Проект: " В каждой крошке хлеба - труд."
Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба,о его ценности, о тяжеломтруде людей, выращивающих хлеб.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_kazhdoy_kroshke_hleba_-_trud.docx | 792.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
в старшей группе « Яблонька»
на тему
«Вкаждойкрошкехлеба-труд»
«Вкаждойкрошкехлеба-труд»
Пояснительная записка
Естьвмиреценности, которыеникогда неутратят своего значения.
Этовоздух,земля,вода,солнце,жизньчеловека.Водинрядсэтимисловами нужно поставить и слово хлеб. Хлеб - это символ жизни, здоровья, труда, благополучия.
Особоеотношениекхлебудоказываютпословицы,сложенныенародом онѐм:«Небудетхлеба,небудетиобеда», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба каравай, так и под елью рай». Быть с хлебом–это постоянно чувствоватьвсебетеплотужизни.Ноотношениекхлебуизменилось.Кбольшому сожалению можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют куском хлеба за столом. Наши современные дети не догадываются, какой долгий путьхлебдолженпройти,чтобыпопастьнастол,сколькотруда нужноприложитьлюдямразныхпрофессий,чтобы
посеять,вырастить,помолотьзерно,азатемзамеситьииспечьхлеб.
Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процессарасширитьзнаниядетейопользехлеба,оегоценности,отяжеломтруде людей, выращивающих хлеб.
Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизниисимволтруда.Хлебэтосимволблагополучия,достатка.Схлебомдети
встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола.
Самоанализпроекта
В ходе проектирования дети узнали последовательность выращиванияи уборкихлеба,познакомилисьспрофессиямилюдей,занимающимисяпосадкой, уборкой,выпеканиемхлеба.Вихсловаре появилисьтакиеновыеслова,как:
«Пахарь»,«Мельник»,«Комбайн», «Комбайнѐр», «Серп», «Плуг», «Коса» и другие. Ребята познакомилисьс пословицы, чистоговорками ипоговорки, слушали рассказы и сказкиохлебе, с интересом отгадывали загадки. Игралив такие дидактические игры как «Что сначала, что потом», «Разрезные картинки»,
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий». Самостоятельно посадили и вырастилиовес,измололизерновмуку,замешивалисоленноетестоиизнегоже лепили свои хлебные изделья. Во время экскурсии на пищеблок детского сада ребята получили знания о способах замеса теста для хлеба и хлебобулочных изделий.
Поделки и рисунки,сделанныесамостоятельнопомоглитворчески проявитьсебя.Взаключительнойчастипроектаребятавместесродителямив домашних условиях изготовили различные мучные изделья, и представили фотоотчет о проделанной работе.
В результате проделанной работы ребята усвоили и осознали, что хлеб , которыйонивидятежедневнонастоле–этонелегкийикропотливыйрезультаттруда многих профессий.
Цель:Формированиеудетейпредставленийовыращиваниииизготовлении хлеба.
Задачи: 1. Знакомить с процессами выращивания и производства хлеба, сельскохозяйственнымипрофессиями.Систематизироватьзнанияопроцессе выращивания хлебных культур и изготовлении хлебных изделий.
- Формироватьпредставленияоразнообразиихлебобулочныхизделий;
- Воспитыватьлюбовькроднойземле,уважениектрудувзрослых, бережное отношение к хлебу.
Участникипроекта:детистаршейгруппы,воспитатели, родители.
Видпроекта:информационно–познавательный,творческий.
Продолжительностьпроекта:долгосрочный(сентябрь-май).
Предполагаемыйрезультат:Реализацияпроектапозволитсформировать элементарные знания и представления о процессе выращивания хлеба.
Обогатить и активизировать словарь детей по теме. Сформировалось у детей бережноеотношениекхлебуиуважениектрудутехлюдей,благодарякоторым хлеб появился на нашем столе. Активизировать совместную деятельность детского сада и семьи в нравственном воспитании детей.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Iэтап–подготовительный(организационный):
- Выяснениеуровнязнанийдетейотом,какойпутьпроходитзерно,чтобы стать хлебом.
- Постановка цели, определение задач.
- Поискформреализации проекта.
- Подборметодической,художественнойлитературы,иллюстративного материала о процессе выращивания хлеба.
- подбор информационного материала вуголок родителей;
Введение впроблему:
Воспитатель: Ребята, подумайте, правильно ли поступают люди, когда бросаютхлебнапол?Почему?Какнужнообращатьсясхлебом?Почему?Вы знаете, откуда хлеб пришел к нам на стол?
Воспитательиспользуетметод«Модельтрёхвопросов»:
Что мы знаем?
Хлебпродаетсявмагазине.Хлеббываетбелыйичерный.Зерноубирают комбайны
Иззеренделаютмуку.
Чтомыхотим узнать?
«Каквыращиваютхлеб».«Профессиилюдей,которыевыращиваютхлеб?».
«Как пекут хлеб?».
Как можно узнать?
Спроситьуродителей;посмотретьвидеофильм,презентацию;рассмотреть картины, иллюстрации; пригласить повара, экскурсия на хлебозавод, чтение художественной литературы;
II.Основнойэтап.Совместнаядеятельностьсдетьми,сотрудничество с семьёй:
Реализацияпроекта«Вкаждойкрошкехлеба–труд»,черезорганизацию различных видов деятельности детей и взрослых.
МЕРОПРИЯТИЯПОРЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Беседы:
Ситуативныйразговор«Чтовызнаетеохлебеичтобыхотелиузнатьонем еще?»
Ситуативныйразговор«Какправильновестисебязастолом,какобращаться с хлебом».
Ситуативныйразговор«Трудчеловекакормит,аленьпортит»,«хочешьхлеб
–нележина печи».
Беседа«Человекславентрудом»(профессиилюдей,выращивающиххлеб). Беседа «Как на наш стол хлеб пришел».
Ситуацияобщения «Как дома мамаибабушка пекут булочки».
Рассматриваниекартинок,иллюстраций,репродукций:
Рассматриваниесериисюжетныхкартинокнатему:«Выращиваниехлеба» (альбом «Хлеб»).
Рассматриваниемуляжейхлебобулочных изделий.
Составлениерассказовпоиллюстрации«Каквыращиваютхлеб». Рассматривание картины И. Шишкина «Рожь».
Рассматриваниекартинокколосьевизеренпшеницы,ржииовса,их сравнение (сходство различие).
Рассматриваниеиллюстраций,картинок,фотосизображением сельскохозяйственной техники.
Речевыеигры:Игровыеупражнения:«Продолжипредложение»,«Подбери действие», «Подбери словечко», речевая игра с мячом «Каким бывает хлеб?».
Составлениерассказа «Как хлебна стол попал».
Чтениехудожественнойлитературы:
Сказка«Колосок»,сказкаА.Ремизова«Хлебныйголос»,В.Дацкевич«От зерна до урожая», И. Токмакова «Что такое хлеб»;
Загадки,скороговорки,пословицы,поговорки,стихи,приметыохлебе.
Презентация,просмотрмультфильмаи фильма:
Презентация «Откуда хлеб пришел?».
Просмотркороткометражногофильма(К.Паустовский)«Теплый хлеб».
Мультфильм «Пирожок».
Дидактическиеигры:
Д.и«Путешествиезернышка»,«Чтосделаноизмуки?»«Чтолишнее?». Д. и: Серия сюжетных картинок на тему «Выращивание хлеба»,
«Назовипрофессиюидействия»(пахарь-землюпашет,комбайнер,агроном, тракторист, «Как превратить муку в тесто?», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», Д. и «Посчитай зерна».
Исследовательскаядеятельность:
Рассматриваниеисравниваниезеренприпомощилупы(ржи,пшеницы, ячменя, овса).
Опытно–экспериментальная деятельность:
«Волшебница-мука».Ц:Ознакомлениедетейсосвойствамимукичерез экспериментирование.
Замешиваниетеста.
Изобразительная деятельность:
ООД - Рисование «Праздник урожая в нашем селе». Раскрашиваниераскрасок«Хлебобулочныеизделия». Пластилинография «Колосок».
Лепка«Хлебобулочныеизделия».Лепкаизтеста«Булочки (плюшки).
Конструированиеизразличных материалов:
Оригами«Колосок».
Конструированиеизстроительногоматериала «Хлебозавод».
Коллаж«Вкаждойкрошкехлеба-труд». Сюжетно-ролевые игры:
«Хлебныймагазин»,«Хлебозавод».
Двигательнаядеятельность:
Речеваяигра с мячом«Каким бывает хлеб?».
Играсмячом«Ктобольшеназоветхлебобулочныхизделий». Игра «Кто что делает?» («Скажи и покажи»).
Играмалойподвижности/хороводнаяигра «Каравай».
Игры-соревнования«Ктобыстрее?».Цель:развиватьбыстротуиточность движений.
Пальчиковая гимнастика «Хлеб».
Итоговоемероприятие:чаепитие.
Взаимодействиес родителями:
- Памятка«Правилаобращенияс хлебом».
- Домашнеечтениехудожественнойлитературы:«Легкийхлеб»,
«Крупеничка»,«Крылатый,мохнатый,дамасляный»;В.Дацкевич«Отзернадо каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос»,Я.Аким«Хлеб»,Т.Шорыгина«Ломотьхлеба»,Д.Хармс«Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе», П. Коганов «Хлеб - наше богатство». М. Пришвин «Лисичкин хлеб».
III.Итогово–обобщающийэтап:
Выставкадетского творчества «Хлеб – богатство России»
ВЫВОД:
Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, обогатитьактивныйсловарьпотеме«Хлеб».Детипознакомилисьспроцессом выращивания и производством изготовления хлеба, сельскохозяйственными профессиями. А, самое главное, дети стали более бережно относиться к хлебобулочным изделиям, понимая, что «В каждой крошке хлеба – труд».
Литература:
*Примернаяобщеобразовательнаяпрограммадошкольногообразования«От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
*Т.С.Комарова«Изобразительнаядеятельностьвдетскомсаду».
Изобразительнаядеятельностьвдетскомсаду:Подготовительнаякшколе группа. ФГОС. ИЗДАТЕЛЬСТВО: МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
*Шорыгина,Т.А.Беседыохлебе.Методическиерекомендации.М.:ТЦ Сфера, 2016. 80 с.
*СоломенникаваО.А.Экологическоевоспитаниевдетскомсаду.Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.
*Интернет - ресурсы
ПРИЛОЖЕНИЕ
КОНСПЕКТЗАНЯТИЯПОПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Яблонька»
ТЕМА: «ЗЛАКИ»
Подготовила:
воспитатель:Белозуб В.А
Цель:Расширениезнанийдетейполексическойтеме «Злаки»
Задачи:
Образовательные.
- Датьпредставлениеотом,какхлебпопадаеткнамнастол,людикаких профессий его выращивают;
-Учитьдаватьполныйответнавопросвоспитателя.
- Показатьдетямкакспомощьюситаможноразделитьразные крупы;
-Продолжатьзакреплятьзнанияоназванияхзлаковых культур;
-Продолжатьучитьподбиратьслова–признаки;
-Закреплятьнавыксочетатьдвиженияиречь;
-Закреплятьумениедвигатьсявритм музыки;
- Закреплятьзнанияогеометрических фигурах;
Развивающие.
-Развиватьпознавательныйинтерес;
-Развивать зрительное, слуховое и моторно – двигательное внимание, мышление и память;
Воспитательные.
- Воспитыватьуважительноеотношениекхлебу,людямкоторыееговырастили;
- Воспитыватьпознавательныйинтерес;
-Воспитыватьнавыкучебнойдеятельности
Методы: Игровой, словесный, наглядный, практический.работы: Демонстрационный материал: Рисунки с изображением как хлеб попадает к нам на стол, образцы круп, геометрические фигуры, сито, столы, доска.
Предварительная работа: НОД и беседа с детьми о том, как выращивают хлеб, какое значение он имеет в жизни человека, рассматривание сюжетных и предметных картинок о хлебе, его производстве.
Ходнепосредственнообразовательнойдеятельности:
Структу ра | Деятельность | |
Воспитатель | Дети | |
Водная часть | Воспитательсидитпередними. Дети сейчас мы с вами побеседуем. А вот о чём, вы узнаете, когда отгадаете загадку: Естьтакие слова: «Он всему голова» Хрустящейкорочкойодет, Бывает мягким, чёрным, белым (ХЛЕБ) | Детисидятполукругом на стульчиках, Хлеб Ответыдетей(тракторист, |
Вы правильно отгадали загадку и | комбайнёр,агрономит.д) | |
побеседуеммысегоднясновапрохлеб | ||
изерновые культуры. |
Основная часть | Скажите, люди, каких профессий выращивают хлеб? Кто такой агроном и что входит в егообязанности? Что делает тракторист? Какиемашинысеютзёрна? Какова роль комбайнёра? Комбайн выполняет много работ: острыми ножами он срезает колоски. Внутри есть молотилка, освобождающая зерна от колосьев. Зерно через специальный рукав сыплется в грузовик, а солома упаковывается в брикеты и остается на поле. Зерно везут на мельницу. Чтоделаетводительмашины? Что делают с зерном на мельнице? Какиепродуктыкромемукинужны для выпечки хлеба? Молодцы, всё верно сказали. А что сеют в землю, чтобы в дальнейшем получить хлеб? Да, сеют зерно. Один,два,три,четыре,пять- приглашаюпоиграть. Игра-релаксация “Зернышки” Звучит музыка природы. - Представьте себе, что вы маленькие зёрнышки, брошенные в землю (дети садятся на ковре). | Ответы (тракторист, комбайнёр, агроном) Ответы из прошлого материала Игра-релаксация “Зернышки” Детивыходятисадятсяна ковер (Повторяютдвиженияза воспитателем) |
Лежит зёрнышко в земле – темно, сыро, мягко. Пригрело солнышко, прошёл дождь. Зёрнышко набухло, лопнуло, и показался первый росток (дети поднимают руки вверх). Пробил росток землю и дотянулся к солнышку (дети встают). Качается на ветру, тянется. Прошло время – росток окреп и появился колосок. Что необходимо для роста и созревания колоска? (Солнце, дождь и руки человека.)
Вот из такого маленького зёрнышка получается хлеб. В народе про хлеб есть немало поговорок.
Какие продуты, делают с добавлением муки? Хлеб, булки, пироги, блины, пончики, оладьи, сухари всё это хлебобулочные изделия. У меня на доске геометрические фигуры. Как называется эта фигура? Подумайте и вспомните, какие хлебобулочные изделия по форме похожи на круг? Какназывается эта фигура? | (Солнце, дождьи руки человека.) Присаживаются Перечисляют Овал, круг, квадрат, треугольник. Бублик,булочкаит.д. Ответы. (Движения по словам текста) |
Что из хлебобулочных изделий похоже на овал? Сделаемфизминутку.(Движенияпо словам текста) Физминутка: | Каши | |
Дует ветер с высоты. | ||
Гнутся травы ицветы. | ||
Рисовая, гречневая. | ||
Вправо-влево,влево-вправо. | ||
Клонятсяцветыитравы.(Наклоныв стороны). | Ответы детей. (Д/игра«Какая?»). | |
Атеперьдавайтевместе. | ||
Всепопрыгаем на месте (прыжки) | Перебрать. | |
Выше,веселей, вот так! | ||
Переходим все на шаг (ходьба на месте) | ||
Вотикончиласьигра. | ||
Заниматься нампора. | ||
Детивспомнитеискажите,чтоещёкроме муки делают из зёрен? | ||
Кроме муки из зёрен делают крупу, из которой варят каши. | ||
Вдавниевременадревниелюдииз зёренсначаланаучилисьваритькаши, |
и только потом стали из зёрен молоть муку и выпекать хлеб. Какиезерновые культурывызнаете? Посмотрите на стол. Здесь стоят контейнеры с крупами. Кто знает и скажет из какой зерновой культуры сделаны эти крупы? (Вызывает детей для показа и ответов) Поиграемвигру.(Д/игра «Какая?»). Молодцы. А у меня проблема. Купила в супер - маркете рисовую крупу, а когда принесла её домой,оказалосьчто она перемешана с манной крупой. Что теперь делать вы не подскажите? Разбирать её долго. На столе лежит кухонная посуда: две тарелки и сито. Они мне помогут. (Воспитатель насыпает перемешанные крупы в сито, потрясывает им и на тарелку сыплется манная крупа, а рис остаётся в сите). Разделили крупы, теперь можно икашу сварить. | ||
Рефлекс ия | Хорошо мы с вами поговорили, много нового узнали. Что понравилось тебе? А что запомнилось тебе? (ситуативный разговор) | Ответыдетей. |
Вконспектеиспользованыматериалыинтернет–сайтов.
КОНСПЕКТЗАНЯТИЯПОРАЗВИТИЮРЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ « Яблонька»
ТЕМА: «ХЛЕБ»
Подготовила
воспитательБелозуб В.А
Цель:Закрепитьзнаниядетей,чтохлеб—ценнейшийпродукт питания.
Задачи:
Образовательные
- Образовыватьсуществительныесуменьшительно-ласкательнымисуффиксами,прилагательные от существительных;
- Подбиратьслова-антонимы;закрепитьсловарьподаннойтеме.
Развивающие
- Развиватьмышление;
- Развиватьпамять,речь, внимание.
Воспитательные
- Воспитыватьудетейуважениекхлебуитрудулюдей,еговыращивающих.
Методы: Игровой, словесный, наглядный, практический.
Демонстрационныйматериал:компьютер,экран,картинкипотеме.
Предварительнаяработа:НОДибеседасдетьмиотом,каквыращиваютхлеб,какоезначение он имеет в жизни человека, рассматривание сюжетных и предметных картинок о хлебе, его производстве
Ход занятия
Структура | Деятельность | |
Воспитателя | Детей | |
Водная часть | Россперванаволевполе, Летом цвел и колосился, А когда обмолотили, Онвзерновдругпревратился. Из зерна — в муку и тесто. В магазине занял место. Выросонподсинимнебом, Апришел настол к нам — хлебом. | Детисидятзастолами лицом к экрану |
Основная часть | -Каквыдумаете,очеммыбудемсегодняговорить?(О хлебе.) | (О хлебе.) |
Хлебные изделия не только полезны, но и питательны. Хлебмы едим несколько раз вдень, ионне приедается. | ||
-КакиепословицыВызнаетеохлебе? Хлеб — всему голова. Хорошотрудиться—хлебуродится. Что посеешь, то и пожнешь. | ||
-Пшеница,рожь,кукуруза,ячмень,овес-этовсезерновые культуры. | ||
Воспитательзагадываетзагадку:Золотистониусат.Вста карманах сто ребят. (Колос.) Воспитатель с детьми рассматривает колосья. Изчего состоит колос? (Стебель, зерно, усики.) | (Колос.)Воспитательс детьми рассматривает колосья. (Стебель,зерно,усики.) | |
Чемпохожиколосьяржиипшеницы?(Хлебныерастения, растут в поле, из них делают хлеб.) | ||
Гдерастет хлеб? (В поле.) Какназываютсялюди,которыевыращиваютхлеб? (Хлеборобы.) -Атеперьдавайтевспомним,какприходиткнамна | (Хлебныерастения,растут в поле, из них делают хлеб.) (В поле.) |
стол хлеб. Преждечемпопастьнастол,хлебпроходитдолгийпуть от поля до магазина. | (Хлеборобы.) | |
Детирассказывают | ||
Работанаиндивидуальныхкарточках.«Расставьпо порядку» | ||
Физкультминутка Едемвполе.Детивстаютдругзадругом«едут»вполена машинах. НакочкунаехалиПодпрыгивают, В яму заехали приседают, Горкиобъехалиделаютповоротывправоивлево. и на поле приехали. | Работа на индивидуальных карточках.«Расставьпо порядку» | |
«Какой? Какая?» —Акаквыдумаете,наполерастутодинаковыеколосья? Нет, они все разные: один высокий, а другой ... | ||
Одинбольшой,адругой...ит.д.(толстый,длинный, полный, прямой). | ||
Этобольшоеполе,амаленькое—полюшко. Это колос, а это маленький ...(колосок) Этопшеница,аэто (пшеничка) Это кукуруза, а это (кукурузка) Это зерно, а это (зернышко) Это стебель, аэто (стебелек) Изпшеницыпекутхлеб,значит,хлебкакой? (Пшеничный.) Изржипекутлепешки,значит,лепешкакакая?(Ржаная.) Из кукурузы делают масло, значит, масло какое? (Кукурузное.) Изячменя готовят кашу, значит, кашакакая? (Ячменная.) | Низкие (толстый,длинный, полный, прямой). ...(колосок) ....(пшеничка) ....(кукурузка) ....(зернышко) ....(стебелек) | |
Хлеб какой: вкусный, аппетитный, лакомый, сладкий, соленый,кислый,пахучий,ароматный,душистый,ржаной, пшеничный, сытный, черный, белый, теплый, холодный, свежий, старый, твердый, мягкий, черствый, добрый, небывалый, отличный, нужный, чужой, свой, хороший, плохой, великолепный, вкуснейший, сырой, подгорелый, столичный, бородинский (и другие названия). Пироги какие: вкусные, жареные, печеные, подгоревшие, румяные, пшеничные, брусничные, горячие, теплые, черствые,свежие,маленькие,большие,мягкие,слоеные,и т.д.
-Язагадалаоднослово,авыпопробуйтеотгадать,что это. Ржаная–этолепешкаилихлеб? Ржаное— это поле или хлеб? Пшеничный–этоколосокилиполе? Пшеничная–этомукаилипирожок? Пшеничное – это мука или тесто? Ржаные – это колоски или колосок? Пшеничные-этопирогиилимука? | (Пшеничный.) (Ржаная.) (Кукурузное.) (Ячменная.) вкусный, аппетитный, лакомый, сладкий, соленый, кислый,пахучий,ароматный, душистый, ржаной, пшеничный,сытный,черный, белый, теплый, холодный, свежий, старый, твердый, мягкий, черствый, добрый, небывалый, отличный, нужный, чужой, свой, хороший, плохой, великолепный, вкуснейший, сырой, подгорелый, столичный, бородинский (и другие названия). |
Хлебные–этокрошкиилипосуда? Хлебный – это квас или крошки? 8. Грамматическая речевая игра «Придумай слово». Задание1.Посудадлясахара–сахарница,дляконфет– конфетница, а для хлеба? Как называется посуда для хлеба?(хлебница). Задание2.Прибор,которыйрежетовощи,называется «овощерезка»,акакназываетсяприбор,которыйрежет хлеб? («хлеборезка»). Задание3.Завод,гдеделаютхлебназывается–какты думаешь, как? Еслиребенокзатрудняетсяответить,подскажитеему: «Завод,где выпускают продуктыиз рыбы, называется «рыбозавод».Какжеможетназыватьзавод,гдеделают хлеб? Попробуй догадаться». Игра "Цепочка". Откудакнамдомойхлебпришел?(Измагазина.) В магазин, откуда попал? (Из пекарни.) Чтоделаютвпекарне?(Пекутхлеб.) Из чего пекут хлеб? (Из муки.) Из чего мука? (Из зерна.) Откуда зерно? (Из колоса.) Откудаколос?(Выросвполе.) | вкусные, жареные, печеные, подгоревшие, румяные, пшеничные, брусничные, горячие, теплые, черствые, свежие,маленькие,большие, мягкие, слоеные, и т.д. лепешка поле колосок мука тесто колоски пирог крошки квас Хлебница | |
Хлеборезка | ||
Хлебозавод | ||
Рыбозавод | ||
Из магазина | ||
Изпекарни Пекут хлеб | ||
Из муки Из зерна Из колоса Вырос вполе | ||
Рефлексия | Итогзанятия — Как, вы думаете, надо относиться к хлебу? Почему? ВоспитательчитаетотрывокизстихотворениеЯ.Дягутите «Рукичеловека»: Склонилатяжелуюголову рожь: «Спасибовам,солнцеиласковыйдождь! Спасибо земле, Чтобыламоимдомом, И сильным рукам, Моим старымзнакомым. Япомню,какрукитрудилисьупорно, Чтобвземлюпосеятьянтарныезерна, А нынче они урожай уберут. Спасибо вам, руки, | Ответы детей. |
КОНСПЕКТБЕСЕДЫСДЕТЬМИСТАРШЕЙ ГРУППЫ « Яблонька»
ТЕМА:
«ХЛЕБ—ВСЕМУ ГОЛОВА»
Подготовила:
воспитательБелозуб В.А
Цель:Выявитьзнаниядетейохлебе,ктоегоделаетиизчего.
Чтение стихотворения
Вкаждомзёрнышкепшеницы Летом и зимой,
Силасолнышкахранится И земли родной.
Ирастиподнебомсветлым, Строен и высок,
СловноРодинабессмертный, Хлебный колосок.
- Ребята,вынаверноеужедогадалисьо чемунассегоднябудетразговор?
- Да, о хлебе.
- Не один завтрак, обед, ужин не обходится без хлеба. Ребята, а скажите почему, всем советуют естьхлеб?(хлеб-питательный,полезный,вкусныйпродукт.Всектоестхлебвырастутсильным, крепкими, здоровыми.)
Выносятхлеб
Понюхайте его, какой он ароматный, душистый. Давайте попробуем кусочек. Какой он вкусный.Дажееслихлебзачерствеет,этонебеда,можнопосушитьегоиполучаютсяхрустящие сухарики. А оставшиеся кусочки хлеба ни в коем случае не выкидывайте, а покрошите крошки хлебаптицам.Трудно,простоневозможнопредставитьсебенашужизньбезхлеба,безблинови вкусных булочек, пирожков и всевозможных пирогов, тортов, сушек,
сухариков. Хлеб ежедневно присутствует на нашем столе. Это основной продукт питания русскихлюдей.Оноченьполезендляздоровья,таккакбогатвсевозможнымивитаминами.
Издревле особое место за трапезой отводилось хлебу. Если хлебслучайно падал на пол, следовалоегоподнять,поцеловатьипопроситьунегопрощения.Оставшийсяпослеобедахлебв специальной коробушке. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Основную роль в жизни русского народа играл ржаной, или, как его называли, черный хлеб. Он был сытнее пшеничного, белого хлеба. С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным.Вомногихпоселенияхбылиспециальныеизбы,приспособленныедлявыпечкихлеба.
В этих пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками городское население обычно покупалохлеб у булочников, которые выпекали его в больших количествах иразличных видов. С давних пор пекари пользовались почетом и уважением. Сельские жители пекли хлеб сами в русских печах К печи на Руси тоже всегда было особое отношение. Печь – центр, возле которого всегда жизнь. Печь согревает, кормит, лечит, утешает, учит (именно возле печи старики рассказывали былины, сказки, историю рода и Отечества). На печи получалисамую ценную информацию о жизни, и залезать на неё разрешалось только родным. И называли еёласково"матушка","кормилица".ОсобойлюбовьюнаРусивсегдапользовалиськалачи.Калач был и на будничном столе рядового горожанина, и на пышных царских пиршествах.
Вотон–хлебушекдушистый. Вот он – теплый, золотистый,В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло. Сколькорукегорастило, охраняло, берегло
В наше время хлеб пекут на больших хлебозаводах, в небольших пекарнях, а так же в домашних условиях – в духовке, а на смену русской печи пришли электрические хлебопечки. Сначала замешивают тесто из муки, дрожжей, сахара, масла. Затем отправляют тесто на “расстойку”чтобыонозабродилоиподнялосьиуже,послеотправляютвпечь.Черезнекоторое время душистый, ароматный хлебушек готов. Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Про него сложено очень много пословиц:
“Безхлеба –нетобеда”
“Хлеб–батюшка,вода– матушка”
“Хлебсердцечеловекуукрепит.Будетхлеб–будетипесня” Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.
Хлеб хлебу брат.
- Очем мыс вамисегодня узнали?
-ответы детей.
– Ну что ж мы с вами узнали о процессе выпечки хлеба и в старину и в современном мире, узнали,чтохлеб–главныйпродуктнастолерусскихлюдей,узналиоегопользе,познакомились с профессией пекаря, поняли какой это тяжёлый труд.
- А вы хотите побывать в роли пекарей?. Ну что ж это возможно, но прежде, чем приступить кработедавайтенемногоотдохнём,наберёмсясил,ведьвыпечкахлеба–этопроцесссложныйи трудоёмкий.
Проводится физкультминутка:
Подрастаетзёрнышко–потянулоськ солнышку.
Светерком оно играет,ветерокего качает, кземле низко прижимает –вот как весело играет!
(Потянулись,рукивверх,прогнулись,наклонытуловища, присели.)
- Ну,вотмысвамииготовыприступитькработе.Итакзанимайтесвоиместа.(–Итак,какую же операцию необходимо выполнить сначала? Правильно, замесить тесто.
-Явамнемногопомоглаитестоужезамесила.Вамостаётсятолькосформировать различные хлебобулочные изделия и испечь.
Воспитатель:Приступайте.Выможете“испечь”любойхлеб,какойзахотите,посмотрите ещё раз на картинки и начинайте. (Дети лепят из солёного теста различные хлебобулочные изделия, воспитатель индивидуально помогает каждому ребёнку.)
- Нучтожвывсе молодцы.Давайтепосмотрим,что жевылепилкаждыйиз вас.
(Обсуждение работ детей с показом, отмечая положительные аспекты.) – Что ж мы вылепилинашихлебобулочныеизделия.Чтожеделаемдальше?Правильно,отправляемвпечь. Но печь у нас есть только на пищеблоке, я сейчас отнесу наши поделки в печку, потом заберёт и вампокажем.Вывсесегодняславнопотрудились,теперьможноигостейдорогиххлебом-солью встречать, молодцы. Я надеюсь, что теперь вы будете помогать мамам, бабушкам домавыпекать хлеб, ведь вы так много знаете об этом и обязательно поделитесь своими знаниями с родителями.
КОНСПЕКТ
ПОРИСОВАНИЮ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ « Яблонька»
ТЕМА: «КОЛОСОК»
Цель:Познакомитьдетейсизображениемполеколосьев,черезтехнику
«примакивания».
Задачи:
- научитьдетейрисоватьхлебныеколосья;
- напомнитьдетямотом,какиспользоватькисти,какиецветаиспользовать для того что бы нарисовать хлебные колосья;
- воспитыватьбережноеотношениекхлебуиктрудулюдей,которыеделают хлеб.
Материал:гуашеваякраска,тонированныелисты,кисти,тряпочки,изображение поле колосьев и отдельное изображение одного колоска.
Ход занятия:
Структура | Деятельность | |
Воспитателя | Детей | |
Ребята,послушайтестихотворение Вот он – хлебушко душистый, Схрупкойкорочкойвитой, Вотонтеплый, золотистый, | Дети сидят за столами.Настоле гуашь, кисти, салфетки, вода, листы. | |
Словносолнцемналитой. | ||
Вкаждыйдом,накаждыйстол | ||
Онпожаловал,пришел. | ||
В нем здоровье наше,сила, | ||
Внём чудесное тепло. | ||
Сколькорук его растило, | ||
Охраняло, берегло! | ||
Ведьнесразустали зерна | ||
Хлебомтем, что на столе. |
Люди долго и упорно. Потрудилисьназемле. Очём говорится встихотворении? Правильно, а теперь отгадайте загадку “Золотистониусат,встакарманах–сторебят”. Кто же это? (колосок). Правильно ребята мы с вами уже знаем, что бы передтемкакунаснастолепоявилсяхлебсначало он должны вырасти зёрна, а зёрна растут в колосьях. Ребята, посмотрите на картинку что на ней изображено (поле) Правильно это поле, на котором растут много колосьев, посмотрите какое оно красивое. А какие цвета использовал художник что бы нарисовать поле колосьев? (жёлтый, оранжевый, коричневый) Правильно вот и мы с вами сегодня нарисуем поле колосьев. Посмотрите на картинку, с изображением колоска, из чего он состоит? (стебель, зёрна и усики) Правильно, мы с ваминарисуем много колосьев целоеполе, поэтому они у нас будут поменьше с начало мы нарисуем стебель, потом начнём рисовать семена они у нас какойформыребята?(овальной).Правильно,потом мы прорисуем усики тоненькой кисточкой аккуратно между зёрнышек. Посмотрите, как красиво получается (воспитатель показывает как получилось у него), а рядом мы нарисуем ещё один колосок. Ребята, но не забывайте о том, что чем колосок ближе к вам, тем вы его изображаете больше, чем колосок дальшеот вас, тем онменьше, значит,вы егорисуете маленьким.Ребята давайте | Охлебе. Колосок. Поле. Св.коричневый, зеленый, коричневый, желтый. (стебель,зёрнаи усики) Овал |
посмотрим, какое поле из колосьев получилось у каждогоизвас?Всеоченьхорошопотрудилисьи еслимысоединимвсеработы,тоунасполучится настоящее огромное поле колосьев, из которых получится много зерна, а значит и много хлеба. |