Учитель года Дона 2023

Сиденко Светлана Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_pedagoga-psihologa_sidenko_s.v.docx56.82 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика профессиональной деятельности

участника конкурса «Учитель года Дона» 2023

в номинации  «Педагог - психолог»

Сиденко Светланы Владимировны

педагога-психолога

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Валуевской средней школы

Ремонтненского района Ростовской области

-  

Раздел 1. Сведения о профессиональном и дополнительном профессиональном образовании

Образование:

2006 – 2011 гг.: Ставропольский государственный университет, г.Ставрополь. Квалификация: Психолог. Преподаватель психологии по специальности «Психология».

2011 – 2013 гг. Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь. Магистратура по направлению подготовки «Специальное (дефектологические) образование».

Педагогический стаж:7 лет

Квалификационная категория: соответствие

Курсы повышения квалификации:

2017 год -  Удостоверение о повышении квалификации «Реализация ФГОС во внеурочной деятельности». Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования  «Институт переподготовки и повышения квалификации» (г.Новочеркасск);

2017 год – Сертификат Всероссийского вебинара «Профилактика суицидального поведения детей и подростков, связанного с влиянием сети интернет» по программе  повышения квалификации. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей»;

2018 год - Удостоверение о повышении квалификации «Деятельность педагога-психолога в соответствии с ФГОС». Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования  «Институт переподготовки и повышения квалификации» (г.Новочеркасск);

2018 год - Удостоверение о повышении квалификации «Технологии психолого-педагогического сопровождения Российского движения школьников». Академия психологии и педагогики Южного федерального округа (г.Ростов-на Дону);

2022 год – Сертификат участника обучающего курса «Управление стрессом в профессиональной деятельности педагога». АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования» Всероссийский образовательный проект RAZVITUM;

2022 год – Сертификат участника обучающего курса «Современные методики вовлечения ученика в образовательный процесс как основа профессионального мастерства учителя». АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования» Всероссийский образовательный проект RAZVITUM;

2022 год – Сертификат об успешном усвоении онлайн-курса «Взаимодействие регионального отделения РДШ с комиссией по делам несовершеннолетних. Работа с детьми "группы риска"». Корпоративный университет Российского движения школьников;

2022 год – Сертификат участника обучающего курса «Современные практики работы учителя в условиях реализации ФГОС». АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования» Всероссийский образовательный проект RAZVITUM;

2022 год - Сертификат участника в Х международной конференции «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы» по теме «Обучение и развитие».

Раздел 2. Сведения об особенностях организации и об особенностях субъектов образовательных отношений, включенных в программу профессиональной деятельности

 

 С 2015 года осуществляю свою профессиональную деятельность в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Валуевской средней школе в должности педагога-психолога.

 Отличительная особенность образовательной организации в том, что школа является многонациональной. В школе обучаются русские дети (27%), чеченцы (30%),даргинцы (41%) и карачаевцы (1%) (https://nsportal.ru/node/5967192 ).

Обучение и воспитание ведутся на русском языке. В селе нет досуговых и внешкольных центров развития, поэтому наша школа является единственной площадкой для развития, воспитания и обучения подрастающего поколения села. Не развитая социокультурная инфраструктура села накладывает ответственности на школу и педагогов в плане развития и социализации обучающихся.

В школе обучается 141 ребенок.

Среди обучающихся образовательной организации имеются дети с особыми образовательными потребностями:

  • дети-инвалиды (3 обучающихся имеют статус «ребенок-инвалид»);
  • дети с ОВЗ (7 обучающихся с ОВЗ), один из которых находятся на домашнем обучении.

В нашей школе реализуются общеобразовательные программы начального, основного и среднего образования, адаптированные общеобразовательные программы начального и основного образования, обучение детей с ОВЗ по индивидуальным планам. Все программы образуют целостную систему, основанную на принципах непрерывности, преемственности, личностной ориентации на участников образовательного процесса, направлены на всестороннее развитие личности. В школе нет логопеда, сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляет только педагог-психолог.

Раздел  3. Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог в сфере образования»

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденным приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514 (https://docs.google.com/viewerng/viewer?url=https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/01/10/fgos_pedagoga-psihologa.pdf ) основными целями моей деятельности в школе являются:

  • психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
  • оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ (в том числе – детям с ограниченными возможностями здоровья);
  • помощь обучающимся в развитии и социальной адаптации.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. Осуществление мониторинга уровня психологического здоровья обучающихся и педагогов;
  2. Оказание психолого-педагогической помощи в профессиональном самоопределения старшеклассникам;
  3. Психологическое просвещение всех субъектов образовательных отношений.

В соответствии с профессиональным стандартом педагога-психолога, а также задачами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса осуществляю свою работу по всем направлениям профессиональной деятельности:

  • психологическая диагностика;
  • психологическое просвещение и профилактика;
  • коррекционно-развивающая и консультативная деятельность;
  • организационно-методическая работа.

Психодиагностическая работа представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение учащихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.                        

Мероприятия указанного направления провожу в соответствии с планом работы педагога-психолога, в итоге предоставляю информацию классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школы для содействия созданию благоприятных социально-педагогических и психологических условий в учебной работе и организации воспитательной деятельности, преодолению кризисных периодов в процессе обучения в школе. Исследования провожу в режиме как группового, так и индивидуального исследования.

В рамках этого направления:

  • осуществляю диагностику индивидуальных психологических особенностей детей с особыми образовательными потребностями (детей с ограниченными возможностями здоровья и одаренных детей).
  • провожу диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям (первоклассников, пятиклассников, десятиклассников,  выпускников 9-х и 11-х классов);
  • осуществляю диагностику социально-психологического климата в классных коллективах и в педагогическом коллективе (по запросу);
  • выявляю особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи.

Психологическое просвещение и профилактика осуществляется с разными категориями участников образовательного процесса: детьми, родителями (законными представителями), педагогами образовательного учреждения.

Психологическое просвещение педагогов направлено на создание условий для получения необходимых психолого-педагогических знаний и навыков. Работу организую таким образом, чтобы отвечала реальным запросам педагогов по интересующим их вопросам.

Содержанием просветительской работы школьного психолога с родителями является ознакомление последних с актуальными проблемами детей, с которыми они сталкиваются на определенных возрастных этапах своего развития. На классных собраниях в специальный родительский день предлагаю наиболее подходящие формы родительско-детских отношений с учетом возрастных особенностей ребенка.

Психологическая профилактика, прежде всего, направлена на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания. Психопрофилактическая работа со школьниками способствует профилактике и пропаганде здорового образа жизни школьников. Профилактическую работу с обучающимися реализую через психологические игры, недели психологической безопасности,  социальные акции. Проводимая профилактическая работа с педагогами позволяет объективно оценивать различные ситуации и строить совместную программу по устранению тех или иных трудностей.

        Профилактическая работа с родителями повышает их психологическую и личностную компетентность, помогает предотвратить многие проблемы, связанные с обучением и воспитанием детей.

        Коррекционно-развивающая деятельность направлена на создание социально-психологических условий для успешного психологического развития учащихся при помощи специально подобранных программ и в соответствии с учебным планом школы.

В рамках этого направления:

  • работаю в составе психолого-педагогического консилиума (ППк) и Совета профилактики;
  • разрабатываю и реализую планы проведения коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленные на развитие их интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, снижение уровня тревожности, формирование жизнестойкости, развитие коммуникативных навыков, формированию умений и навыков саморегуляции и самоконтроля;
  • разрабатываю и реализую программы коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ (развитие познавательной сферы, развитие эмоционально-волевой сферы, формирование адекватной самооценки, формирование навыков коммуникации и т.д.);
  • реализую развивающую программу внеурочной деятельности «Лестница успеха».

Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса, в том числе лиц с ОВЗ и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

В рамках этого направления проводятся консультации:

  • для обучающихся по проблемам самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе;
  • педагогов, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся;
  • для родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития и воспитания, профессионального самоопределения;
  • для педагогов и администрации по проблемам обучения и воспитания обучающихся, взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам.

Организационно-методическая работа - это основа для повышения моей профессиональной компетентности и она включает:

-Работа с методической и научно-популярной литературой;

-Анализ и планирование деятельности;

-Ведение отчетной документации;

-Разработка развивающих и коррекционных программ;

-Разработка рекомендаций для учащихся;

-Использование интернет-ресурсов в работе;

-Подготовка к выступлениям перед педагогами и родителями.

Раздел 4.Перечень применяемых психолого-педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности

Психолого-педагогическая работа проводится соответственно годовому плану работы школы и плана педагога-психолога. План работы педагога-психолога (rostovschool.ru) 

Диагностические методики

Исследование познавательной сферы

Исследование эмоционально-личностной сферы

Исследование семейных взаимоотношений и

межличностных отношений детей со сверстниками

Уровень школьной мотивации (Н. Лусканова)

Тест школьной тревожности Филлипса

Методика «Социометрия» (Д. Морено);

Методика «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурии)

Методика «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)» Орел А.Н.

Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» (И.М. Марковской)

Методика «Корректурная проба»

Рисунок человека

Методика «Отношение к классному руководителю» (С.А. Морозова)

Методика «Исключение предметов (4 лишний)»

Методика «Исследования самооценки по Дембо-Рубинштейн

Изучение уровня комфортности в школе (Н.П. Капустина)

Методика «Исключение лишнего»

Методика «Лесенка»

Методика «Референтометрия» (А.Реан)

Методика «Дорисовывание фигур»

Опросник тревожности (М.И.Зелинского)

Методика «Простые аналогии»

Методика «Ценностные  ориентации» М. Рокич

Методика Пиктограмма А.Р. Лурии

Методика диагностики акцентуаций характера (Леонгард Э., С. Шмишек)

Сравнение понятий

Методика «Рисунок несуществующего животного». М.З.Дукаревич

Цветные прогрессивные матрицы Равена

Психодиагностический инструментарий - Психодиагностический инструментарий. Познавательная сфера | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

Психологическое просвещение реализую с родителями и педагогами через мастер-классы, семинары-практикумы, лектории, посвященные актуальным вопросам воспитания и развития школьников, их психическим и возрастным особенностям, а также образования в целом.

Целью коррекционно-развивающей работы является создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекции отклонений психического развития. Эта работа предполагает активное воздействие на процесс психического развития и формирования личности обучающегося. По результатам первичной диагностики, а также рекомендациям ППк, обучающиеся с согласия родителей посещают коррекционно-развивающие занятия. В проведении коррекционно-развивающей работы с обучающимися основываюсь на программах и методических разработках, перечень которых указан ниже:

  1. Профилактические: Программа психолого-педагогической профилактики девиантного поведения детей и подростков «Путь к себе», автор: Шагивалиева Г. К.; «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» Цукерман Г.А..
  2. Коррекционно-развивающие: «Азбука психологии», программа развитие социальнозначимых личностных качеств, автор: Виденеева Е. Н.; Нейропсихология. Игры и упражения. И.И. Праведникова.
  3. Профориентационные: «Путь в профессию», программа тренинговых занятий, автор: Хижова Т. С.

В своей профессиональной деятельности использую следующие образовательные технологии:

Технологии

Информационно-коммуникативные

Здоровье-

сберегающие

Личностно – ориентированные

Игровые

- презентации;

- мотивационные ролики;

- ресурсы интернета;

- графики, диаграммы, таблицы для обработки результатов тестирования.

- гимнастика для глаз;

-гимнастика дыхательная;

 -гимнастика; пальчиковая;

-подвижные и спортивные игры;

-динамическая пауза;

  -релаксация

-исследовательская;

-коммуникативная;

-имитационного моделирования (игровая);

- психологическая;

- деятельностная;

-рефлексивная

- обучающие;

-тренинговые;

-коммуника-тивные ;

-развивающие;

-драматизации и др.

В рамках организационно-методического направления ежегодно разрабатываю рабочую программу психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, а также программы в зависимости от возрастного периода воспитанников и характера трудностей, выявленных в ходе диагностического обследования. Являюсь членом психолого-педагогического консилиума (ППк) школы, разрабатываю планы заседаний, веду протоколы, заполняю журналы.

Раздел  5. Перечень разработанных локальных и методических документов, медиапродуктов, программ и проектов

Локальные и методические документы:

  • Положение о психолого-педагогическом консилиуме МБОУ Валуевской СШ», утверждено приказом № 93 от 01.09.2022г. (https://valuevka.rostovschool.ru/?section_id=81);
  • Положение о службе школьной медиации, утверждено приказом № 150/1 от 01.09.2021г.
  • Методическая разработка «Психолого-педагогическая диагностика будущего первоклассника» (https://nsportal.ru/user/1444013/page/metodicheskie-razrabotki);
  • Программа психолого-педагогического сопровождения детей 1 класса с ЗПР, 2022-2023 гг.

Публикации:

  • Северный Кавказ – пространство межэтнического и межкультурного диалога молодежи: материалы Всероссийской научной конференции (17-18 ноября 2010 г.)/ под общ.ред. Т.в.Белых.  Старополь,2010.  143 c. ISBN 978-5-88648-753-4;
  • Личность: культура и образование: материалы 56-ой научно-методической конференции преподавателей  студентов (апрель, 2011). – Ставрополь Ставропольсервисшкола, 211. – 154 с.

Методические разработки просветительской направленности:

- «Рекомендации родителям первоклассников в период адаптации»;

- «Советы и рекомендации для педагогов по повышению учебной мотивации учащихся»;

- «Психогимнастика»;

- «Психологическая подготовка к экзаменам»;

- Рекомендации по преодолению тревожности перед проверочными работами (ВПР);

- Образовательная кинезиология;

- «Подростковый период – это страшно?»;  

- «Ребенок с ОВЗ в классе. Как себя вести?»;  

- «Эмоциональное выгорание педагога. Как его предупредить!»;  

- Рекомендации родителям «Что такое эмоциональный интеллект»;

 «Занятие с элементами тренинга «Цветик – семицветик» (занятие для младших школьников).

(Данные материалы размещены на моем сайте https://nsportal.ru/sidenko-svetlana-vladimirovna).

Раздел  6. Обобщенные итоги профессиональной деятельности за последние 3 года, отражающие результативность и эффективность психолого-педагогического сопровождения.

За период профессиональной деятельности сформирован методический комплекс, позволяющий своевременно диагностировать и проводить коррекционную работу с категориями детей, требующих помощи, родителями и педагогами.  

Оформлены информационно-просветительские и профилактические стенды: «Организация работы по профилактике суицида в образовательной организации», «Я выбираю жизнь», «Родители и дети».

Согласно Письму Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»), разработано и утверждено Положение о психолого-педагогическом консилиуме МБОУ Валуевская СШ и ведется работа, направленная на обеспечение диагностико-коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, с отклонениями в развитии, и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.

В течение отчетного периода  были проведены:

  1. Диагностическая работа.

Вид диагностики

Учебный год

Количество групповых диагностических обследований

Количество индивидуальных диагностических обследований

2019-2020

10

21

2020-2021

13

28

2021-2022

16

36

– индивидуальная диагностика по различным направлениям: изучение                       индивидуальных особенностей развития личности (дети «группы риска»), исследование детско-родительских отношений, исследование характерологических особенностей личности;

– групповые диагностики, отражающие процесс адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов, диагностики с учащимися 9 и 11 классов по исследованию                                                                                                                                  сформированности профессиональных предпочтений учащихся, онлайн-тестирование с учащимися 9-11кл. по профориентации, социально-психологическое тестирование учащихся 7-11кл. в режиме онлайн, направленное на определение вероятности вовлечения учащихся в зависимое поведение на основе соотношенияфакторов риска.

С детьми «группы риска» проводились индивидуальные беседы, консультации по вопросам нарушения поведения, коррекции агрессивного поведения (тренинги), о взаимоотношениях с противоположным полом, о профилактике бродяжничества, о вреде курения. Показателем успешности в этом направлении является снятие с учета обучающихся, состоявших на различных видах учета, отсутствие повторных правонарушений.

          Результаты исследований позволяют направлять рекомендации администрации школы, педагогическому коллективу, родителям для организации дальнейшей работы.

  1. Психологическое просвещение и профилактика

  1. Профилактические беседы с обучающимися:

- по информированию о возможности получения психологической помощи в трудных жизненных ситуациях «Моя безопасность» с раздачей буклетов с номером телефона доверия и других способ получения экстренной помощи;

-  по профилактике неблагополучной психологической атмосферы в классе.

  1. Просмотр мультфильма «Мне так не нравится» из серии мультика "Про Миру и Гошу» с дальнейшим обсуждением темы «Соблюдение личных границ окружающих».
  2. Организация акции «Мы разные, но мы вместе» среди учащихся школы в рамках Дня толерантности.
  3. Просмотр видеофильма с дальнейшим обсуждением актуальной проблемы «Вредное воздействие табакокурения на организм подростков».
  4. Работа Школьной службы примирения (ШСП). Основная цель ШСП – разрешение конфликтных ситуаций конструктивным способом через Восстановительный подход (восстановление отношений) и как результат создание благоприятного психологического климата в коллективе ОУ.

Результаты деятельности ШСП по разрешению конфликтов за 2019-2022

Учебный год

2019-2020

2020-2021

2021-2022

Кол-во разрешенных                  конфликтов

8

12

10

  1. Выступления на тематических родительских собраниях и по результатам групповых диагностических обследований детей.

Темы родительских собраний:

- «Адаптация детей к школе»;

- «Причины нарушений поведения и учебной неуспеваемости детей»;

- «Как подготовиться к экзаменам».

7.  Выступления на педагогических советах по темам:

- «Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ»;

- «Суицидальное поведение подростков».

8. Организованы и проведены индивидуальные консультации с учащимися «группы риска», и учащимися, находящимися в сложной жизненной ситуации.

9. Проводятся профилактические занятия по предупреждению «буллинга» среди несовершеннолетних. Проведена серия классных часов по данной тематике с элементами тренинга среди учащихся 5 – 9 классов. Занятия подтверждают свою эффективность отсутствием случаев «буллинга» среди учащихся школы.

  1. Коррекционно-развивающая и консультативная деятельность.

Коррекционно-развивающая деятельность

Учебный год

Количество занятий

Индивидуальных

Групповых

2019-2020

54

36

18

2020-2021

34

24

10

2021-2022

63

41

22

Анализируя результаты осуществлённой коррекционной-развивающей работы, можно отметить следующие тенденции:

- По итогам реализации индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, направленных на преодоление трудностей в освоение общеобразовательных программ снизилось число слабоуспевающих. Так в 2019-2020 уч. г. после проведения цикла индивидуальных занятий из 5 слабоуспевающих число уменьшилось до 2 учащихся. В 2020-2021 учебном году число слабоуспевающих учащихся вовлеченных в индивидуальную работу - 7, после реализации программы снизилось до 4. В 2021 – 2022 уч. г. с 10 учащихся испытывающими трудности в освоении общеобразовательной программы проводились индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, после реализации которых их численность снизилась до 4.

- После реализации коррекционно-развивающих программ, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы учащихся, работой со страхами и тревожность в период школьного обучения, подготовке и сдачи выпускных экзаменов были следующие результаты:

  • количество тревожных учеников снизилось в 2019-2020 учебном году с 10 учеников до 5, в 2020 -2021 учебном году с 11 учащихся до 5, в 2021-2022 учебном году с 13 учеников до 5.
  • снизился уровень тревожности и страхов в период подготовке и сдаче ЕГЭ.

Снизилось число дезадаптированных учащихся 1 и 5 классов. Так в 2019-2020 уч. г. трудности в период адаптации были у 6 обучающихся  первого класса, к концу учебного года после реализации коррекционно-развивающей программы – 1 человек. В 2020-2021 уч. г. дезадаптированных было 4; к концу учебного– 0. В 2021-2022 уч. г. дезадаптированных – 5, к концу учебного года - 1.

Консультативная деятельность.

2019-2020 учебный год

Категории обращающихся к психологу

Количество индивидуальных приемов

Количество групповых приемов

Учащиеся

15

3

Родители

12

2

Педагоги

10

3

Всего за год

37

8

2020-2021 учебный год

Категории обращающихся к психологу

Количество индивидуальных приемов

Количество групповых приемов

Учащиеся

9

2

Родители

10

2

Педагоги

5

2

Всего за год

24

6

2021-2022 учебный год

Категории обращающихся к психологу

Количество индивидуальных приемов

Количество групповых приемов

Учащиеся

18

5

Родители

13

4

Педагоги

12

4

Всего за год

43

13

По проблематике обращений на консультации превалировали проблемы интеллектуального развития и познавательной деятельности, проблемы психоэмоционального состояния детей (тревожность, агрессивность).

  1. Организационно-методическая работа.

- Участие в работе Школьной службы примирения – 30 сессий;

- Участие в Совете профилактики – 18 заседаний;

- Организация и участие в ППК школы – 12 заседаний;

- Выпуск памяток для учащихся и родителей «Причины девиантного поведения», «Памятка выпускник»;

- Участие в плановых совещаниях с администрацией школы.

 Постоянно совершенствую свои профессиональные качества, проходя курсы повышения квалификации

В дальнейшем на основании проведенного анализа деятельности необходимо доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса, что будет способствовать выработке стратегии дальнейшей траектории деятельности.

Таким образом, идеальным воплощением системы психолого-педагогического сопровождения в школе является работа в команде единомышленников, слаженное сотрудничество и взаимная поддержка специалистов.

Системная психолого-педагогическая деятельность позволит   создать благоприятные условия для развития всех субъектов образовательного пространства.