Учитель года Дона 2023
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_pedagoga-psihologa_sidenko_s.v.docx | 56.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика профессиональной деятельности
участника конкурса «Учитель года Дона» 2023
в номинации «Педагог - психолог»
Сиденко Светланы Владимировны
педагога-психолога
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Валуевской средней школы
Ремонтненского района Ростовской области
-
Раздел 1. Сведения о профессиональном и дополнительном профессиональном образовании
Образование:
2006 – 2011 гг.: Ставропольский государственный университет, г.Ставрополь. Квалификация: Психолог. Преподаватель психологии по специальности «Психология».
2011 – 2013 гг. Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь. Магистратура по направлению подготовки «Специальное (дефектологические) образование».
Педагогический стаж:7 лет
Квалификационная категория: соответствие
Курсы повышения квалификации:
2017 год - Удостоверение о повышении квалификации «Реализация ФГОС во внеурочной деятельности». Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт переподготовки и повышения квалификации» (г.Новочеркасск);
2017 год – Сертификат Всероссийского вебинара «Профилактика суицидального поведения детей и подростков, связанного с влиянием сети интернет» по программе повышения квалификации. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей»;
2018 год - Удостоверение о повышении квалификации «Деятельность педагога-психолога в соответствии с ФГОС». Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт переподготовки и повышения квалификации» (г.Новочеркасск);
2018 год - Удостоверение о повышении квалификации «Технологии психолого-педагогического сопровождения Российского движения школьников». Академия психологии и педагогики Южного федерального округа (г.Ростов-на Дону);
2022 год – Сертификат участника обучающего курса «Управление стрессом в профессиональной деятельности педагога». АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования» Всероссийский образовательный проект RAZVITUM;
2022 год – Сертификат участника обучающего курса «Современные методики вовлечения ученика в образовательный процесс как основа профессионального мастерства учителя». АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования» Всероссийский образовательный проект RAZVITUM;
2022 год – Сертификат об успешном усвоении онлайн-курса «Взаимодействие регионального отделения РДШ с комиссией по делам несовершеннолетних. Работа с детьми "группы риска"». Корпоративный университет Российского движения школьников;
2022 год – Сертификат участника обучающего курса «Современные практики работы учителя в условиях реализации ФГОС». АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования» Всероссийский образовательный проект RAZVITUM;
2022 год - Сертификат участника в Х международной конференции «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы» по теме «Обучение и развитие».
Раздел 2. Сведения об особенностях организации и об особенностях субъектов образовательных отношений, включенных в программу профессиональной деятельности
С 2015 года осуществляю свою профессиональную деятельность в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Валуевской средней школе в должности педагога-психолога.
Отличительная особенность образовательной организации в том, что школа является многонациональной. В школе обучаются русские дети (27%), чеченцы (30%),даргинцы (41%) и карачаевцы (1%) (https://nsportal.ru/node/5967192 ).
Обучение и воспитание ведутся на русском языке. В селе нет досуговых и внешкольных центров развития, поэтому наша школа является единственной площадкой для развития, воспитания и обучения подрастающего поколения села. Не развитая социокультурная инфраструктура села накладывает ответственности на школу и педагогов в плане развития и социализации обучающихся.
В школе обучается 141 ребенок.
Среди обучающихся образовательной организации имеются дети с особыми образовательными потребностями:
- дети-инвалиды (3 обучающихся имеют статус «ребенок-инвалид»);
- дети с ОВЗ (7 обучающихся с ОВЗ), один из которых находятся на домашнем обучении.
В нашей школе реализуются общеобразовательные программы начального, основного и среднего образования, адаптированные общеобразовательные программы начального и основного образования, обучение детей с ОВЗ по индивидуальным планам. Все программы образуют целостную систему, основанную на принципах непрерывности, преемственности, личностной ориентации на участников образовательного процесса, направлены на всестороннее развитие личности. В школе нет логопеда, сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляет только педагог-психолог.
Раздел 3. Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог в сфере образования»
В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденным приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514 (https://docs.google.com/viewerng/viewer?url=https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/01/10/fgos_pedagoga-psihologa.pdf ) основными целями моей деятельности в школе являются:
- психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
- оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ (в том числе – детям с ограниченными возможностями здоровья);
- помощь обучающимся в развитии и социальной адаптации.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- Осуществление мониторинга уровня психологического здоровья обучающихся и педагогов;
- Оказание психолого-педагогической помощи в профессиональном самоопределения старшеклассникам;
- Психологическое просвещение всех субъектов образовательных отношений.
В соответствии с профессиональным стандартом педагога-психолога, а также задачами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса осуществляю свою работу по всем направлениям профессиональной деятельности:
- психологическая диагностика;
- психологическое просвещение и профилактика;
- коррекционно-развивающая и консультативная деятельность;
- организационно-методическая работа.
Психодиагностическая работа представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение учащихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Мероприятия указанного направления провожу в соответствии с планом работы педагога-психолога, в итоге предоставляю информацию классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школы для содействия созданию благоприятных социально-педагогических и психологических условий в учебной работе и организации воспитательной деятельности, преодолению кризисных периодов в процессе обучения в школе. Исследования провожу в режиме как группового, так и индивидуального исследования.
В рамках этого направления:
- осуществляю диагностику индивидуальных психологических особенностей детей с особыми образовательными потребностями (детей с ограниченными возможностями здоровья и одаренных детей).
- провожу диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям (первоклассников, пятиклассников, десятиклассников, выпускников 9-х и 11-х классов);
- осуществляю диагностику социально-психологического климата в классных коллективах и в педагогическом коллективе (по запросу);
- выявляю особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи.
Психологическое просвещение и профилактика осуществляется с разными категориями участников образовательного процесса: детьми, родителями (законными представителями), педагогами образовательного учреждения.
Психологическое просвещение педагогов направлено на создание условий для получения необходимых психолого-педагогических знаний и навыков. Работу организую таким образом, чтобы отвечала реальным запросам педагогов по интересующим их вопросам.
Содержанием просветительской работы школьного психолога с родителями является ознакомление последних с актуальными проблемами детей, с которыми они сталкиваются на определенных возрастных этапах своего развития. На классных собраниях в специальный родительский день предлагаю наиболее подходящие формы родительско-детских отношений с учетом возрастных особенностей ребенка.
Психологическая профилактика, прежде всего, направлена на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания. Психопрофилактическая работа со школьниками способствует профилактике и пропаганде здорового образа жизни школьников. Профилактическую работу с обучающимися реализую через психологические игры, недели психологической безопасности, социальные акции. Проводимая профилактическая работа с педагогами позволяет объективно оценивать различные ситуации и строить совместную программу по устранению тех или иных трудностей.
Профилактическая работа с родителями повышает их психологическую и личностную компетентность, помогает предотвратить многие проблемы, связанные с обучением и воспитанием детей.
Коррекционно-развивающая деятельность направлена на создание социально-психологических условий для успешного психологического развития учащихся при помощи специально подобранных программ и в соответствии с учебным планом школы.
В рамках этого направления:
- работаю в составе психолого-педагогического консилиума (ППк) и Совета профилактики;
- разрабатываю и реализую планы проведения коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленные на развитие их интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, снижение уровня тревожности, формирование жизнестойкости, развитие коммуникативных навыков, формированию умений и навыков саморегуляции и самоконтроля;
- разрабатываю и реализую программы коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ (развитие познавательной сферы, развитие эмоционально-волевой сферы, формирование адекватной самооценки, формирование навыков коммуникации и т.д.);
- реализую развивающую программу внеурочной деятельности «Лестница успеха».
Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса, в том числе лиц с ОВЗ и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
В рамках этого направления проводятся консультации:
- для обучающихся по проблемам самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе;
- педагогов, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся;
- для родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития и воспитания, профессионального самоопределения;
- для педагогов и администрации по проблемам обучения и воспитания обучающихся, взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам.
Организационно-методическая работа - это основа для повышения моей профессиональной компетентности и она включает:
-Работа с методической и научно-популярной литературой;
-Анализ и планирование деятельности;
-Ведение отчетной документации;
-Разработка развивающих и коррекционных программ;
-Разработка рекомендаций для учащихся;
-Использование интернет-ресурсов в работе;
-Подготовка к выступлениям перед педагогами и родителями.
Раздел 4.Перечень применяемых психолого-педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности
Психолого-педагогическая работа проводится соответственно годовому плану работы школы и плана педагога-психолога. План работы педагога-психолога (rostovschool.ru)
Диагностические методики | ||
Исследование познавательной сферы | Исследование эмоционально-личностной сферы | Исследование семейных взаимоотношений и межличностных отношений детей со сверстниками |
Уровень школьной мотивации (Н. Лусканова) | Тест школьной тревожности Филлипса | Методика «Социометрия» (Д. Морено); |
Методика «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурии) | Методика «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)» Орел А.Н. | Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» (И.М. Марковской) |
Методика «Корректурная проба» | Рисунок человека | Методика «Отношение к классному руководителю» (С.А. Морозова) |
Методика «Исключение предметов (4 лишний)» | Методика «Исследования самооценки по Дембо-Рубинштейн | Изучение уровня комфортности в школе (Н.П. Капустина) |
Методика «Исключение лишнего» | Методика «Лесенка» | Методика «Референтометрия» (А.Реан) |
Методика «Дорисовывание фигур» | Опросник тревожности (М.И.Зелинского) | |
Методика «Простые аналогии» | Методика «Ценностные ориентации» М. Рокич | |
Методика Пиктограмма А.Р. Лурии | Методика диагностики акцентуаций характера (Леонгард Э., С. Шмишек) | |
Сравнение понятий | Методика «Рисунок несуществующего животного». М.З.Дукаревич | |
Цветные прогрессивные матрицы Равена |
Психодиагностический инструментарий - Психодиагностический инструментарий. Познавательная сфера | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
Психологическое просвещение реализую с родителями и педагогами через мастер-классы, семинары-практикумы, лектории, посвященные актуальным вопросам воспитания и развития школьников, их психическим и возрастным особенностям, а также образования в целом.
Целью коррекционно-развивающей работы является создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекции отклонений психического развития. Эта работа предполагает активное воздействие на процесс психического развития и формирования личности обучающегося. По результатам первичной диагностики, а также рекомендациям ППк, обучающиеся с согласия родителей посещают коррекционно-развивающие занятия. В проведении коррекционно-развивающей работы с обучающимися основываюсь на программах и методических разработках, перечень которых указан ниже:
- Профилактические: Программа психолого-педагогической профилактики девиантного поведения детей и подростков «Путь к себе», автор: Шагивалиева Г. К.; «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» Цукерман Г.А..
- Коррекционно-развивающие: «Азбука психологии», программа развитие социальнозначимых личностных качеств, автор: Виденеева Е. Н.; Нейропсихология. Игры и упражения. И.И. Праведникова.
- Профориентационные: «Путь в профессию», программа тренинговых занятий, автор: Хижова Т. С.
В своей профессиональной деятельности использую следующие образовательные технологии:
Технологии | |||
Информационно-коммуникативные | Здоровье- сберегающие | Личностно – ориентированные | Игровые |
- презентации; - мотивационные ролики; - ресурсы интернета; - графики, диаграммы, таблицы для обработки результатов тестирования. | - гимнастика для глаз; -гимнастика дыхательная; -гимнастика; пальчиковая; -подвижные и спортивные игры; -динамическая пауза; -релаксация | -исследовательская; -коммуникативная; -имитационного моделирования (игровая); - психологическая; - деятельностная; -рефлексивная | - обучающие; -тренинговые; -коммуника-тивные ; -развивающие; -драматизации и др. |
В рамках организационно-методического направления ежегодно разрабатываю рабочую программу психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, а также программы в зависимости от возрастного периода воспитанников и характера трудностей, выявленных в ходе диагностического обследования. Являюсь членом психолого-педагогического консилиума (ППк) школы, разрабатываю планы заседаний, веду протоколы, заполняю журналы.
Раздел 5. Перечень разработанных локальных и методических документов, медиапродуктов, программ и проектов
Локальные и методические документы:
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме МБОУ Валуевской СШ», утверждено приказом № 93 от 01.09.2022г. (https://valuevka.rostovschool.ru/?section_id=81);
- Положение о службе школьной медиации, утверждено приказом № 150/1 от 01.09.2021г.
- Методическая разработка «Психолого-педагогическая диагностика будущего первоклассника» (https://nsportal.ru/user/1444013/page/metodicheskie-razrabotki);
- Программа психолого-педагогического сопровождения детей 1 класса с ЗПР, 2022-2023 гг.
Публикации:
- Северный Кавказ – пространство межэтнического и межкультурного диалога молодежи: материалы Всероссийской научной конференции (17-18 ноября 2010 г.)/ под общ.ред. Т.в.Белых. Старополь,2010. 143 c. ISBN 978-5-88648-753-4;
- Личность: культура и образование: материалы 56-ой научно-методической конференции преподавателей студентов (апрель, 2011). – Ставрополь Ставропольсервисшкола, 211. – 154 с.
Методические разработки просветительской направленности:
- «Рекомендации родителям первоклассников в период адаптации»;
- «Советы и рекомендации для педагогов по повышению учебной мотивации учащихся»;
- «Психогимнастика»;
- «Психологическая подготовка к экзаменам»;
- Рекомендации по преодолению тревожности перед проверочными работами (ВПР);
- Образовательная кинезиология;
- «Подростковый период – это страшно?»;
- «Ребенок с ОВЗ в классе. Как себя вести?»;
- «Эмоциональное выгорание педагога. Как его предупредить!»;
- Рекомендации родителям «Что такое эмоциональный интеллект»;
«Занятие с элементами тренинга «Цветик – семицветик» (занятие для младших школьников).
(Данные материалы размещены на моем сайте https://nsportal.ru/sidenko-svetlana-vladimirovna).
Раздел 6. Обобщенные итоги профессиональной деятельности за последние 3 года, отражающие результативность и эффективность психолого-педагогического сопровождения.
За период профессиональной деятельности сформирован методический комплекс, позволяющий своевременно диагностировать и проводить коррекционную работу с категориями детей, требующих помощи, родителями и педагогами.
Оформлены информационно-просветительские и профилактические стенды: «Организация работы по профилактике суицида в образовательной организации», «Я выбираю жизнь», «Родители и дети».
Согласно Письму Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»), разработано и утверждено Положение о психолого-педагогическом консилиуме МБОУ Валуевская СШ и ведется работа, направленная на обеспечение диагностико-коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, с отклонениями в развитии, и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.
В течение отчетного периода были проведены:
- Диагностическая работа.
Вид диагностики Учебный год | Количество групповых диагностических обследований | Количество индивидуальных диагностических обследований |
2019-2020 | 10 | 21 |
2020-2021 | 13 | 28 |
2021-2022 | 16 | 36 |
– индивидуальная диагностика по различным направлениям: изучение индивидуальных особенностей развития личности (дети «группы риска»), исследование детско-родительских отношений, исследование характерологических особенностей личности;
– групповые диагностики, отражающие процесс адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов, диагностики с учащимися 9 и 11 классов по исследованию сформированности профессиональных предпочтений учащихся, онлайн-тестирование с учащимися 9-11кл. по профориентации, социально-психологическое тестирование учащихся 7-11кл. в режиме онлайн, направленное на определение вероятности вовлечения учащихся в зависимое поведение на основе соотношенияфакторов риска.
С детьми «группы риска» проводились индивидуальные беседы, консультации по вопросам нарушения поведения, коррекции агрессивного поведения (тренинги), о взаимоотношениях с противоположным полом, о профилактике бродяжничества, о вреде курения. Показателем успешности в этом направлении является снятие с учета обучающихся, состоявших на различных видах учета, отсутствие повторных правонарушений.
Результаты исследований позволяют направлять рекомендации администрации школы, педагогическому коллективу, родителям для организации дальнейшей работы.
- Психологическое просвещение и профилактика
- Профилактические беседы с обучающимися:
- по информированию о возможности получения психологической помощи в трудных жизненных ситуациях «Моя безопасность» с раздачей буклетов с номером телефона доверия и других способ получения экстренной помощи;
- по профилактике неблагополучной психологической атмосферы в классе.
- Просмотр мультфильма «Мне так не нравится» из серии мультика "Про Миру и Гошу» с дальнейшим обсуждением темы «Соблюдение личных границ окружающих».
- Организация акции «Мы разные, но мы вместе» среди учащихся школы в рамках Дня толерантности.
- Просмотр видеофильма с дальнейшим обсуждением актуальной проблемы «Вредное воздействие табакокурения на организм подростков».
- Работа Школьной службы примирения (ШСП). Основная цель ШСП – разрешение конфликтных ситуаций конструктивным способом через Восстановительный подход (восстановление отношений) и как результат создание благоприятного психологического климата в коллективе ОУ.
Результаты деятельности ШСП по разрешению конфликтов за 2019-2022
Учебный год | 2019-2020 | 2020-2021 | 2021-2022 |
Кол-во разрешенных конфликтов | 8 | 12 | 10 |
- Выступления на тематических родительских собраниях и по результатам групповых диагностических обследований детей.
Темы родительских собраний:
- «Адаптация детей к школе»;
- «Причины нарушений поведения и учебной неуспеваемости детей»;
- «Как подготовиться к экзаменам».
7. Выступления на педагогических советах по темам:
- «Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ»;
- «Суицидальное поведение подростков».
8. Организованы и проведены индивидуальные консультации с учащимися «группы риска», и учащимися, находящимися в сложной жизненной ситуации.
9. Проводятся профилактические занятия по предупреждению «буллинга» среди несовершеннолетних. Проведена серия классных часов по данной тематике с элементами тренинга среди учащихся 5 – 9 классов. Занятия подтверждают свою эффективность отсутствием случаев «буллинга» среди учащихся школы.
- Коррекционно-развивающая и консультативная деятельность.
Коррекционно-развивающая деятельность | |||
Учебный год | Количество занятий | Индивидуальных | Групповых |
2019-2020 | 54 | 36 | 18 |
2020-2021 | 34 | 24 | 10 |
2021-2022 | 63 | 41 | 22 |
Анализируя результаты осуществлённой коррекционной-развивающей работы, можно отметить следующие тенденции:
- По итогам реализации индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, направленных на преодоление трудностей в освоение общеобразовательных программ снизилось число слабоуспевающих. Так в 2019-2020 уч. г. после проведения цикла индивидуальных занятий из 5 слабоуспевающих число уменьшилось до 2 учащихся. В 2020-2021 учебном году число слабоуспевающих учащихся вовлеченных в индивидуальную работу - 7, после реализации программы снизилось до 4. В 2021 – 2022 уч. г. с 10 учащихся испытывающими трудности в освоении общеобразовательной программы проводились индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, после реализации которых их численность снизилась до 4.
- После реализации коррекционно-развивающих программ, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы учащихся, работой со страхами и тревожность в период школьного обучения, подготовке и сдачи выпускных экзаменов были следующие результаты:
- количество тревожных учеников снизилось в 2019-2020 учебном году с 10 учеников до 5, в 2020 -2021 учебном году с 11 учащихся до 5, в 2021-2022 учебном году с 13 учеников до 5.
- снизился уровень тревожности и страхов в период подготовке и сдаче ЕГЭ.
Снизилось число дезадаптированных учащихся 1 и 5 классов. Так в 2019-2020 уч. г. трудности в период адаптации были у 6 обучающихся первого класса, к концу учебного года после реализации коррекционно-развивающей программы – 1 человек. В 2020-2021 уч. г. дезадаптированных было 4; к концу учебного– 0. В 2021-2022 уч. г. дезадаптированных – 5, к концу учебного года - 1.
Консультативная деятельность.
2019-2020 учебный год | ||
Категории обращающихся к психологу | Количество индивидуальных приемов | Количество групповых приемов |
Учащиеся | 15 | 3 |
Родители | 12 | 2 |
Педагоги | 10 | 3 |
Всего за год | 37 | 8 |
2020-2021 учебный год | ||
Категории обращающихся к психологу | Количество индивидуальных приемов | Количество групповых приемов |
Учащиеся | 9 | 2 |
Родители | 10 | 2 |
Педагоги | 5 | 2 |
Всего за год | 24 | 6 |
2021-2022 учебный год | ||
Категории обращающихся к психологу | Количество индивидуальных приемов | Количество групповых приемов |
Учащиеся | 18 | 5 |
Родители | 13 | 4 |
Педагоги | 12 | 4 |
Всего за год | 43 | 13 |
По проблематике обращений на консультации превалировали проблемы интеллектуального развития и познавательной деятельности, проблемы психоэмоционального состояния детей (тревожность, агрессивность).
- Организационно-методическая работа.
- Участие в работе Школьной службы примирения – 30 сессий;
- Участие в Совете профилактики – 18 заседаний;
- Организация и участие в ППК школы – 12 заседаний;
- Выпуск памяток для учащихся и родителей «Причины девиантного поведения», «Памятка выпускник»;
- Участие в плановых совещаниях с администрацией школы.
Постоянно совершенствую свои профессиональные качества, проходя курсы повышения квалификации
В дальнейшем на основании проведенного анализа деятельности необходимо доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса, что будет способствовать выработке стратегии дальнейшей траектории деятельности.
Таким образом, идеальным воплощением системы психолого-педагогического сопровождения в школе является работа в команде единомышленников, слаженное сотрудничество и взаимная поддержка специалистов.
Системная психолого-педагогическая деятельность позволит создать благоприятные условия для развития всех субъектов образовательного пространства.