Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного голосования»
Актуализировать среди педагогов проблемы нравственно-патриотического воспитания через использование интерактивных приёмов в работе с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_interaktivnye_formy.docx | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад « Звёздочка»
Мастер-класс
«Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»
«Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного голосования»
Цель:
Актуализировать среди педагогов проблемы нравственно-патриотического воспитания через использование интерактивных приёмов в работе с дошкольниками.
Задачи:
1. Обогатить педагогические умения воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного голосования.
2. Способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления.
3. Активизировать интерес к России, её географическим, архитектурным достопримечательностям.
4. Формировать чувство гордости за героическое прошлое и настоящее своей Родины.
5. Развивать гражданственность и национальное самосознание.
Планируемые результаты:
Участники активно и доброжелательно взаимодействуют друг с другом при выборе современных символов России, с интересом участвуют в обсуждении проблемных ситуаций.
Оборудование:
Проектор, экран, ноутбук, иллюстрации, аудиозаписи, декорации, картинки (обувь, посуда, музыкальные инструменты, игрушки, предметы для голосования (веер, карточки).
Ход мастер-класса:
I.Вступительное слово педагога:
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы.
Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников… Просто это или сложно? Перед нами стоит задача эффективно и увлекательно проводить работу по данному, я бы сказала, сложному направлению. В основе этого лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превратились в пустой звук, важно чтобы у ребенка-дошкольника возник ёмкий образ Родины.
Для воспитания юных патриотов в своей работе я использую разные технологии, формы, методы и приемы, хорошо известные в практике. Но, шагая в ногу со временем, учитывая современные требования и тенденции педагогической практики, внедряю инновационные приёмы, которые позволили добиться положительных результатов. Сегодня я познакомлю вас с приемом интерактивного голосования.
Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Мы же попробуем с помощью этого метода обучать. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.
Данный приём позволяет решить сразу несколько задач:
• активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;
• развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность, создается ситуация успеха;
• провести мониторинг знаний и интересов детей;
• эмоционально окрасить обучение, сделать ребёнка не объектом, а субъектом обучения.
Это прием очень подходит для работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
II.Орг. момент.
Нельзя построить будущее, без прошлого!
Для начала, я предлагаю подойти к столам участников фокус-группы и выбрать по одному предмету из предложенного набора, который по-вашему мнению, уже в мире считают символом России
Валенки
Сандалии
Сланцы
Кроссовки
Самовар
Сковорода
Вилка
Пиала
Балалайка
Рояль
Скрипка
Барабан Матрешка
Барби
Робот-трансформер
Лего
Поместим их вместе, такими нашу страну представляют многие иностранцы, а теперь поднимите руки те, кто каждый день пьет чай из самовара, ходит в валенках, играет на балалайке, приобретает в качестве подарка матрёшку.
Мы с вами убедились, что считая эти предметы символами России в современном мире, они стали историческим прошлым страны.
Но мы же с вами патриоты России и для нас она самая-самая самая.
Предлагаю вам закончить мои фразы. У нас с вами самая …большая страна в мире, с самой протяженной сухопутной… границей, с самым большим количеством… народностей, почти со всеми климатическими… зонами, с многообразной …флорой и фауной, с огромным количеством… природных ресурсов: ископаемых, запасов пресной воды.
Значит, пришло время выбрать новые символы России.
Создание проекта.
Сейчас с помощью интерактивного голосования используя мультимедийные технологии мы создадим макет, состоящий из современных символов России. Для создания макета, используем следующие категории для голосования:
1. Символика России
Президент, флаг, герб.
2. Исторические события
(ВОВ, освоение космоса, присоединение Крыма, Олимпиада 2014г., Евровидение 2008г….)
3. Знаменитые люди
(Пушкин, Гагарин, Ломоносов, Чайковский, Барто)
4. Чудеса России
(Озеро Байкал, долина гейзеров, Эльбрус, Московский кремль, Родина-мать, Петергоф,)
1. С чего же начинается Россия? Каждая страна имеет свою символику и президента. Давайте с помощью голосования выберем президента, флаг и герб России.
1. Президент России
2. Президент Казахстана
3. Президент Белоруссии
4. Президент Франции
5. Президент США
Прошу проголосовать. Давайте поместим портрет В. В. Путина на наш макет.
1. Флаг Словакии
2. Флаг России
3. Флаг Словении
4. Флаг Лихтенштейна
5. Флаг Исландии
6. Флаг Франции
(Аналогичные действия с голосованием).
1. Герб Гренландии
2. Герб Швейцарии
3. Герб Румынии
4. Герб Молдавии
5. Герб России
6. Герб Нидерландии
7. Герб Литвы
(Аналогичные действия с голосованием).
А теперь прошу вас посмотреть как голосовали дети.
2. Нашу страну называют великой не только за размер её территорий, но и за великие события, произошедшие в её истории, которые помнят и гордятся поколения её граждан.
Категория «Исторические события». Я представляю вашему вниманию следующие исторические события:
1. Олимпиада 2014 г.
2. Евровидение 2008 г.
3. Присоединение Крыма.
4. Освоение космоса.
5. Победа.
6. Блокада Ленинграда.
7. Железная дорога через тайгу (БАМ).
Предлагаю участникам фокус-группы проголосовать за три события, наиболее важные, по вашему мнению, для нашей страны, поместив картинки на макет. При проведение такого голосования с детьми я использую события наиболее значимые и понятные для них, этот прием помогает так же популяризовать исторические события нашей страны.
Подсчитав голоса, помещаем выбранные вами события на наш макет.
А вот как голосовали за эту категорию дети.
3. Следующая категория для голосования «Знаменитые люди», давайте посмотрим на экран.
1. Дмитрий Иванович …Менделеев
2. Михаил Васильевич …Ломоносов
3. Майя Михайловна …Плисецкая
4. Агния Львовна …Барто
5. Георгий Константинович …Жуков
6. Царь …Пётр I
7. Александр Сергеевич… Пушкин
8. Юрий Алексеевич …Гагарин
9. Петр Ильич …Чайковский
Поднимите карточку с номером той личности, которая, по вашему мнению, внесла большой вклад в развитие России и достойна стать символом страны. Подсчитаем голоса и поместим их на наш макет.
Как вы думаете, доступен ли этот способ голосования для детей. Да конечно, но давать детям более близких для них людей (писателей, композиторов, художников).
Дети проголосовали за известных им людей.
4. Да, люди - это наше богатство, но ведь они живут в окружении природных и архитектурных чудес. Поэтому следующая категория «Чудеса России». Эта категория была домашним заданием для родителей (т. к. они являются активными участниками образовательного процесса) и их детей. Каждой семье я дала кратко изучить одно из чудес России, а потом нам рассказать. В наше стране их множество. Но сегодня мы обратимся к нескольким. Попробуйте их отгадать.
Это самое глубокое и чистое озеро мира. (Байкал)
Место на Камчатке с большим количеством гейзеров и горячих ключей (долина гейзеров).
Одна из высочайших статуй мира, которая построена в честь героев Сталинградской битвы (Скульптура Родина-Мать)
Дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива. (Петергоф)
Назовите символ города Москвы, площадь там зовется Красной,
бьют часы на башне Спасской. (Кремль)
Православный храм, расположенный на красной площади в Москве. (Собор Василия Блаженного - Покрова Пресвятой Богородицы).
Самая высокая горная вершина России, расположенная на Кавказе (Эльбрус)
Геологические памятники, которые образовались с помощью ветра, дождя, снега, мороза и жары из когда-то высоких гор (Столбы Выветривания).
Горит ярко, разноцветными огнями
Над холодными полями. (Северное сияние)
Предлагаю вам выбрать по одному объекту, на ваш взгляд, достойному стать первым чудом России и, поместив его на карте, объяснить свой выбор.
По итогам голосования эти объекты мы помещаем на наш макет.
Как вы думаете, будет ли эта категория стимулировать детей к самопознанию и саморазвитию? Да конечно, создание такого макета подталкивает детей, их родителями для получения новых знаний, а так же дает возможность педагогу варьировать создание макетов по времени, делать их краткосрочными или долгосрочными.
А так вот дети рассказывали о чудесах России, а потом делали свой выбор.
Рефлексия.
Таким образом, используя приём интерактивного голосования для приобщения старших дошкольников к историческим ценностям нашей страны, мы воспитываем в них истоки духовности и патриотизма. Хорош этот приём ещё и потому, что в процесс выбора того или иного объекта вовлечены все дети, даже самые стеснительные и замкнутые. Эту технологию можно широко использовать при закреплении любого материала, составляя какой -либо макет, который служит наглядным пособием. Н-р мы использовали при изучении темы "Природа Крайнего Севера", "Как дикие животные готовятся к зиме" и др. (собирали макет, используя широкий выбор картинок животных и растений).