Участие в реализации инициатив с воспитанниками.
Разнообразные формы и методы обучения, используемые в своей деятельности помогают достичь устойчивого результата в работе с воспитанниками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОГАЛЫМА "ЗОЛУШКА"
«Кружок «Речевичок»
Во второй младшей группе № 6
Воспитатель - Ежгурова Н. О.
г. Когалым, 2020 год
Речевое развитие направлено на совершенствование
всех сторон речи, развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического
слуха, формирование предпосылок обучения
грамоте; овладение речью как средством общения,
развитие речевого творчества; знакомство с
книжной культурой, детской литературой.
Продолжительность: долгосрочный (продолжительность: 8 месяцев (октябрь – май))
Вид проекта: социально- педагогический.
Актуальность проекта:
На четвертом году жизни ребёнок стремится к самостоятельности, развитию наглядно-действенного мышления и активно развивается речь.
Формирование речи в этом возрасте – одно из важнейших и основных условий нормального развития ребенка, которое в дальнейшем будет влиять на его успешное обучение в школе.
На развитие речи влияет обогащение представлений об окружающем мире. Чем шире круг знаний об окружающем мире и явлениях, тем богаче его речь. При непосредственных действиях с предметами происходит расширение словаря. Что ведет к увеличению словарного запаса.
При расширении словаря, следует формировать умение высказывать простейшие суждения. Ребёнка надо научить наблюдать, выделять главное, понимать связь и причинно-следственные отношения, тогда он сможет выразить свою мысль в связанной речи. Побудительными вопросами для ребенка к высказыванию будут «Почему?», «Как ты думаешь?», «Зачем?»….
Одним из важных элементов развития речи ребенка является составление рассказа по картине. Вот дети играют с котенком, один мальчик принес котенку игрушку и хочет с ним поиграть, другой мальчик принес котенку еды. Сам котенок сидит задумчивый. Дети должны не только описывать увиденное, но и размышлять. Спросить: «Как Вы думаете, почему котенок не играет с мальчиком?» Дети должны размышлять и даже придумывать окончание истории. Так же ребенок уже может составлять рассказ по памяти о том, что он видел. Поэтому в повседневном общении необходимо побуждать ребенка к воспоминаниям о каких-то событиях из жизни.
Речь ребёнка в 3-4 года - это основное средство общения с окружающими его взрослыми людьми и одногодками. Поэтому нужно поддерживать желание ребёнка активно вступать в разговор, отвечать на вопросы и предложения взрослого, рассказывать о своих желаниях, чувствах, переживаниях. Всячески поощряйте заинтересованность ребёнка к делам сверстников, желание разговаривать с ними. В эти годы происходит становление нравственности и чувства сочувствия, поэтому необходимо научить ребёнка понимать и воспринимать настроение и эмоциональное состояние людей, которые рядом: друзей, родственников, героев сказок и рассказов. После просмотра мультфильма или чтения книги обязательно обсудите содержание: кто поступил хорошо, кто – плохо, почему так нельзя делать. Выполните упражнения с ребенком в ситуациях, в которых нужно пожалеть, успокоить, помочь (например, мишка плачет, зайка грустный).
Если развитие речи 3-х летних детей отстаёт от нормы, догнать сверстников возможно усиленными занятиями. В 4-х летнем возрасте это тоже можно будет сделать, но уже сложнее. Для достижения подобных целей существуют различные методики.
Чтобы не ждать того возраста, когда у ребёнка закрепится неправильное произношение звуков, необходимо:
-развивать речевой аппарат при помощи простых артикуляционных гимнастик («Рыбка шевелит губами», «Трубочка», «Вкусное варенье», «Заборчик» и др);
-игры с звуковым сопровождением: «Лошадка», «Паровоз», «Как гудит машина?», «Как лает собака?»…
-упражнения в правильные на произношении гласных и согласных звуков. Например, повторяться детьми чистоговорки: «У девчонки, у Варюшки потерялись варежки.», «Шубка овечки греет лучше печки.», «Коси, коса, пока роса. Роса «долой и мы домой.».
-развивать фонематический слух (в играх «Разговор шёпотом»», «Где позвонили?» и др.).
-развивать речевое дыхание: (Игра «Загони мяч в ворота», «Пузырьки» и др.).
И обратите внимание, что дети во всём подражают взрослым. Поэтому будет основополагающим моментом, когда ребёнок слышит правильную речь, произведения художественной литературы, устное народное творчество.
Цель: устранения речевых недостатков у детей 3 - 4 лет и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия по средствам интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Данный кружок предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий с родителями дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.
Задачи:
- Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
- Воспитание плавности, длительности выдоха, мягкой голосоподачи;
- Развитие общей и мелкой моторики детей.
- Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
- Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи дошкольников.
Принципы реализации кружка
Основные принципы кружка:
- Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с речевыми нарушениями.
- Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
- Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
- Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
- Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
- Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.
Данный кружок составлен с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста и включает в себя 35 занятий. Занятия проводятся во вторую половину дня, один раза в неделю продолжительностью 15 минут, с группой детей - 12 человек.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
- Разучивание нового артикуляционного упражнения.
- Упражнения и задания на развитие мелкой моторики.
- Упражнения направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания.
- Физминутка.
- Закрепление и автоматизация звуков.
Предполагаемые результаты.
Кружок напрвлен на совершенствование и развитие у дошкольников младшего возраста моторики органов артикуляции и мелкой моторики, правильному звукопроизношению и их автоматизация, развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха.
Дети должны уметь:
- отвечать на вопросы взрослого;
- правильно артикулировать все изучаемые звуки речи;
- обогащение активного и пассивного словаря;
- согласовывать слова в словосочетаниях;
- употреблять в речи предлоги: в, на, за, под, около;
- узнавать и правильно произносить гласные и согласные звуки;
- образовывать существительные во множественном числе;
- реализовывать новые слова и понятия в речи;
Перспективный план совместной деятельности воспитателя с детьми
младшего дошкольного возраста по кружковой работы по развитию речи «Речевичок»
Дата | образовательная деятельность | |||||
Артикуляционное упражнение | Упражнения и задания на развитие мелкой моторики | Упражнения направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания | Физминутка. | Закрепление и автоматизация звуков. | ||
Октябрь | ||||||
1 неделя | «Улыбка» Широка Нева-река, И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краев и до десны. Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. | «Домик» Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел. Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон). | Первый этап Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация ритма дыхания и увеличение объема вдоха. Упражнения на дыхание Исходное положение (и. п.): встать, плечи развернуть; голову держать прямо; одну руку положить на диафрагму, другую — на ребра. Глубокий вдох на счет «раз», задержка дыхания; плавный выдох на счет 1, 2, 3, 4, 5 (считать вслух). | «Давайте вместе с нами» Давайте вместе с нами (Поднимают руки в стороны) Потопаем ногами, (Топают ногами стоя на месте) Похлопаем в ладоши, (Хлопают в ладоши) Сегодня день хороший! (Поднимают прямые руки вверх, в стороны) | Закрепление и автоматизация звука [а], [у] | |
2 неделя | «Хоботок» Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у-у-у. Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. | «Очки» Бабушка очки надела И внучонка разглядела. Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам | Упражнения на дыхание И. п., как в упр. 1. Глубокий вдох на счет 1, 2, задержка дыхания на счет 1, 2, 3 плавный выдох на счет 1, 2, 3, 4, 5. | «Жили-были зайчики» Жили-были зайчики (Показывают руками заячьи уши) На лесной опушке, (Разводят руками) Жили-были зайчики (Приседают и показывают руками над головой крышу дома) В маленькой избушке, Мыли свои ушки, (Трут ушки) Мыли свои лапочки (Поглаживающие движения рук) Наряжались зайчики, (Руки на пояс, повороты вправо-влево) Надевали тапочки. (Поочерёдно выставляют ноги на пяточки) | Закрепление и автоматизация звука [а], [у] | |
3 неделя | «Домик открывается» Рот наш широко открыт, Язычок спокойно спит. Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении. | «Флажок» Я в руке - флажок держу И ребятам им машу. Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе. | Упражнения на дыхание И. п., как в упр. 1. Глубокий вдох на счет 1, 2, задержка дыхания на счет «раз», плавный выдох на счет 1, 2, 3, 4 (вслух), затем добрать воздух и продолжить считать до 8—10. | «Грибы» Гриша шел, шел, шел (Ходьба на месте) Белый гриб нашел (наклон корпуса вперед) Раз-грибок, два-грибок, три-грибок (приседания) Положил их в кузовок (Руки на пояс-повороты туловища вправо, влево). | Закрепление и автоматизация звука [ы] | |
4 неделя | Чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается». Улыбается ребенок, Хобот вытянул слоненок. Вот зевает бегемот, Широко открыв свой рот. Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание. | «Лодка» Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки. Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). «Пароход» Пароход плывет по речке, И пыхтит он, словно печка Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. | Второй этап Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала. Игровые упражнения «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые» (дутье на полоски, листочки и др.). Дутье на подвешенные бумажные игрушки — жуков, бабочек, птичек и др. | «Матрешки» Мы веселые милашки (Руки на пояс раскачиваться в стороны). Чудо – куклы, неваляшки (Продолжать раскачиваться). Мы танцуем и поем, (Неглубокое приседание). Очень весело живем. (Прыжки на месте). | Закрепление и автоматизация звука [и] | |
5 неделя | «Любопытный язычок» Вот и вышел на порог Любопытный язычок. «Что он скачет взад-вперед?» - Удивляется народ. Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность | «Стул» Стул Ножки, спинка и сиденье – Вот вам стул на удивленье. Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз. | Катание по столу легких предметов, дутье на вертушки. Надувание мыльных пузырей. | «Мячики» Девочки и мальчики хлоп-хлоп-хлоп. (действия по тексту) Прыгают как мячики топ-топ-топ, Весело хохочут: ха-ха-ха! Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз) После- отдыхают. (садятся на стульчики) | Закрепление и автоматизация звука [ы], [и] | |
Ноябрь | ||||||
1 неделя | «Лягушка» Ниже нижнюю губу Опущу я, как смогу. Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. | «Стол» У стола четыре ножки, Сверху крышка, как ладошка. Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз. | Игра на музыкальных инструментах (дудочке, свирели, губной гармошке и др.). | «Дружно по лесу гуляем» Дружно по лесу гуляем (шаги на месте). И листочки собираем (наклоны вперед). Собирать их каждый рад Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши.) | Закрепление и автоматизация звука [э] | |
2 неделя | «Зайчик» Губку верхнюю подняв, Замер зайчик, зубки сжав. Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. | «Грабли» Листья падают в саду, Я их граблями смету. Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя | Дутье в трубочки (соломинки для коктейля), вставленные в воду. | «Сапожки» Я умею обуваться, (руки на поясе, топать ногами) Если только захочу (руки на поясе, повороты головы в стороны) Я и маленького братца Одеваться научу (приседания) Вот они-сапожки (показать ручками на обувь) Этот-с левой ножки….(выставить левую ногу вперед) Этот- с правой ножки. (выставить правую ногу вперед) | Закрепление и автоматизация звука [о] | |
3 неделя | «Окошко» Рот прикрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят. Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ | «Цепочка» Пальчики перебираем И цепочку получаем. Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики. | Игра с воздушными шарами («Чей шар поднимется выше?»). | «Маша - растеряша» Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону) Маша растеряша (поворот в другую сторону, в исходное положение) И на стуле нет, (руки вперёд, в стороны) И под стулом нет, (присесть, встать, развести руки в стороны) На кровати нет, (руки опустили) Под кроватью нет. (поднять, опустить плечики) Вот какая Маша, (наклоны головы влево-вправо, Маша растеряша! («погрозить» указательным пальцем). | Закрепление и автоматизация звука [э], [о] | |
4 неделя | «Язык здоровается с подбородком» Просыпается язык – Долго спать он не привык. И спросил у подбородка: - Эй, какая там погодка? Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении). | «Скворечник» Скворец в скворечнике живет И песню звонкую поет. Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь. | Надувание резиновых игрушек, шаров | «Ветер» Ветер дует нам в лицо (движения кистями рук в сторону лица) Закачалось деревцо (покачивание в стороны поднятыми руками) Ветер тише, тише, тише (приседания) Деревцо все выше, выше (встают и поднимают руки вверх) | Закрепление и автоматизация звука [м] | |
5 неделя | «Язык здоровается с верхней губой» Улыбнись, не будь груба, Здравствуй, верхняя губа! Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки, если она укорочена). | «Шарик» Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел – Стал он тонкий и худой. Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение. | Катание по столу маленьких машинок «Чья машинка уедет дальше?». | «Самолеты» Самолёты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками) Самолёты полетели. (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо) На полянку тихо сели, (присесть, руки к коленям) Да и снова полетели. (руки в стороны, "летим" по кругу.) У-у-у-у-у-у. | Закрепление и автоматизация звука [н], [м] | |
Декабрь | ||||||
1 неделя | «Обезьянка» За нижнюю губку заложен язык – Из зеркала смотрит мартышкин двойник. Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. | «Елка» Елка быстро получается, Если пальчики сцепляются. Локотки ты подними, Пальчики ты разведи. Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются. | Игровое упражнение «погасить свечу» Тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи | «Мы погреемся немножко» Мы погреемся немножко, Мы похлопаем в ладошки, Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. (Хлопают в ладоши) Мы погреемся немножко, Мы попрыгаем немножко, Прыг-прыг, прыг-прыг. (Выполняют прыжки на двух ногах) Мы погреемся немножко, Мы потопаем немножко, Топ-топ, топ-топ. (Шагают, высоко поднимая ноги) | Закрепление и автоматизация звука [п], [б] | |
2 неделя | «Бульдог» За верхнюю губку заложен язык – Бульдог уступать никому не привык. Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. | «Корзинка» В лес корзинку я беру И грибы в нее кладу. Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку. | Игровое упражнение «забей мяч в ворота» Развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц и стимуляция мелкой моторики рук ребенка. | «Синица» Скачет весело синица (прыжки на месте) И мороза не боится: (руки на пояс, повороты туловища влево-вправо) Нипочём ей холода, (поглаживающие движения по рукам) Коль в кормушке есть еда! (приседания) | Закрепление и автоматизация звука [т], [д] | |
3 неделя | «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог») Обезьянка и бульдог – Всем покажет язычок. Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх). | «Колокольчик» Колокольчик все звенит, Язычком он шевелит. Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает. | Третий этап Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков (проводится одновременно с развитием артикуляции звуков). Громкое и длительное произнесение изолированных гласных звуков. Сделать короткий вдох на счет «раз» (рот открыт). Задержать воздух на счет «раз» и произвести протяжный, плавный выдох с произнесением одного из гласных звуков [а], [э], [о], [у] или [и]. Длительное и с различным уровнем громкости произнесение сочетаний звуков: аа-ууууу, ааа-иии-ууу, ооо-иии-ааа-ууу. Произнесение согласных звуков [ф], [х], по мере появления звуков используются согласные [с], [з], [ж], [ш]. | «Горка» Как много снега в декабре! (развести руки в стороны) Построим горку во дворе. (встать на носочки, поднять руки вверх) Ага. не так-то просто. (присесть) Нам не хватает роста. (встать) | Закрепление и автоматизация звука [в], [ф] | |
4 неделя | «Хомячок» Языком давить стараюсь, В щеку сильно упираюсь. Раздалась моя щека, Как мешок у хомяка. Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек. | «Собака» У собачки острый носик, Есть и шейка , есть и хвостик. Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. | «Погреем ручки» (произносится на выдохе звук х-х-х-х-х) Педагогу следует контролировать длительность и громкость произношения звуков, плавность перехода от одного звука к другому без добора воздуха между ними. | «Гномы» Гномы строят новый дом, (стучим кулаком об кулак). Красят стены, крышу, пол, (руками "красим" сбоку, вверху, внизу, Прибирают всё кругом. («метём" метлой). Мы к ним в гости придём (шаги на месте). И подарки принесём. (руки вперёд, ладонями вверх). | Закрепление и автоматизация звука [с], [с'] Инна Светлова стр. 31 | |
Январь | ||||||
1 неделя | «Кружок» Мой язык совсем не глуп – Ходит кругом возле губ. Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек. | «Кошка» А у кошки ушки Ушки на макушке, Чтобы лучше слышать Мышь в ее норушке. Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх. | «Проколотый мяч» (произносятся звуки шшшш или ссс) Педагогу следует контролировать длительность и громкость произношения звуков, плавность перехода от одного звука к другому без добора воздуха между ними. | «С неба падают снежинки» С неба падают снежинки, (Дети поднимают руки над головой Как на сказочной картинке. и делают руками хватательные Будем их ловить Будем их ловить. движения, словно ловят снежинки). А вокруг лежат сугробы, (потягивания, Снегом замело дороги. (руки в стороны). Не завязнуть в поле чтобы, (ходьба на месте, колени Поднимаем выше ноги. высоко поднимаются.) Вон лисица в поле скачет, (прыжки на месте). Словно мягкий рыжий мячик. Ну, а мы идём, идём (ходьба на месте). И к себе приходим в дом. (дети садятся). | Закрепление и автоматизация звука [с] Инна Светлова стр. 20 | |
2 неделя | Чередование «Толстячки - худышки» Вот толстяк – надуты щеки И, наверно, руки в боки. Вот худышка –щеки впали: Видно, есть ему не дали. Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений. | «Мышка» Серенький комок сидит И бумажкой все шуршит. Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам. | «Комары и комарики» (произносится звук зззз) Педагогу следует контролировать длительность и громкость произношения звуков, плавность перехода от одного звука к другому без добора воздуха между ними. | «Петух» Шел по берегу петух, (ходьба на месте, махи руками в стороны). Поскользнулся, в речку— бух! (сесть, руки вниз). Будет знать петух, что впредь (наклоны головы вниз). Надо под ноги смотреть. | Закрепление и автоматизация звука [с'] Инна Светлова стр. 26 | |
3 неделя | «Шарики» (поочерёдное надувание щёк) Шарик слева, шарик справа, Есть у нас одна забава: В щеки дуем – чередуем, То в одну, а то в другую. Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться. | «Зайка и ушки» Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет, Веселит своих зайчат. Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный пальцы. Ими шевелить в стороны | «Большие и маленькие жуки» (произносится звук жжжж) Педагогу следует контролировать длительность и громкость произношения звуков, плавность перехода от одного звука к другому без добора воздуха между ними. | «Веселые зайчата» Зайки, дружно все присели, (стоя по кругу, приседают на корточки). Друг на друга поглядели. (глядят друг на друга). И похлопали в ладошки:….(хлопают в ладоши). Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп. И потопали мы ножкой…. (топают ногами) Топ, да топ, топ, да топ - Что у зайцев на макушке? (ставят руки на голову, словно ушки). - Длинные растут там ушки. Раз подскок, два подскок - (прыгают на месте). Поскакали все в лесок. (скачут врассыпную). | Закрепление и автоматизация звука [с], [с'] Инна Светлова стр. 31 | |
Февраль | ||||||
1 неделя | «Самовар» Щеки надую и выпущу пар, И запыхчу, как большой самовар. Цель: укреплять мускулатуру губ и щек. | «Зайчик в норке» У елки на пригорке Спрятался зайчишка в норке. Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат. | «Насос» (произносится звук сссс). Педагогу следует контролировать длительность и громкость произношения звуков, плавность перехода от одного звука к другому без добора воздуха между ними. | «Веселые зайчата» Зайки, дружно все присели, (стоя по кругу, приседают на корточки). Друг на друга поглядели. (глядят друг на друга). И похлопали в ладошки:….(хлопают в ладоши). Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп. И потопали мы ножкой…. (топают ногами) Топ, да топ, топ, да топ - Что у зайцев на макушке? (ставят руки на голову, словно ушки). - Длинные растут там ушки. Раз подскок, два подскок -(прыгают на месте). Поскакали все в лесок. (скачут врассыпную). | Закрепление и автоматизация звука [з] Инна Светлова стр. 42 | |
2 неделя | «Шлёпаем губами по языку» А теперь уж не зубами – Я пошлепаю губами: «У быка губа тупа, Па-па-па, па-па-па». Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким. | «Зайка и барабан». Зайка взял свой барабан И ударил трам - трам - трам. Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу. | Четвертый этап Произнесение слогов и звукоподражаний. Игровые задания и упражнения «Эхо». Заблудились мы в лесу, закричали мы «Ау!» | «Веселые зайчата» Зайки, дружно все присели, (стоя по кругу, приседают на корточки). Друг на друга поглядели. (глядят друг на друга). И похлопали в ладошки:….(хлопают в ладоши). Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп. И потопали мы ножкой…. (топают ногами) Топ, да топ, топ, да топ - Что у зайцев на макушке? (ставят руки на голову, словно ушки). - Длинные растут там ушки. Раз подскок, два подскок -(прыгают на месте). Поскакали все в лесок. (скачут врассыпную). | Закрепление и автоматизация звука [з'] Инна Светлова стр. 47 | |
3 неделя | «Чашечка» Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит. К зубкам подняты края – Вот и «чашечка» моя. Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. | «Лошадка» У лошадки вьется грива, Бьет копытами игриво. Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши. | Игровые упражнение «Разговор игрушек». Произнесение слоговых сочетаний: па-по-па-по, пу-бу-пу-бу. | «Подъемный кран» Кран с высокою стрелой (соединить руки в замок, поднять вверх) Крюк везет перед собой, (опустить руки перед собой) За него цепляют грузы, (наклоны вниз) Поднимают их и грузят. (выпрямиться, руки на пояс) | Закрепление и автоматизация звука [з], [з'] Инна Светлова стр. 51 | |
4 неделя | «Вкусное варенье» Как будто варенье лежит на губе – Слижу его «чашечкой» в ротик себе. Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка. | «Зайка и зеркало» Зайка в зеркальце глядит И ушами шевелит. Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны. | Игровые упражнение «Разговор инопланетян» (вы-ву-вы-ву, ва-фа-вы-фы), | «Подъемный кран» Кран с высокою стрелой (соединить руки в замок, поднять вверх) Крюк везет перед собой, (опустить руки перед собой) За него цепляют грузы, (наклоны вниз) Поднимают их и грузят. (выпрямиться, руки на пояс) | Закрепление и автоматизация звука [ц] Инна Светлова стр. 60 | |
Март | ||||||
1 неделя | «Ступеньки» (Чередование «чашечка» на верхней губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка» вверху за зубами) На верхнюю губку, На верхние зубки, За зубки скачок. Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку». | «Коза» У козы торчат рога, Может забодать она. Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим. | Игровые упражнение «Кто как голос подает». (Кукушка: «Ку-ку, ку-ку». | «На лугу растут цветы» На лугу растут цветы (потягивания — руки в стороны) Небывалой красоты. К солнцу тянутся цветы. (потягивания — руки вверх). С ними потянись и ты. Ветер дует иногда, (дети машут руками,изображая ветер, Только это не беда. Наклоняются цветочки, (наклоны, Опускают лепесточки. А потом опять встают. (принять положение правильной осанки). | Закрепление и автоматизация звука [ш] Инна Светлова стр. 76 | |
2 неделя | «Фокус» («Дуем с чашечки») Я «чашку» выведу вперед, С нее подую вверх. И теплый воздух обдает Мой носик, например. Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе. | «Гусь» Гусь стоит и все гогочет, Ущипнуть тебя он хочет. Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу. | Игровые упражнение Лошадка: «Иго-го-о-о». | «Клен» Ветер тихо клён качает, (руки на пояс) Вправо – влево наклоняет: Раз – наклон и два – наклон, (наклоны туловища вправо и влево) Зашумел листвою клён. (ноги на ширине плеч, руками покачать над головой) | Закрепление и автоматизация звука [ж] Инна Светлова стр. 92 | |
3 неделя | «Не разбей чашечку» Широко открыт мой рот, Ходит «чашка» взад-вперед. Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка. | «Петушок» Петушок стоит весь яркий, Гребешок он чистит лапкой. Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх. | Игровые упражнение Кошка: «Мяууу» Собака: «Гавввв», «Аффффф», | «Клен» Ветер тихо клён качает, (руки на пояс) Вправо – влево наклоняет: Раз – наклон и два – наклон, (наклоны туловища вправо и влево) Зашумел листвою клён. (ноги на ширине плеч, руками покачать над головой) | Закрепление и автоматизация звука [ч] Инна Светлова стр. 108 | |
4 неделя | «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны) Зубы верхние –смотри: Чищу «чашкой» изнутри. Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъем языка. | «Курочка» Курочка прыг на крыльцо: Я снесла тебе яйцо. Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении. | Игровые упражнение Курочка: «Ко-ко-ко-ко». Петух: «Ку-ку-ре-ку».) | «Вышла Машенька гулять» Вышла Машенька гулять, (ходьба на месте) Чтоб цветов себе нарвать. (приседания) Тишина кругом стоит- (руки на пояс-повороты влево, вправо) Лишь кукушечка кричит. Она стала куковать (ритмичные прыжки) Раз, два, три, четыре, пять. (переход на шаг) | Закрепление и автоматизация звука [щ] Инна Светлова стр. 124 | |
5 неделя | «Покусаем язычок» Выдвигай свой язык, Чтоб лениться не привык. И от кончика до корня Я кусаю все проворней. Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости). | «Осы» Осы любят сладкое, к сладкому летят. И укусят осы, если захотят. Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным вращать им в разные стороны. | Игровые упражнение «Позовем голубей» (гули-гули-гули). | «Вышла Машенька гулять» Вышла Машенька гулять, (ходьба на месте) Чтоб цветов себе нарвать. (приседания) Тишина кругом стоит- (руки на пояс-повороты влево, вправо) Лишь кукушечка кричит. Она стала куковать (ритмичные прыжки) Раз, два, три, четыре, пять. (переход на шаг) ) | Закрепление и автоматизация звука [л] Инна Светлова стр. 140 | |
Апрель | ||||||
1 неделя | «Кусаем боковые края языка» «Горкой» выгну язычок, Пожую ему бочок: Левый, правый, оба сразу Я жую как по заказу. Цель: преодолевать спастичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка, способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам | «Жук» Жук летит, жужжит, жужжит И усами шевелит. Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими. | Игровые упражнение Несли тяжелую вещь, поставили на место: «Ух! Ух! Ух!» «Дровосеки». | «Кузнечик» Поднимайте плечики, (движения по смыслу слов) Прыгайте кузнечики, Прыг – скок, прыг – скок. Сели, травушку покушаем, Тишину послушаем. Тише, тише, высоко, Прыгай на носках легко. | Закрепление и автоматизация звука [л'] Инна Светлова стр. 146 | |
2 неделя | «Чистим зубы снаружи» Зубки верхние снаружи Нам почистить очень нужно. Зубки нижние – не хуже, Тоже чистки просят дружно. Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка. | «Птенчики в гнезде» Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо. Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно. Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить. | Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха.«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот. | «Цапля» Ходит цапля по болоту, (ходьба на месте, высоко поднимая колени) Не найдет себе работу. (повороты головы влево-вправо) На пенечек села, пять лягушек съела. (присесть) Раз, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте, высоко поднимая колени) Буду дальше я гулять. (спокойная ходьба). | Закрепление и автоматизация звука [л], [л'] Инна Светлова стр. 151 | |
3 неделя | «Загоним мяч в ворота» Щек своих не надуваю, Мяч в ворота загоняю. Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю. | «Краб» Краб ползет по дну, Выставив свою клешню. Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую. | Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха.«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота». | «Цапля» Ходит цапля по болоту, (ходьба на месте, высоко поднимая колени) Не найдет себе работу. (повороты головы влево вправо) На пенечек села, пять лягушек съела. (присесть) Раз, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте, высоко поднимая колени) Буду дальше я гулять. (спокойная ходьба). | Закрепление и автоматизация звука [к], Инна Светлова стр. 200 | |
4 неделя | «Лопаточка» Поперек улыбки лег – Отдыхает язычок. Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. | «Замок» Пальцы сплетем и замок мы получим. Повторим еще, и получится лучше. Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими. | Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха.«Ветерок кружит листочки». Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек. | «Музыканты» Мы играем на гармошке, (ходьба на месте) Громко хлопаем в ладошки. (движения по тексту) Наши ножки: топ, топ. Наши ручки: хлоп, хлоп! Вниз ладошки опускаем, Отдыхаем, отдыхаем. (потрясли внизу ладошками) | Закрепление и автоматизация звука [к'] Инна Светлова стр. 206 | |
5 неделя | «Дуем на лопаточку» Дую, дую на «лопатку», Чтоб была широкой, гладкой. Цель: вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе. | «Слон» В зоопарке стоит слон. Уши, хобот, серый он. Головой своей кивает, Будто в гости приглашает. Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой - указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью. | Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха.«Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации. | «Музыканты» Мы играем на гармошке, (ходьба на месте) Громко хлопаем в ладошки. (движения по тексту) Наши ножки: топ, топ. Наши ручки: хлоп, хлоп! Вниз ладошки опускаем, Отдыхаем, отдыхаем. (потрясли внизу ладошками) | Закрепление и автоматизация звука [к], [к'] Инна Светлова стр. 208 | |
Май | ||||||
1 неделя | «Горка» («Мостик») Улыбаюсь, рот открыт – Там язык лежит, свернувшись. В зубы нижние уткнувшись, Горку нам изобразит. Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка. | «Дерево» У дерева ствол, на стволе много веток, А листья на ветках зеленого цвета. Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами. | Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха.«Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр. | «Лягушки» Видим, скачут по опушке (присели-встали) Две весёлые лягушки, (присели-встали) Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте) Прыгай с пятки на носок. (выставить вперед правую ножку, затем левую) | Закрепление и автоматизация звука [г] Инна Светлова стр. 218 | |
2 неделя | «Ветерок дует с горки» С горки дует ветерок, И несет он холодок. Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно. | «Птичка» Пальчики - головка, Крылышки - ладошка. Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими. | Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха.«Спутник». Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше? | «Лягушки» Видим, скачут по опушке (присели-встали) Две весёлые лягушки, (присели-встали) Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте) Прыгай с пятки на носок. (выставить вперед правую ножку, затем левую) | Закрепление и автоматизация звука [г'] Инна Светлова стр. 223 | |
3 неделя | «Мостик построим – мостик разрушим» Ставлю я язык «дугой» И кладу – даю покой. Цель: научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка. | Филин Сидит филин на суку И кричит бу - бу - бу - бу. Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики - вверх (ушки), указательные пальцы вместе; они выставлены на вас, (нос). | Упражнения на дыхание.Развитие продолжительного плавного выдоха.«Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка. Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков. Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасаться только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз. | «Цветы» Наши алые цветки распускают лепестки. (плавно поднимаем руки вверх) Ветерок чуть дышит, лепестки колышит. (качание руками воево-вправо) Наши алые цветки закрывают лепестки. (присели, спрятались) Головой качают- бабочек встречают. (движения головой влево-вправо) | Закрепление и автоматизация звука [г], [г'] Инна Светлова стр. 226 | |
4 неделя | «Чистим нижние зубы» (с внутренней стороны) Ходит «горка» влево – вправо, Чистит зубки очень браво. Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка. | «Волк и лиса» Серый волк бежит по лесу, А за ним бежит лиса. Поднялись у них трубою Два пушистеньких хвоста. «Волк». Делаем "пароходик", большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде "лодочки" - верхнюю и нижнюю челюсти. «Лиса». Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой. | Упражнения на дыхание.Развитие продолжительного плавного выдоха.«Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык. | «Цветы» Наши алые цветки распускают лепестки. (плавно поднимаем руки вверх) Ветерок чуть дышит,лепестки колышит. (качание руками воево-вправо) Наши алые цветки закрывают лепестки. (присели, спрятались) Головой качают- бабочек встречают. (движения головой влево-вправо) | Закрепление и автоматизация звука [х] Инна Светлова стр. 236 |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка»
Конспект занятия
для детей младшего дошкольного возраста
образовательная область «Развитие речи»
Тема: «Весна пришла».
Подготовила и провела:
Ежгурова Н.О., воспитатель
Цель: закрепить знания детей о времени года «Весна»
Задачи:
Образовательные:
- Формирование умения слышать и понимать заданные вопросы по мнемотаблице, отвечать на них.
- Обогащать словарь детей.
Развивающие:
- Развитие речевой активности; развитие внимания, памяти, мышления;
- Развитие мелкой моторики рук, физической активности и артикуляционного аппарата.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие».
Форма проведения: вопросы - ответы
Предварительная работа: беседы о весне, рассматривание иллюстраций, разучивание пальчиковой игры «Маленькие птички».
Активизация словаря: сосульки, проталины, солнце пригревает, светит.
Методические приемы: игра; вопросы-ответы; практическая деятельность детей.
Оборудование и материал: Иллюстрации «Весна пришла» из серии «Времена года», игрушка Буравечек Югорка, ватные палочки, кистачки, жёлтая гуашь, бумага с изображением солнышка без лучиков, мнемотаблица, бумажные салфетки.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети заходят в группу и встречают гостей.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Приветствие:
Утром встали малыши
В детский сад они пришли
Соберемся все в кружок.
За руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
(Дети садятся на стулья).
Основная часть:
Дети сидят
Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашу группу! Ничего нового, необычного, интересного не замечаете? (Буровичок Югорка). А у него что-то есть. (Большой конверт с загадками) давайте посмотрим, что там внутри!
Воспитатель достает конверт.
Воспитатель: Вскрывает конверт, а там загадки. Ребята, Югорка хочет, чтобы мы помогли ему отгадать загадки. Поможем ему (Да, давайте.)
Воспитатель: Я вам сейчас загадаю загадки, послушайте и скажите, о каком времени года они.
Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает. Когда это бывает? (Весной.)
В теплый день из-подо льда
Мчится талая вода.
И шумит всех птиц звончей
Этот озорной... (ручей)
Дни погожие не редки,
Греются на солнце ветки.
И, как маленькие точки,
На ветвях набухли... (почки)
Воспитатель: Так какое сейчас время года? (Весна)
Воспитатель: Молодцы ребята. Правильно весна!
Воспитатель: Ребята, Югорка вчера приходил к вам в гости за помощью и ему так у вас понравилось, что сегодня он решил прейти к нам сегодня, чтобы мы ему рассказали что происходит с природой когда приходит весна.
Воспитатель: Скажите, какая она весна? Давайте придумаем красивые слова о весне.(добрая зеленая, веселая, громкая, красивая)
Воспитатель: Весной вся природа просыпается. Расскажите Югорке, что же бывает весной?
Беседа о весне.
Дети: Солнышко светит ярко, тает снег, распускаются листочки, появляется первая зеленая травка, птички весело щебечут.
Воспитатель: Все верно. Молодцы, это бывает весной.
Пальчиковая игра.
Дети любят всех зверей: (большой палец)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)
Пеликанов, журавлей, (средний палец)
Бегемотов, соболей. (безымянный палец)
Один кулак
Одна ладошка
Их поменяй быстрей ты крошка.
Теперь ладошка и клак и все быстрее делай так.
Воспитатель: ребята, мне кажется или у Югорки для нас что то есть, давайте посмотрим внимательно.
Работа с мнемотаблицей
Воспитатель: А расскажите мне по –очереди, какое же бывает солнышко (Яркое, теплое, желтое, круглое).
Воспитатель: А небо какое весной? (Синее, голубое, по небу плывут облака).
Воспитатель:Снег и сосульки, что делают? (Всё тает)
Воспитатель: А ручей какой весной (Звонкий, холодный, быстрый).
Воспитатель: В ручейках и лужах, что можно пускать? (Кораблики)
Воспитатель: А, чтобы кораблики поплыли, что нужно? (Ветер или подуть на них)
Артикуляционная гимнастика «Ветерок» (стоя)
Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и произнести длительный выдох.
Воспитатель: Молодцы! Какой хороший у нас ветерок получился. А теперь продолжим…
Воспитатель: Что капает с тучек? (Дождик)
Воспитатель: А трава какая весной? (Зеленая, нежная, первая).
Воспитатель: На деревьях, появляются? (Почки, а потом листочки)
Воспитатель: Просыпаются? (Насекомые)
Воспитатель: Кто прилетает с тёплых краёв? (Птицы)
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Давайте разомнём наши пальчики. Встаньте со своих стульев.
Физминутка «Маленькие птички»
Маленькие птички
Прилетела к нам, к нам, к нам. (машут руками)
Маленькой птичке
Зернышек я дам, дам, дам. (протягивают ладошки вперёд)
Маленькая птичка
Зернышки клюет, клюет. (пальчиками одной руки стучать по ладошки другой)
Маленькая птичка
Песенки поет, поет.
Чик – чирик, чик – чирик, чик – чирик.
Воспитатель: Молодцы ребята! Весна к нам пришла. Светит солнце и пригревает.Тает снег, появляются лужи, бегут ручьи. Идёт тёплый весенний дождик. На деревьях набухают почки, появляются листочки, насекомые просыпаються, прилеают пеелетные птицы из теплых стран.
Давайте кто нибудь из вас попробует сам расказать о весне.
Воспитатель: Молодцы!
Рефлексия
Воспитатель:
- О каком времени года мы сегодня говорили? (Весна)
- Что происходит с природой весной? (Просыпается, светит солнце ярче, снег тает, появляется травка, цветы, почки на деревьях и т.д.)
На этом наше занятие подошло к концу.
Вы сегодня молодцы!
Воспитатель: ребята, Югорка приготовил для вас сюрприз. (кораблик с бумажными корабликами для детей)
Центр Худ.творчества (рисование ватными палочками)
«Лучики для солнышка»
Чтобы росли деревья, цветы, чтобы у всех было радостное, веселое, весеннее настроение нужно солнышко.
А каким солнышко бывает? (Ярким, лучистым, жёлтым.) А какую геометрическую фигуру напоминает нам солнышко? (Круг). У вас на столе листочки. На них изображено солнышко. А чего не хватает у солнышка? (Лучиков) Вам нужно нарисовать лучики. Каким цветом будем рисовать? (Жёлтым)
(Дети выбирают чем будут рисовать ватными палочками или кисточкой.)
Скажем нашим гостям до свидания.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка»
Конспект занятия
для детей старшего дошкольного возраста
образовательная область «Развитие речи»
Тема: Пересказ рассказа В.В. Бианки «Купание медвежат».
Подготовила и провела:
Ежгурова Н.О., воспитатель
Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать навык умения у детей целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.
- Формировать умение у детей составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы.
Развивающие:
- Развивать умение отвечать на вопросы полными ответами.
- Развивать связную речь, зрительную память, мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к художественному слову.
Интеграция областей: чтение художественной литературы, познания, коммуникация.
Предварительная работа: рассматривание картинок и изображением медведей, беседа о медведях, чтение сказок, стихов о медведях.
Активизация словаря: медведица, медвежонок, шлепок, шиворот, окунать, догнала, надавала, окунать, испугался.
Оборудование: текст рассказа В.В. Бианки « купание медвежат», графические схемы.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Воспитатель:- Ребята, послушайте и угадайте, о каком звере я буду говорить
Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят поспать. Сластенами их зовут, потому что они любят кушать мед.
Воспитатель: - Догадались, что это за звери?
Дети:- Медведи.
Воспитатель: - Правильно, это медведи.
Воспитатель: - Ребята, как мы назовем папу медведя?
Дети:- Медведь.
Воспитатель: - Маму?
Дети:- Медведица.
Воспитатель: - Детёнышей?
Дети:- Медвежата.
Воспитатель: - Это чья семья?
Дети:- Это медвежья семья.
2.Основная часть:
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам отправится в лес, где произошла удивительная история, которую описал В.В. Бианки.
Воспитатель:- Но, прежде чем отправиться скажите, как называется человек, который пришел в лес охотиться?
Дети:- Охотник.
Воспитатель: - Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа, который написал Виталий Валентинович Бианки, а называется рассказ «Купание медвежат».
3. Чтение отрывка рассказа с последующим обсуждением.
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка.
Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Медведица догнала его, надавал шлепков, а потом — в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный и им было очень жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
Обсуждение рассказа:
Воспитатель: - Почему испугался охотник?
Дети:- Потому что громко трещали сучья.
Воспитатель:- Куда он взобрался от испуга?
Дети:- На дерево.
Воспитатель:- Кто появился на берегу реки?
Дети:- На берегу реки появилась большая бурая медведица и два медвежонка.
Воспитатель:- Как называют семью медведей?
Дети:- Медвежья семья.
Воспитатель:- Что стала делать медведица?
Дети:- Медведица схватила одного медвежонка за шиворот и начала окунать его в воду.
Воспитатель:- Почему один из медвежат убежал в лес?
Дети:- Потому что он испугался холодной воды.
Воспитатель:- Почему медвежата остались довольны купанием?
Дети:- Потому что вода освежила их.
Воспитатель:- Ребята, как вы думаете, охотнику было интересно наблюдать за медвежьей семьей?
Дети:- Да.
Воспитатель:- Как вы думаете, расскажет ли охотник своим друзьям о том, что видел?
Дети:- Расскажет.
Воспитатель:- А вы рассказали бы?
4.Физкультминутка «Медвежата в чаще жили».
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так – головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)
И в развалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд)
А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)
Вот болотце на пути! Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)
5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
6. Пересказ рассказа по графическим схемам: (индивидуально или по цепочке всеми детьми)
Воспитатель: - Ребята, постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста.
Воспитатель: - Ребята, пересказывать такой большой рассказ одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроем, даже вчетвером. Сначала надо рассказать о том, как медведи пришли на речку, потом как медведица полоскала первого малыша.
А потом? ( Как убежал медвежонок в лес).
А потом? (Как купали второго медвежонка).
И чем завершить пересказ? (Выкупанные медвежата остались довольны.)
Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 2-3 детей к мольберту).
7. Итог занятия.
Воспитатель:- С каким рассказом вы сегодня познакомились?
Дети: - «Купание медвежат»
Воспитатель: - А на какое произведение похож наш рассказ?
Дети: - На рассказ В.В.Бианки «Купание медвежат».
Воспитатель: - Что вам больше всего запомнилось из рассказа?
Воспитатель:- Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали?
Дети: - Бурая, за шиворот, окунала, знойный и т.д.
Воспитатель:- Ребята, а чей рассказ вам больше всего понравился?
Ответы детей:…
Воспитатель: - Ребята, вы все сегодня очень хорошо работали на занятии. Молодцы!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка»
Конспект занятия
для детей старшего дошкольного возраста
образовательная область «Художественно эстетическое развитие. (аппликация)
Тема: «Радужный котенок».
Подготовила и провела:
Ежгурова Н.О., воспитатель
Цель: изготовить аппликацию из цветных полос бумаги "Радужный котенок»
Задачи:
Образовательные
- Формировать умение наклеивать последовательно полоски, пользоваться кистью, клеем и салфеткой.
- Познакомить с нетрадиционным видом выполнения аппликации из полос бумаги;
Развивающие;
- Развивать фантазию и оригинальность, самостоятельность, аккуратность в работе, творчество.
- Развивать эстетический вкус, аккуратность в работе
- Упражнять в правильном и безопасном пользовании ножницами и навыках работы с клеем.
Воспитательная:
- Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Материалы и оборудование:
Трафареты с изображением котят А 4, картон А5, полоски цветной бумаги шириной 1—1,5 см,, ножницы, клей, готовые детали для глаз
Ход работы:
-Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в садик почтальон принес необычную посылку. Попробуйте отгадать, что находится в коробке?
Загадка: Острые ушки,
На лапках подушки,
Усы, как щетинка,
Дугою спинка.
Днём спит, на солнышке лежит,
Ночью бродит, на охоту ходит.
(Кот)
-Верно. А давайте с вами поиграем?
Пальчиковая гимнастика:
У кота четыре лапки – (Поднимаем и опускаем 4 пальца на обеих руках.)
Когти могут поцарапать – (Пальцы двигаются как коготки.)
Не лицо у них, а морда – (Соединить пальцы двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальцы, опуская их вниз.)
Хвост, усы, а носик мокрый – (Волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа.)
И, конечно, ушки – (Растираем ладонями уши.)
Только на макушке – (Массажируем две точки на темени.)
Мотивационный момент:
- Ребята, посмотрите, какого котёнка сделала я.
-Как вы думаете, из чего он сделан?
-Хотите сделать таких же котят?
- Ребята я приготовила для вас листы с котятами, полоски разного цвета, картонки на которых мы с вами будем делать аппликацию.
-Пройдите на свои места. Показывает аппликацию. Разбираем по этапам процесс выполнения.
-Прежде чем приступить к работе, давайте с вами выполним физкультминутку
Физкультминутка «Кот Антипка»:
Кот Антипка жил у нас. (Встали, руки на поясе)
Он вставал с лежанки в час. (Потянулись, руки вверх - вдох)
В два на кухне крал сосиски. (Повороты вправо-влево, ладонь ребром приставлена ко лбу)
В три сметану ел из миски. (Наклоны туловища вперед, руки на поясе)
Он в четыре умывался. (Наклоны головы к плечам вправо-влево)
В пять по коврику катался. (Изгибание туловища волнообразно)
В шесть хамсу тащил из кадки. (Махи руками перед грудью от себя-к себе)
В семь играл с мышами в прятки. (Хлопки в ладоши спереди-сзади)
В восемь хитро щурил глазки. (Приседания)
В девять ел и слушал сказки (Прыжки на месте)
В десять шел к лежанке спать, (Присесть на корточки)
Потому что в час вставать. (Ходьба на месте)
Основная часть
Теперь приступим к работе. Выбираем разного цвета полоски из которых будут ваши котята.
Затем берем клей и аккуратно приклеиваем на картон, последовательно, располагая близко к друг к другу, без промежутков. Цвет полосок выбирали по своему замыслу. Показываю наглядно выполнение работы.
-Затем берем трафареты с котенком из бумаги. После этого аккуратно приклеиваем котёнка на картон с приклеенными цветными полосками и получили силуэт котёнка. Благодаря тому, что процесс работы вели на картоне, удалось скрыть все недочёты и погрешности.
Для оформления мордочек используем готовые детали для глаз. Затем подрисовали усы.
Дети приступают к работе.
Во время выполнения работы педагог следит за детьми при необходимости им помогать.
Заключительная часть:
Побуждать детей к диалогу с помощью мотивационных вопросов.
- У всех получился котёнок?
- Сложно или легко вам было делать аппликацию?
- Как вы назвали своих котят?
- Что бы вы раскали о своём котёнке?
-Все большие молодцы, очень красивые котята.
Выставка работ.
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра «Составь пейзаж»
В художественно – эстетической деятельности ребенок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности, реализовать себя как творческая личность.
Цель: закрепление знаний о составных элементах пейзажа, о перспективе, линии горизонта, переднем и заднем плане картины.
Задачи:
- Познакомить с пейзажем как с одним из видов изобразительного искусства.
- Развивать умение составлять композицию, располагая элементы пейзажа (деревья, дома, животных, транспорт, людей и т. д.) по всему листу.
- Создавать композиции по собственному замыслу или по заданному сюжету (осенний, зимний, весенний, летний пейзаж); составлять о нём рассказ.
- Развивать глазомер, умение ориентироваться в пространстве.
- Вызвать у детей интерес к созданию композиций, развивать фантазию, эстетический вкус.
Материал: Ламинированные фоны с линией горизонта. Конверты с деталями пейзажа, людей, животных, дома.
Ход игры.
Дети составляют пейзаж определённого времени года.
Вариант 1. Воспитатель составляет пейзаж, допуская ошибку. Необходимо рассмотреть, найти ошибку, объяснить и устранить её.
Вариант 2. «Сделай так, чтобы «дерево» росло дальше (ближе, чем «дом» или «дом» был далеко и т. д.»
Вариант 3. Придумай пейзаж и составь композицию, выбрав нужный фон.
Вариант 4. Собери пейзаж и составь рассказ.
Вариант 5. Воспитатель предлагает добавить людей, животных, и составить рассказ.
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра «Составь натюрморт»
Цель: формирование творческого воображения, эстетических чувств в процессе ознакомления с натюрмортом.
Задачи:
1. Закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах.
2. Закрепить знания о предметном мире, его назначении и классификации.
3. Научить самостоятельно составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету.
4. Развивать чувство формы, ритма, цветовых сочетаний, ориентировку на листе (вверху, внизу, слева, справа, вблизи, вдалеке или сзади)
5. Придумывать название композиции;
Ход игры:
Детям предлагаются разнообразная посуда и емкости из различного материала и разного размера, им необходимо разложить овощи и фрукты в соответствии с их назначением. Далее они должны учесть соответствие цветовой гармонии, составить композицию и придумать ей название.
Усложнение:
Предложить детям составить композицию подбирая одинаковую форму, соблюдать цветовые сочетания, учитывая различные размеры предлагаемых предметов и емкостей;
Предложить на выбор зарисовать, слепить или сделать аппликацию по собранному образцу.
Результат:
Для детей: составили натюрморт и выиграли, расширились представления о жанре живописи - натюрморте.
Для педагога: дети выполняют правила игры, умеют составлять натюрморт, ориентироваться на листе бумаги.