы, ай да помощники.
Вы все запомнили, что я вам рассказывала?
Из чего я вяжу вот эти вещи? Из шерстяных ниток, а нитки из чего делаю? Из шерсти. А шерсть, где беру?
Ну, молодцы, все запомнили. А теперь я хочу вас угостить по русскому обычаю блинами с маслом и медом.
До свиданья. Приезжайте, у меня еще, для вас найдется еще много интересного, что рассказать и показать.
До свидания.