Психодиагностический инструментарий. Семейные взаимоотношения и межличностные отношения детей со сверстниками

Сиденко Светлана Владимировна

 

Семейные взаимоотношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между членами семьи, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний на личностном уровне в ходе совместной жизнедеятельности и общения. Они определяют эмоциональное и деловое состояние семьи, ее микроклимат.

Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияния людей. Межличностные отношения детей в классном коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей.


Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика «Социометрия»

 (разработана Дж. Морено)

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Цель проведения социометрической процедуры:

а) измерение степени сплоченности или разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», то есть сопоставимого авторитета членов группы по признакам симпатии или антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Социометрический опрос проводится групповым методом. Его проведение требует до 15 мин. Оно очень полезно в прикладных исследованиях, особенно во время работы по совершенствованию отношений в коллективе. Но оно не является радикальным способом, с помощью которого возможно решение внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Социометрическая процедура

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность определить симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает.

Примеры вопросов, используемых при проведении:

Представьте следующую ситуацию. Вы всем классом отправились в путешествие морем.

1. Вам предложили кого-то из одноклассников избрать капитаном корабля? Кто это будет?

2. Кого бы из одноклассников вы не хотели видеть на капитанском мостике?

Вечером, всем классом, вы пошли в ресторан отпраздновать начало своего путешествия.

3. С кем бы из одноклассников вы хотели отпраздновать начало путешествия, то есть сидеть за одним столом?

4. С кем бы из одноклассников вы не хотели отпраздновать начало путешествия?

Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное количество членов группы. Например, в группе из 30 человек каждому предлагают выбрать лишь до 5 человек. Количество ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов».

В настоящее время принято считать, что для групп в 25-35 участников минимальное количество «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов.

Обработка результатов. 

Социоматрица. Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице, приведенной ниже. В таблицу отдельно заносят ответы из деловых и личностных отношений.

Вертикально записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основная ценность социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и предоставленных выборов, установить порядок влияния.

На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов.

Тот, кого выбирают

№ п/п

Ф.И  того, кто выбирает

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Итого

1

Г... на

X

+

-

2

Г...ва

X

3

Ж...Н

X

4

З...на

-

+

X

5

Ив. ..в

X

6

Ив...ва

X

7

К... на

X

8

Л...Н

X

9

Р. ..ва

X

10

С. .в

X

+

11

Ц...В

+

X

Количество выборов

Примечание: + положительный выбор; — отрицательный выбор.

https://3.bp.blogspot.com/-EB9wPIkul_c/VrsMK1KRrHI/AAAAAAAAEgI/FIysXGi8Mgo/s640/Page.jpg


Социограмма. Это — графическое изображение реакции испытуемых друг на друга. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она дает наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). 

https://2.bp.blogspot.com/-OgDGUyotihM/VrsL-7DOyoI/AAAAAAAAEgE/d4ZtqhNeggM/s640/Page1.jpg

Социометрическая техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Анализ социограммы состоит в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, с членов, реже из 4 и более членов/

Социометрические индексы. Различают персональные социометрические индексы (ПСИ) и групповые социометрические индексы (ГСИ). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными ПСИ: позитивный негатив на экспансивность, степень удовлетворенности степень конфликтности, социометрический статус, потребность в общении, совместимость степень отвержения группой респондента.

Индекс социометрического статуса определяется по формуле:

https://1.bp.blogspot.com/-4jEzk1CSxhk/VrsOxdTsooI/AAAAAAAAEgg/Nadph12Dj-U/s320/Page1.%25D1%2584.jpg

де С— социометрический статус;

R+— полученные позитивные выборы;

R_— полученные негативные выборы;

N—  количество членов группы.

Индекс эмоциональной  экспансивности определяется по формуле:

https://3.bp.blogspot.com/-f_g96Pd1rLU/VrsPCwqFrgI/AAAAAAAAEgk/Z_w743LGQhI/s320/Page1.%25D1%2584%2B-%2B%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25B8%25D1%258F.jpg

де В— эмоциональная экспансивность;

В+— полученные позитивные выборы;

В_—  полученные негативные выборы;

N— количество членов группы.

Среди ГСИ важнейшими являются индексы социометрической когерентности, напряжением ограниченности, плотности, сплоченности, разъединенности, приемлемости, экспансивности, антипатии.

Индекс экспансивности характеризирует  среднюю активность группы и рассчитывается как сумма всех выборов, деленная на количество респондентов:

https://4.bp.blogspot.com/-QVQgrcr47jA/VrsPbBNUvCI/AAAAAAAAEgs/BfxeXgLCqWk/s400/Page1.%25D1%2584%2B-%2B%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25B81%25D1%258F.jpg

де Аg— индекс экспансивности;

+— сумма всех позитивных выборов;

Rо_ — сумма всех негативных выборов;

N—количество опрошенных.

Индекс сплоченности учитывает число взаимных положительных выборов по отношению к общему числу возможных выборов и определяет степень привлекательности группы для ее членов.

https://3.bp.blogspot.com/-GR8rtOmbNy8/VrsPw2F0RYI/AAAAAAAAEg4/I2z8bxoVbDQ/s320/Page1.%25D1%2584%2B-%2B%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25B8%25D1%258F%2B%25282%2529.jpg

де Gq — индекс сплоченности;

В+ — количество взаимных позитивных выборов;

N — количество участников опроса;

k— лимит выборов.

Индекс антипатии характеризует число взаимных отрицательных выборов по отношению к общему числу возможных выборов и определяет степень неприятия группы ее членами.

https://4.bp.blogspot.com/-jULBlhwAxXU/VrsP43mzhzI/AAAAAAAAEg8/0PnIbgBV4HY/s320/Page1.%25D1%2584%2B-%2B%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25B8%25D1%258F%2B%25283%2529.jpg

де Gа — индекс антипатии;

В_ — количество взаимных негативных выборов;

N— количество участников опроса;

k— лимит выборов.

Индекс напряженности отражает общее количество расхождений взаимных оценок членов группы (А выбирает В, а В исключает А) по отношению к общему количеству выборов и определяет противоречивость отношений в группе.

https://1.bp.blogspot.com/-CYPmC3WI6zk/VrsPn_hwwmI/AAAAAAAAEgw/TeMkv3WCbJ0/s320/Page2%25D1%2596.jpg

де Gn— индекс напряженности;

В— количество  разногласий взаимных оценок;

N— количество участников опроса;

k— лимит выборов.



Предварительный просмотр:

Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская).

Практическая работа с родителями показала недостаточность средств, которые могут быть использованы для диагностики родительско-детских отношений и взаимодействия. Оказалось важным знать не только оценку одной стороны – родителей, но и видения этого взаимодействия со стороны детей. В качестве оснований для шкал опросника автором были взяты следующие параметры, выделяемые в ряде исследований по данной проблеме: автономия-контроль (Е.С.Шеффер, Р.К.Белл); отвержение- принятие (А.И.Захаров, А.Я.Варга); требовательность (О.Коннер); степень эмоциональной близости (В.Шутц, Г.Т.Хоментаускас); строгость (П.Слатер); непоследовательность-последовательность (А.И.Захаров); сотрудничество (Р.Ф.Бейлз); согласие (Р.Ф.Бейлз); авторитетность (И.Марковская); удовлетворенность (И.Марковская).

Взрослый и детский варианты опросника включают по 60 вопросов и имеют аналогичную структуру.

Подростковый вариант.

Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М – для матери, под буквой О – для отца.

  1. Если уж он (а) чего-то требует от меня, то обязательно добьется этого.
  2. Он (а) всегда наказывают меня за мои плохие поступки.
  3. Я редко говорю ему (ей), куда иду и когда вернусь.
  4. Он (а) считает меня вполне самостоятельным человеком.
  5. Могу рассказать ему (ей) обо всем, что со мной происходит.
  6. Он (а) думает, что я ничего не добьюсь в жизни.
  7. Он (а) чаще замечает во мне недостатки, чем достоинства.
  8. Он (а) часто поручает мне важные и трудные дела.
  9. Нам трудно достичь взаимного согласия.
  10. Иногда он (а) может разрешить то, что еще вчера запрещал (а).
  11. Я всегда учитываю его (ее) точку зрения.
  12. Я бы хотел (а), чтобы мои будущие дети относились ко мне так же, как я к нему (к ней).
  13. Я редко делаю с первого раза то, о чем он (а) меня просит.
  14. Он (а) меня редко ругает.
  15. Он (а) старается контролировать все мои действия и поступки.
  16. Считает, что главное — это слушаться его (ее).
  17. Если у меня случается несчастье, в первую очередь я делюсь с ним (ней).
  18. Он (а) не разделяет моих увлечений.
  19. Он (а) не считает меня таким умным и способным, как ему (ей) хотелось бы.
  20. Он (а) может признать свою неправоту и извиниться передо мной.
  21. Он (а) часто идет у меня на поводу.
  22. Никогда не скажешь наверняка, как он (а) отнесется к моим словам.
  23. Могу сказать, что он (а) для меня авторитетный человек.
  24. Мне нравятся наши с ней (ним) отношения.
  25. Дома он (а) дает мне больше обязанностей, чем в семьях большинства моих друзей.
  26. Бывает, что он (а) применяет ко мне физические наказания.
  27. Даже если я не хочу, мне приходится поступать так, как желает он (а).
  28. Считает, что он (а) лучше знает, что мне нужно.
  29. Он (а) всегда мне сочувствует.
  30. Мне кажется, он (а) меня понимает.
  31. Он (а) хотела бы многое во мне изменить.
  32. При принятии семейных решений он (а) всегда учитывает мое мнение.
  33. Он (а) всегда соглашается с моими идеями и предложениями.
  34. Никогда не знаешь, что от него (нее) ожидать.
  35. Он (а) является для меня эталоном и примером во всем.
  36. Я считаю, что он (а) правильно воспитывает меня.
  37. Он (а) предъявляет ко мне много требований.
  38. По характеру он (а) мягкий человек.
  39. Обычно он (а) мне позволяет возвращаться домой, когда я захочу.
  40. Он (а) стремится оградить меня от трудностей и неприятностей жизни.
  41. Он (а) не допускает, чтобы я подмечал его (ее) слабости и недостатки.
  42. Я чувствую, что ему (ей) нравится мой характер.
  43. Он (а) часто критикует меня по мелочам.
  44. Он (а) всегда с готовностью меня выслушивает.
  45. Мы расходимся с ним (ней) по очень многим вопросам.
  46. Он (а) наказывает меня за такие поступки, как совершает сам (а).
  47. Я разделяю большинство его (ее) взглядов.
  48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней).
  49. Он (а) часто заставляет меня делать то, что мне не хочется.
  50. Он (а) прощает мне то, за что другие наказали бы.
  51. Он (а) хочет знать обо мне все: о чем я думаю, как отношусь к своим друзьям и т. п.
  52. Я не советуюсь с ним (ней), с кем мне дружить.
  53. Могу сказать, что он (а) – самый близкий мне человек.
  54. Он (а) все время высказывает недовольство мной.
  55. Думаю, он (а) приветствует мое поведение.
  56. Он (а) принимает участие в делах, которые придумываю я.
  57. Мы по-разному с ним (ней) представляем мою будущую жизнь.
  58. Одинаковые мои поступки могут вызвать у него (нее) то упреки, то похвалу.
  59. Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).
  60. Я хочу, чтобы он (а) всегда относился (лась) ко мне так же, как сейчас.

Вариант для родителей подростков.

Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов.

  1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
  2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.
  3. Он (а) редко говорит мне, куда идет и когда вернется.
  4. Я считаю его (ее) вполне самостоятельным человеком.
  5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (с ней) происходит.
  6. Думаю, что он (а) ничего не добьется в жизни.
  7. Я говорю ему (ей) чаще о его (ее) недостатках, чем о достоинствах.
  8. Часто поручаю ему (ей) важные и трудные дела.
  9. Нам трудно достичь взаимного согласия.
  10. Бывает, что разрешаю ему (ей) то, что еще вчера запрещал (а).
  11. Сын (дочь) всегда учитывает мою точку зрения.
  12. Я бы хотел (а), чтобы он (а) относился (лась) к своим детям так же, как я к нему (к ней).
  13. Он (а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
  14. Я его (ее) очень редко ругаю.
  15. Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки.
  16. Считаю, что для него (нее) главное – это слушаться меня.
  17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он (а) делится со мной.
  18. Я не разделяю его (ее) увлечений.
  19. Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.
  20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).
  21. Я часто иду у него (нее) на поводу.
  22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).
  23. Думаю, что я для него (нее) авторитетный человек.
  24. Мне нравятся наши с ней (ним) отношения.
  25. Дома у него (нее)  больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей.
  26. Приходится применять к нему (ней) физические наказания.
  27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он (а) не хочет.
  28. Думаю, я лучше знаю, что ему (ей) нужно.
  29. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.
  31. Я хотел (а) бы в нем (ней) многое изменить.
  32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнения.
  33. Я всегда соглашаюсь с его (ее) идеями и предложениями.
  34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
  35. Я являюсь для него (нее) эталоном и примером во всем.
  36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
  37. Я предъявляю к нему (ней) много требований.
  38. По характеру я мягкий человек.
  39. Я позволяю ему (ей) возвращаться домой, когда он (а) хочет.
  40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.
  41. Я не допускаю, чтобы он (а) подмечал (а) мои слабости и недостатки.
  42. Мне нравится его (ее) характер.
  43. Я часто критикую его (ее) по мелочам.
  44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
  45. Мы расходимся с ним (ней) по очень многим вопросам.
  46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сама.
  47. Он (а) разделяет большинство моих взглядов.
  48. Я устаю от повседневного общения с ней (ним).
  49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет.
  50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказывали бы.
  51. Мне хотелось бы знать о нем (о ней) все: о чем он (а)  думает, как относится к своим друзьям и т.д.
  52. Он (а) не советуется со мной, с кем ему (ей) дружить.
  53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.
  54. Я приветствую его (ее) поведение.
  55. Я часто выказываю свое недовольство им (ей).
  56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он (а).
  57. Мы по-разному представляем с ним (ней) его (ее) будущую жизнь.
  58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
  59. Думаю, ему (ей) хотелось бы походить на меня.
  60. Я хочу, чтобы он (а) всегда относился (лась) ко мне так же, как сейчас.

Вариант для родителей дошкольников и младших школьников.

Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов.

  1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
  2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.
  3. Он (а) сам (а) обычно решает, какую одежду надеть.
  4. Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра.
  5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.
  6. Думаю, что он (а) ничего не добьется в жизни.
  7. Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем не нравится, чем о том, что нравится.
  8. Часто мы совместно справляемся с домашней работой.
  9. Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.
  10. Я чувствую, что непоследователен (льна) в своих требованиях.
  11. В нашей семье часто бывают конфликты.
  12. Я бы хотел (а), чтобы он (а) воспитал (а) своих детей так же, как я его (ее).
  13. Он (а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
  14. Я его (ее) очень редко ругаю.
  15. Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки.
  16. Считаю, что для него (нее) главное – это слушаться меня.
  17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он (а) делится со мной.
  18. Я не разделяю его (ее) увлечений.
  19. Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.
  20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).
  21. Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.
  22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).
  23. Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.
  24. Мне нравятся наши с ним (ней) отношения.
  25. Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее)  друзей.
  26. Приходится применять к нему (ней) физические наказания.
  27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он (а) не хочет.
  28. Думаю, я лучше него (нее) знаю, что ему (ей) нужно.
  29. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.
  31. Я бы хотел (а) в нем (в ней) многое изменить.
  32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.
  33. Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа).
  34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
  35. Бывает, что, когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т.п.) начинает упрекать меня в излишней строгости.
  36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
  37. Я предъявляю к нему много требований.
  38. По характеру я мягкий человек.
  39. Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе дома.
  40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.
  41. Я не допускаю, чтобы он (а) подмечал (а) мои слабости и недостатки.
  42. Мне нравится его (ее) характер.
  43. Я часто критикую его (ее) по мелочам.
  44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
  45. Считаю, что мой долг – оградить его (ее) от всяких опасностей.
  46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сам (а).
  47. Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.
  48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней).
  49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет.
  50. Я прощаю ему (ей) то, за что других наказали бы.
  51. Мне хотелось бы знать о нем (ней) все: о чем он (а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.
  52. Он (а) сам (а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время.
  53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.
  54. Я приветствую его (ее) поведение.
  55. Я часто высказываю свое недовольство им (ею).
  56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он (а).
  57. Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее).
  58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
  59. Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка и т.п.) специально говорит наоборот.
  60. Мне        кажется,        мои        отношения        с        ребенком        лучше,        чем        в семьях большинства моих знакомых.

Регистрационный бланк

Ф.И.О.        возраст        класс         М – оценка матери; О – оценка отца

М

0

М

0

М

0

М

0

М

0

1

13

25

37

49

2

14

26

38

50

3

15

27

39

51

4

16

28

40

52

5

17

29

41

53

6

18

30

42

54

7

19

31

43

55

8

20

32

44

56

9

21

33

45

57

10

22

34

46

58

11

23

35

47

59

12

24

36

48

60

Подсчет и обработка результатов опросника ВРР.

Все три формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по сходной схеме. Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается, прямые это утверждения или обратные. Обратные утверждения переводятся в балы таким образом:

ответы

1

2

3

4

5

баллы

5

4

3

2

1

В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками, поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по 5, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на 2. суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. ключ). Например, к 1-й шкале относятся утверждения 1, 13, 25, 37, 49; к 10-й

шкале – 12, 24, 36, 48, 60; к 3-й шкале – 3, 4, 15, 16, 27, 28, 39, 40, 51, 52 и т.д.

Ключ к опросникам ВРР для подростков и их родителей

Баллы

Баллы

Баллы

Баллы

Баллы

Сумма по каждой шкале

1

13

***

25

37

49

1.

2

14

***

26

38

***

50

***

2.

3

***

15

27

39

***

51

3.

/2

4

***

16

28

40

52

***

5

17

29

41

***

53

4.

6

***

18

***

30

42

54

***

5.

/2

7

***

19

***

31

***

43

***

55

8

20

32

44

56

6.

9

***

21

33

45

57

***

7.

10

***

22

***

34

***

46

***

58

***

8.

11

23

35

47

59

9.

12

24

36

48

***

60

10.

Шкалы опросника ВРР для подростков и их родителей

  1. Нетребовательность – требовательность.
  2. Мягкость – строгость.
  3. Автономность – контроль.
  4. Эмоциональная дистанция – близость.
  5. Отвержение – принятие.
  6. Отсутствие сотрудничества – сотрудничество.
  7. Несогласие – согласие.
  8. Непоследовательность – последовательность.
  9. Авторитетность родителя.
  10. Удовлетворительность отношениями с ребенком (родителем).

Ключ к опроснику ВРР для родителей дошкольников и младших школьников

Баллы

Баллы

Баллы

Баллы

Баллы

Сумма по каждой

шкале

1

13

***

25

37

49

1.

2

14

***

26

38

***

50

***

2.

3

***

15

27

39

***

51

3.

/2

4

***

16

28

40

52

***

5

17

29

41

***

53

4.

6

***

18

***

30

42

54

***

5.

/2

7

***

19

***

31

***

43

***

55

8

20

32

44

56

6.

9

***

21

33

45

57

***

7.

10

***

22

***

34

***

46

***

58

***

8.

11

23

35

47

59

9.

12

24

36

48

***

60

10.

Шкалы опросника ВРР для родителей дошкольников и младших школьников

  1. Нетребовательность – требовательность.
  2. 2.Мягкость – строгость.
  3. Автономность – контроль.
  4. Эмоциональная дистанция – близость.
  5. Отвержение – принятие.
  6. Отсутствие сотрудничества – сотрудничество.
  7. Тревожность за ребенка.
  8. Непоследовательность – последовательность.
  9. Воспитательная конфронтация в семье.
  10. Удовлетворительность отношениями с ребенком.

Для интерпретации данных опросника ВРР можно пользоваться результатами процентильной стандартизации, представленными в таблицах 1, 2 и 3.

Таблица 1.

Процентальная стандартизация опросника ВРР на выборке старшеклассников (100 чел.)

Шкалы опросника

Процентили

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10

7

5

10

10

11

9

7

9

9

7

20

10

6

11

11

19

11

10

11

11

11

30

11

8

13

12

14

12

11

11

12

13

40

12

9

14

12

15

13

12

12

13

15

50

13

10

15

14

16

14

13

13

15

17

60

14

12

15,5

16

18

15

14

14

16

17

70

16

13

16,5

17

19

16

15

15

18

18

80

17

14

18

19

20

18

17

16

19

20

90

18

15

19

20

21

19

18

17

22

21

100

22

18

22

24

21

24

24

21

24

25

Таблица 2.

Процентальная стандартизация опросника ВРР на выборке родителей старшеклассников (70 чел.)

Шкалы опросника

Процентили

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10

11

5

12,5

15

12,5

13

12

12

13

14

20

13

7

14

16

13,5

14

13

14

14

17

30

14

8

14,5

16

14

16

13

15

15

18

40

15

8

15,5

18

14,5

18

14

16

15

19

50

15

10

16,5

19

15

19

15

17

16

20

60

16

12

17

20

15,5

20

16

19

17

21

70

16

12

18

20

16

20

16

19

18

22

80

17

14

18

21

17

21

17

20

19

23

90

18

15

20

22

18

22

19

22

20

24

100

19

18

22,5

24

19,5

23

25

24

23

25

Таблица 3.

Процентальная стандартизация опросника ВРР на выборке родителей дошкольников и младших школьников (280 чел.)

Шкалы опросника

Процентили

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10

11

7

10,5

14

12

15

11

10

5

13

20

12

9

12,5

16

14

17

13

12

6

15

30

13

10

13

18

15

17

15

15

8

16

40

14

11

14

19

16

18

16

16

9

17

50

14

12

14,5

20

16,5

20

18

17

9

18

60

15

13

15,5

20

17,5

20

19

19

10

19

70

16

14

16

21

18

21

20

20

12

20

80

17

15

17

22

19

22

21

21

14

21

90

18

17

18

23

19,5

23

23

22

17

22

100

23

25

21

25

21,5

25

25

25

25

25

Литература:

  1. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Под редакцией Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997.
  2. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнов С.Д. Подростковая группа риска.

– СПб.: Питер, 2005. – 336 с. (Серия «Практическая психология»).

  1. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я: психология значимых отношений. М.: Мысль, 1989.
  2. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000. –150 с.


Предварительный просмотр:

Класс _______________

1.Нравится ли тебе учиться  в школе?_______________________________________________

2. Представьте, что вы идете в поход. Каких двух учителей вы взяли бы с собой в палатку?

______________________________________________________________________________

3. Твой любимый предмет в школе. _______________________________________________

4. Ты считаешь, что твой класс (нужное подчеркнуть):

- сплочен и дружен;            - разбит на группы;           - каждый живет сам по себе.

5. Какие классные мероприятия, которые проводились в прошлом учебном году, тебе

понравились больше всего?______________________________________________________

6. Что тебе хотелось бы перенять от своего классного руководителя?

великодушный характер

манеру поведения;

умение хорошо выглядеть;

разносторонние знания;

другое  (укажите свой вариант)._____________________________________________

7. Когда мне нужен совет или помощь в школе, я обращаюсь (нужное подчеркнуть)

- к классному руководителю,

- к учителю,        

- к соцпедагогу,

- к психологу,

- к кому-то другому (укажи, к кому)______________________________________________

8. Классный руководитель относится ко мне (закончи мысль) ___________________________ _________________________________________________________________________________

Класс _______________

1.Нравится ли тебе учиться  в школе?_______________________________________________

2. Представьте, что вы идете в поход. Каких двух учителей вы взяли бы с собой в палатку?

______________________________________________________________________________

3. Твой любимый предмет в школе. _______________________________________________

4. Ты считаешь, что твой класс (нужное подчеркнуть):

- сплочен и дружен;            - разбит на группы;           - каждый живет сам по себе.

5. Какие классные мероприятия, которые проводились в прошлом учебном году, тебе

понравились больше всего?______________________________________________________

6. Что тебе хотелось бы перенять от своего классного руководителя?

великодушный характер

манеру поведения;

умение хорошо выглядеть;

разносторонние знания;

другое  (укажите свой вариант)._____________________________________________

7. Когда мне нужен совет или помощь в школе, я обращаюсь (нужное подчеркнуть)

- к классному руководителю,

- к учителю,        

- к соцпедагогу,

- к психологу,

- к кому-то другому (укажи, к кому)______________________________________________

8. Классный руководитель относится ко мне (закончи мысль) ___________________________ _________________________________________________________________________________

Класс _______________

1.Нравится ли тебе учиться  в школе?_______________________________________________

2. Представьте, что вы идете в поход. Каких двух учителей вы взяли бы с собой в палатку?

______________________________________________________________________________

3. Твой любимый предмет в школе. _______________________________________________

4. Ты считаешь, что твой класс (нужное подчеркнуть):

- сплочен и дружен;            - разбит на группы;           - каждый живет сам по себе.

5. Какие классные мероприятия, которые проводились в прошлом учебном году, тебе

понравились больше всего?______________________________________________________

6. Что тебе хотелось бы перенять от своего классного руководителя?

великодушный характер

манеру поведения;

умение хорошо выглядеть;

разносторонние знания;

другое  (укажите свой вариант)._____________________________________________

7. Когда мне нужен совет или помощь в школе, я обращаюсь (нужное подчеркнуть)

- к классному руководителю,

- к учителю,        

- к соцпедагогу,

- к психологу,

- к кому-то другому (укажи, к кому)______________________________________________

8. Классный руководитель относится ко мне (закончи мысль) ___________________________ _________________________________________________________________________________

Класс _______________

1.Нравится ли тебе учиться  в школе?_______________________________________________

2. Представьте, что вы идете в поход. Каких двух учителей вы взяли бы с собой в палатку?

______________________________________________________________________________

3. Твой любимый предмет в школе. _______________________________________________

4. Ты считаешь, что твой класс (нужное подчеркнуть):

- сплочен и дружен;            - разбит на группы;           - каждый живет сам по себе.

5. Какие классные мероприятия, которые проводились в прошлом учебном году, тебе

понравились больше всего?______________________________________________________

6. Что тебе хотелось бы перенять от своего классного руководителя?

великодушный характер

манеру поведения;

умение хорошо выглядеть;

разносторонние знания;

другое  (укажите свой вариант)._____________________________________________

7. Когда мне нужен совет или помощь в школе, я обращаюсь (нужное подчеркнуть)

- к классному руководителю,

- к учителю,        

- к соцпедагогу,

- к психологу,

- к кому-то другому (укажи, к кому)______________________________________________

8. Классный руководитель относится ко мне (закончи мысль) ___________________________ _________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Уровень воспитанности учащихся  (методика Н.П. Капустина) (1 - 4 классы)

Я оцениваю себя

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

  1. Любознательность:

- мне интересно учиться

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- я всегда выполняю домашнее задание

- я стремлюсь получать хорошие отметки

  1. Прилежание:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я самостоятелен

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание в школе и дома

  1. Отношение к природе:

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу

  1. Я и школа:

- я выполняю правила для учащихся

- я выполняю правила внутришкольной жизни

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

- я справедлив в отношениях с людьми

  1. Прекрасное в моей жизни:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять время учебы и отдыха

- у меня нет вредных привычек

Оценка результатов:

По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.

В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

5 – всегда        

4 – часто        

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса

№ п/п

Фамилия, имя ученика

Любознательность

Прилежание

Отношение к природе

Я и школа

Прекрасное  в моей жизни

Средний балл

Уровень воспитанности

сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель

В классе ________ учащихся

______ имеют высокий уровень воспитанности

______ имеют хороший уровень воспитанности

______ имеют средний уровень воспитанности

______ имеют низкий уровень воспитанности

Схема экспертной оценки уровня воспитанности

Методика Н.П. Капустиной

 Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6 качеств личности:

1. Любознательность

2. Трудолюбие

3. Бережное отношение к природе

4. Отношение к школе

5. Красивое в жизни школьника

6. Отношение к себе

   По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением уровня воспитанности.            

Нормы оценок: 5-4.5 – высокий уровень

                          4.4-4 – хороший уровень 

                          3.9-2.9 – средний уровень

                          2.8-2 – низкий уровень

1 шкала. Любознательность 

5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать хорошие отметки.

4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее задание не всегда выполняется в полном объеме.

3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашнем заданием.

2б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безразличие.

1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.

2 шкала. Трудолюбие 

5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью. Ответственно относится к дежурству по школе.

4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе.

3б. Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет безответственное отношение к дежурству по школе.

2б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется. Дежурства по школе избегает.

1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром учителя.

3 шкала. Бережное отношение к учебе
5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу.

4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу.

3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу не любит.

2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское отношение к природе.

1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.

4 шкала. Отношение к школе

5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно участвует в делах класса и школы.

4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность в делах класса и школы выражена в малой степени.

3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.

2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.

1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.

5 шкала. Красивое в жизни школы

5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив.

4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.

3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом.

2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.

1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.

6 шкала. Отношение к себе

5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек.

4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт, причесан). Нет вредных привычек.

3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан. Возможно отсутствие привычки мыть руки.

2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук.

1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.



Предварительный просмотр:

Методика «Референтометрия» (А.Реан).

Ф.И. ________________________________________ Класс_______

Цельвыявить референтные группы личности (общности людей, в которых человек формирует свои взгляды, воззрения, идеалы, убеждения, с мнением которых он считается).

Предлагаю список 1А из 10 вопросов (ситуаций) и список 1В, состоящий из людей, их окружающих. Нужно по каждому вопросу из списка 1А выбрать 1 человека из списка 1В. По 5-балльной шкале оцени каждое из выбранных лиц.

1. С кем вы поедете на экскурсию в другой город?

2. С вами случилась неприятность.

Кому вы об этом расскажете?

3. Вы хотите отпраздновать свой день рождения. С кем вы его проведете?

4. Есть ли у вас человек, с которым вы стараетесь проводить больше времени?

5. Кто может указать вам ваши недостатки, к мнению кого вы больше прислушаетесь?

6. Вы встретили человека, который вам понравился. Кто сможет вам помочь правильно оценить его?

7. Вы хотите изменить свою жизнь. С кем посоветуетесь об этом?

8. Кто может быть для вас примером в жизни?

9. Кому вы хотели бы понравиться больше всего?

10. С кем вы больше всего откровенны?

1. Родители.

2. Родственники (тетя, дядя, бабушка, дедушка и др.).

3. Брат, сестра.

4. Взрослый знакомый.

5. Знакомый родителей.

6. Друзья.

7. Лучший друг, подруга.

8. Компания, приятели.

9. Знакомый юноша, девушка.

10. Товарищи по учебе.

11. Историческая личность.

12. Литературный персонаж.

13. Учитель.